Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Годичный круг церковных праздников у преподобного Симеона
Идея освящения реальности изначально была основополагающим принципом как седмичного богослужебного цикла, так и годичного круга церковных праздников. Если Божественная Литургия является центральным событием богослужебных суток, а воскресный день — главным днем седмицы, то праздник Святой Пасхи является центром всего годового богослужебного цикла. В студийской традиции праздники играли важную роль, задавая ритм всему распорядку монастырской ___________________________ 135 Eth. 14, 281-289.
__________ Преподобный Симеон и богослужение __________ жизни на целый год. Ко времени Феодора годовой богослужебный круг развился в византийской Церкви.настолько, что почти каждый день был посвящен празднику или памяти какого-либо святого. "Вчера мы восхваляли святого Златоуста; сегодня восхваляем приснопамятного Ефрема, а завтра будем восхвалять другого святого", — говорит Феодор в поучении на 28 января136. Жизнь в монастыре описывается им как непрестанный переход "от праздника к празднику"137. В отличие от ранних монашеских текстов, которые почти обходят молчанием тему праздников138, в сочинениях Феодора эта тема занимает весьма значительное место. Учение Феодора о христианских праздниках можно свести к следующим двум наиболее характерным идеям. Во-первых, церковные праздники, в отличие от мирских праздников, предназначены не для насыщения ________________________________ 136 Малое Оглашение, 42. Ипотипосис, 29 [PG 99, 1716 А] особо упоминает "дни когда есть память святого". Однако это не означает, что были дни без памяти святых; речь в Ипотипосисе скорее всего идет о так называемых "великих святых", память которых считалась праздником. 137 Малое Оглашение, 34. 138 Если в них упоминаются праздники, то часто с той же иронией, с какой говорится о "тропарях и канонах" (см. выше). Павел Эвергетидский отводит одну главу своей антологии монашеских текстов праздникам: главная тема избранных мест из Геронтикона ("Изречений старцев") - необходимость воздержания в праздничные дни. Мы узнаем характерную ироничную интонацию: "Мирянам и богатым, но не монахам, позволительно поститься сорок дней, то есть в Великий Пост, и давать послабление и отдых в течение пятидесяти дней, то есть в Пятидесятницу. Также петь тропари и каноны и распевать напевы - дело мирских священников и прочих людей [но не монахов]": Εύεργετινός, 19, 5 [2, 249].
________________________ Глава II ________________________ тела и не для отдыха139, но для пользы души и вдохновения к добродетельной жизни. Каждый праздник установлен ради того, чтобы дать нам возможность опытно пережить стоящую за ним реальность. Если вспоминается некое событие из жизни Иисуса Христа, значит, это событие каким-то образом присутствует в нашей жизни. "Радостью радуемся, — говорит Феодор, — когда наступает праздник Господень. И это естественно, поскольку мы просвещаемся, созерцая (άναθεφροϋντες) таинство, в честь которого установлен праздник"140. Деепричастие άναθεωροϋντες родственно термину θεωρία, имеющему в данном контексте тот же смысл, что и в святоотеческом учении о Священном Писании: θεωρία означает внутренний смысл, внутреннее содержание. Если день посвящен святому, мы углубляемся в созерцание его жизни, дабы подражать его добродетелям141. Во-вторых, Феодор обычно подчеркивает вневременной характер каждого христианского праздника. Церковный календарь — своего рода отражение вечного во временном: реальность праздника не зависит от его даты. В середине Великого Поста Феодор говорит: Почему так напряженно желаем мы достичь этой Пасхи, которая приходит и уходит? Разве не это же мы совершаем многие годы?.. Что же, скажешь, разве не желанна Пасха? Конечно, желанна... Но еще желаннее ежедневно совершаемая Пасха (то καθ' έκάστην ήμέραν έπιτελούμενον πάσχα). А что это? Очищение грехов, сокрушение сердца, слезы умиления, чистота совести, умерщвление земных ___________________________________ 139 Феодор сравнивает со свиньями тех мирян, которые проводят праздники в развлечениях, сборищах, пирах и пьянстве: Малое Оглашение, 37. 