Человек как субъект деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как субъект деятельности



 

Человек является субъектом деятельности. Его активность коренным образом отличается от активности животных. Анализ специфики доступных для непосредственного наблюдения сообществ человекообразных обезьян позволяет утверждать, что им присущи: адаптивная гибкость через научение (некоторое преодоление инстинктов); использование простейших орудий, находимых в природе; наличие примитивных коммуникативных систем (сигналы тревоги, брачные церемонии, приемы обучения младших и т.д.); охота и собирательство. Приматам присуща также способность к ответным реакциям на изменения и требования окружающей среды (изменения климата, рельефа, флоры и фауны в среде обитания).

Но ни одно животное, в том числе и человекообразные приматы, не способно выйти за пределы своих биологических потребностей и природных возможностей. Поведение животных регулируется системой инстинктов и начатками мышления, позволяющими поступать адекватно ситуации, но в рамках тех же инстинктов. Например, в муравейнике существует четкое разделение «трудовых функций» между муравьями. На первый взгляд может показаться, что они способны к целесообразной деятельности для выполнения функций, заданных разделением труда. Однако раскопки показывают, что в течение миллионов лет муравейник как сообщество структурно и функционально не развивался, что характерно и для остального животного мира. «Культурные» животные и растения появились в результате деятельности человека [11, с. 175].

Человек в отличие от животных качественно изменялся за короткое время (2 млн. лет). Причины быстрой эволюции человека А. И. Кравченко видит в том, что только человек способен соединить оба вида естественного отбора – индивидуальный и коллективный (грегарный). У животных они разделены. Волки подчиняются индивидуальному отбору, а муравьи и пчёлы – грегарному. Объединения насекомых называют сверхорганизмами. Все особи действуют генетически запрограммировано подобно организму одного типа. Они эволюционируют всем родом, но не способны развиваться поодиночке [5, с. 292-293].

В целом двигателями эволюции человека в истории явились естественный, в том числе половой отбор, возникновение труда и его разделение, опосредствованные развитием сознания (вследствие необходимости выживания в среде обитания) и языков (вербальных и невербальных).

К. Маркс определил труд как «прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя её, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» [7, с. 188-189].

Вместе с развитием трудовой деятельности и человеческого общества постепенно складывается мир знаков и их значений, что способствует формированию основ культуры общности, более эффективному взаимодействию с природой и с другими общностями. Люди начинают преобразовывать окружающую природную среду на основе ее эмпирически установленных законов, но в направлении своих, уже осознаваемых интересов.

В дальнейшем трудовая деятельность была направлена не только на природу, но и на осуществление социального и художественного конструирования реальности, т. е. созидание общественного устройства в его политических, экономических и культурных аспектах.

Принципиальное отличие человека от животного заключается в его способности к сознательной, целесообразной, творческой деятельности, прежде всего трудовой, которая может изменять окружающий мир. Данное обстоятельство очень образно раскрыл К. Маркс: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю» [7, с.189].

Человек – существо универсальное и свободное. Его практическая универсальность проявляется в том, что он не производит, повинуясь инстинкту как животное, а может производить по меркам любого вида, а также по законам красоты [9, с. 94].

Творческая активность человека как субъекта социальных отношений становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой [6, с.145]. Будучи активным элементом социальной системы, человек осуществляет свободу выбора из имеющихся возможностей, создает проект будущей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных социальных структурах, в системе общественных отношений [13, с. 103]. Вовлекаясь в ту или иную социальную деятельность, конкретный человек становится личностью.

Диалектика субъекта (личности) и объекта (социальных обстоятельств) такова, что самосознание личности может осуществляться лишь в форме осознания конкретной личностью своего места в обществе. Познавая созданные человечеством формы общественной жизнедеятельности, личность познает саму себя. Действуя в соответствии с познанной необходимостью, объективными закономерностями общественной жизни, она проявляет свою личностную свободу.

Как субъект социальных отношений личность характеризуется, прежде всего, автономностью, определенной степенью независимости от общества. Участие личности в различных формах социальной деятельности а, следовательно, и общественных отношений, поскольку последние существуют в связи с деятельностью, способствует ее развитию. Чем разнообразнее его деятельность, тем богаче личность. Закономерно возникает вопрос о мере этого богатства, о возможности участия личности во всех общественных отношениях. Поскольку личность не в состоянии персонифицировать все виды социальных отношений, в каких то аспектах она остается объектом, выступает лишь средством для целей других людей. Здесь мы сталкиваемся с проблемой отчуждения личности от общества и других людей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.006 с.)