Основные принципы и элементы богослужения в раннем монашестве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы и элементы богослужения в раннем монашестве



В монашеской традиции, с самого ее зарождения, слова апостола Павла "Непрестанно молитесь" (1 Фес 5:17) понимались буквально: в соответствии с ними был организован распорядок дня монахов. Этот распорядок включал участие в храмовом богослужении, личную келейную молитву и "телесный труд", во вре­мя которого монаху не следовало прерывать внутреннее молитвенное предстояние Богу2. Библейское выражение "ходить перед Богом" (Быт. 5:22; 6:9 и др.) и монашеской традиции понималось в том смысле, что монах должен проводить жизнь, целиком ориентире ванную на Бога, то есть пребывать в непрестанном памятовании о Боге и исполнении Его заповедей.

Это основополагающее правило по-разному воплощалось в жизнь в каждом из трех типов монашества отшельническом, скитском и общежительном3. Отшельники приходили в храм не часто: порой они года­ми не покидали келлию, и храмовое богослужение у них почти полностью заменялось личной келейной мо­литвой. Скитские монахи посещали храм раз или два л неделю. В общежительных монастырях службы в храме были главной основой ежедневной молитвы; их до­полняла, но никогда не заменяла молитва в келлии.

____________________________________

1 Leloir. Desert, 173.

3 О трех типах монашества см. Deseille. Lumiere, 21-26. Ср, Иоанн Лествичник. Лествица, 1 [641]. Слово "скитский" образовано от Скит (греч. Σκήτη), которое из имени собст­венного (означавшего монашеский центр в египетской пус­тыне — ныне Вади-эль-Натрун) превратилось в нарицательное (обозначающее небольшой монастырь — нечто среднее между общежительным монастырем и келлией пустынника)

 

__________ Преподобный Симеон и богослужение __________

Общежительные монастыри IV века также отлича­лись один от другого количеством совершавшихся служб и их структурой. Египетские монашеские ис­точники сообщают о двух основных ежедневных служ­бах: одной на рассвете и другой вечером; обе службы включали пение двенадцати псалмов4. За пределами Египта, особенно в городских монастырях, монахи ус­воили некоторые элементы соборного богослужения, в частности, последования утрени, вечерни, часов и по­вечерия5. Палестинские и антиохийские источники упоминают семь служб: ночное псалмопение на рас­свете (полунощницу) и утреннюю молитву при восходе солнца (утреню), службы третьего, шестого и девятого часов, затем вечерню и псалмопение перед сном (повечерие)6. Василий Великий в наставлениях каппадокийским аскетам рекомендует совершать семь служб в день, буквально толкуя слова Псалма 118:164:

Пусть вся жизнь будет временем молитвы. Одна­ко, поскольку для перемены необходимо прерывать усиленное псалмопение и преклонять колени, будем соблюдать те часы, которые как образец заповедали нам святые... И поскольку Давид говорит: Семи­кратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей, нам следует иметь это за правило и семь раз в день восхвалять Бога7.

Это указание, очевидно, соответствовало практике, уже принятой каппадокийскими общинами аскетов во времена Василия; позднее такая практика была под-

_____________________________

4 Taft. Hours, 60.

5 Ibid., 90

6 Ibid., 79

7 Слово аскетическое (40), 4 [877 AB].

 

 

________________________ Глава II ________________________

креплена теорией "седмерицы" служб как основы мо­настырского богослужебного строя8.

Главным литургическим текстом ранней Церкви бы­ла Псалтирь. Избранные псалмы легли в основу каж­дой службы соборного чина (т.е. отдельные псалмы были выбраны для утрени, вечерни, часов и других служб). В монастырском чине этот принцип сочетался с практикой чтения всей Псалтири в течение недели. У некоторых авторов IV и V веков можно найти свиде­тельства относительно структуры монашеского бого­служения на христианском Востоке того времени. Так Василий Великий, описывая всенощное бдение в кап-падокийских обителях, указывает на то, что оно вклю­чало череду псалмов, которые пелись на два хора, а также псалмы, которые возглашал один монах, осталь­ные же отвечали ему9. Иоанн Златоуст описывает мо­нахов, которые поют "все единым гласом, составив

