Любовь в жизни современного человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Любовь в жизни современного человека



 

Любовь к миру и людям. Её Э. Фромм назвал братской любовью: «Братская любовь – это любовь ко всем людям» [18, с. 134]. Братская любовь лежит в основе всех ее видов. Под братской любовью он понимает чувство ответственности, заботу, уважение, знание другого человека и желание помочь ему. Братская любовь – это любовь равных людей, благодаря которой возникает ощущение единения. В такой любви мысль о различиях людей в талантах, умственных способностях и знаниях уходит на задний план.

Данный вид любви характерен и для чувств, которые испытывают братья и сёстры в семье. Проблема взаимоотношений братьев и сестер относится к числу малоизученных средствами социологии и требует обстоятельного изучения. В этой связи определённый интерес представляют даже пилотажные опросы в качестве предмета для размышлений по поводу дальнейших исследований. Так, несколько обнадеживают результаты подобного опроса студентов АГТУ (группы СР-71) и БВПУ (к). Как выяснилось в ходе исследования, проведённого в 1999 году, несмотря на имеющиеся проблемы взаимоотношений в семье, все респонденты любят своих братьев и сестер, а мысль о том, чтобы быть у родителей единственным ребенком, появилась только у 10 % опрошенных студентов [14, с. 42].

Э. Фромм справедливо отмечает, что человеку легче любить близких ему людей или тех, от кого зависит его жизнь. И только в любви к тем, кто не служит никакой цели, любовь начинает раскрываться в полной мере. По Фромму, «любовь к слабому, любовь к бедняку и чужестранцу есть начало братской любви» [18, с. 135]. Братская любовь немыслима без сочувствия к беспомощному человеку. Только такой мотив вызывает искреннее желание откликнуться на боль другого человека и совершать бескорыстные поступки. «Сострадание есть главнейший, и может быть единственный закон бытия всего человечества», - подчеркивал Ф. М. Достоевский в своем известном романе «Идиот». Без сочувствия и сострадания невозможно было бы сотрудничество людей, а в конечном итоге и существование общества. Л. Н. Толстой – тонкий знаток человеческой души также высоко ценил в человеке не только самостоятельность мышления, но и его духовные качества, проявляющиеся в способности понимать чувства других людей и учитывать их в своей деятельности. «Самый лучший человек тот, - считал он, - кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами» [12, с. 70].

Любовь к людям имеет исключительно большое значение для практики социальной работы, поскольку она не может осуществляться просто за деньги. Социальный работник, который не любит людей, не может сопереживать им, не способен на альтруистические чувства, является случайным человеком в данной сфере деятельности, и эффективность его работы будет низкой. Альтруизму надо учить, как учат языку, заметил крупнейший нейрофизиолог двадцатого столетия Дж. Экклс [12, с. 72]. Это крылатое выражение необходимо помнить каждому студенту-будущему социальному работнику, если он действительно хочет помочь людям в решении их проблем.

Любовь к богу. По мнению Э. Фромма, в психологическом смысле любовь к Богу ничем не отличается от других ее форм, поскольку также возникает в результате потребности преодолеть отчужденность и достичь соединения. В то же время любовь к Богу не менее многогранна, чем любовь к человеку.

Для Э. Фромма «понятие Бога представляет собой исторически обусловленное понятие, в котором человек в данный исторический период выразил переживание своих наивысших возможностей, свое страстное стремление к истине и к единению» [18, с. 148]. Он рассматривает эволюцию форм любви к Богу, в зависимости от уровня развития человека в ходе истории. В условиях матриархата любовь к Богу проявлялась в форме беспомощной привязанности к Богине-Матери. При патриархате она нашла выражение через послушную привязанность к Богу-Отцу. Затем наступило состояние зрелости, когда Бог перестал быть внешней силой, а человек сам проникается принципами любви и справедливости, а также становится единым целым с Богом, и, наконец, – тот момент, когда человек говорит о Боге только в поэтическом и символическом смысле [8, с. 152].

