Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Введение в антропологию.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 2. Основы приматологии
1) Признаки принадлежности человека к отряду приматов ü О принадлежности человека к отряду Приматы свидетельствуют следующие признаки: большие размеры головного мозга, имеющего многочисленные извилины; направленность глазниц вперед; противопоставление первого пальца остальным на конечностях (хватательный тип конечности); наличие ногтей на пальцах, хорошо развитые ключицы ит.д.
2) Место человека в системе живого мира. Сравнение с приматами Согласно зоологической систематике человека относят к царству животных, типу ходовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду высших приматов, семейству гоминид (человекообразные), роду (homo), виду человек разумный (homo sapiens).
Черты сходства человека и человекообразных обезьян 1) Одинаковое выражение эмоций (радость, страх, гнев); 2) сходная забота о потомстве (система ласк и наказаний); 3) хорошая память и развитая центральная нервная система; 4) высокая способность к обучению; 5) отсутствие хвоста; 6) на пальцах ногти, а не когти; 7) стопы ног и ладони лишены волос; 8) могут вертикально ходить, но опираются на руки; 9) имеют 12 – 13 пар ребер; 10) схожее строение органов чувств; 11) сходное строение кожи; 12) имеют четыре группы крови системы АВо; 13) существуют общие болезни и паразиты; 14) имеют сходство в строении хромосомного аппарата. Отличия человека и человекообразных обезьян 1) Обезьяны не могут создавать орудия труда; 2) в скелете у человека изгибы позвоночника, плоская форма грудной клетки; широкий таз, мощные кости нижних конечностей, лицевой череп меньше черепной коробки, нет надбровных дуг; 3) объем мозга у человека больше в 2,5 раз (у обезьян 600 см3, а у человека около 1600 см3); 4) поверхность мозга у человека в 3,5 раза больше;
5) относительно более длинные передние конечности у обезьян; 6) кости рук крюкообразные у обезьян; 7) человек живет по социальным и биологическим законам, имеет членораздельную речь, мыслит отвлеченно при помощи понятий.
Тема 3. Антропогенез
1)Основные положения теории Дарвина:
2) Доказательства эволюции человека: морфологические, анатомические, эмбриологические, палеонтпологические. Тема 7. Экология человека 1)Климатическая адаптация. Региональные адаптивные типы.
Адаптивный тип - это норма реакции, независимо (конвергентно) возникающая в сходных условиях среды обитания, в популяциях, которые могут быть не связаны между собой генетически. Согласно этой гипотезе, достаточно четко выделяются несколько устойчивых комплексов биологических признаков.
1. Климатическая адаптация. Региональные адаптивные типы. Задание для самостоятельной работы: ЛИТЕРАТУРА
1. Антропология [Электронный ресурс]: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки Психология (степень) «бакалавр» / И. А. Архангельская, В. Н. Гоголев. – Киров, 2014. – Режим доступа: [ЭБ Кировского филиала МГЭИ].
Интернет ресурсы: 1.www.antropos.msu.ru НИИ Антропологии МГУ им М.В. Ломоносова; 2.www.iea.ras.ru Институт этнологии и антропологии РАН; 3.www.antrropogenez.ru – материалы по антропогенезу. Тема 1. Введение в антропологию.
1) Объект и предмет антропологии. Ведущие методы антропологии. ü Антрополо́гия - наука о человеке и о людях, об их происхождении и развитии, наследственности и изменчивости структуры и численности человеческих популяций во времени и пространстве. ü Объект антропологии: человек, взятый в контексте его культуры. ü Предмет: закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. 2) Основные этапы становления антропологии в истории развития общенаучного знания. Как самостоятельная область науки антропология возникла поздно — в конце XVIII — в начале XIX столетия. ü Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с поворотными периодами истории человеческого общества. ü Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. В творениях философа милетской школы Анаксимандра (610—546 гг. до н. э.), стремившегося познать происхождение и развитие всего сущего из первоосновы бытия — беспредельного, или “апейрон”, излагаются идеи о возникновении человека путем ряда превращений его предков — животных. Зачатки эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470—380 гг. до н. э.) и у Эмпедокла (490—430 гг. до н. э.). ü Античные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных. Анаксагор (500—428 гг. до н. э.), Сократ (469—399 гг. до н. э.) высказывали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки. Мысли об огромной роли слова (речи) для человека развивал знаменитый афинский учитель красноречия Исократ (436— 338 гг. до н. э.).
