Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы и элементы богослужения в раннем монашестве
В монашеской традиции, с самого ее зарождения, слова апостола Павла "Непрестанно молитесь" (1 Фес 5:17) понимались буквально: в соответствии с ними был организован распорядок дня монахов. Этот распорядок включал участие в храмовом богослужении, личную келейную молитву и "телесный труд", во время которого монаху не следовало прерывать внутреннее молитвенное предстояние Богу2. Библейское выражение "ходить перед Богом" (Быт. 5:22; 6:9 и др.) и монашеской традиции понималось в том смысле, что монах должен проводить жизнь, целиком ориентире ванную на Бога, то есть пребывать в непрестанном памятовании о Боге и исполнении Его заповедей. Это основополагающее правило по-разному воплощалось в жизнь в каждом из трех типов монашества отшельническом, скитском и общежительном3. Отшельники приходили в храм не часто: порой они годами не покидали келлию, и храмовое богослужение у них почти полностью заменялось личной келейной молитвой. Скитские монахи посещали храм раз или два л неделю. В общежительных монастырях службы в храме были главной основой ежедневной молитвы; их дополняла, но никогда не заменяла молитва в келлии. ____________________________________ 1 Leloir. Desert, 173. 3 О трех типах монашества см. Deseille. Lumiere, 21-26. Ср, Иоанн Лествичник. Лествица, 1 [641]. Слово "скитский" образовано от Скит (греч. Σκήτη), которое из имени собственного (означавшего монашеский центр в египетской пустыне — ныне Вади-эль-Натрун) превратилось в нарицательное (обозначающее небольшой монастырь — нечто среднее между общежительным монастырем и келлией пустынника)
__________ Преподобный Симеон и богослужение __________ Общежительные монастыри IV века также отличались один от другого количеством совершавшихся служб и их структурой. Египетские монашеские источники сообщают о двух основных ежедневных службах: одной на рассвете и другой вечером; обе службы включали пение двенадцати псалмов4. За пределами Египта, особенно в городских монастырях, монахи усвоили некоторые элементы соборного богослужения, в частности, последования утрени, вечерни, часов и повечерия5. Палестинские и антиохийские источники упоминают семь служб: ночное псалмопение на рассвете (полунощницу) и утреннюю молитву при восходе солнца (утреню), службы третьего, шестого и девятого часов, затем вечерню и псалмопение перед сном (повечерие)6. Василий Великий в наставлениях каппадокийским аскетам рекомендует совершать семь служб в день, буквально толкуя слова Псалма 118:164:
Пусть вся жизнь будет временем молитвы. Однако, поскольку для перемены необходимо прерывать усиленное псалмопение и преклонять колени, будем соблюдать те часы, которые как образец заповедали нам святые... И поскольку Давид говорит: Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей, нам следует иметь это за правило и семь раз в день восхвалять Бога7. Это указание, очевидно, соответствовало практике, уже принятой каппадокийскими общинами аскетов во времена Василия; позднее такая практика была под- _____________________________ 4 Taft. Hours, 60. 5 Ibid., 90 6 Ibid., 79 7 Слово аскетическое (40), 4 [877 AB].
________________________ Глава II ________________________ креплена теорией "седмерицы" служб как основы монастырского богослужебного строя8. Главным литургическим текстом ранней Церкви была Псалтирь. Избранные псалмы легли в основу каждой службы соборного чина (т.е. отдельные псалмы были выбраны для утрени, вечерни, часов и других служб). В монастырском чине этот принцип сочетался с практикой чтения всей Псалтири в течение недели. У некоторых авторов IV и V веков можно найти свидетельства относительно структуры монашеского богослужения на христианском Востоке того времени. Так Василий Великий, описывая всенощное бдение в кап-падокийских обителях, указывает на то, что оно включало череду псалмов, которые пелись на два хора, а также псалмы, которые возглашал один монах, остальные же отвечали ему9. Иоанн Златоуст описывает монахов, которые поют "все единым гласом, составив _____________________________________ 8 Согласно этой теории, "седмерицу" составляют вечерня, повечерие, полунощница, утреня (с первым часом), третий, шестой и девятый часы. Литургия не входит в это число, не будучи ежедневным богослужением, а также потому, что в качестве восьмой службы она символизирует "век грядущий". "Седмерица" служб не означала того, чтобы, как казалось некоторым ученым, принцип непрестанной молитвы отвергался в египетском монашестве; напротив, то и другое сосуществовало: см. Mensbrugge. Prayer-Time, 453; ср. Veilleux. Liturgie, 281-282. В "Изречениях пустынных отцов" (Епифаний, 3 [164 В-С]) имеется следующий рассказ: Епифания Саламинского известил игумен подчиненного ему монастыря в Палестине: "Мы не оставляем твоего правила и тщательно отправляем богослужение в третий, шестой, девятый часы и вечером". Епифаний повелел в ответ сказать игумену: "Из этого следует, что в прочие часы вы пребываете без молитвы; но истинному монаху подобает непрестанно молиться и петь в сердце своем".
