Применение методик функциональной диагностики для комплексной оценки функционального состояния организма человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение методик функциональной диагностики для комплексной оценки функционального состояния организма человека.



Изучение механизмов нарушений высшей нерв­ной деятельности и поиск эффективных способов ди­агностики и коррекции этих нарушений являются од­ними из центральных проблем медицинской науки, что обусловлено как первоочередной важностью этих проблем для прикладной медицины, так и их фунда­ментальным значением для процессов познания основ­ных закономерностей формирования психической дея­тельности.

Фундаментальные исследования в области патоло­гической физиологии высшей нервной деятельности также настоятельно требуют широкого практического приложения в клинической психиатрии.

Не менее значительным в настоящее время пред­ставляется комплекс вопросов, связанных с неуклонно расширяющимися представлениями о роли неосозна­ваемых процессов в психической деятельности челове­ка.

Психическая функция мозга включает анализ, пере­работку и хранение информации, моделирование кар­тины мира и управление состоянием и поведением. Любой из этих чрезвычайно сложных процессов имеет конечную скорость, которая у многих живых существ, возможно, значительно выше, чем у человека. Однако у высокоразвитых существ потеря скорости компенси­руется качеством — развитием значительно большего количества включаемых при каждом из перечисленных процессов элементов психики. Отсюда возникает более высокая форма адаптивного поведения — отказ от принципа «стимул — реакция», доминирующего у низ­ших организмов, и развитие адаптации по типу «сти­мул — множество возможных реакций».

Специфическим для мозга субстратом может служить семантический стимул, например слово, а на­блюдаемой реакцией — изменение состояния или по­ведения. А организм изучается по принципу «черного ящика», где на входе — тестирующий стимул, на выходе — доступный регистрации результат «пере­работки» стимула.

Стимулом для мозга является любое изменение ин­формационной среды. Не только сенсорные сигналы, но и любое изменение импульсации от проприо-, баро-, хеморецепторов, а также прямое физическое или химическое воздействие на клетки мозга приводят к изменению состояния и в конечном счете — поведе­ния. При целенаправленном поведении возможность разнообразно реагировать на один и тот же стимул подразумевает не случайный выбор любой из возмож­ных реакций, а выбор лишь таких форы реагирования, которые, исходя из предшествующего опыта, способст­вуют достижению полезного результата — в широком смысле сохранению гомеостаза.

При дезорганизации психической функции поведе­ние хаотично и в ответ на стимул возникает либо не­предсказуемая реакция, либо множество неадекватных стимулу реакций. Соответствие реакций воздействую­щему стимулу есть результат предшествующего анали­за того, какие изменения состояния, поведения и ин­формационной среды, развивающиеся после прежнего воздействия стимула, содержат полезный результат: из­бегание боли, получение удовольствия, удовлетворение потребности. Если стимулы психической деятельности отсутствуют или количество их сильно ограничено, ин­тенсивность деятельности снижается и в качестве сти­мулов продолжают выступать только неотъемлемые от деятельности мозга жизненные потребности.

Любая информационная посылка, т.е. любое изме­нение внутренней или внешней среды, влечет за собой изменение психической деятельности и необходимое для сохранения гомеостаза изменение поведения.

Известно, что повторные предъявления индиффе­рентного для жизнедеятельности стимула приводят к угасанию ориентировочной реакции на него: стимул становится контекстовым и при его повторных воздей­ствиях не происходит изменения состояния и поведе­ния. Наоборот, сочетание впервые предъявляемого или уже известного стимула с ноцицептивным воздействи­ем приводит к приданию «ноцицептивного» смысла этому стимулу, и теперь уже сам стимул становится сигналом для соответствующего поведения.

Поскольку основные мотивы поведения, интра- и интерпсихические конфликты, особо значимые эмоциогенные переживания находят отражение в семантиче­ской памяти и именно на уровне подсознания, необхо­димо найти средства и методы исследования этого уровня.

В отличие от других данные методы подразумевают ввод тестирующей информации непосредственно в ис­следуемую семантическую зону памяти без каких-либо искажений, исключив критику или иное модулирую­щее воздействие со стороны сознания. Подразумевает­ся также и возможность "достать зондом" информацию из изучаемой зоны без помех со стороны сознания, иными словами, получить ответную реакцию, которая не могла бы быть модулирована сознанием.

Эти два условия — ввести тестирующую информа­цию минуя сознание и точно так же вывести ответную реакцию — в той или иной мере пытаются учесть при разработке различных методов психодиагностики нео­сознаваемых сфер психики.

При этом среди предлагаемых средств по определенным признакам выделяется группа мето­дов, которые можно назвать методами психосеманти­ческого анализа (в частности с использованием методик полиграфии — "детектора лжи").

Оценивая степень выполнения эти условий, изве­стные методы психозондирования можно разделить на три группы, оптимальной из которых с точки зре­ния целевого назначения методов является последняя группа:

1) тестирующая информация предъявляется на осознаваемом уровне, а реакции, возникающие в ответ на ее воздействие, не осознаются субъектом и, следо­вательно, не могут быть им искусственно модулирова­ны;

2) тестирующая информация предъявляется на нео­сознаваемом уровне, а в качестве ответных реакций учитывают осознаваемую деятельность субъекта, кото­рая модулируется этими неосознаваемыми посылками (например, учитывают время реакции нажатия на кнопку в ответ на недифференцированный сенсорный сигнал, которому предшествует неосознаваемая семан­тическая посылка;

3) тестирующая информация предъявляется на нео­сознаваемом уровне и регистрируются неосознаваемые ответные реакции, например в виде вызванных потен­циалов головного мозга.