_____________________________________

8 Согласно этой теории, "седмерицу" составляют вечерня, повечерие, полунощница, утреня (с первым часом), третий, шестой и девятый часы. Литургия не входит в это число, не будучи ежедневным богослужением, а также потому, что в качестве восьмой службы она символизирует "век гряду­щий". "Седмерица" служб не означала того, чтобы, как ка­залось некоторым ученым, принцип непрестанной молитвы отвергался в египетском монашестве; напротив, то и другое сосуществовало: см. Mensbrugge. Prayer-Time, 453; ср. Veilleux. Liturgie, 281-282. В "Изречениях пустынных отцов" (Епифаний, 3 [164 В-С]) имеется следующий рассказ: Епифания Саламинского известил игумен подчиненного ему мо­настыря в Палестине: "Мы не оставляем твоего правила и тщательно отправляем богослужение в третий, шестой, де­вятый часы и вечером". Епифаний повелел в ответ сказать игумену: "Из этого следует, что в прочие часы вы пребывае­те без молитвы; но истинному монаху подобает непрестанно молиться и петь в сердце своем".

9 Письмо 207, 3 [186].

 

_________ Преподобный Симеон и богослужение _________

единый хор"10. Иоанн Кассиан Римлянин говорит о том, что во время совершения службы двенадцати псалмов пение чередуется с безмолвной молитвой11. Таким образом, пение, — как антифонное, так и об­щее, — одноголосное чтение с рефреном, исполняе­мым всей общиной, а также молчаливая молитва были главными элементами монашеского богослужения12.

Хотя некоторые христианские гимны вошли в мона­стырские богослужебные уставы, ранние монахи, как правило, не одобряли развитую гимнографию и любому другому виду пения предпочитали псалмы. Гимнография соборного устава встречала даже открытое непри­ятие, особенно в среде отшельников. Египетский от­шельник Памво на вопрос, почему он не поет тропари и каноны13, как это делают в александрийских прихо­дах, с усмешкой ответил: "Монахи не для того удали­лись в пустыню, чтобы выказывать себя перед Богом, изображать что-то, петь песни, составлять лики, раз­махивать руками и переминаться с ноги на ногу"14.

________________________________

10 Беседы на Евангелие от Матфея, 68 [297].

11 Об общежительных установлениях, 2, 5-20 [20-26].

12 Нам неизвестно, когда именно молчаливая молитва была изъята из чина монастырского богослужения, но позднейшие источники, например, Студийский типикон, не упоминают о ней.

13 Тропарь — первоначально (около IV в.) краткая молитва, написанная ритмической прозой и исполнявшаяся после ка­ждого стиха псалма; в позднейшем византийском обряде (VI-IX вв.) тропарь обособился от псалмов и превратился в са­мостоятельный жанр богослужебной гимнографии. Канон со­стоит из девяти песней, каждая из которых содержит не­сколько тропарей: ср. Wellesz. History, 171, 198.

14 Christ — Paranikas. Anthologia, XXIX-XXX. Ср. следующий рассказ: Ученик пришел к старцу с жалобой на то, что хотя он "вычитывает канон и часы, согласно Октоиху," он не мо­жет приобрести истинного сокрушения души. Старец отве­чал. "Именно поэтому сокрушение и плач уходят от тебя.

 

__________________________ Глава П _________________________

2. Монастырское богослужение в Константинопо­ле времен преподобного Симеона

На развитие городского монастырского богослуже­ния всегда оказывал влияние соборный чин, но это влияние было особенно сильным в Константинополе. Здесь в монастырские службы вошли многие песнопе­ния, заимствованные из чина Великой Церкви (Святой Софии) — главного собора византийской экумены. Этот чин отличался особым великолепием и торжест­венностью благодаря частому присутствию императора и патриарха на соборных службах1^. Непосредственное влияние соборного устава на богослужение Студийско­го монастыря в Константинополе засвидетельствовано; рядом заметок в Студийском Ипотипосисе (греч.'Упо-τύπωσις — устав, буквально "образец"), который вос­ходит к Феодору Студиту16; Ипотипосис предписывает

_____________________________

Вспомни, как великие Отцы, жившие в одиночестве и без предписанных напевов и тропарей, лишь с немногими псал­мами воссияли в мире, подобно звездам. Таковы были авва Павел Препростой, авва Памво, авва Аполлон и другие Бо­жественные Отцы; они воздвигали мертвых и изгоняли бе­сов, и творили то не пением, не тропарями и гласами (ουκ εν ςίσμασι και τροπαρ'ιοις και ήχοις), но молитвой от сокрушен­ной души и постом..."; Εύεργετινός, 11, 5, 3 [2, 169]. Отметим, что, поскольку каноны вошли в византийский богослужеб­ный обиход не ранее VI-IX вв., невозможно отнести этот эпизод ко времени ранее указанного периода.

