Базовые средства программирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовые средства программирования



 

Базовыми средствами программирования, для персональных компьютеров IBM PC считаются языки семейства Basic (Бейсик), созданные фирмой Microsoft. На персональных компьютерах IBM PC имеется несколько версий языка Бейсик:

1) традиционный Бейсик (без ОС),

2) структурный Бейсик (MSDOS),

3) графический Бейсик (Windows).

Языки Бейсик в любой версии на любом компьютере — это языки диалогового программирования. По этой причине Бейсик оказался самым первым языком программирования для самых первых персональных компьютеров, созданных в 70-х годах. Эти языки программирования имеются на всех персональных компьютерах и используются для обучения началам программирования.

Традиционно Бейсик — это язык программирования для самых первых персональных компьютеров, на которых отсутствовали операционные системы. После появления компьютеров IBM PC полностью пропала потребность в устаревших моделях ЭВМ и традиционном Бейсике.

Для первых моделей компьютеров IBM PC была создана новая версия Бейсика под именем Quick Basic PC как базовое средство программирования в операционной системе MS DOS. Интерпретатор этой версии Бейсика имеется на всех персональных компьютерах IBM PC в качестве стандартной компоненты операционной системы MS DOS.

Quick Basic — это диалоговый язык структурного программирования, родственный языку Паскаль — первому языку структурного программирования, созданному в начале 70-х годов специально для обучения началам программирования.

Для операционной системы Windows фирма Microsoft создала новую версию языка Бейсик под именем язык Visual Basic как базовое средство программирования для новейших компьютеров с этой операционной системой. Этот язык может использоваться только в среде Windows и только на старших моделях IBM PC.

 

Visual Basic

Программы на Бейсике состоят из операторов и комментариев. Каждый оператор соответствует некоторой операции, которую может выполнить компьютер. Комментарии включаются в тексты программ для их документирования. Пример программы на структурной версии языка Бейсик с комментариями, в которых записан реализованный в ней алгоритм:

 

Quick Basic

ПрограммаАлгоритм

' поздравление' алг «поздравление»

сls ' нач

nm$ = «Оля» ' пт$ = «Оля»

dn$ = «с днем рождения» ' dn$ = «с днем рождения»

print «Дорогая» + nm$ ' вывод «Дорогая» + пт$

print «Поздравляю тебя» ' вывод «Поздравляю тебя»

print dn$ ' вывод dn$

print «Желаю счастья.» ' вывод «Желаю счастья.»

print «Твой папа.» ' вывод «Твой папа.»

end кон

 

Результат выполнения на компьютере данной программы — появление на экране ЭВМ следующего текста:

Дорогая Оля

Поздравляю тебя

С днем рождения

Желаю счастья.

Твой папа.

 

Основными свойствами программ для ЭВМ как одной из форм описания и разновидностей машинных алгоритмов является их выполнимость, мобильность, эффективность и правильность.

Выполнимость программ — возможность их выполнения на данном типе компьютеров. Возможность выполнения зависит от типа ЭВМ, наличия внешних устройств, надлежащего объема оперативной и внешней памяти, операционной системы и системы программирования.

Мобильность программ — возможность переноса программы на другой тип ЭВМ. Примером мобильности является возможность выполнения в системе структурного программирования Qbasic программ, записанных на традиционном Бейсике.

Эффективность программ — обычно это минимальность времени их выполнения на ЭВМ. Однако если созданные программы содержат ошибки, то утверждения об их эффективности не имеют никакого смысла.

Правильность программ — правильность результатов, получаемых с их помощью. Правильность результатов определяется соответствием документации или другим описаниям программ.

Программы содержат ошибки, если их выполнение на ЭВМ приводит к возникновению отказов, сбоев или неправильных результатов. От использования программ, содержащих ошибки, следует отказываться.

Основные типы операторов языка Бейсик:

— операторы ввода-вывода, — графические операторы,

— присваивания, — обращения к функциям,

— описания данных, — управляющие операторы.

— обращения к подпрограммам,

 

Примеры операторов ввода-вывода на экран.

 

ОператорДействие

print «привет» вывод («привет»)

print «корень=»; х вывод («корень=», х)

input «a=»; а запрос («а=», а)

input n ввод (п)

locate st,ps позиция (st,ps)

Примеры графических операторов:

ОператорДействие

pset(x,y),c точка(х,у),с

line(x,y)-(u,v),c линия(х,у)-(и,у),с

line(x,y)-(u,v),c,b рамка(х,у)-(и,у),с

circle(x,y),r,c окружность(х,у),r,с

circle(x,y),r,c,al,a2 дуга(х,у),r,с,а1.а2

paint(x,y),c закраска(х, у), с

cls очистка_экрана

screen 0,0 текстовый_экран

screen 1,0 графический_экран 1

screen 2,0 графический_экран 2

Примеры операторов присваивания:

ПрисваиванияДействиеРезультат

а = 0 а:= 0 а = 0

b = а + 1 b: = а + 1 b = а + 1 = 1

с = 2*b + 3 с: = 2 ∙ b + 3 с = 2 ∙ b + 3 = 5

d = b/c d: = b/c d = -b/c = 0.2

b = b + 1 b: = b + 1 b'= b + 1 = 2

b = b + 1 b: = b + 1 b"= b' + l = 3

Математические функции с примерами обращения.

 

ФункцияСмыслПримерРезультат

rnd — случайное число от 0 до 1 rnd

int(x) — целая часть числах int(5/3) 1

abs(x) — абсолютное значение числа abs(—2) 2

sqr(x) — квадратный корень числа sqr(16) 4

sin(x) — синус sin(0) 0

cos(x) — косинус cos(0) 1

tan(x) — тангенс tan(0) 0

atn(x) — арктангенс atn(0) 0

ехр(х) — экспонента ехр(0) 1

log(x) — логарифм натуральный log(l) 0

 

К числу управляющих операторов можно отнести условные операторы, имеющие следующую форму записи и смысл:

Условный оператор:Действия ЭВМ:

if <условие> then <оператор> если <условие> то <действие>

где <оператор> — это один или несколько операторов, разделяемых двоеточием, а <условие> — это некоторое логическое условие, при соблюдении которого будут выполняться указанные операторы.

 

Примеры записи условий — простых и сложносоставных:

Условие: Запись:

х = у х = у

х (у х <> у

х > у х > у

х < у х < у

х (у х <= у

х (у х >= у

не (х = 1) not (x = l)

(х>0) и (у>0) (х>0) and (y>0)

(а=0) или (b=0) (a=0) or (b=0)

 

Простейшим примером программы с условными операторами является реализация алгоритма «выбор из меню»:

 

 

Алгоритм и программа выбора по меню, соответствующие этому сценарию:

 

АлгоритмПрограмма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.175.46 (0.019 с.)