Будущее покажет, станут ли все атеистами, согласно взглядам Э. Фромма. С антропологической точки зрения интересным представляется вопрос о том, что дает вера в Бога и любовь к нему современному человеку. Об этом в определенной степени можно судить, опираясь на результаты репрезентативного социологического исследования религиозности населения Алтайского края, проведенного Н. В. Цыганенко в мае 2001 года [20, с. 113-115]. В анкетном опросе принимали участие 720 респондентов из 6 городов и 17 сел края.

Результаты опроса показали, что 28 % респондентов считают себя верующими (из них 91 % исповедуют православие), 20 % - атеистами, а 52 % отнесли себя к категории колеблющихся между верой и неверием.

Н. В. Цыганенко отмечает, что по своему социальному самочувствию верующий выглядит благополучнее, чем колеблющиеся и атеисты, поскольку довольны своей жизнью 49 % верующих и лишь 25 % атеистов. Она приходит к обоснованному выводу, что «религия вполне реально дает верующему ощущение защищенности и надежности» [20, с. 115]. В целом верующие относятся к религии как к ценности. Так, по мнению, 51 % верующих, она дает утешение и помогает человеку, 23 % считают религию способом нравственного совершенствования общества, 19 % - частью культуры общества, традицией, такое же количество верующих – особым мировоззрением, позволяющим лучше понять мир.

Таким образом, для определенной (немалой части) населения Алтайского края вера в Бога является ценностью жизни, которая наполняет ее смыслом и позволяет устраивать нормальным образом. Общение с верующими в повседневной жизни также показывает, что многим из них удается гармонизировать отношения с окружающими людьми. Любовь к Богу позволяет верующим (если они не являются фанатиками) избавиться от излишней привязанности к земным ценностям и близким людям, что делает их отношения с окружающими более ровными, спокойными и приемлемыми с психологической точки зрения.

Любовь к отечеству. Эта любовь очень важна как для отдельного человека, так и для населения конкретной страны. Любовь человека к своей родине – это не только любовь к родной природе, к месту, где он родился, она позволяет ему испытать чувство единения с другими людьми, проживающими в данной стране, а также – чувство причастности к событиям, происходящим в ней. Любовь к родине является чувством, цементирующим общество и позволяющим ему сохранить свою целостность в годы тяжелых испытаний. Во время Великой Отечественной войны многие советские люди, а не только мужчины призывного возраста, руководствуясь патриотическими чувствами, встали на защиту своей родины с оружием в руках. Известны случаи, когда матери оставляли грудных младенцев на попечение родственников и уходили на фронт. Немало девушек и юношей подросткового возраста сражалось в действующей армии или партизанских отрядах. Среди партизан были и люди пожилого возраста.

Во многих странах воспитанию патриотических чувств уделяется значительное внимание. В США даже футбольные матчи в школах начинаются после исполнения гимна страны. В нашей стране патриотическому воспитанию традиционно придавалось большое значение, чего нельзя сказать о последних пятнадцати годах. Достаточно вспомнить, что ещё недавно в СМИ слово «патриот» употреблялось в негативном смысле.

Любовь к видам деятельности. Любовь к своему делу, профессии способствует личностному росту, позволяет человеку успешно осуществить самореализацию, а также преодолевать или смягчать отчуждение, невольно возникающее в процессе любой односторонней деятельности. Без такой любви не было бы выдающихся писателей, композиторов, художников, учёных и т. д. Она помогает человеку достаточно добросовестно выполнять свои профессиональные функции и творчески относиться к порученному делу даже при условии недостаточной заработной платы, что характерно для современной России. Разумеется, нельзя считать справедливой и полезной для личности и общества неадекватную оплату труда. Однако, подвижничество, возможно, позволит сохранить профессиональные кадры и трудовые традиции до наступления более благоприятной экономической, политической и духовной ситуации в нашей стране.

Любовь человека к литературе, искусству, техническому творчеству и другим полезным, развивающим видам деятельности помогает человеку в свободное время удовлетворять свои разумные потребности.

