Яга баба едет С коркодилом драться. Русский лубок XVIII В 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Яга баба едет С коркодилом драться. Русский лубок XVIII В



 

Так устанавливается генеалогия образа: новое время - Баба-Яга - костяная нога (сказочный персонаж); дохристианская эпоха - Баба-Яга - одна нога (славянская богиня смерти); первобытная эпоха - Змея (олицетворение смерти).

 

The Serpent Goddess of ancient Crete, from the Minoan culture which predated Israel's but traded with the earlier Canaanites.This Wikipedia and Wikimedia Commons image is from the user Chris 73 and is freely available athttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Snake_Goddess_Crete_1600BC.jpg under the creative commons cc-by-sa 2.5 license.

 

Нетрудно восстановить и эволюцию в способах передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея (реконструируемый нами зооморфный период). Потом стала прыгать на одной ноге (стадия одноногого и хромоногого божества, зарегистрированная в некоторых сказках). Еще позже стала ездить в ступе по земле: "... бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба-Яга" [28]. И только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух. Последний, самый распространенный в сказках способ передвижения Бабы-Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от сверхъестественных функций, связанных с землей и преисподней. Баба-Яга превращается в чисто сказочный персонаж.

 

 

ЛИТЕРАТУРА и ПРИМЕЧАНИЯ

 

[1] В. Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946,. стр.40-96; Б.А.Рыбаков. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства, т.I. М., 1953, стр.82.

[2] В. Я. Пропп, ук. соч., стр.57.

 

[3] В. Я. Пропп, ук. соч., стр.57.

 

[4] Русская сказка, т. I. Изд. "Academia", М., 1932, стр.190.

 

[5] Д. Н. Садовников. Сказки и предания Самарского края. СПб., 1884, стр.130.

 

[6] Наш вывод в общем совпадает с мнением В. Я. Проппа, что костеногость - признак сравнительно поздний, и костяная нога развилась из животной ноги (ук. соч., стр.56-58). Только, согласно нашим наблюдениям, между животноногой Бабой-Ягой и костеногой есть промежуточный образ Бабы-Яги одноногой.

 

[7] Реальный словарь классических древностей. СПб., 1885, стр.602- 603.

 

[8] H. Schultz. Urgeschichte der Kultur. Leipzig und Wien, 1900, -5. 579.

 

[9] М. С. Альтман. Греческая мифология. Л., 1937, стр.45.

 

[10] А. О. Лосев. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957, стр.41.

 

[11] П. В. Шеин. Материалы по изучению быта и языка русского населения Северо-Западного края, т. III. СПб., 1902, стр.312.

 

[12] А. Марков. Из истории русского былевого эпоса. "Этнографическое обозрение", 1906, NN-3,4, стр.17-18.

 

[13] В. Н. Xарузина. Этнография, вып. I. М., 1909, стр.381-382.

 

[14] Э. М. Яншина. О некоторых изображениях на рельефах хэньских погребений (II в. до н.э. - II в. н.э.). "Вестник древней истории", 1961, N-3. стр.71-75.

 

[15] Геродот. История в 9 книгах, т. I, Пер. Ф.Г.Мищенко. М., 1885, стр.300-301.

 

[16] Н. И. Артамонов. Антропоморфные божества в религии скифов. Археологический сборник, вып.2. Изд. Гос. Эрмитажа. Л., 1961, стр.57-87.

 

[17] М.С. Альтман, ук. соч., стр.128.

 

[18] В. Я. Пропп, ук. соч., стр.245-246.

 

[19] Во избежание недоразумений необходимо сделать еще одну оговорку. Правило "ищите змею" приложимо не ко всем без исключения мифологическим существам, имеющим необычные ноги. Так, в истоках антропоморфной морской богини Фетиды, которую Гомер называет "среброногой" (образ рыбьей чешуи), лежит не змея, а рыба. В основе образа может лежать, по нашему мнению, также червь, скорпион и т.п. Образ одноногих и одноруких существ, известный у ряда народов (Сибирь, Китай), мог возникнуть в результате деления пополам нормальных антропоморфных существ. Этот образ входит в особый круг представлений, согласно которым в царстве мертвых живут половинки вещей: половинное солнце, половинная луна и т.д. Счастливые страны, населенные половинными (одноногими, однорукими) людьми, есть все основания сопоставить с Елисейскими полями древних греков.

 

[20] Н. Е. Ончуков. Северные сказки. СПб., 1908, сказка 152.

 

[21] Так, Кадм и Гармония, легендарные основатели Фив, закончив земное поприще, превратились в змей. Денге, бог фиджийцев, после свершения славных подвигов, потерял человекоподобный вид и сделался змеей.

 

[22] А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т. III, СПб., 1869, стр.588. - В имени адского змея из "Старшей Эдды" - Нидхегг - сохраняется, по всей видимости, тот же корень.

 

[23] П. П. Ефименко. Первобытное общество. Киев, 1952, стр.411.

 

[24] В. И. Равдоникас. Элементы космических представлений в образах наскальных изображений. "Советская археология", N-4, 1937, стр.18.

 

[25] К. Д. Лаушкин. Онежское святилище, ч.1. "Скандинавский сборник", IV, 1959, рис.5 на стр.51. - Фигура полузмеи (получервя)-получеловека выбита на скале среди изображений, связанных с царством мертвых.

 

[26] М. Э. Матье. Мифы древнего Египта. Л., 1940, стр.33-34.

 

[27] Н. Харузин. Этнография, IV (Верования). СПб., 1905, стр.431.

 

[28] Н. Е. Ончуков, ук. соч., стр.372.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.131.213 (0.044 с.)