9 Письмо 207, 3 [186].
_________ Преподобный Симеон и богослужение _________ единый хор"10. Иоанн Кассиан Римлянин говорит о том, что во время совершения службы двенадцати псалмов пение чередуется с безмолвной молитвой11. Таким образом, пение, — как антифонное, так и общее, — одноголосное чтение с рефреном, исполняемым всей общиной, а также молчаливая молитва были главными элементами монашеского богослужения12. Хотя некоторые христианские гимны вошли в монастырские богослужебные уставы, ранние монахи, как правило, не одобряли развитую гимнографию и любому другому виду пения предпочитали псалмы. Гимнография соборного устава встречала даже открытое неприятие, особенно в среде отшельников. Египетский отшельник Памво на вопрос, почему он не поет тропари и каноны13, как это делают в александрийских приходах, с усмешкой ответил: "Монахи не для того удалились в пустыню, чтобы выказывать себя перед Богом, изображать что-то, петь песни, составлять лики, размахивать руками и переминаться с ноги на ногу"14. ________________________________ 10 Беседы на Евангелие от Матфея, 68 [297]. 11 Об общежительных установлениях, 2, 5-20 [20-26]. 12 Нам неизвестно, когда именно молчаливая молитва была изъята из чина монастырского богослужения, но позднейшие источники, например, Студийский типикон, не упоминают о ней. 13 Тропарь — первоначально (около IV в.) краткая молитва, написанная ритмической прозой и исполнявшаяся после каждого стиха псалма; в позднейшем византийском обряде (VI-IX вв.) тропарь обособился от псалмов и превратился в самостоятельный жанр богослужебной гимнографии. Канон состоит из девяти песней, каждая из которых содержит несколько тропарей: ср. Wellesz. History, 171, 198. 14 Christ — Paranikas. Anthologia, XXIX-XXX. Ср. следующий рассказ: Ученик пришел к старцу с жалобой на то, что хотя он "вычитывает канон и часы, согласно Октоиху," он не может приобрести истинного сокрушения души. Старец отвечал. "Именно поэтому сокрушение и плач уходят от тебя.
__________________________ Глава П _________________________ 2. Монастырское богослужение в Константинополе времен преподобного Симеона На развитие городского монастырского богослужения всегда оказывал влияние соборный чин, но это влияние было особенно сильным в Константинополе. Здесь в монастырские службы вошли многие песнопения, заимствованные из чина Великой Церкви (Святой Софии) — главного собора византийской экумены. Этот чин отличался особым великолепием и торжественностью благодаря частому присутствию императора и патриарха на соборных службах1^. Непосредственное влияние соборного устава на богослужение Студийского монастыря в Константинополе засвидетельствовано; рядом заметок в Студийском Ипотипосисе (греч.'Упо-τύπωσις — устав, буквально "образец"), который восходит к Феодору Студиту16; Ипотипосис предписывает
_____________________________ Вспомни, как великие Отцы, жившие в одиночестве и без предписанных напевов и тропарей, лишь с немногими псалмами воссияли в мире, подобно звездам. Таковы были авва Павел Препростой, авва Памво, авва Аполлон и другие Божественные Отцы; они воздвигали мертвых и изгоняли бесов, и творили то не пением, не тропарями и гласами (ουκ εν ςίσμασι και τροπαρ'ιοις και ήχοις), но молитвой от сокрушенной души и постом..."; Εύεργετινός, 11, 5, 3 [2, 169]. Отметим, что, поскольку каноны вошли в византийский богослужебный обиход не ранее VI-IX вв., невозможно отнести этот эпизод ко времени ранее указанного периода. 15 Wellesz. History, 165. 16 Современная наука предполагает, что устав был записан последователями Феодора после его кончины: см. Leroy. Reforme, 208-209; Taft. Athos, 183. Относительно двух версий (мы пользуемся обеими) см. Bertoniere. Vigil, 165-166.
