В творениях преподобного Симеона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В творениях преподобного Симеона



Многие страницы творений Симеона касаются триадологических вопросов: три Богослов­ских Слова и Гимн 21 целиком посвящены полемике на триадологические темы. Что стояло за этой полемикой? В настоящей главе мы сделаем по­пытку несколько прояснить этот вопрос, который еще не исследован в достаточной мере.

 

1. "Отец Мой более Меня"

Для понимания богословских полемических текстов особенно важно знать, с кем полемизирует автор, по­тому что в таких текстах именно убеждения оппонента обуславливают развитие темы. Кто был оппонентом Симеона в его Богословских Словах, остается неяс­ным. Ж.Даррузес полагает, что им мог быть Стефан Никомидийский, поскольку полемика о Троице в Гимне 21 направлена именно против него1. И в Словах, и в Гимне — одна и та же интонация, много сходных тем. Однако главный предмет дискуссии в обоих сочинени­ях различен: в Словах — это изречение Иисуса Хри­ста "Отец Мой более Меня" (Ин. 14:28), а в Гимне — "мысленное и действительное" различие между Отцом

______________________________

1 Darrouzks. SC 122, 9-10. 235

_______________________ Глава V _______________________

и Сыном. В Словах Симеон обвиняет неизвестного оп­понента в субординационизме и скрытом арианстве2, а в Гимне критикует Стефана главным образом за его попытку рационально объяснить различие между От­цом и Сыном: текст Гимна не содержит указаний на то, что Стефан был склонен к субординационизму.

И все же: кто, если не Стефан? К сожалению, нам немногое известно о богословских спорах в Констан­тинополе во времена Симеона; а то, что мы знаем, по своей тематике мало соприкасается с произведениями Симеона. Например, между 1009 и 1019 годами в Кон­стантинополе шла напряженная полемика против ла­тинян: в нее был вовлечен патриарх Сергий II и его Синод3; однако то, что пишет Симеон в своих триадо-логических трактатах, не имеет никакого отношения к анти-латинской проблематике. В тот же период визан­тийские богословы полемизировали с армянами4. Есть несколько общих тем в сочинениях Симеона и в ви-

__________________________________

2 Ср.: "...Ты говоришь о временах, когда Бог был, а Сына не было"; Theol. l, 57-58 (явная аллюзия на арианскую фразео­логию IV в.).

3 В.Грюмель приводит важные документы времен патриарха Сергия: письма к папе римскому по вопросу о Филиокве, акт отлучения папы и Окружные послания восточным патриар­хам по поводу этого отлучения: Grumel. Regestes I, 1, 240-242 (№ 818-812). Стоит заметить, что ни в одном сочинении Симеона Нового Богослова нет ни следа полемики с латиня­нами: его явно больше интересовала борьба со своими непо­средственными противниками внутри Восточной Церкви, чем споры с западными оппонентами. В этом отношении Никита Стифат отличается от Симеона: он был лично вовлечен в полемику с латинянами около 1054 года: ср. Demetrakopu-los. Bibliotheca, ε'-η', 18-36.

4 Об этой полемике см. Darrouzes. Documents, 89-102; Gar-soian. Nil.

 

Триадологическая полемика

зантийских трактатах против армян5; однако прямых упоминаний этой полемики у Симеона нет.

Благодаря исследованиям В.Грюмеля и особенно "Синодику Православия", который вместе с солидным комментарием опубликован Ж.Гуйяром, мы гораздо лучше осведомлены о византийских еретиках более позднего периода, чем время жизни Симеона6. Мы знаем, например, что в 1160-е годы в Константинополе спорили по поводу Ин. 14:28 ("Отец Мой более Ме­ня"). Этот спор, связанный с именами Димитрия Лампиноса, Константина из Корфу и монаха Ириника, за­кончился двукратным обвинением указанных лиц в ереси — в 1166 и 1170 годах7. Хотя осуждение про­изошло почти полтора столетия после смерти Симеона, ересь, должно быть, развивалась в течение некоторого времени, так что споры вокруг слов Христа могли на­чаться намного раньше. Оппоненты Симеона, возмож­но, были непосредственными предшественниками ере­тиков XII века. В этой связи представляется умест­ным вкратце рассмотреть здесь споры XII века, не уг­лубляясь, впрочем, в исторические подробности их развития.

