Социокультурные факторы эволюции человека на рубеже XX и XXI веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурные факторы эволюции человека на рубеже XX и XXI веков



В современных условиях естественный отбор как фактор эволюции человека уже не действует. Однако эволюция современного человека продолжается, так как, по мнению Д. К. Беляева, Н. Н. Моисеева, Ю. Г. Рычкова и других учёных, существенное влияние на развитие человека оказывают социокультурные факторы: негативные последствия научно-технического прогресса, урбанизации, стрессы, алкоголизм, наркомания, войны, геноциды, миграции. Эти факторы действуют в тесной связи друг с другом. Поэтому воздействие одного из них на человека усиливается за счёт действия других.

Влияние НТП на жизнь и здоровье человека носит противоречивый характер. С одной стороны, достижения науки и техники облегчают труд человека, делают его жизнь более удобной, комфортной, помогают решать проблему голода, холода, избавляться от страшных заболеваний и продлевать жизнь. С другой стороны, негативные последствия НТП способствуют ухудшению экологической ситуации, которое можно рассматривать в двух аспектах: 1) загрязнения воды, воздуха, почвы вредными для человеческого организма химическими веществами, которые вызывают мутации, электромагнитными волнами и т. д.; 2) истощения почв, отсутствия в почве полезных для человеческого организма элементов. Например, известно, что из-за нехватки йода у многих жителей Алтайского края возникают заболевания щитовидной железы. Все больше людей в России и других странах ощущают влияние экологического неблагополучия, выражающегося в росте числа заболеваний иммунной и эндокринной систем. Так, снижение иммунитета является причиной ревматизма, онкологических аллергических и других заболеваний [3, с. 267].

На здоровье человека отрицательное воздействие оказывает вибрация. Например, общая вибрация тела с частотой 0,3 Гц и амплитудой от нескольких сантиметров и более поражает, прежде всего, вестибулярную функцию: при этом вибровоздействии у человека наиболее интенсивно развивается состояние укачивания, сопровождаемое головокружением, нарушением координации движений, пространственной дезориентацией и иллюзиями. Другие виды общих вибродействий избирательно действуют на органы дыхания, зрения, сердце и т. д. Из материалов, собранных во время второй мировой войны, известно, что на морских судах при шторме 40-60 % всего личного состава страдало явно выраженной морской болезнью, сильно затрудняющей работу экипажей. Полеты американских космических кораблей многоразового использования показали, что значительная часть экипажей начинает страдать вестибулярными расстройствами, напоминающими морскую болезнь, и теряет работоспособность в наиболее ответственные дни пребывания в космосе [15, с. 397].

Экономическая целесообразность предполагает 2-3 сменную работу заводского оборудования. Однако такой труд неестествен для человека, противоречит биологическим ритмам его существования. Происходит своеобразное «загрязнение времени». В этих условиях не помогут советы врачей ложиться с точностью до 10 минут миллионам людей, страдающим расстройством сна. Неудивительно, что Парижская коммуна началась с отказа булочников от выпечки хлеба по ночам. Они сочли, что не стоит жертвовать нормальными условиями жизни ради чьей-то прихоти иметь на завтрак горячие булки [9, c. 278].

Научно-технический прогресс способствовал развитию промышленности, которая концентрировалась в городах. В конечном счёте, это привело к урбанизации - росту населения крупных городов, процессу повышению их роли в развитии общества. Непосредственным следствием урбанизации стало снижение рождаемости, так как занятость женщин в общественном производстве вступила в противоречие с многодетностью. Снижению рождаемости способствовало также улучшение медицинского обслуживания и снижение детской смертности.

Наличие одного ребёнка в семье стало характерной чертой для большинства городских семей. Согласно медицинской статистике, самым здоровым ребёнком является четвёртый, а самым слабым - первый. Рождение единственных детей, которые в свою очередь дают слабое потомство, также состоящее из единственных детей, ведёт к ухудшению генофонда населения, накоплению болезней и физической деградации. Таким образом, слабая рождаемость привела к изъятию из генофонда огромного числа генов, ухудшению здоровья новых поколений по причине накопления наследственных заболеваний.

