Схема возрастной периодизации постнатального онтогенеза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема возрастной периодизации постнатального онтогенеза



Человека

Период Границы
1. Новорожденные 1-10 дней
2. Грудной возраст 10 дней – 1 год
3. Раннее детство 1-3 года
4. Первое детство 4-7 лет
5. Второе детство 8-12 лет (мальчики) 8-11 лет (девочки)
6. Подростковый возраст 13-16 лет (мальчики) 12-15 лет (девочки)
7. Юношеский возраст 17-21 год (юноши) 16-20 лет (девушки)
8. Зрелый возраст I период   II период   22-35 лет (мужчины) 21-35 лет (женщины) 36-60 лет (мужчины) 36-55 лет (женщины)
9. Пожилой возраст 61-74 года (мужчины) 56-74 лет (женщины)
10. Старческий возраст 75-90 лет
11. Долгожители 90 лет и старше

 

Остановимся более подробно на различных стадиях индивидуального развития человека.

Пренатальный период длится в среднем 266 дней и состоит из трёх стадий, которые соответствуют разным фазам развития: от оплодотворения яйцеклетки до рождения ребёнка. Развитие организма начинается с первого деления оплодотворённой яйцеклетки, а к моменту рождения человека этих клеток будет 800 миллиардов.

Предзародышевая стадия, которая длится две недели, соответствует развитию зиготы, когда она перемещается в матку и внедряется в её стенку.

Зародышевая (эмбриональная) стадия продолжается 8 недель (происходит формирование органов и частей тела, свойственных взрослому человеку).

В процессе фетальной (плодной) стадии главным образом увеличиваются размеры тела, и завершается образование органов. Кроме того, происходит развитие функций и систем, которые позволяют организму выжить после рождения.

Постнатальный период наступает с момента рождения и длится до окончания жизни человека.

Стадия новорожденности наступает после рождения ребёнка и длится до 10 дней, когда происходит вскармливание ребёнка молозивом. Среднестатистическая длина тела доношенного зрелого новорожденного составляет 48-52 см, а вес тела – 3200-3750 г.

Грудная стадия продолжается до года. Её начало связано с переходом к питанию «зрелым» молоком матери. Длительность грудного вскармливания в среднем составляет 4-6 месяцев. В условиях современного индустриального общества сокращается длительность грудного вскармливания, а также уменьшается количество женщин, которые могут кормить своего ребёнка грудью.

Детство (до полового созревания) - освоение элементарных навыков человеческого общежития. Оно включает три стадии: раннее детство, первое детство, второе детство.

Раннее детство. В этот период происходит развитие функциональной независимости и речи.

Первое детство характеризуется развитием личности ребёнка и познавательных процессов.

Второе детство. В этот период ребёнок уже ходит в школу и включается в жизнь социальной группы.

Отрочество (пубертатный период или подростковый возраст).

Пубертатный период соответствует половому созреванию. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростков формируется новое представление о самом себе.

Юность – это переходный период от отрочества к зрелости, когда завершается созревание репродуктивной системы. Юности свойственно чувство психологической независимости. В юности созревающий подросток выбирает профессию, осуществляется подготовка к активному трудовому периоду.

Зрелость человека - понятие современного социогуманитарного знания, употребляемое чаще в педагогике и психологии, а также в социальной антропологии, культурологи, социальной педагогике. Оно акцентирует внимание на развитости сущностных качеств человека как биопсихосоциального существа, их формирования в процессе обучения, воспитания, накопления им жизненного опыта, освоения традиций отечественной и мировой культуры [16, с. 92].

Первый период зрелого возраста – это стадия ранней зрелости. Для него характерно создание семьи и активная трудовая деятельность.

Второй период зрелого возраста характеризуется стабильностью и продуктивностью в профессиональном отношении, а также в выполнении различных социальных ролей.

В зрелом возрасте форма и строение тела незначительно изменяются. Между 30 и 50 годами длина тела остаётся постоянной, а потом начинает уменьшаться. После 30 лет может постепенно начинаться процесс старения организма. Старение – это совокупность биологических процессов, происходящих в органах и системах тела с возрастом, которые сокращают возможности организма и повышают возможность смерти. Старение как биологический процесс необходимо отличать от старости как определённого возрастного периода.

В пожилом и старческом возрасте происходят значительные инволютивные изменения организма. Кроме того, в пожилом возрасте многие люди постепенно отходят от активной трудовой деятельности.

Долгожители. Максимальная продолжительность жизни человека около 115-120 лет (возможно, до 130 лет). Основные центры долгожительства в России – это Северный Кавказ и Якутия. Такие центры существуют в Южной и центральной Америке, Индии, Пакистане, США и других странах [20, с. 72, 73].

