Структура личности. Элементы духовного мира личности и их взаимосвязь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура личности. Элементы духовного мира личности и их взаимосвязь



С момента рождения человек живет в обществе и развивается в определенной социальной среде, под влиянием которой у него формируются определенные социальные качества. Сформировавшаяся личность представляет собой сложное образование. Рассматривая личность как систему, необходимо выделить в ней две основные подсистемывнутреннюю (мир сознания) и внешнюю (мир деятельности). Мир сознания скрыт от других людей и зачастую бывает непонятным и неосознаваемым самой личностью. Мир деятельности открыт для людей, позволяет им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о борьбе страстей внутри человека. Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является полное соответствие («совпадение») актов сознания и поведения, другим – наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Каждая из названных подсистем личности характеризуется своей структурой и формой выражения. При этом «ядром» личности как системы является переход, превращение факта, момента, ситуации сознания в факт, момент, ситуацию деятельности [7, с.294].

Деятельность человека осуществляется в различных сферах жизни общества: производства, образования, быта, семьи, свободного времени, восстановления здоровья, а также в социально-политической сфере. Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действий для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений.

В результате взаимодействия личности и общества структура личности в целом складывается из совокупности отношений с внешним миром и внутренних, идеальных отношений, в значительной степени определяющих характер ее отношений с социальными реальностями. Совокупность разнонаправленных связей с внешним миром, центром которого является индивид, представляет собой базис личности. Характер связей человека с внешним миром определяется его статусом и конкретными предметами его деятельности. Например, во внутриорганизационных отношениях рядовой специалист по социальной работе «подключен» к одним отношениям, директор центра социальной защиты населения – к другим. У первого это непосредственные отношения с клиентами центра, сотрудниками своего отдела и т. п., опосредованные – с руководителями других социальных служб, со спонсорами и т. д. У второго, наоборот, отношения со спонсорами и руководителями других социальных служб часто непосредственные, а с клиентами центра – опосредованные. Предметы деятельности можно разделить на три класса: предметы профессиональной деятельности, предметы социальной деятельности, предметы духовной деятельности. Предметом профессиональной деятельности специалистов по социальной работе может стать профилактика наркомании в среде подростков. Предметом социальной деятельности россиян в повседневной жизни является воспитание детей в семье. Предметом духовной деятельности человека в свободное от основной работы время часто бывает повышение его культурного уровня в результате занятий музыкой, живописью, посещения, театров, музеев, просмотра кинофильмов. На индивидуальный выбор предметов деятельности влияют не только социальное положение человека, но и его личностная направленность. Изменения, как в социальном положении, так и в предметах деятельности, ведут к соответствующим переменам в базисе личности [16, с. 103].

Базис отражается в сознании личности, определяет формирование и развитие ее внутреннего мира. В мировоззрении личности совокупность социальных связей отражается непосредственно, в нем содержится также их оценка и установка на поддержание или изменение существующего положения. Социальные установки – один из наиболее важных регуляторов поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного явления. С понятием «установка» тесно связано понятие «диспозиция личности» – ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиции – это предшествующие поведению ориентации личности. Ценностные ориентации отражают направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них. В ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, проявляются интересы личности – причины действий индивидов. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. Правильное осознание интересов способствует удовлетворению потребностей личности в еде, жилье, в различных формах деятельности. Потребности и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия – мотивов [7, с. 280].

Поведение человека обычно побуждается множеством мотивов. Одни мотивы содействуют друг другу, а другие являются антагонистами, т. е. исключают друг друга. По мере развития человека из массы самых разных мотивов начинают выделяться главные, преобладающие.

Ведущие мотивы цементируют личность, определяют личность, побуждают её поступать определённым образом. Система преобладающих мотивов даёт представление о направленности личности. Направленность бывает разной. У человека могу быть ярко выражены мотивы, связанные с познавательными интересами (к научной деятельности, литературе, искусству) или интересами к спортивным занятиям. Если в побуждениях человека преобладают личные, эгоистические интересы, то можно говорить об эгоцентричной направленности. Общественная направленность характеризуется тем, что человек отдаёт предпочтение интересам коллектива, но, разумеется, не в ущерб своим [4, с. 54]. Желательно, чтобы такая направленность была присуща специалистам по социальной работе, поскольку она является залогом успешного осуществления их профессиональной деятельности. В отдельных случаях действия человека из личных побуждений, связанных с желанием завоевать популярность, могут поставить его перед необходимостью подчинить своё поведение определённым нравственным нормам, которые постепенно станут достоянием его личности. Однако подобные ситуации бывают скорее исключением из правила.

