Кафедра общей химии с курсом стоматологического материаловедения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра общей химии с курсом стоматологического материаловедения



Московская Медицинская Академия им. И.М.Сеченова

Стоматологический факультет

Кафедра общей химии с курсом стоматологического материаловедения

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

ПО КУРСУ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

 

 

СТУДЕНТА __________ ГРУППЫ

 

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

__________________________________________________

 

__________________________________________________

 

200___ – 200___ учебный год

 

 

Настоящая лабораторная тетрадь по курсу стоматологического материаловедения предназначена для самостоятельной работы студентов стоматологического факультета, выполняющих практические и теоретические задания на лабораторных занятиях. Темы занятий включают лабораторные работы, выполнение и оформление которых студенты проводят самостоятельно. Это дает возможность студентам закрепить пройденный материал и подготовится к беседе с преподавателем, который должен оценить правильность полученных результатов и выводов.

Данная лабораторная тетрадь соответствует учебному плану и программе по дисциплине «Стоматологическое материаловедение» для специальности 040400 «Стоматология», утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, и составляет единый учебно-методический комплекс с учебным пособием «Стоматологическое материаловедение» В.А.Попков, О.В.Нестерова, В.Ю.Решетняк, И.Н.Аверцева. – М.: МЕОпресс-информ, 2006.

 

©ММА им. И.М. Сеченова

 

© О.В.Нестерова, В.Ю.Решетняк, П.Л.Нейман, И.Н. Аверцева, С.В Кондрашев

 

Под редакцией академика РАО В.А. Попкова

 

Москва, 2007


Аттестационный лист студента

 

Защита модулей

 

 

1 _________ 2 _________ 3 __________ 4 ___________

 

 

Тестовые контроли

 

1 _________ 2 _________ Итоговый тест __________

 

 

Накопительная ведомость

 

Сумма баллов за текущую работу на занятиях    
Сумма баллов за модули    
Сумма баллов за тесты    
Курсовая работа    
Практические навыки    
Сумма баллов    

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ И ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Правила поведения в химической лаборатории и технику безопасности:

ü к эксперименту можно приступать только после ознакомления со всеми его этапами;

ü на лабораторном столе должны находиться только необходимые для эксперимента приборы, оборудование, лабораторный журнал;

ü в лаборатории можно работать только в халате;

ü нельзя брать руками вещества и пробовать их на вкус;

ü опыты с ядовитыми и летучими веществами, концентрированными растворами кислот и щелочей можно проводить только под тягой;

ü при приливании реактивов нельзя наклоняться над отверстием сосуда во избежание попадания брызг на лицо и одежду;

ü нельзя работать с легковоспламеняющимися жидкостями вблизи включенных электрических и нагревательных приборов;

ü нельзя выливать в раковину остатки кислот, щелочей и огнеопасных веществ; их следует сливать в специально предназначенные для этого склянки;

ü для засасывания кислот и щелочей в пипетку необходимо пользоваться резиновыми грушами;

ü разбавляя концентрированные кислоты, необходимо осторожно вливать кислоту в воду, а не наоборот.

При несоблюдении правил техники безопасности в лаборатории, бывают несчастные случаи, требующие первой неотложной помощи, для ее оказания в лаборатории должна быть аптечка. Основные правила скорой помощи следующие:

  • при термическом ожоге кожу необходимо обработать спиртом или свежеприготовленным раствором перманганата калия, а затем смазать мазью от ожогов или присыпать танином;
  • при химических ожогах глаз необходимо обильно промыть глаза водой, используя глазную ванночку, после этого следует обратиться к врачу;
  • при ожогах кислотой необходимо смыть реактив большим количеством воды, затем обработать кожу растворам соды;
  • при ожогах щелочью необходимо смыть реактив большим количеством воды, затем промыть участок кожи разбавленной уксусной кислотой, а затем снова водой.

Прежде чем приступить к эксперименту, студенты должны изучить соответствующий раздел учебника, лекций, а также ознакомиться с описанием работы и ответить на вопросы для самоподготовки.

