Глава 13. Разработка вопросов теории библиографии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 13. Разработка вопросов теории библиографии



За рубежом.

Российские ученые уделяют пристальное внимание изучению зарубежной библиографии с 20-30-хх годов ХХ в. В эти годы в Московском государственном библиотечном институте (ныне МГУКИ) началось преподавание специальной дисциплины и вышли первые учебники К.Р. Симона “Иностранная общая библиография” (1941), Г.Г. Кричевского “Общие библиографии зарубежных стран” (1962). Уникальным по полноте и географическому охвату стал труд К.Р. Симона “История иностранной библиографии”(1963). Первые учебные пособия были созданы в русле библиографического источниковедения, т. е. основной целью ставили возможно более полное описание библиографических указателей.

Со второй половины ХХ в. в библиографической деятельности отчетливо проявились новые тенденции: на первый план вышли вопросы развития национальной библиографии, стандартизации библиографических процессов, разработки международных информационно-библиографических проектов. Эти тенденции освещались в работах Г.Г. Кричевского, И.В. Гудовщиковой, К.В. Лютовой, А.Н. Веревкиной, Б.А. Семеновкера, И.Г. Горбечевой, Е.Г. Симоновой и др. Учебники по иностранной библиографии И.В. Гудовщиковой и К.В. Лютовой (1978) и Л.Б. Грузиновой (2003) дали обобщающую картину основных направлений библиографической деятельности за рубежом.

Однако вопросы развития теории библиографии в зарубежных странах рассматривались в трудах отечественных ученых лишь эпизодически. Основным источником богатейшего исторического материала до сих пор является монография К.Р. Симона, а также исследования известного библиографоведа Б.А. Семеновкера. Отдельные аспекты концепций зарубежных библиографов представлены в работах Д.Ю. Теплова, В.В. Скворцова, А.В. Соколова, В.П. Леонова Ю.Н. Столярова, В.А. Яцко Т.Ф. Лиховид, П.С. Романова и др. Основываясь на этих публикациях можно раскрыть основные направления в формировании теории библиографии за рубежом.

При изучении вопросов развития теоретических представлений о библиографии надо учитывать следующие моменты:

– в отечественном библиографоведении не сформировался раздел зарубежного библиографоведения; имеющиеся работы носят в основном частный характер;

– за рубежом библиотечно-библиографическая терминология не упорядочена; отсутствует термин, аналогичный термину “библиографоведение”; понятие “библиография” чаще всего используется как обобщающее, в которое входит как библиографическая практика, так и теоретические разработки. В отдельные исторические периоды (особенно в конце XVIII – в XIX вв.) использовался термин “библиографическая наука” (“science of bibliography”), имевший различные толкования. В течение XX в. предлагались наименования для обобщающей теоретической дисциплины, включающей библиотековедение, библиографоведение, книговедение, а позже – и информатику [85, с.28 – 50]. В настоящее время достаточно широко используется обобщающее понятие “библиотечно-информационная наука” (“library and information science”), в объем которого входят и вопросы библиографической теории и практики.

Несмотря на то, что специальный термин для обозначения теории библиографии за рубежом отсутствует, теоретические представления о библиографии появились на достаточно ранних этапах формирования библиографической деятельности.

В развитии теории библиографии за рубежом (прежде всего в странах западной Европы) можно выделить два периода:

I период – эмпирический, связанный с описанием и классификацией непосредственно наблюдаемых проявлений библиографической деятельности;

II период – аналитический, связанный с объяснением и анализом библиографической деятельности.

Эмпирический период формирования теории библиографии

За рубежом.

Появлению первых теоретических обобщений в области библиографии предшествовало развитие библиографической деятельности, выработка методических приемов создания библиографической информации, накопление эмпирического знания. Этот период хронологически является чрезвычайно продолжительным и неоднородным. Условно его можно подразделить на два этапа:

I этап – накопление эмпирического знания, методических приемов библиографической деятельности (IV в. до н.э. – конец XVIII н.э.);

II этап – появление первых теоретических обобщений библиографической деятельности (конец XVIII в. – XIX в.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.004 с.)