Тема 9 Смысл и ценности жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9 Смысл и ценности жизни



 

Ценности жизни

 

Ценность – это положительная или отрицательная значимость какой-либо вещи в системе человеческой деятельности. Философское учение о природе ценностей, их месте в реальности называется теорией ценностей или аксиологией. Теория ценностей рассматривает структуру ценностного мира, т. е связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами, а также структурой личности.

Всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их орбиту природных отношений может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра и зла, красоты или безобразия, истины или лжи, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. По отношению к человеку ценности являются объектами его интересов. Для сознания человека ценности играют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

В каждом исторически конкретном обществе существуют характерный для него набор и иерархия ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней отражены критерии социально одобряемого (например, поведения) данным обществом и социальной группой. На их основе развёртываются более конкретные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение данных критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Важным элементом ценностных отношений в обществе являются системы ценностных ориентаций личности.

Ценностные ориентации – это существенные элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида и отделяющие значимое для данного человека от незначимого для него. Совокупность сложившихся ценностных ориентаций образуют стержень сознания, который обеспечивает устойчивость личности, преемственность определённого типа поведения и деятельности, которая выражается в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, определяющим мотивацию личности. Их основное содержание – политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека. В любом обществе ценностные ориентации оказываются объектом воспитания. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания и интеллекта. Механизм действия ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, например, между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.

Развитые ценностные ориентации личности – признак зрелости личности. Это – призма восприятия внешнего и внутреннего мира индивида. Она обусловливает связь между сознанием и самосознанием и является психологическим основанием для решения конкретным человеком вопроса о смысле жизни, благодаря которому происходит интеграция совокупности ценностных ориентаций в нечто целостное и характерное для данной личности.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, верность определённым принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя них. Активность жизненной позиции и упорство в достижении цели также относятся к подобным качествам личности. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении людей. Неразвитость ценностных ориентаций считается признаком инфантилизма, господства стимулов во внутренней структуре личности, непосредственного воздействия объекта стремления на потребность [23, с. 764, 765].

Анализируя различные общественные ценности, необходимо отметить, что может быть рассмотрен как ценность и сам человек. Ещё И. Кант обосновал необходимость отношения к человеку как ценности. Поэтому никакой человек не может быть рассмотрен и использован только лишь в качестве средства для посторонних по отношению к нему целей. Исходным для теоретического обоснования достоинства личности является знаменитый категорический императив И. Канта: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как цели и никогда не относился бы к нему только как средству» [10, с. 270]. По мысли Канта, это правило поведения не зависит ни от каких конкретных обстоятельств, применимо ко всем людям независимо от национальности, вероисповедания и т. п. Логика рассуждений Канта приводит его также к мысли о недопустимости насилия человека по отношению к самому себе, т. е самоубийству. В дальнейшем идея отношения к человеку как ценности нашла отражение в работах В. С. Соловьёва, а также современных авторов [4; 17; 26].

Величайшей ценностью для человека является его жизнь. Она представляет собой самую глубокую основу человеческого бытия. Горе и счастье человека, его радости и разочарования, профессиональные успехи и неудачи – всё это разнообразные проявления жизни человека. Поскольку жизнь является самим существованием человека, то он стремится её сохранить. Независимо от степени осознания этого стремления, оно пронизывает все мысли и поступки человека.

Жизнь – это такая ценность, которая человеком не завоёвывается и не созидается. Она достаётся ему без всяких усилий с его стороны, как своего рода дар природы Особая ценность жизни связана с тем, что она единственна, неповторима и невосстановима. Человек не выбирает свою жизнь, не меняет её на другую, а проживает ту единственную жизнь, которая ему досталась. Потеря конкретной жизни происходит навсегда, она невосполнима. Осмысление человеком всех этих обстоятельств делает жизнь ещё более привлекательной в его глазах [2, с. 178].

В зависимости от отношения человека к жизни она может не терять свою привлекательность даже в самых трудных обстоятельствах.

Последние десятилетия прошлого века внесли существенные изменения в развитие российского общества. Это время глобальных перемен, которые повлекли за собой трансформацию различных частей общества, и как следствие данного процесса, изменение всей совокупности духовных, нравственных и культурных ценностей россиян. Все эти перемены негативно отразились на нашем обществе, но больше всего затронули социально незащищённые слои населения, в частности людей с ограниченными возможностями, отношение к которым является своего рода барометром, измеряющим общий нравственный, политический и социальный климат в обществе.

