Литургия и Причастие. Как часто монахи причащались? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литургия и Причастие. Как часто монахи причащались?



В монастырях IV-V столетий Божественная Литур­гия совершалась не каждый день. Например, в египет­ских общежительных обителях святого Пахомия Ли­тургия совершалась дважды в неделю: вечером в суб­боту и в воскресенье до полудня59. Нет ясных свиде­тельств о том, как часто причащался Антоний Великий и отшельники его круга: предположительно, они при­ступали к святым Тайнам всякий раз, когда тому пред­ставлялся случай или возможность, то есть нерегуляр­но60. К началу ΥΠ века общепринятым монашеским обычаем стало принятие Святых Тайн каждое воскре­сенье: в "Луге Духовном" мы постоянно встречаем упоминания о такой практике61.

Несмотря на разнообразную практику, в раннем мо­нашестве существовала и мысль о ежедневном прича­щении: она встречается весьма часто как в восточных, так и в западных источниках. Слова Молитвы Господ­ней "Хлеб наш насущный даждь нам днесь" (Мф. 6:11) нередко истолковывались как указание на ежедневное принятие Святых Даров62. Василий Великий говорит,

_________________________________

59 Veilleux. Liturgie, 228-235.

60 Hertling. Antonius, 80ff.

61 Иоанн Моск. Луг духовный, 4; 28; 79; 86; 106; 161; 177. Иоанн Мосх также упоминает обычай, существовавший в Антиохии, причащаться один раз в год, в Великий Четверг: см. Луг духовный, 79. Этот обычай, как кажется, установил­ся там достаточно рано: уже в IV веке Иоанн Златоуст об­ращается с упреками к тем антиохийцам, которые причаща­ются лишь раз в год: см. Беседы на 1-е Послание к Тимо­фею, 5, 3 [529-530].

Киприан Карфагенский. О молитве, 18 (280); Кирилл Ие­русалимский. Слова тайноводственные, 5, 15 [162].

__________________________ Глава II _______________________

что "хорошо и полезно приобщаться каждый день", отмечая при этом, что в Каппадокии обычно приобща­ются четыре раза в неделю63. Августин говорит о еже­дневном (quotidie) причащении64. В "Истории египет­ских монахов" пресвитера Руфина есть описание не­большой монашеской общины аввы Аполлония в Егип­те, где все монахи принимали Причастие ежедневно около девятого часа (т.е. в три часа по полудни)65.

Как часто совершалась Литургия в константино­польских монастырях во времена Симеона и как часто монахи причащались? Насколько позволяют заключить "Житие Симеона" и его собственные сочинения, и в Студийской обители и в монастыре св. Мамаса Литур­гия совершалась часто, хотя и не ежедневно. Мы не можем сказать, когда именно частое совершение Ли­тургии вошло в студийскую практику; во всяком случае, после Феодора Студита оно стало традицией66.

Что же касается того, как часто причащались мона­хи во времена Симеона, то в этом вопросе меньше яс­ности. Причастие было важным элементом духовной жизни Феодора Студита. Он сам принимал Святые Тайны ежедневно и советовал другим причащаться часто67. В дисциплинарных правилах Феодора неодно­кратно упоминается причащение. Одно их этих правил предписывает епитимию инокам, которые "уклоняются от дня Литургии"68; другое предусматривает наказание тем, кто добровольно уклоняется от причащения69. В

_______________________

63 Письмо 93 [203-204]. Говоря "мы приобщаемся четырежды в неделю", Василий, возможно, имеет в виду и себя и жите­лей Каппадокии.

64 Толкование на Евангелие от Иоанна, 16, 15, 35 [267].

65 Руфин. История египетских монахов, 7, 13, 4 [302].

66 Ср. Salaville. Messe, 282-298.

67 Письмо 555 [849].

68 Запрещения, 2, 31 [1753 А].

69 Там же, 1, 10 [1733 D].

 

 

__________ Преподобный Симеон и богослужение __________

одном месте Феодор укоряет тех, кто не причащается дольше сорока дней без основательной причины70. Весьма важным в этом отношении является текст, в котором Феодор, сожалея о небрежном отношении мо­нахов к причащению, говорит: "Если в воскресенье еще приступают к таинствам, то когда собрание быва­ет в другой день, никто не подходит. Прежде даже в монастыре позволялось ежедневно причащаться же­лающим, ныне же весьма редко случается такое или и вовсе не встретишь этого нигде"71. Из писаний Феодора явно, что он поощрял частое причащение и что не­когда, — во времена, которые он помнил, — обычай ежедневного причащения был распространен; тем не менее, в его время уже было немало иноков, которые приступали к Святым Тайнам крайне редко.