15 Wellesz. History, 165.

16 Современная наука предполагает, что устав был записан последователями Феодора после его кончины: см. Leroy. Re­forme, 208-209; Taft. Athos, 183. Относительно двух версий (мы пользуемся обеими) см. Bertoniere. Vigil, 165-166.

 

__________ Преподобный Симеон и богослужение __________

заменять обычные части монастырской службы "тем, что принято в Великой Церкви"17.

Другим фактором, оказавшим еще большее влияние на развитие монастырского богослужения в Констан­тинополе, был расцвет монашеской гимнографии в пе­риод с VI по IX век: этот расцвет связан с именами таких выдающихся гимнографов, как Роман Сладкопе­вец, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Феодор Студит и др.18 Их поэтические произ­ведения включались в богослужение Студийского мо­настыря и прочих константинопольских обителей на­ряду с псалмами, чтением из Писания и житий, а так­же древнехристианскими гимнами.

Таким образом, литургическая традиция константи­нопольских монастырей включала в себя богослужеб­ные элементы древних монастырских чинов, элементы соборного чина, а также поэтическое наследие прослав­ленных византийских гимнографов, среди которых было немало студитов19. В основном структура ежедневного богослужения по Студийскому уставу соответствовала богослужебному уставу Великой Церкви, о чем свиде­тельствует следующая сравнительная таблица20:

________________________________

17 Ср. Ипотипосис: "В литургии не поем «Благослови, душе моя, Господа» (Пс. 102), но то, что принято в Великой Церкви"; цит. по: Дмитриевский. Описание, I, 1, 227 (в вер­сии PG 99 это замечание отсутствует). " См. Ware. Meaning, 40-42.

19 Schmemann. Introduction, 211. В целом, студийское бого­служение было сплавом службы палестинской Лавры св. Саввы и материала из богослужения Великой Церкви в Кон­стантинополе: см. Taft. Athos, 182.

IU Службу Великой Церкви мы приводим по реконструкции, содержащейся у Mateos. Typikon, XXII-XXIII. В отношении Студийского устава см., в частности, описание служб 1 и 2 сентября по типикону монастыря Богородицы "Эвергетиды": Дмитриевский. Описание, I, 1, 256-259.

 

 

_______________________ Глава II _______________________

Великая Церковь Студийский устав

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Псалом 140 с тропарем Псалом 140 со стихирами21

Вход Патриарха (Вход) и "Свете тихий"

Прокимен22 Прокимен

и "Сподоби, Господи"

Три кратких антифона Стихира и "Ныне отпущаеши"

Тропарь (трижды) Тропарь

Отпуст Отпуст

УТРЕННЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Ночные псалмы23 Шестопсалмие24

Антифоны и вход (в Гимн "Бог Господь и явися праздники) нам"

Тропарь (в праздники) Тропари

Кафизмы2^ и чтения26 Псалом 50 с припевом Псалом 50

Канон и чтения27

Псалмы 148-150 Псалмы 148-150, стихиры

Славословие и Трисвятое Славословие и Трисвятое Ектений, отпуст Тропари, ектений и отпуст

_____________________________________________

21 Стихира — разновидность тропаря, характерная для более позднего византийского чина (VII-IX вв.).

22 Прокимен (от πρόκειμαι — предварять) — краткий стих, обычно из псалмов, предшествующий чтению из Священного, Писания.

23 В их состав входили Пс. 3, 62 и 133.

24 В него входили Пс. 3, 37, 62, 87, 102 и 143.

25 Кафизма (от καθίζω — "сидеть") — одна двадцатая часть Псалтири.

26 Чтения (αναγνώσεις) после каждой кафизмы обычно вклю­чали писания ранних Отцов, например, Ефрема Сирина, Гри­гория Богослова и др.

27 Чтения после третьей и шестой песней канона обычно бы­ли посвящены празднуемому святому.

__________ Преподобный Симеон и богослужение __________

Студийский богослужебный устав отличается от ус­тава Великой Церкви тем, что в нем предусмотрены кафизмы, чтения, стихиры и каноны, которые вошли в студийское богослужение и заменили более древние элементы, такие как антифоны и тропари.

