Новые переводы творений преподобного Симеона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые переводы творений преподобного Симеона



Нового Богослова…………….…………………………………………….…………...…....….503

Главы богословские, умозрительные и практиче­ские........................505

Преподобного отца нашего Симеона Нового Богосло­ва, игумена обители св. Мамаса Ксирокеркского, сто глав практических и богословских..............................505

 

Его же другие двадцать пять глав умозрительных и богословских...........................536

 

Его же другие сто глав практических и богословских………………………………….545

 

 

Послание об исповеди.............................................................................................................................579

 

Избранные Гимны в стихотворном переводе.............................................597

Кто есть монах, и какое его делание, и на какую вы­соту созерцания взошел этот [святой отец]..........................................................................................................................597

 

Четверостишия о любви к Богу........................................................................................599

 

Моление Богу. И о том, как [святой Симеон], соеди­няясь с Богом и видя славу Божию, приходил в изумление...........................................................................................601

 

О том, что смерть, к сожалению, касается и весьма крепких......................................603

 

Здесь отец с изумлением рассказывает о том, как он

видел Бога, подобно апостолам Павлу и Стефану…………………………….……….604

 

 

Учение с богословием, где говорится о священстве и о бесстрастном созерцании…………………………………………………………………………….………..608

 

 

Изъявление благодарности за Божьи дары. И как пи­шущий это отец испытывал на себе действия Святого Духа. И поучение, изреченное от лица Бога, о том, что нужно делать, чтобы получить спасение спасающихся…………………………………..……..617

 

 

О том, что те, которые уже здесь через причастие Святого Духа соединились с Богом, будут и после смерти пребывать с Ним. С теми же, которые не тако­вы, произойдет противоположное................................................................................................621

 

 

Что означает быть "по образу", и о том, что человек справедливо считается образом Первообраза. И что лю­бящий врагов, как благодетелей, является подражате­лем Бога, и потому, став причастником Святого Духа, он бывает богом по усыновлению и благодати, будучи познаваем только теми, в ком действует Святой Дух…............631

 

 

О точнейшем богословии и о том, что не видящий славу Божию хуже слепых........646

 

 

О том, что возлюбивший Бога ненавидит мир...................................................................651

 

 

Путь к созерцанию Божественного света………………………………………………....652

 

 

Общее наставление с обличением ко всем: царям, архиереям, священникам, монахам и мирянам, изречен­ное и изрекаемое от уст Божьих.......................................653

 

Таблица соответствий................................................................................................................669

Сведения об авторе......................................................................................................................675

 

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Вниманию читателя предлагается второе издание книги известного российского богослова и патролога игумена Илариона (Алфеева), посвященной одному из величайших Отцов Православной Церкви — преподоб­ному Симеону Новому Богослову.

Успех первого издания этой книги, а также других монографий о. Илариона, посвященных Отцам Церкви, показал, что интерес к наследию Святых Отцов у рус­ского православного читателя не только не угасает, но, наоборот, с каждым днем возрастает. Книги о. Иларио­на, написанные на высоком научном уровне, но в то же время доступные широкому читателю благодаря ясности стиля и простоте языка, получили заслуженное призна­ние как широкой читающей публики, так и Священно­началием Русской Православной Церкви. Эти книги, сказал о них Постоянный член Священного Синода, ми­трополит Смоленский и Калининградский Кирилл, "написаны богословом, который владеет языком под­линника, который читает и переводит тексты, а потому способен понимать нюансы богословской мысли авто­ров. Очень важно, что это написано современным язы­ком и для современников. Эти книги помогают нам на общекультурном уровне принять и понять Святоотеческие писания".

Данная книга является переводом диссертации о. Илариона, написанной на Богословском факультете Оксфордского университета под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Уэра) и опубликованной изда­тельством Oxford University Press в 2000 году. Уместно будет привести здесь слова епископа Каллиста о своем ученике: "Игумен Иларион (Алфеев) учился у меня на Богословском факультете Оксфордского Университета. Летом 1995г. он был удостоен степени доктора фило­софии за диссертацию на тему «Преподобный Симеон

 

 

 

 

Новый Богослов и православное Предание». Во время своего пребывания в Оксфорде о. Иларион работал с исключительной продуктивностью. Он — ученый с вы­дающимся потенциалом. Его докторская диссертация написана на необычайно высоком уровне, и ее горячо приветствовали оппоненты на защите. Она полностью заслуживает того, чтобы быть опубликованной в виде книги. О. Иларион — оригинальный ученый, который в своих исследованиях открывает новые горизонты".

