Тема: «введение в антропологию. Предмет и задачи антропологии. Место антропологии среди других наук» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «введение в антропологию. Предмет и задачи антропологии. Место антропологии среди других наук»



АНтропология

 

сборник тестов с эталонами ответов

для студентов 1 курса,

обучающихся по специальностям

060101 – лечебное дело, 060103 – педиатрия, 060201 - стоматология

 

Красноярск


Тема: «Введение в антропологию. Предмет и задачи антропологии. Место антропологии среди других наук»

 

Выберите один правильный ответ

 

1. Мартином разработаны научные основы

1) соматологии

2) краниометрии

3) антропометрии

4) мерологии

5) этнологии

 

2. Антропология включает

1) пять основных разделов

2) три основных раздела

3) два основных раздела

4) четыре основных раздела

5) шесть основных разделов

 

3. Официальным годом рождения антропологии в России считают

1) 1812г.

2) 1864г.

3) 1919г.

4) 1842г.

5) 1880г.

 

4. П.Кампер разработал методику

1) остеометрии

2) краниометрии

3) антропометрии

4) соматометрии

5) биометрии

 

5. Комплексный подход в антропологических исследованиях предложен

1) А.П.Богдановым

2) П.Брока

3) П.Кампером

4) Д.Н.Анучиным

5)К.М.Бэром

,

6. Американская антропология включает дисциплины все, кроме

1) физической

2) социальной

3) археологической

4) культурной

5) лингвистической

 

7. Соматология изучает все, кроме

1) строение человеческого тела в целом

2) ископаемые формы человека

3) вариации роста человека

4) вариации массы человека

5) пропорции тела человека

 

8. Расоведение исследует все, кроме

1) формирование рас

2) происхождение народов

3) расселение народов

4) степень родства народов

5) историю становления человеческого общества

 

9. Морфология изучает все, кроме

1) физическое развитие человека

2) конституции человека

3) половозрастную изменчивость человека

4) этнотерриториальную изменчивость человека

5) эволюцию человека

 

10. Антропогенез исследует все, кроме

1) происхождение человека

2) эволюционную анатомию человека

3) эволюцию предшественников человека

4) происхождение народов

5) историю становления человеческого общества

 

11.Согласно классификации Валуа антропология подразделяется на

1) общую, специальную, зоологическую

2) общую, специальную

3) специальную, зоологическую

4) зоологическую, социальную

5) общую, зоологическую

 

12. Философская антропология наука о

1) сущности человека

2) мировоззрении человека

3) культуре человека

4) развитии человека

5) становлении человека

 

13. Мерология изучает вариации

1) органов

2) костей

3) черепа

4) тела в целом

5) конечностей

 

14. Соматология исследует изменчивость строения

1) органов

2) костей

3) черепа

4) тела в целом

5) конечностей

 

15. Современная антропология изучает человека как феномен

1) биологический

2) исторический

3) социальный

4) биосоциальный

5) расовый

 

16. Расоведение изучает

1) вариации телесных особенностей

2) формирование рас

3) происхождение народов

4) формирование рас, происхождение, расселение народов

5) расселение народов

 

17.Становлению антропологии в 19в. и начале 20 в. способствовали

1) технический прогресс

2) этнографические выставки

3) разработка эволюционного учения, методик исследования

4) развитие эволюционного учения, генетики

5) разработка методики антропологических исследований

 

18. В морфологии человека выделяют

1) характерологию, мерологию

2) мерологию, этнологию

3) соматологию, мерологию

4) этнологию, соматологию

5) аксиологию, соматологию

 

19. Антропогенез освещает проблемы

1) происхождения, эволюции человека

2) мобильности человека

3) эволюции человека

4) обитания на определенной территории

5) формирования рас

 

20. Основные разделы биологической антропологии

1) морфология человека, расоведение

2) антропогенез, эвристика

3) морфология человека, расоведение, антропогенез

4) морфология человека, антропогенез

5) антропогенез, аксиология

 

Тема: «Введение в антропологию. Предмет и задачи антропологии. Место антропологии среди других наук»

№ вопроса Правильный ответ № вопроса Правильный ответ
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Тема: «Эволюционная антропология. Место человека в системе современного животного мира. Антропогенез. Факторы гоминизации.»