С правилами поведения в химической лаборатории и техникой безопасности ознакомилась(ся)

 

_____________________________________________________________

Дата: Подпись:

______________ ______________

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ТЕТРАДИ

 

 

  • для успешного усвоения предмета «стоматологическое материаловедение» необходима комплексная переработка лекционного материала, учебной литературы, заданий для самоподготовки, а также систематическое ведение лабораторно-практической тетради

 

  • перед началом работы с лабораторно-практической тетрадью необходимо ознакомится с теоретическими материалами соответствующего раздела и выполнить предложенные домашние задания

 

 

  • внимательно ознакомится с целью и задачами каждого практического задания, после чего приступать к выполнению данного лабораторно-практического задания с параллельным отражением всех этапов работы в соответствующем разделе рабочей тетради

 

  • при оформлении заданий и решении задач необходимо соблюдать размерность всех величин, формулы веществ называть по систематической номенклатуре, в цепочках указывать условия протекания и механизмы реакций

 

 

  • каждое задание регулярно подписывать у преподавателя

Дата:_________ Занятие № 1

 

Задание №1.

Изучите классификацию стоматологических материалов. Составьте схему. Используя учебное пособие, приведите по 2 примера от каждой группы стоматологических материалов отечественных и зарубежных производителей.

 

 

Задание №2.

Изучите и выпишите в тетрадь основные разделы ГОСТа на примере ГОСТ Р 51202-98 «Материалы стоматологические полимерные восстановительные. Технические требования. Методы испытаний».

 

Раздел ГОСТа Что регламентирует?
   

 

Изучите методы испытаний, которые предусмотрены данным ГОСТом для определения качества материалов стоматологических полимерных восстановительных, и определите какие свойства материалов (физические, химические, технологические, механические, эстетические) можно определить тем или иным методом. Заполните таблицу.

 

 

Наименование метода испытаний Сущность метода Совокупность каких свойств характеризует данный показатель
  6.1.1 Определение прочности при изгибе     6.1.2 Определение диаметральной прочности     6.1.3   Определение разрушающего напряжения и модуля упругости при изгибе при нагружении образца в виде балочки методом 3-х точечного изгиба.   Определяются механические свойства

 

 

Дата:_________ Занятие № 2

 

Задание №2.

Расшифруйте состав, используемых в РФ марок нержавеющей стали:

 

20 Х 18 Н 9 Т

 

25 Х 18 Н 10 С 2

 

36 Х 18 Н 25 С 2

 

Объясните, почему большинство рядовых марок нержавеющих сталей содержат 18% хрома.

 

Задание №3. Решение задач.

1). Образец сплава в виде пластины (1*1см, толщина 0,3 см) массой 1,0 г была погружена в агрессивную среду (морскую воду). Через 100 часов образец был извлечен из среды. Масса его после удаления продуктов коррозии составила 96 мг. Рассчитайте скорость коррозии, величину проникновения коррозии и оцените коррозионную устойчивость сплава по шкале.

Балл стойкости П, мм/год Категория стойкости
  <0,10 сильно стойкие
  0,10 – 1,0 стойкие
  1,10 – 3,0 понижено стойкие
  3,1 – 10,0 малостойкие
  10,1 нестойкие

 

 

2). Глубина проникновения коррозии металлического материала составляет
2 мм / год. Рассчитайте массу образца, эксплуатируемого в агрессивной среде, по истечению 2 лет, если исходный сплав размером 1х1х1 см имел массу 5,6 г.

 

3). Оцените скорость коррозии (диапазон значений) сплава «Суперпал» (плотность 10,2 г/см3), если известно, что его коррозионная устойчивость оценивается в два балла по шкале относительной коррозионной устойчивости.

 

 

4). ЭДС гальванического элемента, возникшего в результате использования цинкового припоя, равно 0,02В. Рассчитайте стандартный потенциал другого электрода и установите, какой металл в составе протеза коррозирует первым.

 

       
   

5). Какой металл в паре Fe – Ni будет растворяться в разбавленной молочной кислоте. На каком металле будет выделяться водород? Приведите схему катодного и анодного процессов.