Но прежде всего вспомним, как Ин. 14:28 толковал­ся более ранним Преданием. Этот стих, в частности, весьма подробно обсуждался во времена арианских

__________________________________

5 Ср., например, рассуждения на Ин. 14:28 в Богословских Словах Симеона и в "Слове I против армян" Евфимия Паф-лагонского [PG 132, 1161D — 1164D] (об авторстве Евфи­мия см. Grumel. Invectives).

6 См. Grumel. Regestes, l, 263 (№ 850); Gouillard. Synodikon 1186-2151.

7О Димитрии см. DHGE 14 (I960), 210-211. О Константине и Иринике, а также о Соборах 1166-1171 гг., см. Gouillard. Synodikon [216-222]. О развитии ереси после 1180 см. Ibid. 1223-224]. 1 Ср Darrouzes. SC 122, 98-99 (прим.1).

 

_______________________ Глава V _______________________

споров IV века9. Александр Александрийский, отвергая арианское толкование, утверждал, что Отец больше Сына, поскольку "только Ему Одному свойственно быть нерожденным", тогда как Сын рожден10. Василий Великий говорит об Отце как о "причине" (αιτία) и "начале" (αρχή) Сына11. Афанасий подчеркивает, что у Отца нет начала, в то время как Сын рожден от От­ца12.

Наряду с этим толкованием мы находим у Афанасия еще одно, касающееся Боговоплощения: "Как вочеловечившийся, Он говорит, что Отец больше, но будучи Словом Отчим, Он равен Отцу"13. Григорий Богослов, не отвергая первое толкование, более склонен ко вто­рому, считая, что слова Христа в Ин. 14:28 надо пони­мать как относящиеся к человеческой природе Спаси­теля14. Он выдвигает основной принцип православного понимания всех подобных "уничижительных" выраже­ний: "Более возвышенные [выражения] относи к Боже­ству и природе, которая выше страданий и тела, а ре­чения более унизительные — к Сложному, Истощив­шему Себя ради тебя и Воплотившемуся..."15

_________________________________________

9 Об истолковании этого стиха в доникейский период см. Simonetti. Giovanni, 151-152; Σάκκος. Πατήρ, Ι, 73-76.

10 Послание 1, 12 [568 В].

11 Против Евномия, 1, 25 [262]. Ср. Simonetti. Giovanni, 156-157.

12 О Соборах, 27 [741 С].

13 Слово о Воплощении Бога Слова — Против ариан, 3 [989 ВС].

14 Впрочем, и толкование Василия Григорий считает равно приемлемым: см. Григорий Богослов. Слово 30, 7, 5-6 [240], где он говорит: "Отец больше Сына по виновности, и равен по естеству".

15 Слово 29, 3, 18, 21-25 [216]. Это толкование восходит к Иринею Лионскому: см. Против ересей, 2, 28, 8. Как указы­вает С.Саккос, это самое древнее толкование: см. Σάκκος. Πατήρ, Ι, 98.

 

 

_____________ Триадологическая полемика _____________

Другой богослов того же времени, Амфилохий Ико-нийский, явно отдает предпочтение второму толкова­нию. Он посвящает целую Беседу спорным словам16, относя их к "домостроительству плоти" Христа17. Го­воря как бы от лица Христа, он высказывает мнение, что Христос, являясь одновременно Богом и челове­ком, мог говорить о Себе двояко:

 

Иногда Я говорю о Себе, что Я равен Отцу, ино-оегда, что "Отец Мой более Меня". Я не противоречу Себе, но показываю, что Я — и Бог и человек... Но если хотите знать, каким образом Отец Мой более Меня, то Я говорил это о плоти, а не о Божествен­ном Лице18. Я равен Ему постольку, поскольку рож­ден от Него; но Он более Меня постольку, посколь­ку Я рожден от Девы19.