№ вопроса Правильный ответ № вопроса Правильный ответ № вопроса Правильный ответ
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

АНтропология

 

сборник ситуационных задач с эталонами ответов

для студентов 1 курса,

обучающихся по специальностям

060101 – лечебное дело, 060103 – педиатрия, 060201 - стоматология

 

 

Красноярск


 

Задача № 1.

В Ивановской области создано производство по пошиву верхней мужской и женской одежды. Закуплена лицензия на модели известной итальянской фирмы, поставляющей продукцию в страны Западной Европы. Заключены договоры на реализацию в торговых сетях Центральной России и ряде районов Сибири.

1. Что должны учесть технологи производства прежде, чем начнется изготовление моделей?

2. Какое направление антропологии имеет отношение к стандартизации одежды, какой раздел направления?

Ответ:

1. Размерную типологию и стандартизацию одежды в регионах России, на основе результатов измерений человеческого тела.

2. Биологическая антропология, морфология человека.

 

Задача № 2.

В ходе археологических раскопок получена скелетная серия. Необходимо установить, биологический возраст останков, половую и соматотипологическую принадлежность костей.

1. Какое направление антропологии изучает костные останки?

2. Какой раздел и подраздел изучают ископаемые формы человека?

Ответ:

1. Биологическая антропология.

2.Антропогенез, палеоантропология.

 

Задача № 3.

В ходе археологических раскопок найдены остатки древнего пресмыкающегося – динозавра. Как называется эра расцвета пресмыкающихся? Укажите время существования на Земле?

Ответ:

Мезозойская эра. Обитание на Земле относится к меловому периоду (примерно 62 - млн. лет назад).

 

Задача № 4.

В вечной мерзлоте обнаружено хорошо сохранившиеся останки мамонта. Укажите период и эпоху последнего ледникового периода.

Ответ:

Четвертичный период, эпоха плейстоцена.

 

Задача № 5.

Эта обезьяна из семейства Гоминид обитает в тропической Африке, в бассейнах рек Конго и Нигер. Длина тела взрослой особи около 150 сантиметров, масса 50 килограмм, половой деморфизм в размерах тела выражен слабо. Генетические исследования обнаруживают сходство с генетической базой человека на 96-98%.

1. Назовите вид обезьяны.

2. Какие еще приматы относятся к семейству Гоминид?

Ответ:

1.Шимпанзе обыкновенный.

2. К гоминидам также относят горилл и орангутанов.

 

Задача № 6.

Это крупная обезьяна. Название обезьяны в переводе с малайского означает «лесной человек». Рост самцов около 150 см, масса тела – 70-90 кг. Самки значительно меньше: около 100 см ростом при весе в 30-50 кг. Телосложение массивное, сильно развита мускулатура. Задние конечности короткие, передние – напротив – очень длинные, доходят до лодыжек. Волосяной покров редкий, красновато-коричневый. У самцов имеются борода и усы.

1. Назовите вид обезьяны.

2. Какова степень генетического сходства данной обезьяны с человеком.

Ответ:

1. Орангутан.

2. Степень генетического сходства с человеком 91%.

 

Задача № 7.

Этот представитель исходного рода гоминидной линии впервые обнаружен в Северной Индии в 1932 году. Являлись четвероногими, но с преходящими элементами двуногости, вели предметно-орудийную деятельность, характерна моногамия, масса тела не превышала 12-16 кг.

1. Как называется данный представитель?

2. Укажите время его существования на Земле?

Ответ:

Рамапитек.

Обитание его на Земле относится к миоцену (примерно 12 млн. лет назад).

 

Задача № 8.

Перенеситесь в прошлое на 200 тыс. лет на территорию Западной Европы.

1. Какие виды людей рода Homo сосуществовали одновременно?

2. В течение какого времени?

Ответ:

1. Неандертальцы и кроманьонцы.

2. От 5-ти до 30-ти тыс. лет.

 

Задача № 9.

Наиболее древним признаком гоминизации является бипедия.

1. В чем преимущества бипедии?