Увеличение рождаемости в каком-либо регионе или мире в целом также приводит к изменению генофонда населения, проживающего на конкретной территории или всей планете. Изменение генофонда в смежных поколениях представляет собой элементарный акт эволюционного процесса. По мнению Ю. Г. Рычкова, «демографические процессы являются одним из проводников воздействия общественно-исторической среды на генетические процессы, происходящие в населении и представляющие основу эволюционного процесса в целом» [13, с. 167].

В ходе эволюции человек не был адаптирован к образу жизни в условиях крупных городов. В них острее, чем в сельской местности, проявляется экологическая проблема, ухудшающая состояние здоровья городского населения. Всё это обусловлено тем, что в городах больше транспортных средств, промышленных объектов, а, следовательно, выше загрязнённость окружающей среды выхлопными газами, электромагнитными волнами, промышленными выбросами и т. п. Здесь также быстро распространяются инфекционные заболевания, очень высокий ритм жизни, много причин для стресса.

В современных условиях стресс относится к числу наиболее важных факторов, воздействующих на человека. Понятие «стресс» было введено канадским эндокринологом Гансом Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение – реакция организма на любое повреждение (механическое, инфекцию и т. д.). Сейчас на первое место вышла проблема психоэмоционального стресса.

Стресс возникает в условиях конфликтной ситуации, так как человек реагирует на неблагоприятные факторы, прежде всего состоянием нервной системы. Конфликтной считается такая ситуация, когда человек, или популяция в целом, имеет потребности в чем-то, но условия жизни довольно долго не дают возможность удовлетворить их. Возникает биологически оправданное напряжение функций мозга. Человек, преодолевая конфликтные ситуации, находит оригинальные решения. Именно так развиваются творческие способности, проявляются личности.

Как верно отметил Д. К. Беляев, «стресс является необходимым условием и атрибутом самой жизни, и полное устранение средовых стрессов столь же нереально, сколь и вредно» [1, с. 162]. Стрессы помогают человеку адаптироваться к условиям меняющейся социальной и природной среды и достаточно эффективно функционировать в новых условиях. Однако они сильно различаются по характеру воздействия на здоровье человека.

Если конфликтная ситуация носит эпизодический характер, и человек успешно преодолевает ее, то механизмы саморегуляции его организма справляются со всеми изменениями, которые произошли в мозгу и в других органах, и восстанавливают нормальное состояние.

Опасны, с психологической точки зрения, конфликтные ситуации, сопровождающиеся непрерывной чередой стрессов. В этих случаях ломаются нормальные механизмы саморегуляции, и формируются хронические, порой неизлечимые заболевания. Прежде всего, начинаются изменения функций мозга, и возникают неврозы, нарушения сна, психозы. Любой человек, так или иначе, реагирует на эмоциональные расстройства: плачет, краснеет, покрывается потом. Но некоторые люди, которые чувствуют эти эмоциональные стрессы более сильно и чья сила сопротивления слабее, реагируют на них необычным образом. Такая реакция, называющаяся невротической, может развиваться в фобию, невроз страха, который проявляется в боязни определенных вещей: высоты или замкнутых пространств. Причины неврозов различны. Например, страх высоты может возникнуть потому, что ребёнок долгое время боялся отца, не осознавая этого. В сознании ребёнка высота ассоциировалась с образом отца [2, с. 274].

Во-вторых, происходит снижение иммунитета, в результате чего человек не в силах противостоять микробам и вирусам, которые нападают на него извне или живут у него в организме, ничем не проявляя себя до поры до времени. Расшатанность иммунитета ведёт к развитию аллергии или иммунодефицита, мешающего справляться с клетками опухолей. Имеются данные, что рак может начинаться со стресса, который активизирует генетическую предрасположенность и «запускает» процесс развития злокачественной опухоли.