Наибольшая средняя продолжительность жизни наблюдается в развитых капиталистических странах, где она составляет 80 лет у женщин и 72 года у мужчин. В современных условиях в ряде европейских стран (Андорра Сан-Марино) она превышает 80 лет, а в африканских странах (Лесото, Замбия, Ботсвана, Мозамбик) составляет всего лишь 31-35 лет. Российская федерация занимает по этому показателю 111 место из 198 стран. Средняя продолжительность жизни, по данным 2003 г., в нашей стране составляет 67,66 года.

Средняя продолжительность жизни определяется как экзогенными, так и эндогенными факторами. То обстоятельство, что большинство людей не могут (в полной мере) реализовать свою генетическую программу на долгую жизнь, является результатом влияния других факторов.

Средняя продолжительность жизни зависит от смертности, которая имеет различную структуру для мужчин и женщин. В большинстве возрастных групп смертность мужчин выше. Многие объясняют существенные различия в продолжительности жизни мужчин и женщин в основном социальными факторами. Предполагается, что особенности труда и быта мужчин - значительный травматизм, алкоголизм и курение - быстрее подтачивают здоровье мужчин, увеличивая их смертность. Большее значение имеют также половые различия, которые оказывают влияние на течение биологических процессов. Они существенно влияют и на частоту, особенности развития многих заболеваний. У мужчин раньше начинает прогрессировать атеросклероз, возникают грубые нарушения кровоснабжения сердца и мозга. Смертность от инфаркта миокарда у мужчин в возрасте 40-49 лет выше, чем у женщин, примерно в 7 раз, в 50-59 лет - в 5 раз, в 60 лет и старше - в 2 раза.

Причины половых различий в продолжительности жизни и заболеваемости связаны со многими особенностями общей конституции, нейрогуморальной регуляции, состояния гипоталамо-гипофизарной области. Вот почему их нельзя сводить к какому-то одному фактору.

В анализе этого вопроса большое значение придается половым гормонам. Известно, что у мужчин в больших количествах синтезируются андрогены, у женщин - эстрогены. Эстрогенам же принадлежит своеобразная защитная роль, повышающая устойчивость к действию различного рода неблагоприятных факторов.

На смертность оказывает влияние семейное положение людей. По данным демографического департамента ООН, во всех странах мира холостые, вдовцы и разведенные живут меньше, чем женатые мужчины. Например, в Японии смертность мужчин в возрасте 35-44 года у холостых в 4,3 раза, вдовцов в 3,9, а разведенных в 5,1 раза больше, чем у женатых мужчин.

На продолжительность жизни существенное влияние оказывают экологические факторы. Среди них особую актуальность в последние годы приобретают различного рода лучевые воздействия. Хорошо известно, что ионизирующее облучение в больших и средних дозах уменьшает продолжительность жизни. Среди его последствий - подавление иммунитета, развитие заболеваний крови, рак, наследственные болезни. Кроме всего, большую опасность представляет преждевременное старение.

Увеличение длительности жизни возможно благодаря профилактике основных заболеваний человека, устранению ряда факторов риска этих заболеваний (алкоголизм, курение, переедание), повышению резервов организма за счет его тренировки и закаливания [3, с. 21 - 23].

Жизнь уходит в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. В этом процессе выделяют четыре стадии: социальная смерть, психическая смерть, мозговая смерть, физиологическая смерть.

Социальная смерть связана со стремлением умирающего человека изолироваться от общества, замкнуться в самом себе.

Психическая смерть соответствует осознанию человеком очевидного конца.

Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над функциями организма.

Физиологическая смерть – это угасание последних функций организма, обеспечивающих деятельность его жизненно важных органов.

Возрастные свойства отвечают на вопрос, чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста, находящийся на данной стадии развития, отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы подразумевают вопрос, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую.

Рассматривая возрастные процессы, необходимо отметить, что возраст развития и его изменения многомерны. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Психический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптокомплексом. Социальный возраст индивида измеряется путем соотнесения уровня его социального развития (например, овладение определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников [8, с. 473].

Разумеется, «взгляд на норму как среднестатистическую величину имеет определённый смысл в чисто практических целях, как и всякие средние показатели вообще. Однако средние показатели часто слишком огрубляют многообразие существующих явлений, очень приблизительно отражают объективные закономерности в той или иной системе. В реальной действительности норма включает в себя не только среднестатистическую величину, но и серию отклонений от этой величины в определённом диапазоне» [10, с. 107]. Известно, что биохимик Уильямс констатировал, что у любого новорождённого имеются непременно какие-то отклонения от принятой в науке «нормы», но это обстоятельство не даёт основание отрицать объективность нормального онтогенеза.

