Тема 1 Предмет логики и ее основные законы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 Предмет логики и ее основные законы



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор:

___________________ М.Ю.Смуров

«____» ____________ 20___года

 

Рабочая программа дисциплины

ЛОГИКА

Направление подготовки

Юриспруденция

 

Профиль подготовки:

«Государственное право»

 

Квалификация (степень) выпускника:

«бакалавр»

 

Форма обучения

Очная

 

 

Санкт-Петербург

 

 

1. Цели освоения дисциплины

 

Целями освоения дисциплины «Логика» являются:

- формирование у студентов системного представления о специфике логического знания, об особенностях и свойствах мышления как особого вида человеческой деятельности;

- формирование навыков анализа мыслительной деятельности (рефлексия своих и чужих мыслительных конструкций).

 

Для достижения поставленных целей в рамках дисциплины решаются следующие задачи:

- введение студентов в круг проблем логического мышления;- обеспечение более быстрой адаптации студентов к условиям обучения;- ознакомление студентов с основными формами и методами работы мышления;- овладение навыками научной организации умственного труда.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Логика» является дисциплиной по выбору студента вариативной части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» (Б.1).

Дисциплина связана со всеми науками гуманитарного и социального профиля, является основой и составной частью общекультурной подготовки студентов и первым (базовым) этапом профессионального обучения.

В целях междисциплинарной интегрированности дисциплина «Логика» призвана обеспечить преемственность, фундаментальность обучения в цикле гуманитарных дисциплин.

Дисциплина изучается во 2 семестре.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование и обладание следующими компетенциями:

общекультурными:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные формы мышления (в понятиях, суждениях, умозаключениях, рассуждениях);

- основные логические процедуры анализа, синтеза, абстрагирования;

- основные методы доказательства истинных и опровержения ложных утверждений, моделирования, построения гипотез и выводов;

уметь:

- логически корректно использовать концептуальный аппарат своей науки;

- грамотно готовить и анализировать документы;

- правильно выдвигать и эффективно проверять гипотезы (версии);

- доказательно строить свои публичные выступления, обнаруживать логические ошибки и уловки оппонентов, устранять парадоксы, разоблачать софизмы и паралогизмы;

- самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу;

- пользоваться специальной терминологией в профессиональной и другой деятельности;

владеть:

- практическими навыками решения различных логических задач и упражнений, четкого и ясного формулирования своих мыслей, построения выводов и доказательств, определений и классификаций, опровержения логически некорректных умозаключений.

- терминологией, лексикой и основными профилированными категориями;

- методами разработки программ и плановых заданий;

- методами анализа коммуникативных систем;

- навыками конструирования текстов любой стилистики и направленности.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 академических часов.

 

Наименование Всего часов Семестры
 
Общая трудоемкость дисциплины    
В т.ч.: аудиторные занятия, всего    
из них: - лекции,    
- практические занятия (ПЗ),    
- семинары (С),    
- лабораторные работы (ЛР),    
- другие виды аудиторных занятий.    
- самостоятельная работа студента    
Курсовой проект (работа) (количество)    
Расчетно-графические работы (количество)    
Контрольные работы (количество)    
Реферат (количество)    
Вид и количество промежуточного контроля (экзамен, зачет)   экзамен

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов и тем дисциплины

Раздел 1. Логика

Тема 4. Суждения

Виды суждений. Структура простого суждения. Отношения меду суждениями. Логический квадрат.

Тема 6. Сложные суждения.

Виды сложных суждений. Проблема истинности сложного суждения.

Тема 11. Аргументация

Аргументация как способ воздействия на человека и как способ достижения истины. Логика вопросов и ответов.

Тема 12. Логико-практический характер аргументации.

Аргументация как способ воздействия на взгляды и поведение человека. Аргументация как убеждение. Компоненты и структура аргументации. О типологии аргументации.

Лабораторный практикум

 

Лабораторный практикум не предусмотрен.

 

Самостоятельная работа

№ п/п № раздела Тематика практических внеаудиторных занятий Трудо-емкость (часы)
1. Раздел 1 1. Письменные или устные домашние задания 2. Подготовка к семинарам  
2. Раздел 2 1. Подготовка и прохождение компьютерных тестов 2. Работа с электронным УМК  
  ВСЕГО:  

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Базовый учебник Гетманова А.Д. Логика. Учебник для вузов.- М.: 2000г. – 480с.

2. Базовое учебно-методическое пособие

Логика: программа и методические указания по изучению курса. Учебно-методическое пособие сост. Майор М. Н. ]

3. Учебники и учебные пособия

4. Ивлев Ю.В., Логика. М.: Проспект, 2010, 304 с.

5. Афанасьева О.В., Логика: учебное пособие. М.: Проспект, 2011, 272 с.