 

 

Лабораторная работа № 1

«Определение относительной коррозийной устойчивости сплавов.»

Цель работы: Сравнить коррозионную устойчивость сплавов в агрессивной среде электролита, определив значение редокс-потенциалов.

Оборудование и реактивы: Иономер универсальный ЭВ-74, электроды: сплава ТЗ, сплава ПАЛ, хлорсеребряный; раствор молочной кислоты с концентрацией 0,1 моль/л, химический стакан ёмкостью 250 мл.

На рисунке изображена передняя панель прибора иономер универсальный ЭВ-74. Обозначьте основные клавиши прибора и укажите их функциональное назначение.

 

 

Ход работы:

1) Составляют гальваническую цепь из измерительного электрода – сплава ТЗ и электрода сравнения – стандартного хлорсеребряного электрода. Для этого оба электрода погружают в раствор молочной кислоты и подключают к иономеру. Прибор включают в сеть и прогревают в течение 30 минут. Для измерения ЭДС (Dj) гальванической цепи на панели иономера нажимают клавишу «mV». Направление тока в цепи (знак Dj) определяется величиной потенциала измерительного электрода по сравнению с электродом сравнения (если потенциал измерительного электрода меньше, то значение Dj будет отрицательным – в этом случае необходимо нажать клавишу «±» анионы/катионы). Нажимают клавишу «-1¸19» и с нижней шкалы снимают приблизительное значение ЭДС (в мВ). Точное значение ЭДС определяют, нажимая клавишу одного из узких диапазонов измерений.

Запишите состав сплава ТЗ: ______________________________________________

 

Запишите схему составленной гальванической цепи: _________________________

_________________________________________________________________________

 

Запишите полученное по показаниям иономера значение ЭДС Dj=

Рассчитайте значение редокс-потенциала сплава ТЗ, используя формулу:

jx = Dj + j (электрода сравнения)=,

где jx – редокс-потенциал измерительного электрода, для определения потенциала хлорсеребряного электрода пользуются табличными данными

Запишите возможные редокс-процессы, протекающие на аноде и катоде

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Составляют вторую гальваническую цепь из измерительного электрода – сплава ТЗ и электрода сравнения – сплава ПАЛ. С этой целью заменяют хлорсеребрянный электрод на электрод сплава ПАЛ. Значение ЭДС (Dj) измеряют как описано в п.1.

Запишите состав сплава ПАЛ: ____________________________________________

 

Запишите схему составленной гальванической цепи: _________________________

_________________________________________________________________________

Запишите полученное по показаниям иономера значение ЭДС Dj=

Рассчитайте значение редокс-потенциала сплава ПАЛ, используя формулу:

jx = Dj + j (электрода сравнения)=,

где jx – редокс-потенциал измерительного электрода, j — потенциал сплава ПАЛ.

Запишите возможные редокс-процессы, протекающие на аноде и катоде

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Сравните полученные значения редокс-потенциалов сплавов ТЗ и ПАЛ и сделайте вывод, какой из сплавов более устойчив в среде молочной кислоты.

Вывод:

 

 

Дата:_________ Занятие № 4

 

Лабораторная работа № 2

«Влияние pH на коррозийную устойчивость сплавов.»

Цель работы: Оценить коррозионную устойчивость сплавов в растворах с различными значениями рН.

Оборудование и реактивы: потенциометр (иономер универсальный ЭВ-74), электроды: сплав ТЗ, хлорсеребряный, стеклянный; раствор молочной кислоты с концентрацией 0,1 моль/л, раствор щёлочи (КОН или NaOH) с концентрацией 0,5 моль/л; химический стакан ёмкостью 250 мл, бюретка ёмкостью 25 мл, магнитная мешалка.

Ход работы:

Составляют две гальванические цепи: из хлорсеребряного электрода и электрода сплава ТЗ (цепь 1) и из хлорсеребряного электрода и стеклянного электрода (цепь 2), подключая их к двум иономерам. Электроды обоих гальванических цепей помещают в раствор молочной кислоты.

