Ранний железный век западной сибири 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранний железный век западной сибири



Усть-полуйская культура. Поселения усть-полуйцев располагалаись на речных мысах и высоких надпойменных террасах В ряде случаев поселения укреплялись рвом и валом. Жители этих посёлков вели комплексное хозяйство, основанное на рыболовстве. сухопутной охоте и зверобойном промысле. Жители Усть-Полуя охотились главным образом на дикого оленя Об этом свидетельствует. как огромное количество костных остатков северного оленя, так и то. что олений рог был поделочным материалом. из которого изготовлена подавляющая часть усть-полуйских вещей Объектами охоты являлись также лось, северный олень, песец. лисица, заяц, куница, соболь, выдра, бобер и птицы. Охотились усть-полуйцы вооружённые луком ложного типа, от которого уцелели концевые пластинки из оленьего рога. Наконечники стрел были из кости и рога оленя разнообразной формы, трёхгранные или ромбические з сечении, часто с шипами, а также бронзовые Имелись и гарпунные наконечники. Важное значение имели рыбная ловля. вероятно, были в употреблении и сети В экономике северных районов усть-полуйской культуры существенную роль играл зверобойный промысел. Одежды выделывались из шкур оленей и лосей, а также из песцового меха. Использовалась вероятно и рыбья кожа. Шкуры обрабатывали разнообразными скребками. С приготовлением одежды связаны проколки, а также иг ты. о наличии которых свидетельствуют иголники-трубочжи из длинных эстей крупных птиц. Обработка шкур и волокна, изготовление одежды и ниток, так же как и гончарное производство, вставляли сферу производственной деятельности женщин. На поселениях обнаружено громадное количество железных ножей. служивших основным инструментом для обработки дерева и кости Железо было, видимо, дорогим материалом. Об этом можно лить по изношенности усть-полуйскнх ножей и по тому, что костяные рукоятки ножей разламывалис.. Наряду с железом применяли усть-полуйцы и бронзу. Из бронзы отливались кельты, различное оружие а также украшения и фигурные изображения. В Усть-Полус вскрыта раскопками бронзолитейная мастерская. Основу питания усть-полуйцев составляли оленье мясо и рыба, немаловажную роль должны был играть также ягоды, съедобные корни. При еде использовались ложками. Весь облик у сть-полуйской культуры свидетельствуют о том. что она принадлежала оседлому селению. Наряду с наземными постройками существовали углубленные полуземлянки. Судя по той землянке, которая была скопана в Салехарде. это было довольно обширное помещение, четырёхугольное в плане, размером около 100м2. с очагом середине и приземляными нарами, расположенными вдоль стен Крыша опиралась на столбы, размещённые симметрично по обе стороны очага. По планировке салехардская землянка близка к современным летним жилищам обских угров, где также имеется середине очаг, по обе стороны которого вдоль стен устроены нары. Многие из вещей землянки украшены знаками собственности - тамгами. Появление укреплённых городищ на севере Западной Сибири приходится на усть-полуйское время о свидетельствует о том. что в этот период участились военные столкновения; они были связаны, вероятно, с тем. что в руках.некоторых родов накапливались крупные богатства. Иску сство представлено как орнаментом, так и графикой и скульпту рой, ные изображения, плоские и объемные, обычно украшают предметы быта и утварь: рукоятки ложек, костяные рукоятки 1сзны.х ножей, поясные застёжки. В стилистическом отношении усть-полуйская резная кость подразделяется на две основные группы. Объёмная резьба первой из этих групп выполнена в древних уральских традициях - это изображения голов зверей и ц. Во вторую группу входят изображения “борьбы зверей", а также геральдически противопоставленные фигуры животных и ц Как в искусстве, так и во всей материальной культу ре усть-полуйского времени выступают две разные струию

 

Первый комопнент - арктический. Таковы; например, гребни, аналогии которым имеются в археологии (мосов и индейцев Северной Америки. Арктические элементы в усть-полуйской культу ре были связаны с местным её компонентом. Второй вариант усть-полуйской культуры - степной по его истокам. Это бронзовые котлы, от них происходят глинянные сосуды на поддонах, пластинчатые доспехи, сходные с теми, которые известны в соседних степных и лесостепных зонах

