Тема 1. Введение в антропологию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в антропологию.



Тема 2. Основы приматологии

 

1) Признаки принадлежности человека к отряду приматов

ü О принадлежности человека к отряду Приматы свидетельствуют следующие признаки: большие размеры головного мозга, имеющего многочисленные извилины; направленность глазниц вперед; противопоставление первого пальца остальным на конечностях (хватательный тип конечности); наличие ногтей на пальцах, хорошо развитые ключицы ит.д.
- По строению и физиологическим особенностям наиболее близкими родственниками человека являются человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутанг). Это доказывает: общий характер телосложения; отсутствие хвоста; форма глаз и ушей; одинаковое количество резцов, клыков и коренных зубов, полная смена молочных зубов; общие группы крови; общие болезни и паразиты; сходство в строении хромосом; сходные психика, поведенческие реакции, нервные проявления.

 

2) Место человека в системе живого мира. Сравнение с приматами

Согласно зоологической систематике человека относят к царству животных, типу ходовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду высших приматов, семейству гоминид (человекообразные), роду (homo), виду человек разумный (homo sapiens).

 

Черты сходства человека и человекообразных обезьян

1) Одинаковое выражение эмоций (радость, страх, гнев);

2) сходная забота о потомстве (система ласк и наказаний);

3) хорошая память и развитая центральная нервная система;

4) высокая способность к обучению;

5) отсутствие хвоста;

6) на пальцах ногти, а не когти;

7) стопы ног и ладони лишены волос;

8) могут вертикально ходить, но опираются на руки;

9) имеют 12 – 13 пар ребер;

10) схожее строение органов чувств;

11) сходное строение кожи;

12) имеют четыре группы крови системы АВо;

13) существуют общие болезни и паразиты;

14) имеют сходство в строении хромосомного аппарата.

Отличия человека и человекообразных обезьян

1) Обезьяны не могут создавать орудия труда;

2) в скелете у человека изгибы позвоночника, плоская форма грудной клетки; широкий таз, мощные кости нижних конечностей, лицевой череп меньше черепной коробки, нет надбровных дуг;

3) объем мозга у человека больше в 2,5 раз (у обезьян 600 см3, а у человека около 1600 см3);

4) поверхность мозга у человека в 3,5 раза больше;

5) относительно более длинные передние конечности у обезьян;

6) кости рук крюкообразные у обезьян;

7) человек живет по социальным и биологическим законам, имеет членораздельную речь, мыслит отвлеченно при помощи понятий.

 

Тема 3. Антропогенез

 

1)Основные положения теории Дарвина:

  • все живые существа на планете имели единственное происхождение
  • органические формы, возникнувшие естественным путем, постепенно поддавались изменениям в клеточной структуре и медленно совершенствовались, адаптируясь к условиям окружающего мира
  • изменчивость, естественный отбор и наследственность - единственные свойства организмов, лежащие в основе преобразования
  • многообразие видов в природе и приспособленность различных организмов к необходимым жизненным условиям являются результатом эволюции.
  • Организмы дают многочисленное потомство, намного превосходящее по численности популяцию родителей.
  • Особи в пределах популяции обладают широкой вариабельностью по физиологическим и поведенческим качествам.
  • Из-за преимуществ в выживании и размножении особей с определенными характеристиками эти адаптивные черты будут проявляться в каждом следующем поколении все чаще и чаще.

2) Доказательства эволюции человека: морфологические, анатомические, эмбриологические, палеонтпологические.

Тема 7. Экология человека

1)Климатическая адаптация. Региональные адаптивные типы.