Помимо собственно исследования о преподобном Симеоне, книга содержит переводы некоторых его со­чинений, сделанные о. Иларионом. Эти переводы, так­же частично публиковавшиеся ранее, получили высо­кую оценку специалистов. В частности, перевод "Глав богословских, умозрительных и практических" препо­добного Симеона был охарактеризован С.С.Аверинцевым как работа "профессионально выполненная" и "радующая своим качеством". По мнению профессора Московской Духовной Академии д-ра К.Е.Скурата, стиль переводов о. Илариона "лаконичен, ясен, тверд, свидетельствует о том, что автор — не просто теоре­тик, но глубоко церковный священнослужитель, чер­пающий вдохновение в молитве, духовном опыте".

Не сомневаемся в том, что, знакомясь с настоящей книгой, читатель согласится с приведенными оценками ученых, чье дело продолжает в своих исследованиях по патристике игумен Иларион.

 

 

ОТ АВТОРА

Настоящая книга представляет собой русский перевод диссертации, задуманной и написанной на английском языке. Перевод основной части текста выполнен Е.Л.Майданович и отредактирован мною. Пользуюсь случаем, чтобы выразить благодарность Елене Львовне за нелегкий труд, за который я сам вряд ли бы взялся.

При написании этой работы моим научным руководителем был епископ Диоклийский Каллист (Уэр), которому я глубоко признателен за многообразную научную и духовную под­держку во время моих занятий в Оксфорде.

Считаю своим долгом поблагодарить монаха Силуана (Лэйка), прочитавшего первый вариант этого труда и сделав­шего много ценных замечаний, а также общину монастыря св. Иоанна Крестителя в Эссексе за постоянную поддержку. Не могу не вспомнить с благодарностью и основателя обители — блаженнопочившего Старца архимандрита Софрония (Саха­рова), который не только благословил меня на ученые труды, но и успел незадолго до своей кончины прочитать мои пере­воды текстов преподобного Симеона.

Выражаю признательность о. Гавриилу Бунге, д-ру Се­бастиану Броку и о. Роберту Тафту. Каждый из них помог мне на разных этапах работы.

Я благодарен покойному профессору Панайотису Христу: от него я получил фотокопию рукописи Уа1оресИ 667, кото­рой пользовался при работе над греческим текстом "Слова аскетического" Симеона Студита.

В качестве предисловия к русскому изданию считаю своим долгом сделать несколько замечаний и предупреждений.

Прежде всего, хотел бы предупредить читателей, знакомых с моими ранее опубликованными монографиями о святителе Григории Богослове и о преподобном Исааке Сирине, что на­стоящий труд, переведенный с английского, стилистически заметно отличается от этих монографий. Читать эту книгу, по-видимому, будет труднее, чем те, что были в оригинале написаны на русском языке.

Кроме того, поскольку в Оксфордском Университете, где писалась настоящая работа, существует жесткий лимит слов, который диссертанту не позволяется превысить, в настоящей

 

 

 

 

работе налицо некоторая перенасыщенность цитатами, сно­сками и ссылками, оставленными без подробного коммента­рия. Невозможностью превысить установленный лимит обу­словлено и то обстоятельство, что к именам цитируемых в тексте работы Отцов Церкви я не прибавляю титулы "святой", "святитель", "преподобный" и т.д.

Еще одно замечание касается цитат из произведений От­цов Церкви. При переводе настоящей работы на русский язык Е.Л.Майданович воспользовалась существующими русскими изданиями творений Отцов, однако некоторые тексты на рус­ском языке обнаружить не удалось. Редактируя перевод, я, в свою очередь, сверял цитаты с оригиналом (за исключением кратких ссылок и аллюзий) и переводил их заново; в некото­рых случаях, однако, мне не удалось найти оригинал, который ранее, при написании английского текста работы, был мне доступен. Сравнив с оригиналом большинство цитат из тво­рений Симеона и других Отцов, я все же оказался не в силах провести заново работу по сверке всех имеющихся в этой работе ссылок на источники.

Говоря о древне-церковных писателях, я предпочитаю на­именования, принятые в православном Предании, тем, что используются в научной литературе: например, Макарий Египетский (а не Псевдо-Макарий, или Макарий-Симеон), Дионисий Ареопагит (а не Псевдо-Дионисий). Для работы, темой которой является православная Традиция, было бы не­естественно использовать нетрадиционные наименования. Такое употребление имен, однако, не имеет отношения к во­просу о подлинности творений того или иного автора.

