Определите, какие из следующих поговорок и пословиц основаны на аналогии и в чем она состоит. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определите, какие из следующих поговорок и пословиц основаны на аналогии и в чем она состоит.



1. В лесу медведь, а в дому мачеха.

2. Деньга деньгу родит, а беда беду.

3. Связаны, как рыба с водой.

4. Дела, как сажа бела.

5. Перейти – все равно, что не дойти.

6. Куда конь с копытом, туда и рак с клешней.

7. Козел по горам, и баран по горам.

8. Спать долго – жить с долгом.

Найдите по аналогии отношений искомые понятия:

1. врач – хирург. юрист –?

2. блюдо – макароны. мебель –?

3. мундир – шерсть. Джинсы –?

4. цветок – вода. самолет –?

5. язык – кислое. нос –?

6. кровь – вена. вода –?

Как вы считаете, будет ли достоверным вывод по аналогии, приведенный в следующем рассуждении:

«Полководец Гедеон после изнурительного перехода привел войска к источнику. Перед решительной битвой, желая отобрать наиболее стойких бойцов, он велел утомленным воинам напиться из источника. Одни из них, став на четвереньки и припав губами к воде, стали жадно пить ее. Другие пили постепенно, черпая воду пригоршнями. Эти триста воинов и были взяты Гедеоном в бой. Гедеон при этом рассуждал так: «Те, кто проявили выдержку и способность противостоять искушению, немедленно и бездумно удовлетворять жажду, в бою окажутся надежнее, чем те, кто не смог этого сделать».

Проанализируйте следующие рассуждения. Можно ли получить достоверный вывод в данных рассуждениях? Если – нет, то почему? Обоснуйте свой ответ:

1. История сохранила рассказ Плутарха по поводу неожиданного развода консула Павла Эмилия: «Римлянин, разводясь с женой и слыша порицания друзей, которые твердили ему: «Разве она не целомудренна? Не хороша ли собой или она бесплодна?», – выставил вперед ногу, обутую в башмак, и сказал: «Разве он не хорош? Или стоптан? Но кто из вас знает, где он жмет мне ногу?».

2. При ограблении касс предприятий преступники действовали одним и тем же способом. Они нападали на сторожа, связывали его и взламывали дверь кассы. С помощью ломика и кувалды отжимали дверь сейфа и похищали деньги. Все они были задержаны. Спустя несколько лет, в городе вновь стали повторяться ограбления касс, совершенные описанным выше способом. Было выдвинуто предположение, что в ограблениях участвует один из ранее осужденных преступников, бежавший из мест заключения.

3. Сотрудница М. обнаружила пропажу кошелька из своей сумочки, оставленной ею на своем рабочем столе, когда она выходила к начальнику. В комнате в это время оставался только сотрудник Н. Спустя месяц, когда вновь в помещении оставался лишь Н., у другой сотрудницы Ш. также пропали деньги, находящиеся в тумбочке ее стола, в то время, когда Ш. выходила в коридор покурить. Был сделан вывод о том, что кражу в обоих случаях совершил Н.

 

Тема 6. Законы логики и принципы правильного мышления

План

1. Закон тождества.

2. Закон противоречия.

3. Закон исключенного третьего.

4. Закон достаточного основания.

 

Основные понятия: законы мышления, принципы мышления, софизм паралогизм, парадокс.

 

Литература

Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учебное пособие. Изд. 2-е, стереотип. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 110-118, 205-213.

Бесхлебный Е.И. Логика: Учебное пособие. Хабаровск, 2007. С. 194-209.

Гетманова А.Д. Логика. М., 2002. С. 105-130.

Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. М., 2000. С. 144-160.

Иванов Е.А. Логика. М., 2001. С. 234-266.

Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2001. С. 33-43.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000. С. 9-29.

 

Методические рекомендации

Усвоение вопроса о сущности логических законов и их значении для формирования нормативно-юридического мышления предполагает предварительное соотнесение понятий «закон» и «принцип». Когда используют понятие «логический закон», обращают внимание на объективную реальность устойчивости внутренней структуры мыслительного процесса. Когда используют понятие «логический принцип», обращают внимание на необходимость учета этой реальной устойчивости внутренней структуры мыслительного процесса для правильного мышления. Поэтому та же самая часть знания, которая накоплена человечеством в области логики, в зависимости от акцентирования внимания на ее объективной или субъективной составляющей, рассматривается и в качестве законов, и в качестве принципов правильного мышления.

Рассматривая законы, считающиеся в традиционной логике основными, следует обратить внимание на то, при каких условиях они «работают», в чем состоит своеобразие каждого из них и какова их роль в познании.

Закон тождества требует определенности (ясности) мышления. Он используется в осуществлении квалификации правонарушений, криминалистической идентификации, опознании и других следственных действиях.

Соблюдение закона противоречия и закона исключенного третьего обеспечивает непротиворечивость и последовательность мышления. В этом проявляется их сходство. Различие состоит в том, что закон исключенного третьего имеет более узкую сферу действия. Он характеризует не любую противоположность, а крайнюю, ее и называют противоречием. При изучении законов противоречия и исключенного третьего необходимо понять и научиться различать эти виды противоположностей, так как регулятивная роль данных законов имеет исключительное значение в анализе сведений о фактах по уголовному делу, выдвижению и оценке следственных версий, а также в доказывании по уголовным делам.

Закон достаточного основания требует доказательности мышления и является логическим выражением одного из необходимых условий обеспечения законности деятельности по расследованию преступлений.

Знание основных законов формальной логики и умение их использовать позволяют понять логическую природу парадоксов и распознавать такие логические ошибки, как паралогизмы и софизмы.

Контрольные вопросы

1. Что такое логические законы и как они соотносятся с принципами правильного мышления?

2. Какие законы в традиционной логике относят к основным?

3. Что представляет собой закон тождества, каковы его требования и символическая форма записи?

4. Совместимо ли требование определенности логического мышления с реальным процессом изменения содержания знания?

5. Что такое паралогизм и чем он отличается он софизма?

6. Что такое эквивокация?

7. Что такое омонимия?

8. Что такое амфиболия?

9. Что такое логомахия?

10. В основе каких следственных действий лежит закон тождества и как он в них реализуется?

11. Что представляет собой закон противоречия, каковы его требования и символическая форма записи?

12. Какие обязательные условия должны иметь место в логическом противоречии?

13. Чем контактное противоречие отличается от дистанктного?

14. Чем явное противоречие отличается от неявного (скрытого)?

15. Что представляет собой закон исключенного третьего, каковы его требования и символическая форма записи?

16. Как соотносятся закон исключенного третьего и закон противоречия и каково их значение для юридической практики?

17. Что представляет собой закон достаточного основания, каковы его требования и возможна ли символическая форма записи?

18. Какое значение закон достаточного основания имеет для юридической практики?

 

Задачи и упражнения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.011 с.)