Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На последующее развитие восточно-христианского Предания
Рассмотрев взаимосвязь между Симеоном и Преданием, поставим в заключение еще один вопрос: как само Предание оценило Симеона и какова была судьба его духовного наследия? Уже при жизни Симеон пользовался широкой известностью, и, несмотря на то, что его учение оспаривалось официальными кругами, у него было много последователей и учеников. Нам неизвестно, когда он был канонизирован и имел ли место какой-либо специальный акт его канонизации (что маловероятно), но совершенно несомненно, что его почитание как святого началось вскоре после его смерти; посмертные чудеса, описанные Никитой, должно быть, еще более способствовали его популярности. Никита, который сам был выдающимся богословом и церковным деятелем середины XI века10, сделал все, что было в его силах, для того личность и сочинения его наставника были должным образом оценены в широких кругах христиан11. Никита сделал не меньше для популяризации духовного наследия Симеона Нового Богослова, чем Симеон — для распространения культа своего наставника, Симеона Студита. На примере Симеона Студита, Симеона Ново-
______________________________________ 10 См. анализ его богословия и мистицизма в: Völker. Praxis, 456-489. Отмечалось, что в своем богословии Никита гораздо больше зависит от Дионисия, чем от Симеона; несмотря на то, что он высоко чтит Симеона, он никогда ни цитирует его в своих богословских трактатах: Darrouzes. SC 81, 34ff. 11 Об осуществленном им издании сочинений Симеона см.: Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон и Никита. О написанном им "Житии Симеона" см. Hausherr. Mystique, XV-XXXVII.
____________________ Заключение _____________________ го Богослова и Никиты Стифата мы видим, как идея преемственности духовного опыта воплощается на практике — идея, которую столь горячо отстаивал Симеон Новый Богослов. "Золотая цепь" святости не прервалась после его смерти. На протяжении девяти веков, которые прошли со времени жизни Симеона, след его влияния был всегда различим в Восточной Церкви, хотя до недавнего времени это влияние ограничивалось главным образом монашескими кругами. О Симеоне вспоминали всякий раз, когда в Восточной Церкви, особенно в среде ее монашества, начинался период духовного подъема: сам этот факт говорит о много-. Влияние Симеона можно проследить и в грекоязычном, и в славянском мире. Отметим некоторые ключевые моменты.
Симеон подготовил возрождение мистицизма в иси-хастскую эпоху12. Его имя было известно в Византии уже в тринадцатом веке, преддверии исихазма13. В этот период Никифор Уединенник составил свое слово "О хранении сердца", куда включил многие святоотеческие тексты, в том числе некоторые отрывки из сочинений Симеона14. Другой текст, который станет очень важным для исихастов, "Метод священной молитвы и внимания"15,
__________________________ 12 Ср. Lot-Borodine. Cabasilas, 183-184. 13 О предшественниках исихазма в этот период см.: Меуеп-dorff. Palamas, 56-71; Idem. Study, 13-27. 14 Критического издания этого сочинения не существует. Текст, изданный в PG 147, представляется неполным: в него входит лишь одно место, взятое у Симеона. Некоторые рукописи, однако, в частности Vind. theol. 274 и Вагос. 69, содержат более двадцати заимствований у Симеона; см. Darrouzes. SC 51-bis, 116-119. Рукописные версии Слова содержат цитаты главным образом из Глав Симеона, а также из Гимна 21-го; некоторые места идентифицировать невозможно (в том числе и то, которое приведено в версии PG). 15 Мы говорили о нем во Введении.