Реформирование, как правило, сопровождается осмыслением предыдущего опыта, размышлениями о будущем, о смысле жизни, как об общечеловеческой ценности.

В этой связи интерес представляет отношение инвалидов к жизни как ценности. Изучению этого вопроса посвящено пилотажное исследование, которое проводилось в форме анкетного опроса осенью 2002 года в г. Барнауле. Его объектом стали инвалиды 1, 2, и 3 группы в возрасте от 20 до 40 лет краевого общества инвалидов «Альма-матер» в количестве 32 человек. В ходе анкетирования было установлено, что 80 % респондентов считают жизнь самым ценным, что есть у человека независимо от того, как она складывается. Изучение активности жизненной позиции показало, что 20 % респондентов имеют свои творческие работы, а 60 % - пытаются их создать. Подавляющее большинство опрошенных считают, что человек должен работать, даже если он достаточно обеспечен, а также склоняются к мысли о том, что «человек - хозяин своей судьбы». Это говорит о достаточно активной жизненной позиции респондентов, о том, что они не только ценят жизнь, но и стремятся реализовать себя в ней. В целом данных респондентов можно охарактеризовать как достаточно оптимистичных и активных субъектов с большим творческим потенциалом. Жизнь для них является главной человеческой ценностью [18, с. 22]. Разумеется, подобные настроения нельзя распространить на всех людей с ограниченными возможностями. Поэтому задачей специалистов по социальной работе остаётся оказание помощи тем людям, оказавшимся в сложной ситуации, которые ещё не смогли найти себя в современной жизни.

Естественно, что человека с ограниченными возможностями не нужно убеждать в том, что очень важной ценностью жизни является здоровье. Он как никто другой осознаёт это. Здоровье – базис и предпосылка человеческого бытия, это та природно-естественная база, на основе которой человек может проявить и постичь ценность своей личности и жизни.

Здоровье является положительной основой для проявления полноты человеческой жизни, для того, чтобы человек ощутил радость и наслаждение от проявления своих жизненных сил. Полнота и ценность этих сил в полной мере осознаётся человеком, когда здоровье теряется. Человек может обладать большой властью и располагать огромными финансовыми средствами. Однако, будучи «прикованным» к постели по причине неизлечимой болезни, не может не только воспользоваться своими преимуществами, но даже испытать желание жить в состоянии постоянных мучений.

Нормальное функционирование человеческого тела позволяет человеку насладиться проявлением всех своих телесно-жизненных сил. Здоровье тела человека выступает одновременно и природной основой для полноты проявления всех способностей человека, будь то физический труд, духовное творчество или их сочетание. Здоровье является не только базой человеческого творчества, но и одной из основ человеческой свободы. Чем здоровее человеческий организм, тем больше простора он открывает человеку для его свободной реализации [2, с. 187]. Другое дело, что не все люди, отличающиеся отменным здоровьем, используют свои преимущества во благо себе (для развития своих способностей) и общества, злоупотребляют спиртным, употребляют наркотики и т. д. В то время как некоторые люди, имея лишь одну ногу, ухитряются быть горнолыжниками. Известен также случай, когда молодая девушка, лишившаяся обеих ног в раннем детстве, стала не только чемпионкой по теннису среди инвалидов, но и сумела создать семью, родить двух детей.

Таким образом, многое зависит от самого человека. Правильная самооценка позволяет ему использовать даже ограниченные возможности для удовлетворения разумных потребностей и самореализации.

К числу несомненных ценностей жизни можно отнести любовь, творчество, свободу. Более подробно эти ценности будут рассмотрены в других разделах.

В зависимости от этапа жизненного пути и индивидуальных особенностей личности актуализироваться могут те или иные ценности. Так, для молодых женщин на первый план могут выйти ценности создания семьи и материнства.

На наш взгляд, представляется важным изучение мнения беременных женщин, для которых в данный момент актуальна проблема материнства. Весной 2002 г. было проведено пилотажное социологическое исследование в г. Барнауле. Предмет исследования - отношение беременных женщин к материнству:

a) как главной жизненной ценности каждой женщины;

b) в контексте культурных, социальных, моральных, правовых норм общества;

c) как основе современной благополучной семьи.

Объектом исследования стали беременные женщины второго роддома г. Барнаула в количестве 50 человек. В выборку вошли женщины с разным социальным статусом, профессией, возрастом, имеющие детей и впервые готовящиеся стать матерью.

