Онтология как философское учение о бытии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтология как философское учение о бытии



Понятие онтологии

Основные трактовки бытия

Виды и формы бытия

 

Онтология (греч. on – сущее, logos – учение) – это учении о бытии всего сущего, о всеобщих принципах организации бытия.

 

Понятие онтологии ввел в философию в первой половине 18 века Вольф. Работа Вольфа «Первая философия или онтология» 1730 года. Он определял онтологию как науку о бытии вообще, считал ее первой философией.

 

Основоположники онтологии:

· Гераклит, Парменид, Платон

 

Онтология изучает всеобщие принципы и законы организации реальности во всех сферах ее бытия. Специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности.

 

Центральные категории онтологии: бытие и небытие.

Понятие бытие фиксирует все то, что есть, что существует. Категория «бытие» означает всеобщее свойство вещей существовать, быть в наличие. Философская категория «бытие» отражает существование как таковое безотносительно к его конкретному носителю. Вокруг учения о бытии всегда велись и до сих пор ведутся острые дискуссии.

Основные трактовки бытия:

· Мифологическое истолкование бытия

· Натурфилософская онтология

· Классический вариант трактовки бытия

· Современный этап – это позитивизм и экзистенциализм.

 

Бытие

Классический вариант понимания бытия возникает в античной философии. Многие мыслители того времени признавали основой бытия атомы, которые понимались как материал, основа всех вещей.

 

Начиная с философии Канта, бытие связывается с познавательной и практической деятельностью человека. Человек рассматривается в системе сложных бытийных отношений. Понять человека можно лишь исходя из его встроенности в целостность реального мира.

 

Современный этап трактовки бытия. Немецкий философ Риккерт различает чувственно-реальное и ирреальное бытие. Он отмечает то, что естествознание имеет дело с миром ценностей. Риккерт сводит бытие к сознанию субъекта, при этом сознание понимается как всеобщее безличное сознание. Реальность рассматривается как результат деятельности безличного сознания, конструирующую природу.

Для феноменологии немецкого мыслителя Гуссерля характерно проведение различий между реальным и идеальным бытием. Реальное – это внешнее, временное, идеальное – это мир чистых сущностей (эйдосов), обладающих подлинной очевидностью.

 

Небытие

 

В окружающем мире наряду с фактом присутствия вещей и явлений есть «эффект отсутствия». Категория небытия обозначает свойство вещей не существовать, отсутствовать.

 

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или прекратило свое существование.

 

Наиболее фундаментальная философская проблема – это соотношение бытия и небытия.

Парменид ставит вопрос: «Что является изначальным: бытие или небытие?» Это вопрос об определенных основаниях мира и природе его существования.

А. Чанышев говоря о категории небытия, отмечает, что все возникает на время, а погибает навечно. При этом даже существуя, любое явление несет на себе печать небытия. Оно представляет собой неразрывное единство бытия и небытия.

 

Абсолютное бытие

 

Наделяется свойствами вечности, стабильности – Бог, абсолютные идеи Гегеля, материя в материализме. Такое бытие принципиально не наблюдаемо – оно трансцендентно. Постигается лишь откровением или рациональным умом. Оно лежит в основе всякого конкретного сущего и является творцом. Абсолютное небытие приравнивается к ничто, к полному отсутствию чего бы то ни было.

М. Хайлеггер писал: «Ничто – есть отрицание всей совокупности сущего, оно абсолютно не-сущее». В культуре иногда делается попытка выразить в виде художественного образа – черный квадрат Малевича.

 

Существуют различные трактовки понимания бытия:

1. Субстанциальная

2. Атрибутивная

 

Субстанциальная трактовка бытия формируется в Античной философии. В роли субстанции выступают как духовные (Бог, числа), так и материальные сущности (атомы, материя как первичный субстрат каждой вещи. Аристотель). Субстанциальное понимание бытия содержится в концепции Дж. Бруно, Лейбница – духовные сущности. У Бруно это монады как бесконечно малые духовные сущности. У Лейбница это монады, только они понимаются как активно деятельные образования.

 

Атрибутивная трактовка бытия формируется в Новое время. Р. Декарт, И. Кант. Декарт говорит: «Бытие само по себе реально, но в его реальности человек убеждается деятельностью сознания.

 

Классический вариант онтологии не лишен ограниченности. Анализ бытия как чистого бытия как бы уравнивает все сущее в мире. Человек интерпретируется как природный объект, подчиняющийся естественным законам.

В постклассической философии формируется новая онтология. Это онтология человеческой субъективности, бытия человека в мире.

 

Онтология субъективности рассматривает человеческое бытие в физическом мире и бытие в сознании, которое осмысливается человеком как временное и конечное, приобретает человеческое измерение. В постклассической онтологии много внимания уделяется теме онтологической судьбы человека, его неизбежному уходу из бытия в небытие, доказательству тайного смысла существования, идее вечной жизни человеческой души, представлению о социальном бессмертии человека, продолжение его жизни в потомках.

Выделяют два основных вида бытия:

Ø материальное;

Ø идеальное (духовное).

 

К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность: природные объекты, бытие вещей, бытие человека, бытие общественной жизни.

Идеальное бытие представляет явления духовной жизни человека в обществе – их чувства, насторения, мысли, идеи, теории. Идеальный вид бытия существует в виде понятий, формул, текста.

 

Идеальное и материальное бытие могут быть представлены в четырех основных формах бытия:

1. Бытие вещей, процессов природы;

2. Бытие человека;

3. Бытие духовного, идеального;

4. Бытие социального (бытие отдельного человека и бытие общества).

 

Главные сферы бытия:

· природа;

· общество;

· сознание.

Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры.

 

Онтологический анализ бытия стремится выявить во всем многообразии сущего его атрибуты:

ü структурность;

ü динамику;

ü топологическая (пространственная);

ü темпоральнаая организация бытия (время).

 

Классика и современность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.011 с.)