Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальный издательский проект для библиотекСтр 1 из 45Следующая ⇒
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ БИБЛИОТЕК О. П. Коршунов Т.Ф. Лиховид, Т.А. Новоженова
БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ Под редакцией О.П. Коршунова РекомендованоУМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071201 – Библиотечно-информационная деятельность
«Издательство ФАИР» Москва УДК 01(075) ББК 78.5я73 К66
Учебник подготовлен на кафедре информационных технологий и электронных библиотек МГУКИ; заведующий кафедрой – доктор технических наук, профессор Я.Л. Шрайберг
Рецензенты: Гордукалова Г.Ф. – доктор педагогических наук, профессор Столяров Ю.Н. – доктор педагогических наук, профессор
Коршунов О.П., Лиховид Т.Ф., Новоженова Т.А. К66 Библиографоведение: Основы теории и методологии: Учебник для библиотечно-информационных факультетов вузов / О.П. Коршунов, Т.Ф. Лиховид, Т.А. Новоженова; под ред. О.П. Коршунова. – М.: “Издательство ФАИР”, 2009. – 336 с. ISBN 978-5-8183-1517-1 В учебнике, предназначенном для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов, представлен теоретический раздел науки о библиографии, который призван сформировать у студентов понимание основных задач, особенностей, закономерностей библиографической деятельности и направления развития библиографоведения.
УДК 01(075) ББК 78.5я73 Главный редактор проекта Л.А. Казаченкова © Коршунов О.П., Лиховид Т.Ф., Новоженова Т.А., 2008 © Оформление, серия. «Издательство ФАИР», 2009 Оглавление
Предисловие …………………………………………………………...……..…6
Раздел I Основы теории библиографической информации ………....…..8
Глава 1 Современная теория библиографии (Концептуальный аспект)………………………………………...……….8 § 1 Что означает слово “библиография”?.........................................8 § 2 Основные общебиблиографические концепции………....……9 § 3 Немного о диалектике……………………………..………......23 Глава 2 Система документальных коммуникаций (СДК) как метасистема и среда функционирования библиографии……................................................................……….…….27
§ 1 Общая характеристика СДК……………………..….....…….27 Система документальных коммуникаций как научное понятие………………….……….………....….……28 Система документальных коммуникаций как объективная реальность..…………………………..………..32 Глава 3 Библиографическая информация – посредник в системе документальных коммуникаций……………….………….….35 Отношение “книга – читатель” – первоначальный исходный пункт теории библиографической информации....…35 Возникновение и основные направления развития библиографической информации………….……....….40 Глава 4 Формы существования библиографической информации…...44 § 1 Библиографическое сообщение..................…....……….…....44 § 2 Библиографическое пособие ……………………..…….....…50
Глава 5 Основные общественные функции библиографической информации………………………………………53 § 1 Двойственность библиографической информации………….53 § 2 Документальные и библиографические потребности……....56 § 3 Что такое “функция” библиографической информации…...60 Генезис понятий общественных функций библиографической информации…………………….………….62 Глава 6 Структура, качества, определение библиографической информации……………………………….….…..69 Сущностно-функциональная структура библиографической информации…………………..…………….69 § 2. Качества библиографической информации…………………74 § 3. Библиографическая информация как научное понятие……77
Вопросы для самопроверки к разделу I…………………………………79
Раздел II Библиографическая деятельность – центральная категория теории библиографии …………………...……………………………………..81
Глава 7 Общее представление о библиографии как области деятельности……………………………………………….81 Возникновение и развитие библиографии как области деятельности. Ее определение………………………81 Глава 9 Видовая классификация библиографии как области деятельности………………………………………………129 Видовая классификация библиографии как научная проблема……………………………………………129
Организационно-оформленные подразделения (виды) библиографии……………………………………………137 Видовая классификация библиографии по признаку общественного назначения……………………….139 Библиографическая деятельность и библиотечное дело. Библиографоведение и библиотековедение……………….……168 Библиография и научно-информационная деятельность. Библиографоведение и информатика……………………...……171 § 3. Библиография и книжное дело. Библиографоведение и книговедение……………………..……176 § 4. Библиографоведение как предмет преподавания…….……177
