Преподобный Симеон и Священное Писание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподобный Симеон и Священное Писание



Там расступается море, и я прохожу один I

И вижу врагов, потопляемых в водах.

Там созерцаю я древо, в мое сердце

Бросаемое, и все горькое претворяется [в сладкое].

Там обрел я скалу, источающую мед...

Там ел я манну — хлеб ангельский,

И не возжелал больше ничего человеческого.

Там увидел я сухой жезл Ааронов процветшим

И изумился чудесам Божиим1.

 

Чтобы осознать значение данного отрывка, вспом­ним, что каждый из упомянутых персонажей имеет дол­гую историю истолкования в патристической и литур­гической традициях. Например, "божественное питие", то есть вода, изведенная Моисеем из скалы (Числ. 20:8-11), рассматривается как прообраз благодати Христа Спасителя123. Горящий куст (Исх. 3:2-4) символизирует Пресвятую Деву, которая приняла во чреве Бога и ро­дила "без нетления"124. Переход через Чермное море (Исх. 14:21-28) — это прообраз Пасхи, перехода от смерти к жизни125; нередко этот эпизод толкуется и как прообраз Крещения (ср. 1 Кор. 10:2)126. Дерево, с

____________________________________

122 Hymn 19, 107-127.

123 Ср. Пасхальный Канон Иоанна Дамаскина, песнь 3-я: "Приидите, пиво пием новое, но не от камене неплодна чудо-деемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся".

124 Ср. Богородичен из Канона Феодора Студита в Неделю 3-ю Великого Поста, песнь 3: "В купине Моисей Твое образно таинство древле, Чистая, виде; якоже бо оныя пламень, огнь Божества Твою утробу не опали". Это толкование принадле­жит Григорию Нисскому: О жизни Моисея, II [39).

125 Ср. Пасхальный Канон Иоанна Дамаскина, песнь 1-я: "...Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющая." Жанр канона предусматривает девять песней, первая из которых посвящается переходу через Чермное море.

126 См. Lundberg. Typology, 116-145; Danielou. Bible, 86-98.

 

___________________ Глава I ________________________

помощью которого Моисей превратил горькую воду Мерры в сладкую (Исх. 15:23-25), является символом Креста127. "Мед из камня" (Втор. 32:13) иногда счита­ется символом Богородицы128. Манна, которую Господь послал Израилю (Втор. 16:4; 14-16), символизирует Ев­харистию, как это показал Сам Христос (Ин. 6:31-51), а также Богородицу (см. выше)129. Расцветший жезл Аа­рона (Числ. 17:2-8) рассматривается как прообраз Бого­родицы130, или, по другому толкованию, как прообраз Креста131.

Весь этот широкий спектр значений, несомненно, присутствует в памяти Симеона, когда он перечисляет библейские образы, однако в первую очередь он видит в этих образах себя и свой опыт. Для него речь идет не просто о событиях из истории Израиля, которые прооб­разуют тайны Нового Завета, но о фактах его собствен­ной мистической биографии. Обращаясь к Новому За­вету, Симеон и там узнает свою собственную историю в описываемых событиях, будь то Благовещение, исцеле­ние слепого или воскрешение Лазаря:

 

Там услышала [душа моя]: "Радуйся, благодатная,

Ибо Господь с тобою и в тебе во веки!" (Лк. 1:28).

_________________________________________

127 Ср. Григорий Нисский. О жизни Моисея, II [75].

128 Ср. Акафист, икос 6: "Радуйся, каменю, напоивший жаж­дущий жизни... Радуйся, пище, манны приемнице... Радуйся, земле обетованная; радуйся, из неяже течет мед и млеко."

129 Григорий Нисский, вслед за Оригеном, дает третье толко­вание манны, которая понимается им как Слово Божие: "Этот хлеб, который не от земли, есть Слово"; О жизни Моисея, II [77]. Ср. Danielou. Bible, 148-151.

130 Ср. Канон Пресвятой Богородице Иосифа Песнописца (Суббота акафиста на утрени), песнь 7: "Радуйся, Богоневес-то, жезле тайный, цвет неувядаемый процветший".

131 Ср. Канон Святому Кресту, песнь 3, ирмос: "Жезл во об­раз тайны приемлется, прозябением бо предразсуждает Свя­щенника..."

 

 

______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______

Там услышал я: "Омойся в купели слез";

Сделав это, я уверовал и внезапно прозрел (Ин. 9:7).