Анализ полученных в результате исследования данных позволил сделать следующие выводы:

1. Основное место в системе жизненных ценностей женщин занимают семья и дети. В семьях большинства опрошенных (82 %) решение родить ребенка было обоюдным.

2. Четко прослеживается ориентация на воспитание двух или одного ребёнка в семье (75 %). По мнению 73,5 % респондентов, они легко справятся со своими родительскими обязанностями. Думается, что это мнение основано не столько на реальных материальных предпосылках для рождения ребенка, сколько на уверенности в своей состоятельности, как родителей. Данные об уровне жизни женщин, полученные в ходе исследования, говорят о том, что только 64 % из них имеют оптимальные жилищные условия. В тоже время прослеживается связь между уверенностью будущих родителей и пониманием того что, заниматься детьми и нести ответственность должны оба родителя (75, 5 %).

Половина опрошенных беременных женщин положительно относится к внебрачным рождениям, а остальные в равной степени либо относятся отрицательно, либо не задумывались над этим. 27 % респондентов даже согласны взять ребенка из детского дома без всяких условий, а 42,5 % возьмут ребенка, если будут уверены, что он полностью здоров.

3. Профессиональная карьера для подавляющего большинства опрошенных женщин не является главной жизненной ценностью. Проблема карьеры волнует далеко не всех беременных женщин, прежде всего, потому, что большинству респондентов не придется делать выбор между карьерой и ребенком (51 %), так как рождение ребенка не мешает продвижению по служебной лестнице [28, с. 21].

Учитывая сложное материальное положение, в котором оказались многие российские семьи, задача социальных работников видится в том, чтобы обеспечить интеграцию государства и общества, способствовать тому, чтобы социальная политика государства была направлена на поддержку семьи, материнства и детства, а также их социального обеспечения.

В системе ценностей особое место занимает ценность уединённости, которая имеет фундаментальное значение для человеческого существования. Уединённость – это своеобразное состояние отдохновения от общения, так как общение в больших дозах может быть и утомительно. Поэтому при всей важности общения его нельзя рассматривать как единственно исчерпывающее позитивное человеческое состояние. Уединённость и общение – это своеобразные полярные состояния человека, которые как бы дополняют друг друга и проявляются в его повседневности.

Необходимо различать понятия одиночества и уединённости. Термин одиночество наряду с фиксацией индивидуальной жизни человека несёт в себе некоторый негативно-оценочный момент. Одиночество означает отсутствие достаточных контактов человека с миром, своеобразную заброшенность человека, равнодушие к нему окружающих. По справедливому замечанию В. С. Барулина, уединённость – это нормальное состояние, в котором пребывает в той или иной мере каждый человек [2, с. 308].

Потребности человека в уединённости и общении обычно учитывают в практике социальной работы. Анализ ценностных ориентаций на завершающем этапе жизненного пути показывают, что пожилые люди, оставшиеся без попечения родственников и имеющие серьёзные проблемы со здоровьем, в зависимости от склонностей предпочитают переселяться в дом-интернат для престарелых граждан либо принимать социальную помощь на дому. Иначе говоря, потребность в уединённости высоко ценится некоторыми людьми даже в сложных обстоятельствах.

Уход человека в уединённость – это вступление в особую чрезвычайно богатую область человеческой жизни, наполненную содержанием, идеально освоенного мира. Уединённость – это состояние сотворения себя. «Именно в этой внутренней духовной работе проявляются муки совести, отторжение недостойных помыслов, находятся новые нравственные решения, вырабатываются новые смысловые ориентиры. Одним словом, уединённость – этот своеобразный ремонт своей души – несёт человеку очищение» [2, с. 310].

Ф. Ницше был одним из первых, кто ввёл понятие «смысл жизни», которое он интерпретировал как вопрос о «ценности жизни». По его мнению, при ответе на этот вопрос следует обратить внимание не на то, как люди теоретизируют, а на то, как они живут. Отсюда вытекает требование «переоценки всех ценностей». Обстоятельный анализ взглядов Ф. Ницше по этому вопросу представлен в работе Б. В. Маркова [14, с.300-307].

