Сущность, механизмы и агенты социализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, механизмы и агенты социализации



 

Влияние общества на личность можно последить в процессе социализации. Социализация – это процесс, в ходе которого индивид с определенными биологическими задатками приобретает социальные качества, свойства, ценности, знания и умения, позволяющие ему стать субъектом, дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Термин «социализация» впервые употребил американский социолог Франклин Гиддингс в конце девятнадцатого века. Его также широко используют антропологи, психологи, педагоги.

Социализация описывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на уровне коллективном. Основатель социологии Огюст Конт отмечал, что человек в ходе своего социального созревания в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн. лет своей биологической эволюции.

От социализации необходимо отличать другие понятия, близкие по смыслу. Взросление - социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет. Возмужание - физико-физиологический процесс укрепления организма человека также в подростковом и юношеском возрасте. Обучение - приобретение новых знаний. Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Адаптация - ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям. Понятие «адаптация» употребляется также в значении приспосабливать, прилаживать, устраивать. Исследователи, имея различные мировоззренческие позиции, используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, с точки зрения определенной науки [19, с. 147- 150].

Основными формами социализации личности, по мнению К. В. Рубачевского, являются интериоризация и социальная адаптация. Интериоризация – это процесс заимствования из внешней среды определенных сведений и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей. Эти формы теснейшим образом переплетаются друг с другом, разграничение необходимо для более глубокого понимания проблем процесса и результата, форм проявления социализации личности.

Социализация включает фазы: а) интериоризации (личность знакомится с предложенными сведениями, выборочно запоминает и начинает усваивать что-либо, эмоционально переживая и осмысливая новый материал) и б) адаптации (личность преобразует имеющийся в ее распоряжении культурный опыт и использует его в своих целях - вливается в группу, коллектив).

Адаптация личности - явление многогранное. Она может иметь как конформистский, так и неконформистский, творческий характер. Первый вариант подчас приводит к формированию таких черт личности, которые затрудняют процесс социализации.

Адаптированность личности в группе можно рассматривать как такое ее состояние, которое позволяет ей проявлять свои возможности, убедиться в собственной значимости, достигать поставленные цели, поддерживать других в трудный момент. В преступных сообществах, главное условие успешной адаптации - отказ от общечеловеческих ценностей, в то же время члены этих групп вынуждены придерживаться определенных специфических норм.

В действительности личность одновременно является членом нескольких групп, и не во всех из них она может достичь высокой степени адаптации. Например, при успешной адаптации в приятельской компании индивид может быть гонимым в школьном классе.

Эталонными (референтными) группами исследователи считают те малые или большие группы, установки, нормы, ценности, ориентиры которых учитываются индивидом при планировании своей деятельности, а также становятся своеобразным эталоном и мотивом его поведения. Поэтому такие группы становятся для человека существенным фактором саморегуляции и средством социализации. А группа, в деятельности которой индивид вынужден принимать участие и с которой он оказывается не в ладах, необязательно окажется для него референтной.

Творческая деятельность, в процессе которой личность создает что-то новое, осуществляет нововведения в те или иные области, является результатом социализации людей, в основном одаренных. Для осуществления творческой деятельности необходимы определенные условия, которые не всегда бывают. Например, продукты новаторской деятельности имеют немалое позитивное значение для общества, однако малая организация, членом которой является новатор, всеми способами гасит его инициативу, ставит преграды на пути внедрения в практику его разработок. С позиций общества в целом активность такой личности является адаптивной и конструктивной. С позиций же группы эта активность может считаться девиантной и дезадаптивной, поскольку она может навредить существованию группы и т. п. Для общества важно, что творческая адаптация, осуществляясь путем изменения ситуации, открывала возможности для новой целенаправленной деятельности, для продолжения успешной социализации и саморазвития личности.

Преступное поведение является девиантным и дезадаптивным для общества в целом, но оно адаптивно с позиции той группы, которая требует от своих членов именно такого поведения.

Социализация включает в себя множество адаптивных, дезадаптивных, а также смешанных, сложных действий и процессов, в результате чего личность оказывается адаптированной в одной группе и дезадаптированной в другой.

