Логичность речи и функциональные стили 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логичность речи и функциональные стили



Логичность речи и научный стиль. Требования к логичности речи в официально-деловом и публицистическом стилях. Логичность речи в художественном и разговорном стилях. Алогизм как намеренный прием.

Логичность как общее коммуникативное качество свойственно текстам любых функциональных стилей. Но проявляется это речевое качество весьма специфично - в зависимости от конкретных условий коммуникации. Требования, предъявляемые речи со стороны ее логичности, особенно высоки в научном стиле. Научное изложение наиболее жестко подчинено законам логики. Подчеркнутая логичность – это одна из основных специфических черт, обусловливающих отбор и организацию языковых средств в научном стиле. Назначение науки – получать новые знания о реальной действительности, систематизировать их и доказывать истинность, устанавливать закономерности какого-либо явления. Научная деятельность человека включает в себя две неразрывно связанные между собой задачи: процесс научного поиска, открытия и оформления результатов научного познания. Результаты научного поиска оформляются в виде речевого сообщения, содержание которого должно быть емким и в то же время ясным, недвусмысленным, адекватно передающим логическую мысль и однозначно воспринимаемым всеми адресатами. В научной речи недопустимы разночтения, двоякое понимание смысла, иносказательность, намек. Научная речь принципиально бесподтекстна (нет «иного» смысла) –подтекст противоречит ее сущности.

Объективность и логичность,свойственные научной речи,характеризуют и официально-деловой стиль. Основной сферой, в которой он функционирует, является административно-правовая деятельность. Этот стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной сфере их общения. Официально-деловая речь имеет общие стилевые черты: точность изложения, не допускающая различий в толковании; детальность изложения; стереотипность, стандартизированность изложения, долженствующе-предписывающий характер изложения. К этому можно добавить такие черты как официальность, строгость выражения мысли, а также объективность и логичность.

Функция социальной регламентации, которая играет самую важную роль в официально-деловой речи, предъявляет к соответствующим текстам требование логичности и однозначности прочтения. В связи с этим для каждого текста должна быть характерна такая точность изложения информации, которая не допускала бы возможности различных толкований. Официальный документ будет выполнять свое назначение, если его содержание тщательно продумано, а языковое оформление безупречно. Именно этой целью определяются языковые черты официально-деловой речи, а также ее композиция, рубрикация, выделение абзацев (подчеркнуто формально-логический способ изложения), т.е. стандартизированность многих деловых документов.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно-значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением к определенным поступкам, действиям. Для публицистического стиля характерны образность, эмоциональность, оценочность, призывность, в нем широко используются общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Несмотря на то, что для публицистической речи характерна страстность и призывность, а также требование общедоступности, логичность является не менее значимым для нее качеством. Почему? Вспомним, что многие публицистические тексты часто строятся в форме рассуждения, а данный тип речи требует определенной логической выверенности. Нередко публицистические тексты строятся как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает их с научным стилем. В публицистическом тексте логичность имеет большое значение для воздействия на читателя (слушателя). Цельность, стройность логической организации текста, выраженные переходы от одной части к другой помогают создать внутренне стройный и завершенный текст. Цельность тексту придает наличие главной мысли. Развитие ее в тексте происходит через развитие микротем(звеньев главной мысли). Показателем перехода от одной микротемы к другой служит абзац. Разделение текста на абзацы облегчает его восприятие и понимание. Противоречивость высказываний, нарушение последовательности изложения, отсутствие переходов от одной части к другой, ошибки в выборе средств межфразовой связи неизбежно приводят к разрушению логичности текста в целом. Все это мешает тексту выполнять коммуникативную функцию и затрудняет процесс восприятия.

К устным формам - публицистическим выступлениям, также предъявляются определенные требования: требование достоверности, точности фактов, конкретности, строгой обоснованности. Однаконе следует забывать, что практически во всех жанрах публицистического стиля (как устных, так и письменных) алогизмы могут использоваться преднамеренно, в стилистических целях, например, как средство создания комического эффекта.

