Субъекты и цели библиографической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты и цели библиографической деятельности



Субъект библиографической деятельности – понятие достаточно сложное. В этом качестве могут выступать: библиограф-профессионал; определенный коллектив (библиографический отдел, сектор, учреждение, сеть взаимосвязанных библиографических служб); непрофессионал (ученый, преподаватель, писатель, журналист и т. д.), временно занимающийся библиографической деятельностью; наконец, потребитель библиографической информации, который, будучи, прежде всего, объектом библиографического воздействия, вместе с тем, активно включаясь в осуществление библиографических процессов, становится их субъектом.

Если рассматривать библиографию в широком смысле, то ее субъектами являются также библиографовед – научный работник, занимающийся научно-исследовательской деятельностью в области библиографии; преподаватель библиографических дисциплин в высших и средних учебных заведениях; организатор (руководитель) библиографического дела.

В настоящее время процесс разделения труда в библиографии еще не завершился. Понятие “библиограф” остается пока собирательным по отношению ко всем представителям библиографической профессии. И действительно, названные выше функции в различных комбинациях нередко выполняются одним человеком. Вместе с тем разделение труда отчетливо обнаруживается, например, в сфере библиотечно-библиографического образования и в библиотечной практике. Преподаватели библиографии – это люди, которые занимаются преимущественно учебно-воспитательной и научно-исследовательской работой, что, конечно, не мешает им в отдельных случаях выступать в качестве библиографов-составителей библиографических пособий. В крупнейших библиотеках создаются специальные научно-исследовательские библиографические подразделения (отделы, секторы), сотрудники которых занимаются только научно-исследовательской работой, не принимая непосредственного участия в практических процессах подготовки и доведения до потребителей библиографической информации. То же относится к руководителям библиографических служб крупнейших библиотек, занятым исключительно организационно-управленческой деятельностью. Таким образом, на наших глазах неизбежный процесс разделения труда ведет ко все более четкому разграничению функций субъектов библиографического процесса.

Библиограф-профессионал – главный субъект практической библиографической деятельности. Рассмотрим его в этом качестве более подробно.

Именно библиограф-профессионал создает источники библиографической информации, доводит их до потребителей и организует их использование. От уровня теоретической и практической подготовки библиографа, от его вооруженности передовыми методами библиографической работы в первую очередь зависят качество и эффективность библиографической деятельности. Именно поэтому такую важную роль играет система профессиональной подготовки и переподготовки библиографических кадров, совершенствованию которой в нашей стране всегда уделялось и уделяется много внимания.

Однако в научном плане требования, которым должен соответствовать профессиональный библиограф, разработаны пока недостаточно. Библиографическая профессиография как важный раздел библиографоведения необходимого развития не получила.

В далеком прошлом берет начало представление о библиографе как живой энциклопедии, как “лоцмане книжных морей”. Еще В.С. Сопиков в “Предуведомлении” к своему “Опыту российской библиографии” указывал, что занятия библиографией – дело весьма трудное, потому что человеку, “посвятившему себя оной, беспрестанно надлежит заниматься рассматриванием сочинений, как древних, так и новейших писателей” [71, с. 80 – 82]. Сто лет спустя яркую характеристику профессиональных качеств библиографов дал видный книговед, библиограф и библиотековед А.М. Ловягин (1870 – 1925): это люди, писал он, “которых не страшит Сизифов труд, которые не боятся мысли о невозможности объять необъятное, но с муравьиным трудолюбием продолжают работать над тем, чтобы мир бумажной культуры был исследован во всех своих закоулках, чтобы пути к ознакомлению с ним были проложены для всех желающих черпать из его сокровищ, и чтобы мир этот был сохранен от разрушения” [55, с. 20 – 21]. Уже в наше время академик Д.С. Лихачев утверждал: “Библиография – удивительнейшая область деятельности: она воспитывает абсолютную точность, эрудицию и основательность, основательность во всех смыслах” [52, с. 63]. Но все это лишь отдельные, хотя и важные высказывания. Специальные научные работы в области библиографической профессиографии – пока большая редкость [62].