Адаптивные процессы могут иметь характер соперничества и сотрудничества. И в том, и в другом случае личность воспринимает и так или иначе интерпретирует для себя ситуацию, запоминает новые правила поведения. В процессе адаптации немалую роль может играть также переориентация личности, т. е. выработка таких оценок и такого понимания ситуации, которые не противоречат ценностям и ценностным ориентациям новой группы.

Человек может встречаться с представителями таких возрастных, профессиональных и других групп, для общения с которыми у него нет ни знаний, ни навыков. Поскольку умения и навыки выступают как актуализация способностей и склонностей, то встреча и совместная деятельность с ними могут стать для человека серьёзной проблемой. Адаптация личности в группе также становится для нее затруднительной, если она из-за отсутствия необходимых знаний, опыта, рассудительности, проницательности ошибочно наделяет членов группы несвойственными им чертами и начинает действовать в соответствии со своими взглядами, недооценивая или переоценивая этих людей. В ходе продолжительной адаптации человека к деятельности, к которой он не расположен, может происходить изменение его личностных характеристик, обусловленное особенностями структуры данного вида деятельности.

Понятие адаптации многозначно и может рассматриваться также и как результат социализации личности, как ее адаптированность к тем или иным общественным или же внутригрупповым условиям [19, с. 151].

Для студентов младших курсов, многие из которых совсем недавно окончили среднюю школу, актуальной является проблема адаптации к условиям современной жизни, в том числе к студенческой жизни. Юношам и девушкам приходится самим справляться с трудностями, искать ответы на интересующие вопросы, принимать самостоятельные решения. В этой связи представляется важным изучение адаптационных процессов среди различных групп студенчества.

Исследование интеллекта студентов специальности «Социальная работа» в АлтГТУ (2002 г.) показало, что средний уровень интеллекта группе составил 104,9, что превышает общепринятый средний уровень (100). Средний уровень адаптации составил 50,9 при стандартном среднем уровне 34. Это свидетельствует о высоком коммуникативном уровне студентов, что важно для выбранной ими профессии [12, с. 19].

Дополнительные трудности возникают у тех, кто покидает свою Родину и уезжает учиться за рубеж. В условиях перехода к рынку возросло количество студентов, которые приезжают учиться в Россию. Им тяжело адаптироваться к новой жизни, так как они привыкли к условиям определённой социокультурной среды. Исследование процессов адаптации иностранных студентов к учебному процессу и условиям жизни в России (АлтГТУ 2004 г.) показало, что важнейшим факторомявляется знание русского языка. В процессе анкетирования было выяснено, что студенты стали изучать русский язык, потому что им нравится Россия (45 %), русский язык соответствует их интересам, престижность русского языка отметили только 5 % студентов. Трудности в процессе изучения русского языка возникли у половины респондентов. 40 % студентов изучение языка даётся легко, остальные студенты (в равной степени) считают, что процесс изучения языка идёт нормально, либо сослались на «слишком большую нагрузку». Основной фактор, способствующий успешному изучению русского языка – «разнородная в этническом отношении учебная группа» (55 %). Успешной адаптации студентов благоприятствует их положительное отношение к жизни в России (75 %) и быстрое приспособление к новому месту жительства, о чём заявили 60 % студентов. Очень важными факторами адаптации являются коммуникабельность (90 % опрошенных студентов нравится общаться с людьми), лёгкость в общении с русскими (60 %), интересное проведение досуга (40 % респондентов занимаются спортом, а 25 % - общаются с друзьями).

Большинство иностранные студенты мечтают о лучших условиях жизни в общежитии (60 %), 70 % респондентов хотят жить отдельно от русских, а 45 % - не участвуют в культурно-массовых мероприятиях. Трудности у иностранных студентов возникают в процессе приобщения к русским традициям, потому что только 5 % студентам нравятся эти традиции, 40 % - частично приобщаются к ним, а 55 % - не хотят изменять своим традициям. К сожалению, все эти проблемы затрудняют процесс адаптации иностранных студентов.