Нет достаточных оснований утверждать, что Литур­гия совершалась ежедневно в монастырях студийской традиции. Тот факт, что Феодор причащался ежеднев­но, еще не означает, что практика ежедневного совер­шения Литургии стала нормой после его кончины. В студийских дисциплинарных правилах наряду с днями, когда служится Литургия, упоминаются и дни безли­тургийные72. В студийском Ипотипосисе мы находим упоминание об обычае принимать ευλογία (антидор)73 вместо Причастия: последование, известное под назва­нием "изобразительных", которое обычно читалось пе­ред Причастием, там предписывается читать перед

__________________________________

70 Там же, 2, 6 (1749 В].

71 Малое Оглашение, 107.

72 Как в цитированных выше Запрещениях, 2, 31.

73 Буквально "благословение", т.е. благословленный хлеб, иначе называемый в византийском обряде άντίδωρον (антидор), что значит "вместо [Святых] Даров". Это был простой хлеб, который отнюдь не считался "Причастием... под видом освященного хлеба", как кажется Д.Краусмюллеру: см. Krausmuller. Stoudios, 71.

 

________________________ Глава II ________________________

принятием антидора74. Диатипосис Афанасия Афон­ского повторяет это предписание75. Последнее вполне может означать, что ежедневное совершение Литургии не было общепринятым в Студийской обители в VIII-IX

веках.

Даже в XI веке ни ежедневное совершение Литур­гии, ни ежедневное причащение не было нормой'6. Интересен пример младшего современника Симеона, Павла Эвергетидского, игумена монастыря Пресвятой Богородицы "Эвергетиды" ("Благодетельницы") в Кон­стантинополе между 1048 и 1054 гг. Он был реши­тельным сторонником практики ежедневного причаще­ния: в своем сборнике святоотеческих текстов под на­званием "Эвергетинос" он предлагает подборку патри-стических текстов в поддержку такой практики77. Нам не известно, ввел ли Павел традицию ежедневного причащения в своем монастыре, и если да, то надолго ли эта традиция там сохранилась. В Типиконе Эверге-тидской обители, написанном преемником Павла Ти­мофеем, мы находим разноречивые свидетельства, ка-

____________________________________

74 Ипотипосис, 27 (PG 99, 1713 В]. Изначально изобрази­тельны были своего рода не-евхаристическим чином Прича­щения (менее торжественным, чем Литургия Преждеосвя-щенных Даров). Позднее эта служба была включена в евха­ристическую Литургию. В развитии изобразительных был также промежуточный этап, когда чин уже отделился от Причащения, но еще не вошел в евхаристическую Литургию: см. Mateos. Horologion, 66-68. Студийский Ипотипосис как будто отражает именно этот этап.

7 Дмитриевский. Описание, I, 1, 248. Диатипосис был на­писан Афанасием незадолго до смерти (не позднее первых лет XI в.): см. Taft. Athos, 183. Поскольку Диатипосис был основан на Студийском Ипотипосисе, он является важным свидетельством о литургической практике Студийского мо­настыря.

76 Ср. Herman. Kommunion, 210ff.

77 См. Εύεργετινός, 29 [4, 491-541].

 

 

__________ Преподобный Симеон и богослужение __________

сающиеся принятия Святых Тайн. Там встречается, например, следующий совет:

Подобает знать, что в других обителях, следую­щих уставу знаменитого Студийского монастыря, изобразительны не поются на Литургии; их поют после отпуста девятого часа, чтобы можно было принять антидор. Но мы, принимая Божественные Тайны почти ежедневно, решили совершать изобра­зительны келейно78.

Возможно, это замечание указывает на то, что, хотя в других монастырях практика ежедневного соверше­ния Литургии и причащения не устоялась, в монасты­ре Павла причащение, а возможно и совершение Ли­тургии было ежедневным.

С другой стороны, в том же Типиконе мы находим прямое воспрещение ежедневного причащения: "Непозволительно нам... причащаться каждый день... Нам бы того хотелось, но из-за человеческой немощи и затруднительности сего, мы не допускаем подобного". Однако автор разрешает монахам приобщаться один или три раза в неделю79. При чтении Типикона созда­ется впечатление, что в нем отразилась изначальная мысль Павла о ежедневном приобщении, но что его преемники попытались откорректировать его мысль в соответствии с существовавшей тогда практикой.

Следует отметить и другую деталь: в описываемую эпоху монахи не причащались за каждой Литургией, совершалась ли она ежедневно или нет. Хорошо из­вестно, что в ранней Церкви все присутствовавшие на Литургии приобщались Святых Христовых Тайн; те

____________________________

71 Дмитриевский. Описание, I, 1, 603. Тот факт, что изобра­зительны можно было совершать келейно, указывает, что ко времени Павла этот чин уже не был связан с Причащением.

72 Д митриевский. Описание, I, 1, 619-620.

