Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преподобный Симеон и Священное Писание
Там расступается море, и я прохожу один I И вижу врагов, потопляемых в водах. Там созерцаю я древо, в мое сердце Бросаемое, и все горькое претворяется [в сладкое]. Там обрел я скалу, источающую мед... Там ел я манну — хлеб ангельский, И не возжелал больше ничего человеческого. Там увидел я сухой жезл Ааронов процветшим И изумился чудесам Божиим1.
Чтобы осознать значение данного отрывка, вспомним, что каждый из упомянутых персонажей имеет долгую историю истолкования в патристической и литургической традициях. Например, "божественное питие", то есть вода, изведенная Моисеем из скалы (Числ. 20:8-11), рассматривается как прообраз благодати Христа Спасителя123. Горящий куст (Исх. 3:2-4) символизирует Пресвятую Деву, которая приняла во чреве Бога и родила "без нетления"124. Переход через Чермное море (Исх. 14:21-28) — это прообраз Пасхи, перехода от смерти к жизни125; нередко этот эпизод толкуется и как прообраз Крещения (ср. 1 Кор. 10:2)126. Дерево, с ____________________________________ 122 Hymn 19, 107-127. 123 Ср. Пасхальный Канон Иоанна Дамаскина, песнь 3-я: "Приидите, пиво пием новое, но не от камене неплодна чудо-деемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся". 124 Ср. Богородичен из Канона Феодора Студита в Неделю 3-ю Великого Поста, песнь 3: "В купине Моисей Твое образно таинство древле, Чистая, виде; якоже бо оныя пламень, огнь Божества Твою утробу не опали". Это толкование принадлежит Григорию Нисскому: О жизни Моисея, II [39). 125 Ср. Пасхальный Канон Иоанна Дамаскина, песнь 1-я: "...Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющая." Жанр канона предусматривает девять песней, первая из которых посвящается переходу через Чермное море. 126 См. Lundberg. Typology, 116-145; Danielou. Bible, 86-98.
___________________ Глава I ________________________ помощью которого Моисей превратил горькую воду Мерры в сладкую (Исх. 15:23-25), является символом Креста127. "Мед из камня" (Втор. 32:13) иногда считается символом Богородицы128. Манна, которую Господь послал Израилю (Втор. 16:4; 14-16), символизирует Евхаристию, как это показал Сам Христос (Ин. 6:31-51), а также Богородицу (см. выше)129. Расцветший жезл Аарона (Числ. 17:2-8) рассматривается как прообраз Богородицы130, или, по другому толкованию, как прообраз Креста131.
Весь этот широкий спектр значений, несомненно, присутствует в памяти Симеона, когда он перечисляет библейские образы, однако в первую очередь он видит в этих образах себя и свой опыт. Для него речь идет не просто о событиях из истории Израиля, которые прообразуют тайны Нового Завета, но о фактах его собственной мистической биографии. Обращаясь к Новому Завету, Симеон и там узнает свою собственную историю в описываемых событиях, будь то Благовещение, исцеление слепого или воскрешение Лазаря:
Там услышала [душа моя]: "Радуйся, благодатная, Ибо Господь с тобою и в тебе во веки!" (Лк. 1:28). _________________________________________ 127 Ср. Григорий Нисский. О жизни Моисея, II [75]. 128 Ср. Акафист, икос 6: "Радуйся, каменю, напоивший жаждущий жизни... Радуйся, пище, манны приемнице... Радуйся, земле обетованная; радуйся, из неяже течет мед и млеко." 129 Григорий Нисский, вслед за Оригеном, дает третье толкование манны, которая понимается им как Слово Божие: "Этот хлеб, который не от земли, есть Слово"; О жизни Моисея, II [77]. Ср. Danielou. Bible, 148-151. 130 Ср. Канон Пресвятой Богородице Иосифа Песнописца (Суббота акафиста на утрени), песнь 7: "Радуйся, Богоневес-то, жезле тайный, цвет неувядаемый процветший". 131 Ср. Канон Святому Кресту, песнь 3, ирмос: "Жезл во образ тайны приемлется, прозябением бо предразсуждает Священника..."