По мнению иностранных студентов, к числу факторов, которые будут способствовать успешному изучению русского языка и адаптации к условиям жизни в России относятся: конкурс на лучшее знание русского языка (35 %) и конкурс на лучшее знание истории России (30 %). По мнению 90 % респондентов, русский язык пригодится им в будущем, а треть студентов планирует получить высшее образование в АГТУ [20, с. 78]. В этом случае, для определённой части иностранных студентов учёба в АГТУ станет одним из периодов их социализации.

В целом социализация представляет собой широкий и многоплановый процесс. Основное его содержание – это, с одной стороны, передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил поведения, духовных ценностей. С другой стороны, содержание процесса социализации - это усвоение знаний, культурных норм, духовных ценностей, овладение навыками, умениями, формирование убеждений личностью.

Содержание социализации - не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Социализация - не однонаправленный процесс, не механизм наложения на индивида готового социального трафарета, поскольку человек в ходе социализации становится субъектом, привносящим в культуру свою индивидуальность. Личность обогащает исторический опыт своим творчеством, новыми материальными и духовными ценностями.

Основой процесса социализации выступают механизмы социализации - различные формы социальной деятельности, прежде всего труд, общение, развитие речи и познание. Большой вклад в разработку этих вопросов внесли психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия.

Известный западный социолог Н. Д. Смелзер объясняет процесс социализации, анализируя четыре психологических механизма (имитацию, идентификацию, чувства стыда и вины).

Имитацией антропологи, психологи, педагоги называют осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания в первую очередь становятся родители, но дети могут брать пример с учителей или других людей, если между ними сложились теплые, эмоциональные отношения. Дети также склонны копировать поведение взрослого, который наказывает их. Если учитель ставит девочку в угол, то она дома может запереть свою куклу в чулан.

Идентификация – это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других людей, с которыми тесно связаны. Если мама выбрала профессию адвоката, стремясь помочь бедным, то ребенок может последовать ее примеру.

Имитация и идентификация – позитивные механизмы, так как способствуют формированию определенного поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой. Фактически они во многом совпадают. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, когда человека разоблачили и опозорили. Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Подобно имитации и идентификации, чувства стыда и вины надолго западают в душу [21, С. 120].

Процесс социализации пронизывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называют также основными жизненными циклами (детство, юность, зрелость, старость).

Этим жизненным циклам соответствуют четыре основных этапа социализации:

1. первичная социализация - этап социализации младенческого возраста;

2. вторичная социализация - этап, совпадающий с получением формального образования;

3. социализация зрелости - этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи;

4. социализация старости - этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца» (государства или собственных детей).

Каждый из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоением новых ролей. Продолжительность каждого из этапов и его содержание определяющим образом зависят от уровня развития общества [10, с. 200].

Таким образом, процесс социализации продолжается всю жизнь человека и предполагает овладение социальными ролями, соответствующими стадиям жизненного цикла. Она включает три периода: дотрудовой, трудовой, послетрудовой. Иногда выделяют стадии от рождения до поступления в школу, обучение, переход к самостоятельной трудовой деятельности – зрелости и завершение жизненного цикла.

На различных этапах жизненного цикла воздействие общества на индивида в процессе социализации осуществляется посредством агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации – конкретные люди (по одиночке или группами), способствующие передаче культурных норм и освоению социальных ролей. К этой категории относят и конкретных людей, и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т. п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты (например, главным агентом первичной социализации выступает семья). Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Наиболее влиятельными институтами социализации являются семья, школа, высшее учебное заведение, средства массовой информации. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации. А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, обычно употребляют понятие «агенты».

Первичные (неформальные) агенты социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Термин «первичные» относится в данном случае ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда является важнейшей для формирования личности каждого конкретного индивида, поскольку она стоит на первом месте и по степени значимости, и по частоте и плотности контактов между ним и всеми ее членами.

Вторичные (формальные) агенты социализации – это представители формальных групп и организаций: администрации школы, университета, предприятия, офицеры и чиновники армии, полиции, церкви, государства, а также те люди, контакты с которыми носят опосредованный характер, - сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Влияние агентов и институтов социализации на различных этапах жизни человека имеет определённые особенности. Воздействие неформальных агентов и неформальных отношений обычно достигает своего максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой чувствуется им в середине жизни [10, с. 221].