Глава 12. Состояние и перспективы методологии отечественного библиографоведения…………………………………..180 § 1. Синергетические основания современной методологии библиографоведения……………………………………………...180 § 2. Синергетическая концепция библиографии как метатеория библиографических концепций…………………….…………....185 § 3. Синергетика как методология формирования общей теории библиографии…………………………………………….191
Глава 13. Разработка вопросов теории библиографии за рубежом……………………………………………………………….194 § 1. Эмпирический период формирования теории библиографии за рубежом……………………………………….195 § 2. Аналитический период развития теории библиографии за рубежом…………………………………….….206 § 3. Современные концепции библиографии…………………...211
Вопросы для самопроверки к разделу III………………………………219
Литература …………………………………………………...….……………..220 Предисловие Реформа российского высшего образования в соответствии с требованиями создания единого европейского образовательного пространства, введение двухуровневой университетской подготовки (бакалавриат – магистратура) предъявляют новые требования к разработке основных курсов для студентов библиотечно-информационных факультетов. Бакалавриат предполагает формирование профессионального самоосознания молодого специалиста, закладывает теоретический фундамент профессиональной деятельности. Магистратура углубляет и конкретизирует обучение с учетом специализации в прикладной и научной сферах. Библиографоведение в течение нескольких десятилетий рассматривается в качестве общепрофессиональной дисциплины, входит в государственные образовательные стандарты первого, второго и третьего поколений. Первый отечественный учебник для вузов “Общая библиография” под редакцией А.Д. Эйхенгольца (1957), учебники “Библиография: общий курс” под редакцией М.А. Брискмана и А.Д. Эйхенгольца (1969), “Библиография: общий курс” под редакцией О.П. Коршунова (1981) соответствовали комплексной методике преподавания курса, основанной на источниковедческом материале. Принципиально новый подход к постижению студентами места и роли библиографии в информационных процессах был предложен в авторском учебнике О.П. Коршунова “Библиографоведение: общий курс” (1990). Теоретическое вскрытие сущности библиографической информации позволило выделить основные задачи, особенности, формы библиографической деятельности, ее место в системе документальных коммуникаций общества. В последние годы появились учебные пособия известных российских библиографоведов, отражающие авторские трактовки библиографических явлений, – М.Г. Вохрышевой “Теория библиографии” (2004), И.Г. Моргенштерна “Общее библиографоведение” (2005), В.А. Фокеева “Библиография: теоретико-методологические основания” (2006). Эти издания, безусловно, расширяют возможности методики преподавания дисциплины. При этом книги М.Г. Вохрышевой и В.А. Фокеева по характеру изложения материала скорее подходят для расширенной подготовки магистров. Учебное пособие И.Г. Моргенштерна, написанное в русле документографической концепции библиографии, содержит много полезных конкретно-исторических сведений, связанных с библиографической деятельностью, но теоретические разделы представлены в нем крайне лаконично.
Настоящее издание учебника “Общее библиографоведение: основы теории библиографии” продолжает традицию преподавания библиографоведения в рамках документографической концепции, признаваемой педагогами большинства библиотечно-информационных факультетов вузов России. В учебнике представлен теоретический раздел науки о библиографии, который призван сформировать у студентов понимание основных задач, особенностей, закономерностей библиографической деятельности и направления развития библиографоведения. Текст учебника в сравнении с предыдущими изданиями модернизирован и дополнен материалами, отражающими новые методологические подходы, влияние электронных технологий на библиографические процессы, оценку существующих отечественных концепций библиографии и характеристику основных этапов развития теоретических представлений о библиографии за рубежом. Курс теории библиографии является основополагающим по отношению ко всему циклу библиографических дисциплин (Библиографическая деятельность библиотеки, Библиотечно-библиографическое краеведение, отраслевые библиографические курсы и др.), которые конкретизируют материал применительно к специфике отдельных процессов и участков библиографической деятельности. Учебник рассчитан прежде всего на подготовку бакалавров в рамках библиотечно-информационных факультетов вузов России. Изучение специфики библиографической деятельности необходимо также специалистам всей системы документальных коммуникаций общества.