Структурным элементом мировоззрения является информация о социальной действительности. Она различается по своей достоверности и устойчивости. Наиболее достоверным и устойчивым элементом являются знания, поскольку для их получения используются научно обоснованные методы. Столь же устойчивы, хотя и менее динамичны, убеждения. В часто меняющихся конкретных ситуациях человек, опираясь на свои знания, убеждения и мнения, вырабатывает взгляды. Знания и убеждения относят к качествам личности, взгляды и мнения – к ее чертам. Первые участвуют в определении стратегии поведения человека, вторые – в регуляции его поведения в конкретных ситуациях. Качества и черты определяют характер индивидуальных целей и идеалов. В мировоззрении отражены основные виды внешних и личностных связей с предметами профессиональной деятельности, трудовым коллективом, обществом в целом. В нем выражены также опыт личности, ее индивидуальные устремления. Все эти различные по природе и содержанию моменты находятся в особых, иногда противоречивых взаимоотношениях. Взгляд личности на мир выкристаллизовывается в результате взаимодействий составляющих ее мировоззрение элементов.

Анализ структуры, характеризующей срез сознания личности, показывает, что она включает в себя три механизма – мотивационный, диспозиционный, памяти.

Мотивационный механизм может быть рассмотрен как взаимодействие потребностей, интересов, ценностных ориентаций, в результате чего у личности появляются цели. Цель – это предвосхищение в сознании личности результатов ее деятельности. Цель жизни направляет развитие личности. Такая цель не является простым желанием, например, стать социальным работником или юристом. Она подчиняет желания, интересы, увлечения человека, объединяет его действия и становится тем идеалом, с которым он подходит к оценке своих и чужих поступков. Можно привести множество примеров, когда богатство интересов не только не мешало выдающимся людям заниматься своим главным делом, а даже помогало. Известно, что легендарный полководец А. В. Суворов был разносторонне образованным человеком, тонким ценителем поэзии, знатоком философии, да и сам прекрасно владел пером. Композитор А. П. Бородин был профессором химии. А. П. Чехов с увлечением занимался медициной и был квалифицированным врачом. А. Эйнштейн играл на скрипке и зачитывался романами Ф. М. Достоевского. При этом Чехов не скрывал, что медицинские знания часто были необходимы в его литературной работе, а Эйнштейн утверждал, что романы Достоевского дали ему как учёному больше, чем открытия многих известных математиков. О ценности личности можно судить на основании ее главных жизненных целей. В то же время важно, чтобы цель, поставленная человеком перед собой, не была узколичной, а имела объективную ценность, положительное значение для развития общества. Стремление к мелкой, личной цели не приводит к формированию крупной личности, способной дать положительный импульс социальным изменениям [4, с. 46, 47].

Диспозиционный механизм, включающий мотивы, стимулы, установки, диспозиции, позволяет обнаружить процесс саморегуляции социального поведения личности.

Механизм памяти включает в себя глубинное освоение опыта человечества и его знаний, а также динамичный, быстро изменяющийся уровень освоения оперативной информации [7, c. 294]. Память – это бесценный дар человека. Благодаря памяти активизируется работа мысли. Хорошая память способствует становлению яркой, выдающейся, прогрессивной личности. Хорошей памятью отличались замечательные полководцы своего времени: Юлий Цезарь и Александр Македонский помнили свыше 3 тысяч имен своих воинов. Александр Суворов и Михаил Кутузов знали на память все тонкости военного искусства, легендарные военачальники времен гражданской и Великой Отечественной войн, благодаря прекрасной памяти в самых критических ситуациях боя одерживали блестящие победы над численно и качественно превосходящими силами противника.

Возможности человеческой памяти безграничны. Об этом свидетельствует множество случаев гипермнезии (сверхпамяти), зарегистрированных в различных научных трактатах. Так, например, А. Ф. Иоффе знал на память всю таблицу логарифмов. Русский художник Н. Н. Ге по памяти воспроизводил картины, которые вошли в сокровищницу русского искусства. Потерявший слух композитор Бетховен сочинял прекрасную музыку, а Моцарт, Глазунов и Рахманинов могли точно воспроизвести по памяти сложные музыкальные произведения, слышанные лишь однажды. Видный отечественный психолог А. Р. Лурия изучил уникальную память московского репортера Шерешевского, который ничего не забывал. Гипермнезия может быть врождённой чертой, но может быть развита в процессе длительной и систематической тренировки.