________________________ Глава II ____________________

же, кто по той или иной причине не мог причащаться, оставляли храм вместе с оглашенными. Павел Эвергетидский ссылается на эту практику в заглавии одного из разделов своей антологии; любопытно, однако, что он не приводит ни одного восточного источника в под­тверждение ее и цитирует только западного автора — Григория Двоеслова, папу Римского80. Он как будто опять же пытается восстановить обычай, уже забытый к его времени. Как доказывает протопресвитер Алек­сандр Шмеман, в период создания "византийского ли­тургического синтеза" (с VII по X вв.) ритм принятия Причастия не совпадал с ритмом совершения Евхари­стии81: частота приобщения зависела уже не от часто­ты совершения Евхаристии, как было в ранней Церк­ви, а от личного благочестия каждого верующего. Да­же в монастырях, где Евхаристия совершалась еже­дневно, не все принимали Причастие за каждой Ли­тургией. В тот же период Литургия потеряла свой ха­рактер исключительной, праздничной службы, пред­вкушения "восьмого дня", и была включена в еже­дневное расписание монашеских служб. Шмеман свя­зывает все эти процессы с общим снижением евхари­стического благочестия в описываемый период82.

Такова была евхаристическая практика в констан­тинопольских монастырях, когда Симеон проповедовал свое учение о Евхаристии и пытался воплотить его в жизнь. Как уже было сказано, он сам принимал Свя­тые Тайны ежедневно с самого начала своей монаше­ской жизни, а после рукоположения взял себе за пра­вило ежедневного служить Литургию. В этом он сле­довал студийской традиции и, в частности, примеру преподобного Феодора Студита. В писаниях Симеона мы находим упоминания о ежедневном причащении.

______________________________________

80 См. Εύεργετινός, 35 [4, 542 ].

81 Schmemann. Introduction, 199.

82 Ibid., 198-201.

 

__________ Преподобный Симеон и богослужение __________

Церковь не может жить "не питаясь ежедневно (καθ' έκάστην) сверхсущностным хлебом", — говорит Симе­он83, интерпретируя о άρτος επιούσιος (Μφ. 6:11) как "хлеб сверхсущностный", который дает жизнь сущно­сти людей. "Блаженны те, кто питается каждый день Христом", — пишет он84. Симеон говорит о "Теле и Крови Господа нашего Иисуса Христа, которые мы ежедневно видим, вкушаем и пьем"85.

Тем не менее, мы не находим у Симеона прямого совета приобщаться ежедневно или ясного ответа на вопрос о том, как часто следует причащаться. Симеон как будто допускал присутствие на Литургии без при­чащения и не призывал к восстановлению древней практики приобщения за каждой Литургией, как то делал Павел Эвергетидский. Обращаясь к послушни­кам с наставлениями о том, как им надлежит вести се­бя за Литургией, Симеон заключает: "...Если ты дос­тоин и допущен, подходи со страхом и радостью к при­общению неизреченных даров"86. Быть допущенным означает получить разрешение от духовного отца; быть достойным предполагает приобщение с сознанием того, что человек принимает в себя истинного Бога87, а также с сокрушением и слезами. Совершенный может приобщаться ежедневно, говорит Симеон, цитируя ли­тургический возглас:

 

"Святая святым!"... Итак, что же? Кто не свят, тот и недостоин? Отнюдь. Но кто не исповедует ежедневно тайны сердца своего, кто не являет должное покаяние в них... кто не плачет всегда... тот недостоин. А делающий все это и проводящий

___________________________________

83 Eth. l, 6, 165-172.

84 Eth. 10, 790-791

85 Eth. 3, 433-435.

86 Cat. 26, 119-120.

87 Ср. Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон, 111.

 

 

 

________________________ Глава II ________________________

жизнь свою в стенаниях и слезах вполне достоин не только в праздник, но и каждый день, хотя и дерзко сказать, с самого начала своего покаяния и обраще­ния быть в Причастии этих Божественных Тайн88.

Тот же, кто не достиг этого состояния, должен при­общаться редко или вовсе воздерживаться от Причас­тия:

Воздержись от Божественных и страшных Тайн... пока не приобретешь внутри себя совершенно твер­дое отношение к злым делам греха... Когда увидишь, что пришел в такое состояние, тогда приблизься... приобщиться не хлеба и простого вина, но Тела и Крови Божиих и Самого Бога89.

Мы видим, что взгляды Симеона по вопросу о том, как часто надлежит причащаться, в целом совпадают со взглядами Феодора Студита: ежедневное причаще­ние возможно в идеале, но не может быть рекомендо­вано всякому верующему; самое важное — приступать достойно. Однако эту идею Симеон выражает с гораздо большей категоричностью, чем Феодор. Фактически, слова Симеона сводятся к следующему: став святым через покаяние, ты можешь приобщаться ежедневно; иначе не приобщайся вовсе, пока не станешь святым. Такой максимализм в высказываниях характерен для Симеона: можно предположить, что подобная манера выражения часто вводила в заблуждение некоторых его слушателей, неспособных в его категоричных ут­верждениях узнать традиционные понятия. Именно вследствие этого Симеон сумел нажить себе так много врагов.

________________________

88 Cat. 4, 604-616.

89 Ер. 2, 106-128 [Vatic, gr. 1782, лист 207. строка 24 — лист 207 на об., строка 8].

 

 

__________ Преподобный Симеон и богослужение __________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.235.24 (0.059 с.)