АВТОРЫ УЧЕБНИКА
Коршунов Олег Павлович – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Международной академии информатизации и Российской академии гуманитарных наук, почетный профессор Московского государственного университета культуры и искусств – раздел I, главы 1 – 6; раздел II, главы 7 – 9; раздел III, главы 10 – 11;
Лиховид Татьяна Федоровна – кандидат педагогических наук, профессор Московского государственного университета культуры и искусств, действительный член Международной академии информатизации – предисловие; раздел II, глава 8, § 6; раздел III, глава 13; Новоженова Татьяна Александровна – доктор педагогических наук, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств, заслуженный работник культуры Кубани, заслуженный работник культуры республики Калмыкия – раздел III, глава 12.
Авторы выражают благодарность всем, кто помог выходу в свет этого учебника.
Раздел I. Информации Немного о диалектике.
Очевидно, что существующее концептуальное разнообразие будет и дальше увеличиваться. Так, уже появились заявки на создание семиотической концепции библиографии [94]. Вместе с тем, с течением времени все более отчетливо осознается и становится все более актуальной задача разработки более общей, интегрирующей теории, в которой все названные выше концепции и подходы нашли бы свое законное место в рамках единого системного целого. Но чтобы сделать это, необходимо иметь четкое представление об исходной сущности (природе) библиографии как системы. Все современные библиографоведы единодушны в понимании того, что главная задача науки – выяснение сущности изучаемого объекта. Однако вся сложность в том, что у каждого автора собственной общебиблиографической концепции своя точка зрения по этому вопросу. Известно, что аналогии сами по себе ничего не доказывают, однако помогают лучше понять суть обсуждаемых проблем. Именно в этих целях полезно в данном случае провести аналогию с торговлей – хорошо всем известной областью деятельности. Есть ли в торговле информационные аспекты? Конечно, есть и очень существенные. Одна торговая реклама чего стоит. Можно ли рассматривать торговлю как процесс межличностного общения со своими специфическими психолого-педагогическими моментами? Несомненно. Является ли торговля специфическим элементом культуры? Да, является. И очень важным. Между прочим, проблема культуры торговли десятилетиями является актуальной (вспомните лозунг: “Учиться торговать культурно!”). Присущ ли торговле “знаниевый” (когнитивный) аспект? Конечно. Торговля – это целая система специфического знания со своими познавательными, образовательными, научно-исследовательскими и прочими атрибутами. Из этого следует, что гипотетически можно представить себе появление соответствующих теоретических концепций торговли – информационной, психолого-педагогической, культурологической, когнитивной и др. Все они имели бы вполне реальные основания в торговой практике, но ни у одной эти основания не будут исходно-сущностными, опирающимися на действительную сущностную природу торговли. Потому что, к счастью, науке точно известно, что торговля, в сущности, явление экономическое. Торговля – это когда один продает, а другой покупает. И исходную сущность этого процесса выражают товарно-денежные, а не какие-либо иные отношения.