2. Что означает этот термин?

Ответ:

1. Значительный обзор местности, преимущество в росте, снижение энергозатрат при локомоции, высвобождение верхней конечности.

2. Передвижение на двух конечностях.

 

Задача № 10.

На зачете студент определил положение HOMO SAPIENS в систематике животных как семейство.

1. В чем его ошибка?

2. К какому семейству относится человек разумный?

Ответ:

1. HOMO SAPIENS – это вид рода HOMO.

2. К семейству Гоминиды.

 

Задача № 11.

Представьте себя в Европе в эру кайнозоя, 500 тыс. лет назад.

1. Какие представители гоминид населяли эту территорию?

2. Какой объем головного мозга они имели?

Ответ:

1. Палеоантропы.

2. 1200 -1400 см³.

 

Задача № 12.

Ребенок (мальчик) родился 28 января 2008 года.

1. Определите возраст ребенка на 29 сентября 2010 года согласно правилам, принятым в возрастной антропологии.

2. К какой возрастной группе относится ребенок данного возраста?

Ответ:

1. Антропологически ребенку 3 года (2 года, 8 месяцев, 1 день).

2. По возрастной периодизации это раннее детство.

 

Задача № 13.

Прогрессивная стадия развития характеризуется собственно продольным ростом тела и функциональных параметров.

Какие периоды онтогенеза относятся к этой стадии развития?

Каким возрастам они соответствуют?

Ответ:

Прогрессивная стадия включает в себя внутриутробный период, младенческий (1-12 месяцев), первое детство (1-7 лет), второе детство (8-13 лет), подростковый (14-17 лет), юношеский (18-21).

 

Задача № 14.

У ребенка 1 года имеется четыре молочных зуба: два верхних и два нижних медиальных резца.

1. Определите вариант развития ребенка?

2. Сколько должно быть зубов, чтобы признать вариант развития банальным?

Ответ:

1. Вариант развития ребенка ретардированный, так как количество имеющихся молочных зубов меньше предусмотренных возрастными нормами.

2. Для признания варианта развития банальным необходимо 8 зубов.

 

Задача № 15.

У мужчины 45 лет определены антропометрические параметры: длина тела 176 см, окружность талии 98 см, окружность ягодиц 96 см, масса тела 89 кг. 1. Соответствует ли биологический возраст календарному?

2. Какие из перечисленных параметров вносят наибольший вклад в процессы преждевременного старения?

Ответ:

1. Биологический возраст мужчины опережает календарный и составляет 66 лет.

2. Наибольший вклад в процессы преждевременного старения вносит отношение обхвата талии к обхвату ягодиц.

 

Задача № 16.

У женщины 29 лет определены антропометрические параметры: длина тела 165 см, окружность талии 62 см, окружность ягодиц 93 см, масса тела 51 кг. 1. По какой методике можно определить биологический возраст, имея указанные данные?

2. Чему равен коэффициент старения?

Ответ:

1. Указанные параметры применяются в методике Горелкина-Пинхасова.

2. Коэффициент старения в описанном случае составляет 1,059.

 

Задача № 17.

При оценке полового созревания девочки 11 лет выявлено: наличие единичных волос на лобке, отсутствие волос в подмышечных впадинах, молочные железы выделяются незначительно, околососковый кружок вместе с соском образует конус. Менструации отсутствуют.

1. В каком возрастном периоде находится девочка?

2. Запишите половую формулу.

Ответ:

1. Девочка находится во втором периоде детства.

2. Половая формула: P1Ax0Ma2Me0.

 

Задача № 18.

Данный конституциональный тип по К. Сиго описывается следующим образом: «Голова сложена гармонично, ее три отдела - верхний, средний и нижний равны между собой по размерам. Лоб, нос и рот умеренных размеров. Шея широкая, но длина может быть разной. В форме туловища выделяются широкие плечи».

1. О каком конституциональном типе идет речь?

2. В каком возрасте обычно заканчивается сложение такого типа?

Ответ:

1. Мускулярный тип.

2. Сложение мускулярного типа заканчивается к 16-18 годам

 

Задача №19.

