География отраслей животноводства Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

География отраслей животноводства Республики Беларусь



С\х РБ имеет определенную животноводческую специализацию. Наи> развитыми отраслями животноводства являются молочно-мясное скотоводство (45,5% валовой продукции отрасли), свиноводство (26,1%) и птицеводство (23,2%). Дополнительные области (4,5% продукции): овцеводство, рыбоводство, звероводство, коневодство и пчеловодство. Удельный вес животноводства в сельском хозяйстве сократился до 47% (1990г.-65%). Из общего объема продукции животноводства 72,6% производится с\х предприятиями. В н время животноводство является убыточной отрасль, однако РБ является лидером среди стран СНГ по производству мяса, молока, яиц на душу населения. На севере РБ сложилась молочная, молочно-мясная, на юге – мясо-молочная, а в приго­родах – преимущественно молочная зоны. Имеется 107 животноводческих комплексов по откорму КРС. Большая плотность КРС, особенно коров, наблюдается в пригородных хозяйствах, а также в районах, где развита пищевая пром-сть, и там, где достаточно хороших кормовых угодий. Самая высокая плотность КРС в Гродненской области — на 100 га с\х угодий приходится 75 голов, довольно высокая — в Брестской, Гомельской, Минской областях, где много лугов, сенокосов, меньшая — в Витебской, Могилевской областях. Для большинства хозяйств характерна низкая продуктивность скота: среднегодовой надой па одну корову составляет около 2500—3000 кг молока. Такая ситуация объясняется недостатками в кормлении скота и запущенно­стью племенной работы. в общем производстве мяса в стране 37% составляет говядина. Второе место в структуре животноводства занимает свиноводство. В этой отрасли раньше, чем в других отраслях животноводства (за исключением птицеводства), получили развитие концентра­ция и специализация производства. В Беларуси работает более 50 крупных свиноводческих ком­плексов, заполняемость их поголовьем составляет 90%. Свиноводство развито повсеместно, однако наибольшая плотность поголовья свиней на 100 га пашни в районах центральной и южной части РБ, в которых преобладают посевы картофеля, сахарной свеклы, а наименьшая — в северных, северо-восточных районах. В частных подсобных хозяйствах республики насчитывается около 40,0 % общего поголовья свиней. В структуре производства мяса преобладает свинина (48,4%).Интенсивное птицеводство развито преимущественно в пригородных зонах крупных городов (60 птицефабрик). Птицеводство дает 13,6% мясной продукции.До 1980-х гг. важной отраслью животноводства являлось овцеводство. Однако к началу 2000 г. по­головье овец в сравнении с довоенным периодом уменьшилось более чем в 20 раз.В связи с развитием фермерских и частных хозяйств в Беларуси возрождается коневодство. Главная проблема животноводства– недостаток кормов и их низкое качество. В настоящее время естественные сенокосы имеют такую продуктивность, которая может удовлетворить потребно­сти молочного стада в кормах всего на 50 – 60 %.

 

 

Транспорт РБ.

