Тема 8. Формы развития знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Формы развития знания



 

К научным формам знания относят проблему, доказательство, гипотезу и теорию.

Проблема – это форма мысли, выражающая в виде вопроса или задачи знание о неизвестном и своей постановкой требующая преодоления этой неизвестности, т.е. разрешения проблемы.

Различают развитые и неразвитые проблемы. Неразвитую проблему можно определить как нестандартную задачу, для решения которой нет алгоритма. Развитой называется четко сформулированная проблема, которая содержит более или менее конкретные указания относительно процедуры ее разрешения.

Гипотезой называют совокупность определенных высказываний, представляющих собой предположительный ответ на вопрос о существовании или причинах какого-то явления.

При формулировании гипотезы необходимо учитывать следующие требования: а) гипотеза не должна быть внутренне противоречивой; б) гипотеза должна быть согласована с уже имеющимся достоверным знанием; в) гипотеза должна быть принципиально проверяемой; г) гипотеза должна обладать определенной предсказательной и объяснительной силой, т.е. способностью открывать и объяснять новые, еще неизвестные факты.

В процессе следственной и судебной деятельности часто выдвигаются гипотезы, по-разному объясняющие одни и те же факты. Такие гипотезы называют судебно-следственными версиями. Версию следует отличать от подозрения.

Доказательство – это логическая форма мысли, обосновывающая истинность того или иного положения посредством других положений, истинность которых уже обоснована.

Структурно доказательство как бы обратно умозаключению. В составе доказательства выделяют следующие элементы: тезис, аргументы и демонстрацию или способ доказывания. Особенностью доказательства судебно-следственных версий является то, что в основе всей системы доказательств по конкретному делу лежат фактические данные. Наличие этих данных позволяют делать логические выводы относительно доказываемых фактов.

Главным фактом, подлежащим доказыванию в рамках судебно-следственной деятельности, является событие преступления.

Различают прямое доказательство, т.е. доказательство, устанавливающее отдельные элементы главного факта, и косвенное доказательство, устанавливающего такой факт, который не входит в главный факт, но который связан с ним и поэтому служит основанием для вывода о существенных чертах преступления.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Почему сформулировать проблему часто сложнее, чем решить ее?

2. Какие требования необходимо учитывать при формулировании гипотезы?

3. Каков смысл выражения: «Доказательство – это перевернутое умозаключение»?

4. Почему сложные гипотезы о социальных явлениях нельзя доказать полностью?

5. Чем версия отличается от подозрения?

6. В чем разница между прямым и косвенным доказательством?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа является важной частью учебной работы студента. По дисциплине «Логика» контрольной работой для студентов заочного отделения является реферат. Реферат представляет собой обзор какой - либо научной проблемы с критическим анализом основных положений. Объем его колеблется от 10 до 25 машинописных страниц.

При выполнении работы следует иметь в виду, что студенту нужно показать, как он умеет работать с литературой, подбирать необходимый материал, анализировать его, группировать и представить в работе так, чтобы самостоятельно и аргументировано раскрыть содержание выбранной темы.

Изучениевопроса целесообразно начать с учебников, затем использовать дополнительную литературу. Реферат - это своеоб­разный отчет студента о проделанной самостоятельной работе над выбранной темой. Работа должна продемонстрировать умение студента логически последовательно и литературно грамотно изложить, пользуясь учебной и дополнительной литературой, основное содержание темы.

Темы рефератов выбираются студентами самостоятельно из предложенного перечня. При необходимости можно обратиться за консультацией к преподавателю.

Форма защиты рефератов - устная.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Анализ нарушения законов логики в обыденных рассуждениях.

2. Анализ случаев соблюдения и нарушения основных законов логики в художественной литературе.

3. Аналогия в гаданиях, пророчествах, предсказаниях.

4. Аналогия в общественно-политических прогнозах; проблема корректности при использовании аналогии.

5. Аналогия и объяснение; аналогия и понимание.

6. Вопрос как форма мысли.

7. Вывод как логическая операция; проблема логического следования.

8. Естественные и искусственные языки как знаковые системы.

9. Естественный вывод в логике высказываний.

10. Значение рассуждений дедуктивных, индуктивных и по аналогии в различных видах мыслительной деятельности.

