Образец применения данного алгоритма к заданию А28 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образец применения данного алгоритма к заданию А28



 

ТЕКСТ № 2

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются...» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь,

(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5)Итак, «честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью… Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...».

(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее - завтра утром.

(11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия.

(12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель...(16)Да, непоправимая, но небессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!

(18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям», (19)Вот и все, что остается детям: честь и имя. (20)Все остальное им не нужно, все остальное - неважно. (21)Очевидно, нам многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины

(По Д. Шеварову)

А28. Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?

1) Человек должен уметь защищать свою честь.

2) Гибель Пушкина на дуэли бесполезна и бессмысленна?

3) Потомкам достается имя и честь отцов, все остальное неважно.

4) Дуэль была способом восстановить нравственное равновесие.

Рассмотрим предлагаемый ответ № 1. Всем текстом утверждается мысль о том, что «человек должен уметь защищать свою честь».

Именно второй ответ не совпадает с точкой зрения автора, который в предложении № 17выражает свои мысли о важности защиты чести даже с помощью дуэли: (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!

В тексте можно найти подтверждение словам ответа № 3: (19)Вот и все, что остается детям: честь и имя. (20)Все остальное им не нужно, все остальное – неважно».

И четвертый ответ совпадает с точкой зрения автора: (7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.

Таким образом, правильный ответ №2.

 

ЗАДАНИЕ № 29

Формулировка задания: прочитайте текст. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 8-10 содержат рассуждение.

2) В предложениях 12-14 представлено описание.

3) В предложениях 18-20 перечислены последовательные действия персонажей.

4) Предложение 27 содержит объяснение высказанного в предложении 26 суждения.

Что требуется от учащихся при выполнении этого задания: указать, в каком из названных фрагментов текста неверно определен функционально-смысловой тип речи (повествование, описание, рассуждение).

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: отличительные особенности каждого из типов речи.

Повествование - это связный рассказ о каком-либо событии и его протекании во времени; сообщение о последовательности действий, следующих друг за другом.

Что произошло сначала, что произойдет потом, что дальше - такова последовательность изложения при повествовании.

Описание - это изображение какого-либо предмета или явления путем перечисления его характерных признаков (ключевое слово для описания: КАКОЙ?).

Выделяются три разновидности текстов описательного характера:

портрет - описание внешности человека;

пейзаж - описание природы;

интерьер - описание жилища человека.

Описание показывает то, что мы видим. Поэтому оно может быть сравнимо с живописным полотном. Картину художника мы видим всю разом, но тратим время на рассматривание отдельных подробностей.

Рассуждение - это доказательство определенной точки зрения, логичное объяснение чего-то, обсуждение события или явления с разных позиций.

В рассуждении содержится анализ причинно-следственных связей между явлениями и событиями; приводятся доказательства справедливости той или иной точки зрения; дается оценка приводимых фактов.

Рассуждение что-то доказывает и обычно состоит из трех частей:

• тезис (утверждение, которое нужно доказать);

• доказательство этой мысли путем приведения логических аргументов, фактов, примеров;

• итоговый вывод.

На то, что перед нами текст, построенный по типу рассуждения, часто указывает:

• наличие нескольких вопросительных предложений, которые носят характер риторических вопросов;

• вводные слова, выполняющие роль логической связи между частями.

Чаще всего выпускники ошибаются в определении рассуждения в тех случаях, когда в нём нет ярко выраженного тезиса и его доказательств, а речь идёт об объяснении чего-либо. Такой текст учащиеся обычно склонны относить к повествованию, отталкиваясь, вероятно, не от терминологического, а бытового значения слова: повествовать - значит, рассказывать о чём- либо, вообще что-то говорить. Тексты объяснительного характера представляют собой рассуждение.

Большой по объему текст часто бывает неоднородным по типу речи: художественное повествование может включать в себя описание людей и места действия, содержать некоторые рассуждения по этому поводу. Рассуждение может подтверждаться рассказом о каких-либо событиях, иллюстрироваться описаниями. Поэтому важно определить, какой тип речи в данном текстеявляется главным. Другие типы речи, если они есть, будут вспомогательными по отношению к нему.

Алгоритм выполнения задания А29:

1. Прочитайте текст или предложенный фрагмент из него.

2. Для определения его типа речи воспользуйтесь приемом воображаемого «фотографирования»:

• если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром - это описание

• если можно «сфотографировать» текст последовательным рядом кадров - повествование;

• если текст нельзя «сфотографировать» - это рассуждение.

3. Помните о том, что

описание показывает; это то, что мы видим (портрет человека, пейзаж, интерьер);

повествование рассказывает; это цепь событий или действий и поступков персонажей;

рассуждение доказывает и строится по схеме: тезис - доказательство - итоговый вывод.

4. Определите, к какому типу речи относится предложенный фрагмент.

 

ЗАДАНИЕ № А 30

Возможные формулировки задания:

1. Прочитайте текст. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм:

(1) Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя.

(2) Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный.

(3) Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете.

(4) А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.

1)6 2)7 3) 10 4) 12

Правильный ответ: 3 (в десятом предложении употреблен фразеологизм «на белом свете»).

2. Укажите, опираясь на контекст, значение слова САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ в следующем предложении: «Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера».

1) ритуальный, связанный с религиозными обрядами

2) приводящий к агрессии, войнам

3) вошедший в традицию, ставший обычным

4) оригинальный, исключительный

Правильный ответ: 3

Что требуется от учащихся при выполнении этого задания:

• найти в указанном отрывке текста нужную лексическую единицу: синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизм;

• определить, какое лексическое значение имеет в указанном предложении то или иное слово.

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: что такое синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизмы.

Синонимы - близкие по значению слова:

Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении):

Грузное ело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

Антонимы - слова с противоположным лексическим значением:

Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. А. Некрасов)

Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час. (А. Блок).

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.

Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, изкоторых он состоит. Возьмем, например, фразеологизм строить воздушные замки. Общий смысл этого оборота «придумывать нереальные, невыполнимые планы» не вытекает из значения слов, входящих в его состав: строить «создавать какое-либо сооружение», воздушные «то, что состоит из воздуха», замок «жилища феодала».

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз заново, а используются как уже готовые, закрепленные в памяти речевые единицы. Мы не придумываем фразеологизмы сами, а извлекаем из памяти в готовом виде. Они требуют запоминания. Во фразеологизмах нельзя заменять одни слова другими по собственному желанию. Есть фразеологизм зарубить себе на носу, который означает «основательно запомнить».

И только в таком виде он существует. Употребление этого фразеологизма как зарубить себе на лбу является ошибочным.

Алгоритм выполнения задания:

1. Если в задании A30 требуется найти в указанном отрывке текста определенную лексическую единицу, необходимо

• вспомнить, что в науке о языке подразумевается под данной лексической единицей;

• прочитать указанные в выборке ответов предложения;

• определить, в каком из них использована указанная в задании лексическая единица;

• выбрать правильный ответ.

2. Если в задании требуется определить, какое лексическое значение в указанном предложении имеет то или иное слово, необходимо

• внимательно прочитать указанное предложение;

• включить каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа;

• вслушаться в новое звучание и значение предложения;

• определить, потеряло или не потеряло предложение в ходе лингвистического эксперимента своей смысловой цельности:

а) если предложение не потеряло своей смысловой цельности - ответ верен;

б) если смысл предложения изменился - ответ не верен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.19.251 (0.061 с.)