ж/д, а/м, возд/т, вод/т, трубопроводный. Основой его является сеть путей сообщения и транспортные узлы. Развитие и структура основной деятельности транспорта определяется масштабами развития и спецификой размещения отраслей народного хозяйства(н/х), интенсивностью социально-культурных, торгово-экономических и др. связей. Современный транспорт Беларуси – важнейшая отрасль н/х. Обеспечивает пространственные связи между производством и потребителем, между природно-хозяйственными районами Беларуси и ее областями. Большая роль принадлежит транспорту республики в осуществлении внешних экономических связей. Каждый вид транспорта выполняет определенную роль в транспортном комплексе в зависимости от скорости и условий перевозок, их себестоимости, маневренности, надежности, регулярности, безопасности движения и т. д. Благодаря географическому положению Беларуси через ее территорию проходят кратчайшие пути, соединяющие страны СНГ с европейскими государствами. Главная цель транспортного комплекса – полное, своевременное и качественное удовлетворение потребностей н/х и населения в перемещении грузов и пассажиров. Деятельность транспортного комплекса зависит от протяженности и состояния путей сообщения, количества и технического состояния средств перевозок (локомотивов, вагонов, автомобилей, самолетов и др.). Его роль определяется необходимостью обеспечения экологической и экономической безопасности республики, которая оценивается тремя факторами:- трансграничной ролью Беларуси, обусловленной ее географическим положением; -значимостью комплекса как базовой отрасли во внутренней экономической жизни республики; - уровнем воздействия на окружающую природную среду и среду жизнедеятельности человека. Трансграничная роль Беларуси определяется ее размещением на пересечении важнейших европейских путей, компактностью территории, государственная граница проходит в основном по равнинной местности, не имеет ярко выраженных природных рубежей, что содействует созданию трансмагистралей и развитию интенсивных экономических связей не только с сопредельными, но и с другими, более далекими странами Европы и Азии. Общеевропейская интеграция и новые транспортные проекты в Европе придают нашей республике новый импульс развития и определяют новую географию коммуникаций. Из десяти трансевропейских коммуникационных коридоров два непосредственно проходят по ее территории. Кроме того, через территорию Беларуси проходят транспортно-коммуникационные коридоры, обеспечивающие ее связь со странами Балтии, Польши, Украины, России, а также этих стран между собой. К этому нужно добавить нефте- и газопроводы, линии сверхмощных ЛЭП из России в Европейский Союз. В 1990 г. доля транспорта в ВВП составляла 5,6%, в2000 г. – 8,3%, что, в основном, соответствует уровням развитых стран. Транспорту характерна высокая трудо- и ресурсоемкость. Среднегодовая численность занятых на нем составляет 6,1% от общего народнохозяйственного; здесь сконцентрировано примерно 15% основных производственных фондов, на его развитие направляется около 13,0% всех капиталовложений. Транспортная система включает 5,59 тыс. км главных железнодорожных путей и 3,38 тыс. км подъездных железнодорожных путей промышленных предприятий. Беларусь имеет высокую плотность железных дорог – 27 км/1000 км2, уступает в СНГ только Украине, Молдове и Армении. В пределах самой Беларуси плотность ж/д от 22 км/1000км2 в Минской, Гомельской областях до 33 км/1000км2 – в Брестской. В Бела­руси электрифицированы только 16 % дорог. Автомобильный транспорт Беларуси имеет развитую сеть автомобильных дорог. Сегодня сред­няя обеспеченность ими составляет 292 км/1000 км2 террито­рии, а протяженность — 103 тыс. км, из них 59 % приходится на дороги с твердым покрытием. Автомобильному транспорту принадлежит второе место после железнодорожного по грузообороту (24 %) и второе — по пассажирским перевозкам (32 %). Речной транспорт — самый старый вид сообщения в Беларуси. На реки Днепров­ского бассейна приходится около 95 % всего грузооборота. Трубопроводный транспорт самый молодой в республике. Его развитие началось с 1960 г., когда вступил в действие первый газопровод Дашава —Минск.Транспортный комплекс Беларуси сегодня имеет низкие тем­пы развития, что обусловлено экономическим кризисом 90-х гг.

 

34.Внешние экономические связи Республики Беларусь. Беларусь получила право относит. своб. выхода на внеш. рынок со своей продукцией только в 1987 г., т.к. до этого времени СССР обладал абсолютной моно­полией на проведение внешней торговли. РБ хар-ся относительно разв. внешнеторговым потенциалом. Его основу составляет пром-ть (2/3 валового общественного продукта)— машиностроение, элек­троэнергетику, химию и нефтехимию. Благопр. агроклим. ус­ловия позволяют получать продукцию, кот. имеет спрос на мировом рынке (льноволокно, зерно, картофель и др.). 1996—2001 гг.- произошли динамичные из­менения в стр-ре экспорта и импорта: в экспорте ↑ доля стран дальнего зарубежья, а в импорте ↑ доля стран СНГ. В товарной стр-ре экспорта Бел. на 1.01.2002 г. преобладали: машины, оборудование и трансп. ср-ва (26,8 %), минерал. продукты (18,2 %); продукция хим. пром-ти, черные и цветные металлы и изделия из них, текстиль и текстильные изделия, древесина, мебель и целлюлозно-бумажные изделия, пищевая пром-ть и сырье для нее. Такие высокие показатели экспорта — это ре­з-т разделения труда, кот.сформ-сь еще в рам­ках СССР. С ним связана не только высокая экспортность, но и большое удельное потребление в респ. энергоре­сурсов, металла и других завозимых видов сырья, что отрица­тельно отражается теперь на конкурентоспос-ти ее про­дукции. В настоящее время в товарной стр-ре импорта Бел. преобладают:минеральные продукты (28,0 %) (энергоресурсы, в т. ч. нефть, газ); машины, оборудование и транспортные средства (22,6 %); продукция хим. пром. (15,0 %) (ка­учук, спирт, фармацевт. прод., циклические угле­водороды). Один из главных парам-ов внешнеторг. потенциа­ла — научно-техн. база. Бел. по кол-ву заре­гистр-ых открытий, изобретений в расчете на 10 тыс. рабочих и служащих традиционно занимает лидирующее место в СНГ. РБ в состоянии выполнять научно-исслед. и опытно-конструкторские разраб. по заказам зарубежных стран. Широко развито и приветствуется научно-техн. сотруд. > чем с 20 странами мира. Лидирующее место - Россия, с которой в последние годы Беларусь совместно проводит ряд крупномасштаб. проектов (создание супермощного компьютера «Скиф» и т.д.). Благопр. перспективы — развитии туризма, совместном использ. рекреац. ресурсов и др. РБ имеет экспортно-импортные связи > чем со 150 странами мира. Самым главным партнером является Россия. На ее долю в общем товарообороте Беларуси приходится 89 %, в экспор­те — 84,4 %, импорте — 92,2 % (2001 г.). Т.к. конкурентоспос. отечествен­ной продукции на рынках дальнего зарубежья сравнительно низкая, а осуществить технич. реконструкцию нар. хоз-ва на основе соврем.технологий в короткий срок невозможно, то росс. рынок и рынки других стран СНГ в ближайшее 10-летие останутся основными рынками сбы­та для бел. товаров. Эконом. интересы России во взаим-ии с РБ прежде всего связаны с ↑ поставок бел. прод. производственно-техн. назначения: мин. удобрений, хим. волокон и нитей, шин, металлорежущих станков, тракторов, Беларусь заинтересована в поставках из России топливно-энергет.рес. (нефть, газ), по которым она полностью зависит от России (100 % в общем объеме импорта этих ресурсов), проката черных и цветных металлов (51 %), сырья для химической и нефтехимической промышленности (апатитовый концентрат, циклические угле­водороды.