140 Малое Оглашение, 26. 141 Малое Оглашение, 38. __________ Преподобный Симеон и богослужение __________ членов: блуда, нечистоты, страсти, злого вожделения...142
По окончании пасхального праздничного круга Фео-дор говорит: Пасха прошла, и празднование окончено, но радость и праздник, если пожелаем, не прошли, ибо подобает нам всегда радоваться и праздновать духовно... Как возможно сие? Если памятование страданий Спасителя нашего Христа всегда свежо в нас... Не говори: "Сейчас не Четыредесятница"143. Для трезвящегося всегда Четыредесятница144. Это учение о постоянном празднике, непрестанной Четыредесятнице и ежедневной Пасхе было полностью воспринято. Симеоном Новым Богословом. Из студийской традиции, к которой он принадлежал, он впитал в себя уважение к церковному календарю со всеми его праздниками и памятями святых. Некоторые из его Огласительных Слов, как и Слова Федора, связаны с текущим периодом годового круга, в частности, с Великим Постом и Пасхой. Иногда Симеон обращается к агиографическому материалу и приводит в пример добродетели святых; впрочем, ни одно Слово Симеона не посвящено памяти определенного святого, за исключением έγκώμιον ("похвалы") Симеону Студиту, о которой упоминает Никита, но которая до нас не дошла145. _______________________________ 142 Малое Оглашение, 67. 143 Четыредесятница (ή τεσσαρακοστή) — Великий Пост. 144 Малое Оглашение, 2. Ср. Там же, 23: "духовный праздник, который длится всю жизнь, который один и никогда не кончается". 145 Житие 72, 21-22. ________________________ Глава II ________________________ Симеон развивает свое понимание христианских праздников в 14-м Нравственном Слове, которое называется "О праздниках, и как следует совершать их". Начав с нападок на мирские празднества, Симеон затем весьма остро критикует великолепие и роскошь некоторых церковных церемоний: Не думай, что праздник заключается в ярких одеждах, гордых конях, драгоценных благовониях, свечах, светильниках и толпах народа... Что мне пользы, возлюбленный, если я не только зажгу множество свечей и светильников в храме и церкви верных, но даже смогу приобрести их [в таком количестве, чтобы свет их] был подобен солнцу на небе, и если вместо многих светильников я прикреплю звезды к своду храма и сделаю его новым небом и земным чудом, и еще к тому же буду радоваться этому свету, и люди будут восхищаться мною и восхвалять меня, а вскоре, когда все это угаснет, сам я буду оставлен во тьме?146 Что пользы, продолжает Симеон, если сегодня я пользуюсь благовониями, а завтра буду источать смрад плоти? "Христос не заповедал нам таким образом праздновать"147. Такое выразительное и ироничное описание константинопольского праздничного церемониала может навести на мысль о том, что Симеон вообще не одобрял церковное великолепие византийской столицы. Что как не Великая Церковь, Храм Святой Софии, имеется в виду, когда речь идет о великолепных шествиях с толпами людей и конным эскортом? Что как не византийский двор и придворная знать имеются в виду, когда Симеон описывает людей в ярких одеждах, упот- ____________________________________ 146 Eth. 14, 54-68. 147Eth. 14, 68-81. __________ Преподобный Симеон и богослужение __________ ребляющих благовония? Если вспомнить золотые мозаики, которыми были покрыты стены и своды византийских храмов и которые изображали солнечное сияние, если вспомнить, что мотив звездного неба часто использовался в украшении подкупольного пространства, символизировавшего небесный свод, мы поймем, что критика Симеона имела весьма конкретную направленность. Очевидно, что даже такие шедевры архитектуры и дизайна, как Храм Святой Софии, не трогали его сердце.