____________________ Заключение___________________ именно в XIII веке получил широкое распространение: в монашеское предание он вошел под именем Симеона. Этот краткий трактат содержит, как мы уже упоминали, описание "психосоматических" методов концентрации ума в сердце. Каково бы ни было авторство трактата, вполне симптоматично, что монахи XIII столетия приписали этот трактат именно Симеону: его уже тогда считали одним из великих учителей молитвы. В период наивысшего расцвета византийского иси-хазма — в XIV веке — творения Симеона читались и переписывались весьма широко: именно от этого времени до нас дошли многочисленные рукописи его сочинений. Предшественник Григория Паламы, Григорий Си-наит, ссылается на сочинения Симеона περί ησυχίας και προσευχής ("ο безмолвии и молитве"), в первую очередь имея в виду "Метод"16. Григорий Палама, великий византийский писатель-мистик, чье богословие во многих отношениях можно рассматривать как продолжение учения Симеона, почти не упоминает его имя17, хотя очень пространно цитирует более ранних Отцов — Григория Богослова, Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника. Единственное убедительное объяснение этому можно найти в том факте, что Григорий, вовлеченный в многолетнюю полемику со своими оппонентами Вар-лаамом и Акиндином, сознательно ограничивал выбор своих ссылок теми Отцами, которые являлись авторитетами не только для него, но и для его противников. Од-
__________________________________________ 16 О безмолвии и молитве, 1 [72]; 11 [79]. 17 Ср. Meyendorff. Study, 155: "Что касается христоцентризма [Симеона], его евхаристической духовности и его богословия света, то в данных аспектах своего учения Палама, несомненно, многим обязан этому великому мистику XI века, на которого он, однако, почти никогда не ссылается". Некоторые следы влияния Симеона можно также усмотреть в учении Паламы о боговидении и обожении; на паламитское же учение о молитве оказал несомненное влияние "Метод", приписываемый Симеону.
_____________________ Заключение ___________________ нако есть в "Триадах" Паламы одно весьма примечательное место, где Григорий говорит о Симеоне как выразителе того же Предания, к которому принадлежит он сам:
Ты ведь читал "Житие" Симеона Нового Богослова, почти вся жизнь которого... была чудом... так что если бы кто назвал его творения писаниями жизни (συγγράμματα ζωής), не погрешил бы против правды... [Следуют имена некоторых позднейших писателей]. Ты знаешь, что все они и многие другие их предшественники, современники и последователи одобряют это Предание (τκχράδοσιν)18 и увещевают держаться его...19
После падения Константинополя в 1453 году наследником византийской традиции стало Великое княжество Московское; на несколько веков именно Москва становится центром восточно-христианского мира20. Но уже за сто лет до окончательного исчезновения Византийской империи с политической карты мира, в середине XIV столетия, влияние византийского исихазма на русскую духовность было очень велико. Именно в это время (которое иногда называют периодом "второго южнославянского" влияния на русскую цивилизацию) многие исихастские тексты, включая сочинения Симеона Нового Богослова, были переведены на славянский язык и стали известны в монашеских и светских христианских кругах Руси21. О большом значении Симеона для русского читателя этого периода наглядно свидетельствует значительное количество рукописей славянского пере-
___________________________ 18 Имеется в виду исихастское учение о схождении ума в сердце при молитве. 19 Триады, 1,2, 12(404-405]. 20 Ср. Ware. Church, 102. 21 Ср. Meyendorff. Russia, 119-124.
_____________________ Заключение _____________________ вода сочинений Симеона в различных библиотеках мира22. Славянская версия Симеона содержит главным образом его Гимны; наших предков более всего вдохновило это самое мистическое по содержанию и самое оригинальное по форме из всех сочинений Симеона23. На основе того факта, что множество славянских рукописей сочинений Симеона дошло до нас от XIV-XV веков, можно предположить, что с этого времени Симеон стал одним из самых читаемых на Руси византийских авторов24. В отличие от поздней Византии, где древние Отцы Церкви считались более авторитетными, чем позднейшие писатели (ср. Григория Паламу, который предпочитал ссылаться именно на древних авторов), на Руси такого предпочтения древним Отцам не оказывали, и Симеон пользовался равным авторитетом и равной популярностью с великими Отцами первых веков христианства.
Как справедливо указал о. Иоанн Мейендорф, невозможно объяснить возрождение монашества на Руси в XIV-XV веках вне контекста ее связей с Византией25.