 

Адаптивный тип - это норма реакции, независимо (конвергентно) возникающая в сходных условиях среды обитания, в популяциях, которые могут быть не связаны между собой генетически. Согласно этой гипотезе, достаточно четко выделяются несколько устойчивых комплексов биологических признаков.
1. Арктический адаптивный тип. Арктическим аборигенам присущи такие особенности, как высокая плотность сложения (телосложение массивное, мезоморфия, особенно в верхней части туловища, туловище удлиненное, а ноги относительно короткие), крупная цилиндрическая грудная клетка, объемная костномозговая полость длинных костей, при относительно небольшой толщине компакты. Повышена частота мускульного типа телосложения и увеличение толщины жировых складок, при крайней редкости астенических форм.
Характерен повышенный уровень жирового и белкового обмена (вместе с этим - холестерина крови, гамма-глобулинов и т.п.). Все это создает высокую теплопродукцию и низкую поверхность теплоотдачи, что может рассматриваться как приспособление к ведущему фактору среды - холодовому стрессу. Для ряда признаков получены весьма высокие и достоверные коэффициенты корреляции с холодовым индексом Бодмана (до 0,6-0,8 для таких признаков, как теплопродукция и тотальные размеры тела).
Для арктических популяций характерно ускорение процессов роста, развития и старения, но и жизненный цикл человека несколько укорочен.
В целом характерно снижение вариабельности антропологических признаков по сравнению с населением умеренной зоны.
2. Континентальный адаптивный тип. Для жителей континентальной зоны характерны укороченные пропорции тела, уплощенная грудная клетка, в среднем повышенное жироотложение и явное увеличение массы тела (все чаще встречаются грудной и брюшной конституциональные типы). Из физиологических признаков заметно понижение содержания минеральных веществ в скелете.
Близкие черты присущи и жителям таежной зоны, но они отличаются, прежде всего, миниатюрностью и мезоморфностью сложения. Вариабельность антропологических признаков несколько выше, чем у представителей предыдущего адаптивного типа.
3. Тропический адаптивный тип. Морфофункциональный комплекс обитателей тропических широт весьма специфичен: вытянутая форма тела, долихоморфия пропорций, большая поверхность тела. Хотя длина тела значительно варьирует (см. выше), относительная поверхность тела (а, по сути - поверхность испарения) в любом случае очень велика. Значительно увеличено количество потовых желез кожи и интенсивность потоотделения. Характерно некоторое понижение уровня обменных процессов, сокращение синтеза эндогенных жиров. Жители влажных тропических лесов отличаются небольшими размерами тела и некоторой деминерализацией скелета.
Все эти признаки могут рассматриваться как явные приспособления к условиям жаркого и влажного климата. Вместе с тем тропическая зона весьма неоднородна (в отдельных районах ведущее значение приобретают, например, факторы дефицита белка или распространения эндемичных заболеваний).
4. Аридный адаптивный тип. Многие черты тропического комплекса свойственны и населению тропических пустынь: отмечается тенденция к линейности телосложения (высокий процент астеноидных форм с уплощенной грудной клеткой), развитие мускульного и жирового компонента понижено. Снижены уровни основного обмена, холестерина крови, как правило, и минерализации скелета. Наряду с этим отмечается более эффективная сосудистая регуляция потери тепла в условиях резких суточных колебаний температуры окружающей среды. Население внетропических пустынь отличается несколько большей плотностью тела (крупные размеры и вес) - это уже знакомая нам реакция на более низкие температуры среды.
5. Высокогорный адаптивный тип. В условиях высокогорья, для которого характерен недостаток кислорода (гипоксия) и понижение температуры среды, формируются такие признаки как массивность скелета и крупные размеры длинных костей (что связано с интенсивным эритропоэзом), цилиндрическая грудная клетка с высокой жизненной емкостью легких Характерно высокое содержание гемоглобина крови, увеличен периферический ток крови, отмечено большее число и величина капилляров.
Нетрудно убедиться в том, что эти особенности представляют собой приспособление к гипоксии, выступающей в сочетании с пониженной температурой среды.
В условиях высокогорья в целом менее интенсивно идут процессы роста и развития, позднее наступает старость, продолжительней жизненный цикл.
6. Адаптивный тип умеренной зоны. Население умеренной зоны, безусловно, не остается нейтральным по отношению к воздействию географической среды. По большинству морфологических и физиологических признаков оно занимает промежуточное положение между арктическими и тропическими группами.