Переоценка ценностей может касаться самых различных областей, в том числе философии. Так, вопреки распространённому представлению о Людвиге Витгенштейне (1889-1951) как о философе сциентистского склада, близком по своему духу и взглядам к логическому позитивизму (или к аналитической философии), поскольку особое значение он придавал логике и равнялся на науку, М. С. Козлова пришла к другому выводу. М. С. Козлова полагает, что «уяснение специфики ценностных суждений – это нужное занятие, которое требует высокого мастерства и тонкой интуиции. На этом пути в XX в. – прежде всего Витгенштейну – удалось аналитически углубить и существенно прояснить эту специфику» [12, с. 83]. Такая точка зрения стала возможной благодаря публикации всё новых работ из рукописного наследия философа, опыта изучения его творчества с иных позиций, под иным углом зрения.

Переоценка ценностей периодически происходит вследствие серьёзных изменений в обществе, например, революций, реформ и т. п. Иногда такая переоценка может приобретать характер аномии, отрицательные последствия которой рассматривались ранее.

После революции 1917 г. большинство отечественных учёных в области гуманитарных наук, опирались на теоретические положения марксизма. В начале 90-х годов прошлого столетия, когда Россия вступила на путь капитализации, идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина подвергались резкой критике со стороны ряда исследователей. Пятнадцатилетний опыт развития капитализма в нашей стране позволил многим учёным иначе оценить ценность теоретического наследия К. Маркса. Среди учёных растёт число тех, кто не считает продуктивной практику огульного отрицания марксизма. С точки зрения известных отечественных философов В. М. Межуева, В. А. Лекторского, К. Н. Любутина, В. И. Толстых, необходимо более внимательное, бережное и творческое отношение к работам классиков марксизма. Тем более что на Западе научный авторитет К. Маркса давно признан [8].

В России в конце XX в. возобновился и до сих пор не ослабевает интерес к религиозной философии и антропологии, которые имеют определённые традиции в нашей стране. Периодически публикуются неизвестные ранее философской общественности работы из этой области [11]. Поэтому другие исследователи, опираясь на работы классиков религиозной философии, полагают, что духовное преображение человека в современной России возможно при условии обращения к ценностям православия.

Так, например, В. Ю. Инговатов причину проблем современного общества видит в том, что оно «необычайно легко доверилось ценностям временным и относительным, которые отражают только цепь причинно-следственных связей, но совершенно лишены трансцендентного основания. Вся мощь нынешней информационной цивилизации занята решением задач ближайших и практических, обеспечивающих удовлетворение гедонистических запросов обмирщённого человека. Такой человек теперь знает только проблему средств бытия, а вот проблема целей, для которых средства и предназначены, ему недоступна и малопонятна. Этот взгляд на жизнь и историю свидетельствует о торжестве феноменального монизма, который нивелирует все мировоззренческие потребности личности, выхолащивая «проклятые вопросы» о добре и зле, о смысле мировой истории, об идеалах и ценностях бытия» [9, c. 132]. По мнению автора, «чтобы личность смогла увидеть истинный горизонт своего присутствия в мире, она должна иметь мужество и веру искать центр бытия не в самой себе, а в Боге» [9, с. 130]. При этом «для человека сущностно необходимо сохраняя веру и древние святоотеческие предания, деятельно и посильно утверждать в жизни заповеди добра, истины и красоты» [9, с. 134].

Будущее покажет, какие ценности будут доминирующими в сознании россиян. Однако сегодня можно констатировать, что характерной чертой ценностных ориентаций современного человека стала парадоксальность.

Одним из первых проблему парадоксов сознания в нашей стране стал исследовать Ж. Т. Тощенко ещё в конце прошлого столетия [21]. Для обозначения единым понятием разнообразного класса процессов и явлений, встречающихся в познавательной и преобразующей деятельности людей и имеющих общую, хотя и парадоксальную природу, используют также термин кентавр-проблема. Происхождение данного термина связано с мифом древней Греции о том, что в фессалийских городах жило племя, мужчины которого никогда не спешивались с коней. Этот образ породил представление о кентаврах (людях-лошадях), которые сочетали возможность объединения взаимоисключающих начал – человеческого и животного.