 

География Брестской области

Брестская обл. наход.в юго-зап. части РБ на границе с Польшей и Укр.её S. = 32,8 тыс. км². > часть тер. распол. в пределах Полесской низмен-ти с её однообраз. плоским рельефом. В направ. на север местность несколько повышается. По тер. обл. протекают реки Припять с притоками Пина, Ясельда, Горынь, Стырь, реки Западный Буг, река Муховец и Щара. Обл. богата прир. ресурсами. На тер. - крупнейшее месторожд. гранита, кот. исполь-ся для произв-ва строител. щебня. В Столинском р-е - месторожд-я глин. Крупнейшее в РБ месторож. мела «Хотиславское», распол. в Малоритском р-не. Мухавецкое месторож. строит. песков, пригодного для произв-ва изделий из железобетона и силикатобетона. Центр Бел. Полесья - особенностью кот. явл-ся преобладание водно-болотных местообитаний: открытых низинных болот, озер и рек, поймен. лугов. Современ. флора обл. насчитывает > 1400 видов раст., больш-во из кот. травянистые (1243). S лесов занимает 36,9% тер. Наи> Sзанимают сосновые леса (60%). Есть также дубовые (3,8%), еловые (3,2%), берёзовые (16,8%) леса. 600 тыс. га заняты лугами. В обл.- Нац. парк «Беловежская пуща» заказники «Споровский», «Средняя Припять», «Ольманские болота», «Званец», «Дикое». S ООПТ и объектов сост.13% от общей S обл. Население 1,401 млн чел.(2009). (3е место после Мин. и Гом. обл, а по числ-ти сельск. нас. -2е после Мин. обл. На долю обл. приход. 19,5 % сель. населения РБ. Тер. заселена относ-но равномерно, здесь размещено 31 городское поселение и почти 2,2 тыс. сельских нас. пунктов. Плотность населения - 42,7 чел./км². Ведущее место в стр-ре пром. произв-ва занимают легкая, пищ. пром-ь и машиностроит. комплекс. В структуре Брестско-Кобринского пром. узла преоблад. машиностр-е и металлообработка. Имеются заводы электромеханический, электроламповый, прецизионных стан­ков (оборудование для легкой и пищ. пром-ти), газовой аппаратуры «Газоаппарат», «Брестсельмаш». Легкая (коврово-суконное производ. объединение, фабрики верхнего трикотажа, чулочно-носочная, обувная, сувенирная), пищ. (мясной и молочный комбинаты) пром-ть. В Кобрине - шелкопрядилыю-ткацкая, швейная фабрики, заводы инструментальный, ремонтный, консервный, маслоза­вод, мясоптицекомбинат, льнозавод и заводы ЖБИ. Пинский пром. узел имеет текстильно-машиностро­ит. профиль и вкл. комбинаты верхнего трикота­жа, завод по произв-ву искусст. кожи, фабрику спорт. трикотажа; работают заводы литейно-механич., судостроит., судоремонт., деревообрабатыв-е (фанерно-спичеч. комбинат, мебельная фабрика, произ-во пиломатериалов). С/х специализ-ся на мясо-молоч. пром-ти. Развито произв-во сахарной свеклы, льноволокна, овощей и картофеля. На юго-западе Б. наи> продолжит. вегетац. период, > длительное и тёплое лето, здесь выращивают даже теплолюб. культуры: грецкий орех, абрикос, персик, виноград. Земли с/х назначения - 117 тыс. га, из них пашня- 78,4 тыс. га.

 

 

Витебская область

Распол. на сев РБ. Граничит с Лит­вой, Латвией и РФ. Внутр. границы - с Могил. и Минской, Гродн обл. Площадь -40,0 тыс.км2.. Население (2004 г). 1321,1 тыс. чел. Плотн. насе­ления - 33 чел./км2 - самая <среди обл. Вкл 21 район, 19 горо­дов, 28 г.п, 247 сельсоветов, 6517 сел. Нас. пунктов. С 1999 г. действует СЭЗ «Витебск».