Основные законы логики, которым подчиняется человеческое мышление в целом, соблюдаются и в литературно-художественном стиле. Для него, как и для других книжных стилей, характерны последовательность, непротиворечивость изложения, аргументированность, четко выраженные связи между словами, предложениями и их частями. Однако требования логики в художественном произведении подчиняются необходимости раскрыть его содержание, авторский замысел, создать образ с целью эстетического воздействия на читателя. Поэтому в художественной литературе вполне допустимо нарушение требований логичности для того, чтобы показать особенности мышления и сознания отдельных персонажей. Алогизмы используются как стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях создания комизма, иронии и т. д[7]. Вспомним у Н.В. Гоголя фразу из его поэмы «Мертвые души», характеризующую губернатора: «Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну и поговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал по тюлю ». Алогизм здесь связан с объединением в однородный ряд разных понятий. Ирония передается и через такие характеристики как «ни толст, ни тонок», «имел на шее Анну». Можно привести еще примеры из художественных текстов: «Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, тов них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением». (Н.В. Гоголь); «Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу» (А.П. Чехов); «Никогда не забуду – он был или не был, этот вечер» (А.А. Блок). Алогизмы нередко используются в произведениях юмористического или шуточного характера: анекдотах, афоризмах, баснях и пародиях. Ср.: «Женщина может сделать из ничего три вещи: шляпку, салат и трагедию» (известная шутка-афоризм)

Кроме того, в художественной речи немало так называемых метафор-алогизмов, использующихся для создания образности, усиления выразительности. Зачастую они передают сложность жизненных обстоятельств, внутреннего состояния человека, субъективные ощущения: ср.: звонкая тишина, сладкая скорбь, черной молнии подобный (М. Горький), безлюбая любовь (А.Н. Толстой). Такие словосочетания, на первый взгляд, противоречат логическим соотношениям понятий, но за внешней алогичностью обычно скрывается своя, особая логика.

«Внешние» алогизмы характерны также для разговорной речи; они связаны с логикой подтекстного общения (например: - Куда он пошел? – Сейчас придет; - Куда ты бежишь? – Опаздываю) или отражают противоречивую сущность явлений (умный дурак, горькая радость), противоречивость субъективных трактовок (безмозглые мудрецы), стремление к образности, эмоциональности, экспрессии (выйти сухим из воды, из кожи вон лезть) и т.д.

Таким образом, рассмотрев функциональные стили речи с точки зрения проявления в них такого коммуникативного качества как логичность, мы убедились, что она свойственна каждому из них, так как опирается на связь речь-мышление, а законы мышления одинаковы для всех сфер и ситуаций общения. Тем не менее, мы увидели, что книжные стили (и в целом, письменная речь) предъявляют более строгие требования к соблюдению точности и логичности, нежели художественный и разговорный стили, а также устная речь.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие языковые черты свойственны научному стилю? Какое место отводится логичности изложения? Как и в чем она проявляется?

2. Какие языковые особенности характеризуют официально-деловой стиль? Как проявляет себя логичность в официально-деловом стиле?

3. Свойственна ли логичность изложения публицистическому стилю? Всегда ли она соблюдается?

4. Охарактеризуйте художественный стиль с точки зрения с точки зрения соблюдения логических требований.

5. В чем специфика разговорного стиля? Почему в разговорной речи мы часто пренебрегаем логическими правилами?

6. Что такое алогизм как преднамеренная ошибка? Кто к ней прибегает и в каких случаях?

 


Практикум

Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия

Задание 1. Раскройте тремя способами содержание и объем понятий

Образец: Самолет.

Содержание: вид транспорта, нуждается в топливе, имеет вес.

Объем: Боинг, Ту-104, самолет барнаульского аэропорта.

1. Студент, мармелад, алтайский университет. 2. Река, футболист, религиозный человек. 3. Смех, яблоко, старый автомобиль. 4. Шкаф, дорога, интеллигентная личность. 5. Колодец, больница, профессор химии. 6. Книга, карандаш, хищное животное. 7. Супруга, часы, раннее утро. 8. Телефон, осень, краевая столица. 9. Картина, светофор, спортивный снаряд. 10. Звезда, дерево, высотное здание.

Задание 2. Обобщите и ограничьте объемы понятий, если это возможно.

Образец: Цветок.

Обобщение: растение

Ограничение: лотос

1. Тетрадь, Алтайский государственный аграрный университет, обручальное кольцо, мяч, ручка. 2. Улыбка, мягкая игрушка, Барнаул, созвездие, телевизор. 3. Окно, парус, красивый пейзаж, Российская Федерация, отличник, радость. 4. Горький шоколад, напиток, автомобиль, ботинок, Алтайский край. 5. Новогодние каникулы, день, дождь, река Обь, кресло. 6. Автопортрет, зубная щетка, космос, квартира, растение. 7. Собака, алфавит, Солнце, цвет, украшение. 8. Кукла, хлеб, вешалка, Тихий океан, материк. 9. Буква, молоко, метро, оружие, Новосибирск. 10. Минута, птица, существование, ладонь, тюльпан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 2267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.009 с.)