У обследуемого при антропометрии определены следующие показатели: длина тела – 185 см, масса тела- 74 кг, окружность грудной клетки – 100 см.

1. Определите индекс Пинье.

2. К какому типу конституции по М.В. Черноруцкому относится обследуемый?

Ответ:

1. Индекс Пинье – 11.

2. Соответствует атлетическому (нормостеническому) типу.

 

Задача № 20.

У обследуемого при антропометрии определены следующие показатели: длина тела – 176 см, поперечный диаметр грудной клетки – 28 см.

1. Определите индекс Рис-Айзенка.

2. К какому типу конституции относится обследуемый?

Ответ:

1. Индекс Рис-Айзенка – 104,76.

2. Соответствует нормостеническому типу.

 

Задача № 21.

При антропометрическом обследовании ребенка 2 лет 9 месяцев длина тела составила 88 см, окружность грудной клетки – 52 см.

1. Определите индекс Эрисмана

2. Укажите нормальные величины индекса Эрисмана в зависимости от возраста

 

Задача № 22.

В результате антропометрического обследования получены следующие данные:

длина тела- 157,5 см

масса тела – 44,9 кг

диаметр плеч – 34,7 см

окружность грудной клетки – 77 см

диаметр таза – 24,5 см

1. Рассчитайте индексы Пинье, Кетле-II, Таннера.

2. Определите тип телосложения, учитывая, что обследована женщина.

 

Задача № 23.

В результате антропометрического обследования девушки получены следующие данные:

длина тела - 168 см

масса тела – 85 кг

диаметр плеч – 36 см

окружность грудной клетки – 101,8 см

диаметр таза – 28,4 см

1. Рассчитайте индексы Пинье, Кетле-II, Таннера.

2. Определите тип телосложения.

3. Какие дополнительные измерения нужно провести, чтобы определить тип телосложения по В. Чтецову?

 

Задача № 24.

В результате антропометрического обследования мужчины получены следующие данные:

длина тела - 175 см

масса тела – 57,5 кг

диаметр плеч – 84,5 см

окружность грудной клетки – 40,5 см

диаметр таза – 27 см

1. Рассчитайте индексы Пинье, Кетле-II, Таннера.

2. Определите тип телосложения.

3. Какие дополнительные измерения надо провести, чтобы определить тип телосложения по Rees – Eisenck?

 

Задача № 25.

Проведено антропометрическое обследование женщины (возраст 35 лет), длина тела – 160,5 см. Получены следующие сочетания баллов: кость – 4 балла, жир – 4 балла.

1. Определите по таблице В.П. Чтецова (см. в приложении) конституцию и соматотип.

2. Дайте антропоскопическую характеристику данного соматотипа.

 

Задача № 26.

Голубоглазый мужчина, родители которого имеют карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой были голубые глаза. Какие дети и с какой вероятностью могут родиться в этом браке?

Ответ:

Генотип голубоглазого мужчины аа, его кареглазой жены Аа. У них с равной вероятностью могут родиться голубоглазые и кареглазые дети.

 

Задача № 27.

Лисицы генотипа Рр имеют платиновую окраску, рр — серебристо-черную. Обычно платиновые лисицы при разведении дают расщепление на 2 платиновые и 1 серебристо-черную. Но иногда рождаются щенки, котрые вскоре погибают. Каков может быть их генотип?

Ответ:

Генотип белых щенков — РР.

 

Задача № 28.

Жеребец бельгийской породы Годван страдал редкой аномалией — аниридией — отсутствием радужки. От него получено 143 жеребенка, из них 65 с аниридией. Матери жеребят были здоровы. У Годвана тоже были здоровые родители. Как наследуется признак? Почему он появился у Годвана? Можно ли использовать на племя здоровых детей Годвана?

Ответ:

Аниридия — доминантный признак. У Годвана он появился в результате мутации. Все здоровые дети имеют генотип аа, и их можно использовать на племя.

Задача № 29.

В лаборатории при определении группы крови пациента с помощью стандартных сывороток (анти-А, анти-В, анти-А-анти-В) реакция агглютинации произошла при добавлении в образцы крови сывороток анти-В и анти-А-анти-В, при добавлении сыворотки анти-А в образец крови реакции агглютинации не обнаружено.