 

Большереченская культура. VII-VI в до.н.э лесная зона Верхнего Приобья и.Притомья.. Население жило в укреплённых местах, поселениях, в полу земляночных жилищах прямоугольной формы с открытым очагом, располагавшимся в серединеица. Хояйство большерсченского населения было комплексным. Основными отраслями его являлись пастушеское овцеводство и примитивное мотыжное земледелие. Из домашних животных разводили лошадей крупных и мелкий рогатый Мясо лошади х потреблялось в пищу, использовалась она и в качестве транспортного животного, на что указывают находки вых псалии Мотыжноное земледелие давало небольшое количество зерна, размол его производился на каменных тёрках. части которых найдены в полу землянках. Серьёзным подспорьем в хозяйстве были рыболовство и охота. Орудием служил и лук.. Костяные наконечники стрел в большом количестве найдены на большереченских поселениях. Охотились на медведя, косулю, марала, мясо которых шло в пищу Практиковалась и охота на пушных зверей: бобра, зайца, соболя и IX. шкурки которых шли для шитья одежды, а возможно и на обмен с соседсними степными племенами. О занятиях металлургией свидетельствуют находки каменных и гляняных литейных форм на поселениях Притомья и Верхнего Приобья.а: своеобразный тип пластинчатых бронзовых ножей, изготовлявшихся большереченскими племенами. Как и татарских;н Минусинской котловины, в VII -V в до н.эу верхнеобского населения господствовали медные оруждия. В V-I11 в до.н.э наряду с бронзой для изготовления ножей, кинжалов, чеканов стало использоваться железо. К числу домашних производств относились обработка кости и рога, гончарство, прядение и ткачество. Из кости и рога делались наконечники стрел, трепала для пряжи, гребня, рукоятки ножей и другие предметы. Глиняная посуда лепилась от руки двумя способами: ленточным налепом и выдавленном горшка из целого куска глины. Первый способом применялся при выделки плоскодонной глины, второй - при изготовлении круглодонных небольших чаш.

Саргатская культурно-историческая общность. VI 'V до.н.э - IV н.э Основные памятники саргатской общности - поселения и могильники. Большинство саргатских поселений - это селища. В то же врямя хорошо изучены и городища - мысовые и береговые, защищенные с напольной стороны или по перимуетру рвами и валами. Конструктивную основу вала могли составлять бревенчатые срубы, а на самом валу иногда возводился частокол либо стена из плетня на вертикальных бревенчатых опорах Жилища полуземляночные и наземные, кг ркасно-столбовые, с очагами-кострищами. Изначально они были однокамерными, однако постепенно, обрастая пристройками. дома становились двухкамерными с большим (жилым) и меньшим (хозяйственным) помещениями - и даже грех- и четырёхкамерны|ми. Погребения саргатской общности подкурганные. нередко "впущенные" в уже стоявшие тут курганы эпохи бронзы. Характерная черта большинства курганов саргатских наличие ритуальных рвов вокруг насыпей, содержащих, как и сама насып, остатки тризны (керамика, кости животных, следы огня) Хоронили в ямах, по обряду трупоположения. на спине, в вытянутом состоянии. Погребённого сопровождали керамические сосуды, орудия труда, украшения, оружие. Над могильной ямой могли воздвигаться бревенчатая шатровая или пирамодообразная конструкция, обкладывавшаяся затем дерновыми Зрикетами. формировавшими собственно курганную насыпь. Сосуды лепные, основном круглодонные, реже - плоскодонные, по форме яйцевидные. шаровидные и баночные Сосуды декорированы по верх вдавлениями и нарезками в виде геометрических фигур Известны также керамические и каменные ритуальные люда и курильницы. Кроме того, в зону саргатской общности от степных коечвников импортировались бронзовые котлы. Орудия труда представлены железными ножами, теслами, "кельтами", мотыгами, костяными шильями и проколками, пряслицами Вооружен) составляли сложные луки "гуннского типа” серединными и концевыми костяными пластинами-накладками. Стрелы вначале имели бронзовые наконечники скифского типа а затем - крупные железные и костяные наконечники сарматского и хуннсского типа. Известны и железные наконечники копий листовидной формы, железные мечи и кинжалы скифского, а затем и сарматско типов. Для защиты использовались щиты и кожаные куртки с нашитыми на нахи костяными пластинами. Со временем костяны пластины сменяются железными. Элементы одежды и украшения представлены в основном: ипластинчатыми поясными пряжками с неподвижным крючком, а позднее - с подвижным язычком неподвижными бляшками из бронзы, гривнцами. браслетами и сертгами из золота, серебра, бронзы, бусами из стекла, различных камней золота и бронзы.

