Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литургия и Причастие. Как часто монахи причащались?
В монастырях IV-V столетий Божественная Литургия совершалась не каждый день. Например, в египетских общежительных обителях святого Пахомия Литургия совершалась дважды в неделю: вечером в субботу и в воскресенье до полудня59. Нет ясных свидетельств о том, как часто причащался Антоний Великий и отшельники его круга: предположительно, они приступали к святым Тайнам всякий раз, когда тому представлялся случай или возможность, то есть нерегулярно60. К началу ΥΠ века общепринятым монашеским обычаем стало принятие Святых Тайн каждое воскресенье: в "Луге Духовном" мы постоянно встречаем упоминания о такой практике61. Несмотря на разнообразную практику, в раннем монашестве существовала и мысль о ежедневном причащении: она встречается весьма часто как в восточных, так и в западных источниках. Слова Молитвы Господней "Хлеб наш насущный даждь нам днесь" (Мф. 6:11) нередко истолковывались как указание на ежедневное принятие Святых Даров62. Василий Великий говорит, _________________________________ 59 Veilleux. Liturgie, 228-235. 60 Hertling. Antonius, 80ff. 61 Иоанн Моск. Луг духовный, 4; 28; 79; 86; 106; 161; 177. Иоанн Мосх также упоминает обычай, существовавший в Антиохии, причащаться один раз в год, в Великий Четверг: см. Луг духовный, 79. Этот обычай, как кажется, установился там достаточно рано: уже в IV веке Иоанн Златоуст обращается с упреками к тем антиохийцам, которые причащаются лишь раз в год: см. Беседы на 1-е Послание к Тимофею, 5, 3 [529-530]. Киприан Карфагенский. О молитве, 18 (280); Кирилл Иерусалимский. Слова тайноводственные, 5, 15 [162]. __________________________ Глава II _______________________ что "хорошо и полезно приобщаться каждый день", отмечая при этом, что в Каппадокии обычно приобщаются четыре раза в неделю63. Августин говорит о ежедневном (quotidie) причащении64. В "Истории египетских монахов" пресвитера Руфина есть описание небольшой монашеской общины аввы Аполлония в Египте, где все монахи принимали Причастие ежедневно около девятого часа (т.е. в три часа по полудни)65. Как часто совершалась Литургия в константинопольских монастырях во времена Симеона и как часто монахи причащались? Насколько позволяют заключить "Житие Симеона" и его собственные сочинения, и в Студийской обители и в монастыре св. Мамаса Литургия совершалась часто, хотя и не ежедневно. Мы не можем сказать, когда именно частое совершение Литургии вошло в студийскую практику; во всяком случае, после Феодора Студита оно стало традицией66.
Что же касается того, как часто причащались монахи во времена Симеона, то в этом вопросе меньше ясности. Причастие было важным элементом духовной жизни Феодора Студита. Он сам принимал Святые Тайны ежедневно и советовал другим причащаться часто67. В дисциплинарных правилах Феодора неоднократно упоминается причащение. Одно их этих правил предписывает епитимию инокам, которые "уклоняются от дня Литургии"68; другое предусматривает наказание тем, кто добровольно уклоняется от причащения69. В _______________________ 63 Письмо 93 [203-204]. Говоря "мы приобщаемся четырежды в неделю", Василий, возможно, имеет в виду и себя и жителей Каппадокии. 64 Толкование на Евангелие от Иоанна, 16, 15, 35 [267]. 65 Руфин. История египетских монахов, 7, 13, 4 [302]. 66 Ср. Salaville. Messe, 282-298. 67 Письмо 555 [849]. 68 Запрещения, 2, 31 [1753 А]. 69 Там же, 1, 10 [1733 D].
__________ Преподобный Симеон и богослужение __________ одном месте Феодор укоряет тех, кто не причащается дольше сорока дней без основательной причины70. Весьма важным в этом отношении является текст, в котором Феодор, сожалея о небрежном отношении монахов к причащению, говорит: "Если в воскресенье еще приступают к таинствам, то когда собрание бывает в другой день, никто не подходит. Прежде даже в монастыре позволялось ежедневно причащаться желающим, ныне же весьма редко случается такое или и вовсе не встретишь этого нигде"71. Из писаний Феодора явно, что он поощрял частое причащение и что некогда, — во времена, которые он помнил, — обычай ежедневного причащения был распространен; тем не менее, в его время уже было немало иноков, которые приступали к Святым Тайнам крайне редко. Нет достаточных оснований утверждать, что Литургия совершалась ежедневно в монастырях студийской традиции. Тот факт, что Феодор причащался ежедневно, еще не означает, что практика ежедневного совершения Литургии стала нормой после его кончины. В студийских дисциплинарных правилах наряду с днями, когда служится Литургия, упоминаются и дни безлитургийные72. В студийском Ипотипосисе мы находим упоминание об обычае принимать ευλογία (антидор)73 вместо Причастия: последование, известное под названием "изобразительных", которое обычно читалось перед Причастием, там предписывается читать перед
__________________________________ 70 Там же, 2, 6 (1749 В]. 71 Малое Оглашение, 107. 72 Как в цитированных выше Запрещениях, 2, 31. 73 Буквально "благословение", т.е. благословленный хлеб, иначе называемый в византийском обряде άντίδωρον (антидор), что значит "вместо [Святых] Даров". Это был простой хлеб, который отнюдь не считался "Причастием... под видом освященного хлеба", как кажется Д.Краусмюллеру: см. Krausmuller. Stoudios, 71.