Если в начале жизненного пути ребенок сталкивается с институтами первичной социализации (семья), то повзрослевший человек сталкивается уже с такими институтами социализации, как производство, государство, средства массовой информации, армия, суд, церковь и т. д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация начинается с момента рождения ребёнка. В различных обществах существуют особенности социализации младенцев. В семьях средних классов в западном обществе долгое время существовал жесткий, почти индустриальный режим кормления младенцев по расписанию. Ребенка кормили только в определенные часы. В промежутках ему позволяли плакать. В оправдание такой практики приводились разнообразные доводы - или с точки зрения практичности, или в защиту идеи о поддержании здоровья ребенка. Противоположную картину можно наблюдать в практике кормления у народности гусайи в Кении. Мать в процессе работы носит ребенка на себе, привязав его к какой-либо части тела. Как только ребенок начинает плакать, он немедленно получает грудь. Общее правило заключается в том, что ребенку нельзя плакать более пяти минут.

В странах с холодным климатом младенцы обычно днем и ночью лежат в кроватке в пелёнках, а там, где климат теплый, младенцев одевают легко или вовсе не одевают.

В отличие от животных, обладающих врожденными навыками выживания, человеческие младенцы нуждаются в заботе других людей, которые их кормят, одевают и защищают от холода. Для правильного развития младенцам необходимо также постоянно чувствовать, что их любят. Особенно в первые годы жизни.

Исследования по депривации показывают, что духовный контакт с родителями исключительно важен для нормального развития ребенка. Депривация или отсутствие родительской заботы в младенческие годы оказывает негативное влияние на социальные навыки и способность к обучению. Последствия депривации отчетливо просматриваются в поведении детей, которые жили взаперти, были покинуты родителями или остались без них по каким-либо другим причинам.

Одним из таких детей была Анна (незаконнорожденный ребенок), которую мать запирала в комнате и оставляла одну. Мать кормила ее, но редко купала и обнимала. Посторонние люди нашли Анну в возрасте шести лет, когда она еще не умела ходить. Ее отправили в детский дом, а в дальнейшем она училась в специальной школе. Через четыре года девочка умерла - к этому времени она научилась играть с мячом, одеваться и выполнять простые задания, но во время еды могла пользоваться только ложкой. Речь Анны была на уровне двухлетнего ребенка, что неудивительно, поскольку мать в свое время почти не разговаривала с девочкой [21, с. 114].

В последнее время в СМИ появляется всё больше сообщений о детях, лишённых родительской любви и заботы в раннем возрасте. Так, стало известно, что в Евпатории шестилетний мальчик четыре года прожил в заброшенном доме со стаей собак. Мальчик не говорит, и все манеры его поведения более характерны для бродячей собаки. Правда, в семейном детском доме, куда мальчик, наконец, попал, не теряют надежды сделать из него человека. В программе «Очная ставка» на НТВ 22 июля 2002 года было рассказано о девочке Оксане Малой из украинского села Новая Благовещенка, которая жила вместе с дворовой собакой в ее будке. Оксану посадили на цепь собственные родители. Хотя она не только лает, но и говорит, по заключению специалистов, полноценным человеком не станет уже никогда [10, с. 206].

Психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для интеллектуального развития ребенка - возможно, даже еще большее, чем правильное питание или физический уход. Неоднократно отмечалось, что у детей, воспитанных в учреждениях, где общение было сведено к минимуму (на 10 детей приходилась только одна воспитательница), уже со второго года жизни отмечается значительное отставание в двигательной и речевой сфере. Учеными доказано, что у детей, воспитывающихся вне семьи, вообще значительно снижаются возможности для полноценного развития. Так, среди воспитанников детских домов в возрасте от года до трех лет в физическом развитии отстает 46 % обследованных в 1988 году детей, а в психическом - 75 % [10, с. 208].

Проблема социализации воспитанников детских домов в России является очень актуальной в связи с тем, что в начале третьего тысячелетия в нашей стране оказалось 700 тысяч детей-сирот, то есть больше, чем в конце Великой Отечественной войны. Из них более 90 % детей – это социальные сироты (при живых родителях).