Длительные стрессы приводят к самым разным сердечно-сосудистым заболеваниям: аритмии и внезапной смерти, что все чаще, к сожалению, сегодня случается среди молодежи, а также гипертонии, инфарктам, кровоизлияниям в мозг и т. д.

На основе психоэмоционального напряжения образуются различные язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, возникают кожные заболевания, происходят астматические приступы, гормональный дисбаланс, нарушения половых функций [2, с. 257].

Хорошо известно, что если человек находится в стрессовом состоянии, то резко возрастает травматизм. Алкоголизм, наркомания, самоубийства часто бывают следствием эмоционального напряжения, продолжавшегося долгое время. Алкоголь, наркотики, табак, временно снимая напряжение в нервной системе и облегчая работу мозга, имеют такие побочные эффекты, как злокачественные опухоли, цирроз печени, гастрит, закупорка сосудов и т. д. [5, с. 26]

Научные наблюдения показывают, что стресс небезразличен для будущих поколений. Экспериментами над животными доказано, что если подвергать самцов стрессу, то в следующем поколении у потомства появляются резкие изменения функций мозга, гормонального фона и колебания веса. В конечном итоге рождаются очень крупные и очень маленькие детеныши.

В повседневной жизни человека хронические стрессы происходят из-за сложных проблем в личной жизни человека (развода, смерти близких людей, потери работы и т. п.) Однако, по мнению учёных, ведущими факторами роста психоэмоционального напряжения современного человека во всем мире является образ жизни в условиях цивилизации, тесно связанный с научно-техническим прогрессом. Наряду с благами цивилизации существуют и негативные стороны – факторы риска. Например, физиологические возможности человека еще не приспособлены к сегодняшним достижениям НТП. Люди быстро привыкают к его достижениям (автомобилям, поездам, самолетам), но их организм не успевает адаптироваться.

На первом месте среди факторов риска стоит ускорение темпа жизни. На втором – информационные перегрузки. На третьем – урбанизация. Сутолока крупных городов – это мощный стрессовый фактор. Усиление нервно-психической напряжённости в крупных городах обусловлено также интенсификацией производственной, коммуникативной, потребительской и познавательной активности людей, поскольку здесь происходят сдвиги в структуре занятости населения в пользу развития сферы производства, социально- бытового обслуживания и науки. В крупном городе возникает и явление транспортной усталости населения, и негативные психологические эффекты высокого шумового фона.

На четвертом – малоподвижность современного человека или гиподинамия. Многие люди стараются все время сидеть, избегают физической нагрузки, которая им просто жизненно необходима как фактор здоровья [2 с. 258; 12, с. 408]. Для природного человека сидячий образ жизни в четырёх стенах в буквальном смысле смерти подобен. Известны случаи, когда, попав в замкнутое помещение (например, в полицейский участок), бушмены и другие аборигены, которые никогда не знали крыши над головой, нередко умирали по прошествии нескольких дней [5, с. 22].

О значении физической деятельности для людей говорят и следующие факты. Человек в течение жизни потребляет в 4,5 раза больше энергии, чем животное. В то же время на возобновление своей массы он расходует в 7 раз меньше энергии по сравнению с животным. Следовательно, 95 % энергии перерабатывается человеком на внешнюю работу и теплообразование.

По данным современной физиологии труда, только выраженные функциональные траты, приводящие к утомлению, являются стимуляторами восстановительных процессов, обеспечивающих повышение работоспособности. Таким образом, для сохранения и развития здоровья необходима производительно-полезная или игровая деятельность до утомления, но не чрезмерного. В этой связи, высоко оценивая роль движения в жизни человека, В. Д. Жирнов определяет здоровье как «состояние целеполагающей жизнедеятельности, воспроизводящей психофизиологическую потребность в добровольном напряжении» [6, с. 41].