По очень точному определению Ж. Т. Тощенко, «кентавр – особая форма противоречия, особое проявление парадоксов. Это не просто противоречие, которое присуще общественному или групповому сознанию. Это такое состояние сознания (и знания тоже), которое отражает сочетание несочетаемого. То есть разум не может объяснить одновременное существование двух (нескольких) взаимоисключающих начал» [22, с. 6]. Кентавр-проблема не является исключительной формой парадоксальности, так как существовала на всех этапах развития человечества. Однако она имеет выраженную тенденцию к росту своих проявлений в период деформации общественных отношений, нарушенных социальных связей. В подобных условиях она в определённой степени становится нормой, характерной для сознания и поведения людей [22, с. 7]. В современной России отчётливо проявляется кентавризм на уровне личности. Суть данного феномена заключается в том, что в условиях рыночных экспериментов массовым стало явление, когда один и тот же человек придерживается взаимоисключающих социальных и политических суждений, ценностных ориентаций, одновременно исповедует противоположные, противоречащие друг другу установки. При этом люди искренне не замечают вопиющего противоречия, в котором оказались. Так, один и тот же человек может быть социалистом и либералом, интернационалистом и шовинистом, монархистом и республиканцем [22, с. 11].

Проблема парадоксов сознания нашла отражение и в работах других отечественных исследователей. Например, М. О. Мнацакян отмечает парадоксальные свойства менталитета и характера русских, на которые в своё время обращал внимание ещё Н. А. Бердяев. Однако, по мнению М. О. Мнацакяна, «своеобразие парадокса крайностей – этатизма и анархизма в русском национальном характере заключается в том, что они не просто составляют единство, имеют единую основу, но и стимулируют, питают друг друга. В них нет оппозиционности и противостояния, даже при своём крайнем анархизме и антигосударственности русские оставались и остаются этатистами, сторонниками «вертикали власти» и державности» [15, с. 19].

Социальный, хозяйственный и политический кризис современного российского общества, находящегося в состоянии неустойчивого равновесия, порождает массу социальных противоречий и парадоксов в сознании не только взрослого, но и молодого поколения нашей страны. Серьёзно сказывается быстрый рост социального расслоения, дифференциации и маргинализации общества. На молодёжь особенно сильное влияние оказывает ломка традиционных форм социализации и преемственности между поколениями, социальной мобильности, путей и способов профессионального самоопределения и роста. [5, с.27].

Ю. Р. Вишневский и В. Т. Шапко полагают, что частным конкретным проявлением более широкого класса парадоксов молодёжного сознания – разрушения целостности причинно- следственных связей – является ноувизм (жить сегодняшним днём). Прагматизм и ноувизм молодёжи плохо сочетаются с преимущественной ориентацией на получение высшего образования, характерной для большей части молодых россиян. По обоснованному предположению авторов, спрос на высшее образование должен сокращаться в условиях, когда на рынке труда сегодня основной спрос на рабочие профессии, а квалифицированный умственный труд далеко не всегда достойно оплачивается. Но оказывается, что молодые люди более реалистично оценивают сегодняшнюю ситуацию, а главное – перспективу. Они интуитивно приходят к пониманию того, «что в условиях движения к информационной цивилизации ни одно общество не может игнорировать необходимость наращивания человеческого капитала» [5, с. 32].

Если охарактеризовать ценностное сознание россиян в целом, то можно отметить их беспокойство по поводу состояния нравственности в нашей стране. Судя по результатам исследований ВЦИОМ, подавляющее большинство россиян (79 %) считают, что за последние годы состояние нравственности в стране изменилось в худшую сторону. Главная проблема, которая волнует наших сограждан, - это не столько избыточная свобода нравов, распущенность, аморальность, сколько ухудшение межличностных отношений: безразличие друг к другу (26 %), ложь, лицемерие, подлость (20 %), а также неуважительное отношение к окружающим, проявляющееся в бытовом хамстве и практически тотальном использовании ненормативной лексики (17 %).

Несмотря на радикальные изменения в отношениях между людьми, которые произошли за последние 15 лет, многие респонденты по-прежнему отдают приоритет таким добродетелям, как трудолюбие и честность. Более половины респондентов (52 %) признают, что для них важнее честно прожитая жизнь и даже ради достижения успеха в жизни они не переступят через свои моральные принципы [16, с.148, 149].

В то же время исследователи отмечают, что приверженность россиян моральным ценностям подвергается большим испытаниям, что проявляется в моральном релятивизме, когда не только размывается грань между «добром и злом», но и растёт терпимость людей к отступлениям от общепринятых норм и правил поведения. Из 17-ти предложенных респондентам поступков, которые принято считать аморальными, только пять более 75 % опрошенных не оправдали бы ни при каких условиях. В это число входят употребление наркотиков, жестокое обращение с животными, обогащение за счёт других, пьянство и алкоголизм, а также детская безнадзорность и беспризорность. По всем остальным позициям наблюдается широкий разброс мнений [16, с.150].