Формулируя основные требования, определяющие профессионализм библиографа, следует, очевидно, прежде всего, выделить характерные черты его профессиональной психологии, а также совокупность знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать.

Психологические качества личности библиографа. К ним относятся:

– уже упоминавшиеся выше способность быстро устанавливать самые различные связи между окружающей действительностью, людьми и документами;

– развитая профессиональная память, натренированная на целенаправленное запоминание библиографических сведений (заглавий документов, имен авторов, крупных деятелей в различных областях науки, литературы и искусства, различных историко-книжных сведений);

Эти общие качества следует дополнить специфическими требованиями, связанными с функциональной специализацией профессиональной библиографической деятельности. Так, библиографу, осуществляющему библиографирование документов, необходимы спокойствие, усидчивость, сосредоточенность, развитое логическое (систематизирующее) мышление. Обычно библиографы-составители склонны к производственному комфорту, порядку, четкости, отлаженной технологии, равномерному трудовому ритму.

Библиографу, занятому библиографическим обслуживанием, необходимы способность быстро принимать решения в ходе поиска и отбора информации при дефиците времени, деловая активность в условиях неравномерности поступления запросов разной степени сложности, эмоциональная устойчивость и предельная тактичность в общении с потребителями информации, способность быстро переключаться с одной темы на другую, развитое эвристическое (особенно ассоциативное) мышление, необходимое для успешного решения задач библиографического поиска, хорошая профессиональная интуиция, позволяющая правильно угадывать характер и причины ошибок, неточностей в запросах, наконец, упорство, настойчивость в достижении окончательного (положительного или отрицательного) результата библиографического поиска.

Знания библиографа. Профессиональный тезаурус библиографа (совокупность необходимых ему знаний) состоит из двух основных частей: общенаучной и профессиональной.

Общенаучные знания библиографа, в свою очередь, складываются из следующих основных блоков:

– философско-методологические, политические, исторические знания. Особенно важны здесь знания в области философии, политической экономии, диалектической и формальной логики, современной внутренней и внешней политики, исторического прошлого человечества;

– психолого-педагогические знания, составляющие необходимую общенаучную основу, прежде всего, изучения, удовлетворения и формирования информационных потребностей, процессов общения библиографа с потребителями библиографической информации;

– профессионально ориентированные математические, семиотические, лингвистические знания, играющие важную роль в библиографической работе с большими документными массивами и потоками, разноязычными знаковыми системами, алфавитами, лигатурами, разделительными знаками и т. д.

Профессиональные знания библиографа включают:

– теорию и историю библиографической деятельности, которые составляют фундаментальную основу профессиональной подготовки библиографа;

– практически-прикладные методические и технологические, источниковедческие, а также организационно-управленческие библиографические знания, базирующиеся на общенаучных и фундаментальных (теоретических и исторических) профессиональных знаниях и обеспечивающие их использование в практической библиографической деятельности. Этот блок составляет основное ядро “практически работающих” профессиональных знаний библиографа;

– профессионально значимые для библиографа знания из смежных отраслей науки и практической деятельности, прежде всего информатики и научно-информационной деятельности; книговедения и книжного (редакционно-издательского) дела и, в зависимости от ведомственной принадлежности библиографической службы, библиотековедения и библиотечного дела; библиополистики и книжной торговли; архивоведения и архивного дела и др.;

– фактографические знания, накапливающиеся у библиографа в ходе его практической деятельности в результате целенаправленного запоминания имен, дат, названий сериальных, многотомных, энциклопедических и других крупных изданий, названий журналов и газет, сведений о научных учреждениях, составе фондов, структуре и возможностях использования СБА различных библиотек и органов НТИ и т. п.;

– для библиографа-отраслевика – знание проблематики, перспектив развития, терминологии, литературы (основных трудов, периодических изданий), специальных источников библиографического поиска в обслуживаемой им отрасли знаний.