К сожалению, малоподвижному образу жизни во многом способствует характер профессиональной деятельности значительных групп населения, компьютеризация современной жизни. Многочасовое сидение за компьютером отрицательно влияет не только на зрение, состояние опорно-двигательного аппарата, но и на состояние нервной системы, а также других систем организма человека, особенно организма детей. Сегодня в школах до 80 % детей уже «сломали» свои нормальные физиологические функции – сердце, дыхание, пищеварение – в том числе и из-за компьютеров, из-за бесконтрольных нагрузок и перегрузок, которые постоянно накапливаются.

К. Ефремов отмечает, что в естественных условиях человек привык сидеть на корточках или ягодицах, на коленях, но никогда – за столом, сложив руки. Поэтому «школьная поза» противоречит естественной экологии человека, разрушает работу систем кровообращения, дыхания, пищеварения. На переменах школьники также не могут разрядиться: побегать, покричать. Они испытывают постоянный стресс, результатом которого является целый букет хронических заболеваний, присущий большинству учеников.

Однако, по мнению К. Ефремова, великая заслуга школы состоит в том, что она делает глубоко аномальный для экологии человека городской образ жизни нормой. Благодаря многолетней и многотрудной системе тренировок, школа позволяет сгладить «цивилизационный стресс» [5, с. 24]. В данной ситуации из двух зол приходится выбирать наименьшее зло.

Влияние стресс-факторов на детей могут иметь самые неожиданные последствия. Э. М. Крайних с тревогой пишет о том, что «за последнее десятилетие пугающе увеличилось число гиперактивных детей с нарушенным вниманием» [8, с. 34]. Они удивляют своим двигательным беспокойством, непостоянной позой. У таких детей нарушается развитие в направлении прямостояния, которое является основой человеческого поведения. Гиперактивный ребёнок легко отвлекается, ему свойственны неспособность к концентрации внимания, раздражительность, эмоциональная подвижность и низкая устойчивость к фрустрации. Фрустрация – это психологическое состояние, которое возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-нибудь значимой для человека цели, потребности. Она проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грёз и фантазий, агрессивность в поведении и т. д. В конечном итоге, гиперактивность неблагоприятно сказывается на способности ребёнка к обучению.

Беспокойство детей может быть следствием беспокойного возбуждённого поведения родителей, а также появления в нашей жизни утомления от техники. Поток раздражающих впечатлений (от экрана, звукового фона радио и магнитофонов) влияет на ребёнка в период развития им силы воли в попытках прямостояния и становится разрушающим фактором [8, с. 35].

Сегодня всё человечество живет в стрессовой ситуации. В России ощущение стресса усиливается из-за неблагоприятной экономической, политической, социальной, криминальной обстановки, чувства полной незащищенности.

Таким образом, стресс оказывает огромное влияние на жизнь современного человека. Стресс всегда играл роль внутреннего механизма регуляции наследственной изменчивости и эволюционного процесса. Однако значение психоэмоциональных процессов и стресса как внутренних факторов эволюции, в особенности, возросло, и все продолжало возрастать в фазе социальной жизни человека. В этих условиях отбор предъявил к поведению индивидуума совершенно новые требования: способности к восприятию норм и традиций общества, а также конкретного социального окружения, т. е. самоконтролю поведения и оценки собственного места в обществе. При этом необычайно упрочилась биосоциальная природа человека и биосоциальная функция его мозга. Оставаясь объектом эволюции, поведение одновременно стало ее фактором.

Социальное окружение, созданное самим человеком, стало для него же принципиально новой экологической средой. По справедливому замечанию Д. К. Беляева, «слово и его многогранная смысловая нагрузка стали для человека несравненно более сильным стрессом, чем удар дубины для неандертальца» [1, с. 162]. В процессе биосоциальной эволюции сформировались истинно человеческий мозг и сознание, способные переносить огромные стрессовые нагрузки. Но это повлекло за собой громадное повышение полиморфизма (наличия в пределах одного вида резко различающихся по облику особей) человека, и одним из его проявлений служит то, что выдающийся невропатолог Давиденков назвал парадоксом нервно-психической эволюции. Он состоит в том, что в человечестве чрезвычайно сильное распространение получили патологические типы нервных систем, срывающихся при небольших жизненных трудностях. Давиденков объяснил этот факт прекращением естественного отбора в человеческом обществе [1, c. 162].