Иными словами, Отец больше Иисуса Христа как человека, но равен Иисусу как Богу20. Амфилохий не склонен считать, что "нерожденность" Отца — доста-

_____________________________________

16 На греческом сохранились лишь четыре фрагмента этой Беседы: см. Сочинения, 227-230. Однако сирийская версия содержит почти полный текст: см. "Отец Мой более Меня" iMuseon 43, 317-364].

17 "Отец Мой более Меня", 244.

18 Там же, 348.

19 Фрагменты, II, 2 (228]. Ср. Григорий Нисский. О Божест-•с Сына и Духа [565 А], которое также посвящено главным образом обсуждению Ин. 14:28: "Когда Слово смотрит на Свою человеческую природу, Оно признает, что невидимое более видимого во плоти; но когда Оно возводится мыслью к божественному, Оно более не вдается в сравнение и сопос­тавление «большего» и «меньшего»; напротив, Оно провоз­глашает единство: Я и Отец одно (Ин. 10:30)".

20 "Отец Мой более Меня", 354.

 

Глава V___________

точное основание для того, чтобы считать, что Отец больше Сына21.

Таким образом, в раннем святоотеческом Предании мы видим две основные интерпретации Ин. 14:28. В позднейших богословских дебатах, например, с монофизитами и монофелитами, эти слова не были цен­тральным пунктом обсуждения. Если к ним все же об­ращались, то чаще вспоминали вторую интерпретацию. В частности, Анастасий Синайский высказывает мне­ние, что Ин. 14:28 и другие подобные выражения гово­рят скорее вообще о человеческой природе Христа, чем конкретно о Его теле или плоти22. Он дважды ци­тирует Амфилохия, чья беседа на Ин. 14:28 по-видимому воспринималась в то время как regula fidei (правило веры)23.

Не вполне понятно, почему в середине XII века Ин. 14:28 опять оказался в эпицентре богословского спора, в который были вовлечены император, восточные пат­риархи, епископы, клирики, монахи и миряне24. В этой полемике, о которой сохранилось достаточно письмен-

_______________________________

21 Там же. 346.

22 Путеводитель, XXI, 1, 13-20 (284). Ср. также X, 1,2, 144-150(155].

23 Ср. Анастасий Синаит. Путеводитель, X, 1, 2, 128-131 [154]; Слова, IV, 2, 131-137 (94]. Ср. толкование с упомина­нием человеческой природы Христа у Кирилла Александрий­ского: Беседы на Евангелие от Иоанна, 7 (245-246]; Сокро­вищница, 9 (117 ВС]. Ср. подобное же толкование у Макси­ма Исповедника: К Марину, 1 (217 CD].

24 Petit. Documents, 476. Протоиерей Иоанн Мейендорф вы­сказывает предположение, что спорный вопрос мог возник­нуть вследствие встречи с западной мыслью: Meyendorff: Christ, 200. Относительно связи между Собором 1166 г. и Западом см.: Classen. Konzil.

_____________ Триадологическая полемика _____________

ных свидетельств25, обсуждалось несколько интерпре­таций Ин. 14:2826, а именно:

1) Отец больше Сына, потому что Он — "причина" (αιτία) Единородного Сына;

2) Христос говорит "Отец Мой более Меня", подра­зумевая Свое человеческое рождение или, в частно­сти, воспринятую Им на Себя человеческую плоть27;

3) Христос говорит это в отношении Своего истощания (κένωσις)28;

4) Христос говорит это, воздавая честь Своему Отцу29.

5) Христос говорит эти слова не от Своего лица, но от лица всего человечества30;

6) слова Христа следует понимать в соответствии с различием, которое существует κατ' έπίνοιαν ("мысленно") между Отцом и Сыном.

_________________________

25 См. эдикт императора Мануила в PG 133, 773-781; Дея­ния соборов 1166-1170 у Petit. Documents, 479-492. Ср. Σάκ-κος. Πατήρ, II, 120-186; Gouillard. Synodikon, 472-571 [75-81].