Запишите схемы составленных гальванических цепей: _______________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

С помощью первого иономера (цепь 1) измеряют величину ЭДС (Dj) (см. лаб. раб. №1), с помощью второго (цепь 2) – непосредственно величину рН раствора. Для этого на панели иономера нажимают кнопку «рХ» и диапазон измерений «-1¸19».

Регистрируют исходное значение рН и ЭДС (мВ).

Устанавливают бюретку с раствором щёлочи под стаканом с кислотой, в который помещены электроды. Включают магнитную мешалку и добавляют раствор щёлочи небольшими порциями, регистрируя при каждом целом значении рН величину ЭДС гальванической цепи (цепь 1).

ВНИМАНИЕ! В области рН>8 раствор щёлочи следует прибавлять строго по каплям, т.к. происходит резкое изменение рН, вследствие превышения буферной ёмкости молочнокислого буфера. Результаты измерений занесите в таблицу:

Величина рН                
ЭДС, мВ                
Редокс – потенциал сплава ТЗ, мВ                

Постройте график зависимости редокс-потенциала ТЗ от рН. Графически определите редокс-потенциал при рН 6,85 (рН слюны в норме) и сделайте вывод о зависимости коррозионной устойчивости сплава ТЗ от рН раствора.

Обоснуйте состав испытательной среды (молочная кислота) для коррозионных испытаний стоматологических материалов.

Вывод:

 

Ход работы:

  1. Описывают полимерный материал, используемый в данной работе:

Ø Название ____________________________________________________________

Ø Фирма-производитель _________________________________________________

Ø Форма выпуска ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проводят смешивание мономера с полимером в сосуде с крыш­кой или на стекле (при этом в мономер насыпают отмеренное количество порошка и сразу же перемешивают — нормативный расход пластмассы при из­готовлении базиса съемного протеза составляет 1 г на 1 искусствен­ный зуб).
  2. Сосуд с массой оставляют для набу­хания на 15-30 мин, (в зависимости от температуры окружающей среды). В течение этого времени консистенция массы изменяется от пескообразной до тестообразной. При получении формовочной мас­сы различают следующие стадии: песочная (гранульная); вязкая (тянущихся нитей), тестообразная; резиноподобная.
  3. Описывают все стадии получения формовочной массы:

1) Песочная стадия

Появляется ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Длится (мин) _________________________________________________________

Смесь на этой стадии используют для ____________________________________

2) Стадия тянущихся нитей (вязкая)

Характеризуется ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Длится (мин) _________________________________________________________

Смесь на этой стадии используют для ____________________________________

3) Тестообразная стадия

Характеризуется ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Длится (мин) _________________________________________________________

Смесь на этой стадии используют для ____________________________________

4) Резиноподобная стадия

Характеризуется ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Длится (мин) _________________________________________________________

Смесь на этой стадии используют для ____________________________________

  1. Характеризуют влияние температуры на скорость набухания ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

 

Задание №3

Решение задач

1). Константа скорости реакции полимеризации равна 0,015с-1. Вычислите время, за которое полимеризуется 90% материала.

 

 

2). За 1,5 минуты полимеризации подверглось 80% исходного количества метилметакрилата. Рассчитайте константу скорости реакции полимеризации и период полупревращения.

 

 

3). Метилметакрилат массой 1 г подвергли полимеризации. Масса продукта полимеризации составила 0,98 г. Установите содержание остаточного мономера и укажите соответствие его требованиям нормативной документации.

 

 

4). Найдите энергию активации реакции инициирования, если Еа процесса радикальной полимеризации равняется 84 кДж/моль, Еа роста цепи составляет 29 кДж моль, а Еа обрыва цепи равняется 21 кДж/моль.

 

 

5). При иодиметрическом определении остаточного мономера в образце массой 0,632г на титрование пошло 9,3мл тиосульфата натрия, а на контрольный опыт – 12,4мл. Определите содержание остаточного мономера (при К=1,002) и сделайте заключение о соответствии образца нормам качества.