6. Хоменко И.В., Логика. Теория и практика аргументации: учебник. М.: Юрайт, 2011, 314с.

7. Мареев С., Логика: учебник. М.: Экзамен, 2009, 320 с.

8. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008

9. Гетманова А.Д. Учебник логики. М.: Айрис-пресс, 2003.

10. Ивин А. А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. - М.: Гранд, 2002. - 318,[2] с.

11. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М.. 1998.

б) дополнительная литература:

1. Стрелкова Н.В. Логика в задачах и ответах. М.: 2004.

2. Берков В.Ф. Логика: задачи и упражнения. Минск: 2002.

3. Гетманова А. Д. Логика: [Учебник для вузов]. 5-е изд. - М.: Добросвет, 2002. – 469

4. Брюшинкин В. Н. Логика: [Учебник для гуманитарных вузов и факультетов, изучающих логику]. 3-е изд., доп. и испр. - М.: Гардарики, 2001. - 334, [2] с

5. Анисов А.М. Современная логика. М., 2002.

6. Бирюков Б.В., Тростников В.Н. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики. М., 2004.

7. Жоль К.К. Логика. Учебное пособие для вузов. М.: Юнита-дана, 2004.

8. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. М., 1993.

9. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.

10. Войшвилло Е.К. Символическая логика: классическая и релевантная. М., 1989.

11. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1997.

12. Кирсанов О.И. Традиционная логика: Учебное пособие. Северск: СГТИ, 2004.

13. Ивин А.А. основы теории аргументации. М., 1997.

14. Родос В.Б. Теория и практика полемики. Томск, 1989.

15. Поварнин С.И. Искусство спора. М., 1992.

16. Белнап Н. Логика вопросов и ответов. М.: Прогресс, 1981.

17. Горский Д.П. Определение. М.: Наука, 1985.

18. Ивин А.А. Логика норм. М.: Изд-во МГУ, 1973.

19. Маковельский А.С. История логики. М.: Наука, 1967.

20. Прошутин Н.Ф. Что такое полемика? М.: Знание, 1987.

21. Горский Д.П., Шин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.

22. Перельман Я.И. Веселые задачи. Две сотни головоломок. М.: Мир эцинклопедий Аванта +, 2008. – 286 с.

23. Кэрролл Л. Логическая игра. М.: Наука, 1991.

24. Смаллиан Реймонд М. Алиса в стране смекалки. М.: Мысль, 1987.

в) программное обеспечение и интернет – ресурсы:

1. Электронная библиотека http:// www.philosophy.ru

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

4. Электронная библиотека http://anthropology.ru

5. Электронный библиографический каталог по дисциплине в библиотеке университета на внутреннем сайте;

6. Иллюстративный материал к лекциям;

7. Курс практических занятий;

8. Тестовый контроль и рейтинговые работы;

 

7. Материально – техническое обеспечение дисциплины

 

1. Курс практических занятий;

2. Рекомендации к выполнению самостоятельных работ;

3. Тестовый контроль и рейтинговые работы.

Образовательные технологии

 

1. Лекции;

2. Семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

3. Аттестационное рубежное компьютерное тестирование;

4. Письменные и устные домашние задания;

5. Консультации преподавателей;

6. Самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение

теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к текущему и итоговому контролю.

 

9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

С целью наиболее точного определения качества освоения дисциплины предлагается перечень оценочных средств (практических работ и самостоятельных заданий), в результате выполнения которых студент набирает определённое количество баллов для получения зачётных кредитных единиц (отметку о выполнении вносит преподаватель).

 

В процессе преподавания дисциплины «Логика» для текущей аттестации студентов используются следующие формы:

- заслушивание и оценка ответов по вопросам тем семинарских занятий;

- проведение не менее 2-х аудиторных контрольных работ в форме тестовых заданий;

- проверка, при необходимости, собеседование по содержанию домашних контрольных работ

По итогам освоения дисциплины проводится промежуточная аттестация обучающихся в форме экзамена.

Основными документами, регламентирующими порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов, обучающихся в ГУГА, являются: Устав СПб ГУГА, и Учебные программы по соответствующему направлению подготовки бакалавров.

На первом занятии преподаватель доводит до сведения студентов график (сроки) текущего контроля освоения дисциплины и критерии оценки знаний при текущем контроле успеваемости, а также сроки и условия заключительной (промежуточной) аттестации.

Реализацию непрерывного контроля знаний согласно графику, преподаватель осуществляет за счет часов, предусмотренных нормами времени на проверку различного рода письменных работ, проведение консультаций и пр.

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:

1) активность посещения занятий и работы на занятиях;

2)ответы на вопросы преподавателя на занятиях;

3) оценка письменных заданий (контрольных работ).

