Человек как социальный субъект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как социальный субъект



 

В общем понимании термин «человек» указывает на принадлежность к человеческому роду - высшей ступени живой природы на нашей планете. Как часть природы человек является биологическим субъектом. Телесная организация и физиологические функции человека указывают на принадлежность его к животному миру. Характерно, что с позиций биологии принципиальной разницы между человеком и животным миром нет. Подобие, схожесть человека и животных определяется:

* составом веществ, строением и поведением организмов;

* у человека имеются рудиментарные органы, выполняющие важнейшие функции у животных и сохранившиеся у человека, хотя надобности в них у человека нет.

Понятие «человек» указывает на качественное отличие людей от животных и характеризует общие, присущие всем людям качества и особенности, находящие свое отражение в термине «Homo sapiens» - «человек разумный». Человек как биологический вид имеет:

* характерные телесные признаки (прямохождение, руки приспособлены к труду и пр.);

* высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями, интересами, идеалами;

* сознание как способность к познанию сущности как внешнего мира, так и своей личной природы;

* мышление и речь, которые появились в результате трудовой общественной деятельности.

Характернейшим признаком человека является сознание. Сознание не только в плане осмысления жизненной ситуации и познания окружающей действительности - такой уровень сознания свойствен даже животному миру, - а с позиций способности рассуждать над внешними обстоятельствами, над своими связями с ними и с иными людьми, углубляться в себе, с целью достижения согласия с собой, с целью осознания смысла собственного бытия в мире.

Способность человека к самоуглублению имеет действенный общественный характер. О людском характере жизнедеятельности можно говорить с того момента, когда человекоподобное существо изготовило первые орудия труда. Именно с этого началась перестройка человеком собственного мира - социального.

Содержание и характер человеческой жизни определяется способом человеческой деятельности, основными факторами которой являются средства производства и общение.

Если животное живет в природе, то человек живет - в социуме. Социум - это специфический способ жизни особых существ - людей.

Следовательно, важнейшее отличие человека от животных заключается в способе жизни. Животная жизнь осуществляется естественным путем, то есть как существование, человеческая – общественным, социальным, как жизнедеятельность. Все, что имеется в обществе, как и само общество, - результат человеческой деятельности. Деятельность выступает в качестве средства преобразования природы в предметы потребления, произведения культуры.

Характерные признаки деятельности человека:

* он действует под влиянием тех или иных мотивов для удовлетворения определенных потребностей;

* он существует благодаря взаимодействию с окружающей средой (другие люди, предметы, природа и пр.);

* обменивается информацией с другими людьми, то есть общается;

* с самого начала жизни человек играет, учится, а позже - работает;

* именно благодаря действиям, взаимодействиям приобретает определенный опыт;

* ощущает влияние условий жизни как на уровне окружения (микросреда), так и на уровне общества (макросреда);

* деятельность имеет целеустремленный и целенаправленный характер.

Любая деятельность человека возникает в результате появившейся потребности. Все потребности человека можно разделить на группы:

¨ физиологические и сексуальные (в возобновлении людей, в пище, дыхании, движении, одежде, жилище, отдыхе);

¨ экзистенциальные (это потребность в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности общества, гарантии работы);

¨ социальные (в принадлежности к коллективу, группе или сообществу в общении, заботе о других и внимании к себе, в участии в общей трудовой деятельности);

¨ престижные (в уважении со стороны других, их признании и высокой оценке своих качеств; в служебном росте и высоком положении в обществе);

¨ личностные (в самовыражении, в самореализации (или самоактуализации), т.е. в действенном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной, творческой личности);

¨ духовные (потребности в новых знаниях об окружающем мире, в самопознании, занятии наукой, искусством и пр.).

Первые две группы потребностей являются первичными и врожденными, четыре следующие - приобретенные.

Существование человека и его формирование как личности обеспечивают различные виды деятельности. К видам деятельности относятся: труд, игра, обучение, общение. К типам деятельности относятся такие, которые строятся по признакам общественных отношений, потребностей и предметов (рис. 7). Однако ни один тип деятельности не реализуется в чистом виде. Каждый человек имеет свою иерархию видов и типов деятельности. В общем, иерархия видов и типов деятельности - это, в определенной мере, программа жизни человека.

 

Типы деятельности       люди
ï преобразующая: предметная   природа
      материальные ценности
      люди
ï социальная: люди   управление
      образование (просвещение)
      лечение
      теоретические  
ï духовно-познавательная: исследования   прикладные  
      практические  
ï ценностно-ориентационная: познание мира с позиций добра и зла (мораль, идеология)
ï коммуникативная
ï художественно-творческая: познание мира в художественных образах
ï потребительская
   
                   

Рис. 7. Типы деятельности

 

Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его сути: биологическим, психическим и социальным. Под психическим мы понимаем внутренний духовный мир человека - его волю, переживания, память, характер, темперамент и пр.