ЭГП: ближе остал. к прибалтийским гос-­вам, их морским портам, а также к Питеру ->транспор.связь. По тер. Обл. проходит трансъевро­п. коридор № 9 (Хельсинки -С.-Петербург -Витебск - Орша - Киев). Через всю область с В на З проходит Риго-Орловская дорога (из Смоленска на Витебск, Полоцк и далее в Ригу). Важное значение имеют также ж-д Унеча - Орша - Лёпель, Молодечно - Полоцк - Невель, Крулевщина - Воропаево - Поставь: и далее в Литву. Тер. области пересекают два магистр. нефтепровода из России в прибалт. порты, на юго-восто­ке - газопровод Торжок - Минск - Ивацевичи. Такое ЭГП обусл. создание в Вит. области крупно­го нефтеперер. завода и на его базе – электроэнерг. и нефтехим. промыш. ПИ: тор­ф и разн. сырье для произв. строит. мате­риалов.,доломитов, легкоплавких глин и суглинков, цементных глин, сапропелей, мин. вод.Есть усл для развития льноводства.

Почти вся тер. распол. в пределах Бел.о Поозерья. Вкл: Полоцкая низм., Суражская и Лучесская низм. Возв. и гряды: Нещердовская, Городокская, Витеб­ская и Браславская гряды.

Климат умер.-конт., Тян. -6,5 °С- -8,5 °С, Тиюл 17—18 °С. Осадков 600 -750мм. Реки: Зап. Двина, Днепр и Березина. Озера: Освейское, Лукомльское, Дрисвяты, Дривяты, Нещердо, Снуды, Езерище. Почвы:дерново-подз.(40 %), дерн. Заболоч., дерново-подз.-забол., торфяные и др. Хар-ны мозаичность и завалуненность почв.

Ср. лесистость (2001г.) 37,4%.Преобладают сосн. и еловые леса (около 60 %). Специализ.сел хоз.-выращ льна и молочно-мясном скотоводстве.

Демография. Ср плотность сел. на­с. около 10 чел./км2. Область имеет самый >удельный вес населения в пенс. возрасте (23 % в 2003 г.) и самый низкий (без г. Минска) удельный вес населения до 15 лет (15,3 %). Население в трудоспос. возрасте составляет 60,1%. Доля лиц с высшим и средним спец. образ. =43,5 % (первое место среди областей).

Пром:В производ. сфере занято 67,2 %, в непроизвод. - 32,8 %, в произ-ве товаров - 45,4 %, услуг - 54,6 %.Область специализ. на топливной, электроэнергет., легкой отраслях пром., а также на отдел.видах продукции машиностроения, хи­м. и нефтехим., лесной и др. Наибо­лее круп. пром. предпр.:в электроэнерг.-Лукомльская ГРЭС в Новолукомле, Новополоцкая ТЭЦ; в топливной – нефтеперераб. завод (ОАО «Нафтан»); в хим. и нефтехим. - «Полимир» и др.

Сел.хоз: специализ. на молоч­но-мясном скотоводстве, свиноводстве, льноводстве. С/х земли -40,5 %: пашня - 23,1 %, сенокосы и пастбища-16,4 %. В животноводстве ведущая роль принадлежит молочно-мяс­ному скотоводству. На начало 2004 г. в области 609,8 тыс. голов КРС (в т. ч. коров 276,4 тыс.), свиней - 484,7 тыс., птицы - 3,3 млн. голов. Животноводство, как и в целом по стране, в пос­ледние годы убыточно.

Внутриобл.различия: в пределах обл. выд-ся три подрайона с центрами тяготения Витебск, Орша, Полоцк-Новополоцк. Наб-ся ↑ уровень индустриализации и ↓ хоз. освоенность тер. (низкая плотность населения, недостаточная сеть автодорог) и выделяется также 3 индустриальных района (Витебский, Полоцкий, Оршанский), два индустриально-аграрных (Глубокский и Чашникский) и осталь­ные админ. районы относятся к аграрным с преобл. экстенсивно-аграрных.