Однако Симеон не был бы истинным мистиком, если бы его учение о праздниках ограничивалось подобной критикой. Подчеркнув, что он не является принципиальным противником великолепных церковных церемоний и что он даже советует, чтобы празднования "совершались более торжественно", Симеон обращается к объяснению того, "что такое таинство праздника верных". Все в Церкви может быть понято символически. Храм, освещенный свечами, символизирует душу, освещенную добродетелями и просвещающую наши мысли. Благовония символизируют благодать Святого Духа. Толпы народа представляют ангельский лик, а церковная музыка — ангельское пение. Присутствующие в храме друзья, знакомые и представители городской знати символизируют сонм пророков, мучеников и всех святых148. Это ничто иное как θεωρία — мистическая интерпретация всех элементов храма в традиции Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника. Разница, как уже говорилось, заключается в том, что Симеон толкует символически не саму Литургию, но только храм и отдельные части его убранства. Взглянем теперь на два Огласительных Слова — одно относящееся к Великому Посту, другое — к Пасхе. Слово 14-е было произнесено в конце первой неде- ______________________ 148 Eth. 14. 83-153. ____________________________ Глава H ____________________________ ли Поста. Симеон начинает с того, что, возможно, ему следовало обратиться с этой проповедью к слушателям в предыдущую субботу, до начала Поста, но, поскольку ему известно, что в первую неделю и монахи и миряне постятся ревностно, он отложил свое слово до настоящего момента, когда вполне вероятно, что пост будет ослаблен или вовсе оставлен и люди "обратятся к прежним привычкам"149. Затем Симеон указывает на пользу поста для христианина: ...Этот врач душ наших у одного усмиряет разжжения и движения плоти, у другого укрощает раздражительность, у третьего отгоняет сонливость, у четвертого возбуждает готовность [к подвигам], у пятого, опять же, очищает ум и освобождает его от лукавых помыслов... Пост постепенно рассеивает и отгоняет духовную тьму и лежащий на душе покров греха, подобно тому, как солнце [рассеивает] туман. Пост позволяет нам умственно видеть духовную область150, где не восходит, но всегда сияет незаходи-мое солнце, Христос Бог наш151.
Далее Симеон говорит о посте как основании всех добродетелей и описывает свое впечатление от наблюдения за духовным состоянием монахов в течение первой недели Поста: "Мне казалось, что в это время монастырь населяли не люди, что в нем обитали ангелы, ибо я не слышал ни одного мирского слова, но лишь хвалы, которые мы приносили Богу"152. В великопостных Оглашениях Феодора Студита много сходных деталей. Он также обычно произносил ________________________ 149 Cat. 11,6-41. 150 Букв, "духовный воздух". 151 Cat. 11,49-66. 152Cat. 11, 116-120.
__________ Преподобный Симеон и богослужение __________ отдельную проповедь в конце первой недели Поста153. Он также описывал доброе духовное состояние людей в течение первой недели, когда "города и села успокаиваются от шума и болтовни, и вместо того повсюду возносятся псалмопение, прославление, моления и молитвы"154. Разница между Симеоном и Феодором, как обычно, заключается в том, что первый указывает на созерцание Христа в настоящей жизни как главную цель поста, тогда как второй обещает блаженную жизнь со Христом после смерти. В пасхальной проповеди Симеона (13-е Огласительное Слово) различие между ним и Феодором Студитом более очевидно. Симеон говорит здесь о "тайне Воскресения нашего Христа и Бога, которая всегда таинственно происходит". Как Христос после смерти сошел в ад и затем восстал из мертвых, таким же образом, когда мы, выйдя из мира, удаляемся в гроб покаяния и смирения, Христос сходит в наши тела, словно в гроб, и, соединяя Себя с нашими душами, восставляет их155. Таким образом, Воскресение Христово становится нашим собственным воскресением, когда душа, прежде мертвая, оживает. Это происходит с душой вполне ощутимо: Как не говорится, что мертвое тело живет, и не может жить, если не примет в себя живую душу и несмешиваемо с ней не смешается, так и душа одна сама по себе не может жить, если не соединена неизреченно и неслитно с Богом, Который поистине есть вечная жизнь. Прежде такого соединения сознанием, видением и чувством она мертва... Нет знания без видения, нет и видения без чувства... Если ________________________________________ 153 Ср. Малое Оглашение, 57. 154 Малое Оглашение, 54. 155 Cat. 13, 35-55. _________________________ Глава И _________________________ ум не придет в созерцание того, что превыше мысли, не почувствует он таинственного действия156. Как мы помним, Феодор Студит отождествляет воскресение души с очищением от грехов, умерщвлением страстей, и тому подобным157. Если у Феодора преобладают негативные выражения и приглушенные тона, то у Симеона мы находим его обычную обращенность к мистическим темам, например, видению Бога, осознанному ощущению Его благодати и созерцанию Божественного света: все это описывается в ярких красках и с присущей только Симеону непосредственностью. В 13-м Огласительном Слове Симеон дает мистическое толкование двух церковных песнопений: "Воскресение Христово видевше" и "Бог Господь и явися нам". Почему, спрашивает Симеон, мы не поем "Воскресению Христову веровавше" вместо "Воскресение Христово видевше", ведь на самом деле Христос воскрес тысячу лет назад, и даже тогда никто не видел, как именно это совершилось?