Ежедневный круг богослужения в обителях Кон­стантинополя соответствовал идее "седмерицы" и включал ночную службу28, утреню с первым часом, третий, шестой и девятый часы, вечерню и повечерие. Можно сравнить указания в литургических памятни­ках студийской традиции с замечаниями Никиты Стифата в его "Житии Симеона" и различными упомина­ниями о богослужении в Словах самого Симеона. Так, описывая жизнь Симеона в монастыре святого Мамаса, Никита свидетельствует, что "в воскресенье и празд­ник келлия видела его бодрствующим с вечера до ут­ра"29. Эта ремарка Никиты подтверждает, что в мона­стыре не совершались бдения даже по большим празд­никам. В будни Симеон вставал "в седьмом часу по полуночи" (т.е. около часу ночи) и шел в храм на пе­ние "утренних песней" (έωθινοι ύμνοι); затем он при­сутствовал на утрени (όρθρος)30. По-видимому, под термином "утренние песни" подразумевается μεσονυκ-τικόν (полунощница); утреня, возможно, следовала за ней. По окончании утрени был долгий перерыв: Симе­он мог провести некоторое время в келлии, затем по­сидеть снаружи31, после чего возвращался в келлию,

__________________________________

71 Т.е. μεσονυκτικόν (полунощницу). Эту службу не следует путать со всенощным бдением, которое существовало в па­лестинских обителях, но не было характерно для студийской традиции: ср. Дмитриевский. Описание, I, l, CXXIX. " Житие 25, 13-14. 111 Житие 28, 1-3.

" Выражение "выходил на κάθισμα келлии" (Житие 26, 19-ЙО) можно понять в том смысле, что Симеон садился на си­денье (κάθισμα) вне келлии и отдыхал. Другое возможное

 

__________________________ Глава П _____________________

где читал Священное Писание и жития святых, а так­же "переписывал боговдохновенные книги"32. Затем следовала Литургия (ή θεία αναφορά — "Божественное возношение"). Никита упоминает и вечернее бого­служение (правда, лишь косвенно)34.

В творениях Симеона мы находим ссылки на утре­ню (δρθρος) с "шестопсалмием" (εξάψαλμος), "стихословием" (στιχολογία), "чтениями" (αναγνώσεις) и заклю­чительным тропарем35. Симеон ничего не говорит о третьем и шестом часах как отдельных службах36, но упоминает перерыв между утреней и Литургией37. Он также упоминает вечерню (λυχνικόν)38 и повечерие ("вечерние молитвы")3^. Что касается полунощницы,

_____________________________________

толкование: Симеон шел в храм на совершение часов (т.е. τριτοέκτι, что включало избранные псалмы или даже, Вели­ким Постом, кафизмы); так это место понял И.Озэрр: см. Hausherr. Mystique, 37 (прим.4). Нам, однако, представляет­ся более достоверным первое объяснение.

32 Житие 26, 20 — 27, 2.

33 Житие 27, 5.

34 Житие 35, 19-20 (της εσπέρας μετά πασαν άλλην ύμνολογίαν — вечером, после всех прочих служб).

35 Cat. 26,20-67. Στιχολογία — чтение Псалтири, разделенной на кафизмы. Что касается "чтения", то оно могло быть взято либо из Священного Писания, либо из аскетической литера­туры. См. также Krivocheine. SC 113, 70-75.

36 В Студийском уставе третий и шестой часы иногда объе­динялись в одно τριτοέκτι. Эта же служба совершалась в Ве­ликой Церкви в течение Поста: ср. Mateos. Typikon, XXIV. "Cat. 26, 114-115.

38 Cat. 26, 257-261: термин λυχνικόν (букв., "светилен") — синоним термина εσπερινός (распространенного в более позд­ние времена): оба термина означают вечерню.

39 Cat. 26,268: слова έσπεριναι εύχα'ι (вечерние молитвы), употребленные наряду с "вечерней", должно быть, означают απόδειπνον (повечерие): ср. Krivocheine. SC 113, 92-93 (прим. 1).

 

 

__________ Преподобный Симеон и богослужение __________

то Симеон, вероятно, имеет ее в виду, когда говорит об άμωμοι ("непорочных"), то есть Псалме 118, кото­рый является составной частью полунощницы40. Симе­он советует читать эту службу в келлии, из чего при­ходится заключить, что μεσονυκτικόν читался в обители св. Мамаса келейно41. Аллюзия на келейную молитву перед утреней42 подтверждает такое предположение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.043 с.)