Профессиональные умения библиографа обеспечивают применение имеющихся у него знаний в его практической деятельности. Профессиональные умения обычно делятся на обязательные и желательные.

Обязательные умения, в свою очередь, подразделяются на общие (необходимые всем библиографам) и дополнительные (в зависимости от специализации). Назовем важнейшие среди них.

а) Все библиографы, независимо от специализации, должны уметь:

– составлять библиографические записи и читать их (извлекать из них необходимую информацию);

– вести библиографический поиск, пользоваться справочными и библиографическими изданиями, карточными каталогами, картотеками и другими источниками поиска;

– составлять библиографические пособия (выявлять, отбирать, группировать, аннотировать документы);

– пользоваться автоматизированными документографическими ИПС (включая реализованные на базе ЭВМ) и современной множительной техникой;

– планировать, учитывать, анализировать работу своей библиографической службы.

б) Библиограф-составитель дополнительно должен уметь:

– пользоваться существующими классификациями, систематизировать и предметизировать документы;

– редактировать библиографические пособия;

– составлять проспект библиографического пособия.

в) Библиограф, осуществляющий библиографическое обслуживание, дополнительно должен уметь:

– общаться с потребителями библиографической информации, прививать им навыки библиографического самообслуживания;

– принимать запросы, оформлять и выдавать библиографические справки;

– организовывать и осуществлять массовое и дифференцированное библиографическое информирование потребителей информации.

К числу желательных для всех библиографов можно отнести следующие умения:

– выступать публично, пропагандировать библиографические знания;

– разбираться в библиографических описаниях на различных языках, использующих латинский и кириллический алфавиты;

– вести научно-исследовательскую и научно-методическую работу;

– печатать на машинке и пользоваться персональными ЭВМ.

Навыки библиографа – это регулярно повторяемые в ходе профессиональных занятий действия, доведенные благодаря повторениям до автоматизма и не требующие специального контроля со стороны сознания. К ним относятся:

– навыки библиографического скорочтения, т. е. общего ознакомления с документом, осуществляемого в определенной последовательности с использованием стандартных приемов, и быстрого просмотра текста с целью поиска нужного фрагмента (цитаты, имени, библиографической записи и т. п.);

– навыки скорописания с помощью сокращения слов и словосочетаний, не искажающих смысл текста;

– навыки быстрой ориентации в справочных и библиографических изданиях, в СБА библиотеки;

– навыки стандартного (письменного или машинописного) фиксирования библиографических сведений, обеспечивающие в дальнейшем точное формирование библиографической записи без повторного обращения к документу.

Навыки, так же как и умения, могут быть общими, свойственными всем библиографам, и дополнительными (специальными), адаптированными к особенностям профессиональных обязанностей, выполняемых библиографом в рамках его функциональной или отраслевой специализации.

Цели библиографической деятельности, устанавливаемые библиографом как субъектом библиографического процесса, чрезвычайно разнообразны, обусловлены самыми различными внутренними и внешними, субъективными и объективными обстоятельствами. Цели библиографической деятельности имеют многоуровневую иерархическую структуру.

Наиболее общей конечной целью является содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. Эта цель дифференцируется (конкретизируется) в понятиях основных общественных функций библиографической информации, которые, представляя собой способы достижения конечной цели библиографической деятельности, в то же время осознаются библиографом как самостоятельные цели (найти, информировать, рекомендовать). В пределах этих целей выделяются еще более конкретные цели, связанные с различными участками и направлениями библиографической деятельности, и т. д. Эта декомпозиция целей, их субординация и координация практически беспредельны. Насколько сложны и разнообразны сама библиографическая деятельность и ее связи с окружающей действительностью, настолько сложны и разнообразны цели, которые ставят перед собой библиографы.

В частности, все компоненты библиографической деятельности, которые здесь рассматриваются, и все их внутренние подразделения, также могут быть осознаны как цели.

Научное изучение целей библиографической деятельности как системы (их типология и структуризация) – важная задача теоретического библиографоведения, которой до сих пор не уделялось достаточного внимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.254.36 (0.03 с.)