26 См. Мануил. Эдикт, 2 (776 BD]. См. также акты Синода 1166 г. у Саккоса: Σάκκος. Πατήρ, II, 120-122, 137-153, 156ff.

27 Интерпретация имеющая в виду плоть Христову, встреча­ется у Амфилохия Иконийского (см. выше). Ср. также Гри­горий Нисский. Слово против Ария и Савеллия [82] и др.

28 Ср. Фотий. Послание 176 [18-25]; Иларий Пиктавий-ский. О Троице, 9, 51 [429]. См. также: Σάκκος. Πατήρ, II, 116-126.

29 Ср. Епифаний Кипрский. Якорь, 17 [26]. Ср. Кирилл Александрийский. Сокровищница, 11 [152 А].

30 Такое истолкование идет от Григория Богослова, по мне­нию которого Христос, говоря о Себе "уничижительно", представляет человеческий род, т.е. говорит как бы не от Своего лица, но от лица воспринятого Им на Себя человече­ства: см. Григорий. Слово 30, 4, 26 [234].

 

 

______________________ Глава V _____________________

Только первые две интерпретации были одобрены Со­борами как православные31; четвертую не одобрили, но и не осудили; третья, пятая и шестая были осуждены.

Подробное рассмотрение причин, по которым эти три интерпретации, восходящие к святоотеческим тол­кованиям, были осуждены на Соборах 1166-1170 гг., не имеет прямого отношения к главной теме нашей работы32. Нас в данном случае интересует, прежде всего, шестое толкование, где упоминается разделение κατ" έπίνοιαν, так как именно термин έπίνοια употреблен Стефаном Никомидийским в вопросе, заданном Симео­ну.

Выражение κατ' έπίνοιαν встречается, среди прочих авторов, у Иоанна Дамаскина, который говорит, что некоторые выражения Евангелия о Христе следует по­нимать "в соответствии с мысленным разделением (δια την κατ' έπίνοιαν διαίρεσιν), то есть если мысленно (τη έπινοία) разделить то, что неделимо в действительности (τη αλήθεια)..."33 Впрочем, Ин. 14:28 не включен Иоан­ном Дамаскиным в число таких выражений. Иоанн Дамаскин был далеко не первым, кто употребил тер­мин κατ' έπίνοιαν: этот термин восходит к Отцам IV-VI веков, которые пользовались им для описания различ­ных аспектов искупительного дела Христа Спасите­ля34.

________________________

31 См. Gouillard. Synodikon, 482-487 [75] и 519-521 [79].

32 Подробное обсуждение см. в: Σάκκος. Πατήρ, Ι, 116-133.

33 Точное изложение православной веры, 4, 18, 106-107 [216].

34 См. Lampe. PGL, 528. Афанасий противопоставляет Ария, который "ограничивает термин Слово мысленным значени­ем", Дионисию, который называет Христа истинным Богом "по природе": Изречения Дионисия, 24 [516 В]. Григорий Богослов пользуется этим выражением, когда говорит, что имена, которые мы даем Богу, различны в соответствии с содержанием (έπίνοια) спора: Слово 26, 13, 18-19 [204]. Ле-

 

_______________________оему От- ____________________________ _____________ Триадологическая полемика _____________

Разница между учениями Иоанна Дамаскина и ере­тиков XII века заключается в том, что первый предла­гает разделение κατ' έπίνοιαν в сослагательном накло­нении — как возможный богословский метод, в то время как по мысли еретиков различие между Божест­вом и человечеством во Христе или даже различие между Отцом и Сыном существует κατ' έπίνοιαν, т.е. это различие воображаемое, а не действительное. И Эдикт императора Мануила и Синодикон выступают против тех, кто говорит, что различие между челове­ческой плотью Христа и Его Божественной природой можно видеть "только мысленно" (κατά ψιλήν έπίνοιαν)35. Определение Собора 1170 года также упо­минает мнение, что Отец больше Сына "в соответст­вии с мысленным разделением (δια την κατ' έπίνοιαν διαίρεσιν)"36. Синодикон отдельной строкой анафематствует тех, кто считает, что человеческая плоть Хри­стова обладала физическими свойствами лишь мыс­ленно (κατά ψιλήν έπίνοιαν), а не на деле37: такое по­нимание близко к докетизму. Следовательно, хотя термин κατ' έπίνοιαν встречается у православных От­цов, спор в 1166-1170 вращался вокруг его ошибочного понимания и еретического применения38.

