Понятия: методы и приемы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия: методы и приемы обучения



Текст 1

Понятия: методы и приемы обучения

Метод (от греческого слова metodos — буквально «путь к чему-либо») означает способ достижения цели.

Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, способы достижения дидактических целей.

Прием обучения - это составная часть метода.

Например, в методе организации работы учащихся с учебником и книгой выделяются следующие приемы: конспектирование, составление плана текста, подготовка тезисов, цитирование, составление аннотации, рецензирование, написание словаря пройденной темы, составление схематической модели текста.

Взаимосвязь методов и приемов:

1. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Так, прием составления схематической модели может выступать элементом как метода работы с учебником или книгой, когда учащиеся составляют модель прочитанного текста, так и элементом другого метода - объяснения преподавателем нового материала, когда учащиеся составляют схематическую модель (опорный конспект) нового материала урока.

2. Один и тот же способ в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других - как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако если оно только эпизодически используется преподавателем в ходе практической работы для разъяснения причины ошибок учащихся или раскрытия логики решения какой-то задачи, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.

3. Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием.

Таким образом, любой способ обучения может выступать как в роли метода, так и в роли приема обучения.


 

Текст 2

Текст 3

Словесные методы обучения

(методы словесной передачи и слухового восприятия информации)

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания активно его воспринимают и усваивают. Словесные методы предполагают активную преподавательскую деятельность.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины, связанные с учебным материалом. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, инструктаж.

Рассказ. Рассказ - это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. К примеру, это может быть рассказ о каком-то человеке (писателе, композиторе и др.), месте или ситуации.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, применение примеров.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала. Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняется непосредственное восприятие детей. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с детьми разных возрастных групп.

Лекция. В отличие от рассказа и объяснения, которые используются при изложении сравнительно небольшого по объему учебного материала, лекция представляет собой продолжительное устное изложение учебного материала. Лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Этот метод используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок (20-30 мин).

В ходе лекции используются приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, приемы активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала) и др.

Беседа. Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к числу монологических, или сообщающих, методов обучения. Используя эти методы, учитель произносит монолог и не подключает учащихся к взаимодействию. В отличие от них беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы. Возможны беседы, в ходе которых ученики под руководством учителя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи.

В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.

Работа с книгой - один из важнейших методов обучения. Сущность этого метода заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает его и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой. Таким образом, в этом методе выделяются две взаимосвязанные стороны: освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Наиболее часто применяются следующие приемы работы с книгой: чтение, списывание текста, составление плана текста, подготовка тезисов, конспектирование, составление опорного конспекта текста и другие.

 

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. При этом вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными и сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Как можно реже надо использовать подсказывающие вопросы и вопросы, требующие однозначных ответов типа «да» или «нет».

Эффективность работы с учебником зависит от правильной ее организации. Необходимо отбирать посильный для учащихся материал. Работу с учебником и учебной литературой начинать с объяснения учителя. Следует поставить перед учащимися основные задачи выполнения задания, а также определить порядок работы.

Условиями эффективного применения рассказа и проведения лекции является четкое продумывание лекции, логически последовательное изложение всех пунктов плана, подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения. важно обеспечить доступность, ясность изложения, подобрать примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности.


Наглядные методы обучения

(методы с опорой на наблюдаемые предметы, явления)

Использование наглядных методов и приемов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия. Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий. Ученикам в данном методе отводится пассивная роль восприятия и фиксирования полученной информации.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Как отдельный вид наглядный метод обучения просто теряет смысл. Показ иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять. Использование наглядных методов делает более доступным для понимания предлагаемый для изучения материал, делает учебный процесс более привлекательным. Особенно важна и даже необходима наглядность при обучении в младших классах.

К наглядным методам обучения относятся: наблюдение, метод иллюстраций и метод демонстраций.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира. Метод заключается в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты, основные признаки, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Этот метод один из самых простых и интересных для дошкольников и школьников младших классов. Наиболее часто он применяется на прогулке или на экскурсии.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр. В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. В дошкольном возрасте часто используются приемы: показ предметов (дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.), показ образца при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, работы технических установок, различного рода аппаратов. К демонстрационным методам относят также показ кино- и видеофильмов и диафильмов. К приемам, сопровождающим демонстрации относится показ способа действия. Он используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др. В ходе применения наглядных методов используются приемы: обеспечение лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждение результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

Текст 3

Текст 3

Текст 1

Понятия: методы и приемы обучения

Метод (от греческого слова metodos — буквально «путь к чему-либо») означает способ достижения цели.

Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, способы достижения дидактических целей.

Прием обучения - это составная часть метода.

Например, в методе организации работы учащихся с учебником и книгой выделяются следующие приемы: конспектирование, составление плана текста, подготовка тезисов, цитирование, составление аннотации, рецензирование, написание словаря пройденной темы, составление схематической модели текста.

Взаимосвязь методов и приемов:

1. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Так, прием составления схематической модели может выступать элементом как метода работы с учебником или книгой, когда учащиеся составляют модель прочитанного текста, так и элементом другого метода - объяснения преподавателем нового материала, когда учащиеся составляют схематическую модель (опорный конспект) нового материала урока.

2. Один и тот же способ в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других - как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако если оно только эпизодически используется преподавателем в ходе практической работы для разъяснения причины ошибок учащихся или раскрытия логики решения какой-то задачи, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.

3. Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием.

Таким образом, любой способ обучения может выступать как в роли метода, так и в роли приема обучения.


 

Текст 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 11862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.017 с.)