______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______ Там услышал я: "Омойся в купели слез"; Сделав это, я уверовал и внезапно прозрел (Ин. 9:7). Там я похоронил себя во гробе через совершенное смирение, Но Христос пришел с безмерной милостью, Отвалил от него тяжелый камень зол моих И сказал: "Выходи оттуда, словно из гроба мира сего" (Ин. 11:38-44)132 Мы видим, что для Симеона Писание не является объектом толкования; скорее он сам становится субъектом повествования: он воспринимает библейский рассказ не извне, как комментатор, но изнутри, как если бы он являлся одним из его героев. Мистическое восприятие новозаветной истории приводит к созерцанию Христа в Его страданиях, смерти и воскресении, а также к переходу в будущую жизнь:
Там я увидел, как бесстрастно пострадал мой Бог133, И как Он стал мертвым, будучи бессмертным, И воскрес из гроба, не разрушив печатей. Там узрел я будущую жизнь и нетление, Которое Христос дарует ищущим Его, И обрел Царство Небесное, сущее внутри меня, Которое есть Отец, Сын и Дух134
Иногда у Симеона встречаются весьма необычные мистические толкования. В 20-м Огласительном Слове Иисус Христос рассматривается как прообраз истинного духовного отца: имеется в виду Симеон Студит. Если ты видишь, что духовный отец ест и пьет с мытарями и _____________________________________ 132 Hymn 19, 130-139. 133 Ср. учение о "бесстрастном страдании" Христа у Оригена, Мефодия Олимпийского, Кирилла Александрийского и др.: Ориген. Толкование на Евангелие от Матфея, 10, 23 [33]; Мефодий. Против Порфирия, 2 [505]; Кирилл. Послание 4, 45 (48 А], и др. 134 Hymn 19, 140-146.
_________________ Глава l _______________________ грешниками (ср. Мф. 9:11), не думай о страстном и человеческом, говорит Симеон. Не дерзай просить твоего духовного отца, чтобы он позволил тебе сесть по правую его руку или по левую (ср. Мк. 10:37). Если он говорит тебе и другим: "Один из вас предаст меня", спроси его со слезами: "Не я ли, Господи?" (ср. Мф. 26:21-22). Но возлежать на его груди (ср. Ин. 13:23) для тебя не полезно. Когда он будет распят, умри с ним, если сможешь135. Мы будем способны по достоинству оценить значение этого толкования только в том случае, если примем во внимание ту исключительно важную роль, которую сыграл Симеон Студит в духовной биографии Симеона Нового Богослова. В Священном Писании Симеона особенно привлекают те персонажи, которые сподобились увидеть Господа. По этой причине он обращается к жизни апостола Павла, который встретил Христа на пути в Дамаск (Деян. 9:3-5) и был восхищен на третье небо (2 Кор. 12:2). Упоминает Симеон и о том, как Стефан видел Христа (Деян. 7:56). Но для него важнее то, что подобные вещи могут произойти и с ним самим, в его собственной жизни: Что это за новое чудо, которое и ныне происходит? Бог и ныне желает являться грешникам — Тот, Кто некогда взошел горе и воссел на Отчем престоле На небесах, и пребывает сокровенным. Ибо он скрылся от очей Божественных апостолов И после этого, как мы слышали, один лишь Стефан Видел разверзающиеся небеса и тогда сказал: "Вижу Сына, стоящего одесную славы Отца"... Но ныне — что означает это странное событие, Происходящее во мне?.. Я обрел Того Самого, Кого видел издали, ________________________________ 135 Cat. 20, 78-145.
______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______ Кого Стефан увидел в разверзающихся небесах И Кого потом Павел увидел и ослеп... Если в данном отрывке Симеон рассматривает свой собственный опыт как равнозначный опыту библейских персонажей, то в других случаях он говорит о нем как о более значительном. Так в 51-м Гимне Симеон перечисляет персонажи Ветхого и Нового Заветов и утверждает, что его, Симеона, собственный опыт несравненно более удивителен. Моисей видел Господа в облаке на горе Синай всего один раз, а Симеон постоянно видит Его как несказанный свет. Апостол Павел был восхищен на третье небо один раз за четырнадцать лет до того, как написал об этом, а Симеон удостаивался подобного созерцания многократно. Стефан увидел Христа перед смертью, а Симеон видел Его постоянно от юности на протяжении всей жизни. Енох и Илия были вознесены на небо и избежали смерти, а Симеон уже "преодолел смерть"137.