онтий Византийский утверждает, что "человечество Хри­ста... отделено от Его Божества в мысли, а не на деле (έπινοία και ουκ ενεργεία)": Главы против Севира [1973 С]. Во всех этих случаях термин κατ' έπίνοιαν ("мысленно") служит антонимом ката φύσιν ("по природе") или κατ' ένεργειαν ("на деле", "в действительности").

________________________________________________________

35 См. "В чем Отец больше Христа?", 7 [781 A]; Gouillard. Synodikon 523-526 [79].

36 Petit. Documents, 481.

37 Gouillard. Synodikon 529-530 [79].

38 В цитированном выше отрывке Иоанна Дамаскина (Точное изложение православной веры, 4, 18) разделение "в мысли" (κατ' έπίνοιαν) предложено в сослагательном наклонении ("если в мысли разделить..."), в то время как еретики XII

 

 

 

 

______________________ Глава V _____________________

Если мы теперь обратимся к Симеону, который по времени стоит между, с одной стороны, триадологическими и христологическими спорами IV-VI веков, а с другой, разногласиями 1160-х годов, хотя намного ближе к последним, мы увидим, что многовековая борьба вокруг Ин. 14:28 нашла отражение в его Бого­словских Словах. В них Симеон сначала критикует тех, кто "повторяет сказанное в древности против ере­тиков и переданное письменно боговдохновенными От­цами"39. Затем Симеон излагает учение своего против­ника:

 

"По тому одному, говорит, Отец больше Сына, что Он является причиной (αίτιος) существования Сына"... Вот каково новое суесловие и безумное бо­гословие тех, кто не знает причину, по которой так говорилось богословами против еретиков. Ибо не имея достаточной силы, чтобы осмыслить написан­ное, они суемудрствуют...40

Итак, оппонент Симеона не говорит ничего нового, а лишь повторяет интерпретацию Ин. 14:28, предло­женную Василием Великим и некоторыми другими От­цами IV века; и Симеон это признает. Однако он убе­ждает читателя в том, что, хотя в прошлом были при­чины говорить о Боге таким именно образом, это было вызвано необходимостью бороться с арианами и долж­но пониматься в контексте анти-арианской полемики:

 

Если неделима была, есть и будет всегда Пресвя­тая Троица, приведшая все из небытия, то кто же научил, кто измыслил меры и степени, первое и

_______________________

столетия превращали это положение в богословскую док­трину.

30 Theol, l, 6-7

40 Theol. 1, 13-20

 

 

____________ Триадологическая полемика _____________

второе, большее и меньшее в Ней? Кто выдвинул [такое учение] о невидимых, непознаваемых, всяче­ски неисследованных и непостижимых? Ибо во все­гда соединенных и всегда самотождественных не­возможно одному быть прежде другого. Если же хо­чется тебе говорить, что Отец прежде Сына как от Него родившегося... то скажу тебе и я, что Сын прежде Отца, потому что если бы Он не был рож­ден, то и Отец не назывался бы Отцом. Если же ты всячески ставишь Отца впереди Сына и называешь Его первым как причину рождения Сына, то я отри­цаю и то, что Он — причина Сына. Ибо ты подаешь мысль, что Сына не было прежде, чем Он родился... Но, как сказано, всегда соединенные и всегда само­тождественные не могут быть причиной одно друго­го41.

