Влияние социокультурных факторов на телесную конституцию и психофизиологическую природу человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние социокультурных факторов на телесную конституцию и психофизиологическую природу человека



 

У народов мира существуют различные представления о человеческой красоте, под влиянием которых менялся внешний облик человека, что в определённых случаях вредно сказывалось на его здоровье. Ю. В. Бромлей обращает внимание на то, что многие первобытные племена широко использовали в качестве карманов отверстия в собственных ушах, губах, а иногда носу. Во многих местах земного шара люди не раз были настроены «очень критически» по отношению к своему телу. Например, древним сарматам, обитателям южных степей России, решительно не нравилась форма головы. При раскопках археологи находят удивительные черепа, у которых нет положенного каждому человеку почти вертикального лба. Вместо этого линия профиля здесь ложится почти «горизонтально» и голова «приобретает» чуть ли не «внеземную» форму [4, с. 196]. Подобная форма головы встречалась у народов майя в древней Мексике, а также у небольшой группы переселенцев из Киргизии на территорию Алтая в древности. Посетителям археологического музея АГУ открывается уникальная возможность увидеть необычайной формы черепа этих переселенцев. У некоторых индейских племен Мексики головы и сегодня искусственно удлиняются. Инки предпочитали головы другой формы: головы словно делились на две части, связанные перемычкой.

Кости черепа у ребенка так мягки, что послушно принимают любую форму, которую им хотят придать. Инки перетягивали голову младенца специальной повязкой, а мексиканские индейцы зажимают ее двумя дощечками. Ученые предполагают, что в обычаях этого рода сказывалось желание сделать людей своего племени отличными от соседей.

Среди народов Африки и Южной Азии распространена привычка «чернить» зубы (красить зубы в чёрный цвет), чтобы стать непохожими на зверей, у которых белые зубы. В зависимости от эстетических предпочтений менялась и форма носа. У некоторых бушменских, малайских племен в прошлом родители стремились сделать носы своих детей как можно более приплюснутыми, искусственно прижимая их к лицу. Нечто противоположное этому обычаю, а именно вытягивание носов, было очень популярно во Франции еще в XVI веке. Идеалом красоты считался там большой орлиный нос. Матери и няньки считали своим долгом заботиться о том, чтобы такой нос был у их воспитанников.

Во многих местах считали некрасивой короткую шею. В Грузии долго держался обычай укладывать ребенка в колыбель так, чтобы голова оказывалась несколько ниже плеч. От этого шея становилась длиннее. В Восточной Африке живут племена, у которых шея женщин искусственно доводится до фантастической длины с помощью специальных колец, число которых на шее ребенка увеличивают с каждым годом. В конечном итоге длина шеи может достигать нескольких десятков сантиметров. Искусственно удлиняются шеи и в Бирме.

По понятиям древних майя, косоглазие является одним из необходимейших признаков красоты. Чтобы девочка выросла косоглазой, к ее волосам на уровне глаз подвешивали маленький шарик из каучука. Глаза ребенка следили за прыгающим при его движении шариком, благодаря чему достигался желаемый результат [4, c. 197].

В Китае на протяжении долгого времени девочкам с раннего возраста надевали на ноги колодки, чтобы нога приобретала форму лотоса или лилии. Такая форма ноги считалась эталоном красоты.

Социокультурные факторы могут оказывать влияние не только на морфологию, но и на психофизиологическую природу человека. Археологические данные и современные исследования позволяют с достаточной степенью вероятности утверждать, что на протяжении последних 10000 лет число леворуких составляло в среднем 15% всех человеческих популяций, что свидетельствует о доминантности правого полушария. Однако в зависимости от условий социализации в той или иной социокультурной среде число леворуких может снижаться. В тех культурах, где процесс социализации характеризуются терпимостью (например, у эскимосов), доля леворуких приближается к средней величине. Если процесс социализации носит жесткий и требовательный характер (например, у нигерийцев), то процент леворуких в таких культурах почти равен нулю [4, c. 198].

С целью изучения эволюционного накопления генетически адаптивных систем мозга в замкнутой популяции Ф. А. Ата-Мурадова исследовала некоторые изоляты Азербайджана, в которых еще в конце XX века была распространена кузенная система браков [3, c. 227]. Кузенный брак – одна из форм брака, свойственная родовому и раннеклассовому обществу. Его основные типы: кросскузенный – брак с дочерью брата матери или сестры отца; ортокузенный – брак с дочерью брата отца или сестры матери. Родословные некоторых семей прослеживаются с середины XVII века. Было обследовано около 500 потомков трех братьев, поселившихся и основавших изолят в XVII веке.

В силу физических и социальных условий существования популяции (ираноязычная, талыши) естественный отбор продолжал действовать к моменту проведения исследования Ф. А. Ата-Мурадовой. Данное обстоятельство обусловлено слабой медицинской помощью в этих высокогорных районах, так как первые больницы появились в 70-ые годы прошлого столетия. В семьях по 10-12 детей, роды происходили на дому (а некоторые женщины при родах обходились даже без помощи окружающих, хранили специальный ножичек, которым сами перерезали пуповину). Все это, вместе взятое, определяло жесткое действие отбора на выживание новорожденных. Тем не менее, рождаемость в шесть раз превосходила смертность, и население неуклонно росло.