 

 

Дата:_________ Занятие № 8

 

Задание №1

Задание №2

 

Проанализируйте схему расположения слоёв керамических масс, используя материалы информационного блока. Приведите состав компонентов фарфоровых масс, используемых в формировании слоёв: эмалевого, дентинного, опакового.

 

 

Задание №3

Изучите критерии доброкачественности стоматологических материалов на основе керамики в соответствии с ГОСТ Р 51735 2001 «Керамика стоматологическая».

Изучите показатели качества, изложенные в разделе ГОСТа «Технические требования». Заполните таблицу:

 

Показатель Тип керамики
Грунтовая Дентинная Эмалевая Прозрачная
Сопротивление окрашиванию, число пятен на образцах при выдерживании в окрашивающем растворе.      
Пористость, число пор.          
Коэффициент термического расширения [температурный коэффициент линейного расширения (ТКЛР)], 1/оС      
Прочность при изгибе, Мпа          
Технологичность          
Линейная усадка при обжиге, %          
Химическая растворимость, %          

 

Задание №4

Определите сопротивление керамического материала к окрашиванию.

Для испытаний используют образцы полученные в результате равномерного обжига. Шероховатости и неровности имеющиеся на керамике после обжига сошлифовывают на шлиф-моторе и зуботехнической бормашине любого типа (образцы для проведения испытания получают у лаборанта).

Полученные на анализ образцы помещают в химический стакан вместимостью 250 мл с окрашивающим раствором (насыщенный раствор эозина или насыщенный раствор метиленовой сини в 95% этиловом спирте) на 24 часа. После извлечения из окрашивающего раствора образец тщательно промывают с помощью зубной щётки. Все внешние поверхности образца исследуют на наличие окраски визуально. При наличие окрашивания керамику считают непригодной для дальнейшего использования.

 

Результаты эксперимента:

 

 

Вывод:

 

 

Задание №5

Изучите методы испытания физико-механических и физико-химических свойств в соответствии с ГОСТом Р 51 735 2001. Заполните таблицу:

 

Название испытания Сущность метода Ожидаемый результат
     

 

Задание №6

Охарактеризуйте область применения стандартных шкал расцветок, используя материалы информационного блока. Заполните таблицу:

 

Наименование стандартной расцветки Характеристики стандартной расцветки Область применения
1. Вита-Люмин-Вакуум (Германия) 16-цветовая палитра: А1, А2, А3/5, А4, В1, В2, В3, В4, С1, С2, С3, С4, Д2, Д3, Д4. для керамических материалов (Вита-Омега, Омега-800, Витадур-Альфа и др.).
2. Витапан 3Д-Мастер       для искусственных пластмассовых и фарфоровых зубов.
3.        
4.        
5.        

 

Задание №7

Изучите принцип действия спектроколориметра «Спектротон» и проанализируйте раздел стандарта ISO 6.2.2. «Определение цвета (соответствие расцветке)». Заполните таблицу:

Лабораторная работа №5

«Анализ показателей качества фарфоров стоматологических. Оценка эстетических характеристик. Стандартные расцветки»

Цель работы: Научиться осуществлять подбор фарфоровых масс методом визуальной компарации. Научиться подбирать цвет искусственных зубов с использованием инструментальных методов. Сравнить полученные результаты.

Ход работы:

1. Подбор цвета фарфоровых масс методом визуальной компарации.

Полученные на анализ образцы зубов сравнивают с имеющейся шкалой цветности «Хромаскоп», на основании которой осуществляют выбор фарфоровых масс для выполнения заготовки. Полученные наблюдения записывают. Затем данные, полученные каждым студентом, учащиеся сравнивают и обсуждают соответствие цвета или имеющиеся различия в характере оценки цвета.

 

2. Подбор цвета фарфоровых масс с использованием анализатора цвета «Спектрон» с программно-математическим обеспечением в системе цветности CIELAB.

CIELAB – система координат для аппаратурного измерения цвета, позволяющая численно оценить степень цветового различия окрашенных образцов.