Там я похоронил себя во гробе через совершенное смирение,

Но Христос пришел с безмерной милостью,

Отвалил от него тяжелый камень зол моих

И сказал: "Выходи оттуда, словно из гроба мира сего"

(Ин. 11:38-44)132

Мы видим, что для Симеона Писание не является объектом толкования; скорее он сам становится субъек­том повествования: он воспринимает библейский рас­сказ не извне, как комментатор, но изнутри, как если бы он являлся одним из его героев. Мистическое вос­приятие новозаветной истории приводит к созерцанию Христа в Его страданиях, смерти и воскресении, а так­же к переходу в будущую жизнь:

 

Там я увидел, как бесстрастно пострадал мой Бог133,

И как Он стал мертвым, будучи бессмертным,

И воскрес из гроба, не разрушив печатей.

Там узрел я будущую жизнь и нетление,

Которое Христос дарует ищущим Его,

И обрел Царство Небесное, сущее внутри меня,

Которое есть Отец, Сын и Дух134

Иногда у Симеона встречаются весьма необычные мистические толкования. В 20-м Огласительном Слове Иисус Христос рассматривается как прообраз истинно­го духовного отца: имеется в виду Симеон Студит. Если ты видишь, что духовный отец ест и пьет с мытарями и

_____________________________________

132 Hymn 19, 130-139.

133 Ср. учение о "бесстрастном страдании" Христа у Оригена, Мефодия Олимпийского, Кирилла Александрийского и др.: Ориген. Толкование на Евангелие от Матфея, 10, 23 [33]; Мефодий. Против Порфирия, 2 [505]; Кирилл. Послание 4, 45 (48 А], и др.

134 Hymn 19, 140-146.

 

 

_________________ Глава l _______________________

грешниками (ср. Мф. 9:11), не думай о страстном и че­ловеческом, говорит Симеон. Не дерзай просить твоего духовного отца, чтобы он позволил тебе сесть по пра­вую его руку или по левую (ср. Мк. 10:37). Если он го­ворит тебе и другим: "Один из вас предаст меня", спро­си его со слезами: "Не я ли, Господи?" (ср. Мф. 26:21-22). Но возлежать на его груди (ср. Ин. 13:23) для тебя не полезно. Когда он будет распят, умри с ним, если сможешь135. Мы будем способны по достоинству оце­нить значение этого толкования только в том случае, если примем во внимание ту исключительно важную роль, которую сыграл Симеон Студит в духовной био­графии Симеона Нового Богослова.

В Священном Писании Симеона особенно привлека­ют те персонажи, которые сподобились увидеть Госпо­да. По этой причине он обращается к жизни апостола Павла, который встретил Христа на пути в Дамаск (Деян. 9:3-5) и был восхищен на третье небо (2 Кор. 12:2). Упоминает Симеон и о том, как Стефан видел Христа (Деян. 7:56). Но для него важнее то, что подоб­ные вещи могут произойти и с ним самим, в его собст­венной жизни:

Что это за новое чудо, которое и ныне происходит?

Бог и ныне желает являться грешникам —

Тот, Кто некогда взошел горе и воссел на Отчем престоле

На небесах, и пребывает сокровенным.

Ибо он скрылся от очей Божественных апостолов

И после этого, как мы слышали, один лишь Стефан

Видел разверзающиеся небеса и тогда сказал:

"Вижу Сына, стоящего одесную славы Отца"...

Но ныне — что означает это странное событие,

Происходящее во мне?..

Я обрел Того Самого, Кого видел издали,

________________________________

135 Cat. 20, 78-145.

 

______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______

Кого Стефан увидел в разверзающихся небесах

И Кого потом Павел увидел и ослеп...

Если в данном отрывке Симеон рассматривает свой собственный опыт как равнозначный опыту библейских персонажей, то в других случаях он говорит о нем как о более значительном. Так в 51-м Гимне Симеон пере­числяет персонажи Ветхого и Нового Заветов и утвер­ждает, что его, Симеона, собственный опыт несравнен­но более удивителен. Моисей видел Господа в облаке на горе Синай всего один раз, а Симеон постоянно ви­дит Его как несказанный свет. Апостол Павел был вос­хищен на третье небо один раз за четырнадцать лет до того, как написал об этом, а Симеон удостаивался по­добного созерцания многократно. Стефан увидел Хри­ста перед смертью, а Симеон видел Его постоянно от юности на протяжении всей жизни. Енох и Илия были вознесены на небо и избежали смерти, а Симеон уже "преодолел смерть"137.

События Ветхого Завета прообразуют реальности Нового Завета, однако вся Библия — это только тень того, что может случиться с человеком в его мистиче­ском опыте:

Илия был взят на огненной колеснице,

И прежде него Енох...