Любовь между родителями и детьми. Любовь родителей к своим детям имеет огромное значение для их нормального психического развития. Однако любовь матери к ребенку имеет свои особенности по сравнению с отцовской любовью. Материнская любовь – это любовь к беспомощному человеку. Она безусловна по самой своей природе. «Мать любит своего новорожденного младенца потому, - замечает Э. Фромм, - что это ее дитя, а не потому, что ребенок выполняет какие-то ее условия или оправдывает какие-то ее надежды» [18, с. 131]. В то же время хорошая мать не пытается препятствовать взрослению ребенка и не культивирует его беспомощность. Ее нормальное желание должно заключаться в том, чтобы ребенок рос, стремился стать независимым и постепенно отделился от нее.

Настроение матери легко передается ребенку, поэтому она должна быть уверена в себе. Если мать излишне тревожна, то она может заразить тревогой ребенка. Э. Фромм, говоря о любви матери к ребенку, обратил внимание на то, что «большинство матерей способно давать «млеко», но лишь немногие дают и «мед». Чтобы суметь дать «мед», мать должна быть не только «хорошей матерью», но и счастливым человеком – а этого мало кто достигает» [18, с. 136]. Работая с неблагополучными семьями, в которых женщины чувствуют себя несчастными, социальный работник должен сделать все возможное, чтобы помочь женщине-матери обрести радость, найти способ позитивной самореализации.

В ранний период жизни материнская любовь имеет гораздо большее значение, чем отцовская. Но после шести лет ребенок в большей степени начинает испытывать потребность в отцовской любви, в его авторитете и руководстве. Отец любит ребенка на определенных условиях: в той мере, в какой ребенок выполняет свой долг и оправдывает надежды отца. Отец также хочет, чтобы ребенок был похож на него. Любовь отца нужно заслужить. Если функция матери заключается в том, чтобы обеспечить ребенку безопасность в жизни, то функция отца состоит в том, чтобы учить и направлять его в решении задач, которые ставит перед ребенком общество[18, с. 133].

Педагогическая наука располагает фактами такого рода, что общение отца с детьми способствует развитию у них математических способностей. При этом речь идет не о специальных занятиях математикой с детьми, а просто о достаточном общении и играх с ними.

Гармоничные отношения в семье основываются не только на любви родителей к детям, но и детей к родителям. Главная проблема для большинства детей младше 10 лет, по мнению Э. Фромма, заключается в том, чтобы их любили, так как сами они еще не могут любить, а только радостно отвечать на любовь к ним. В старшем возрасте дети начинают осознавать, что порождают любовь своими собственными действиями, и впервые задумываются о том, чтобы дать что-то родителям (например, создать рисунок или стихотворение). Любовь ребенка становится все более зрелой. Э. Фромм верно замечает: «Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен». Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я тебя люблю» [18, с. 131].

Далеко не все родители удовлетворены характером своих отношений с детьми. Они порой расстраиваются, поскольку не ощущают любви детей в той мере, в какой испытывают это чувство сами. В этой связи уместно вспомнить слова В. С. Соловьева о том, что «в материнской любви не может быть полной взаимности и жизненного общения уже потому, что любящая и любимое принадлежат к разным поколениям, что для последних жизнь – в будущем с новыми, самостоятельными интересами и задачами». Родители же являются олицетворением прошедшего и не могут быть для детей целью жизни в том смысле, в каком дети бывают для родителей [13, с. 142]. Отказываясь от лишних претензий и считаясь с реальностью, родители должны стремиться к установлению нормальных, теплых отношений с детьми.

Добрые отношения ребенка с отцом и матерью, а также гармоничные, построенные на взаимной любви отношения между родителями, являются важными условиями его правильного психического развития. Только в этих случаях дети могут адекватно усвоить роли отца и матери, мужа и жены, что поможет им в будущем, когда придется создавать семью и воспитывать детей.

Ранняя профилактика различных патологических состояний психики у детей предполагает самое пристальное внимание к предупреждению Э. Фромма. Он отмечал, «что некоторые типы неврозов, такие как невроз навязчивых состояний, развиваются преимущественно на основе односторонней привязанности к отцу, тогда как другие – например, истерия, алкоголизм, неспособность к самоутверждению и к реальному взгляду на жизнь, а также депрессии – возникают в результате односторонней концентрации привязанностей вокруг матери» [18, с. 134]. Долг специалистов по социальной работе в центрах «Семья и дети» способствовать улучшению отношений в конфликтных семьях, разумеется, в тех случаях, когда это еще возможно сделать. В этом плане может помочь просветительская работа среди населения, психологическое консультирование родителей из неблагополучных семей, создание семейных клубов для совместного проведения досуга родителей и детей.