__________ Преподобный Симеон и богослужение __________ заменять обычные части монастырской службы "тем, что принято в Великой Церкви"17. Другим фактором, оказавшим еще большее влияние на развитие монастырского богослужения в Константинополе, был расцвет монашеской гимнографии в период с VI по IX век: этот расцвет связан с именами таких выдающихся гимнографов, как Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Феодор Студит и др.18 Их поэтические произведения включались в богослужение Студийского монастыря и прочих константинопольских обителей наряду с псалмами, чтением из Писания и житий, а также древнехристианскими гимнами. Таким образом, литургическая традиция константинопольских монастырей включала в себя богослужебные элементы древних монастырских чинов, элементы соборного чина, а также поэтическое наследие прославленных византийских гимнографов, среди которых было немало студитов19. В основном структура ежедневного богослужения по Студийскому уставу соответствовала богослужебному уставу Великой Церкви, о чем свидетельствует следующая сравнительная таблица20: ________________________________ 17 Ср. Ипотипосис: "В литургии не поем «Благослови, душе моя, Господа» (Пс. 102), но то, что принято в Великой Церкви"; цит. по: Дмитриевский. Описание, I, 1, 227 (в версии PG 99 это замечание отсутствует). " См. Ware. Meaning, 40-42.
19 Schmemann. Introduction, 211. В целом, студийское богослужение было сплавом службы палестинской Лавры св. Саввы и материала из богослужения Великой Церкви в Константинополе: см. Taft. Athos, 182. IU Службу Великой Церкви мы приводим по реконструкции, содержащейся у Mateos. Typikon, XXII-XXIII. В отношении Студийского устава см., в частности, описание служб 1 и 2 сентября по типикону монастыря Богородицы "Эвергетиды": Дмитриевский. Описание, I, 1, 256-259.
_______________________ Глава II _______________________ Великая Церковь Студийский устав ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ Псалом 140 с тропарем Псалом 140 со стихирами21 Вход Патриарха (Вход) и "Свете тихий" Прокимен22 Прокимен и "Сподоби, Господи" Три кратких антифона Стихира и "Ныне отпущаеши" Тропарь (трижды) Тропарь Отпуст Отпуст УТРЕННЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ Ночные псалмы23 Шестопсалмие24 Антифоны и вход (в Гимн "Бог Господь и явися праздники) нам" Тропарь (в праздники) Тропари Кафизмы2^ и чтения26 Псалом 50 с припевом Псалом 50 Канон и чтения27 Псалмы 148-150 Псалмы 148-150, стихиры Славословие и Трисвятое Славословие и Трисвятое Ектений, отпуст Тропари, ектений и отпуст _____________________________________________ 21 Стихира — разновидность тропаря, характерная для более позднего византийского чина (VII-IX вв.). 22 Прокимен (от πρόκειμαι — предварять) — краткий стих, обычно из псалмов, предшествующий чтению из Священного, Писания. 23 В их состав входили Пс. 3, 62 и 133. 24 В него входили Пс. 3, 37, 62, 87, 102 и 143. 25 Кафизма (от καθίζω — "сидеть") — одна двадцатая часть Псалтири. 26 Чтения (αναγνώσεις) после каждой кафизмы обычно включали писания ранних Отцов, например, Ефрема Сирина, Григория Богослова и др. 27 Чтения после третьей и шестой песней канона обычно были посвящены празднуемому святому. __________ Преподобный Симеон и богослужение __________ Студийский богослужебный устав отличается от устава Великой Церкви тем, что в нем предусмотрены кафизмы, чтения, стихиры и каноны, которые вошли в студийское богослужение и заменили более древние элементы, такие как антифоны и тропари. Ежедневный круг богослужения в обителях Константинополя соответствовал идее "седмерицы" и включал ночную службу28, утреню с первым часом, третий, шестой и девятый часы, вечерню и повечерие. Можно сравнить указания в литургических памятниках студийской традиции с замечаниями Никиты Стифата в его "Житии Симеона" и различными упоминаниями о богослужении в Словах самого Симеона. Так, описывая жизнь Симеона в монастыре святого Мамаса, Никита свидетельствует, что "в воскресенье и праздник келлия видела его бодрствующим с вечера до утра"29. Эта ремарка Никиты подтверждает, что в монастыре не совершались бдения даже по большим праздникам. В будни Симеон вставал "в седьмом часу по полуночи" (т.