Исследования показали, что утрата памяти ведет к потере умственных способностей, накопленных знаний, к разрушению умений и навыков, полной дезорганизации личности [4, c. 143, 145].

В процессе жизни в структуре личности происходят изменения. Личность развивается под влиянием тех конкретно-исторических условий, в которых живёт. Её изменение невозможно без перестройки убеждений и изменения перспективы в жизни человека. Например, ребята, приходившие в колонию А. С. Макаренко правонарушителями, выходили из неё совершенно другими людьми. В корне менялось их отношение к действительности, поскольку выдающийся педагог открывал перед своими воспитанниками новые перспективы.

Разумеется, значительная личность может сформироваться только при активном участии самого человека. Личность складывается под непосредственным влиянием субъектов социализации в начале жизненного пути, но уже подросток в значительной степени сам принимает участие в её формировании. С того момента, когда человек начинать осознавать себя как личность, он пытается анализировать свои поступки, отмечать свои достоинства и недостатки, намечать пути собственного совершенствования. Наиболее активно саморазвитием человек обычно занимается в юности, но этот процесс в той или иной степени продолжается в зрелые годы и зависит от конкретной ситуации в обществе.

У современного человека существуют многообразные связи с социокультурной средой. Их своеобразие и необходимость сохранения собственного лица в условиях быстрой смены обстоятельств определяют дальнейшее развитие процесса индивидуализации личности. Происходит отождествление составных частей механизма функционирования мировоззрения с личностными «я». Опыт личности, ее прошлое в результате субъективации принимает форму ретроспективного «я» (ретроспекция – обращение к прошлому); индивидуальные цели и нормы поведения, представляющие с точки зрения личности идеальный вариант ее развития, - идеального «я», отражение трудовой и внутриорганизационной деятельности, а значит, их оценка со стороны окружающих, - отраженного «я». Постоянная дискуссия между этими личностными «я» приводит к образованию реального «я». Реальное «я» - это решение, принятое в ходе спора между личностными «я». Оно является глубинным внутренним источником индивидуального поведения.

Отношения между элементами внутреннего мира, если их соотнести с отношениями личности с социальной средой, являются вторичными. Одновременно с этим они развиваются по своим специфическим законам, приводя в конечном итоге к изменению в базисе личности, которая является активным социальным началом, постоянно преобразующим себя и созидающий мир [16, с. 104].

На наш взгляд, важнейшим условием адекватности функционирования личности и сохранения вектора ее развития является ее изменяемость в ситуациях жизненных перемен. В этом и заключается удивительный парадокс изменяемости развивающейся личности, которая остается при этом аутоидентичной: чтобы продолжать оставаться самим собой человек должен изменять самого себя.

Знание механизмов личностных изменений, решение связанных с ними задач психодиагностики имеют большое значение для успешной психокоррекционной работы (в ее широком понимании), для решения тех проблем, которые человек может поставить и перед самим собой, обращаясь к собственной личности в процессе ее самовоспитания или преодоления критического состояния. Вполне вероятно, что в недалеком будущем появится возможность говорить о культуре психологического переживания человека, о перспективных способах совладения с психологическими трудностями, связанными с жизненными событиями. Личность, овладев такой техники внутренней перестройки, сумеет избавить себя от психологических срывов и направлять свои усилия на выработку конструктивного решения и преодоления противоречия [10, с. 422].

В процессе адаптации к новым жизненным ситуациям особенно сложные проблемы могут возникнуть у ригидных (непластичных) личностей в связи с необходимостью их изменений. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих.

Раз и навсегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющимися условиями и вызывает конфликт с окружающими. Эти люди считают: «Если факты нас не устраивают – тем хуже для фактов». Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость [19, c. 39]. Многие люди, относящиеся к данному типу конфликтных личностей, страдают различными комплексами, в особенности комплексом неполноценности, и нуждаются в специальной психокоррекционной работе с ними. Чем раньше данная работа будет проводиться в отношении ригидных личностей, тем выше может быть ее эффект.