Таким образом, отсутствие необходимого общения становится причиной госпитализма – вредных последствий казенной обстановки детских учреждений для сирот, где дети лишены родительской ласки и любви. Напротив, если дети росли у родителей, которые постоянно стимулировали их психику, давая возможность общаться с разными людьми, манипулировать новыми предметами и усваивать новые навыки, то они развивались гармонично и неуклонно прогрессировали.

В США предпринимались интересные попытки решения проблемы госпитализма. В 30-е годы Скилс занимался малолетними детьми в одном из сиротских пансионатов штата Айова. Этих младенцев считали умственно отсталыми, и они целые сутки напролет оставались одни в своих кроватках. При этом они были отделены друг от друга высокими занавесками, и поскольку воспитателей в пансионате не хватало, вся их психическая стимуляция сводилась к немногочисленным контактам с нянями во время ухода и кормления.

Скилс решил попробовать поместить 13 таких детей в другие условия, а именно в заведение для умственно неполноценных женщин. При этом он полагал, что детей, по крайней мере, будут баюкать и ласкать. Именно это и произошло: очень скоро женщины приняли этих младенцев как своих. С этого момента развитие детей с каждым днем начало меняться. У них сформировалась речь, и вскоре их интеллект достиг нормы.

Одна из сотрудниц поддерживала связь с этими бывшими детьми около 40 лет, и она сообщает, что все они стали полноправными членами общества. Многие из них обзавелись семьей и имели детей, а четверо получили высшее образование. Что касается остальных 12 детей, которые остались в прежних условиях в пансионате, то они так и не достигли нормального интеллектуального уровня, и всего несколько лет назад треть из них еще жила в специальных заведениях [3, с. 382, 383].

Социальный фактор оказывается решающим при формировании интеллекта начинающего члена общества. Продолжительность, функции и способы воспитания различны не только у разных народов и в разные исторические эпохи, но и у разных классов. У обеспеченных слоев детство считалось периодом относительной беззаботности, а воспитание было более продолжительным. Детям же рабочих приходилось заниматься тяжёлым трудом с самого юного возраста. В одних семьях воспитанием и развитием интеллекта младенца начинают заниматься довольно рано, в других же не занимаются вовсе. Поэтому ко времени прихода в школу или в детский сад - т. е. к началу этапа вторичной социализации - дети уже довольно заметно различаются по уровню своего развития, умению читать и писать, по мотивации к восприятию новой информации.

В семье профессионального интеллектуала дети проходят существенно иную социализацию, нежели в семьях родителей более низкого интеллектуального уровня. Можно перечислить огромное количество выдающихся личностей, которые получили детерминирующий интеллектуальный старт именно благодаря условиям своего детства - от родителей и того круга друзей семьи, которые играли важнейшую роль агентов первичной социализации. В качестве примера, можно привести хорошо известные условия воспитания Моцарта, Баха и т. д. [10, с. 203, 204].

Достаточно интересным представляется вопрос о влиянии числа детей в семье на духовное развитие ребёнка. Предположение, что умственное развитие ребенка будет тем гармоничнее, чем больше у него братьев и сестер, не всегда подтверждается. Как показала работа двух сотрудников Зайонца, чем больше детей в семье, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Кроме того, было обнаружено, что первенцы всегда оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры. Самые высокие баллы были получены старшими детьми из семей, где было лишь двое детей, а самые низкие – самыми младшими в семьях с девятью детьми [3, c. 384].

В определённой степени этот факт можно объяснить тем, что родители больше внимания в плане обучения и воспитания уделяют своему первенцу, больше от него ждут и требуют. А на воспитание последующих детей у них часто не хватает уже сил и желания. Безусловно, на процесс духовного развития влияют и индивидуальные возможности каждого ребёнка. Думается, что этот вопрос требует дальнейшего изучения. Тем более что известен опыт, накопленный в семье Никитиных, который свидетельствует о достаточно хорошем духовном и физическом развитии с ранних лет всех семи детей. На наш взгляд, проблема заключается ещё и в том, что не все родители обладают необходимыми педагогическими способностями, материальными возможностями, а также временем для правильного осуществления процесса воспитания. Ведь в условиях современной России из-за низкой заработной платы многим приходится работать дополнительно.