Любовь к себе. До сих пор распространено мнение, что любовь к другим является добродетелью, а любовь к себе – грехом. При этом любовь к себе нередко отождествляется с эгоизмом. Э. Фромм убедительно опровергает эту точку зрения. По его мнению, любовь к себе и любовь к другим не исключают друг друга. «Утверждение своей собственной жизни, своего счастья, развития, свободы основано на способности любить, то есть на заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид способен на плодотворную любовь, он любит также и себя; если он способен любить только других, - пишет Э. Фромм, - он не способен любить вообще» [18, с. 141].

Вопреки распространенному мнению Э. Фромм считает, что эгоизм имеет очень мало общего с любовью, поскольку в действительности эгоист себя ненавидит. Недостаток заинтересованности в самом себе и заботы о себе – проявление неплодотворности личности эгоиста, которое опустошает и фрустрирует его. Чувствуя себя несчастным, он «лихорадочно стремится урвать от жизни те блага, доступ к которым сам себе закрывает» [18, с. 142].

На первый взгляд противостоит эгоизму невротический «альтруизм». Однако Фромм показывает, что противоположности сходятся в главном. «Невротический альтруизм» представляет собой симптом невроза. Такой «альтруист» гордится тем, что «ничего не хочет для себя», а «живет только для других». В конечном итоге его стиль жизни оборачивается сильной сконценрированностью вокруг себя, неумением радоваться чему бы то ни было, неудачей в любви, ощущением усталости и депрессии, враждебностью к жизни [18, с. 142].

Любовь к себе необходима не только для нормальной жизни взрослого человека, но и для правильного воспитания детей. Проявлением эгоизма часто бывает чрезмерное беспокойство матери за детей. Чрезмерная забота матери о ребенке может быть результатом компенсации недостатка любви к нему.

Влияние «альтруистической» матери бывает даже хуже эгоистической. В присутствии «альтруистической» матери дети постоянно тревожатся, как бы не обмануть ее ожидания. На них неблагоприятно действует скрытая враждебность матери к жизни. По Фромму, только мать, которая по-настоящему любит себя, способна оказать благотворное влияние на детей, так как она способна дать детям почувствовать, что такое любовь, радость и счастье [18, с. 143].

Половая любовь. Эротическая любовь. Э. Фромм считает, что «эротическая любовь есть страстное желание полного слияния, соединения с одним человеком. Это желание по самой своей природе исключительно, а не вообще; и это может быть, самая обманчивая форма любви» [18, с. 137]. Он не отождествляет половое влечение с любовью. Любовь может порождать стремление к половому соединению. В таком случае физическая близость проникнута нежностью. Если эротическая любовь не является в то же время братской любовью, она приведет только к временному союзу. Половое влечение без любви создает только на мгновение иллюзию соединения, однако при этом люди остаются такими же чужими, как прежде. Впоследствии они могут даже стыдиться или ненавидеть друг друга. Э. Фромм одинаково не приемлет идеи, что неудавшиеся взаимоотношения можно легко разорвать и что эти взаимоотношения не должны прерываться ни при каких обстоятельствах [18, с. 140].

Полноценная половая любовь, которая включает сексуальное влечение, взаимную нежность, милосердие и сострадательное участие любящих людей, меняет ощущение жизни, придает ей радость цветущей полноты. Такая любовь способна устранять субъективное ощущение одиночества. Однако любящий не должен полностью растворяться в любимом и потерять свое лицо, так как это означало бы не только утрату собственного «Я», но и поставило бы под угрозу саму любовь [21, с. 546]. Кроме того, потеря «Я» вследствие первоначального отождествления своего «Я» с объектом любви, а затем утрата этого объекта может привести к психическому заболеванию [16, с. 393].