 

37 Гомельская область. Занимает ю-в часть РБ. Граничит с Рос­сией и Украиной, внутренние границы — с Брестской, Минской и Могилевской обл. Площадь 40,4 тыс. км2 — самая большая по тер. Обл. РБ. Население в области по итогам переписи 2009г. 1464, 4 тыс. чел. области, в т. ч. городское — 1050 тыс. чел. По удельному весу го­родского населения (70,2 %) занимает 2место (после Могилевской),плотность населения (37 чел./км2). В составе обл. 21 админ. р-н, 17 городов, в т. ч. два города с населением свыше 100 тыс. чел. (Гомель — 492 тыс., Мозырь — 112 тыс.).С 1998 г. действует СЭЗ «Гомель — Ратон». ЭГП обл. харак­терны следующие особенности:•в пределах обл. происходит разветвление трансъевро­пейского коридора № 9 (на С.-Петербург — Хельсинки и па Ка­лининград/Клайпеду);•через тер. обл. проходят трансъевропейский нефтепровод «Дружба» •на территории обл. сосредоточены основные речные пу­ти республики — здесь судоходны Днепр, Припять, Березина, Сож, расположены крупнейшие речные порты в Мозыре (Пхов) и Гомеле;• обл. ближе др. обл.РБ к металлург. базам и машиностроит. центрам Украины и России,к их районам поставщикам зерна. Не благоприятствуют развитию обл. ее удаленность от столицы РБ. Неблагоприятной характеристикой ЭГП обл. в насто­ящее время является ее соседство с ЧАЭС.По природно-ресурсному потенциалу Гом. Обл. явл. В РБ регионом-лидером. Здесь сосредоточены практически все запасы страны нефти и газа (Речицкий, Светлогорский, Октябрьский р-ны),запасы кам. соли (Мозырское и Давыдовское местор.) и кал. солей (Петриковское), бурого угля (Бриневское и Житковичское), горючих сланцев (Туровское), минеральных вод и промышленных рассолов, формовочных и стекольных песков, есть месторождения строительного и облицовочного камня, ме­ла, гипса, кирпичных глин и суглинков, каолина и др.Обл. богата лесными и водными ресурсами. Лесистость региона — 45,1 %(от 22,8 % в Буда-Кошелевском до 65,9 % — в Лельчицком р-не). По лесистости и за­пасам древесины (около 24 % запасов страны) Го­м. обл. занимает 1место среди обл. РБ. Преобладают сосновые леса (59 %), березовые,черноольховые. Водные ресурсы представлены: на протяжении 400 км протекает Днепр, его крупные притоки Припять, Березина, Сож. На тер. Обл. расположено оз. Червоное—самое крупное в Бел. Полесья. Поверхность региона равнинная—преобладают h 130—150м. Большая часть обл. расположена в пределах Полесской низменности, на ю-в и востоке—на Приднепровской. Климат обл. умеренно-континентальный. Зима мяг­кая, лето теплое.Температура в-ха в ян. от -6,3 °С на ЮЗ до -8,2 °С на СВ, в июле — от 18,5 °С на 3 до 19,7 °С на В.Кол-во осадков 510—670 мм/год.Почвы с/х земель д-п и д-п заболоченные, а также торфяно-болотные, дерновые заболоченные, пойменные и др. По механическому составу преобладают супесчаные (31,2%) и песчаные (30,8%), меньше торфяных и сугли­нистых. Осушенные земли занимают около 37 % с/хугодий, в ряде р-ов—до 50 %. На экологическую ситуацию в Гом. обл., кроме чернобыльской катастрофы,влияние оказало осушение земель, а в последние годы оказы­вает деградация созданных в 1960—1980-е гг. мелиоративных систем. Существенный вклад в загрязнение окружающей среды вносят выбросы, стоки и отходы промышленных комплексов Го­меля, Мозыря, Светлогорска, Речицы. Социально-демографический потенциал. Естественный прирост на­селения отрицательный — 5,8 %о, в наиболее загрязненном Ветковском— 18,7 %о. Население в трудоспособном возрас­те составляет 60 %, в пенсионном—21,5 %, в возрасте до 15 лет—16,8 % от общей числ.,безработные—2,6 %. Наиболее высока безработица в Речицком, Лельчицком, Калинковичском, Брагинском р-ах. По количеству средних специальных и высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений область занимает первое место в РБ, после г.Минска. Но в то же время в обл. самая низкая плотность автомоб. дорог с твер­дым покрытием. В производственно-экономическом потенциале обл. ведущая роль принадлежит промышленности. Из общего коли­чества занятых в экономике на эту отрасль приходится 28 %, на 2по значимости отрасль —с/х —11,2 %.Всего в производственной сфере занято 69 % всех работающих, в непроизводственной — 31 %, в производстве товаров — 47,2 %, в производстве услуг — 52,8 %. Промышленность Гом. обл. специали­зируется на добыче и переработке нефти, черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной про­мышленности, добыче поваренной соли, производстве стекла, отдельных отраслях машиностроения, химической, легкой и пи­щевой промышленности. На обл. приходится 100 % добываемых в РБ нефти и газа. В обл. производятся 100 % проката черных металлов, металлокорда, кормоуборочных комбайнов, полированного стекла, фосфатных удобрении, 93 % стали.В отраслевой структуре промышленности по объему произ­водства преобладают: топливная (41,1 %), черная ме­таллургия (14,3 %), пищевая (10,7 %), машиностроение и ме­таллообработка (9,5 %), лесная, деревообрабатывающая и цел­люлозно-бумажная (6,1 %). Основной промышленный потенци­ал сосредоточен в Гомеле, Мозыре, Жлобине, Светлогорске, Речице. Наиболее крупными предприятиями являются:• в топливной промыш. —Мозырский НПЗ и «Беларусьнефть»;• в черной метал. —БМЗ в Жлобине и Речицкий ме­тизный завод;• в машиностроении -в Гомеле: «Гомсельмаш», пусковых двигателей, «Электроаппаратура»,радиозавод, «Ратон», «Коралл», «Гомелькабель», судостроительно-судоремонтный и др; мозырские заводы: с/х машиностроения,«Беларуськабель»;в Речице—судостроительно-судоремонтный; в Рогачеве—«Диапроектор»;• в хим. промышленности – Гом. хим. завод, «Химволокно» в Светлогорске;• в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной — «Гомельдрев»,«Мозырьдрев»,«Речицадрев», Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат; бумажная фабрика «Герой труда» в Добруше, «Гомельобои»;• в промыш. строительных материалов — в Гомеле, Светлогорске, Мозыре, Речице;• в стекольной и фарфорофаянсовой —«Гомельстекло» в пос. Костюковка и Добрушский фарфоровый завод ;• в легкой — в Гомеле («8 Марта») и Мозыре («Славянка»), швейные — в Гоме­ле («Коминтерн» и «Гомельчанка»), Мозыре, Жлобине, в Жлобине (ОАО «Белфа»), ткацкое объединение в Речице, прядильная фаб­рика в Ветке, 6 льнозаводов.Многоотраслевая пищевая промыш. занимает 3место в промыш. комплексе по объему продукции и представлена 62 предприятиями обл.Крупные в Гомеле: мясокомбинат, молочный комбинат,«Спартак», произ­водство ликероводочных изделий ит.д; в Мозыре:«Мозырьсоль», молочное, ликероводочное, пивова­ренное производства; в Жлобине— мясокомбинат; в Рогачеве—молочно-консервный комбинат; в Наровле— кондитерская фаб­рика «Красный Мозырянин», в Речице и Калинковичах—предприятия пищевой промыш. С/х обл. и большинства ее р-ов спе­циализируется на мясомолочном животноводстве, выращива­нии зерновых, картофеля и овощей,также на птицеводстве и плодоводстве. Отрасль переживает негативные последствия чернобыльской катастро­фы: и приводит к тому, что по производству с/х продукции обл.занимает последнее место среди всех обл. С/х земли занимают на35,7 % тер. Обл. В структуре посевных площадей преобладают посевы зерновых и зернобобовых и кормо­вых. Из остальных отраслей производственного комплекса для обл. характерен высокий удельный вес занятых в торговле и общепите(12,5 %),на транспорте и в связи (7,6 %).По грузообороту и пассажирообороту доминирует ж/д транспорт. В структуре экспорта товаров основную долю сос­тавляют минеральные продукты (37 %) и черные металлы и изде­лия из них (30%).Это в основном продукция Мозырского НПЗ и БМЗ в Жлобине.Практически при всех подходах к районированию в пределах Гомельского областного региона выде­ляются два субрегиона—Гомельско-Речицкий и Мозырско-Калинковичский, сформировавшиеся вокруг крупных промышленно-транспортных узлов.