1. Какая группа крови у обследуемого пациента?

2. Какие еще иммунные системы крови Вы знаете?

Ответы:

1. У пациента В(II) группа крови.

2. Помимо групп крови существуют система резус-фактора и система тканевой совместимости HLA.

 

Задача № 30.

У здоровых родителей родился ребенок с резус-конфликтом.

1. В результате чего могла возникнуть подобная ситуация?

2. В чем заключается обоснование данного феномена?

Ответы:

1. Резус-конфликт у новорожденного возможет в случае, если мать имеет резус-отрицательную кровь, а плод унаследовал от отца резус-положительную кровь.

2. Резус-фактор плода проходит через плаценту в кровь матери и являются там чужеродными, антигенами, что приводит к образованию в ее крови резус-антител. В свою очередь резус-антитела проникая обратно в кровь плода являются антителами против его эритроцитов, вызывают агглютинацию, что приводит к тяжелым нарушениям, а иногда даже к гибели плода.

 

Задача № 31.

Пометили 928 домовых мышей алюминиевыми кольцами. Только 189 поймали в тех же скирдах, где произвели окольцевание. Чем объясняется резкое снижение количества особей? Как влияет данный процесс на популяцию?

Ответ:

Большая часть особей мигрировала на прилежащие территории. Этот процесс является необходимым для сохранения вида, так как происходит скрещивание между различными разновидностями или между особями одной и той же разновидности различного происхождения, что поддерживает однообразие и постоянство признаков у особей одного и того же вида.

Задача № 32.

Более 100 лет назад на острове Вознесения появились крысы. Они расплодились в таком количестве, что английский комендант решил избавиться от них с помощью кошек. По его просьбе привезли кошек. Но они сбежали в отдаленные уголки острова и стали уничтожать не крыс, а домашнюю птицу и диких цесарок. Кошки со временем стали свирепыми и кровожадными. За столетие они отрастили себе почти собачьи клыки и стали сторожить дома островитян, ходить по пятам за хозяином и бросаться на посторонних. Предположите причины данных изменений. Дайте научное обоснование произошедшим изменениям.

Ответ:

Иммиграция животных в непривычную среду привела к изменению привычек и характера животных. Поскольку популяция была ограниченной, произошла гомозиготизация при близкородственном скрещивании – воздействие дрейфа генов, и как следствие изменение внешнего вида.

Задача № 33.

Гренландские норманны — прекрасно развитые люди — за 200 лет изоляции от Европы превратились в чахлых ревматиков и подагриков с искривленными позвоночниками. А женщины были неспособны рожать. Они вымерли. Объясните причины произошедшего. Какие виды изолятов могут быть?

Ответ:

Изолированное существование приводит к близкородственным связям, в результате дрейфа генов происходит гомозиготизация гетерозигот, и следовательно, чаще проявляются генетические изменения и заболевания. Изоляты бывают кастовые, религиозные, географические.

Задача № 34.

Перед Вами женщина среднего возраста пропорционального телосложения (мезоморфия), со светлой кожей, светлыми мягкими прямыми волосами. Разрез глаз горизонтальный, цвет глаз (радужки) – серый.

1. Определите по данному описанию, к какой из больших рас она принадлежит?

2. Укажите ареал распространения данной расы.

Ответ:

1. женщина относится к европеоидной расе.

2. европеоидная раса распространена преимущественно в Европе и Северной Африке.

 

Задача № 35.

Юноша, стоящий перед Вами, темнокожий, с темными глазами, темными и очень курчавыми волосами на голове. На лице бросаются в глаза широкий нос, губы с большой слизистой частью (как бы «вывернутые»), глаза широко открыты.

1. К какой расе, по Вашему мнению, принадлежит юноша?

2. Укажите ареал распространения данной расы.

Ответ:

1. юноша - представитель негроидной расы.

2. ареал распространения – Южная Африка, Австралия, Индонезия.

 

Задача № 36.

Перед Вами мужчина среднего роста, со смуглой кожей, прямыми, жесткими и очень темными волосами на голове. на уплощенном лице определяются темные глаза с выраженным эпикантусом, разрез глаз – небольшой.

