Zeus and Typhoeus; Black-figure hydria (water jug), c. 550 BC 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Zeus and Typhoeus; Black-figure hydria (water jug), c. 550 BC



 

Образ славянского бога грозы Перуна, несомненно, был связан с образом змеи как первобытным олицетворением молнии. Некоторые источники его прямо называют "змиякою" [12]. Согласно сформулированному выше правилу, мы ищем рассказ о его ногах, и находим. В черногорской легенде об Илье Пророке, под именем которого скрывается древний образ громовержца (Перуна), сообщается, что бог-громовик был ранен в ногу дьяволом [13]. Возможно, что этот рассказ - такой же "мифологический атавизм", как и рассказ о повреждении Тифоном ног греческого громовика Зевса, смутное воспоминание о том, что славянский бог грозы был когда-то хромым.

 

Изображение древнего Литовского флага (T. Narbutt 1835)

 

Можно привести еще много примеров. Но и приведенные дают возможность расположить их в эволюционный ряд, выявляющий этапы антропоморфизации змеи как существа мифологического:

 

1) змея (первобытная стадия);

 

2) человекоподобное существо со змеиным хвостом (стадия Эрихтония);

 

3) одноногое божество;

 

4) хромое божество (стадия Гефеста);

 

5) божество, имеющее недостаток в ноге (стадия Эдипа);

 

6) божество вполне "очеловеченное", на былую хромоту которого намекает только миф или ритуал (стадия Зевса).

 

Писидия, Септимий Север, 193-211 годы, медальон. На реверсе сидящий на троне Зевс, внизу два змееногих гиганта.

 

Но это самая общая схема. В эволюции конкретного мифологического образа могут выпадать те или иные этапы. Так, по-видимому, не все божества, ведущие начало от змеи, проходили стадию одноногости. Вместо формирования ноги из хвоста появлялись два змеиных хвоста - будущие ноги или ноги, похожие на хвосты.

 

Провинция Лидия, Каракалла, 198-217 годы, медальон. На реверсе Деметра правит колесницей, запряжённой крылатыми змеями, в каждой руке держит по зажжённому факелу.

 

Например, китайские Фуси и Нюйва, божества смешанной породы (верхняя часть человеческая, нижняя - змеиная), породили ребенка, у которого были две человеческие ноги, но еще де освободившиеся от признаков змеиных хвостов [14]. Здесь мы воочию видим (на ханьских рельефах, изображающих эту группу), как боги во втором поколении переходят на более высокую ступень мифа. Вероятно, некоторые скифские божества испытали аналогичную метаморфозу. Геродот сообщает, что скифы в своей мифологии имели образ полуженщины-полузмеи: "верхняя часть - от сидения представляла женщину, а нижняя - змею" [15]. В дальнейшем этот образ, очевидно, лег в основу более позднего образа змееногих богинь [16].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.004 с.)