___________________________________ 22 Описание некоторых рукописей XIV-XV вв. см. в: Леонид (Кавелин), архимандрит. Сведения I, 4; II, 133; Иосиф, иеромонах. Опись, 87, и др. О славянских кодексах болгарского происхождения см. Стоянов — Кодов. Опис, 237 и др. 23 Например, рукопись МДА 3 (49) включает Слова Огласительные 26; 6; 8; 2; 4; Мистическую молитву; Гимны 3; 4; 5; 6; 7; 13; 14; 28; 36; 37; 43; 46; 47; 56; 57; извлечения из Глав.; отрывки под названием "О молитве"; "Метод"; другие извлечения из Глав [см.: Леонид (Кавелин), архимандрит. Сведения I, 4]. Тот же самый набор сочинений Симеона, в том же порядке, мы находим и в других славянских кодексах [см. Описание Моск. Синод., И, 2, 434-4471. 24 Мы никак не можем согласиться с А.Ласкарисом, который говорит (на каком основании?): "Трудно поверить, чтобы Симеон занимал какое-то особое место в России": Lascaris. Liberation, XXXI. 25 Meyendorff. Russia, 132.
______________Заключение___________________ Один из главных возобновителей монашества на Руси, преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) состоял в переписке с Константинопольским патриархом Фило-феем Коккиным, одним из вождей исихастского движения26. Сергия иногда называют "первым русским мистиком"27: во всяком случае, он — первый, чья жизнь была пронизана мистикой огня и света до такой степени, что в этом отношении его можно сравнивать с Симеоном Новым Богословом28. Жизнь Сергия совпала со временем, когда сочинения Симеона получали распространение среди славян. Не удивительно, что они стали весьма популярны в среде учеников Сергия: некоторые из самых древних славянских рукописей Симеона, датируемые XIV и XV столетиями, хранились в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры29. Другое подтверждение влияния Симеона на русскую духовность мы находим в том, что на его творения постоянно ссылаются ведущие представители двух противостоящих монашеских групп — так называемые "стяжатели" и "нестяжатели", которые противостояли друг другу на Соборе в 1503 года30. Большая часть церковной иерархии, созванной в этом году на Собор, поддержала точку зрения Иосифа Волоколамского (1439-1515) и "стяжателей", но истинным продолжателем исихастской традиции был именно глава "нестяжате-
______________________________ 26 Ср. Тихонравов. Жития, 44-45. 27 Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки, 109. 28 Его жизнеописатель Епифаний Премудрый сообщает о многих случаях, когда Божественный огонь являлся видимым образом Сергию и его ученикам: однажды ученик увидел огонь, исходящий от его благословляющей руки; в другой раз огонь зримо сошел в чашу, когда Сергий совершал Литургию. Говорится и о том, что Сергий имел видения Божественного света свыше: ср. Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки, 100. 29 Ср. Прохоров. Литература, 320-321. 30 О самой полемике см. Behr-Siegel. Nil.
_____________-Заключение____________________________ лей", Нил Сорский (ок. 1433-1508)31. В своем учении он делал акцент на внутреннем молитвенном опыте, отречении и удалении от мира32; в борьбе за возврат монашества к своим первоначальным корням Нил обращался к "Преданию Евангелия, апостолов и Отцов"33. Неудивительно, что в поисках святоотеческих параллелей своему учению Нил часто обращался к Симеону Новому Богослову, наряду с такими авторами как Иоанн Лествичник, Исаак Сирин и Макарий Египетский. Нила Сорского весьма привлекал мистицизм Симеона; так, среди множества цитат из Симеона в монастырском "Уставе" Нила есть и отрывок из Гимна 13-го:
О, чудо!.. Вижу свет, которого не вмещает мир, и, сидя в келлии, вижу внутри нее Творца мира, и беседую с Ним, и люблю Его, и питаюсь единым бого-ведением и, соединившись с Ним, превосхожу небеса... Господь меня любит и в Самого Себя приемлет, и в объятиях скрывает... Невидимый для ангелов и Неприступный существом мне видится и с моим соединяется существом...34
______________________________________ 31 Ср. Meyendorff. Russia, 273. Относительно влияния иси-хазма на Нила см.: Davids. Nil. 32 Конфликт возник по вопросу о монастырском землевладении. Стяжатели подчеркивали общественное значение монастырей, пастырские нужды, помощь больным и бедным, странноприимство и устройство школ: ради всего этого монастырям нужны средства, собственные земли и крепостные. Нестяжатели, со своей стороны, выступали против превращения монашества в социально-общественный институт, настаивали на необходимости сохранения монашеского идеала нищеты: см. Карташев. История I, 451-457. 33 Ср. Pares. Russia, 93. 34 Нил Сорский. Устав, 1, 2; ср. Симеон. Hymn 13, 57 и далее. По всей видимости, Нил цитирует по памяти, так как отрывок приведен с сокращениями. Среди других сочинений Симеона, которые цитирует Нил, — Hymn 4 и Cat. 4. Хотя
_____________________ Заключение _____________________ Будучи сам выдающимся мистиком и одним из величайших борцов за сохранение чистоты монашеского предания, Нил Сорский находил опору в духовности Симеона, где акцент также ставится на внутренний опыт и видение Божественного света.