При чтении этого текста создается впечатление, будто Симеон отвергает одну из православных интер­претаций Ин. 14:28. На самом деле далее он признает, обращаясь к традиционным сравнениям, что Отец есть причина Сына, подобно тому, как ум есть причина слова, источник — потока, а корень — ветвей, но это вовсе не означает, будто Отец "больше" Сына в ариф­метическом смысле4''. Симеону гораздо ближе интер­претация Ин. 14:28 со ссылкой на человеческую при­роду Христа. В своем отрицании первого толкования Симеон близок к Амфилохию Иконийскому, который в своей проповеди на слова "Отец Мой более Меня" (о которой шла речь выше) утверждал, что только в мире людей тот, кто рождает, больше того, кто рождается, тогда как в мире Божественном дело обстоит совер­шенно иначе. Именно эти мысли развивает Симеон, когда делает упор на непостижимость Божественной

_____________________________________________________

41 Theol. l. 27-48.

41 Theol. l, 72-75.

 

_______________________ Глава V _________________

природы, и, как следствие, невозможность обсуждения того, что является сокровенной тайной бытия Троицы:

 

Ибо, говоря о телесном рождении, мы называем отца причиной рожденного сына. [Когда же речь идет] о Божественных не-бытийном бытии (ανυπάρ­κτου υπάρξεως), не-рожденном рождении (άγεννητου γεννήσεως), не-ипостасной ипостаси (ανυπόστατου υποστάσεως) и сверх-сущностном существовании (ΰπερουσίου οΰσιώσεως)... то кто говорит о первом, тому необходимо потом назвать второе и третье... Ибо измерять неизмеримое, произносить неизречен­ное и изъяснять неизъяснимое рискованно и опас­но43.

Такое внезапное обращение к подчеркнуто апофатической терминологии в духе Дионисия Ареопагита по­казывает, что Симеон был не склонен пускаться в про­странные изыскания по поводу термина "причина". Он, вероятно, считал, что давно прошло то время, когда подобные споры имели смысл. В самом деле, в IV веке христианская доктрина находилась еще в процессе формирования, и от того, насколько верно были подоб­раны триадологические и христологические термины, зависела судьба Православия. Напротив, в XI веке догматическое учение Церкви было полностью устояв­шимся, и споры на терминологические темы могли ин­тересовать только разного рода "суесловов", бездумно "повторяющих сказанное в древности против ерети­ков". Хорошо зная традиционную догматическую тер­минологию, Симеон умел при необходимости ею вос­пользоваться. Однако он определенно предпочитал не притягивать человеческие слова и образы к Божест­венным реальностям: именно поэтому он избегал гово-

_____________________________________

43 Theol. 1,64-72. 246

 

 

__________ Триадологическая полемика _____________

рить об Отце как "причине" Сына, что, по его мнению, не имеет смысла вне контекста анти-арианских споров.

Нам представляется, что в своей триадологической полемике Симеон как бы суммирует все сказанное предшествовавшими богословами и показывает, что из всего этого имело ценность в рамках определенной по­лемики в прошлом, а что сохраняет ценность и для на­стоящего времени. Ему намного ближе апофатический подход, чем любая попытка объяснить Божественное в катафатических выражениях. Его оппонент, к которому обращены Богословские Слова, как будто не выражает еретических взглядов, а лишь придает чрезмерное зна­чение некоторым выражениям — вполне традицион­ным, но взятым вне исторического контекста и обсуж­даемым в рационалистическом ключе. Именно этот ра­ционализм, а не определенные истолкования Ин. 14:28, составляет сердцевину спора: Симеон считает его опасным отклонением от Православия и борется с ним. История доказала правоту Симеона: все попытки ра­ционально объяснить Ин. 14:28 были позднее, а имен­но в XII столетии, осуждены Церковью.

5. "Как ты отделяешь Сына от Отца?.."

 

Чтобы прояснить суть триадологического спора ме­жду Симеоном и Стефаном Никомидийским, нужно взглянуть на 21-й Гимн, где Симеон отвечает на по­ставленный ему митрополитом вопрос: "Как ты отделя­ешь Сына от Отца, мыслью (έπινοία) или делом (πράγματι)?"44 Термин έπίνοια сразу же привлекает на­ше внимание: как мы говорили выше, у этого термина была долгая история в святоотеческом словоупотреб­лении.