Наконец, хотел бы отметить, что настоящая работа была в своем первоначальном английском варианте адресована за­падным читателям, которые, как правило, весьма немного знают о православном Предании: этим в значительной степе­ни обусловлены стиль и общая апологетическая направлен­ность работы. Богатство и разнообразие православного Пре­дания рассматривается мною изнутри самого Предания, но аргументы в защиту Предания, которые приводятся в настоя­щей книге, рассчитаны преимущественно на тех, кто нахо­дится вне его. Надеюсь, что это разъяснение поможет рус­скому читателю воспринять настоящий труд с учетом того контекста, в котором он был написан.

 

 

Моей Матери

ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь преподобного Симеона

 

Основным источником биографических сведений о преподобном Симеоне Новом Богослове яв­ляется житие, написанное его учеником Ники­той Стифатом спустя тридцать лет после кончины Си­меона1. Никита придерживается основных правил клас­сического византийского жизнеописания святого и раз­вивает стандартные темы: его герой родился в благо­родном семействе; с раннего детства он добродетелен и серьезен, избегает детских забав; он посещает школу, но отвергает "языческую мудрость"; при поступлении в монастырь он отказывается от родового наследства; он борется с бесовскими искушениями и всегда побеждает; он совершает чудеса и исцеления. Все эти темы мы на-

 

________________________________

1 Hausherr. Mystique, 1-128 (=Vie). Изложение жизни Симео­на см. в: Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон, 15-58; Krivocheinee. SC 96, 15-54; Turneг. Fatherhood, 16-36; Moda. Christ, 105-120; McGuckin. Symeon (последний глав­ным образом занят опровержением Никиты Стифата). Здесь и далее, ссылаясь на литературу, мы приводим лишь имя авто­ра, сокращенное до одного-двух слов название сочинения, номер тома (если есть) и номер страницы. Ссылаясь на ис­точники, мы приводим имя автора, сокращенное название сочинения, номер тома (книги, части), главы (раздела) и сти­ха (строки), а также, в квадратных скобках, номер страницы того издания, которым мы пользовались. Полностью имена авторов, названия их произведений и выходные данные ис­пользованных изданий приведены нами в Библиографии.

 

 

_______________________ Введение _______________________

 

 

ходим уже в "Житии преподобного Антония" (IV век), которое стало прототипом многих последующих житий святых2.

Другой, еще более важный источник биографических сведений о Симеоне — его собственные писания: в от­личие от творений большинства Отцов Церкви как бо­лее раннего, так и последующего периодов, все его тво­рения носят явно выраженный автобиографический ха­рактер. Портрет Симеона, начертанный Никитой, отли­чается от образа, который вырисовывается при чтении сочинений самого Симеона. Произведение Никиты — скорее икона жизни Симеона, чем его биография: оно стилизовано и полно условностей3. Читая самого Симе­она, не перестаешь удивляться полному отсутствию по­зы или стилизации, столь характерных для многих ви­зантийских писателей его времени, а также откровен­ности Симеона, необычной для византийской традиции: он излагает свой внутренний мистический путь ясно и исчерпывающе. Однако Симеон немного сообщает о внешних событиях своей жизни: в этом отношении приходится полагаться главным образом на сведения, сообщаемые Никитой4.

 

________________________________

2 Его критический текст был издан в SC 400. Можно также сравнить "Житие Симеона", написанное Никитой, с "Житием преп. Феодора Студита", автором которого считается монах Михаил, см. PG 99, 113-232 (один вариант) и PG 99, 233-328 (второй вариант).

3 Ср. Krivocheine. SC 96, 16.

4 Тот факт, что Никита писал, стремясь реабилитировать Си­меона, не является достаточным основанием для того, чтобы ставить под вопрос (как то делают некоторые современные ученые) достоверность "Жития" в целом. Говоря о Симеоне, Никита порой допускает явные противоречия, однако его произведение — единственное свидетельство человека, лично знавшего Симеона. Ясно, что в тех местах, где Никита расхо­дится с Симеоном, предпочтение следует отдать Симеону. Но там, где современные ученые выдвигают противоречащие Ни-

 

______________________ Введение _______________________

 

Согласно хронологии И.Озэрра, Симеон родился в 949 году по Р.Х.5 Согласно другой хронологии, предло­женной греческим патрологом П.Христу, дата рождения Симеона — 956 год6. Место рождения Симеона — се-

 

________________________________

ките гипотезы, мы скорее склонны отдавать предпочтение Никите.

s Hausherr. Mystique, LXXXIXff.