Любовь далеко не у каждого человека возникает с первого взгляда. Часто люди первоначально просто симпатизируют друг другу. В психологии процесс выработки взаимных симпатий называется аттракцией. Во время общения с партнёром на наши органы чувств от него поступает множество сигналов, которые остаются в подсознании и оказывают влияние на сознание в виде эмоционального отношения. Иногда мы не можем осознать, что именно нам не нравится в человеке.

Людей всегда интересовал вопрос о конкретных причинах возникновения симпатий между ними. Л. Я. Гозман проанализировал действенность факторов, которые традиционно считаются главной причиной симпатии или антипатии одного человека к другому: внешние данные, социально-демографические характеристики, особенности поведения человека. Он отмечает, что наиболее распространенным результатом исследования связи между физической привлекательностью человека и симпатией к нему является констатация преимущества более красивых: красивая внешность обеспечивает и мальчикам, и девочкам более высокую популярность, начиная с четырех лет.

Предпочтение более красивых может вызываться большим развитием у них коммуникативных навыков. Однако данные по этому вопросу различаются для мужчин и женщин. Так, физическая привлекательность мужчин способствует интенсификации их контактов с женщинами и снижению уровня контактов с мужчинами. У женщин же уровень физической привлекательности вообще не влияет на интенсивность социального взаимодействия [6, с. 339].

На аттракцию влияют и социальные характеристики человека, такие как статус, образование, профессия и т. д. В большинстве случаев достоинства объекта положительно влияют на аттракцию. Однако, «слишком» большая выраженность у человека положительных характеристик снижает аттракцию к нему.

Некоторые особенности вербального и невербального поведения человека также влияют на аттракцию. Большей популярностью пользуются улыбающиеся люди и предпочитающие смотреть в глаза собеседнику, влияет на аттракцию и ряд индивидуальных характеристик человека, таких как тембр голоса, конституциональный тип и т. д.

Определённое влияние на аттракцию оказывает склонность человека к самораскрытию. В целом самораскрытие связано с аттракцией положительно, но лишь до определенного предела. Аттракция снижается в тех случаях, когда объектом самораскрытия между незнакомыми людьми становятся интимные моменты жизни человека, особенно те, которые находятся в противоречиях с общественной моралью.

Нередко повышает аттракцию к человеку характеристика, в значительной степени приписываемая ему, - это его удачливость, т. е. представление о том, что даже в ситуации, не зависящей от собственной воли и поступков, его шансы на успех выше, чем у других. Недаром полководцы распространяли среди солдат легенды о своей неуязвимости и военном счастье [6, с. 341].

Согласно многочисленным экспериментальным данным, как положительное, так и отрицательное по знаку эмоциональное возбуждение способствует росту склонности субъекта испытывать аттракцию к другому человеку.

При этом оказалось, что аффилиативные тенденции в стрессе возрастают лишь у тех, кто не имел старших братьев или сестер. Такую неожиданную зависимость Л. С. Гозман объясняет двумя причинами: 1) родители более активно реагируют на плач и призывы о помощи своих первенцев по сравнению с последующими детьми; 2) ранний онтогенез первенцев проходит в более безопасном окружении из-за отсутствия возможных обидчиков[6, с. 349].

В психологической литературе раскрываются особенности поведения влюбленных. В ходе лабораторных исследований было установлено, что влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят вместе и при этом смотрят друг другу в глаза.

Интересно, что любовные переживания и связанное с ними поведение обладают известной половой спецификой, которая далеко не всегда соответствует традиционным представлениям о ней. Так, вопреки сложившимся стереотипам, мужчины в целом характеризуются большим уровнем романтизма, чем женщины. Мужчины легче и быстрее влюбляются, в большей степени разделяют романтические представления о любви, а «желание влюбиться» для них является более сильным основанием для начала взаимоотношений, чем для женщин. У женщин любовь проходит быстрее, чем у мужчин, они чаще выступают инициаторами разрыва отношений и легче его переживают. Однако в период установившихся любовных отношений женщины в большей степени раскрывают свои чувства (которые в большей степени являются романтическими, чем у мужчин). Они также склонны выше оценивать своего партнера, чем он оценивает их.