Менее ожидаемым может показаться то, что и в сочинениях Иосифа Волоколамского, главы партии "стяжателей", встречается немало ссылок на Симеона. Иосиф тоже был выдающимся организатором монашеской жизни, но усилия свои направлял главным образом на ее внешнюю сторону: его более всего заботило улучшение монастырской дисциплины, основанной на безусловном послушании всех иноков игумену35. Поэтому его по преимуществу вдохновляли места, где Симеон касается монастырской дисциплины. В "Духовном завещании" Иосиф несколько раз цитирует Симеона; в частности, он приводит рекомендации Симеона во время богослужения не опираться на столпы, не переминаться с ноги на ногу, не сходить с места36. Мы видим, как различные стороны учения Симеона воспринимаются представителями разных (чтобы не сказать противоположных) течений внутри русского монашества. Если вернуться к грекоязычному миру, то здесь интерес к Симеону оживляется во второй половине XVIII века: это было вызвано возрождением монашества на
____________________________________ все эти сочинения Симеона существовали в славянских переводах, вполне возможно, что Нил читал некоторые из них по-гречески, поскольку учился этому языку на Афоне: см. Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки, 170. 35 О его жизни и духовности см.: Spidlik. Joseph. Монастырь Иосифа располагал богатой библиотекой; многие ее рукописи содержали творения Симеона: см. Лихачев. Центры, 32, 78-79, 348-349 и др. 36 Духовная грамота [512-513]; ср. Симеон. Cat. 26, 23 и далее (приведено в Главе II нашей работы).
_____ Заключение ___________________ Афоне и во всей Греции. Множество монахов выступило тогда за возврат к корням восточного христианства и святоотеческого богословия: лидеры движения получили название "колливадов"37. Одним из важных пунктов их программы было возвращение к практике частого, по возможности ежедневного причащения. Симеон Новый Богослов с его особым евхаристическим благочестием и его призывом к напряженной мистической жизни вновь оказался в центре внимания. Некоторые его творения были включены в "Добротолюбие" — собрание святоотеческих текстов о молитве и трезвении, изданное в 1782 году Макарием Коринфским (1731-1805) и Нико-димом Святогорцем (1748-1809)38. Никодим Святогорец, один из видных членов движения колливадов, весьма почитал Симеона и даже составил службу в честь византийского святого39. Эта служба — замечательный литургический текст, пронизанный темами Божественного света, огня и обожения:
Небесный яко воистину подобает имети язык хотящим восхвалити Симеона, небеснаго человека. Сей бо в Дусе зрением несредственне соединився Святому по естеству, свят по причастию бысть; Первому Свету свет вторый наречеся, и по существу Богу бог по благодати содеяся...40 Любве горя огнем в сердце твоем, весь во изступ-лении был еси и Богу единому всему, возлюбленному от тебе, срастворился еси, якоже един дух быти с Ним, священнейше41. __________________________________ 37 Ware. Church, 100. 38 О их жизни и учении см.: Cavarnos. Macarios; Idem. Ni-codemos. 39 См. Минея, март, 308-340. 40 Стихира на литии [Минея, март, 311]. 41 Канон 1-й, песнь 5 [Минея, март, 322].