Но что это в сравнении с тем, что происходит в нас?

Как вообще может сравниться тень с истиной?..

Итак, что такое огненная колесница, взявшая Илию,

Что такое преложение Еноха в сравнении с этим?

Думаю: как море, разделенное некогда жезлом,

И манна, сошедшая с небес, были только образом

И символами истины:

_________________________

136 Hymn 11, 1-9, 17; 75-77.

137 Hymn 18, 106.

 

_________________________ Глава I _________________________

Море — Крещения, а манна — Спасителя;

Точно так же и то суть только символы и образ этого,

Имеющего несравненное превосходство и славу138.

Манна кончилась, и люди, которые питались ею, умерли, а нас Плоть Спасителя делает бессмертными, продолжает Симеон. Израилю пришлось сорок лет блу­ждать в пустыне, а нас Господь приводит от смерти к жизни и от земли к небесам сразу, как только мы при­няли Святое Крещение и причастились Его Тела и Кро­ви. "Господь сделал меня новым небом и вселился в меня: никто из древних святых не удостоился ничего подобного", — восклицает Симеон139.

Насколько соответствуют святоотеческой Традиции эти настойчивые утверждения Симеона о превосходстве его личного мистического опыта над опытом библейских персонажей? Идея о том, что Библия прообразует мис­тический опыт человека, не нова: мы уже отмечали ее у Оригена и Максима Исповедника (можно, безусловно, добавить и другие имена). То, что Писание следует по­стигать через опыт, тоже было общим местом, особенно в монашеской литературе. Мы даже можем вспомнить по агиографическим источникам о людях, которые на­чали исполнять заповеди Божий до того, как прочитали Писание, или вовсе не читая его. Мария Египетская, житие которой было весьма популярно в Византии140, даже не читала Евангелие до того, как отправилась в пустыню; когда же она достигла состояния духовного совершенства, она смогла цитировать Библию наизусть, не зная текста: аскетические подвиги полностью заме­нили ей чтение Писания141. Павел Препростой, придя в

______________________________

138 Hymn 51,67-113.

139 Hymn 51, 114-135.

140 Симеон в своих сочинениях многократно ссылается на жизнь этой святой.

141 Житие Марии Египетской, 31 [3717 D — 3720 А].

 

 

______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______

монастырь, заучил в качестве руководства к действию три первых стиха из 1-го псалма, после чего отправился в пустыню и провел много лет в строгом воздержании и постоянной молитве "день и ночь": этому человеку трех стихов оказалось достаточно для "пути ко спасению и науки благочестия" (ad viam salutis et scientiam pietatis)142.

Симеон фактически развивает те же самые идеи, подчеркивая, что опыт причастия Христу во Святом Духе выше любого формального отражения этого опыта, в том числе и в Писании. В конце концов Писание — это лишь средство, помогающее жить с Богом и в Боге:

...Кто сознательно обрел в себе Бога, дающего людям знание, тот прочитал все Священное Писание и собрал весь плод пользы от чтения: он более не будет нуждаться в чтении книг. Почему так? Потому что беседующий с Тем, Кто вдохновил авторов Бо­жественных Писаний, посвящаемый Им в сокровен­ные и несказанные таинства, сам станет для других богодухновенной книгой, содержащей новые и вет­хие тайны, написанные в ней перстом Божиим...143

В этих словах Симеона не отрицается необходимость чтения Священного Писания; скорее здесь мы видим особенно яркое выражение традиционной восточно-христианской идеи о том, что следует подниматься от буквы Писания к его внутреннему смыслу, а от послед­него — к Тому, Кто стоит за словами Библии.

____________________________________

142 Руфин. История египетских монахов, IX, 2, 7 [313].

143 Сар. 3, 100.

 

________________________ Глава I _____________

Обобщая основные принципы подхода Симеона к Библии, мы можем сказать, что он понимает Писание как часть великой Традиции, включенным в которую ощущает и себя самого. В своих толкованиях библей­ских текстов он не порывает с традиционным понима­нием, но основывается на толкованиях Святых Отцов, используя как буквальный, так и аллегорический методы. Тем не менее, рассматривая Библию как историю' взаимоотношений между Богом и людьми, Симеон по­стоянно ищет параллели между своим духовным опытом и опытом библейских героев. Это приводит к тому, что он дает глубоко личные трактовки библейских событий, придавая им мистический смысл. Последний тип толко­вания представляется нам наиболее оригинальным ас­пектом библейского экзегезиса преподобного Симеона Нового Богослова.

 

 

ГЛАВА ВТОРАЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.029 с.)