е. около часу ночи) и шел в храм на пение "утренних песней" (έωθινοι ύμνοι); затем он присутствовал на утрени (όρθρος)30. По-видимому, под термином "утренние песни" подразумевается μεσονυκ-τικόν (полунощница); утреня, возможно, следовала за ней. По окончании утрени был долгий перерыв: Симеон мог провести некоторое время в келлии, затем посидеть снаружи31, после чего возвращался в келлию,
__________________________________ 71 Т.е. μεσονυκτικόν (полунощницу). Эту службу не следует путать со всенощным бдением, которое существовало в палестинских обителях, но не было характерно для студийской традиции: ср. Дмитриевский. Описание, I, l, CXXIX. " Житие 25, 13-14. 111 Житие 28, 1-3. " Выражение "выходил на κάθισμα келлии" (Житие 26, 19-ЙО) можно понять в том смысле, что Симеон садился на сиденье (κάθισμα) вне келлии и отдыхал. Другое возможное
__________________________ Глава П _____________________ где читал Священное Писание и жития святых, а также "переписывал боговдохновенные книги"32. Затем следовала Литургия (ή θεία αναφορά — "Божественное возношение"). Никита упоминает и вечернее богослужение (правда, лишь косвенно)34. В творениях Симеона мы находим ссылки на утреню (δρθρος) с "шестопсалмием" (εξάψαλμος), "стихословием" (στιχολογία), "чтениями" (αναγνώσεις) и заключительным тропарем35. Симеон ничего не говорит о третьем и шестом часах как отдельных службах36, но упоминает перерыв между утреней и Литургией37. Он также упоминает вечерню (λυχνικόν)38 и повечерие ("вечерние молитвы")3^. Что касается полунощницы, _____________________________________ толкование: Симеон шел в храм на совершение часов (т.е. τριτοέκτι, что включало избранные псалмы или даже, Великим Постом, кафизмы); так это место понял И.Озэрр: см. Hausherr. Mystique, 37 (прим.4). Нам, однако, представляется более достоверным первое объяснение. 32 Житие 26, 20 — 27, 2. 33 Житие 27, 5. 34 Житие 35, 19-20 (της εσπέρας μετά πασαν άλλην ύμνολογίαν — вечером, после всех прочих служб). 35 Cat. 26,20-67. Στιχολογία — чтение Псалтири, разделенной на кафизмы. Что касается "чтения", то оно могло быть взято либо из Священного Писания, либо из аскетической литературы. См. также Krivocheine. SC 113, 70-75. 36 В Студийском уставе третий и шестой часы иногда объединялись в одно τριτοέκτι. Эта же служба совершалась в Великой Церкви в течение Поста: ср. Mateos. Typikon, XXIV. "Cat. 26, 114-115. 38 Cat. 26, 257-261: термин λυχνικόν (букв., "светилен") — синоним термина εσπερινός (распространенного в более поздние времена): оба термина означают вечерню. 39 Cat. 26,268: слова έσπεριναι εύχα'ι (вечерние молитвы), употребленные наряду с "вечерней", должно быть, означают απόδειπνον (повечерие): ср. Krivocheine. SC 113, 92-93 (прим. 1).
__________ Преподобный Симеон и богослужение __________ то Симеон, вероятно, имеет ее в виду, когда говорит об άμωμοι ("непорочных"), то есть Псалме 118, который является составной частью полунощницы40. Симеон советует читать эту службу в келлии, из чего приходится заключить, что μεσονυκτικόν читался в обители св. Мамаса келейно41. Аллюзия на келейную молитву перед утреней42 подтверждает такое предположение.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.043 с.) |