________________________ Глава II ________________________ принятием антидора74. Диатипосис Афанасия Афонского повторяет это предписание75. Последнее вполне может означать, что ежедневное совершение Литургии не было общепринятым в Студийской обители в VIII-IX веках. Даже в XI веке ни ежедневное совершение Литургии, ни ежедневное причащение не было нормой'6. Интересен пример младшего современника Симеона, Павла Эвергетидского, игумена монастыря Пресвятой Богородицы "Эвергетиды" ("Благодетельницы") в Константинополе между 1048 и 1054 гг. Он был решительным сторонником практики ежедневного причащения: в своем сборнике святоотеческих текстов под названием "Эвергетинос" он предлагает подборку патри-стических текстов в поддержку такой практики77. Нам не известно, ввел ли Павел традицию ежедневного причащения в своем монастыре, и если да, то надолго ли эта традиция там сохранилась. В Типиконе Эверге-тидской обители, написанном преемником Павла Тимофеем, мы находим разноречивые свидетельства, ка- ____________________________________ 74 Ипотипосис, 27 (PG 99, 1713 В]. Изначально изобразительны были своего рода не-евхаристическим чином Причащения (менее торжественным, чем Литургия Преждеосвя-щенных Даров). Позднее эта служба была включена в евхаристическую Литургию. В развитии изобразительных был также промежуточный этап, когда чин уже отделился от Причащения, но еще не вошел в евхаристическую Литургию: см. Mateos. Horologion, 66-68. Студийский Ипотипосис как будто отражает именно этот этап. 7 Дмитриевский. Описание, I, 1, 248. Диатипосис был написан Афанасием незадолго до смерти (не позднее первых лет XI в.): см. Taft. Athos, 183. Поскольку Диатипосис был основан на Студийском Ипотипосисе, он является важным свидетельством о литургической практике Студийского монастыря. 76 Ср. Herman. Kommunion, 210ff. 77 См. Εύεργετινός, 29 [4, 491-541].
__________ Преподобный Симеон и богослужение __________ сающиеся принятия Святых Тайн. Там встречается, например, следующий совет: Подобает знать, что в других обителях, следующих уставу знаменитого Студийского монастыря, изобразительны не поются на Литургии; их поют после отпуста девятого часа, чтобы можно было принять антидор. Но мы, принимая Божественные Тайны почти ежедневно, решили совершать изобразительны келейно78. Возможно, это замечание указывает на то, что, хотя в других монастырях практика ежедневного совершения Литургии и причащения не устоялась, в монастыре Павла причащение, а возможно и совершение Литургии было ежедневным.
С другой стороны, в том же Типиконе мы находим прямое воспрещение ежедневного причащения: "Непозволительно нам... причащаться каждый день... Нам бы того хотелось, но из-за человеческой немощи и затруднительности сего, мы не допускаем подобного". Однако автор разрешает монахам приобщаться один или три раза в неделю79. При чтении Типикона создается впечатление, что в нем отразилась изначальная мысль Павла о ежедневном приобщении, но что его преемники попытались откорректировать его мысль в соответствии с существовавшей тогда практикой. Следует отметить и другую деталь: в описываемую эпоху монахи не причащались за каждой Литургией, совершалась ли она ежедневно или нет. Хорошо известно, что в ранней Церкви все присутствовавшие на Литургии приобщались Святых Христовых Тайн; те ____________________________ 71 Дмитриевский. Описание, I, 1, 603. Тот факт, что изобразительны можно было совершать келейно, указывает, что ко времени Павла этот чин уже не был связан с Причащением. 72 Д митриевский. Описание, I, 1, 619-620. ________________________ Глава II ____________________ же, кто по той или иной причине не мог причащаться, оставляли храм вместе с оглашенными. Павел Эвергетидский ссылается на эту практику в заглавии одного из разделов своей антологии; любопытно, однако, что он не приводит ни одного восточного источника в подтверждение ее и цитирует только западного автора — Григория Двоеслова, папу Римского80. Он как будто опять же пытается восстановить обычай, уже забытый к его времени. Как доказывает протопресвитер Александр Шмеман, в период создания "византийского литургического синтеза" (с VII по X вв.) ритм принятия Причастия не совпадал с ритмом совершения Евхаристии81: частота приобщения зависела уже не от частоты совершения Евхаристии, как было в ранней Церкви, а от личного благочестия каждого верующего. Даже в монастырях, где Евхаристия совершалась ежедневно, не все принимали Причастие за каждой Литургией. В тот же период Литургия потеряла свой характер исключительной, праздничной службы, предвкушения "восьмого дня", и была включена в ежедневное расписание монашеских служб. Шмеман связывает все эти процессы с общим снижением евхаристического благочестия в описываемый период82. Такова была евхаристическая практика в константинопольских монастырях, когда Симеон проповедовал свое учение о Евхаристии и пытался воплотить его в жизнь. Как уже было сказано, он сам принимал Святые Тайны ежедневно с самого начала своей монашеской жизни, а после рукоположения взял себе за правило ежедневного служить Литургию. В этом он следовал студийской традиции и, в частности, примеру преподобного Феодора Студита. В писаниях Симеона мы находим упоминания о ежедневном причащении.