Содержание, характер и качество вторичной социализации человека, совпадающей по времени и содержанию с периодом получения им формального образования, определяются уровнем подготовки педагогов, качеством педагогических методик, а также условиями, в которых протекает образовательный процесс. На это влияет социальное происхождение, а значит, культурный и материальный уровень семьи. От этого уровня зависит, в какую школу пойдет учиться ребенок, какие книги он будет читать, каким будет круг его повседневного общения, будут ли у него репетиторы и компьютер. Различия психометрического интеллекта детей обусловлены различиями социальных статусов семей, в которых они родились и воспитываются.

Подлинное формирование интеллекта, приобщение индивида к миру научных систематизированныхзнаний, начинается именно в школе. Одна из главных функций этапа вторичной социализации заключается в общей подготовке индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности в социальных институтах, действующих в рамках формальных организаций. Школа, кроме формирования у своих воспитанников устойчивого комплекса определенных знаний, всегда ставит перед собой задачу привития им господствующих в данном обществе идеологических и моральных ценностей [10, с. 209].

В 2203-2004 учебном году проводилось изучение процесса социализации младших школьников школы № 64 г. Барнаула. Цель – исследования – модель факторов, влияющих на эффективность протекания процесса социализации детей младшего школьного возраста, в условиях школьной среды. Объектом исследования стали 152 ученика 1 – 4 классов. Полученные данные свидетельствуют о том, что 84 % учащихся приняты коллективом (из них 22 % - «звёзды»), а также о преобладании у школьников (74 %) адекватной самооценки, но об отсутствии высокого уровня мотивации к учёбе у большинства первоклассников. Высокая школьная мотивация, учебная активность была выявлена только у 17,1 % первоклассников. В процессе исследования была установлена зависимость между уровнем доходов в семье и уровнем мотивации ребёнка к учебной деятельности: чем выше доходы семьи, тем ниже уровень мотивации к учёбе. Определение факторов, способствующих повышению уровня мотивации к учёбе, предполагает проведение дальнейших исследований [5, с. 27].

Немало проблем возникает в процессе социализации детей-сирот в условиях школьной среды. Их изучению посвящено исследование, проведённое в школе № 64 г. Барнаула. Объектом исследования стали дети-сироты детского дома № 9 г. Барнаула, 5-9 классов, а также преподаватели. В ходе исследования были получены следующие результаты.

У большинства детей-сирот, обучающихся в этой школе, выявлен низкий уровень мотивации к учебной деятельности, а у большинства респондентов - низкий уровень самооценки и уровень коммуникации (направленность на общее).

Для большинства респондентов-школьников характерны повышенный (33,3 %) и высокий (8,3 %) уровень школьной тревожности, а также высокий (41,6 %) и повышенный (16,7 %) уровень страха перед ситуацией проверки знаний. Положительными моментами в процессе взаимодействия учителей и учеников являются: 1) большинство опрошенных педагогов (53,8 %) обладают умением слушать и слышать ученика; 2) наличие у большинства школьников (79 %) низкого уровня страха в отношениях с учителями.

В целом результаты исследования не подтвердили гипотезы о том, что на социализацию детей-сирот, в первую очередь, определяющее влияние оказывают преподаватели школы, что уровень направленности на профессиональное обучение учащихся у большинства преподавателей школы высокий.

Опираясь на полученные данные, исследователи предложили конкретные рекомендации по повышению эффективности социализации детей-сирот в школе № 64.

1. Улучшить взаимодействие между учителями и учениками в учебно-воспитательном процессе. 2. Преподавателям акцентировать внимание на индивидуальном подходе в обучении и воспитании учеников. 3. Повысить уровень мотивации детей к учебной деятельности и степень включённости в коллектив. 4. Провести полную диагностику личности учащихся школьным психологом и использовать полученные данные в учебном процессе [8, с. 32].