 

7.2 П отребности человека

 

Потребность – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества в целом; внутренний побудитель активности. Осознанная потребность выступает в качестве интереса. Научные взгляды на проблемы потребностей можно разделить на три группы.

«Глубинные» концепции пытаются выделить одну базовую, доминирующую потребность, определяющую направление активности человека.

Классификация «инстинктов» (У. Мак-Даугол, Бегли и др.). Например, Л. Бернард предложил список из 140 различных инстинктов, которые, по его мнению, лежат в основе поведения человека.

Концепции ограниченного числа основных потребностей. Так, В. Томас выделил четыре основные потребности: в безопасности, в признании, в дружбе, в новом опыте. К. Обуховский рассматривал две группы потребностей: физиологические (потребности в пище, сне, сексуальные потребности и т. п.) и ориентировочные (потребности в интеллектуальном познании мира, в эмоциональном контакте, в смысле жизни).

Из иерархических теорий потребностей наибольшую известность получили классификация потребностей Б. Ф. Ломова и так называемая пирамида потребностей А. Маслоу. Б. Ф. Ломов выделил базовые потребности: а) в материальных условиях и средствах жизни, б) в общении, познании, деятельности и отдыхе. Потребности второго порядка, по его мнению, являются производными от базовых потребностей. Профессор Абрахам Г. Маслоу из университета Брандиса в своей замечательной книге «Мотивация и личность» приводит семь основных категорий потребностей:

1) физиологические (гомеостатические) потребности;

2) потребность в безопасности и стабильности;

3) потребность в любви и принадлежности к группе;

4) потребность в признании;

5) потребность в самоутверждении;

6) потребность знать и понимать;

7) эстетические потребности.

Физиологические потребности – общие для всего животного царства. Их цель – удовлетворять биологические нужды, такие как голод, жажда, усталость, секс и многие другие. Более точно эту категорию потребностей выражает недавно введенное в обиход понятие гомеостаза, то есть автоматических попыток тела сохранить себя в нормальном состоянии. В процесс удовлетворения гомеостатических потребностей вовлечен весь организм. Люди нуждаются в очень многих вещах, но если они по-настоящему голодны или их мучает жажда, они и не подумают о чем-то другом, пока эти потребности не будут удовлетворены хотя бы частично.

Когда человеку уже не нужно заботиться о жизненно важной потребности в выживании, он больше всего нуждается в безопасности. Потребность в безопасности выражается, главным образом, в поисках стабильности, которая может быть обеспечена за счет таких вещей, как счет в банке, постоянная работа и гарантия обеспеченной старости. Люди нуждаются также и в защите от джунглей экономической конкуренции. Дефицит безопасности оказывает сильнейшее влияние на все мироощущение человека. Человеку нет дела до всего, что не связано с безопасностью. Это особенно отчетливо выражено у детей. Дети чувствуют себя в безопасности только в упорядоченном, предсказуемом мире, на который они могут положиться и где родители защищают их от невзгод; они предпочитают знакомый, ничем не нарушаемый ход вещей.

После разумного удовлетворения физиологических нужд и потребностей в безопасности следующей фундаментальной потребностью является жажда любви и принадлежности. Для одинокого человека тоска по друзьям, любимым, семье становится манией. По мнению антропологов, в условиях рыночных отношений именно эта потребность чаще всего остается неудовлетворенной.

Следующей в иерархии фундаментальных потребностей, с точки зрения А. Маслоу, идет потребность в признании. В этой связи можно говорить о целом комплексе потребностей, которые можно разбить на две категории. В первую очередь это стремление к свободе и независимости. Сюда же относится желание быть сильным, компетентным, уверенным в себе. Во вторую группу входят желание обладать хорошей репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти.

Социологические исследования причин хорошего самочувствия людей в сфере бизнеса подтверждают огромное влияние честолюбия на человеческое поведение. Выяснилось, что главным фактором морального удовлетворения служат возможность роста, продвижения по службе, повышения квалификации, признание высоких профессиональных качеств. Изучая мотивации продавцов, сотрудники Американского института социологических исследований также пришли к выводу, что гордость за свой высокий профессиональный уровень и восхищение коллег побуждают человека стараться даже больше, чем перспективы дополнительного заработка.