Результаты опросов показали, что большинство населения оправдывает участие государства в регулировании морально-нравственных отношений. Лишь четверть респондентов (26 %) полагает, что мораль и нравственность – это сфера частной жизни человека.

Для 80 % опрошенных россиян использование мата в широкой аудитории недопустимо. Поэтому многие соотечественники позитивно относятся к возможности законодательного регулирования правил поведения в обществе, не считая нарушением свободы слова и прав человека, например, запрещение использования ненормативной лексики и сцен насилия на телевидении [16, с.153].

Таким образом, ценностное сознание наших соотечественников на современном этапе развития характеризуется определённой противоречивостью. С одной стороны, в нём существуют ориентации преимущественно на положительные духовные ценности жизни, а с другой стороны, проявляются противоположные ориентации.

 

Смысл жизни человека

Смысл жизни – это удовлетворяющий человека в соответствии с его нравственными принципами, требованиями совести и принятой им системой ценностей, способ и уровень освоения конкретной жизненной ситуации [27, с. 168].

Проблема обретения смысла жизни является очень актуальной в жизни современного человека. Потеря смысла жизни порождает неврозы, возникающие на этой почве. После второй мировой войны подобные неврозы распространились в странах Западной и Восточной Европы, а также в США. Известный психолог и психотерапевт В. Франкл обращает внимание на печальный факт, что среди причин смертности у американских студентов второе место по частоте после дорожно-транспортных происшествий занимают самоубийства. При этом число попыток самоубийства в 15 раз больше. Результаты опроса 60 студентов Университета штата Айдахо (после их попыток самоубийства) показали, что основная причина самоубийств - потеря смысла жизни. Об этом заявили 85 % студентов. Особую тревогу вызывает отсутствие видимой причины для утраты смысла жизни. Так, 93 % из числа этих студентов были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей, а также активно участвовали в общественной жизни и имели все основания быть довольными своими академическими успехами [25, с. 26]. Подобные факты говорят о сложности анализируемой проблемы, которая может возникать и часто возникает даже при условии достаточного удовлетворения потребностей.

Характеризуя проблему человека на современном этапе развития человечества, А. А. Гусейнов справедливо замечает, что «человек мгновенно передаёт информацию в любой конец планеты и сам пересекает ее в считанные часы, летает на луну, готовится полететь на Марс, строит небоскребы и подземные города, изобрел невероятные машины. Но, несмотря на все эти знания и умения счастливее человек не стал… Можно даже утверждать, что жизнь человеческая стала более трагичной, бессмысленной». Философ обоснованно видит причину деструкций человеческого существования в иллюзии, «будто то, что мы знаем, что в принципе можем знать о человеке и его мире, даёт исчерпывающее знание о нем» [6, с. 225].

Каждый житель России поставлен сегодня в условия, когда он вынужден осмыслить уроки радикальных изменений в нашей стране и мире в целом. Наиболее значительные в числе этих изменений обусловлены религиозным возрождением в противовес рационализму и прагматизму, противоречиями массовой культуры, глобальным экономическим бумом 90-х гг. прошлого столетия, угрозой разрушения естественных основ жизнеосуществления современного человека. Важной задачей личности является обретение смысла собственной жизни в свете произошедших перемен.

В России существует давняя традиция связывать поиск смысла жизни с поиском правды и справедливости. Идея революционного переустройства общества во имя подлинной справедливости, смысла жизни в России имеет богатую предысторию, связанную с бунтами, народными восстаниями Болотникова, Разина, Пугачёва.

В советское время система смысложизненных ориентации питалась в российском обществе 1960-1980-х гг. из понимания того, что источник подлинно ценной, справедливой жизни человека сокрыт в простых житейских заботах об улучшении жизни родных и близких. Очень ценилась идея единения людей на основе понимания того, что личная жизнь каждого человека неразрывно связана с судьбой общества, в котором он живет, и коллектива, где он работает. Весьма типичным было и то, что смысл жизни человека во многом определялся именно служением делу справедливости, ее утверждению в обществе, а также поисками ее каждым человеком, постижением основ справедливого и несправедливого в жизни общества и человека. Этот поиск и вера в возможность справедливой жизни традиционно составляли и до сих пор составляют в России фундамент жизнестойкости человека, его жизненных сил [7, с. 131].