_________________________ Заключение _________________________ Желания Божественная имел еси в сердце твоем, святе, яже суть Бога Свет неизреченный, отонудуже богоприятен и обожен весь был еси...42 В тот же период другой афонский монах, Дионисий Загорейский, спустя восемь лет после выхода в свет греческого "Добротолюбия" издал объемистый том творений Симеона, куда вошел перевод его Слов и Глав на новогреческий язык, а также оригинальный текст Гимнов43. В контексте движения колливадов должно быть рассмотрено влияние Симеона на отношение к Евхаристии в Православной Церкви. Именно в этот период в Греческой и в Русской Церкви получило свою окончательную форму "Правило ко святому причащению", которое включает в себя молитвы, надписанные именами Симеона Метафраста и Симеона Нового Богослова. Стихи Метафраста привлекли составителей "Правила" постоянным обращением к теме Божественного огня44. Что же касается Нового Богослова, то одна из молитв, начинающаяся словами "От скверных устен" и включенная в "Правило", носит его имя в заголовке: она составлена из отдельных строк Гимнов Симеона45 и отражает наиболее характерные черты его учения о Евхаристии: описание ее в терминах света и огня, учение о необходимости слез во время Литургии, об обожении человеческого естества, включая душу и тело, как следствии причащения, о причастности троическому свету:
Омый мя слезами моими, Очисти мя ими, Слове... __________________________________ 42 Канон 2-й, песнь 8 [Минея, март, 327]. 43 См. ΔΖ. 44 См. упоминание Симеона Метафраста в разделе об отношении Симеона Нового Богослова к Евхаристии (Глава II). 45 См. Введение.
____________ _Заключение______________________________ Но милостию сострастия Тепле кающияся И чистиши, и светлиши, И света твориши причастники, Общники Божества Твоего Соделоваяй независтно... Радуяся вкупе и трепеща, Огневи причащаюся, трава сый, И странно чудо, Орошаемь неопально, Якоже убо купина древле Неопальне горящи46.
Одновременно с движением колливадов в Греции возрождение монашества происходило и в славянском мире: оно связано с именем Паисия Величковского (1722-1794), игумена Нямецкого монастыря в Молдавии47. Его влияние было очень велико не только в Молдавии и Румынии48, но и в российских и малороссийских землях, где его ученики основали множество обителей49. Паисий, знавший греческий язык, перевел на славянский многие тесты древних подвижников и исихастов, в том числе Добротолюбие50 и избранные Слова Симеона Нового Богослова51. Весь корпус Гимнов Симеона, а также его "Житие", написанное Ники-
_____________________________________ 46 Канонник, 503. 47 О его жизни и духовной деятельности см.: Четвериков. Паисий; Hainsworth. Paisy (посвящено его учению о духовном руководстве); Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки, 347-364. 48 О его деятельности и влиянии здесь см.: Joanta. Roumanie, 161-218. 49 Среди последователей Паисия были старцы знаменитой Оптиной пустыни, которая оказала огромное влияние на духовную жизнь в России: см. Концевич. Оптина. 50 Впервые издано в 1793 г. 51 Этот новый перевод двенадцати избранных Слов Симеона был издан Оптиной пустынью в 1852 году.
______________________ Заключение ______________________ той, были переведены на славянский язык в это же время52. Что касается русского языка, то полное собрание Слов Симеона на нем появилось только в конце XIX века53. Говоря о духовном наследии Симеона, следует сказать не только о том, как читались, переводились и распространялись его творения: надо и в более широком плане указать на то, какое продолжение в рамках восточной Традиции имел мистицизм света, характерный для Симеона и его последователей. Уже в новое время примеры русских святых показали, что тот исключительный опыт, который был дарован Симеону, продолжает жить в Православной Церкви. Один из таких образцов — преподобный Серафим Саровский (1759-1833)54, в котором строжайший аскетический подвиг сочетался с исключительными мистическими дарованиями. О нем известно, что он всегда пребывал в радости, сиял Божественным светом, который порой был виден и его ученикам, когда старец преображался благодатью Святого Духа:
Представьте себе в середине солнца, — пишет один из его учеников, — в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего... Вы слышите его голос, чувствуете, что он держит вас за плечи, но ни рук его не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко... "Что же чувствуете вы?" — спросил меня __________________________________________- 52 См. Описание арх. Синод., 695-701. 53 Об этом издании и других русских переводах см. во Введении. 54 Существует множество жизнеописаний этого известнейшего русского святого, но самое полное собрание материалов, связанных с его именем: Серафим (Чичагов), архимандрит. Летопись.