Социальное и биологическое существуют в неразрывном единстве. Биологическое, естественное, можно упрощенно назвать системой, «что живет», а социальное - «как живет». Однако и «что живет» и «как живет» слились в единое целое, в социальное существо по имени Человек. Естественное функционирование его организма социально обусловлено, зависит от тех объективных исторических условий, в которых он живет и которые им же созданы путем преобразования окружающей среды.

Человек представляет собой целостное единство биологического, психического и социального уровней. При этом человеческий индивидуум - это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, являющееся основанием к возникновению новой качественной ступени - личности.

Личность - это мера целостности человека, включающая в себя все многообразие взаимосвязанных характеристик и элементов.

Основной последней особенностью личности выступает мировоззрение. Особым компонентом личности является ее моральность.

Цель жизни человека развивается в различных видах деятельности - в работе, воспитании, в семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и др. При этом труд (работа) - не самоцель, а реальная основа создания объективных условий для того, чтоб каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, проявить таланты.

 

Среда жизнедеятельности

 

Рассматривая безопасность человека как понятие, касающееся сущности человеческой жизни, сферы его деятельности и взаимосвязей с окружающим миром, мы должны рассмотреть и такое понятие, как «среда», в которой живет и действует человек. Среда жизни является частью Вселенной, где находится или может находиться в данное время человек и функционируют системы его жизнеобеспечения. Среда жизни человека слагается из трех компонентов - природной, социальной, или социально-политической, и техногенной среды.

Природная среда - совокупность природных тел или веществ (горные породы, почва, воздух, водоемы, растения, животные, Солнце, Луна, планеты и пр.), окружающих живые организмы; природное окружение или совокупность природных условий, в которых протекает деятельность какого-либо организма. В окружающей природной среде действуют преимущественно законы естественного развития - физические, химические, геологические, биологические. В ней отмечаются природные явления - дожди, ураганы, бури, землетрясения, извержения вулканов, тектонические процессы и пр. Солнце обеспечивает энергией все биологические объекты, а также способствует перемещению воздушных масс, вследствие чего на Земле изменяется рельеф, наблюдается круговорот воды и биологических веществ. Все компоненты природной среды (воздух, вода, почва, планеты, живые организмы) выступают в роли особых факторов, воздействующих на человека и формирующих необходимые условия его жизнедеятельности. Их характеристики имеют большое физиологическое и гигиеническое значение.

Животные и растения своей деятельностью в процессе жизни и биомассой после отмирания миллиарды лет создавали и совершенствовали условия, благоприятствующие жизни, т.е. биосферу [1], прежде чем появился человек, который через несколько сотен тысяч лет начал разрушать ее своей неразумной деятельностью.

С другой стороны человека окружают другие люди. Формы общей деятельности людей, исторически сложившиеся и характеризующиеся определенным типом взаимоотношений, образуют людскую общность, или социум.

Социум - это специфическая система, своего рода организм, развивающийся по своим особым законам, характеризующимся чрезвычайной сложностью. В социуме взаимодействует огромное количество людей. Результатом их связей являются особые условия жизнедеятельности и особое окружение, которые создаются в отдельных социальных группах. Эти условия могут влиять на других людей, не входящих в эти группы.

Все это образует социальную, или социально-политическую среду.

Социальная среда - общественные, материальные условия, культурно-психологический климат, окружающие человека. Социальная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человека социальная среда изменяется, в результате чего изменяются и сами люди.

Человеческое общество в течение всей своей истории существует, образуя различного рода коллективы - общности (рис. 8). Это обусловлено биологической взаимозависимостью людей, преимуществами сотрудничества и распределения труда, а также исключительной способностью устанавливать взаимоотношения посредством символических коммуникаций. Совместная деятельность людей порождает сложную систему социальных связей, объединяющую индивидуумы в единое социальное целое - социальную общность и через неё в социальную систему.

 

С О Ц И А Л Ь Н Ы Е О Б Щ Н О С Т И
ò   ò   ò   ò   ò
групповые   массовые   социально-семейные   этнические     социально-территориальные
                 
· классы · слои · социально-демографичес-кие группы · профессиональ-ные группы и пр. · участники общественных движений · аудитория зрителей · любитель-ские объединения и др. · семья · род · племя   · этнос · народность · нация · националь-ное меньшинство · жители: – жилых домов – сел – района – города – области и пр.    
                         

 

Рис. 8. Социальные общности людей

 

В современном обществе каждый человек принадлежит к нескольким различным социальным институтам, т.е. формам закрепления и способам осуществления специализированной деятельности, обеспечивающей стабильное функционирование общественных отношений.

Социальная общность - форма социального взаимодействия; реально существующая совокупность людей, объединенных относительно устойчивыми социальными связями, отношениями, имеющая общие признаки, условия и образ жизни, черты сознания, культуры, придающие ей неповторимое своеобразие, целостность.

Важную роль в обществе играют общественные отношения, возникающие между людьми в процессе их деятельности и общения. Они характеризуют жизнедеятельность и делятся на экономические, социально-политические, идеологические, культурные, бытовые, семейные и пр.