То же самое и в библиографоведении. Все упомянутые выше концепции имеют корни в библиографической действительности, все они более или менее правильные в своих собственных пределах, но они не отражают настоящей исходной сущности библиографии. Какова же эта сущность? Отечественные библиографоведы в целях теоретического описания и выяснения сущности библиографических явлений пользуется многими общенаучными подходами и методами, в частности системным, деятельностным, информационным, структурно-функциональным, аксиологическим, дескриптивным, социально-экономическим, педагогическим, психологическим, статистическим и др. Все они с большим или меньшим успехом могут быть использованы в теоретических исследованиях, ведущихся в рамках всех охарактеризованных выше библиографических концепций. В настоящем учебнике излагаются основы общей теории библиографии, методологическое кредо которой можно сформулировать так: теоретически воспроизвести библиографию, взятую в целом, можно только на основе системно-деятельностного подхода способом диалектического восхождения от абстрактного к конкретному. Системно-деятельностный подход в данном случае в самом общем смысле означает, что библиография, взятая в целом, квалифицируется как информационная по своей сущностной природе область человеческой деятельности, которая, в свою очередь, рассматривается как система с соблюдением всех методологических требований и установок системного подхода. Что касается восхождения от абстрактного к конкретному, то очень трудно кратко охарактеризовать эту подлинную вершину диалектической методологии теоретического познания. Однако попытаемся это сделать. Современный человек, сам того не замечая, в повседневной обыденной жизни постоянно мыслит логически, восходя от конкретного к абстрактному, т. е. творит общие понятия и (или) регулярно оперирует ими, осознавая и познавая тем самым окружающую действительность. Это еще не научное познание, вместе с тем это – необходимое условие, фундамент, основа, почва, на которой и из которой исторически выросло могучее древо диалектики, более общо – древо научного познания. В недрах этого древа, в его мощной кроне великие умы прошлого – приверженцы диалектики – в качестве центрального ядра, сердцевины, квинтэссенции диалектики разработали способ теоретического воспроизведения в мышлении сложных и сверхсложных (системных) объектов действительности, который в дальнейшем получил название метода, точнее способа восхождения от абстрактного к конкретному. Впервые этот метод или способ был разработан и успешно применен Г. Гегелем в рамках его идеалистического мировоззрения. Перевод метода в лоно материалистической диалектики осуществил Карл Маркс в ходе многолетней работы над “Капиталом”. Суть метода изложена самим К. Марксом следующим образом: “Кажется правильным начинать с реального и конкретного, с действительных предпосылок, следовательно, например в политической экономии, с населения, которое есть основа и субъект всего общественного процесса производства. Между тем при ближайшем рассмотрении это оказывается ошибочным. Население – это абстракция, если я оставлю в стороне, например, классы, из которых оно состоит. Эти классы опять-таки пустой звук, если я не знаю основ на которых они покоятся, например, наемного труда, капитала и т. д….Таким образом, если бы я начал с населения, то это было бы хаотическое представление о целом, и только путем более близких определений я аналитически подходил бы ко все более и более простым понятиям: от конкретного данного в представлении, ко все более и более тощим абстракциям, пока не пришел бы к простейшим определениям. Отсюда пришлось бы пуститься в обратный путь, пока я не пришел бы, наконец, снова к населению, но на этот раз не как к хаотическому представлению о целом, а как к богатой совокупности с многочисленными определениями и отношениями. Первый путь – это тот, по которому политическая экономия исторически следовала в период своего возникновения.…Последний метод есть, очевидно, правильный в научном отношении. Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного” [56, с. 726, 727]. Таким образом, при восхождении от абстрактного к конкретному “абстрактное” – это нечто самое простое, отдельное, единичное, выступающее в качестве простейшего исходного пункта (исходной абстракции) теоретического воспроизведения “конкретного”, которое есть “единство многообразного”, т. е. системная целостность, выступающая в качестве конечного результата мысленного восхождения от абстрактного к конкретному. Это восхождение носит универсальный, всеобщий, комплексный характер. Перечень собственных познавательных процедур способа восхождения от абстрактного к конкретному можно продолжать сколь угодно долго: дедукция и индукция, анализ и синтез, логический, генетический, исторический, системный, деятельностный подходы, математические, статистические, сравнительные, социологические методы и т. п. Иначе говоря, в ходе последовательного развертывания теории способом восхождения от абстрактного к конкретному используются любые научные методы и подходы, необходимые для достижения конечной цели данного исследования. Поэтому способ восхождения от абстрактного к конкретному не нуждается ни в каких дополнениях другими методами, подходами или восхождениями. Он вполне самодостаточен и все необходимое содержит в самом себе. Вот, например, какое определение дает “Философский словарь”: “Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от абстрактного к конкретному, которое есть всеобщая форма развертывания научного знания, систематического отображения объекта в понятиях” (М., 1991, с. 7). Именно так: “всеобщая форма”. Этим все сказано. Один из наиболее трудных моментов, связанных с восхождением от абстрактного к конкретному, является поиск и анализ исходного пункта (исходной абстракции), в качестве которого надо обнаружить то единственное в своем роде и вместе с тем простейшее, миллиарды раз встречающееся отношение, выступающее как единство противоположностей, из которого в конечном результате восхождения от абстрактного к конкретному должна как из почки вырасти во всем своем действительном многообразии “конкретная” системная целостность изучаемого объекта, в данном случае – библиографии[3]. Обнаружению и анализу этого первоначального исходного пункта теории библиографической информации и посвящены следующие две главы учебника. Общая характеристика СДК.