Определение характеристик цвета в CIELAB основано на измерении спектров отражения испытуемых образцов. Результаты сравнения показателей цвета выражаются в виде количественной характеристики DЕ, представляющей собой суммарные цветовые изменения в системе CIELAB.

Проводится измерение представленных на анализ образцов, рассчитывается общее цветовое различие DЕ, результаты записываются в тетрадь.

 

 

Проводится измерение стандартных образцов зубов шкалы «Хромаскоп», рассчитывается цветовое различи DЕ, результаты записываются в тетрадь.

 

 

Проводится сравнение полученных данных, на основании которых делается вывод о соответствии полученного на анализ зуба определенному номеру цвета по шкале «Хромаскоп», с последующим подбором соответствующих фарфоровых масс.

 

Вывод:

 

 

Задание №8

Сделайте заключение о достоинствах и недостатках керамических материалов и перспективах их использования в стоматологической практики с учётом факторов клинического материаловедения.

Дата:_________ Занятие № 9

 

Лабораторная работа №6

«Изучение показателей качества гипса стоматологического».

Задание №1

Изучите содержание ГОСТ Р 51887-2002 «Гипсы стоматологические». На основании данных раздела «Технические Требования» составьте учебную таблицу:

 

Наименование показателя Методика определения Регламентируемый предел
     

 

Задание №2

Изучите зависимость скорости схватывания от введения в анализируемый гипс веществ, ускоряющих или замедляющих процесс кристаллизации. На основании полученных экспериментальных данных заполните таблицу:

 

Время схватывания Условия процесса кристаллизации
Замешивание Добавление
Холодной водой Горячей водой Хлорида натрия Тетрабората натрия Сахара
           

 

 

Запишите в тетради химизм процесса схватывания.

 

 

Задание №3

Изучите микродиагностические признаки a - и b -гипса.

 

Зарисуйте их в тетради. (Методика приготовления микропрепарата изложена в плане-задании к занятию «Фарфор стоматологический»).

       
   

 


кристаллы a - и b -гипса кристаллы CaSO4*2H20

 

Сравните структуру кристаллов a - и b -гипса с структурой кристаллов дигидрата сульфата кальция.

Методика:

Для изучения структуры кристаллов дигидрата сульфата кальция помещают одну каплю раствора хлорида кальция на предметное стекло, затем прибавляют одну каплю серной кислоты и слегка упаривают на водяной бане. При этом образуются красивые характерные пучки игл кристаллов гипса CaSO4*2H20.

 

Задание №4

Запишите классификацию гипсов, приведите названия наиболее распространенных торговых марок. Перечислите положительные и отрицательные свойства гипса. Сделайте заключение о перспективах использования гипса стоматологического в качестве оттискного материала.

Дата:_________ Занятие № 11

 

Задание №1

 

Приведите реакцию образования маннуроновой кислоты (структурный компонент альгиновой кислоты) из маннозы, укажите реакционные центры и механизм реакции полиуроновой кислоты.

 

 

Задание №2

Изучение показателей качества альгинатных оттискных материалов.

 

  Ортофаст Пралжекс Хромальгикс Родальгин
Соотношение воды и порошка        
Время смешивания        
Общее время действия        
Время застывания        
Общее время застывания        
Совместимость с гипсом        
Воспроизведение элементов        
Восстановление после деформации        
Деформация при давлении        
Сопротивляемость разрушению        

 

Охарактеризуйте особенности применения альгинатных оттискных материалов

 

Наименование материала Особенность дозировки (регламентируемая инструкцией по применению препарата) (масса материала; объем воды) Условия замешивания Особенности хранения в случае отсутствия возможности изготовить модель непосредственно после снятия оттиска
Ортофаст      
Пралжекс      
Хромальгикс      
Родальгин      

 

Вывод:

 

 

Лабораторная работа №7

Цель работы: Ознакомиться с показателями качества альгинатных оттискных материалов, изучить влияние условий замешивания на скорость схватывания альгинатных оттискных материалов.