11. Значение соблюдений законов логики в различных видах деятельности: юридической, общественно-политической, педагогической и др.

12. Интуиция и рациональное познание.

13. Нормальные формы логики высказываний.

14. Нормативный характер законов логики.

15. Операции с суждениями: превращение, обращение и противопоставление.

16. Познавательные и эвристические возможности аналогии.

17. Познавательные и эвристические возможности индукции.

18. Проблема демаркации научного и ненаучного знания.

19. Проблема доказательства судебно-следственных версий.

20. Различие между доказательными и правдоподобными типами рассуждений в различных областях знания.

21. Соблюдение требований основных законов логики в классических речах адвокатов.

22. Сравнительный анализ правил риторики и требований основных законов логики.

23. Теория как достоверное и предсказательное знание.

24. Эпистемическая, алетическая и деонтическая модальности.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ

РАБОТЫ

 

Представляемый к защите реферат должен содержать:

- титульный лист;

- содержание;

- основную часть (работу следует разбить на главы, каждая глава должна иметь название);

- заключение;

- список использованных источников;

- приложение - при необходимости;

- перечень условных обозначений, символов и терминов - при необходимости.

Изменение структуры работы устанавливается соответствующей кафедрой.

Все академические тексты печатаются (пишутся от руки) на белой бумаге формата А 4 (210 х 297) мм, через 1,5 интервала (1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания, что примерно составляет 28 - 30 строк по 66-68 знаков в строке). Размер левого поля - 20 мм., правого — 10 мм., верхнего - 15 мм. и нижнего - 20 мм. (здесь указаны минимальные значения). При написании применение в тексте красного, зеленого, фиолетового цветов запрещается. Необходимо применять только синий или черный цвет. Вписывать в работу, изготовленную машинописным способом, отдельные слова, формулы, условные знаки, а также выполнять иллюстрации следует рукописным способом черными чернилами, черной пастой или тушью.

Нумерация страниц производится сквозным способом, но всему тексту работы, номера страниц проставляются посредине верхнего поля листа арабскими цифрами без слова «страница» (стр. или с). Точка и тире не ставятся. Если документ изготавливается на двух сторонах листа, то нечетные номера проставляются на лицевой стороне, а четкие - на обратной. Номер страницы на титульном листе и бланке задания - рецензии не проставляется, но в общую нумерацию данные страницы входят. Не нумеруются - приложения (каждое отдельное приложение может иметь свою нумерацию страниц).

Нумерация литературных источников, приложений производится арабскими цифрами. В приложении после цифры точка не ставится.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник («Классический университетский учебник»). – М.: Инфра-М, Форум, 2009. – 336 с.

2. Гетманова А.Д. Логика для юристов. – М.: Омега-Л, 2009. – 416 с.

3. Гусева Е.А., Леонов В.Е., Смирнова А.П. Логика и теория аргументации: Практикум. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 37 с.

4. Демидов И. В. Логика: Методические рекомендации и практические задания студентам для самостоятельной работы. 2-е изд. (для студентов юридических факультетов). – М.: Дашков и К, 2010. – 148 с.

5. Ивлев Ю.В. Логика. - М.: Велби, Проспект, 2008. – 287 с.

6. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2009.

7. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. 6-е изд. доп. и перераб.: Учебное пособие. - М.:Велби, 2009. – 184 с.

8. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для ВУЗов (изд: 6).- М.: Издательство: ПРОСПЕКТ, 2010. - 233 с.

9. Кобзарь В.И. Логика в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2009. – 160 с.

10. Курбатов В.И. Логика для юристов. – М.: Дашков и К, 2009. – 480 с.

11. Логика. Под редакцией Мигунова А.И., Микиртумова И.Б., Фёдорова Б.И. – М.: Проспект, 2010. – 680 с.

12. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. СПб.: Питер, 2004.

13. Никифоров А.Л. Книга по логике, общедоступная и увлекательная. – М.: Современная Гуманитарная Академия, 2006. – 254 с.

14. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации: учебное пособие для студентов вузов обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 320 с.

15. Сергей Поварнин. Искусство спора. – М.: Терра – Книжный клуб, Северо-Запад, 2009.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание дисциплины

 

Раздел 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.019 с.)