Современные исследования подтвердили реальность описанной Шекспиром ситуации в драме «Ромео и Джульетта»: оппозиция родителей общению молодых людей со своими избранниками является фактором, способствующим возникновению романтической любви. Правда, особенность полученных результатов состоит в том, что по прошествии нескольких месяцев инициированные таким «внешним» образом чувства затухают или превращаются в противоположные чувства.

Большинство людей имеют опыт любовных переживаний. Так, опросы студентов показали, что они влюблялись в среднем шесть-семь раз, из них два раза, по выражению респондентов, серьезно. Около половины опрошенных были хотя бы раз влюблены в двух людей одновременно. В рамках такой интенсивности существует, однако, большое разнообразие: есть люди с большим романтическим опытом, но есть и такие, которые никогда не испытывали чувства любви [6, с. 353].

Психологи по-разному характеризуют любовь и оценивают её роль в жизни человека. Одни авторы говорят о любви как о свидетельстве слабости и несовершенства человека, другие указывают на конструктивный характер этого чувства.

В качестве примера пессимистического взгляда на роль любви в жизни человека можно привести теорию Л. Каслера. Он считает, что существуют три причины, заставляющие одного человека полюбить другого: 1) потребность в подтверждении своих установок и знаний о мире; 2) только по любви можно регулярно удовлетворять сексуальную потребность, не испытывая при этом чувства стыда; 3) любовь является конформной реакцией по отношению к нормам общества. По мнению Л. Каслера, любовь представляет собой сплав различных эмоций, доминирующую роль среди которых играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей, что делает человека несвободным, зависимым, тревожным, мешает его личностному развитию.

Иной точки зрения придерживается А. Маслоу: любовь психически здорового человека способствует снятию тревожности, ощущению полной безопасности и психологического комфорта. В отличие от других исследователей по его данным, удовлетворенность психологической и сексуальной стороной отношений у членов пары с годами не уменьшается, как обычно, а увеличивается. Партнеры испытывают постоянный и растущий интерес друг к другу, заинтересованность в делах друг друга и т. д.

Описанную А. Маслоу ситуацию можно рассматривать как иллюстрацию одной важной особенности любви, которая в идеале всегда должна присутствовать в любовных отношениях. Фактически устойчивая долговременная любовь, несмотря на недостатки, несовершенства партнера, возможна и в реальной жизни. Умение принимать окружающих, характерное для психически здоровых людей, позволяет им сохранить чувство любви, несмотря на осознание объективных недостатков друг друга [6, с. 354].

Многие исследователи более диалектично подходят к вопросу о влиянии любви на жизнь человека, обращая внимание на то, что любовь может приносить как величайшую радость, наслаждение, так и горе [1; 8; 10; 11; 13].

Любовь связана с идеализацией объекта любви. При нормальной любви сексуальное удовлетворение каждый раз заново снижает сексуальное превышение оценки объекта, что способствует сохранению Я личности любящего. В случае «несчастной» любви, когда нет взаимности и сексуального удовлетворения, превышение сексуальной оценки объекта делает его все ценнее и привлекательнее. Любовное ослепление может стать причиной психических расстройств, самоубийств и преступлений на сексуальной почве. Подобные отклонения в здоровье и поведении людей могут быть и следствием издержек социализации в семье и других социальных системах [8, с. 208, 209].

Ф. И. Минюшев справедливо отмечает, что отчуждению духовного начала от телесного в сексуальном поведении людей содействовала так называемая «сексуальная революция», волны которой прокатились по миру (прежде всего по Западу) во второй половине прошлого столетия. С одной стороны, она способствовала полезной гласности в этих вопросах, уменьшая сферу психосексуальных отклонений и содействуя оздоровлению половых отношений как одного из слагаемых индивидуального счастья. С другой стороны, – породила сексуальную распущенность, ведущую к цинизму в отношениях полов. Определенное негативное влияние на умы и сердца людей оказали СМИ, чрезмерно рекламировавшие женское тело [8, с. 211].

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что профилактика негативных явлений в сексуальном поведении взрослых людей и детей требует большого такта и осторожности. В противном случае могут быть достигнуты прямо противоположные результаты, что уже наблюдалось на практике [7, с. 226].