6 Многие ученые пытались разрешить нелегкую проблему хронологии Симеона, но пришли к разным результатам. К.Холль утверждал, что Симеон родился между 963 и 969 гг., а скончался в 1041 или 1042 г.: см. Holl. Enthusiasmus, 23-26. Позднее И.Озэрр предложил иную хронологию, внеся ис­правления во многие вычисления Холля: см. Hausherr. Mys­tique, LXXX-XCI. Ныне общепринятой является хронология Озэрра, хотя ученые неоднократно ставили под вопрос и ее: см. Stathopoulos. Gottesliebe, 9ff.; Каждан. Замечания, 4-10; Χρήστου. Νικήτας, 9-11; Idem. Εισαγωγή, 12-24. Важнейшие аргументы против хронологии Озэрра следующие. 1) Она противоречит датировке "Жития Симеона", написанного Ни­китой: Никита указывает, что Симеон был священником в течение сорока восьми лет, а по Озэрру выходит, что он свя­щенствовал только сорок два года, с 980 по 1022. 2) Никита указывает, что когда Симеон Новый Богослов установил по­читание Симеона Студита после смерти последнего, он полу­чил на это одобрение от патриарха Сергия, после чего невоз­бранно праздновал память своего духовного отца в течение шестнадцати лет, пока не возник конфликт со Стефаном Никомидийским (Житие 72, 22-73, 15). Сергий занимал Кон­стантинопольский престол в 1001-1019 гг. Даже если он одобрил почитание Симеона Студита в 1001 году, конфликт и удаление Симеона Нового Богослова должны были случиться не ранее 1016 г., тогда как Озэрр датирует конфликт 1003-1005 гг., а удаление 1009 г. 3) Вычисления Озэрра основаны на предположении, что Николай II Хрисоверг, рукоположивший Симеона, занял Константинопольскую кафедру в 979 г., тогда как авторитетные византийские источники датируют это событие 984 г.: см. GregoireOrgels. Chronologie; ср. Ostrogorsky. History, 585. Если последняя дата верна и Симеон скончался в 1022 г., то про­должительность его служения в священном сане не составляла

 

 

 

_______________________ Введение _______________________

 

 

ление Галати в Пафлагонии. Родители Симеона, Васи­лий и Феофана, были богатыми и влиятельными про­винциальными аристократами. С одиннадцатилетнего возраста Симеон жил со своим дядей в Константинопо­ле, где тот занимал видный пост при императорском дворе. Симеон обучался в "грамматической" (средней) школе, изучал тахиграфию (скоропись) и выработал, по свидетельству Никиты, прекрасный почерк, но отказал­ся продолжить "внешнее образование" в риторике и философии7.

 

 

________________________________

ни сорока восьми, ни сорока двух лет. Хронология, выдвину­тая П.Христу, более соответствует датам "Жития Симеона", написанного Никитой, поэтому не следует ее игнорировать. См., однако, возражения В.Грюмеля: Grumel. Chrysoberges, 253ff. Излагая жизнь Симеона, мы будем ссылаться на дати­ровку по Озэрру и сразу же в скобках — на хронологию Христу.

Житие 2, 23-26. Отметим разницу между Симеоном и Феодором Студитом, который, согласно его житию, "прошел всю философию, этику и догматику, диалектику и логику": см. Житие преп. Феодора Студита [117 С — 120 В]. Византий­ская система образования унаследовала основные принципы древней греко-римской традиции, а разделение византийского плана обучения на два этапа соответствовало подобному де­лению в поздней античности, где весь курс наук состоял из trivium (грамматики, риторики и диалектики) и quadrivium (арифметики, геометрии, музыки, математики). Некоторые византийские источники упоминают три стадии: так называе­мое προπαιδεία (начальное образование), παιδεία или εγκύκλιος παιδεία ("общее образование") и τελεώτερα μαθήματα (высшее, "совершенное" образование). Основными образцами для ов­ладения грамотой и литературными навыками все еще слу­жили произведения Гомера, Софокла, Еврипида и прочих древнегреческих писателей, так что византийские школьники по сути изучали язык, на котором не говорили уже многие поколения их предков: смотри Letnerle. Humanisme, 99-103, 302-303; Buckler. Education, 200-220; Mango. Byzantium, 125ff. Wilson. Scholars, 18ff. Культура Византии, 366-400.