 

42 ) КУЛЬТУРЫ СКИФСКОГО ВРЕМЕНИ ГОРНОГО АЛТАЯ.

Пазырыкская культура.Хронологические рамки культуры: VI-Ш в до н.э её ареал - Алтай и прилегающая часть Восточного Казахстана. Пазырыкская культура является продолжением и развитием местных памятников переходной эпохи от бронзового века к железному- (так называемого майэмирского типа). Основную информацию о пазырыкской культуре дают погребения Это малые и большие курганы с трупоположениями, обычно стоящие в ряд. один за другим, образуя меридианальные и широтные цепочки родовых могильников. Курганы имеют каменную, реже - каменно-земляную насыпь, перекрывающую могильную яму установленным в неё срубом или каменным ящик. Простейший мужской инвентарь - оружие, женский - нож и зеркало: и у тех. и других встречаются сосуды и кости барана. Около трети погребении сопровождались захоронениями лошадей, причём чаще всего лошадь укладывали в могилу к мужчину. Выделяются богатейшие родовые кладбища царского масштаба. Пазарыкские. Башадарские. Туэктинские и др. курганные группы. Эти курганы высотой 2-4 м. диаметром 50м и более. Все органические материалы в этих могилах остались в сохранности до наших дней благодаря уникальному явлению - образование под насыпями линзы вечной мерзлоты вследствие сочетания определённых природных и антропогенных факторов. Основу погребения составляла квадратная яма. которая имела стороны до 7м. глубину от 4 до 7 м. В южной части ямы сооружался деревянный сруб площадью от 9 до 24кв.м и высотой от 1.2 до 1.9м. Сруб|чаще имел двойные стены, которые увешивались коврами, деревянный пол. иногда засталанный во блоком, и бревенчатый потолок, перекрытый слоями проваренной бересты. В сру б ставили саркофаг-колоду, содержавшую преднамеренно мумифицированное тело одного человека или двух (мужчины и женщины). Рядом с саркофагом помещались сосуды с погребальной пищей, ритуальные столики, орудия труда и другие вещи, северной части ямы за пределами сруба укладывались погребальные поводки и принесённые в жертву кони в богатой сбруе, иногда в особых войлочных или кожаных масках-чехлах с имитациями оленьих или козлиных рогов. Толстые столбы, стоявши вдоль северной и южной стен сруба, подпирали мощные балки, на которые опирался верхний бревенчатый настил, сооружавшийся поверх потолка сруба и поверх отсека с конями и удерживавший на себе курганную насыпь К недавно открытым замечательным памятникам пазырыкской ку льтуры относится погребение женщины в кургане №1 могильника Ак- Алаха.3 (раскопки 1993г) и мужчины в кургане №3 могильника Верх-Калджин (раскопки 1995г). Эти мумии покрыты татуировкой, как и мумии из Пазырыкских кургаюв №2 и №5. Что же касается поселений, таковые пока не выявлены. Предположительно, жилищами на зимниках служили деревянные дома, nip подобию которых сделаны срубы в могилах, а летом люди жили в берестяных юртах, повозках и в войлочных жилищах. Курганы пазырыкской культуры содержали замечательные изделия из дерева, кости, войлока, кожи, шёлка, бронзы, железа, золота. и|других материалов. Часть этих вещей была произведена на месте, часть - импортирована из Ирана и Китая. Сохранность органических материалов позволила восстановит) комплекс пазырыкской одежды, в который входят: у женщин - длинный, до земли, войлочный кафтан с длинными рукавами, хлопчатобумажная или шёлковая рубаха, цилиндрическая тканевая юбка, затягиваемая на талии, войлочные чулки: у мужчин - сходный, но не столь длинный кафтан либо короткая куртка или шуба из шкур овцы или соболя, тканая рубаха; и мужчины, и женщины носили кожаные и тканые штаны. Обувью и тем и другим служили мягкие кожаные декорированные сапоги, а головными у борами у женщин были парики с вой; очными “султанами" с аппликациями либо полу шаровидные шапочки из лошадиной шкуры и др. тогда как у мужчин - войлочные башлыки шлемовидных и полу шаровидных форм с навершиями в форме башенок или птичьих голов. Специфичное ь проявления "скифской триады" пазырыкской культуре состоит в особенно широком распространении здесь бронзовых и позднее железных одноколчатых удил, я также У-образных бронзовых четырехдырчатых псалиев. а позднее S- образных деревянных двудырчатых псалисв с окончаниями в виде головой грифонов. антастических ушастых птиц, волчих и кошачьих хищников. Кроме того, местному звериному стилю присуще необычайное разнообразие симметричных многофигурных композиций, вариативность поз.? которых представлены животные в особенности популярно придание фигуре зверя S-видной формы, для чего его тело как бы перекручивается), обилие сцен терзания копытных нцными зверями и птицами. Своеобразны и типы местных керамических сосудов: в основном это лепные кувшины с высоким)рлом. которые могли украшаться спиралевидными налепами или кожаными зооморфными аппликациями..