Неужели Божественное Писание (ή θεία γραφή) хочет, чтобы мы лгали? Отнюдь! Напротив, оно побуждает нас говорить истину — о том, что воскресение Христово происходит в каждом из нас, верующих, и не однажды, но так сказать ежечасно, когда Сам Владыка Христос восстает в нас, нося светлые одежды и блистая молниями бессмертия и Божества. Ибо светоносное пришествие Духа показывает нам... Воскресение Владыки, вернее же, дарует нам видеть Его Самого воскресшим. Почему мы и говорим: "Бог Господь и явися нам"... Когда это случается с нами благодаря Духу, [Христос] восставляет нас из мертвых, животворит и дает нам _______________________________ 156 Cat. 13,68-79. 157 См. выше цитату из Малого Оглашения, 67. __________ Преподобный Симеон и богослужение __________ видеть в себе Его, бессмертного и неразрушимого158. Отметим, что при толковании богослужебных текстов Симеон применяет точно тот же метод, какой применял при экзегезисе Священного Писания: он анализирует буквальный смысл, затем дает мистическое его истолкование, опираясь на собственный внутренний опыт. Не случайно Симеон в цитированном тексте называет богослужебные песнопения "Божественным Писанием". * Итак, с точки зрения Симеона, существует тесная связь между богослужением и мистической жизнью христианина: последняя невозможна без первого, как и первое без последней159. Таким образом, богослужение составляет неотъемлемую часть духовности Симеона. Оно также является важной составной частью его бо- ________________________________-- 158 Cat. 13, 105-121. 159 Наша точка зрения совершенно противоположна мнению некоторых ученых, будто "прямое мистическое общение с Богом", проповедуемое Симеоном и позднейшими исихаста-ми, "было в явном противоречии с православным богослужением, которое ассоциируется с таинствами Церкви и иконопочитанием": Kazhdan — Constable. Power, 91. Напротив, как мы увидим далее, православное богослужение в целом и таинство Евхаристии в частности, наряду с таинством Крещения, составляли основу мистицизма Симеона (см. Главу VIII) Что же до почитания икон, то оно также является неотъемлемой частью его мистицизма: ср. его описание мистического видения света, которое произошло сразу же после поклонения иконе Пресвятой Богородицы (Euch. 2, 265-269); ер. также публичную защиту почитания икон Симеона Студита, описанную Никитой в Житии 87, 21 — 93, 11 (см. цитату в Главе V).
__________________________ Глава II _________________________ гословия, которое можно определить как "литургическое", или "евхаристическое", поскольку оно глубоко укоренено в опыте, приобретенном Симеоном через богослужение. Мы находим у Симеона взаимозависимость между богословием и богослужением, характерную и в целом для всего православного Предания160. Отмечая церковные праздники, за каждой литургией принимая святые Тайны, посещая прочие ежедневные богослужения и вслушиваясь в литургические тексты, Симеон в полной мере участвовал в ιστορία византийской Церкви своего времени. Вместе с тем он постоянно стремился восходить от земной реальности Церкви к ее θεωρία: от великолепия праздничной службы к тому, что она символизирует; от буквального смысла литургических текстов к их внутреннему содержанию; от материального хлеба Евхаристии к обоженному Телу Христову и приобщению этому Телу "в созерцании и сознании". ________________________________________ 160 Об этой взаимозависимости см. Schmemann. Tradition, 49-88.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.029 с.) |