 

Ход работы:

  1. Описывают альгинатный оттискный материал, используемый в данной работе:

Ø Название ____________________________________________________________

Ø Фирма-производитель _________________________________________________

Ø Форма выпуска ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Описывают методику замешивания альгинатного оттискного материала:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Изучают зависимость скорости схватывания альгинатного оттискного материала от условий замешивания, на основании полученных экспериментальных данных заполняют таблицу

 

Наименование материала Время схватывания Холодная вода Горячая вода
       

 

 

Вывод:

Дата:_________ Занятие № 12

 

Задание №1

Используя нормативную документацию (ТУ 64-2-214-82 Комплект восков моделировочных «Модевакс»), выпишите в тетрадь перечень материалов, входящих в состав изучаемого стоматологического моделировочного материала с указанием квалификации и нормативной документации.

Задание №2

Изучите методики определения показателей качества восков-субстанций: кислотного числа (КЧ), иодного числа (ИЧ), числа омыления (ЧО), плотности.

 

Запишите химизм процессов лежащих в основе определения показателей КЧ, ИЧ, ЧО на примерах:

· Для воска пчелиного на примере мелиссилового эфира пальмитиновой кислоты и линолевой кислоты

 

· Для воска карнаубского на примере мирицилкарнаубата и мирицилцеротата

Задание №3

Изучите состояние упаковки и маркировки анализируемого воска моделировочного и сделайте письменное заключение о соответствии упаковки и маркировки требованиям ТУ.

 

Задание №4

Составьте таблицу по результатам анализа ассортимента моделировочных материалов

 

Наименование моделировочного материала Состав Область применения Наиболее распространенные торговые марки
  1. воски профильные
 
   
 
 
 
40% парафин 58% церезин 2% канифоль 0,003% краситель Для создания литниковой питательной системы при отливке металлических деталей дуговых протезов Восколит-1 Восколит-2 Восколит-3

Лабораторная работа №8

«Определение показателей подлинности и доброкачественности восков моделировочных МОДЕВАКС»

Проведите определение показателей подлинности и доброкачественности в соответствии с требованиями нормативной документации и по результатам заполните таблицу:

 

Показатель качества Методика определения Характеристика показателя, рекомендуемая ТУ 64-2-214-82 Результат анализа
Внешний вид          
Однородность          
Размягчение          
Определение качества стружки          
Твердость          
Содержание золы          
Температура плавления          

 

Методика определения температуры плавления восковой композиции:

На рисунке представлен прибор для определения температур плавления

 

масло в банях не должно быть мутным, на дне бани не должно быть воды.

 

1. Получают у преподавателя капилляр, заполненный восковой композицией.

2. Собирают прибор для определения температур плавления.

Для этого прикрепляют резиновым кольцом к термометру капилляр так, чтобы его заполненная часть была на уровне ртутного резервуара термометра. Термометр с помощью кусочков корковой пробки закрепляют в «воздушной рубашке», следя за тем, чтобы уровень масла в бане был выше верхнего конца капилляра. «Воздушную рубашку» из масляной бани не следует вынимать на протяжении всей работы.

3. Измерение температуры плавления восковой композиции.

При медленном нагревании масляной бани (3-4 К в минуту) отмечают температуру начала плавления композиции ts (воск переходит в жидкое состояние и становится прозрачным). На этом этапе нагревание прекращают. Результаты измерений сравнивают с данными, приведенными в нормативной документации.

 

ts=

 

Вывод:

Решение задач

1). При определении показателя качества «Кислотное число» - воска Карнаубского израсходовано на титрование 11 г воска 26 мл раствора гидроксида натрия. Сделайте заключение о качестве анализируемого воска и возможности его использования в составе композиции для производства воска моделировочного.

 

2). Рассчитайте объем (мл) раствора едкого кали (0,5 моль/л) пошедшего на нейтрализацию свободных кислот и кислот, образовавшихся при полном гидролизе сложных эфиров воска Шерстяного массой 10 г., если известно что «Число омыления» для данного объекта равно 85.

Дата:_________ Занятие № 13

Лабораторная работа №9

«Изучения стабильности поверхности цементов
стоматологических под воздействием агрессивных сред».

Цель работы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.208 с.)