 

38. Гродненская область.

Гродненская область располагается в пределах Белорусской возвышенной провинции в бассейне р. Неман. Зона радиоактивного загрязнения в области занимает около 6% территории. В ее границах проживает 23,1 тыс. человек.Плотность населения области находится на среднем для страны уровне — 46 чел/км2. Вместе с тем Гродненская область выделяется самой низкой лесистостью — 34,3% и наиболее высоким уровнем сельскохозяйственного освоения — 51%. Почвы сельскохозяйственных угодий Гродненской области обладают наивысшим плодородием в Беларуси. Почвы: преобл. д-п на водно-ледниковых супесях и суглинках. Они же в наибольшей мере подвержены эрозии. Доля эродированных почв в области составляет 13,4%, что в 1,4 раза превосходит таковую в стране.Объем производимой здесь промышленной продукции составляет 9,1%. Ведущими отраслями промышленности выступают химическая и нефтехимическая, а также пищевая. Гродненский промышленный узел многопрофиль­ный, преобладают предприятия химического комплекса: ПО «Азот», ПО «Химволокно» (кордовая капроновая ткань и капроновые нити), легкая промышленность, машиностроение; пищевая про­мышленность. Лидский промышленный узел специализируется па производстве сельскохозяйст­венной техники («Лидсельмаш»), автобусов, электротехнических изделий, лаков, красок («Лакокраска»), хрусталя (Березовка, стеклозавод «Неман»).