 

  1. Объект и предмет антропологии.
  2. Проблема происхождения человека в области религии, философии и биологии.
  3. Основные положения теории Ч. Дарвина.
  4. Доказательства эволюции человека.
  5. Место человека в системе живого мира. Сравнение с приматами.
  6. Общая характеристика узконосых обезьян.
  7. Общая характеристика широконосых обезьян.
  8. Эволюционное древо человека.
  9. Развитие мозга в процессе эволюции человека.
  10. Общая характеристика австралопитека.
  11. Общая характеристика человека умелого.
  12. Общая характеристика синантропа.
  13. Общая характеристика питекантропа.
  14. Общая характеристика неандератальца.
  15. Общая характеристика кроманьоньца.
  16. Развитие орудийной деятельности человека.
  17. Первобытное искусство.
  18. Развитие системы коммуникаций человека.
  19. Закономерности роста и развития.
  20. Паспортный и биологический возраст. Методы оценки.
  21. Возрастные особенности морфологического, физиологического, психологического и социального развития.
  22. Биология и психология старения.
  23. Методы антропометрии.
  24. Конституция по Бунаку, Галанту, Кречмеру.
  25. Типы конституций у детей.
  26. Общая характеристика рас.
  27. Негроидная раса и ее подрасы.
  28. Европеодная раса и ее подрасы.
  29. Монголоидная раса и ее подрасы.
  30. Адаптация к низким температурам.
  31. Адаптация к высоким температурам.

1. Климатическая адаптация. Региональные адаптивные типы.

Задание для самостоятельной работы:

ЛИТЕРАТУРА

Основная: 1.Хасанова, Г. Б. Антропология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. Б. Хасанова. – М.: КНОРУС, 2015. – [Гриф]. 2.Клягин, Н. В. Современная антропология [Электронный ресурс] / Н. В. Клягин. – М.: Логос, 2014. – Режим доступа: [www.ibooks.ru].   Дополнительная: 1.Хрисанфова, Е. Н. Антропология [Текст]: учеб. для вузов / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. – М.: Высшая школа, 2002. – [Гриф]. 2. Ермаков, В. А. Антропология [Электронный ресурс] / В. А. Ермаков. – М.: ЕАОИ, 2011. – Режим доступа: [www.ibooks.ru]. 3. Бурлак С. Происхождение языка. Факты, исследова­ния, гипотезы. – М., 2011. – 480 с. 4.Клесов А., Тюняев А. Происхождение человека по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии – М., 2010. – 1024 с. 5.Марков А. Эволюция человека: в 2 т. – СПб., 2011. 6.Панов Е.Н. Знаки. Символы. Языки – М., 2011 – 504 с. 7.Плунгян В.А. Почему языки такие разные. – М., 2012. – 272 с. 8.Погодин А.А. Язык как творчество. Происхождение языка. – СПб., 2011. – 560 с. 9.Успенская Е.Н. Антропология индийской касты. – М., 2010 – 560 с. 10.Этнос и среда обитания: сб. статей по этноэкологии. Вып 3. – М., 2012. – 259 с.   Методическое обеспечение:

1. Антропология [Электронный ресурс]: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки Психология (степень) «бакалавр» / И. А. Архангельская, В. Н. Гоголев. – Киров, 2014. – Режим доступа: [ЭБ Кировского филиала МГЭИ].

Интернет ресурсы:

1.www.antropos.msu.ru НИИ Антропологии МГУ им М.В. Ломоносова;

2.www.iea.ras.ru Институт этнологии и антропологии РАН;

3.www.antrropogenez.ru – материалы по антропоге­незу.

Тема 1. Введение в антропологию.

 

1) Объект и предмет антропологии. Ведущие методы антропологии.

ü Антрополо́гия - наука о человеке и о людях, об их происхождении и развитии, наследственности и изменчивости структуры и численности человеческих популяций во времени и пространстве.