______________________________________ 80 См. Εύεργετινός, 35 [4, 542 ]. 81 Schmemann. Introduction, 199. 82 Ibid., 198-201.
__________ Преподобный Симеон и богослужение __________ Церковь не может жить "не питаясь ежедневно (καθ' έκάστην) сверхсущностным хлебом", — говорит Симеон83, интерпретируя о άρτος επιούσιος (Μφ. 6:11) как "хлеб сверхсущностный", который дает жизнь сущности людей. "Блаженны те, кто питается каждый день Христом", — пишет он84. Симеон говорит о "Теле и Крови Господа нашего Иисуса Христа, которые мы ежедневно видим, вкушаем и пьем"85. Тем не менее, мы не находим у Симеона прямого совета приобщаться ежедневно или ясного ответа на вопрос о том, как часто следует причащаться. Симеон как будто допускал присутствие на Литургии без причащения и не призывал к восстановлению древней практики приобщения за каждой Литургией, как то делал Павел Эвергетидский. Обращаясь к послушникам с наставлениями о том, как им надлежит вести себя за Литургией, Симеон заключает: "...Если ты достоин и допущен, подходи со страхом и радостью к приобщению неизреченных даров"86. Быть допущенным означает получить разрешение от духовного отца; быть достойным предполагает приобщение с сознанием того, что человек принимает в себя истинного Бога87, а также с сокрушением и слезами. Совершенный может приобщаться ежедневно, говорит Симеон, цитируя литургический возглас:
"Святая святым!"... Итак, что же? Кто не свят, тот и недостоин? Отнюдь. Но кто не исповедует ежедневно тайны сердца своего, кто не являет должное покаяние в них... кто не плачет всегда... тот недостоин. А делающий все это и проводящий ___________________________________ 83 Eth. l, 6, 165-172. 84 Eth. 10, 790-791 85 Eth. 3, 433-435. 86 Cat. 26, 119-120. 87 Ср. Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон, 111.
________________________ Глава II ________________________ жизнь свою в стенаниях и слезах вполне достоин не только в праздник, но и каждый день, хотя и дерзко сказать, с самого начала своего покаяния и обращения быть в Причастии этих Божественных Тайн88. Тот же, кто не достиг этого состояния, должен приобщаться редко или вовсе воздерживаться от Причастия: Воздержись от Божественных и страшных Тайн... пока не приобретешь внутри себя совершенно твердое отношение к злым делам греха... Когда увидишь, что пришел в такое состояние, тогда приблизься... приобщиться не хлеба и простого вина, но Тела и Крови Божиих и Самого Бога89. Мы видим, что взгляды Симеона по вопросу о том, как часто надлежит причащаться, в целом совпадают со взглядами Феодора Студита: ежедневное причащение возможно в идеале, но не может быть рекомендовано всякому верующему; самое важное — приступать достойно. Однако эту идею Симеон выражает с гораздо большей категоричностью, чем Феодор. Фактически, слова Симеона сводятся к следующему: став святым через покаяние, ты можешь приобщаться ежедневно; иначе не приобщайся вовсе, пока не станешь святым. Такой максимализм в высказываниях характерен для Симеона: можно предположить, что подобная манера выражения часто вводила в заблуждение некоторых его слушателей, неспособных в его категоричных утверждениях узнать традиционные понятия. Именно вследствие этого Симеон сумел нажить себе так много врагов.
________________________ 88 Cat. 4, 604-616. 89 Ер. 2, 106-128 [Vatic, gr. 1782, лист 207. строка 24 — лист 207 на об., строка 8].
__________ Преподобный Симеон и богослужение __________
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.235.24 (0.059 с.) |