 

 

______________________ Введение _______________________

 

 

По словам Никиты, юный Симеон отказался от чести быть представленным братьям-императорам Василию и Константину Порфирородным и предпочел остаться в тени8. Тем не менее он был возведен в ранг спафарокубикулария и сделан членом синклита (государственного совета), почему и провел несколько лет при император­ском дворе9.

В одном из Гимнов Симеон так говорит о своей юно­сти:

 

Родители не питали ко мне естественную любовь.

Братья и друзья мои все насмехались надо мною...

Сродники, посторонние и мирские начальники

________________________________

Отметим также, что даже среднее образование в целом было доступно в Византии далеко не каждому: как отмечает Лемерль, девять десятых населения были безграмотны: Lemerle. Eleves, 3 (ср., однако, более положительную оценку уровня грамотности в Византии у: Browning. Literacy, VII, 46-52). Большинство тех, кому образование было доступно, принад­лежало либо к аристократии, либо к духовенству.

8 Житие 3, 1-9.

9 Житие 3, 9-11. В ранг спафарокубикулария обычно возводи­ли евнухов: см. Bury. System, 122; Yannopoulos. Societe, 36; Oikonomides. Listes, 301-302. Некоторые ученые высказывают предположение, что Симеон мог быть оскоплен в детстве: смотри Turner. Fatherhood, 19; Morris. Saint, 44. Такое пред­положение, однако, не имеет под собой достаточных основа­ний, поскольку ни в "Житии", ни в творениях самого Симео­на нет ясного указания на то, что он был скопцом. Никита упоминает, что евнухом был ученик Симеона Арсений (Житие 45, 4-5); если бы Симеон также был евнухом, Никита указал бы на этот факт: по византийским представлениям в этом не было ничего негативного (сравнение Симеон с евну­хом в Житии 147, 6 относится к посмертному "ангельскому" состоянию Симеона). О том, что Симеон не был скопцом, свидетельствует, в частности, его аллюзия на ночное осквер­нение в Euch, l, 141-146.

 

 

 

_______________________ Введение __________________

 

Тем более отвращались от меня и не выносили видеть меня,

Чем более [хотели] погубить меня со своими беззакониями.

Часто я безгрешно желал славы,

Но не нашел еще ее в настоящей жизни... Сколько раз желал я, чтобы люди любили меня,

[И чтобы] я имел с ними близость и откровенность,

Но из благомыслящих никто не выносил меня. Другие же, напротив, желали видеть и знать меня,

Но я убегал от них как делателей зла...

Добрые избегали меня из-за [моего] внешнего вида,

Злых же я избегал по собственному произволению10.

 

Очевидно, что при всем своем внешнем благополу­чии, Симеон очень рано испытал большие внутренние страдания из-за одиночества, отсутствия друзей и своей неспособности удовлетвориться земными благами. Ран­няя неудовлетворенность жизнью в миру побудила Си­меона к чтению духовной литературы и к поискам свя­того человека, который стал бы его учителем. Это уст­ремление Симеона не встретило одобрения окружаю­щих, которые наперебой утверждали, что "ныне нет та-

 

 

_______________________________

10 Hymn 20, 98-119. Что касается внешности юного Симеона, то она, вероятно, была вполне приятной. Никита говорит, что "Симеон отличался от других хорошей внешностью и прият­ным видом" (Житие 3, 1-2). В Cat. 22, которое считается ав­тобиографическим, Симеон говорит о юноше Георгии, прото­типом которого является сам Симеон, что он был "красив видом и имел что-то показное в своем облике, манерах и по­ходке, так что некоторые даже имели о нем из-за этого дур­ные мнения" (Cat. 22, 24-27). Приведенные слова Симеона из 20-го Гимна можно понимать в том смысле, что "добрые" лю­ди избегали его из-за его "показной" внешности (обладая аристократическими манерами и богатыми родственниками, близкими к императору, он выглядел молодым выскочкой), а "злые" обращали на него внимание лишь из-за его близости к высшим кругам общества.

 

 

 

 

_______________________ Введение __________________

 

кого святого на земле"11. Однако Симеон продолжал поиск духовного отца, и в конце концов его усилия увенчались успехом. Заметим попутно, что полемика с теми, кто утверждал, что в его время невозможно дос­тичь святости (таковых Симеон именовал "новыми ере­тиками")12, стала одной из главных тем его позднейших сочинений.