ü Объект антропологии: человек, взятый в контексте его культуры.

ü Предмет: закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы.

2) Основные этапы становления антропологии в истории развития общенаучного знания.

Как самостоятельная область науки антропология возникла поздно — в конце XVIII — в начале XIX столетия.

ü Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с поворотными периодами истории человеческого общества.

ü Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. В творениях философа милетской школы Анаксимандра (610—546 гг. до н. э.), стремившегося познать происхождение и развитие всего сущего из первоосновы бытия — беспредельного, или “апейрон”, излагаются идеи о возникновении человека путем ряда превращений его предков — животных. Зачатки эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470—380 гг. до н. э.) и у Эмпедокла (490—430 гг. до н. э.).

ü Античные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных. Анаксагор (500—428 гг. до н. э.), Сократ (469—399 гг. до н. э.) высказывали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки. Мысли об огромной роли слова (речи) для человека развивал знаменитый афинский учитель красноречия Исократ (436— 338 гг. до н. э.).

ü Алкмеон Кротонский (около 500 г. до н. э.), рассекая трупы животных, сделал ряд анатомических открытий. Один из величайших врачей древности — Гиппократ (460—356 гг. до н. э.) — изучал влияние климата на организм человека; ему же принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех “соках” человеческого тела: кровь, желтая желчь, черная желчь и слизь. Преобладание крови, по Гиппократу, характерно для сангвиника, желтой желчи — для холерика, черной желчи — для меланхолика, слизи — для флегматика.

ü Большое значение для расширения географического кругозора в античном мире имели путешествия Геродота (484—406 гг. до н. э.). До наших дней его сочинения — один из важнейших источников для изучения быта и нравов древних народов, а в некоторой степени и их физического типа.

ü Изучение человека достигает в античное время своей вершины у Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). В своих трудах “Истерия животных”, “О частях животных”, “О возникновении животных”, “О душе” Аристотель закладывает основы изучения животных. Он разрабатывает классификацию, рассматривает функциональную роль частей тела, а также механизмов их возникновения, анализирует корреляции (связи) частей. Он широко использует сравнительный метод изучения и вводит в биологию принцип аналогии. Аристотелю принадлежит огромная заслуга в разработке проблемы места человека в органическом мире

ü Из ученых древнего Рима наибольшее значение в истории антропологических знаний имеет Лукреций Кар (99—55 или 95—51 гг. до н. э.), автор поэмы “О природе вещей”, в которой он развивал идеи о естественном происхождении органического мира и человека и дал замечательную по яркости картину развития культуры от первобытной дикости до цивилизации. Другой крупнейший римский ученый — Клавдий Гален (131—200 гг.) н. э) — завоевал себе славу и непререкаемый авторитет в течение почти' четырнадцати столетий как медик и анатом. Гален произвел многочисленные вскрытия трупов животных, главным образом собак и низших обезьян.

ü Эпоха средних веков в Европе — период застоя во всех областях знаний. — В это время традиции античных авторов находят свое продолжение в Передней и Средней Азии, где жили и творили такие гиганты научной мысли, как Ибн-Сина и Бируни.

ü Эпоха Возрождения противопоставила аскетизму и железному гнету церковной догматики Средневековья пламенное восхищение человеком, его физической и духовной мощью. Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Замечательно, что Леонардо да Винчи предлагал изучать как можно больше вариантов строения и выбирать в качестве нормы средний. Он же поместил рисунок руки человека рядом с рисунком руки обезьяны.

ü На первом месте среди анатомов следует назвать реформатора анатомии Везалия (1514—1564), важнейший труд которого “Фабрика человеческого тела” был основан на тщательном изучении тела человека. Большой вклад в анатомию внесли Фаллопий, Евстахий, Фабриций.

ü Важнейшим периодом в развитии антропологии и в ее формировании как особой науки были 60-е и 70-е годы XIX в. характеризуются ростом интереса к вопросам систематики человеческих рас, их происхождения и расселения.В числе основных задач этих обществ значится изучение человеческих рас.