Перспективным представляется истолкование «нормы как оптимума телесного и духовного развития человека. Оптимальность любых процессов предполагает их наиболее возможную эффективность, слаженность, надёжность». При этом норма всегда связана с наличествующими состояниями, процессами, явлениями [10, с. 119, 120]. Такое понимание нормы не позволяет считать нормальным явлением, например, правонарушения подростков только на том основании, что на каком-либо этапе развития общества они могут приобретать массовый характер, или ненормальными всех гениев, неординарных творческих личностей.

Целесообразно различать понятия «норма» и «норматив», который обычно устанавливается в расчёте на среднего, «стандартного» человека. Нормативы, хотя часто и основываются на знаниях объективной нормы, либо декретируются, либо устанавливаются договорным путём, но в любом случае они зависят от уровня познания объективных норм [10, с. 109, 110].

Кроме внешних параметров, подразумевающих объективное, измерение, существует субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю точку отсчета: возрастное самосознание зависит от напряженности, богатстве жизни различными событиями и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст и возраст гражданского совершеннолетия, имеют исключительно социальный смысл.

При этом необходимо различать нормативные и фактические критерии. Юридический брачный возраст, т. е. минимальный возраст, по достижении которого индивид имеет законное право вступать в брак, отличается от демографических показателей брачности (вероятность вступления в брак в определенном возрастном интервале, средний возраст, когда люди вступают в брак и т. д.). Соотношение их также исторично. В современном индустриальном обществе большинство людей вступают в брак значительно позже, чем это допускается законом, а в средневековой Европе дело обстояло совсем наоборот.

Время жизни, ее протяженность или пространство (англ. – life-time), обозначает временной интервал между рождением и смертью. Термин не уточняет, чем заполнено это временное пространство.

Продолжительность жизни имеет важные социальные и психологические последствия. От нее во многом зависит, например, длительность сосуществования поколений и продолжительность первичной социализации детей. Тем не менее «время жизни» - это понятие формальное, обозначающее хронологические рамки индивидуального существования, безотносительно к его содержанию.

Понятие «жизненный цикл» (life-span) более определенно и содержательно. Оно означает, что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы («возрасты жизни» или «времена жизни», подобные временам года) представляют собой постоянный круговорот. Идея циклического круговорота жизни, подобно цикличности природных процессов (чередования дня и ночи, смена времен года и т. д.) – один из древнейших образов нашего сознания. Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими. Например, биоритмологи считают, что существуют разные типы задач, по-разному решаемые утром, днём и вечером, что связано с циклом работы мозга. Наибольшая точность решения логических задач бывает в утренние часы. Скорость же ответов постепенно повышается к середине дня [22, с. 90].

Организм человека нормально проходит фазы рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность усваивает, затем выполняет и, наконец, постепенно оставляет определенный набор социальных ролей (профессиональных, семейных, родительских), после чего тот же цикл повторяют ее потомки. Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем активно действуют рядом с ними, а потом социализируют младших.

Одни из первых на современном этапе развития науки о периодизации жизненного цикла стал размышлять К. Юнг. Свою периодизацию всей жизни человека от рождения до смерти предложил Э. Эриксон. Идеи этих исследователей получили развитие в концепции Д. Левинсона. В отечественной психологии распространение получила периодизация развития личности, основанная на работах Л. Выготского, Д. Эльконина, А. Леонтьева и В. Давыдова. Известны и другие периодизации [15]. При этом важно отметить, что отечественные и зарубежные исследователи понятия «жизненный цикл» и «жизненный путь» часто употребляются как синонимы.

И. С. Кон предпринял попытку раскрыть специфику этих понятий. По его мнению, понятие «жизненного цикла» предполагает некоторую замкнутость, завершенность процесса, центр которого находится в нем самом. Между тем важнейшие процессы развития индивида как личности невозможно понять без учета его взаимодействия с другими людьми и социальными институтами, и это взаимодействие не всегда укладывается в циклическую схему.

Наиболее емкий и употребительный термин для описания индивидуального развития человека – «жизненный путь». Это понятие отличается от «жизненного цикла» прежде всего многомерностью, тем, что оно предполагает множество разных тенденций и линий развития в пределах одной и той же биографии, причем эти линии одновременно автономны и взаимосвязаны. В основе его периодизации – не линейные, раз и навсегда определенные фазы, а конкретные жизненные события. Время, последовательность и способ осуществления любого жизненного события (вступление в брак или выход на пенсию) не менее важны, чем сам факт, что данное событие происходило.

Длительность индивидуального жизненного пути, членение и конкретное содержание его этапов значительно варьируется в разных обществах и у представителей разных классов одного и того же общества. Индивиды, принадлежащие к господствующим классам, имеют больше шансов на продолжительную жизнь, обладают более длительным детством и т. п.

