Тема 9. Использование концепций и методов социологии в исторических исследованиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Использование концепций и методов социологии в исторических исследованиях



Конструирование объяснительных моделей истории. Социальные доктрины Маркса, Конта, Спенсера, Дюркгейма, Вебера и их воздействие на исторические исследования. Социальная история. Историческая социология. Исследования М. Манна о происхождении власти в обществе, теория предпосылок демократии и диктатуры Б. Мура, анализ политического механизма революций Т. Скокпола, теория коллективного действия Ч. Тилли. «Социологическая история». Ретроспективная социология. Идеи институционного анализа в исторических исследованиях. Проблема статусных ролей и статусных отношений в обществе. Система социальной стратификации. Проблема социальной мобильности. Изучение элит. Просопография. Концепции социальных ролей. Девиантное поведение. Городская и сельская социология, коммуникации, расовые отношения, криминология, народонаселение. Методика контент-анализа. Концепции интеграции макро- и микро- уровней анализа социальных отношений (Э. Гидденс, А. Кикоурел, Дж. Хабермас и др.). Теория структурации Э. Гидденса. А. Кикоурел. «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.» Ф. Броделя. Прикладные методы социологии в исторических исследованиях. Анкетирование и интервьюирование участников исторических событий. «Устная история». П. Томпсон. Д. Тош. «Писхология войны в XX веке: исторический опыт России» Е.С. Сенявской.

«Новой» социальная история.

Программа семинарских занятий

Темы семинарских занятий

Тема 1. Методологические основы и принципы использования междисциплинарных подходов в исторических исследованиях

1. Своеобразие подходов и методов истории в сравнении с другими социальными науками.

2. Сотрудничество истории и других социальных и гуманитарных наук.

3. Охарактеризуйте новые методологические парадигмы, возникшие в социальных и гуманитарных науках на рубеже XIX - XX вв. и в первой половине XX в. Их значение для развития теории и методов исторического познания.

4. Вклад в теорию и практику исторического познания основателей школы Анналов М. Блока и Л. Февра. Значение появления школы Анналов.

5. История ментальностей.

 

Литература

Блок М. Апология истории или ремесло историка: Пер. с фр. М., 1986.

Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1991.

Заболотный Е. Б., Камынин В. Д. Историческая наука в России в преддверии Третьего тысячелетия. Тюмень, 1999.

Иванов В. В. Методология исторической науки. М., 1985.

История в XXI веке: историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества. М., 2001.

К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994.

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. М., 1989.

Нечухрин А. Н., Сидорцов В. Н. Методология истории: Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 2000.

Проблемы исторического познания. Под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 1999.

Прядеин В. С. Историческая наука в условиях обновления: философские основы, принципы познания и методы исследования (историографический анализ). Екатеринбург, 1995.

Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.

Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996.

Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка: Пер. с англ. М., 2000.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

 

Тема 2. Проблема междисциплинарных подходов в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX-начала XXI в.

1. Причины и значение появления «исторической антропологии». Суть и основные подходы к пониманию этого феномена.

2. Методологическая сущность следующих историографических направлений: история повседневности, микроистория, новая социальная история, новая интеллектуальная история, военно-историческая антропология, историческая герменевтика.

3. Примеры трудов, созданных в русле этих направлений.

4. Причины возрастания роли междисциплинарной кооперации и междисциплинарных методов в современных исторических исследованиях.

5. Методологические принципы применения междисциплинарных методов в историческом исследовании.

 

Литература

Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996.

Гуревич А. Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. № 1.

Гуревич А. Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4.

Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации: Тезисы докл. и сообщ. научной конф. Москва, 4-6 февраля 1997 г. / Отв. ред. О. М. Медушевская. М., 1998.

Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. СПб., 1911-1913. Вып. 1–2.

Методологические поиски в современной исторической науке // Новая и новейшая история. 1996. № 3, 4.

Пушкарев Л. Н. Гендерный анализ и его применение к изучению истории культуры // Отечественная история. 1999. № 1.

Репина Л. П. Социальная история и историческая антропология: новейшие тенденции в современной британской и американской медиевистике // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990.

Румянцева М. Ф. Историческая антропология в условиях кризиса метарассказа // Ежегодник историко-антропологических исследований. 2001/2002. М., 2002.

Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001.

Шриттер В. Социальные науки: опыт анализа методологии // Свободная мысль. 1992. № 13.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.008 с.)