Кузенная система браков (наряду с отрицательными явлениями в определенном проценте семей) способствует нарастанию гомозиготности по адаптивным признакам, накоплению специфических семейных признаков – маркеров, своеобразных для данной семьи. Например, в изученной семье обнаружена особенность (прогнатизм) в строении верхней челюсти и ее зубной системы. Этот признак наблюдался у всех мужчин этой семьи (по мнению Ф. А. Ата-Мурадовой, связан с Y – хромосомой) и отсутствует у женщин.

Вся этническая группа (талыши) характеризовалась высоким процентом долгожителей. В обследованной популяции на 1500 человек приходилось 25 человек старше 85-90 лет, а также зарегистрировано 12 человек старше 100 лет. У долгожителей в возрасте от 90 до 100 лет наблюдался генерализованный по всем отведениям альфа-ритм, высокоамплитудный с частотой от 9 до 11 Гц. Для долгожителей была характерна высокая двигательная активность. Некоторые деревни расположены на крутых склонах, так что весь день проходит в непрерывном перемещении «вверх и вниз по вертикали» даже в пределах хозяйственных построек одной семьи. Многие долгожители обладали спокойным доброжелательным характером, чувством юмора, показали хорошие результаты по некоторым невербальным тестам.

Все их потомки оказываются носителями хорошо развитого высокоамплитудного альфа-ритма, что и определяет основную характеристику популяции и положительно влияет на продолжительность жизни. Ф. А. Ата-Мурадова отмечает, что наследуемость альфа-ритмов очень высока, однако имеется избирательность в его пространственной организации и наследуемости в разных зонах коры головного мозга. Наиболее высокая наследуемость альфа-ритма наблюдается в затылочных областях, далее - в височных и наименьшая – в лобных зонах коры. У долгожителей этот ритм хорошо выражен и в лобных, и в височных областях, а наследуемость в этих областях у них выше, чем в других популяциях, исследованных ранее.

Этот устойчивый комплекс генов долгожителей, столь четко коррелирующий с генетическими системами мозга и характерный для целой этнической группы, является «эволюционной находкой» на длительном пути исторического развития этноса, определившей этот своеобразный тип долговременной адаптации. Еще в начале XX века в силу разных причин мужчины имели возможность вступать в брак только к 40-45 годам. Общие исторические условия формирования этноса способствовали жесткому проявлению не только естественного, но и «социального» отбора [3, c. 228].

Влияние социокультурных факторов на психофизиологическую природу человека необходимо учитывать в процессе социальной работы. Каждый социальный работник должен быть в курсе выводов современной науки о недопустимости переучивания леворуких людей, так как по этой причине дети могут хуже учиться, не раскрыть в полной мере свои возможности. С целью профилактики переучивания леворуких людей социальные работники могут читать лекции в школах и центрах социальной защиты населения для родителей и все тех, кого интересует эта проблема.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Чем отличаются расы от этносов?

2. Когда возникли расы и этносы?

3. Какие виды этнических общностей Вы знаете?

4. Дайте характеристику понятия «адаптивный тип».

5. Чем обусловлены различия в адаптации к среде обитания у человека и животного?

6. Какое влияние оказывают культурные традиции разных народов на телесную конституцию и психофизиологическую природу человека?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алексеева Т. И. Историко-антропологическая динамика и биологическая адаптация населения СССР / Т. И. Алексеева, В. П. Алексеев // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 202 – 215.

2. Антропология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

3. Ата-Мурадова Ф. А. Эволюция генетических систем мозга в популяциях человека и практические аспекты проблемы / Ф. А. Ата-Мурадова // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 216-229.

4. Бромлей Ю. В. Этнографические аспекты изучения человека / Ю. В. Бромлей // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 190-202.

5. В лабиринтах психологии личности: мир психических явлений / авт. – упоряд. О. В. Тимченко, В. Б. Шапар. – Харьков: Прапор, 1997. – 414 с.

6. Золотов В. И. Основы социологии: учебное пособие / В. И. Золотов; Алт. Гос. Ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул, 2004. – 140 с.

7. Клакхон К. К. М. Зеркало для человека: введение в антропологию / К. К. М. Клакхон; пер. с англ. под ред. А. А. Панченко. – СПб.: Евразия, 1998. – 352 с.

8. Матис В. И. Немцы Алтайского края / В. И. Матис // Социологические исследования. - 1999. - № 11. – С. 79-83.

9. Минюшев Ф. И. Социальная антропология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ф. И. Минюшев. – М.: - Академический проект; Фонд «Мир», 2004. – 288 с.

10. Степанов В. В. Россия в этническом измерении (по результатам переписи 2002 г.) / В. В. Степанов, В. А. Тишков // Социологические исследования. – 2005.- № 9. – С. 64-73.

11. Хасанова Г. Б. Антропология: учебное пособие / Г. Б. Хасанова. – М.: КНОРУС, 2004. – 240 с.

12. Хомутов А. Е. Антропология / А. Е. Хомутов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.

13. Энциклопедия Алтайского края: в двух томах. – Барнаул: Пикет, 1997. – Т. 1. – 368 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.011 с.)