Серьёзные нравственные испытания население России перенесло в процессе реформ конца XX века. С. Г. Спасибенко считает, что «убивает, вызывает рост агрессии, повышает эмоциональную неустойчивость, депрессию не бедность сама по себе. Мало исследован стресс, оказывающий воздействие на человека в 90-е гг. Стресс у миллионов людей вызван изменениями в социально-экономическом статусе: ранее более или менее обеспеченный человек стал нищим. Еще тяжелее сказалась резкая смена мировоззрения, понятий о добре и зле, о справедливости. Инженер и профессор никому не нужны. Престижнее быть брокером. Бескорыстие – «замшелая ценность». «Нерыночный человек» не в почете, утверждается сугубо деловой, прагматический подход к жизни. Внедрение чувства исторической, национальной, государственной ущербности, униженности («совок» - вот имя нам присвоенное) приводит к утрате смысла жизни, к отчаянию, озлобленности, духовной опустошенности, к агрессии» [20, с. 91].

Наибольшие трудности психологического характера возникли у людей, сформировавшихся в иных социально-экономических условиях. С. И. Григорьев специальное внимание уделяет такому аспекту проблемы, как доминирование в старших и средних возрастах населения России смысложизненных ориентаций и представлений о справедливости, характерных для "периода социалистического и коммунистического строительства". Эти представления вступают в противоречие с новыми идеологическими и политическими ориентациями российских реформаторов новой волны, вульгарно-экономической и лжедемократической практикой. Особое значение имеет факт массового распространения сомнений в правильности и ценности прожитой жизни, обиды за недооценку (или переоценку) дел, которым была подчинена жизнь старших поколений в бывшем СССР [7, с. 135, 136].

Центром профилактической медицины проведены интересные исследования с целью выявления пропорций материальных и духовных факторов, влияющих на смертность. Были проанализированы социально-экономические показатели, доступные статистике: около 50 параметров, влияющих на динамику смертности за 6 лет во всех странах СНГ (промышленное производство, питание, алкоголь, жилищные условия, преступность и т. д.). Результаты компьютерных расчётов поразительны. Примерно на 70 % динамика смертности зависит от уровня агрессии, на 10 % - от безысходности, утраты смысла жизни, а 20 % приходится на все остальные факторы. Другими словами, качество жизни зависит приблизительно на 80 % от психического состояния человека и на 20 % - от условий бытия.

Ученые пришли к выводу о том, что лишь малая доля жизненной прочности человека зависит от того, есть ли на что жить, а львиная – от того, есть ли, зачем вообще жить. Три группы факторов приближают человека к смерти: 1) неверная цель; 2) грех ложных отношений между людьми, основанных на злобе и корысти; 3) грех «черных» эмоций, характерных для тоски и отчаяния [20, с. 91].

Всё это говорит о необходимости социальной защиты и поддержки различных слоёв населения, прежде всего старших поколений (в том числе мигрантов из стран СНГ), находящихся в состоянии душевного дискомфорта. В процессе этой работы важно учитывать характер ориентаций людей в выборе смысла жизни, определении ее важнейших ценностей, а также их представления о справедливости и несправедливости. Однако социальная и психологическая защита старших поколений в России сегодня в значительной степени осложнена разрывом исторического опыта, связи поколений, ломкой ряда важных оснований ментальности русского человека [7, с. 136].

Проблема поиска смысла жизни будет стоять перед людьми до тех пор, пока существует человечество. Она волновала многих выдающихся мыслителей прошлого и продолжает волновать современных философов и психологов. Оригинальные разработки этой проблемы представлены в работах С. Л Франка, А. Н. Леонтьева, В. Франкла и других авторов.

Яркий представитель русской философской мысли С. Л. Франк (1877-1950) утверждал смысл жизни в единении человека и Бога, в выходе повседневного бытия человека в сферу божественности. Наиболее полно его концепция представлена в книге «Смысл жизни», написанной в эмиграции в 1925 году [24]. Логика рассуждений С. Л. Франка выглядит следующим образом.

1. Смысл или есть в жизни как таковой, или его нет.

2. Попытки найти смысл жизни лишь во внешней, частной, единичной жизни обречены на провал.

3. Иллюзорны и обманчивы также попытки найти смысл жизни в служении некой высшей, нежизненной идее, обращенной в отдаленное будущее. Поэтому он отвергает идею о том, что существование каждого данного поколения людей не имеет смысла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.61.14 (0.053 с.)