Критерии оценивания формируются исходя из данных показателей работы слушателей, и методов измерения знаний, которые используются при контроле освоения учебного материала дисциплины слушателями, с учётом весовых коэффициентов важности показателей. Для дисциплины «Логика» выбрана комбинация следующих критериев:

o результаты текущей работы на семинарских занятиях – 30 баллов;

o оценка итоговых контрольных работ по каждому разделу – 30 баллов

o оценка посещаемости занятий - 10 баллов

o экзамен - 30 баллов

Максимальное количество баллов, которое может получить студент за изученный курс, составляет 100 баллов. Приведённые выше баллы указывают максимальное количество баллов, который может получить слушатель по той или иной форме работы, принятых по данной дисциплине.

 

Перевод баллов балльно – рейтинговой системы в оценку по 5-ти балльной «академической» шкале
Количество баллов по БРС Оценка (по 5-ти балльной «академической» шкале)
90 и более 5 – «отлично»
70 – 89 4 – «хорошо»
60 – 69 3 – «удовлетворительно»
Менее 60 2 – «неудовлетворительно»

Примерные критерии оценки знаний и компетенции студентов

По 10-балльной шкале

(критерии экзаменационных оценок на вопрос билета)

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор:

___________________ М.Ю.Смуров

«____» ____________ 20___года

 

Рабочая программа дисциплины

ЛОГИКА

Направление подготовки

Юриспруденция

 

Профиль подготовки:

«Государственное право»

 

Квалификация (степень) выпускника:

«бакалавр»

 

Форма обучения

Очная

 

 

Санкт-Петербург

 

 

1. Цели освоения дисциплины

 

Целями освоения дисциплины «Логика» являются:

- формирование у студентов системного представления о специфике логического знания, об особенностях и свойствах мышления как особого вида человеческой деятельности;

- формирование навыков анализа мыслительной деятельности (рефлексия своих и чужих мыслительных конструкций).

 

Для достижения поставленных целей в рамках дисциплины решаются следующие задачи:

- введение студентов в круг проблем логического мышления;- обеспечение более быстрой адаптации студентов к условиям обучения;- ознакомление студентов с основными формами и методами работы мышления;- овладение навыками научной организации умственного труда.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Логика» является дисциплиной по выбору студента вариативной части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» (Б.1).

Дисциплина связана со всеми науками гуманитарного и социального профиля, является основой и составной частью общекультурной подготовки студентов и первым (базовым) этапом профессионального обучения.

В целях междисциплинарной интегрированности дисциплина «Логика» призвана обеспечить преемственность, фундаментальность обучения в цикле гуманитарных дисциплин.

Дисциплина изучается во 2 семестре.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование и обладание следующими компетенциями:

общекультурными:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные формы мышления (в понятиях, суждениях, умозаключениях, рассуждениях);

- основные логические процедуры анализа, синтеза, абстрагирования;

- основные методы доказательства истинных и опровержения ложных утверждений, моделирования, построения гипотез и выводов;

уметь:

- логически корректно использовать концептуальный аппарат своей науки;

- грамотно готовить и анализировать документы;

- правильно выдвигать и эффективно проверять гипотезы (версии);

- доказательно строить свои публичные выступления, обнаруживать логические ошибки и уловки оппонентов, устранять парадоксы, разоблачать софизмы и паралогизмы;

- самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу;

- пользоваться специальной терминологией в профессиональной и другой деятельности;

владеть:

- практическими навыками решения различных логических задач и упражнений, четкого и ясного формулирования своих мыслей, построения выводов и доказательств, определений и классификаций, опровержения логически некорректных умозаключений.

- терминологией, лексикой и основными профилированными категориями;

- методами разработки программ и плановых заданий;

- методами анализа коммуникативных систем;

- навыками конструирования текстов любой стилистики и направленности.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 академических часов.

 

Наименование Всего часов Семестры
 
Общая трудоемкость дисциплины    
В т.ч.: аудиторные занятия, всего    
из них: - лекции,    
- практические занятия (ПЗ),    
- семинары (С),    
- лабораторные работы (ЛР),    
- другие виды аудиторных занятий.    
- самостоятельная работа студента    
Курсовой проект (работа) (количество)    
Расчетно-графические работы (количество)    
Контрольные работы (количество)    
Реферат (количество)    
Вид и количество промежуточного контроля (экзамен, зачет)   экзамен

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов и тем дисциплины

Раздел 1. Логика

Тема 1 Предмет логики и ее основные законы

О предмете логики. Соотношение логики, психологии и лингвистики. Логика и язык. Мышление и логика. Роль логики в практической жизни, общении и познании. Логика и право. Роль логики в практической деятельности юриста.

Законы формальной логики: закон тождества, закон непротиворечивости, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. О символическом характере языка логики. Виды логик и их своеобразие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.57.77 (0.084 с.)