 

 

39. Могилевская область расположена в пределах двух ландшафтных провинций — Восточно-Белорусской и Предполесской, в бассейне р. Днепр. Население 1,095 млн человек (2009). Административный центр — город Могилёв. Площадь — 29 тыс. км². Рельеф преимущественно равнинный; крупнейшие реки — Днепр и его притоки (Сож, Березина). Леса занимают около 37% территории области, 50,3% приходится на сельскохозяйственные земли.

Климат умеренно-континентальный, зима мягкая, а лето теплое. Средняя температура воздуха в январе от -6 градусов на северо-востоке до -8 градусов. Вегетационный период длится 183-194 дня. Осадков выпадает примерно 575- 675 мм в год.

Плотность населения области составляет 40 чел/км2, что в 1,2 раза ниже средней. Объем производимой здесь промышленной продукции самый низкий в стране — 8,7%. В структуре промышленности основное значение принадлежит химической и нефтехимической отрасли, а также машиностроению и металлообработке.

Могилевская область характеризуется относительно высоким уровнем сельскохозяйственного освоения — 50% и самой низкой долей ООПТ — в 2 раза ниже среднего значения. Зона радиоактивного загрязнения распространяется на треть территории.

В настоящее время в области насчитывается около 200 промышленных предприятий, объединений, акционерных обществ. В структуре промышленного комплекса химия и нефтехимия занимает 28,3%, машиностроение и металлообработка – 15,5%, пищевая промышленность – 16,8%, электроэнергетика –10,4%, промышленность строительных материалов – 6,3%, легкая промышленность – 4,7%, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная - 2,9% и другие отрасли – 15,1%.

Область занимает лидирующие позиции по производству самоходных скреперов и подземных автопоездов, прицепной сельхозтехники, пассажирских лифтов в СНГ. В Беларуси Могилевская область является главным производителем шин, цемента, центробежных насосов, электродвигателей, резиновой обуви, перевязочных материалов, текстильной галантереи, шелковых тканей, мягкой кровли и др.

Могилевская область богата природными ресурсами и полезными ископаемыми. Известны 1800 месторождений:цементное сырье (крупнейшие в стране запасы мела, мергеля, глины и суглинков цементных),фосфориты (уникальные для Беларуси месторождения),песчано-гравийные смеси,строительные и силикатные пески.торф,сапропель,минеральные воды.трепел (самое крупное в Беларуси месторождение),нефть

Сельскохозяйственные угодья занимают 50,3% территории области, в т.ч.:пашня – 33,1%,пастбища – 9,1%,сенокосы – 8,1%.

Ведущую роль в агропромышленном комплексе занимает растениеводство. Зерновые и зернобобовые культуры распространены повсеместно.

Животноводство имеет молочно-мясное направление. В ряде районов специализированные хозяйства занимаются пушным звероводством, разведением лошадей, производством рыбы.

Беларусь – важный транзитный маршрут между Россией и Европой, и Могилевская область имеет развитую дорожную инфраструктуру.

Ж/д напрямую связывают область со всеми регионами Беларуси, Украиной, Молдовой, странами Балтии, рядом регионов России.

Прямыми автобусными рейсами область связана с Минском, Новогрудком, Гомелем, Новополоцком, Витебском, Оршей, Москвой, Смоленском, Санкт-Петербургом и др

Минская область

Распол. в центре страны и граничит со всеми остальн. обл-ми. Специфика экон.-геогр. хар-ки ­– ее центр г. Минск выделяется в самостоятельную админ.-террит. единицу и хар-ся отдельно как городской столичный регион.

Вместе с г. Минском площадь Минской обл. составляет 40.2 тыс. км2, население (на 01.01.2004 г.) — 3244,4 тыс. чел. Плотность населения 81 чел./ км2, удельный вес городского на­селения 78,6 %. Удельный вес области в населении республики 32,9 %, в промышленной продукции страны — 35,2 %. Плотность сельского населения 17,4 чел./км2.

Природно-ресурный потенциал области представлен запасами калийных и каменной солей Старобинского месторождения, разрабатываемого Солигорскими калийными комбинатами. Большое значение имеют земельные ресурсы высокой сельскохозяйственной освоенности, благоприятные агроклиматические условия, значительные лесные и рекреационные ресурсы, а также запасы торфа (1-е место среди областей), разнообразного сырья для производства строительных материалов.

Рельеф области, характеризующийся чередованием холмисто-моренных возвышенностей с равнинами и низменностями. Климат умеренно-континентальный. Почвы с/х-ных земель в осн. дерново-подзолистые (39,6 %) и дерново-подзолистые забо­лоченные (32,6 %), распространены торфяно-болотные (14,7 %), заболоченные дерновые и дерново-карбонатные (7 %). Осушенные земли составляют 31,3 % с/х-ных земель. Лесистость области 37,4 %, по общему запасу древесины область занимает 2-е место (после Гомельской), а по объему ее заготовки — 1-е место. По ресурсам и разведанным эксплуатационным запасам подземных вод область находится на первом месте в стране. Большое рекре­ационное значение имеет группа Нарочанских озер на северо-западе области.