Встреча с монахом Константинопольского Студий­ского монастыря, Симеоном Благоговейным13, который стал духовным отцом юного Симеона, оказалась ре­шающей. Симеон Благоговейный был пожилым иноком; он не имел священного сана, но обладал глубоким ду­ховным опытом: в его лице Симеон-младший обрел того, кого долго искал. Юный Симеон так любил своего учи­теля, что почитал его за святого и считал себя недос­тойным прикоснуться к его одежде или поцеловать ме­сто, где тот стоял во время молитвы14.

Однажды старец дал ему на прочтение книгу препо­добного Марка Подвижника (около V в.), в которой его особенно поразили три мысли — о необходимости сле­довать голосу совести15, исполнять заповеди Божий ра­ди стяжания "даров Святого Духа"16 и искать внутрен­него духовного гнозиса, который приобретается через молитву17. Юный Симеон принял слова святого Марка как руководство к немедленному действию. Он начал во всем слушаться голоса совести, исполнять заповеди Христовы и усердно молиться. Каждый вечер он, следуя внутреннему голосу, увеличивая свое правило: его мо-

 

________________________________

11 Euch, l, 78-80.

12 Ср. Hymn 21, 302-304; Cat. 29, 137-150.

13 Мы будем подробнее говорить о личности Симеона Благо­говейного в Главе III.

14 Житие 12,20-26.

15 О законе духовном, 69 [913 С].

16 О думающих оправдаться делами, 57 [940 А].

17 О законе духовном, 11 [908 А].

 

 

______________________ Введение ______________________

 

литвы стали продолжительными, внимательными и усердными, часто они сопровождались слезами. Именно в это время, стоя на ночной молитве, Симеон получил свое первое мистическое откровение, которое он опи­сывает в 22-м Огласительном Слове, говоря о некоем Георгии, но имея в виду самого себя18:

 

Однажды, когда он стоял и произносил "Боже, милостив буди ми, грешному" скорее умом, чем ус­тами, внезапно явилось сверху обильно Божествен­ное осияние и наполнило все место. Когда это про­изошло, юноша перестал сознавать себя и забыл, был ли он в доме и находился ли под крышей. Ибо отовсюду видел он только свет... Всецело пребывая в нематериальном свете и, как казалось, сам сделав­шись светом и забыв обо всем мире, он преиспол­нился слез, несказанной радости и ликования. Потом на небо взошел ум его и другой свет увидел — ярче того, который был поблизости. Неожиданно явился ему, стоя близ того света, вышеупомянутый святой и равноангельный старец...19

 

Когда видение кончилось, юноша пришел в себя, и вскоре возгласил петух: ночь прошла незамеченной20.

Несмотря на такое явное видение свыше, Симеон ' еще довольно долго оставался в миру: период между первым посещением света и вступлением в монастырь он считал годами своего духовного падения21. В одном

 

________________________________

18 Этот же эпизод рассказан Симеоном в Euch, l, 87-110 (на этот раз от первого лица) и Никитой в Житии 5, 1-31: оба текста подтверждают, что рассказ Симеона в 22-м Слове яв­ляется автобиографическим.

19 Cat. 22, 88-100. Имеется в виду Симеон Студит.

20 Cat. 22.101-113.

21 Euch. 2, 41-46,

 

 

_______________________ Введение _______________________

 

из Гимнов Симеон говорит об этих годах в выражениях, весьма необычных для автобиографической литературы:

 

Я был убийцей22 — слушайте все!..

Я был, увы мне, и прелюбодеем в сердце,

И содомитом на деле и в произволении.

Я был блудником, магом и деторастлителем,

Употребителем клятв и стяжателем,

Вором, лжецом, бесстыдником, похитителем — горе мне! —

Оскорбителем, братоненавистником, преисполненным зависти,

Сребролюбцем, наглецом и совершителем

Всякого другого вида зла.

Да, поверьте, я говорю об этом правду

Без притворства и без лукавства!