Одна из аксиом системного подхода гласит: всякая система является подсистемой более широкой системы (метасистемы). Поэтому, рассматривая библиографию как систему, необходимо, прежде всего, установить, в какую более широкую систему непосредственно включена библиография, т. е. какая система является по отношению к ней метасистемой. В такой роли выступает система документальных коммуникаций (СДК). Что это такое? Первооснова всего, связанного с системой документальных коммуникаций, заключена в историческом процессе функционирования – производства и потребления – знаний (информации) в человеческом обществе. Лишь в глубокой древности человек мог обходиться без документарных источников информации. Он очень мало знал и довольствовался примитивным непосредственным общением с себе подобными. Однако быстро прогрессирующее накопление и развитие знаний уже на начальных этапах становится невозможным в рамках только прямого общения между людьми, посредством простого запоминания и передачи полученных знаний и опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Возникает объективная потребность в таком способе фиксирования знаний, который обеспечивал бы их хранение и распространение, широкую преемственность в развитии. Без этого подавляющая масса добытых знаний обрекалась на бесследное исчезновение, и прогресс человечества был бы чрезвычайно затруднен. Человек создал такое средство. Им стала письменность. Появление первых рукописных книг и их читателей и означало возникновение на исторической сцене системы документальных коммуникаций. Однако рукописная книга, в силу своей уникальности, огромной материальной ценности и труднодоступности, могла выполнять функции источника знаний в очень ограниченных масштабах. Требовался коренной переворот в способах производства и распространения книги. Такой переворот принесло с собой изобретение книгопечатания, ставшее поистине переломным моментом в истории системы документальных коммуникаций. Поэтому изобретение книгопечатания по своему значению заслуженно ставится в один ряд с величайшими достижениями человеческого гения. Именно с этих пор, в условиях завершения перехода европейской цивилизации от феодализма к капитализму [4], система документальных коммуникаций начинает обретать ту исторически развитую книгоиздательскую форму существования, которая и теперь играет в ней ведущую роль. Ведущую, но далеко не единственную. Постоянно открываются новые, технически все более совершенные и изощренные возможности фиксирования на различных материальных носителях социальной информации, способы и средства ее переработки, хранения и распространения. В результате неуклонно возрастает их реальное разнообразие в системе документальных коммуникаций. Сегодня эта система представляет собой огромную по масштабам, структурно необычайно сложную, глубоко разветвленную и дифференцированную область человеческой деятельности. Охарактеризуем ее более подробно.
Как научное понятие. Структуру системной целостности СДК как научного понятия образуют четыре основных понятийных элемента: коммуникация, информация, потребитель информации, документ. Прежде всего необходимо уточнить, в каких значениях используются эти понятия в контексте учебника. Коммуникация – это широко используемое в современной науке, содержательно очень богатое общенаучное понятие (почти философская категория), охватывающее все формы сообщения (наземные, воздушные, водные и др.), любые акты общения, связи, способы обмена информацией между двумя и более лицами, процессы сообщения информации с помощью средств массовых коммуникаций (печать, радио, телевидение, кинематограф и т. д.) численно большим аудиториям. Учитывая сказанное можно предложить следующее максимально общее определение: коммуникация – это связь между объектами, осуществляемая посредством движения. Или совсем кратко: коммуникация есть связь посредством движения. Информация – понятие, обладающее в современной науке вполне заслуженным статусом философской категории. В 40-х годах ХХ в. основатель кибернетики Н. Винер предложил первое, максимально простое, почти шутливое определение: “Информация есть информация, а не вещество и не энергия” [18, с. 201]. В дальнейшем в специальной литературе был предложен целый ряд уже вполне философских определений информации, например: содержание сигнала, отраженное разнообразие, снятая неопределенность и др. Вместе с тем появились описательно-технологические, нарочито усложненные определения информации, например: “Фундаментальный, генерализационно-единый, безначально-бесконечный законопроцесс резонансно-сотового, частотно-квантового и нунсингулярного самоотношения, самоотражения, отношения, взаимодействия, взаимопревращения, взаимосохранения (в пространстве и во времени) энергии и движения на основе материализации и дематериализации в вакуумосферах и материосферах Вселенной” [103, с. 33]. Очевидно, что такого рода трактовки понятия “информация” трудно использовать применительно к библиографии. Поэтому в учебнике сначала понятие информации сужено до социальной информации, для определения которой взята формулировка, использованная в § 2 главы первой при характеристике когнитографической концепции библиографии: “информация – это передаваемое и/или воспринимаемое знание” (см. с.22). Именно в таком значении термин “информация” используется в учебнике. Потребитель информации – человек или коллектив, пользующиеся различными источниками информации в любых целях (научных, производственных, творческих, учебных и др.). Документ. Сегодня можно констатировать, что благодаря усилиям целого ряда ученых в отечественном библиографоведении прочно утвердилось в качестве одного из наиболее общих (исходных) и фундаментальных понятие документ. Прежде всего, следует иметь в виду две основные стороны документа – его идеальное содержание и его материальную форму. В рамках библиографической терминологии обе стороны важны, поэтому и в определении документа они должны присутствовать. Иначе говоря, возникает необходимость иметь две формулировки определения документа, выражающих один и тот же смысл, но с разных сторон: во-первых, со стороны содержания документа, во-вторых, со стороны его формы. Вот эти формулировки: 1. Со стороны содержания: документ – это некоторая социальная информация, зафиксированная (закрепленная) человеком на некотором материальном носителе, в целях ее хранения, распространения и использования. 2. Со стороны формы: документ – это некоторый материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) некоторая социальная информация в целях ее хранения, распространения и использования. Учитывая все сказанное, вполне понятен интерес, проявляемый специалистами к системе терминологических производных от “документа”. По этому поводу существуют разные точки зрения. Так, например, известный библиотековед Ю.Н. Столяров предлагает договориться об использовании двух основных терминологических производных – документный (состоящий из документов) и документальный (основанный на документах, подтвержденный документами [86, с. 151 – 152]. В настоящем учебнике (в отличие от двухэлементной системы Ю.Н. Столярова) используются четыре основных терминологических производных от “документа” в следующих значениях: – во-первых, документный в смысле, предложенном Ю.Н. Столяровым, т.е. состоящий из документов; – во-вторых, документированный (а не документальный, как у Ю.Н. Столярова) в смысле основанный на документах. Сравните: “хорошо документированная статья” и “хорошая документальная статья”. Разве не ясно, что в первом случае нужный смысл терминологически передан значительнее точнее и понятнее; – в-третьих, документарный, т. е. существующий, функционирующий, зафиксированный в форме документа. Например, документарная информация. – в-четвертых, документальный как наиболее широкий, обобщающий по отношению к предыдущим случаям терминоэлемент, с помощью которого образуются общие понятия, абстрактно отражающие любые отношения к документу, т. е. нечто, функционирующее в какой-то связи с документами: на основе, при помощи, посредством, в форме документов и т. д. Иначе говоря, все то более общее, что своим объемом и содержание не укладывается в смысловые рамки трех предложенных выше значений, может быть терминологически обозначено как “документальное”. Например, в библиотеке документным является ее фонд, документированной – библиографическая продукция библиотеки, документарным – информационное содержание той же продукции (документарная библиографическая информация) или часть ответов на запросы читателей (письменные справки), а сама библиотека, взятая в целом, – это документальная система, которая в свою очередь выступает в качестве компонента системы документальных коммуникаций. Эта четырехэлементная система терминологических производных от “документа” по возможности последовательно используется в ходе изложения материала в учебнике. Теперь, зная определения основных четырех понятий, выступающих в качестве элементов логической понятийной структуры СДК, можно эту структуру описать с помощью последовательного дихотомического деления объема исходного понятия “коммуникация”. Эта классификационная схема выглядит следующим образом:
Рис. 1 Логическая структура понятия “система документальных коммуникаций”