Многие не могут чувствовать себя психологически комфортно, если работа не соответствует их способностям. Музыкально одаренный человек хочет заниматься музыкой, художник – рисованием. Люди стремятся делать то, что у них лучше получается и приносит наибольшее удовлетворение. Удовлетворение потребности в самореализации вызывает у человека ощущение гармонии. К сожалению, это не всегда удается. Стремление как можно полнее реализовать свой потенциал может принимать разные формы, его проявления сугубо индивидуальны.

Социологические исследования (особенно среди молодёжи) во всех развитых станах констатируют изменения в ценностных ориентациях и подтверждают актуальность идей А. Маслоу. Например, исследования Э. Янкеловича (социолог США) свидетельствуют о возрастании значения такой ценности, как «самореализация». По его мнению, в ней выражается поиск «новой философии жизни», в которой собственно человеческие цели и ценности берут верх над узко понимаемыми потребительскими, гедонистическими, экономическими ценностями. Э. Янкелович считает, что ведущей тенденцией культурной революции, происходящей в мире, является борьба за самоосуществление человека [3, с. 498].

В условиях непростой социально-экономической ситуации, переживаемой нашей страной, потребность в самореализации не осознаётся молодёжью столь явно, как в развитых странах. Однако эти вопросы нельзя оставлять без внимания.

В 1996 году нами был проведён социологический опрос 300 студентов всех факультетов АлтГТУ им. И. И. Ползунова с целью изучения профессиональных предпочтений и их сравнения с реальными возможностями трудоустройства на рынке труда Алтайского края. Выборка репрезентативна для студентов четвёртого курса этого университета.

Согласно основной гипотезе исследования, учитывающей либерально-рыночные ориентации студентов, четверокурсники должны были трезво оценивать возможности трудоустройства по основной инженерной специальности. В промышленности продолжался спад. Поэтому значительная часть выпускников вынуждена была связывать свое будущее с предпринимательской деятельностью и бизнесом. Результаты опроса отчасти подтвердили данную гипотезу. 31, 6 % опрошенных студентов мечтали стать предпринимателями в сфере производства. В будущей работе данную категорию привлекали, прежде всего, престижные моменты: выгодные перспективы (52 %), высокая зарплата (19, 6 %). Треть опрошенных четверокурсников ориентируется на самореализацию – наиболее важное личностное качество предпринимателя. О психологической предрасположенности к предпринимательской деятельности свидетельствует то, что 70 % респондентов хотели бы работать на частных предприятиях, а 44,6 % студентов в случае успеха планировали направить заработанные деньги на развитие собственного дела [8, с. 120; 9, с. 36].

В то же время полученные данные говорят о том, что для большинства студентов четвёртого курса предпринимательство – скорее мечта, чем реальная цель. Это неудивительно, если учесть социальное происхождение студентов: не существует статистически значимой связи между выбором карьеры предпринимателя и характером работы, профессией родителей, наличием первоначального капитала для создания собственного дела [8, с. 119].

4 % опрошенных студентов подумывали о карьере банкира, 2 % - бухгалтера, 7,3 % - менеджера высшего звена. Только 30 % студентов твёрдо решили стать инженерами. Профессия учёного была интересна лишь 6,1 % студентов, преподавателя – 5,6 %. Отдавая дань моде и престижности, почти 13 % студентов были ориентированы на получение должностей судьи, адвоката, юридического консультанта или работника правоохранительных органов. 3,1 % рассчитывали на карьеру профессионального политика. Такое же количество респондентов заявило о желании стать артистами, художниками, космонавтами. Было очевидно, что мечты ряда студентов имели явно беспочвенный характер.

Более реалистичными выглядели планы тех студентов, которые собирались работать по специальности, учитывая семейные традиции (у 27 % опрошенных четверокурсников родители - инженеры), или планировали сменить профессию, ориентируясь на потребности рынка труда [9, с.38, 39].

В 2001 году с помощью анкетного опроса изучалась проблема самореализации в жизни студентов будущих социальных работников. Респондентами стали студенты групп СР-91 и СР-92.

Результаты исследования опровергли основную гипотезу о том, что молодые люди имеют определённое представление об окружающей действительности и имеют возможность реализовать себя в ней. Каждый четвёртый из опрошенных планирует организовать собственное дело, хотя 2/3 студентов оценивают своё материальное положение как «среднее» и 1/3 – как «низкое». Таким образом, существует огромная разница между планами молодых людей и их реальными возможностями.