 

ТАТАРСКАЯ КУЛЬТУРА

Татарская культура охватывает длительный период в семь столетий. Наиболее распространено сейчас деление его на четыре этапа: банковский VII-VI до.нэ, подгорновский - VI-V векдон.э, сарагашенский - IV-III, тесинский - II-I в. до.нэ. Характерной особенностью курганов всех этапов татарской культуp является наличие прямоугольно 'каменной ограды и столбообразных камней. Расположены в степи они группами..В основании их насыпи стоят высокие.Иногжа огромных размеров, камни, неположенные НПО углам и сторонам обычно невидимой на поверхности ограды На могилах баиновского этапа ограды слались высокие (первоначально 70-100см). Они были квадратными, небольшого размера (около 4-5м. иногда до 10м): для каждой могилы устраивалась обычно отдельная ограда, часто ограды пристраивались одна к другой. Могилы большей частью слались по-прежнему в виде каменного ящика из плит дикого камня. покрытого одной или несколькими толстыми плитами. Но невольно стали сооружать в могиле и сруб из тонких бревен. Погребенный всегда положен на спину, вытяну то, головой преимущественно на юго-запад, но как и раньше, в головах у него поставлен горшок с каким-то напитком, а в ногах - четыре куска мяса от зарезанного дитя погребальной тризны барана или быка, реже лошади. Часть сосудов сохраняется появившиемуся еще позднекарасукскос время форму яйцевидных остродсенных горшков и характерные для того времени орнаменты. Однако преобладают горшки баночные, отличающиеся от предыдущей формы лишь тем, что дно их приплюснуто, следовательно, не выпуклое. а плоское И эта форма горшков господствует затем на протяжении всей татарской культуры. Изготовляются также и бронзовыс орудия новых форм Характерны ножи с кольцом на конце гладкой плоской рукояти и с полукольцом, также ножи с гадкой плоской рукоятью.Бронзовое шило в отличие От карасукского имело гвоздевидную шляпку наверхну.

 