ü Алкмеон Кротонский (около 500 г. до н. э.), рассекая трупы животных, сделал ряд анатомических открытий. Один из величайших врачей древности — Гиппократ (460—356 гг. до н. э.) — изучал влияние климата на организм человека; ему же принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех “соках” человеческого тела: кровь, желтая желчь, черная желчь и слизь. Преобладание крови, по Гиппократу, характерно для сангвиника, желтой желчи — для холерика, черной желчи — для меланхолика, слизи — для флегматика. ü Большое значение для расширения географического кругозора в античном мире имели путешествия Геродота (484—406 гг. до н. э.). До наших дней его сочинения — один из важнейших источников для изучения быта и нравов древних народов, а в некоторой степени и их физического типа. ü Изучение человека достигает в античное время своей вершины у Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). В своих трудах “Истерия животных”, “О частях животных”, “О возникновении животных”, “О душе” Аристотель закладывает основы изучения животных. Он разрабатывает классификацию, рассматривает функциональную роль частей тела, а также механизмов их возникновения, анализирует корреляции (связи) частей. Он широко использует сравнительный метод изучения и вводит в биологию принцип аналогии. Аристотелю принадлежит огромная заслуга в разработке проблемы места человека в органическом мире ü Из ученых древнего Рима наибольшее значение в истории антропологических знаний имеет Лукреций Кар (99—55 или 95—51 гг. до н. э.), автор поэмы “О природе вещей”, в которой он развивал идеи о естественном происхождении органического мира и человека и дал замечательную по яркости картину развития культуры от первобытной дикости до цивилизации. Другой крупнейший римский ученый — Клавдий Гален (131—200 гг.) н. э) — завоевал себе славу и непререкаемый авторитет в течение почти' четырнадцати столетий как медик и анатом. Гален произвел многочисленные вскрытия трупов животных, главным образом собак и низших обезьян. ü Эпоха средних веков в Европе — период застоя во всех областях знаний. — В это время традиции античных авторов находят свое продолжение в Передней и Средней Азии, где жили и творили такие гиганты научной мысли, как Ибн-Сина и Бируни. ü Эпоха Возрождения противопоставила аскетизму и железному гнету церковной догматики Средневековья пламенное восхищение человеком, его физической и духовной мощью. Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Замечательно, что Леонардо да Винчи предлагал изучать как можно больше вариантов строения и выбирать в качестве нормы средний. Он же поместил рисунок руки человека рядом с рисунком руки обезьяны. ü На первом месте среди анатомов следует назвать реформатора анатомии Везалия (1514—1564), важнейший труд которого “Фабрика человеческого тела” был основан на тщательном изучении тела человека. Большой вклад в анатомию внесли Фаллопий, Евстахий, Фабриций. ü Важнейшим периодом в развитии антропологии и в ее формировании как особой науки были 60-е и 70-е годы XIX в. характеризуются ростом интереса к вопросам систематики человеческих рас, их происхождения и расселения.В числе основных задач этих обществ значится изучение человеческих рас. ü Крупнейшим событием в истории антропологии было появление трудов Чарлза Дарвина Работы Дарвина нанесли сокрушительный удар телеологическим воззрениям на человека, и в этом — важнейшая сторона прогрессивного значения его трудов для антропологии. ü Вопросы происхождения и эволюции человека разрабатывались во времена Дарвина главным образом зоологами. ü Антропология 60—70-х годов сосредоточивала свое внимание по преимуществу на изучении рас.
3) Значение эволюционного учения для развития антропологии.
Тема 2. Основы приматологии
1) Признаки принадлежности человека к отряду приматов ü О принадлежности человека к отряду Приматы свидетельствуют следующие признаки: большие размеры головного мозга, имеющего многочисленные извилины; направленность глазниц вперед; противопоставление первого пальца остальным на конечностях (хватательный тип конечности); наличие ногтей на пальцах, хорошо развитые ключицы ит.д.
2) Место человека в системе живого мира. Сравнение с приматами Согласно зоологической систематике человека относят к царству животных, типу ходовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду высших приматов, семейству гоминид (человекообразные), роду (homo), виду человек разумный (homo sapiens).
Черты сходства человека и человекообразных обезьян 1) Одинаковое выражение эмоций (радость, страх, гнев); 2) сходная забота о потомстве (система ласк и наказаний); 3) хорошая память и развитая центральная нервная система; 4) высокая способность к обучению; 5) отсутствие хвоста; 6) на пальцах ногти, а не когти; 7) стопы ног и ладони лишены волос; 8) могут вертикально ходить, но опираются на руки; 9) имеют 12 – 13 пар ребер; 10) схожее строение органов чувств; 11) сходное строение кожи; 12) имеют четыре группы крови системы АВо; 13) существуют общие болезни и паразиты; 14) имеют сходство в строении хромосомного аппарата. Отличия человека и человекообразных обезьян 1) Обезьяны не могут создавать орудия труда; 2) в скелете у человека изгибы позвоночника, плоская форма грудной клетки; широкий таз, мощные кости нижних конечностей, лицевой череп меньше черепной коробки, нет надбровных дуг; 3) объем мозга у человека больше в 2,5 раз (у обезьян 600 см3, а у человека около 1600 см3); 4) поверхность мозга у человека в 3,5 раза больше; 5) относительно более длинные передние конечности у обезьян; 6) кости рук крюкообразные у обезьян; 7) человек живет по социальным и биологическим законам, имеет членораздельную речь, мыслит отвлеченно при помощи понятий.
Тема 3. Антропогенез
1)Основные положения теории Дарвина:
2) Доказательства эволюции человека: морфологические, анатомические, эмбриологические, палеонтпологические.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.177.119 (0.079 с.) |