_____________________ Заключение _____________________ отец Серафим... "Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу". — "Что же еще чувствуете вы?" — "Необыкновенную сладость и необыкновенную радость во всем моем сердце, теплоту необыкновенную и благоухание55. У нас уже был случай указать на разительное сходство между этим описанием беседы Серафима Саровского с Мотовиловым, во время которой святой преобразился и просиял Божественным светом, и тем, как Симеон Новый Богослов описывает телесное преображение своего духовного отца Симеона Студита56. Невозможно не привести здесь в качестве параллели к тому, что нам известно о Серафиме Саровском, описание внешнего облика Симеона Нового Богослова в его "Житии", составленном Никитой Стифатом:
Кротость украшала его, жажда Божественной любви и правды, сострадание к ближнему... Его лицо всегда как бы сияло, он всегда был радостен благодаря внутреннему радованию Святого Духа...57 Другой выдающийся пример — преподобный Силуан Афонский (1866-1938) и его ученик архимандрит Софроний (1896-1993)58 — показывает, что и в наше время православные монахи обладают тем же духовным и
_______________________________ 55 Серафим Саровский. Беседа с Мотовиловым, 17-22 (в сокращении). 56 См. Введение. 57 Житие 43, 1-10. 58 Силуан был простым монахом Свято-Пантелеимонова монастыря на Афонской горе; Православная Церковь недавно причислила его к лику. Софроний был его учеником в течение четырнадцати лет; позднее он основал монашескую общину св. Иоанна Крестителя в Англии (Tolleshunt Knights, Essex).
_____________________ Заключение _____________________ мистическим опытом, каким обладал Симеон. Божественный свет, Божественная любовь, слезы и покаяние: вот центральные темы книги отца Софрония о Силуа-не59. Божественная благодать и покаяние, любовь ко всему миру и молитва за мир — вот лейтмотивы писаний самого Силуана60. Многих западных читателей книги "Старец Силуан" она поражает тем, что в середине XX века монахи способны говорить о высочайших состояниях духовного совершенства не на основании академического изучения святоотеческой литературы, а из собственного опыта. Следующее место из книги о. Софрония очень ясно указывает на его близость к Симеону:
Несозданный Божественный свет по природе своей есть нечто совершенно отличное от света физического. При созерцании его прежде всего является чувство живого Бога, поглощающее всего человека... и не знает он тогда о себе — в теле ли он, или вне тела... Он духом видит Невидимого... Сам человек тогда пребывает во свете и уподобляется созерцаемому свету... Несозданный свет, исходящий от бесстрастного Бога, своим явлением сообщает человеку богоподобное бесстрастие, которое составляет конечную цель христианского подвига61.
Примеры Силуана и Софрония наглядно показывают, что идея Симеона о преемстве духовного опыта, передаваемого от наставника к ученикам, все еще находит воплощение на практике в православном монашестве. В этом отношении весьма характерен эпизод, рассказанный о. Софронием. В 1932 году русский монастырь на
_______________________________ 59 См. Софроний, архимандрит. Силуан, особенно 75-80 (Божественный свет и бесстрастие). 60 См. Софроний, архимандрит. Силуан, 117-205. 61 Софроний, архимандрит. Силуан, 75-77.