Таким образом, содержательная характеристика процессов, свойств и стадий индивидуального развития возможна либо в системе онтогенеза, либо в системе жизненного цикла, либо в системе жизненного пути. Однако, по справедливому замечанию И. С. Кона, эти системы не существуют параллельно: жизненный путь личности включает в себя жизненный цикл индивида, а этот в свою очередь включает онтогенез [8, с. 476, 477].

Современная наука уделяет особенно много внимания проблеме качественных сдвигов, скачков в развитии. В биологии и психофизиологии это так называемые критические периоды, когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к определенным внешним или внутренним факторам, воздействия которых именно в данной точке развития имеют особенно важные, необратимые последствия.

В общественных науках этому соответствует понятие «социальный переход» индивида или группы людей из одного социального состояния в другое (например, из детства в отрочество или из категории учащихся в категорию работающих). Специфически этнографический аспект данной проблемы – обряды перехода и их особый, частный случай – инициации. В современной России широко распространен обряд посвящения в студенты.

Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются какой-то, иногда болезненной психологической перестройкой, психология развития выработала особое понятие «возрастных кризисов», или «нормативных кризисов развития». Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности, но поскольку в данной фазе развития подобное состояние статистически нормально, то и кризисы эти называются «нормативными».

Проблемой кризисов развития личности занимались Л. С. Выготский, Э. Эриксон и др. Л. С. Выготский выделял кризисы в развитии личности, с которых начинается и которыми заканчивается всякий стабильный этап этого развития:

0-2 мес. – кризис новорождённости;

1 год – кризис одного года;

3 года – кризис трёх лет;

7 – лет – кризис семи лет;

17 лет – кризис семнадцати лет.

Э. Эриксон жизненный путь (от рождения до смерти человека) разделил на 8 стадий, дав качественное описание каждой. С точки зрения Э. Эриксона, на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, либо неблагоприятное. В первом случае личность овладевает средствами для решения новых жизненных задач, укрепляется её сильная сторона. Во втором случае она оказывается в следующей стадии, будучи отягощена неизжитыми проблемами прошлого. Э. Эриксон считает, что можно изжить проблемы прошлых этапов, но своевременное успешное преодоление возрастного кризиса всегда желательнее и ценнее. Опасно перекладывать на будущее то, что необходимо делать в настоящем [9, с. 120-124; 15, с. 154].

Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, когда, в каком среднем возрасте средний индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами. Прогнозу поддаются и вопросы о том, как эти проблемы связаны друг с другом, от каких сопутствующих факторов зависит глубина и длительность соответствующего нормативного кризиса, и каковы типичные варианты его решения.

Но если интерес представляет не структура жизненного пути среднестатистического индивида, а биография индивидуальной личности, объективные данные придется дополнить субъективными. Поворотными пунктами индивидуального развития могут быть любые жизненные события (случайно прочитанная книга, встреча с интересным человеком), которые по тем или иным причинам оказались для данной личности важными, судьбоносными. Проясняется это лишь спустя некоторое время, поэтому любая биография индивидуальна и в какой-то степени субъективна.

Подлинными вехами жизненного пути часто становятся не всем видимые «факты жизни», но поступки–выборы. Одним из таких выборов может стать выбор «жизни-в-работе». Поступок изменяет положение человека в бытии, он вынуждает отказаться от одной возможности в пользу другой. Утрата иных жизненных возможностей, которые угасают в поступке, всегда становится жертвой. Однако жертвоприношение сопровождают чувства утраты, сожаления, желание удержать безвозвратно потерянное. Но в поступке существует ощущение и других возможностей. Человек никогда полностью не совпадает со своим поступком, в нём всегда присутствует ощущение иного выбора, иной жизни [18, с. 575].

Поступки-выборы могут совершаться как под влиянием каких-либо важных недавно произошедших событий, так и в результате внутренней, свободной духовной деятельности человека. В этом случае творческая активность сознания, интуиции, бессознательного, воли и нравственных сил, которые вследствие внутреннего борения мотивов мобилизуются на самостоятельное осуществление выбора, принятие решения и его реализацию [13, с. 217].

Критические (сензитивные) периоды, социальные переходы, нормативные возрастные кризисы и индивидуальные жизненные события несводимы друг к другу и в то же время взаимосвязаны.

Ни одно событие жизни индивида нельзя понять, если не соотнести его с: а) хронологическим возрастом индивида в момент совершения данного события; б) когортной принадлежностью индивида, определяемой датой его рождения; в) исторической эпохой и конкретной датой этого события. Например, имеет значение возраст женитьбы определённого человека, его соответствие среднестатистическим для данного поколения нормам, а также в какой исторической ситуации произошло это событие.

В практике социальной работы важно учитывать, какие события, вехи жизненного пути стали причинами стрессового состояния или отклоняющегося поведения, имеющего неблагоприятные последствия для общества и самого клиента.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1060; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.053 с.)