1. К какой из больших рас он принадлежит?

2. Где данная раса распространена?

Ответ:

1. Это – представитель монголоидной расы.

2. Ареал распространения – весь Азиатский материк, Северная и Южная Америка.

 

АНтропология

 

сборник тестов с эталонами ответов

для студентов 1 курса,

обучающихся по специальностям

060101 – лечебное дело, 060103 – педиатрия, 060201 - стоматология

 

Красноярск


Тема: «Введение в антропологию. Предмет и задачи антропологии. Место антропологии среди других наук»

 

Выберите один правильный ответ

 

1. Мартином разработаны научные основы

1) соматологии

2) краниометрии

3) антропометрии

4) мерологии

5) этнологии

 

2. Антропология включает

1) пять основных разделов

2) три основных раздела

3) два основных раздела

4) четыре основных раздела

5) шесть основных разделов

 

3. Официальным годом рождения антропологии в России считают

1) 1812г.

2) 1864г.

3) 1919г.

4) 1842г.

5) 1880г.

 

4. П.Кампер разработал методику

1) остеометрии

2) краниометрии

3) антропометрии

4) соматометрии

5) биометрии

 

5. Комплексный подход в антропологических исследованиях предложен

1) А.П.Богдановым

2) П.Брока

3) П.Кампером

4) Д.Н.Анучиным

5)К.М.Бэром

,

6. Американская антропология включает дисциплины все, кроме

1) физической

2) социальной

3) археологической

4) культурной

5) лингвистической

 

7. Соматология изучает все, кроме

1) строение человеческого тела в целом

2) ископаемые формы человека

3) вариации роста человека

4) вариации массы человека

5) пропорции тела человека

 

8. Расоведение исследует все, кроме

1) формирование рас

2) происхождение народов

3) расселение народов

4) степень родства народов

5) историю становления человеческого общества

 

9. Морфология изучает все, кроме

1) физическое развитие человека

2) конституции человека

3) половозрастную изменчивость человека

4) этнотерриториальную изменчивость человека

5) эволюцию человека

 

10. Антропогенез исследует все, кроме

1) происхождение человека

2) эволюционную анатомию человека

3) эволюцию предшественников человека

4) происхождение народов

5) историю становления человеческого общества

 

11.Согласно классификации Валуа антропология подразделяется на

1) общую, специальную, зоологическую

2) общую, специальную

3) специальную, зоологическую

4) зоологическую, социальную

5) общую, зоологическую

 

12. Философская антропология наука о

1) сущности человека

2) мировоззрении человека

3) культуре человека

4) развитии человека

5) становлении человека

 

13. Мерология изучает вариации

1) органов

2) костей

3) черепа

4) тела в целом

5) конечностей

 

14. Соматология исследует изменчивость строения

1) органов

2) костей

3) черепа

4) тела в целом

5) конечностей

 

15. Современная антропология изучает человека как феномен

1) биологический

2) исторический

3) социальный

4) биосоциальный

5) расовый

 

16. Расоведение изучает

1) вариации телесных особенностей

2) формирование рас

3) происхождение народов

4) формирование рас, происхождение, расселение народов

5) расселение народов

 

17.Становлению антропологии в 19в. и начале 20 в. способствовали

1) технический прогресс

2) этнографические выставки

3) разработка эволюционного учения, методик исследования

4) развитие эволюционного учения, генетики

5) разработка методики антропологических исследований

 

18. В морфологии человека выделяют

1) характерологию, мерологию

2) мерологию, этнологию

3) соматологию, мерологию

4) этнологию, соматологию

5) аксиологию, соматологию

 

19. Антропогенез освещает проблемы

1) происхождения, эволюции человека

2) мобильности человека

3) эволюции человека

4) обитания на определенной территории

5) формирования рас

 

20. Основные разделы биологической антропологии

1) морфология человека, расоведение

2) антропогенез, эвристика

3) морфология человека, расоведение, антропогенез

4) морфология человека, антропогенез

5) антропогенез, аксиология

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.39.127 (0.301 с.)