_____________________

44 Житие 75, 16-17,

_________________ Глава V _________________

Вопрос Стефана, по всей вероятности, отражает терминологическую полемику, которая велась в то время в Константинополе. Но какой ответ ожидался от Симеона? Вопрос поставлен таким образом, что в лю­бом случае, — ответит ли он "мыслью", или ответит "делом", — его можно заподозрить в ереси. Если Си­меон признает, что отделяет Сына от Отца "делом", т.е. "в действительности" можно обвинить его в том, что он, подобно арианам, считает Отца и Сына разно-природными. Если же он выскажется за "мысленное" отличие, его можно обвинить в ереси Савеллия, кото­рый учил, что "есть только одно-единственное Сущест­во, именуемое Сыноотец; не Один происходит от Дру­гого, но Сам из Себя, номинально лишь именуемое Отцом и Сыном, смотря по перемене имен"45.

Симеон, однако, дает весьма сбалансированный от­вет, указывая на неправильность постановки вопроса. Он отвечает митрополиту в форме молитвы ко Христу, как бы подчеркивая тем самым, что вопрос митрополи­та даже и не заслуживает прямого ответа:

 

Ты исполнил Твое домостроительство

И сделал тленного подобным Тебе

Богом, Ты — Бог пребезначальный,

Сопребывающий естеством с Богом собезначальным,

Сыном и Словом, рожденным от Тебя,

Не мыслью (ουκ έπινοία) отделенным от Тебя,

Но делом (πράγματι) неотделимым от Тебя.

Если же и отделяется Он, то не естеством (φύσει),

А скорее ипостасью (ύποστάσει) или лицом (προσώπφ);

Ибо делом (πράγματι) — свойственно говорить

нечестивым и безбожным, Мыслью же (έπινοία) — совершенно омраченным46.

______________________________

45 Цитируется по: Ипполит Римский. Опровержение всех ересей, 9, 10, 11 [244-245].

46 Hymn 21.23-34.

 

 

 

_____________ Триадологическая полемика _____________

Далее Симеон переносит спор в область богослов­ского метода и неоднократно возвращается к положе­нию о том, что различия между Ипостасями Святой Троицы — вне пределов человеческих слов и понима­ния. Только те, говорит он, кто просвещен благодатью Святого Духа, могут принять откровение от Отца, "что Сын рождается неотделимо, как Он один знает"47. Вместо бесполезных дискуссий лучше бы тебе, человек (подразумевается Стефан), молиться Богу в надежде, что тогда "поймешь благодать Духа, что, и отсутствуя, Он присутствует" силой [Своей], и присутствуя, не ви­дится естеством Божественным, но пребывает везде и нигде"48. Возвращаясь к традиционным святоотеческим сравнениям, Симеон так говорит о Сыне:

 

Как Он происходит? Как слово (λόγος) из ума.

Как отделяется? Как голос от слова (λόγου).

Как воплотился? Как слово (λόγος) написанное49.

 

Эти сравнения, впрочем, нужны лишь тем, кто "отыскивает странные примеры, мысли и предметы (ότι ζητοΰσι παραδείγματα ξένα, έπινοίας τε και πράγματα)", совершенно неадекватные, когда речь идет о Божест­венной природе50. Симеон переходит к теме полной невыразимости Бога, Который "живет во свете непри­ступном" (1 Тим. 6:16) и Который "мрак сделал покро­вом Своим" (Пс. 17:12), так что никто не может по­стичь Его, даже Павел, восхищенный на небо и слы­шавший там неизреченные Божественные глаголы, "которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12:4)51.