_____________________ Заключение _____________________ Афоне, где жил преподобный Силуан, посетил западный ученый, доктор богословия. Он спросил инока, отвечавшего за прием гостей, какие книги читают монахи. "Иоанна Лествичника, авву Дорофея, Феодора Студи-та... Макария Великого, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова... и других Отцов, имеющихся в Доброто-любии", — ответил инок. Доктор изумился: "Монахи ваши читают эти книги! У нас читают их только профессора". Позднее инок пересказал свой разговор Си-луану, который заметил: "Вы могли бы сказать доктору, что наши монахи не только читают эти книги, но и сами могли бы написать подобные им... Если бы эти книги почему-либо пропали, то монахи написали бы новые"62. Не эту ли мысль выражал Симеон Новый Богослов, когда говорил, что человек, сознательно стяжавший в себе Бога, уже не нуждается в чтении книг: он сам становится книгой, в которой записаны тайны Божий?63 Разумеется, ни Симеон, ни Силуан не предлагали в буквальном смысле оставить чтение Библии или святоотеческой литературы: они просто подчеркивали, что целью такого чтения должен быть не академический интерес, а стремление приобщиться к тому опыту, которым жили Отцы. Прослеживая путь сочинений Симеона в Предании Восточной Церкви, мы видим, что "симеоновская нить" непрерывно тянется вплоть до наших дней. Тем не менее до недавнего времени влияние Симеона было достаточно ограниченным. Фактически только в наши дни Симеон становится одним из наиболее читаемых авторов во всем христианском мире. На Афоне, переживающем период духовного оживления, сочинения Симеона — настольная книга многих иноков. В России, где поворот к духовному обновлению также весьма очеви-
____________________________________ 62 Софроний, архимандрит. Силуан, 32. 63 Сар. 2, 25.
____________________ Заключение _____________________ ден, к творениям Симеона обращаются как монахи, так и миряне. Симеон начинает становиться популярным и на христианском Западе. Открытие Симеона в последние десятилетия нашего века в значительной степени вызвано трудами ученых, подготовивших критическое издание текста его творений. Впервые влияние Симеона выходит за рамки восточно-христианского мира по мере того, как все более широкие круги на Западе знакомятся с его сочинениями. Но не случайность — то, что среди инициаторов критического издания Симеона был афонский монах, представитель православного Предания, архиепископ Василий (Кривошеий). Внутри этого Предания наследие Симеона является не просто предметом академических изысканий, но тем опытом, которым многие продолжают жить. По слову современного богослова, "золотая I цепь душ, озаренных и преображенных пламенем любви ' Христовой, ведет от преподобного Симеона к Григорию ' Паламе... и к великим наставникам византийской духовности; она продолжается вплоть до наших дней"64. Влияние Симеона с каждым годом возрастает. Всего г пятнадцать лет назад архиепископ Василий сожалел о том, что "никогда ни один храм не был посвящен его имени"65; ныне ему посвящают не только храмы, но и целые монастыри66. Симеон уже не тот "бедный святой", у которого, по греческой поговорке, "нет славословия"67: во многих местах возродилось почитание Симеона Нового Богослова и появились его иконы. Православное Предание усвоило литературное наследие Симеона в его целости: это служит наилучшим подтверждением того, что наследие Симеона укоренено в
____________________________________________________________ 64 Bobrinskoy. Cabasilas, 505. 65 Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон, 354. 66 В частности, в Каламос Аттикис (Греция) построен монастырь преподобного Симеона Нового Богослова. 67 Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон, 354.
______________ Заключение _____________________ православном Предании. За пределами православного мира Симеона почитают как одного из величайших писателей-мистиков, а его творения для многих становятся руководством к подлинно христианской жизни. Это именно то, к чему сам Симеон стремился и ради чего писал свои книги:
Блажен тот человек, который слышит эти слова, принимает их с верою и (исполняет] на деле. Он обретет великие блага, что превыше слова, ума и мысли; он ублажит убогую руку мою, написавшую это, и прославит милосердного и многомилостивого Господа, через скверный язык и нечистые и скверные уста [мои] предавшего это писанию как образец обращения и покаяния и как безошибочный путь для тех, кто от всей души желает спастись и наследовать будущее Царствие в Самом Боге и Спасителе нашем, Которому слава во веки. Аминь68. 12 марта 1995 г. Память преподобного Симеона Нового Богослова Оксфорд
__________________________________________ 68 Cat. 23. 224-233.
Пустая страница Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
Пустая страница
БИБЛИОГРАФИЯ*
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.721 с.) |