Значение этики и деонтологии в здравоохранении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение этики и деонтологии в здравоохранении.



1. Этические проблемы в современном здравоохранении.

2. Базовые термины сестринской деятельности: самостоятельность, доброжелательность, непричинение вреда, справедливость, преданность.

3. Этические принципы сестринской деятельности.

3.1. Милосердие: объективное добро (клинический ответ) и субъективное добро (ценности пациента).

3.2. Автономия пациента: проявление уважение и качество жизни.

3.3. Справедливость.

3.4.Полнота оказания помощи.

4. Процесс принятия этических решений.

5. Этические дилеммы и алгоритм их решения.

6. Критерии высокой и низкой квалификации медицинской сестры.

7. Причины злоупотребления служебным положением.

8. Приказ МЗ Свердловской области № 305-п от 17.03.08 г. О реализации принципов медицинской этики и деонтологии в системе здравоохранения Свердловской области

Медицинская этика возникла тысячелетия назад, одновременно с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине наряду с советами по сохранению здоровья и лечения болезней излагаются требования этического характера, которым должен следовать врач, нравственное значение помощи больному и решения, которые должно принимать государство в отношении своих граждан, исходя из заботы об общественном здравоохранении. Этика – наука о морали. Термин «этика» был введён Аристотелем. Очень точно суть медицинской этики сформулировал А.Ф.Билибин: «Медицина для истинного медика больше, чем профессия, - она образ жизни». Этика занимается изучением морали, нравственности. Одна из категорий морали – долг, чувство необходимости выполнения своих обязанностей по отношению к другим людям, к обществу в целом.

Долг медработника – забота о физическом и психическом здоровье людей, проведение профилактической и санитарно-просветительной работы, сохранение врачебной тайны, оказание медицинской помощи независимо от национальной и расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений.

Нравственность – это реальное воплощение морали в жизнь через обычаи, нравы, поведение людей при определённой системе общественных отношений.

Наиболее известным документом является Клятва Гиппократа (V в. до н.э.), оказавшая огромное влияние на все последующее развитие медицинской этики. Постепенно определились основные вопросы медицинской этики.

Медицинская Этика (от греч. ethos — обычай, мораль) — философская дисци­плина, изучающая мораль и нравственность. По отношению к врачам медицинская этика называется врачебной, к медсёстрам – сестринской.

Медицинская деонтология (от греч. deon, deontos — долг, долж­ное; logos — учение) — наука о профессиональном долге медицин­ских работников. Термин «деонтология» введен в обиход англий­ским философом И. Бентамом как обозначение науки о профессио­нальном поведении человека. Этика неразрывно связана с деонтологией. В отечественную медицину термин «деонтология» ввел выдающийся ученый-хирург Н. Н. Пирогов, распространив принципы деонтологии на деятельность медицин­ских сестер. В медицинском понимании деонтология — это учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к пациенту. Помимо этого, деонтология устанавливает нормы взаимоотношений между медиками и родственниками пациента, а также между коллегами в медицинском коллективе. Итак, медицинская этика определяет моральные отношения, а медицинская деонтология — профессиональные отношения в рамках между медиками, пациентами и родственниками.

Излагая кратко историю медицинской этики в России, прежде всего, следует сказать о М. Я. Мудрове - первая треть 19-го века. Бессменный декан медицинского факультета Московского Университета. Он переизбирался 5 раз, переводчик Гиппократа - Мудров говорил студентам о его трудах: «Сию главу надо читать на коленях!». Этические наставления Мудрова сначала касаются образа жизни медиков: чистоплотности, опрятности одежды, жилища, особых требований к их речи и к тому, что в современном сестринском деле называется «языком тела». Далее Мудров говорит о необходимых моральных качествах медика: «...готовность помощи во всякое время, и днем, и ночью,...бескорыстие, снисхождение к погрешностям больных,...вежливая важность с высшими: разговор только о нужном и полезном,...веселость без смеха и шуток при счастливом ходе болезни; хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных; молчание о виденных или слышанных семейных беспорядках,...радушное принятие доброго совета,...удаление от суеверия...». Вот как Мудров решает вопрос об информировании неизлечимых больных: «Обещать исцеление в болезни неизлечимой есть знак или незнающего, или бесчестного врача». Наконец, приведем слова Мудрова о призвании медика: «Кто не хочет идти сим многотрудным путем, кто звания сего не хочет нести с прилежностью до конца дней своих, кто не призван к оному, но упал, в оное препнувшись, тот оставь заблаговременно священные места сии и возвратись восвояси».

В статье 54 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993) указывается, что право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Минздравмедпромом РФ, - также сертификат специальности и лицензию. В "Основах законодательства" имеется также статья 60 "Клятва врача", гласящая: "Лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения РФ и получившие диплом врача, дают Клятву врача. Текст «Клятвы врача» утверждается Верховным Советом Российской Федерации. Врачи за нарушение Клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации".

Следует сразу отметить, что в указанных статьях ни слова не говорится о медсестрах, несмотря на то, что в 1993 г., когда утверждались "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", факультеты высшего сестринского образования уже существовали в России. Клятва врача - моральное обязательство, принимаемое перед государством. Во времена Гиппократа клялись перед богами: "Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, призывая их в свидетели...".

В 1983 г. выпускники сестринской школы в Мичигане впервые давали "Клятву Флоренс Найтингейл", названную именем основоположницы научного сестринского дела. Ее текст был сформулирован комитетом под председательством медсестры Листры Гриттер. В клятве говорилось: "Перед Богом и перед лицом собравшихся я торжественно обещаю вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности. Я буду воздерживаться от всего вредного и пагубного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарство, которое может причинить вред. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в тайне всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентом и его родными. Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных мне пациентов".

Если сравнить текст этой клятвы с Клятвой Гиппократа, то нетрудно обнаружить много схожего. В этом нет ничего удивительного.

Относительно деятельности медицинской сестры можно выде­лить следующие разделы медицинской этики и деонтологии:

• медицинская сестра и пациент;

• медицинская сестра и государство, закон;

• медицинская сестра и ее взаимоотношения с другими меди­цинскими сестрами, врачами, младшим медицинским персо­налом;

• медицинская сестра и родственники пациента;

• медицинская сестра и ее отношение к себе.

 

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

- научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;

- практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

- медицинский работник – пациент,

- медицинский работник – родственники пациента,

- медицинский работник – медицинский работник.

Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения этико-деонтологические вопросы до настоящего времени не пользуются вниманием. В связи с этим имеет место большое количество жалоб от населения на нарушение медицинской этики и деонтологии. Если низкая профессиональная квалификация медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то нравственный облик обнажается без труда и может получить, к сожалению, отрицательную оценку у населения. Это значит, что такие нравственные качества, как сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать моральным стержнем медицинского работника, его этической нормой.

Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи. Прежде чем приступать к обсуждению применения принципов на практике, дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип милосердия гласит: "Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда". Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Главное, чтобы любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента!

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости /не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 1400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.155.151 (0.015 с.)