Функционализм — основное направление в архитектуре капиталистических стран в период 20-40 гг. 20в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционализм — основное направление в архитектуре капиталистических стран в период 20-40 гг. 20в.



В эстетике ХХ века функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Функционализм, воплощенный в Баухаузе - идеологическом, производственном и учебном центре художественной жизни не только Германии, на и всей Западной Европы, стал самым значительным направлением западной архитектуры в 1920-е годы. Глава и идеолог направления - Вальтер Гропиус. Классический пример этого направления - здание Баухауза (фото) в Дессау (архитектор В. Гропиус, 1925-1926). В Голландии идеи функционализма пропагандировала группа "Стиль" и один из ее лидеров, голландский архитектор Питер Ауд.

Тезис "Форма должна соответствовать функции, т.е. практическому применению" был выдвинут американским архитектором Л.Салливеном еще в конце XIX века. В начале XX века функциональность стала не только этической (безнравственно использовать бесполезные с практической точки зрения украшательства в архитектуре) основой нового стиля, но и его названием. Функционализм требовал строгого соответствия формы здания и его частей протекающим в нем производственым и бытовым процессам (функциям) и отказу от всего, что не отвечает его практическому применению. Также архитектурные формы должны были соответствовать строительным конструкциям и применяемым материалам. По-новому выстраивался и художественный образ архитектурного произведения. С эстетической точки зрения новая архитектура, лишенная украшательских излишеств, должна была восприниматься человеком в процессе движения в ней и вокруг нее (единство пространства и времени). Идеологи новой архитектуры предусматривали создание условий для удобного и быстрого перемещения людей в архитектурно-пространственной среде. Внутреннее пространство помещения становилось динамичным, как бы "перетекало", "свободно переливалось из интерьера в интерьер". Значительное остекление создавало возможность единения человека с, окружающей жилище, природой.

Функционализм был неоднозначным архитектурным направлением. Среди его представителей: утилитарист Бруно Таут, применивший в строительстве стекло и бетон и пропагандирующий цвет в архитектуре, рационалист Л.Мис ван дер Роэ, выдвинувший идею совершенной "универсальной формы" и новую концепцию пространства, в котором стена приобретая самостоятельное значение, связывает внутреннее пространство с окружающей средой. Много способствовал распространению принципов функционализма Шарль Эдуард Жаннере, более известный в истории как Ле Корбюзье, один из крупнейших архитекторов XX века, внесший принципиально важные решения как функциональные, так и формально-эстетические, под знаком которых архитектура развивалась в течение многих десятилетий, а от многого не отказалась и по сей день. Достаточно вспомнить "пять принципов" Ле Корбюзье: дом на железобетонных столбах с зеленой зоной между ними, плоская крыша, используемая в качестве сада, гибкая планировка интерьера, сплошные горизонтально протяженные окна, свободное решение фасада. Хотя Ле Корбюзье никогда не абсолютировал функционализм.

Современная архитектура многим обязана именно функционализму 20-х годов XX века: новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир с встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.). Принципы функционализма, оказавшие решающее воздействие на все последующее развитие современной архитектуры, были таковы, что их можно было использовать применительно к национальным особенностям разных стран (многоэтажная застройка только в городских районах с высокой плотностью населения и сохранение коттеджей на окраинах - в Англии; самые высокие жилые здания - в предместьях Парижа или Берлина). Наряду с функционализмом в 20-е годы XX века существовали такие направления, как архитектурный экспрессионизм (Э. Мендельсон, "Башня Эйнштейна", Германия), национальный романтизм (П. Крамер, Ф. Хегер) и другие. Но их влияние на дальнейшее развитие архитектуры не столь значительно.

В 1932 году архитекторы Филипп Джонсон и Альфред Бэрр в отношении творчества Гропиуса, Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ ввели новый термин "интернациональный стиль". Свой труд они назвали "Интернациональный стиль: архитектура, начиная с 1922 года".

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.005 с.)