Рыночная эк-ка – что, для кого, как производить решает сам производитель, ориентируясь на соотношение спроса и предложения на Рн. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночная эк-ка – что, для кого, как производить решает сам производитель, ориентируясь на соотношение спроса и предложения на Рн.



Сущность: экономической основой является частная собственность на средства производства, независимость товаропроизводителя от государства в производстве и распределении созданной им продукции, главным условием является свободная конкуренция товаропроизводителей

Положительные стороны Отрицательные стороны
1. Направляет ресурсы на производство необходимых для общества ТТ. 2. Способность повышать качество ТТ и УУ 3. Ограничивает возможность возникновения монополий 4. Создаёт возможность выбора для потребителя. 5. экономика гибко реагирует на изменение обстановки. 6. Внедрение новых НТ достижений в производстве. 7. Материальные стимулы. 1. Подвержена нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами – экономические кризисы. 2.Разорение многих товаропроизводителей. 3. рост безработицы. 4. высокий уровень расслоения об-ва 5. неустойчивые цены на ТТ 6. Инфляция. 7. Нечестные способы конкурентной борьбы. 8. Обострение экологических проблем.

 

Сегодня, мы можем говорить о существовании во многих развитых странах и третьем типе экономической жизни – смешанной экономике. В которой сочетаются черты предшествующих экономических систем – рыночной и командной.

Рыночной экономике присущи следующие признаки:

· господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадле­жащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где ча­стная собственность не слишком эффективна;

· принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, проис­ходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гаранти­руется свобода в его деятельности; государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм;

· главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предло­жение, цена.

Условия возникновения рын ка:

· общественное разделение труда;

· экономическая обособленность производителей;

· самостоятельность производителя.

Основные признаки рынка:

· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого произ­водить;

· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколь­ко покупать;

· нерегулируемая цена – цены определя­ются на рынке, зависят от спроса и предложения.

· Признаки Рн.

 

 


 

Производитель сам решает ЧТО, СКОЛЬКО и в каком КОЛИЧЕСТВЕ производить
Потребитель, в зависимости от наличия у него денежных средств, сам решает ЧТО, ГДЕ и СКОЛЬКО покупать.
Цена не устанавливается государством, она определяется на Рн. в результате соотношения спроса и предложения.

 

При наличии всех этих признаков происходит рыночное регулирование хозяйственной деятельности.

. Главные функции рынка

· посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

· ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

· информаци­оная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

· регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

· санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.
Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и пред­назначенный для обмена.
Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.

Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокуп­ность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называ­ется конъюнктурой рынка.

Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спроса и предложения.

Основные понятия, связанные с Рн. – спрос, предложение и цена.

Спрос – отражение потребностей об-ва

Предложение – результат производственной деятельности в виде товарной массы.

Цена определяется издержками производителя и искусством менеджера;
Цена - представляет собой количество денег, уплачиваемых за данный товар.

Спрос — это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос на­ходится в обратной зависимости от цены товара.

На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина дохо­дов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожи­даемые изменения цен в будущем.

Предложение — это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определен­ное время и по определенной цене. Закон предложения утверждает, что при других равных услови­ях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким об­разом, предложение напрямую зависит от цены.

На величину предложения, кроме цены товара, оказывает влияние ряд факторов. Среди них: це­ны на различные экономические ресурсы; число товаропроизводителей; технология производства; налоговая политика, проводимая государством.

Спрос и предложение обладают таким качеством, как эластичность. Спрос называется эластич­ным, если при незначительных понижениях цены, объем продаж существенно возрастает. Подобная картина наблюдается во время всевозможных предпраздничных распродаж. При неэластичном спро­се в результате значительного изменения цены объем продаж практически не меняется. Эластично­стью предложения признается показатель относительного изменения предлагаемого на рынке коли­чества товара в результате изменения конкурентной цены.

На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) — такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-80-х годов прошлого века Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) — здесь наблюдается избыток товаров (перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называе­мой Великой депрессии 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние является оптимальным.

Главным стимулом развития рыночной экономики является получение максимальной прибыли. При­былью называется доход от продажи товаров, за вычетом издержек производства. Под издержками пони­мают стоимость всех видов ресурсов, затрачиваемых на производство продукции.

Таким образом, в рыночной экономике главенствует принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.

С точки зрения действующего за­конодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);

По товарам и услугам:

· потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;

· средств производства;

· рабочей силы;

· инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;

· иностранных валют;

· ценных бумаг (фондовые биржи);

· научно-технических разработок и инноваций;

· информации.

По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный

По типу конку­ренции:

· чистой (свободной) конкурен­ции

· несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополисти­ческой конкуренции; олигополии

В Рн. мех-ме особое значение имеет соотношение спроса и предложения. Оно определяется соотношение денежных и ТТ потоков, образующихся на РН. Колебания цен влияют на Д. товаропроизводителей.

Если СПРОС ПРЕВЫШАЕТ предложение, то ЦЕНА ВОЗРАСТАЕТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.221.133 (0.424 с.)