Принципы алгоритмического построения разрабо­танного метода полиграфии в общем виде представляют собой со­вокупность следующих процедур:

— визуальные семантические стимулы (слова, обра­зы) предъявляют испытуемому на уровне, обеспечива­ющем их восприятие, но исключающем их осознавание, при этом набор этих стимулов подготавливают за­ранее, исходя из поставленных диагностических задач;

— у обследуемого непрерывно регистрируют из­бранные физиологические или поведенческие реакции, например электроэнцефалограмму, миограмму и т.п., выделяя из нее вы­званные потенциалы, возникающие в ответ на предъ­явление стимулов;

— из множества накопленных связанных с событи­ем реакций выделяют те из них, которые по каким-либо характеристикам в соответствии с определенным алгоритмом распознавания достоверно отличаются от остальных;

— по корреляционным соотношениям выделенной совокупности реакций с предъявленной совокупно­стью семантических стимулов принимают статистиче­ски обоснованное решение по предмету диагностики.

В последнее время осуществляются попытки созда­ния аналогичных методов психодиагностики неосозна­ваемых сфер психики. Метод, положенный в основу полиграфического исследования, ис­пользует концептуальный аппарат психоанализа, байе­совский подход к анализу реакций и требует предвари­тельного проведения психоаналитического обследова­ния, используют алгоритм организации и предъявления се­мантической информации, эффективных методов фильтрации физиологических сигналов и многомерно­го статистического анализа их параметров. Кроме того, предусмотрена возможность диагностики с регистрацией электроэнцефалограммы на основе оценок моторных реакций обследуемого в ответ на стимулы.

В результате такого обследования могут быть уста­новлены:

— наличие патологических мотивов (например, су­ицидального, алкоголизации, гомосексуального и пр.) и их иерархия среди основных исследуемых мотивов поведения. Возможно определение иерархии таких мо­тивов и у здорового человека, что представляет интерес при решении задач профотбора и оцен­ки надежности работы человека-оператора;

— наличие и семантическое содержание интра- и интерпсихических конфликтов у больных неврозами или людей, переживающих стрессовую ситуацию. У больных неврозами эта информация может быть прямо использована для целей психокоррекции. Получаемые данные могут быть также использованы для оценки социометрических характеристик коллектива, когда необходимо знание истинных (неосознаваемых) отно­шений между людьми, выполняющими ответственную работу и при этом зависящими друг от друга;

— сведения о «ядре» личности, которые в опреде­ленной мере сопрягаются с образом «я» у данного субъекта обследования и соответствуют глубоко импринтированной в его памяти информации. Это позво­ляет определить тип аутоидентификации личности и прогнозировать поведение субъекта в различных экстремальных ситуациях;

— актуальное содержание памяти, в котором, в частности, отражаются текущие потребности субъекта.

Кроме описания психосемантического статуса на момент обследования, представляет интерес и динамика результатов в ходе проведения нескольких процедур в процессе лечения больного или контроля функционального состояния здорового человека, что может использоваться как основной критерий влияния на организм лечебных или патогенных воздействий. Разработанные варианты процедур психосемантического анализа могут различаться по методической технической реализациям, но суть их основана на одних и тех же общих принципах:

1. Психодиагностика должна полностью исключать возможность целенаправленного влияния сознания субъекта на процедуру обследования и ее результаты.

2. Субъект до полного завершения процедуры об­следования не должен знать сути ее диагностической направленности (перечня семантических сфер, кото­рые подлежат зондированию).

3. Предъявление тестирующих стимулов должны осуществляться способами, исключающими осознан­ное восприятие их семантического содержания.

4. Алгоритм процедур психосемантического анализа должен использовать синонимический тезаурус, т.е. каждая семантическая сфера должна тестироваться не одним стимулом, а совокупностью его синонимов и близких по смыслу слов, которые априорно семантиче­ски связаны между собой.

5. Алгоритм психодиагностики должен заведомо включать в себя или вырабатывать в ходе процедур реперные точки. К их числу для большинства обследу­емых могут относиться с высокой вероятностью:

а) особенности реагирования на стимулы, связанные с образом «я»;

б) особенности реагирования на социаль­но (морально, этически) неприемлемую информа­цию — брань, непристойные образы и пр.

6. Предъявление семантических стимулов из задан­ной совокупности должно быть полностью рандомизировано путем случайного перебора стимулов, предна­значенных для исследования различающихся семантических сфер.

7. Процедура психодиагностики должна иметь вероятностный характер, использовать многомерный анализ статистических данных и содержать правила принятия решения по заданным критериям в отношении конкретных диагностических задач.

Это основные принципы, которые положены в основу методического обеспечения нового формирующегося в настоящее время в России и за рубежом научного направления — компьютерного психосемантического анализа (полиграфии — практическое применение как "детектора лжи").



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.012 с.)