В будущем многие молодые люди надеются на избранную ими профессию, хотя и очень страшатся безработицы. Подтвердилась гипотеза о том, что хотя многие студенты соотносят успех в жизни с интересной работой, делом по душе (49,9 %), очень сильно проявляется потребность молодых людей в деньгах (42,9 %). Это, своего рода, реакция на экономический кризис, инфляцию, снижение уровня жизни [18, с. 13].

В 2004 году 52 студента групп СР-91 и СР-92 получили дипломы о высшем образовании. В первый год после окончания университета устроились на работу 67 % выпускников: из них по специальности работали – 36,5 %, по профилю – 17 %. Своё дело никто из выпускников этого года пока не создал.

В 2000 году в процессе изучения дисциплины «Антропология» 73 студента специальности «Социальная работа», обучавшихся на дневном (50 человек) и вечернем отделении писали сочинение на тему «Проблема самореализации в моей жизни».

Анализ сочинений студентов групп СР-01, СР-02 и 5 СР-01 показал, что большинство первокурсников приняли решение учиться по данной специальности самостоятельно, а 6,8 % студентов выбрали факультет под влиянием родственников. У 5,4 % студентов родители работают педагогами или врачами, т. е. в семье существуют определённые гуманитарные традиции. Из числа всех писавших сочинение 16 % парней и 67 % девушек связывали самореализацию в плане профессии с социальной работой. Первокурсники (по 1,3 %) хотели бы работать в сфере торговли, в армии или мечтали о втором высшем образовании. Остальные студенты, понимая важность проблемы самореализации, ещё не вполне определились в плане будущей профессии. 13,6 % студенток хотели бы также реализовать себя в роли жены и матери.

В 2005 стали дипломированными специалистами 43 студента групп СР-01 и СР-02. В ближайшие месяцы после завершения учёбы в университете работали 69,7 % выпускников (из них по специальности – 34, 8 %, по профилю – 25,5 %). Мечты о работе по специальности «Социальная работа» реализовались у 32, 3 % выпускников дневного отделения, т. е. из числа тех, кто изначально этого хотел.

Большинство трудоустроенных выпускников из группы 5СР-01 в момент окончания университета в 2006 году работали секретарями в различных организациях. Таким образом, проблема самореализации остаётся достаточно актуальной для студентов нашей специальности.

А. Маслоу считает, что для нормального человека естественным является желание как можно больше знать об окружающем мире, совершать новые открытия, понимать. Активная любознательность толкает людей на эксперименты. Жажда знаний и стремление узнать причин – жизненно важный фактор человеческого поведения. Потребность знать и понимать может быть удовлетворена при условии свободы и безопасности.

Определенное влияние на поведение людей оказывают эстетические потребности. Очутившись в обстановке, которая противоречит их эстетическим критериям, некоторые люди буквально заболевают и приходят в себя только после удовлетворения их чувства прекрасного. Потребность в красоте особенно ярко выражена у художников; некоторые из них совершенно не выносят уродства. Маслоу включал в эту же категорию «безотчетное желание поправить криво висящую картину». Стремление к порядку и гармонии – основа эстетической потребности.

Как правило, эти семь основополагающих потребностей – и связанных с ними интересов – располагаются у большинства людей именно в такой последовательности – по степени убывания значимости. Вместе с тем этот порядок не следует воспринимать как догму. Существует немало людей, для которых самовыражение так же важно, как любовь. Встречаются творческие натуры, для которых чрезвычайно важна эстетическая сторона любого дела.

Различия обусловлены большим разнообразием индивидуальных черт. Многое зависит от того, как развивается данная личность. Второй фактор, влияющий на очередность потребностей, - незнание. Тот, кому никогда не случалось голодать, склонен считать пищу чем-то второстепенным.

Маслоу считает, что каждая следующая потребность заявляет о себе по мере частичного удовлетворения предыдущей [12, с. 112].

Клайтон Альдерфер выделил три иерархических уровня потребностей: 1) потребности существования (физиологические и иные материальные потребности человека); 2) связующие потребности (потребности в межличностном взаимодействии, отношениях и оценке); 3) потребности роста (потребности развития и саморазвития).