Половая любовь может быть как гетеросексуальной, так и гомосексуальной. По разным данным в мире на протяжении веков к числу сексуальных меньшинств относилось около 6 % населения. Гомосексуальность имеет определённые природные предпосылки. Научные исследования показали, что склонность к гомосексуализму больше у людей, имеющих среди родственников по материнской линии гомосексуалистов. Кроме того, у монозиготных (однояйцовых) близнецов (52 % мужчин и 48 % женщин) совпадение по гомосексуальности значительно выше, чем у дизиготных (22 % мужчин и 16 % женщин) [19, с. 224].

Природа задаёт предрасположенность к той или иной сексуальной ориентации, но какое выражение она примет зависит от социального окружения и жизненного опыта индивида. Поэтому причинами гомосексуального поведения могут стать неправильное воспитание в семье, пребывание в местах лишения свободы. К гомосексуализму может привести вовлечение в подобные отношения подростков, ещё не сформировавшихся в личностном плане и т. п. Вероятно, нельзя рассчитывать на то, что сексуальных меньшинств совсем не будет в обществе, особенно когда это связано с природой человека. Однако, задача родителей, педагогов, социальных работников, психологов, работников правоохранительных органов видится в том, чтобы по возможности препятствовать вовлечению в гомосексуальные отношения несовершеннолетних людей.

Супружеская любовь. Самым ярким примером приносящих счастье человеческих связей может служить любовь, которая вызывает наиболее сильные положительные и отрицательные переживания. Из всех событий, происходящих в жизни, влюбленность получает самую высокую положительную оценку. Это явление не получило достаточно полного объяснения. Интимная близость и пробуждение любви остаются главными событиями независимо от того, происходят ли они до или после заключения брака. В дополнение к физической близости большое значение имеют также самораскрытие, взаимное внимание и забота супругов. Немало счастливых часов наполнено удовольствием от простого общения друг с другом. Между любящими супругами могут происходить разнообразные конфликты. По мере того как они больше времени проводят вместе и ближе узнают друг друга, возникает и больше разногласий. Если супруги хотят установить более прочные взаимоотношения, то должны выявить источники размолвок и попытаться их устранить [1, с. 316].

В результате исследований, проведенных С. И. Голодом, установлено, что удовлетворенность браком у женщин в первое десятилетие совместной жизни складывалась в первую очередь благодаря психологической и духовной совместимости с мужем. Далее значительное влияние на удовлетворенность оказывала возможность реализации женщиной индивидуальных запросов и потребностей, совместимость мужа с её родственниками, а также адаптация в бытовой сфере. В последующие годы эта удовлетворенность находилась в прямой зависимости от созвучия глубинных ценностей. В пределах первого десятилетия совместной жизни субъективная удовлетворенность браком у мужчин зависела от сексуальной экспрессивности и расположенности жен, т. е. от психоэмоциональных, а не хозяйственно-практических качеств. Во второе десятилетие совместной жизни все большую роль играл фактор духовного понимания и личностный потенциал жены. Такие интимные компоненты супружеской жизни, как симпатия, расположенность, признательность, имели большее значение, чем страсть [3, с. 50-69]. Таким образом, в конце прошлого столетия в России у женщин и мужчин значительно возрастала ценность духовного компонента в супружеской любви по мере продолжительности брака.

Для того чтобы супружеская любовь была долговечной, необходимы и другие условия: хорошие бытовые условия (наличие квартиры), достаточное материальное обеспечение. В свое время В. С. Соловьев писал: «В нашей материальной среде нельзя сохранить истинную любовь, если не принять ее как нравственный подвиг. Недаром православная церковь в своем чине брака поминает святых мучеников и к их венцам приравнивает венцы супружеские» [13, с. 171]. К сожалению, в современной России проблемы материального характера для большинства населения (особенно для молодых семей) до сих пор не решены, что является серьезным фактором, осложняющим отношения между супругами. Однако брак остается ценностью жизни для многих людей, как в нашей стране, так и за ее пределами.

М. Аргайл, опираясь на данные конкретных социологических исследований, проводившихся в США, приходит к выводу, что в целом люди, состоящие в браке, счастливее неженатых (незамужних), разведенных или одиноких в результате смерти одного из супругов.