________________________________

47 Hymn 21, 108-110.

48 Hymn 21, 149-152.

49 Hymn 21, 235-237.

50 Hymn 21, 238-246.

51 Hymn 21, 262; 290-291.

 

 

 

________________________ Глава V ________________________

А "новые еретики", в отличие от Павла, претендуют на то, что постигают Божественную природу:

 

Кто не содрогнется и кто не восплачет

Об ослеплении и помрачении ныне говорящих

И заново предлагающих поистине странный выбор

(αίρεσιν),

Который низвергает в одну пропасть всех —

Вопрошающих и вопрошаемых.

Ибо мыслью ли они отделяют Слово,

Или делом — зломудренно заблуждаются,

С обеих сторон впадая в ересь (αίρεσιν),

Ведь отделять "делом" значит отсекать Слово [от Отца],

"Мыслью" же — наоборот, сливать Его,

Словно бы Оно вовсе [от Отца] не отделялось52.

Итак, Симеон обвиняет Стефана Никомидийского в ереси. В чем, собственно, заключается эта ересь? В том, очевидно, что, как и оппонент Симеона в Бого­словских Словах, Стефан затевает терминологический спор, который не имеет целью прояснение и уточнение христианской догматики, а лишь направлен на то, что­бы уловить Симеона в сети богословских силлогизмов. Противник Симеона в Богословских Словах откапывал в анналах истории различные термины и формулы, ко­торые, вырванные из того контекста, где они имели смысл, теряли всякое значение. Стефан Никомидийский, оппонент Симеона в 21-м Гимне, тоже жонгли­рует терминами, лишившимися своего первоначального смысла. Обоих оппонентов Симеона сближает то об­стоятельство, что они пытаются рационально объяс­нить тайну Троицы. И оба предлагают искусственный "выбор" (именно таков первоначальный смысл слова αίρεσις). Ересь как раз и заключается в том, что чело­век "выбирает", т.е. изымает из контекста, вырывает

 

 

________________________

52 Hymn 21, 302-311. 250

 

 

 

 

_____________ Триадологическая полемика _____________

из Традиции тот или иной богословский термин и ис­пользует его в целях, чуждых Христовой истине.

Оставшуюся часть Гимна Симеон посвящает сове­там своему вопрошателю "познать себя", "поведать о себе"53, вникнуть в себя самого или лучше философст­вовать о себе самом и о том, что относится к нему са­мому54, чтобы через это, а также через созерцание природы прийти в покаяние и познание Бога. Эти тра­диционные для аскетической литературы темы55 автор развивает здесь в выражениях, очень напоминающих "Слова о богословии" Григория Богослова и трактат "О непостижимости Божией" Иоанна Златоуста.

Анализ триадологической полемики, содержащейся в сочинениях Симеона, показывает, что, во-первых, он хорошо знаком с догматической литературой Восточ­ной Церкви; он обращается к традиционным истолко­ваниям и триадологическим сравнениям, восходящим к ранним Отцам. Во-вторых, обсуждая вопросы Божест­венного бытия, он предпочитает апофатические выра­жения и отказывается от всякой попытки изложить взаимоотношения между Ипостасями Святой Троицы в рациональной форме: ересь, против которой он высту­пает, есть ничто иное, как богословский рационализм. В-третьих, отстаивая апофатический подход к трини-тарным темам, Симеон фактически защищает тради­цию таких авторов, как Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Дионисий Ареопагит, которые придавали большое значение теме непостижимости Божией56, хо­тя каждый развивал ее по-своему.

Нужно также отметить тот факт, что богословская терминология, которой пользуется Симеон для выра­жения своих мыслей, весьма сбалансирована и точна,

_____________________________

53 Hymn 21, 312-313.

54 Hymn 21, 391-392.

55 Ср. Neyrand. SC 174, 155 (прим. 2).

56 См. наши рассуждения в Главе VI.

 

 

 

_________________ Глава V___________

даже в Гимнах, где можно было бы ожидать более сво­бодное словоупотребление из-за необходимости впле­тать богословские термины в определенный поэтиче­ский размер. Как нам кажется, 21-й Гимн и три Бого­словские Слова — прекрасные примеры того, что Си­меон способен выражать догматические идеи и вести полемику со своими оппонентами на высоком бого­словском уровне.

 

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

 

СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.146 с.)