Коммуникации на первом уровне деления распадаются на социальные и несоциальные. Социальные коммуникации – это коммуникации в человеческом обществе, осуществляемые людьми и между людьми. Несоциальные коммуникации – это коммуникации в животном мире и в неживой природе. Социальные коммуникации, в свою очередь (второй уровень деления), могут быть информационными и неинформационными. Информационные социальные коммуникации – это, в сущности, способ духовного общения между людьми, форма идеальных (в отличие от материальных, вещественных) связей в человеческом обществе. Неинформационные социальные коммуникации – это главным образом материальные (вещественные) средства сообщения, например, все виды транспорта. Наконец, информационные социальные коммуникации (третий уровень) могут быть документальными и недокументальными. В первом случае это такие информационные социальные коммуникации, которые осуществляются с помощью (посредством) документов. Недокументальные информационные социальные коммуникации осуществляются без (помимо) документов. Это, например, непосредственное устное общение между людьми. Теперь, если двигаться в обратном направлении от частного к общему, мы приходим к терминологически полной формулировке рассматриваемого понятия: документально – информационно – социальные коммуникации. Включение в эту формулировку слова “система” означает, что данный объект рассматривается с позиций системного подхода и субъективно априорно квалифицируется в качестве некоторой системной целостности, что, однако, не означает, что такая целостность обязательно свойственна ему в действительности. Таким образом, “система документальных коммуникаций” – это просто краткая форма (и ничего более), которая подразумевает научное понятие “система документально – информационно – социальных коммуникаций”. Как объективная реальность.
Современная система документальных коммуникаций – это гигантская по масштабам, внутренне сверхсложная система функционирования документов в обществе. Из этого следует, что в самом общем теоретическом, чисто структурном смысле реальную систему документальных коммуникаций образуют три основных элемента: документ (Д), как носитель социальной информации, потребитель (П), среда (Ср).
Рис. 2 Исходная элементная структура реальной СДК.
Говоря описательно, это, с одной стороны, все накопленные, создаваемые и используемые людьми документы, с другой – все потребители документированной информации (фактически все грамотное население планеты) и все отношения между ними, обусловленные как внутренними (собственными) свойствами системы, так и внешними условиями (средой) ее функционирования. Рассматривать такого рода систему в качестве некоторой реальной целостности весьма затруднительно по причине ее масштабов и бесконечного внутреннего организационного и функционально-структурного разнообразия. Так, уже при первых попытках анализа внутренней организации системы документальных коммуникаций оказывается, что, двигаясь в направлении от общего к частному, можно выделить, по меньшей мере три основных организационных уровня этой системы. На первом, наиболее общем уровне организации системы документальных коммуникаций обнаруживается, что документально-коммуникационные аспекты в специфических формах присутствуют фактически во всех значительных областях и направлениях человеческой деятельности. Назову для примера журналистику и литературно-художественное творчество, образование (начальное, среднее, общее и специальное), науку (академическую, отраслевую, вузовскую), государственное управление (правительство, министерства, администрация президента, палаты парламента, все местные органы власти и управления). Очевидно, что на названных и других общественно значимых участках человеческой деятельности существенную роль играют специфичные для каждого участка документально-коммуникационные аспекты. На этом основании все области жизнедеятельности людей в определенном смысле можно рассматривать в качестве подсистем системы документальных коммуникаций. На втором уровне организации системы находятся функционально взаимосвязанные и взаимопроникающие общественные институты, которые связаны с системой документальных коммуникаций более непосредственно, в которых документально-коммуникационные аспекты играют существенную, иногда самую существенную роль. Это, например, почта и телеграф; радио, телевидение и кинематограф; наконец, делопроизводство как область деятельности, связанная с функционированием деловой, управленческой документации (отделы кадров, канцелярии, бухгалтерии, секретарско-реферативные службы и т. п.). Широко распространено мнение, согласно которому документоведение как наука увязывается главным образом именно с этой областью профессиональной деятельности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.082 с.) |