При этом неженатые мужчины менее счастливы, чем незамужние женщины. Он предполагает, что по сравнению с женщинами мужчины получают от брака большее удовлетворение, поскольку жены обеспечивают более прочную социальную и эмоциональную поддержку, чем мужья. Женщины же чаще ищут такого рода поддержку у своих подруг или родственников.

М. Аргайл подчеркивает, что даже люди, живущие вместе, но не являющиеся супругами счастливее, чем одинокие люди, хотя и менее счастливы, чем состоящие в браке. Они больше занимаются сексом, чем женатые люди того же возраста, получая от него большее удовлетворение, но менее удовлетворены любовью. [1, с. 317].

Несмотря на удовлетворенность значительных контингентов современных людей браком, ученые прогнозируют в будущем сохранение и даже увеличение числа свободных союзов во всех возрастных когортах, поскольку институциональные аспекты брака станут менее значимыми [5, с. 237]. В связи с этим, а также исходя из результатов современных исследований, можно предположить, что любовь не будет приносить людям только радость и в дальнейшем.

В будущем возможны и трагедии неразделенной любви, и проблемы, связанные с вечными дисгармониями любви, на которые обращает внимание Ю. Б. Рюриков. В частности он предполагает, что грядущие люди будут относиться к любви, как к важнейшей части их жизни. Однако в самой жизни не обойдется без противоречий. Любовь, подчиняя себе человека, будет забирать себе столько его сил, что от этого могут пострадать другие привязанности. Если в перспективе люди станут по преимуществу творцами, то между их тягой к любви и тягой к творчеству могут возникнуть сильнейшие схватки, которые будут вызывать в человеке внутренний конфликт.

Кроме того, если индивидуальность грядущих людей будет рельефнее, чем у современников, если психология их станет сложнее, то могут стать более частыми и болезненными моменты неразделенности в разделенной любви, моменты естественных разногласий.

Любовь никогда не превратится в идиллию, потому что в жизни всегда будут свои горести и свои трудности.

По мнению Ю. Б. Рюрикова, до тех пор, пока не переменится многое в человеке - останутся в любви и сотрясения, которые происходят от самой человеческой природы.

В свое время ещё И. Мечников отмечал наличие у всех людей разрыва между половым созреванием и общим созреванием. Половое влечение появляется задолго до общего созревания человека и не исчезает долго после того, как человек стареет. Так, Данте полюбил Беатриче, когда ему было девять лет, а Байрон Марию Деф - в семь лет.

Потребность в любви рождается почти вдвое раньше, чем происходит физиологическое, психологическое и социальное становление человека. Характерно, что половая зрелость у европейцев наступает в двенадцать-четырнадцать лет, а средний брачный возраст у них на десять-одиннадцать лет больше. Этот громадный разрыв очень сильно влияет на всю жизнь людей.

Между способностью человека любить и способностью родить тоже существует разрыв во много лет, поскольку тело женщины лучше всего развивается для родов только к двадцати двум - двадцати четырем годам.

С точки зрения врачей, раннее начало половой жизни плохо действует па здоровье и на психику, еще слабую, еще только складывающуюся.

В любви людей есть еще одна - очень сильная - дисгармония: у девушек чувственность просыпается позднее, чем у юношей,- иногда на несколько лет, часто только после замужества и даже после родов. Поэтому любовь молодых девушек гораздо чаще бывает платонической. У женщин апогей чувственности наступает позднее, чем у мужчин; обычно это бывает после того, как у мужчин чувственность уже прошла свою высшую точку. Наконец, в пожилом возрасте, когда половые силы людей уже гаснут, у них еще долгие годы может сохраняться чувственность и влюбчивость. Все это рождает и может рождать в будущем множество разладов между людьми, вносить в их любовь противоречия и трудности.

Еще одно несовершенство, которое часто влияет на любовь, кроется в самом строении человеческого мозга и находит выражение в дисгармонии между сознанием и подсознанием (бессознательным), являясь нередко причиной неврозов [10, с. 215].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.059 с.)