Появились новые виды оружия - чекан и боевой топорик. наиболее яркого выражения своих характерных особенностей татарская культура достигла на втором этапе развития - подгорновском (VI-Vв). Основная масса во множестве разбросанных по всей степи татарских курганов принадлежат подгорновскому этапу Внешне они имеют вид небольших плоских возвышений, холмиков, в основании которых находится пустыре высоких камня. Очень часто земляное возвышение над могилой настолько незначительно, что наш глаз его не замечает и а ровной поверхности степи мы видим только четыре камня раскопками же вскрывается прямоугольная ограда с высокими камнями по углам. В центре ограды находится обычно одна могила, просторная в 2-2.5 м длиной и 1-1.5 м шириной, устроенная в виде каменного ящика из плит или бревенчатого сруба, покрытая сверху одной-двумя массивными плитами. В могиле, как равило. погребён один человек, он лежит на спине, годовой ориентирован на юго-запад или в противоположном направлении, о-прежнему при нем у пояса лежат бронзовые нож. шило и зеркало, роговые ребенок и головной нож. В головах и ногах оставлены горшки с жидкой пищей, в ногах - по четыре куска мяса от одного или двух зарезанных для похоронной тризны животных. В мужских могалх часто можно обнару жить на уровне живота и бёдер погребенного бронзовые кинжал. чекан, боевой топорик и несколько наконечников стрел - остатки лука со стрелами. Нередко одному погребённому кладут в могилу два и даже два вида разного оружия.

 

Глиняная посуда сохраняется прежнюю форму, только веник сосуда имеет характерное утолщение по краю с резким ребром внизу, а орнамент состоит из одного или нескольких гладких, широких желобков: Ножи преимущественно пластинчатой формы с дугообразно изогнутым обушком, с не отделяющейся от клинка рукоятью, равномерно широкой о всей длине, с каплевидным или круглым отверстием Есть также ножи с рукоятью сужающей кверху, с маленьким круглым отверстием Шилья в отличие от банковских имеют круглу ю шейку между головкой и рабочей частью. У кинжалов наблюдается жестко офоромленное перекрестие с рельефно выделяющимися более или менее широкими гардами. Для боевого чекана характерен округлый или гранёный ударный стержень. заострённый на четыре грани, он украшен иногда скульптурной фигу рой зверя в пушковой части. Наконечники стрел костяные и бронзовые, разнообразны по форме. Бронзовые наконечники обычно гульчатые. с овальным или ромбическим пером, иногда с опущенным вниз жальцем

 

Сарагашенский этап (IV-IIIв). Памятники менее многочисленны. Они также широко распространены, но могильники состоят обычно всего лишь из нескольких курганов, не более 2 в одной группе. Курганы значительно больше по размерам, каменные конструкции их монументальнее. Надмогильный холм всегда хорошо виден на поверхности земли. Высота его обычно около метра. часто бывает и больше. Каменная ограда площадью около 200-3()0м2 обставлена десятью, реже восьмью высокими 1мнями В ограде находится одна, чаще две или три большие могилы, расположенные в ряд по линии с юго-востока на северозапад Квадратные могилы площадью от 10-15 до 50м2 содержат внутри бревенчатый сруб с таким же потолком. Сверху над могилой воздвигалось сложное сооружение из земли и камня, точные размеры и форму которого установить не удается. В промежутке между этими могилами и стенами ограды помещалось обычно еще несколько небольших могил (до 10 в одной граде), обычно детских. Большие могилы представляли собой погребальные склепы, родовые или фамильные, куда одного за другим в течение долгого времени хоронили многих умерших разного пола и возраста. В таких могилах иногда бывает погребено о 2-3 человека. но чаще по 10-20 чел. в одной могиле количество погребённых доходит до 100. Более богаты инвентарём могилы, в которых погребено по 2-3 человека. В них содержится больше бронзовых изделий, часто встречаются и золотые у крашения. В коллективных могилах находится большое количество различных предметов, ю по отношению к числу погребенных их очень ало Непропррционально мало глиняной посуды, костей животных, бронзовые изделий украшений Значительно изменились юта в и форма погребального инвентаря. Часто находится сосуды в виде вазы или котла на коническом поддоне Сосуды как правило, без орнамента, они отличаются от подобной посуды предыдущего этапа характерным прямым или косым срезом края венчика Бронзовые ножи преимущественно с расширяющейся наверху рукоять, имеющейся вид высокого равнобедренного треугольника, опущенного вершиной вниз. Другими характерными формами изделий являются ножи с тонким острорёберным кольцом, с ажурными рукоятями и с «рукоятими заканчивающимися широкой петлей Шилья с двух или трёхъярусной головкой на тонкой шейке. Кинжалы отличаются наличием гард в виде своеобразных узких рельефных усиков Чеканы обычно легкие, уменьшенных размеров и упрощённых формы, но часто с пяткой, превращенной в фигурку козла или пары козлов. Встречаются и массивные чеканы, но оЛи всегда с гранёным уплощённым стержнем, более лёгкого, чем на предыдущем этапе, строения и со стилизованной головкой птицы под стержнем. Очень характерны часто находимые в могилах сарагашеиского этапа бляшки в виде фигуры скачущего оленя и небольшие бронзовые коромыслообразные предметы неизвестного назначения со звериными головками на концах.