ü Крупнейшим событием в истории антропологии было появление трудов Чарлза Дарвина Работы Дарвина нанесли сокрушительный удар телеологическим воззрениям на человека, и в этом — важнейшая сторона прогрессивного значения его трудов для антропологии.

ü Вопросы происхождения и эволюции человека разрабатывались во времена Дарвина главным образом зоологами.

ü Антропология 60—70-х годов сосредоточивала свое внимание по преимуществу на изучении рас.

 

3) Значение эволюционного учения для развития антропологии.

 

Тема 2. Основы приматологии

 

1) Признаки принадлежности человека к отряду приматов

ü О принадлежности человека к отряду Приматы свидетельствуют следующие признаки: большие размеры головного мозга, имеющего многочисленные извилины; направленность глазниц вперед; противопоставление первого пальца остальным на конечностях (хватательный тип конечности); наличие ногтей на пальцах, хорошо развитые ключицы ит.д.
- По строению и физиологическим особенностям наиболее близкими родственниками человека являются человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутанг). Это доказывает: общий характер телосложения; отсутствие хвоста; форма глаз и ушей; одинаковое количество резцов, клыков и коренных зубов, полная смена молочных зубов; общие группы крови; общие болезни и паразиты; сходство в строении хромосом; сходные психика, поведенческие реакции, нервные проявления.

 

2) Место человека в системе живого мира. Сравнение с приматами

Согласно зоологической систематике человека относят к царству животных, типу ходовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду высших приматов, семейству гоминид (человекообразные), роду (homo), виду человек разумный (homo sapiens).

 

Черты сходства человека и человекообразных обезьян

1) Одинаковое выражение эмоций (радость, страх, гнев);

2) сходная забота о потомстве (система ласк и наказаний);

3) хорошая память и развитая центральная нервная система;

4) высокая способность к обучению;

5) отсутствие хвоста;

6) на пальцах ногти, а не когти;

7) стопы ног и ладони лишены волос;

8) могут вертикально ходить, но опираются на руки;

9) имеют 12 – 13 пар ребер;

10) схожее строение органов чувств;

11) сходное строение кожи;

12) имеют четыре группы крови системы АВо;

13) существуют общие болезни и паразиты;

14) имеют сходство в строении хромосомного аппарата.

Отличия человека и человекообразных обезьян

1) Обезьяны не могут создавать орудия труда;

2) в скелете у человека изгибы позвоночника, плоская форма грудной клетки; широкий таз, мощные кости нижних конечностей, лицевой череп меньше черепной коробки, нет надбровных дуг;

3) объем мозга у человека больше в 2,5 раз (у обезьян 600 см3, а у человека около 1600 см3);

4) поверхность мозга у человека в 3,5 раза больше;

5) относительно более длинные передние конечности у обезьян;

6) кости рук крюкообразные у обезьян;

7) человек живет по социальным и биологическим законам, имеет членораздельную речь, мыслит отвлеченно при помощи понятий.

 

Тема 3. Антропогенез

 

1)Основные положения теории Дарвина:

  • все живые существа на планете имели единственное происхождение
  • органические формы, возникнувшие естественным путем, постепенно поддавались изменениям в клеточной структуре и медленно совершенствовались, адаптируясь к условиям окружающего мира
  • изменчивость, естественный отбор и наследственность - единственные свойства организмов, лежащие в основе преобразования
  • многообразие видов в природе и приспособленность различных организмов к необходимым жизненным условиям являются результатом эволюции.
  • Организмы дают многочисленное потомство, намного превосходящее по численности популяцию родителей.
  • Особи в пределах популяции обладают широкой вариабельностью по физиологическим и поведенческим качествам.
  • Из-за преимуществ в выживании и размножении особей с определенными характеристиками эти адаптивные черты будут проявляться в каждом следующем поколении все чаще и чаще.

2) Доказательства эволюции человека: морфологические, анатомические, эмбриологические, палеонтпологические.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.177.119 (0.079 с.)