Автор сделал попытку согласовать теорию А. Маслоу с результатами своих экспериментальных исследований. Он не согласен с концепцией А. Маслоу в том, что последующий уровень начинает мотивировать поведение человека только после удовлетворения потребностей предыдущего. Основной принцип теории К. Альдерфера – «фрустрационно-регрессивный» - предполагает, что полное блокирование или препятствия, встречающиеся на пути удовлетворения потребностей более высокого уровня, влекут за собой актуализацию потребностей более низкого уровня. Например, если у работника отсутствует возможность со временем выполнить более сложную и интересную работу, то он считает справедливым добиваться более высокой оплаты за тот же труд, компенсирующий отсутствие перспектив развития. В отличие от представлений А. Маслоу, по мнению К. Альдерфера, одновременно для одного и того же человека актуальными могут быть несколько уровней потребностей [11, с. 38].

Согласно теории Дэвида Мак Клелланда, людям присущи три основные потребности: потребность власти; потребность в достижениях; потребность в причастности (аффилиации).

Активность людей в значительной степени направляет потребность во власти. Стремление к власти предполагает наличие желания контролировать, влиять и направлять других людей. Д.Мак Клелланд описал две стороны власти: 1) личную власть (усилия направлены на достижение личных целей); 2) социальную власть (усилия направлены на достижение организационных целей).

Особое значение в концепции Д. Мак Клелланда придается мотивации достижения. К числу трех важных условий, обеспечивающих высокую мотивацию достижения, по его мнению, относятся следующие: 1) персональная ответственность за решение проблемы или исполнения задания; 2) наличие обратной связи о результатах исполнения, которая обеспечивает улучшение результатов; 3) наличие выполнимой задачи, т.е. задачи достаточно сложной, но не слишком.

Мак Клелланд разработал специальные тренинговые программы, формирующие мотивацию достижения. Они включают четыре основных компонента:

1. Приобретение руководителями (работниками) информации о мотивации достижения (ее важности для успеха в управленческой деятельности).

2. Установление высокого уровня планируемых достижений.

3. Помощь в осознании каждым себя как победителя, человека

с высоким уровнем достижений.

4. Оказание групповой поддержки другим людям, которые

стремятся к высоким достижениям.

На наш взгляд, подобные тренинги могут широко применяться в практике социальной работы, например, для повышения самооценки детей с задержкой психического развития.

Третьим важным компонентом потребностно-мотивационной сферы человека, с точки зрения Д.Мак Клелланда, является потребность в причастности (принадлежности, аффилиации). Люди с высокой потребностью в аффилиации стараются быть дружелюбными, предпочитают ситуации, предполагающие сотрудничество, придают большое значение взаимопониманию.

Д. Мак Клелланд установил, что люди с высокой потребностью достижения высоко мотивированы в ситуациях с высокой ответственностью, обратной связью и невысоким уровнем риска. Они хорошие продавцы, но не достаточно хорошо управляют другими людьми. Люди с высоким уровнем двух других потребностей могут быть хорошими руководителями. Стремление к власти приводит к желанию контролировать и влиять на других. Потребность в аффилиации приводит к желанию нравиться коллегам и предпочтению ситуаций успешного взаимодействия [11, с. 39].

Известный специалист по социальной работе П. Д. Павленок классифицирует потребности по следующим основаниям: а) по сферам деятельности – потребности в труде, познании, общении, отдыхе; б) по объекту – материальные и духовные, этические и др.; в) по функциональной роли - доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; г) по субъекту – индивидуальные, групповые, коллективные, общественные [13].

Понимание сущности потребностей и их видов - необходимое условие успешной деятельности социальных работников. Важная задача социальной работы – оказание помощи клиенту в удовлетворении его естественных и социальных потребностей. Для оказания квалифицированной помощи клиенту необходимо различать понятия: «разумные потребности» и «квазипотребности».

Разумные потребности – потребности, обеспечивающие нормальное развитие человека. Мы согласны с А. А. Разиным в том, что необходимо удовлетворять не растущие потребности, а разумные, поскольку растущие потребности невозможно насытить: предела им нет. Нацеленность на удовлетворение растущих потребностей обусловливает вечное недовольство жизнью. Оно приводит к неумению радоваться достигнутому, неумению радоваться жизни, обусловливает чрезмерный динамизм всей общественной жизни [14, с. 107].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.104.229 (0.085 с.)