Думается, что для объяснения данного парадокса можно привести и другие аргументы. В ходе антропогенеза выживали более гуманные сообщества людей, члены которых способны были в большей степени к нестандартному поведению, к изобретению орудий труда и другим видам инновационной деятельности, опережающему отражению (предвидению). Известно, что среди ученых, творческой интеллигенции, способствующих прогрессу общества, немало людей с меланхолическим темпераментом. Именно меланхолики обладают более тонким нервным аппаратом, в большей степени подвержены стрессам. Прогресс противоречив. Иногда его цена очень велика. Дальнейшее поступательное развитие общества предполагает серьезную работу по профилактике хронических стрессовых и других негативных психоэмоциональных состояний, учитывая их влияние на эволюционные процессы.

Проявлением эволюционных процессов в настоящее время учёные считают эмбриональную смертность у человека, которая достигает не менее 40-50 % и, вероятнее всего, носит селективный характер. Увеличение средней продолжительности жизни в условиях цивилизации по сравнению с ситуацией в первобытном обществе рассматривается в науке как достижение культуры и социальных условий жизни, а не биологической эволюции.

Те или иные социокультурные факторы оказывают разного рода влияние на развитие и состояние здоровья ныне живущих и последующих поколений людей. Ярким проявлением изменений в развитии современных людей является акселерация. Акселерация (от лат. акцелератио – ускорение) – отмечаемое за последние 100-150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков. Этот термин был введен в литературу Е. В. Кохом, хотя первые сведения об ускорении соматического развития публиковались уже в девятнадцатом веке. В литературе применяются также термины «секулярный тренд» (вековая тенденция) и «эпохальный сдвиг» для обозначения не только ускорения развития подрастающего поколения, но и изменения в развитии взрослых людей за те же 100-150 лет. Речь идет об увеличении размеров тела, удлинение репродуктивного периода, сохранение работоспособности в более пожилом возрасте, увеличение продолжительности жизни.

Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных явлений, в том числе некоторыми изменениями в психическом развитии. Акселерацию изучают антропология, медицина, биология, педагогика, психология и социология. Лучше всего изучены ее морфологические и отдельные физиологические проявления.

Длина тела детей при рождении увеличилась в среднем на 0,5-1 см, а вес на 100-300 г. Вес тела ребенка, зафиксированный при рождении, удваивается теперь к 4 месяцам (вместо 6). Современные дети стали на 5 см длиннее и на 1,5-2 кг тяжелее. У них раньше прорезываются постоянные зубы: например, первые моляры и средние резцы появляются в среднем на год раньше. В то же время дети и подростки стали относительно более узкогрудыми. Более чем за 100 лет наступление сроков полового созревания подростков ускорилось примерно на 2 года. В конце девятнадцатого века мужчины росли примерно до 26 лет, перед второй мировой войной – до 21 года, в настоящее время юноши достигают окончательных показателей роста к 18-19 годам, а девушки - к 16-17 (раньше к 20-22).

Ускорение сроков полового созревания подростков не сопровождается более быстрым наступлением их социальной зрелости. Это приводит к увеличению социальных проблем, например, появлению юных матерей и отцов, не способных выполнять функции родителей.

Существует много гипотез о причинах акселерации и эпохального сдвига в целом. Предполагаемые причины можно разбить на две группы: внешнесредовые (экзогенные), действующие на каждое новое поколение в течение индивидуальной жизни человека, и эндогенные, связанные с изменением наследственности.