В производственно-экономическом потенциале региона ведущее место принадлежит промышленности. В этой отрасли занято 28,5% всех работающих. Вторая по значимости отрасль — сельское хозяйство, в котором работает 16,9 % занятых. Если в 1990 г. по занятости преоблада­ло сельское и лесное хозяйство, то в настоящее время — про­мышленность.

Промышленную специализацию области определяют химическая и нефтехимическая (29,7 % объема промышленной продукции области), пищевая (24,2 %), машиностроение и металло­обработка (19,5 %), лесная, деревообрабатывающая и целлюлоз­но-бумажная (6,9 %), легкая (5,5 %). Ведущая отрасль — химическая и нефтехимическая — представлена крупнейшим горно-химическим производственным объединением «Беларуськалий» в Солигорске; химико-фармацевтическими предприятиями в Борисове и Несвиже, заводами резинотехнических, пластмассовых изделий, «Борбытхим» в Борисове.

Наиболее крупные предприятия машиностроения: БелАЗ (карьерные большегрузные самосвалы) и тяжелых кузнечных штамповок в Жодино, Основные предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности сосредоточены в Бори­сове («Борисовдрев», деревообрабатывающий комбинат, фабрики «Гознак» и пианино), Молодечно («Молодечномебель» и др.). Работает ряд небольших предприятий: картонные фабрики (Пуховичская и «Раевка»), мебельные (Синявская, Слуцкая), стройдеталей (Вилейка).

Производство строительных материалов представлено в ос­новном производством железобетонных изделий и сборного же­лезобетона (заводы в Борисове, Солигорске, Молодечно, Слуцке, Смолевичах), комбинатом стройматериалов (Молодечно) и др., стекольная — Борисовским хрустальным заводом (сортовая по­суда) и стеклозаводом «Залесье» (Вилейский район).

Наиболее крупные предприятия легкой промышленности: трикотажные фабрики «Свитанак» (Жодино), «Купалинка» (Солигорск); швейные — «Калинка» (Солигорск), «Юнона» (Моло­дечно), Пищевая промышленность, занимающая по объему продукции 2-е место в промышленном комплексе, размещена во всех городах и городских поселках области. Наиболее крупные: сахаро-рафинадный комбинат в Слуцке и сахарный комбинат в Городее; мясокомбинаты в Борисове, Слуцке, Молодечно, Столбцах

Сельское хозяйство в регионе является хорошо развитой от­раслью и ориентировано на обеспечение продовольствием населения Минска и области. В расчете на 1 жителя здесь производится сельхозпродукции в 1,6 раза больше, чем в среднем по стране. Большинство районов специализируются на мясомолочном и молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, выращива­нии картофеля в сочетании с льноводством и со свеклосеянием (на юго-западе).

В структуре сельхозпродукции с середины 1990-х гг. преобладает продукция растениеводства, на которую в 2002 г. приходилось 52 % всей сельхозпродукции. Основные площади, учитывая животноводческую специализацию, заняты посевами зерновых и зернобобовых (45,7 %) и кормовых культур (38 %). По производству мяса и молока на душу населения об­ласть превышает среднереспубликанские показатели (2003 г.) соответственно в 1,4 и 1,5 раза.

Внутриобластные экономико-географические различия довольно велики, так как северная часть относится к Поозерью, южная — к Полесью, а в центре — мощное влияние Минска. Поэ­тому по природно-хозяйственному районированию соответствую­щие части области отнесены к Северному и Южному природно-хозяйственным районам, а в центральной части выделяется круп­ный Минский хозяйственный узел. При экономическом райониро­вании Беларуси в пределах Минской области выделяются в боль­шинстве случаев четыре подрайона: Минский (центральный), Молодечно-Вилейский (северо-западный), Слуцко-Солигорский (юж­ный), Борисово-Жодинский (северо-восточный). Однако в зависи­мости от того, какие территории включаются в зону тяготения Минска, границы и количество подрайонов меняется.

Экологическая ситуация в области сложная. Она определяется мощным негативным воздействием г. Минска (объемные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, масштабное водопотребление), а также значительным нару­шением экологического равновесия в Солигорском горно-хими­ческом промрайоне. Определенный вклад в ухудшение экологической ситуации вносят и другие промышленные центры (Борисов, Молодечно, Жодино, Слуцк), а также животноводческие комплексы, наличие радиационно-загрязненных земель (3,6 % территории). Стабилизации и улучшению качества окружающей среды способствуют расположенные в пределах области Березинский биосферный заповедник (частично), природный Национа­льный парк «Нарочанский», республиканский мемориальный заповедник «Вязынка», 59 заказников и 189 памятников приро­ды республиканского и местного значения. Однако общая пло­щадь природоохранных территорий составляет лишь 5,3 % тер­ритории области, что намного ниже среднереспубликанского по­казателя (7,6 %).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.054 с.)