 

Подобных признаний мы не встретим даже в таких произведениях, как "Исповедь" Блаженного Августина. Понимать ли слова Симеона в буквальном или перенос­ном смысле? Очевидно, что буквальное понимание в данном случае невозможно, хотя сам он и настаивает на его необходимости: "Если кто заподозрит, что я, может быть, написал ложь, подай ему прощение как Милосердный, ибо, не сознавая Твоего долготерпения, Спаситель... и услышав о непристойности дел моих, он справедливо вынес такое суждение, говоря: «Если спра­ведливость безнаказанным оставила его, значит, нет суда!»"24 Позднейшие комментаторы Симеона склоня­лись к тому, чтобы воспринимать его слова из 24-го Гимна в переносном смысле: "Виждь глубину смирения

 

________________________________

22 Ср. примечание Дионисия Загорейского: "Разумеется, [убийцей] души своей... ибо Отец понимает это мысленно, по причине крайнего смирения": ΔΖ, II, 14.

23 Hymn 24, 71-83.

24 Hymn 24, 103-110.

 

 

_______________________ Введение _______________________

 

этого святого... — пишет комментатор XIII века25. — Ибо говорит он это, желая... в смирении сохранить в себе благодать Святого Духа"26. Как бы там ни было, ясно, что Симеон в молодости вел мирской образ жиз­ни, хотя и не порывал общения с духовным отцом. Ему он и обязан своим окончательным исходом из мира.

Симеону было около двадцати семи лет, когда он по­ступил послушником в Студийский монастырь27. Позд­нее он опишет свой исход в ярких красках, рассказывая о том, как старец, подобно Моисею, вывел его из еги­петского плена:

 

И сказал он: "Подойди, чадо, я отведу тебя к Богу".

Я же от великого неверия ответил ему:

"Какой знак покажешь ты мне, чтобы убедить меня?"...

"Огонь, — сказал он, — разожги великий, дабы я вошел в него,

И если не останусь неопаленным, не следуй за мною!"

Слово это поразило меня, я сделал приказанное,

И разожжено было пламя, а он встал внутрь [него].

Целый и невредимый, он и меня приглашал [туда].

"Боюсь, владыко, — сказал я. — Я — грешник".

Он вышел [из огня], подошел ко мне и облобызал меня.

"Чего ты боишься, — сказал он мне, —отчего ужасаешься и трепещешь?

Велико и страшно это чудо,[но] ты большее этого увидишь".

"Я в исступлении, — сказал я. — Господин, приблизиться не дерзаю к тебе...

Ибо я вижу, что ты человек, превосходящий человека,

И не дерзаю смотреть на тебя, которого огонь почтил".

________________________________

25 Схолия сохранилась в рукописи Marcianus 494, которая датируется XIII веком. Рукопись содержит несколько схолий подобного рода. Й.Кодер считает, что они принадлежат не переписчику, а самому "главному редактору" произведений Симеона — Никите Стифату: см. Köder. SC 156, 68.

26 SC 174, 232 (схолия).

27 Krivocheine. SC 96, 23.

 

 

 

______________________ Введение ______________________

 

Привлекши меня ближе, он обнял меня

И снова облобызал меня лобзанием святым...28

Что это: аллегория или рассказ о действительном со­бытии? Подобные рассказы встречаются в житиях неко­торых святых29. Во всяком случае, Симеон младший немедленно последовал за наставником:

"Скорее! Бежим! — [сказал Моисей] —

Так повелевает Бог!.."

"Пойдем, господин, — сказал я, —

я не разлучусь с тобою… " 30

 

 

Вступив в братию Студийской обители, Симеон рев­ностно предался аскетическим подвигам. Однако ему не суждено было долго пробыть в Студийском монастыре: игумена и братию смущала его, на их взгляд, чрезмер­ная привязанность к старцу Симеону Благоговейному. Отношение Симеона-младшего к Симеону-старшему бы­ло основано на полном послушании: он прислуживал своему учителю и не смел ни шагу сделать без его ука-

 

 

________________________________

28 Hymn 18, 137-158.

29 Ср. рассказ о том, как некто пришел к авве Арсению и, заглянув в окно, увидел, что он стоит на молитве, весь объя­тый пламенем: Изречения пустынных отцов. Арсений, 27 [96 ВС]. Подобным же образом авва Иосиф "встал и простер ру­ки к небу: персты его сделались подобными десяти возжженным светильникам, и он сказал: «Если хочешь, будь весь, как огонь»": Изречения пустынных отцов. Иосиф, 7 [220 D]. Ср. Памво, 1 [368 С] и 12 [373 А]; Сисой, 14 [396 ВС]; Силуан, 12 [412 С]; Феодор, 15 [193 AB]. Другой, гораздо более поздний пример — беседа преподобного Серафима Саровского (ум. 1833) с Н.А.Мотовиловым, когда лицо русского святого "просияло, как солнце" (см. цитату в Заключении к настоя­щей работе).