Большинство авторов видят причины акселерации в коренном улучшении условий жизни: повышении материального и культурного уровня, в улучшении медицинского обслуживания населения. Однако дело не только в улучшении условий жизни.

Акселерацию связывают, в частности, с возросшим потреблением белков и жиров животного происхождения, а также молока, сахара и витаминов. Уровень питания, действительно, сильно влияет на соматическое развитие, именно поэтому во время войн у детей и подростков наблюдалось снижение средних размеров тела, замедление полового созревания.

В работах Э. Коха была выдвинута гипотеза, согласно которой акселерация идет за счет стимулирующего действия витамина Д, который образуется в коже человека под действием ультрафиолетовых лучей солнца. Кох отмечал гораздо большее, по сравнению с началом двадцатого века, обнажение тела, с чем связано его усиленное ультрафиолетовое облучение. Эта гипотеза не подтверждается следующими фактами. Сельские подростки, получающие значительно большие дозы ультрафиолетовых лучей, созревают позже городских. В городах акселерация началась задолго до массового развития спорта и изменения характера одежды. У горных народов, испытывающих воздействие обильного ультрафиолетового излучения, не отмечено ускорения созревания по сравнению с жителями равнин.

Есть попытки объяснить акселерацию влиянием на организм через нервную систему условий жизни в современном городе (ускоренный темп жизни, потоки света, скорость транспорта, шум, повседневное влияние радио, телевидения и т. п.). Считают, что «наэлектризованная» этими возбуждающими факторами нервная система по принципу обратной связи вызывает более раннее соматическое развитие детей. Однако эта гипотеза не объясняет увеличение веса тела новорожденных или различия акселерации по социальным слоям. Другие многочисленные гипотезы объясняют ускорение соматического развития изменением климатических условий, влиянием радиоволн (хотя акселерация наблюдалась задолго до строительства радиостанций и телецентров), радиации (но акселерация началась намного раньше использования атомной энергии).

Ряд авторов пытаются найти основную причину акселерации в факторах наследственности под влиянием смешения населения нашей планеты. В целом увеличение размеров тела у потомков от смешанных браков (между людьми из отдаленных друг от друга мест) составляет только часть тех больших изменений, которыми характеризуется акселерация.

Пока ни одна из гипотез не может целиком удовлетворительно объяснить феномен акселерации. С точки зрения А. Е. Хомутова, причины акселерации, скорее всего, лежат в самом образе жизни, изменившемся в связи с развитием промышленности и урбанизацией. Совокупность факторов, действующих в этих условиях, и приводит к более раннему созреванию организма у подростков, к более позднему старению лиц пожилого возраста, к большей продолжительности жизни [16, c. 82].

Акселерация не имеет отношения к видовой биологической эволюции человека. Её проявления не следует рассматривать как что-то исключительное в соматическом развитии человека современного типа. На протяжении последних тысячелетий у него были периоды повышения и понижения размеров тела, а также переходы от брахикефалии (короткоголовости) к долихокефалии (длинноголовости). Возраст наступления полового созревания в Древней Греции и Древнем Риме был более ранним, чем в эпоху средневековья, и приближался к показателям нашего времени (при этом менопауза у женщин античного периода наступала рано). Причиной этих колебаний может быть изменение интенсивности геомагнитного поля. Но в прошлом изменения размеров тела человека были очень медленными и растягивались на многие десятки поколений. Современная акселерация характеризуется тем, что наблюдается у детей даже по сравнению с родителями [16, с. 83].

Несколько в ином свете рассматривает последствия акселерации Д. К. Беляев. По его мнению, «повсеместно отмеченная акселерация человека – явление, специфически связанное с активизацией деятельности нейрогормональных регуляторов, имеет, несомненно, и свою генетическую компоненту, и свои биосоциальные и эволюционные последствия, оценить которые сейчас ещё невозможно» [1, с. 162]. В целом многочисленные загадки акселерации ещё требуют своего разрешения, а для этого необходимы объединённые усилия учёных различных научных специализаций.