 

Последний этап татарской культуры - тессинский (II-Iв до.н.э). известен по двум видам памятников Прежде всего по огромным курганам, которые обставлены большим числом высоких каменных плит, а также всегда расположены в степи не группами а поодиночке. В курганах по одной могиле. Это обширные камеры площадью и 30-50м2. построенные из брёвен или горбылей, иногда в несколько рядов Покрытие их. покоящее на столбах, состоит из брёвен и толстых слоев хвороста и бересты Кости множества скелетов лежат на дне могилы сплошной массой, разобраться в которой трудной. В одной могиле было погребено более 100 человек, в другой удалось насчитать 109 черепов. Это несомненно родовые склепы, которые по истечении какого-то срока были закрыты и затем преданы огню Во всех могилах дерево и берестах обуглились часто сгорели Другой вид памятников - это необычные для степей Енисея могильники, представляющий собой группы очень тесно расположенных могил (от 10 до 100 и более) на одном небольшом участке. Маленькие прямоугольное оградки длиной в 2-Зм, шириной в 1-2 м. из вертикально поставленных плит пристроены друг к другу или отстоят одна от) другой всего лишь на полметра. В каждой ограде сооружено по одной могиле в виде каменного ящика Кроме того, многие могилы, особенно детские втиснуты в тесные промежутки между оградам, или в простенок между могилой и стеной ограды), или наконец ящики меньших размеров опущены в более крупные ящики. В могилах часто погребено не по одному человеку, а п<]> два. по три и до семи в одном ящике. Положение костяков в могиле и их ориентировка сильно варьируется В отличие от сарагашевского этапа теперь бронзовых орудии уже нет При погребённых находятся железные ножи, кинжалы. тёсла и другие орудия. Железные изделия воспроизводят форму предшествовавших бронзовых. Ножи, как и бронзовые цельнометаллические без деревянной рукояти, часто с кольцом на конце рукояти. Из железа изготовлялись пряжки, ложечковидные застёжки, крюки дитя колчана и др. Значительно отличается и глиняная посуда, хотя основная сё масса сохраняет прежнюю форму банки со Слегка выпуклыми боками и плоским дном. Эти сосуды, как правило, не имеют орнамента. Много сосудов на коническом подгоне, имитирующих форму “скифского" бронзового котла. Они имеют часто, как у котла, ручки и шнуровой орнамент. Наконец, характерны маленькие сосудики разных форм, в том числе прямоугольные, кубические, в виде блюдца с перегородкой и др. Новым) в погребальном обряде явился обычай посмертной трепанации черепа. Видимо часть погребённых была мумифицирована, в связи с чем и делалась трепанация (для удаления мозга из черепной коробки) Появился и обычай покрывать; ицо умершего гипсовой! маской. На некоторых масках сохранилась роспись их красками В последующие время, в первые века нашей эры, этот обычай получил на Енисее широкое распространение.

Основой хозяйства татарских племён, продолжавших традиции предшествовавшей карасукской культуры, было попрежнему яйлажнос скотоводство в мотыжное земледелие Яйла ясное скотоводство обычно сочетается и с земледелием, с возделыванием полей в районе зимних поселений. О значительной роли земледелия в татарской время говорит большое количество бронзовых серпов, известных по случайным находкам. Весьма вероятно, что глиняная поек да. находимая в могилах пустой, наполнялась не только молочной, но и растительной пищей Во всяком случае обряд погребения с обильной мясной и молочно-растительной пищей указывает на вполне развитое пастушеско-земледельческое хозяйство, обеспечивающее безбедное существование основных слоёв общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.140.227 (0.014 с.)