В России вследствие плохого материального положения семьи и нерешённых социально-экономических проблем у многих детей отсутствуют необходимые условия для нормальной жизни и получения образования. В конце прошлого века, по данным Комитета по делам женщин Госдумы, свыше 12 млн. детей жили за чертой бедности; около 70 % учащихся не получали горячего питания, калорийность питания составляла 25-30 % от нормы; смертность подростков за 1995-1997 годы возросла более чем на 30 %; четвёртая часть их страдала психическими заболеваниями; количество техникумов и училищ сократилось в 2 раза, более 1,5 млн. детей нигде не учились и не работали; в России насчитывалось 4 млн. беспризорников.

Вследствие разводов ежегодно оставалось без одного из родителей около 1 млн. детей. Доля неполных семей составила 15 % по стране. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждались в материальной, психологической и юридической помощи. Только 14 % из 40 млн. детей и подростков до 18 лет были признаны практически здоровыми [17, с. 5]. Сегодня ситуация коренным образом не улучшилась. Поэтому дети из неполных и малообеспеченных семей нуждаются в социальной помощи и поддержке. Специализированная помощь по-прежнему требуется детям-инвалидам, беспризорникам и подросткам, страдающим психическими заболеваниями. Актуальной остаётся проблема трудоустройства молодёжи и не только из неполных семей.

В последнее время всё большее значение приобретают такие институты социализации, как Молодёжные Думы. Они открывают перед молодыми людьми возможность испытать свои силы в сфере социально-политической деятельности и более успешно решить проблему профессионального самоопределения. В 2002 году на конференции «Перспективы развития представительных молодежных органов в Алтайском крае» было проведено социологическое исследование, цели которого - получение информации о депутатах представительных молодежных органов, а так же способы повышения эффективности их работы. В анкетировании приняли участие представители 10 районов: Алейска, Крутихи, Тальменки, Петропавловского, Тюменцевского и других районов Алтайского края. Средний возраст респондентов- 16 лет. Образование - в основном неполное среднее, лишь 5 человек - студенты вузов.

На вопрос «Что Вам дает работа в Молодежной Думе?» ответы распределились следующим образом (можно было выбирать любое количество ответов):- общение с различными людьми (86%), - новые знания (69%), -проявление своих личных качеств (60%), - налаживание связей с людьми (52%), -самореализация (39%), ощущение своей высокой значимости (8,6%), - известность, популярность (4,3%).

Работая в МД, парламентарии, по их признанию, получают такие положительные эмоции: радость общения, радость преодоления трудностей, радость творчества, радость победы.

Характерно, что все респонденты видели себя студентами вузов. В основном, думцы хотят быть менеджерами, юристами, политологами, управленцами в государственных структурах, психологами, социальными работниками. Но на практике реалии с желаниями не всегда совпадают. Уже сейчас думцы соизмеряют свои интересы с возможностями и способностями.

Картина деятельности молодёжных представительных органов будет неполной, если не сказать о возникающих проблемах. Согласно ответам респондентов, недостаточное финансирование, отсутствие психологической подготовки, нехватка времени, непонимание со стороны взрослых депутатов и сверстников являются лимитирующими факторами в работе Думы.

Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что для школьников и студентов вузов Молодежная дума – это место социальной адаптации, где они могут совершать ошибки, почувствовать себя взрослыми людьми, гражданами, которые несут ответственность за свои поступки и мысли. А это очень важно как для их самих, так и будущего нашей страны, будущего без «продуктов неправильной социализации» [9, с. 18]. В связи с тем, что данная тема ещё не нашла должного отражения в научной литературе, представляется актуальным проведение дальнейших, более масштабных исследований в этом направлении.

На протяжении жизни человеку приходится переходить от одного цикла к другому. Жизненные циклы знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни, приобретением нового статуса (положения в обществе). Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа: десоциализацию и ресоциализацию.

Десоциализация – это отлучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – это овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации, которая может возникнуть вследствие изменения социальных институтов, смены общественного строя, при переезде в другую страну или в связи с необходимостью профессиональной переподготовки. В период ликвидации неграмотности в на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.048 с.)