В основе общественных отношений лежат индивидуально-общественные интересы и потребности людей. В обществе постоянно возникают и решаются различные противоречия, столкновения интересов и общественных ценностей, отношений. Завершающим этапом механизма урегулирования противоречий в системе общественных отношений является конфликт.

Все историческое общество существует как конфликтное. В связи с этим конфликт является не отклонением от нормы, а нормой сосуществования людей в социуме, формой установления приоритетов в системе интересов, потребностей, общественных отношений вообще. Люди конфликтуют по разным причинам - экономическим, политическим, социальным, экологическим, моральным, религиозным, идеологическим и пр. Конфликты бывают разными: между государствами и народами, социальными слоями и нациями, предприятиями и учреждениями, работниками и администрацией, мужчинами и женщинами, молодым и старым поколением.

Своевременное неурегулирование конфликтов может привести к социальной напряженности в обществе, вызвать появление острых противоречий, чрезвычайных ситуаций социально-политического характера, чрезвычайных событий, угрожающих безопасности общества.

Люди в процессе жизнедеятельности объединяются в социальные группы, которые можно разделить на:

· Малые социальные группы - группы, объединяющие до нескольких десятков лиц: семья, первичные производственные объединения (бригады), соседские общности, дружеские (товарищеские) компании, школьный класс и пр.

· Средние социальные группы - этим термином объединяют жителей одного поселка или города, работников одного завода, преподавателей одного учебного заведения.

· Большие социальные группы - классы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры), объединения по половым признакам (женщины, мужчины) - это многочисленные объединения людей (до нескольких десятков и сотен миллионов).

Качественное состояние компонентов социально-политической среды существования человека в значительной мере влияет на его здоровье, жизнедеятельность и продолжительность жизни.

Третьим компонентом среды существования человека являются жилище, транспорт, орудия труда, промышленные и энергетические объекты, оружие, домашние животные, сельскохозяйственные растения, т.е. материальная культура, созданная человечеством за время его существования. Это окружение формируется человеком фактически в одностороннем порядке без участия природы, но преимущественно за ее счет и представляет собой совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития. Эту среду можно было бы назвать «культурной», или «материально-культурной». Однако подобного определения не встречается ни в одной из работ по БЖД. В то же время эта среда чаще называется техногенной, искусственной, производственно-бытовой или даже антропогенной. Поэтому мы будем называть ее техносферой, или техногенной средой.

Основной причиной создания и развития техногенной среды было и является стремление человека удовлетворить свои постоянно растущие потребности. Однако из-за незнания или пренебрежения законами природы деятельность человека приводит к нежелательным, а иногда даже к трагическим последствиям.

Техногенная среда сложилась в результате трудовой деятельности человека. Как правило, она делится на бытовую и производственную.

Бытовая среда - это среда проживания человека, включающая совокупность жилых зданий, сооружений спортивного и культурного назначения, а также коммунально-бытовых организаций и учреждений. Параметрами этой среды являются размер жилой площади, приходящейся на человека; степень электрификации, газификации жилья, наличие центрального отопления, холодной и горячей воды, уровень развития общественного транспорта и пр.

Производственная среда - это среда, в которой человек осуществляет свою трудовую деятельность. Она включает комплекс предприятий, организаций, учреждений, транспортных средств, коммуникаций и пр., т.е. это совокупность вещественных, энергетических, биотических и информационных агентов, воздействующих на человека в процессе производства. Производственная среда характеризуется прежде всего параметрами, специфичными для каждого производства и определяется его предназначением. Это: вид производимой продукции, объемы производства, количество работников, производительность труда, энергоемкость, сырьевая база, отходы производства и др. Кроме этих параметров, есть такие, которые определяют условия труда и его безопасность: загазованность, запыленность, освещенность рабочих мест, уровень акустических колебаний, вибрации, ионизирующего и электромагнитного излучений, пожаро- и взрывоопасность, наличие опасного оборудования, средств защиты работников, степень напряженности труда, психологический климат и многое другое.

В обычных условиях проживания параметры бытовой среды регламентируются соответствующими санитарно-гигиеническими нормативными документами, устанавливаемыми государственными или местными органами власти и здравоохранения. Эти параметры поддерживаются специальными коммунальными службами и самими людьми, проживающими в регионе. Параметры производственной среды регламентируются государственными нормативными актами по охране труда и нормативными актами по охране труда отдельных производств и ответственность за их соблюдение возлагается на собственника (руководителя) предприятия или уполномоченных им лиц.

Однако под влиянием тех или иных факторов, прежде всего природного или конфликтного характера, параметры среды обитания человека могут выйти за пределы установленных норм и тогда может возникнуть угроза не только здоровью, но и жизни людей.

Как правило, нельзя назвать примеры отдельного существования каждого из названных выше компонентов жизненного пространства - природного, социального или же техногенного. Каждый из компонентов среды обитания человека взаимосвязан с другими, и человек ощущает уже результат их комплексного действия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.03 с.)