Изменения, происходящие в развитии современных людей, не исчерпываются акселерацией. Оценивая суммарное воздействие различных неблагоприятных факторов на здоровье человека, Н. Н. Моисеев обратил внимание на интенсивность мутагенеза и рост генетической неполноценности человечества, которые представляют угрозу, поскольку показатели этих процессов опасно возрастают [11, с. 283]. Какое-то количество неполноценных детей всегда присутствует среди новорожденных – это цена генетического разнообразия. Сегодня каждый 500-й или 700-й ребенок в силу естественных мутаций и структуры генофонда рождается с заметными отклонениями от нормы. В былые времена такие дети чаще всего погибали или не могли оставлять потомства. Благодаря успехам современной медицины неполноценные дети не только выживают, но многие из них дают потомство (как правило, тоже неполноценное). Это приводит к непрерывному росту (не только абсолютному, но и относительному) числа людей с генетическими отклонениями от нормы. Однако медицинские и гуманистические факторы не являются решающими в смысле ухудшения структуры генофонда.

Основной причиной, самым главным, что ухудшает структуру генофонда человека и повышает частоту рождений неполноценных детей, является давление социальных факторов, прежде всего, алкоголизма и наркомании. К этому надо еще добавить рост интенсивности мутагенеза за счет урбанизации, перенаселенности и различного типа загрязнений воздуха, воды, земли и т. д. Неслучайно сегодня в РФ рождается до 30-50 % маловесных, недоношенных, больных детей. Лишь 5 % школьников являются полностью здоровыми и еще 25 % - условно здоровыми. Только 20 % призывников пригодны для службы в армии, остальные 80 % - оказываются физически и психически непригодными даже при сниженных требованиях. Ученые предупреждают об опасности исчезновения целых когорт здоровых людей. В ближайшей перспективе огромные территории от Урала до Камчатки могут обезлюдеть и к 2020 г. на одного работающего будет приходиться 2-4 неработающих (больных, пожилых, инвалидов, детей, людей девиантного поведения и т. д.) [14, с. 82].

С 1992 г. в нашей стране стала сокращаться продолжительность жизни по сравнению с предшествующим периодом. Сегодня она в среднем составляет 64 года, т. е. стала на 5-6 лет меньше. По продолжительности жизни Россия находится на 51-м месте в мире, к 60 годам жизни число хронических заболеваний в среднем равняется 3, большинство людей имеют какие-либо отклонения в психике, 60 % населения страдает аллергией и т. д.

На состояние здоровья нации влияет множество различных факторов (климатических, социально-экономических и т. д.), но вклад экологического фактора составляет не менее 25-30 %, а по таким заболеваниям, как онкологические и аллергические заболевания в несколько раз больше [4, с. 59]. В целом состояние здоровья подрастающего поколения и взрослого населения нашей страны оставляет желать лучшего.

Не может не беспокоить и возможное снижение интеллектуального потенциала человечества – войны и разного рода геноциды «ударяют», прежде всего, по наиболее талантливой и активной части рода людского. Особенно страшны миграции, изымающие наиболее энергичную часть населения. Все эти социокультурные факторы также меняют структуру генофонда в худшую сторону, а проблемы, порождаемые их действием, имеют непосредственное отношение к жителям России.

У каждой популяции существует некоторый порог допустимого размывания генофонда (процента неполноценных особей), за которым уже никакой отбор не сможет восстановить его качество и предотвратить деградацию популяции. Человек не являет собой исключения. По прогнозам Н. Н. Моисеева, уже к началу XXII века человечество, если экстраполировать современные тенденции условий его существования, может подойти к этому опасному порогу, когда обратного хода эволюционному процессу уже не будет. [11, с. 284]. Все это говорит о необходимости принятия экстренных мер для решения проблемы экологии человека, поскольку без кардинального изменения условий жизни человека генетическая деградация вида Homo sapiens sapiens неизбежна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.045 с.)