События Ветхого Завета прообразуют реальности Нового Завета, однако вся Библия — это только тень того, что может случиться с человеком в его мистическом опыте: Илия был взят на огненной колеснице, И прежде него Енох... Но что это в сравнении с тем, что происходит в нас? Как вообще может сравниться тень с истиной?.. Итак, что такое огненная колесница, взявшая Илию, Что такое преложение Еноха в сравнении с этим? Думаю: как море, разделенное некогда жезлом, И манна, сошедшая с небес, были только образом И символами истины: _________________________ 136 Hymn 11, 1-9, 17; 75-77. 137 Hymn 18, 106.
_________________________ Глава I _________________________ Море — Крещения, а манна — Спасителя; Точно так же и то суть только символы и образ этого, Имеющего несравненное превосходство и славу138. Манна кончилась, и люди, которые питались ею, умерли, а нас Плоть Спасителя делает бессмертными, продолжает Симеон. Израилю пришлось сорок лет блуждать в пустыне, а нас Господь приводит от смерти к жизни и от земли к небесам сразу, как только мы приняли Святое Крещение и причастились Его Тела и Крови. "Господь сделал меня новым небом и вселился в меня: никто из древних святых не удостоился ничего подобного", — восклицает Симеон139. Насколько соответствуют святоотеческой Традиции эти настойчивые утверждения Симеона о превосходстве его личного мистического опыта над опытом библейских персонажей? Идея о том, что Библия прообразует мистический опыт человека, не нова: мы уже отмечали ее у Оригена и Максима Исповедника (можно, безусловно, добавить и другие имена). То, что Писание следует постигать через опыт, тоже было общим местом, особенно в монашеской литературе. Мы даже можем вспомнить по агиографическим источникам о людях, которые начали исполнять заповеди Божий до того, как прочитали Писание, или вовсе не читая его. Мария Египетская, житие которой было весьма популярно в Византии140, даже не читала Евангелие до того, как отправилась в пустыню; когда же она достигла состояния духовного совершенства, она смогла цитировать Библию наизусть, не зная текста: аскетические подвиги полностью заменили ей чтение Писания141. Павел Препростой, придя в ______________________________ 138 Hymn 51,67-113.
139 Hymn 51, 114-135. 140 Симеон в своих сочинениях многократно ссылается на жизнь этой святой. 141 Житие Марии Египетской, 31 [3717 D — 3720 А].
______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______ монастырь, заучил в качестве руководства к действию три первых стиха из 1-го псалма, после чего отправился в пустыню и провел много лет в строгом воздержании и постоянной молитве "день и ночь": этому человеку трех стихов оказалось достаточно для "пути ко спасению и науки благочестия" (ad viam salutis et scientiam pietatis)142. Симеон фактически развивает те же самые идеи, подчеркивая, что опыт причастия Христу во Святом Духе выше любого формального отражения этого опыта, в том числе и в Писании. В конце концов Писание — это лишь средство, помогающее жить с Богом и в Боге: ...Кто сознательно обрел в себе Бога, дающего людям знание, тот прочитал все Священное Писание и собрал весь плод пользы от чтения: он более не будет нуждаться в чтении книг. Почему так? Потому что беседующий с Тем, Кто вдохновил авторов Божественных Писаний, посвящаемый Им в сокровенные и несказанные таинства, сам станет для других богодухновенной книгой, содержащей новые и ветхие тайны, написанные в ней перстом Божиим...143 В этих словах Симеона не отрицается необходимость чтения Священного Писания; скорее здесь мы видим особенно яркое выражение традиционной восточно-христианской идеи о том, что следует подниматься от буквы Писания к его внутреннему смыслу, а от последнего — к Тому, Кто стоит за словами Библии. ____________________________________ 142 Руфин. История египетских монахов, IX, 2, 7 [313]. 143 Сар. 3, 100.
________________________ Глава I _____________ Обобщая основные принципы подхода Симеона к Библии, мы можем сказать, что он понимает Писание как часть великой Традиции, включенным в которую ощущает и себя самого. В своих толкованиях библейских текстов он не порывает с традиционным пониманием, но основывается на толкованиях Святых Отцов, используя как буквальный, так и аллегорический методы. Тем не менее, рассматривая Библию как историю' взаимоотношений между Богом и людьми, Симеон постоянно ищет параллели между своим духовным опытом и опытом библейских героев. Это приводит к тому, что он дает глубоко личные трактовки библейских событий, придавая им мистический смысл. Последний тип толкования представляется нам наиболее оригинальным аспектом библейского экзегезиса преподобного Симеона Нового Богослова.
ГЛАВА ВТОРАЯ
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.029 с.) |