30 Hymn 18, 221-223.

 

 

Введение _______________________

 

зания31. Игумен неоднократно высказывал пожелание, чтобы юный послушник отказался от руководства сво­его старца, но Симеон не соглашался на это, результа­том чего стало его изгнание из монастыря32.

Покинув Студийскую обитель, Симеон поступил в монастырь святого мученика Мамаса в Константинопо­ле33, где был пострижен в монашество. Вот как Никита описывает жизнь Симеона в обители святого Мамаса:

Он посвящает себя совершеннейшим деланиям добродетели и, все прочее оставив, предается только

 

________________________________

31 Ср. Житие 12, 1-26. Наличие слуг было обычным явлением в византийских монастырях того периода; они служили мона­хам, подавали пищу и исполняли другие необходимые работы: см. Krausmuller. Stoudios, 74. Ср. упоминание слуги в Cat. 4, 290-299.

32 О причине изгнания Симеона из Студийского монастыря ничего точно неизвестно. Никита утверждает, что единствен­ной причиной была зависть монахов (Житие 16, 3-5, 17-20; 21, 1; 22, 1), но возможно, что-то в духовном устроении Си­меона Студита вызывало недовольство игумена. Кроме того, согласно студийской традиции, сам игумен обычно (хотя и не непременно) был духовным руководителем монахов. К этому вопросу мы вернемся в Главе III, где будем говорить о лично­сти Симеона Студита и о роли игумена в студийской тради­ции. Здесь же нам хотелось бы лишь отметить, что ситуация, сложившаяся вокруг двух Симеонов, типична для всей исто­рии духовного руководства на православном Востоке. Дея­тельность старцев часто вызывала враждебное отношение со стороны игуменов и представителей иерархии. Это было свя­зано с тем, что старцы обычно жили в монашеских общинах, но у них были собственные духовные чада, между которыми связь была более тесной, чем между другими монахами. Та­ким образом, старцы порой создавали "общину в общине", что вызывало зависть со стороны прочих монахов и недоволь­ство со стороны монастырского начальства. Об этом см., в частности, Концевая. Оптина пустынь, 9-10.

33 Об этом монастыре см. Janin. Geographie, 325-331.

 

 

 

________________ Введение _______________________

 

молитве, безмолвию и изучению Божественных Пи­саний и совершенным образом соединяется с Богом в созерцании света... Пищей же его ежедневной был животворящий Хлеб, которым он совершенно очи­щался, честная Кровь Христова, овощи и семена. Сохраняя ими жизнь тела своего, ничего другого во все дни недели, кроме воскресенья, он не принимал. В праздничные дни он участвовал в общей трапезе братии, опустив лицо и [пребывая] в непрестанном сокрушении, после чего, поблагодарив, восставал со всеми, убегал в келлию, запирал дверь свою и вставал на молитву. Затем, немного почитав, он прини­мал немного отдыха, преклонившись к земле, ибо не имел ни постели, ни одеяла, ни чего-либо иного по­требного для тела... После чтения он занимался ру­коделием, переписывая текст Божественных Писа­ний: он был великолепным писцом, и всякий, кто ви­дел его письмена, исполнялся радости. Когда ударяли в било34, он незамедлительно вставал на Божествен­ное псалмопение, и когда совершалось Божественное Приношение (αναφορά)... он предстоял на молитве и со слезами беседовал с Богом, пока священник не возносил хлеб. После сего, исполнившись Божест­венного огня, он принимал Пречистые Тайны и тот­час молча удалялся в келлию свою35.

 

 

Обратим особое внимание на то, что Симеон практи­ковал ежедневное причащение, сопровождаемое слеза­ми. В этом он следовал древней монашеской тради-

 

________________________________

34 В православных монастырях на Востоке монахов созывал на богослужение в храм не колокол, а деревянное било (во многих греческих монастырях такой обычай сохранился до сего дня).

35 Житие 24, 9 — 27, 9.

 

 

 

_______________________ Введение _______________________

 

ции36, а также совету своего духовного отца Симеона Благоговейного, который говорил: "Брат, никогда не причащайся без слез"37. Позднее, будучи игуменом, Симеон-младший старался возродить традицию еже­дневного причащения; он также настоятельно указывал на необходимость причащаться со слезами. Обычай ежедневно причащаться со слезами Симеон сохранил до конца дней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.197 с.)