Цели и задачи преподавания курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи преподавания курса



Логика относится к числу тех фундаментальных общенаучных дисциплин, которые студентами специальности и бакалавриата «Юриспруденция» изучаются в соответствии с Государственным стандартом. Настоящий курс имеет свой целью изложение основ логического анализа и аргументации в том виде, как это принято в учебной практике последних десятилетий. Основными задачами курса являются следующие: знакомство студентов и усвоение ими содержания важнейших понятий современной логики; формулировка критериев правильности и неправильности умозаключений; формирование навыка (умения) доказывать неправильность произвольного умозаключения, исходя из его формы; изучение видов наиболее распространенных дедуктивных (правильных) умозаключений и овладение навыками эффективных способов проверки умозаключений (рассуждений) на предмет их правильности; формирование навыков корректного осуществления тех правотворческих и правоприменительных действий, в основе которых лежат логические процедуры. Все это также должно способствовать становлению общей культуры мышления.

Содержание курса расчленяется на семь тем, которые в совокупности раскрывают основное содержание современной логики. Первая тема имеет вводный характер: здесь определяется предмет логики как науки и указывается на важность ее изучения для формирования культуры мышления, вводятся ключевые понятия логической формы и логического закона, правильности построения рассуждений. Вторая тема посвящена рассмотрению наиболее простой логической теории — классической логики высказываний, которая позволяет доказывать правильность таких часто встречающихся форм умозаключений, как: условно-категорические, разделительно-категорические и условно-разделительные. В третьей теме (предлагаемой студентам для самостоятельного изучения) исследуется более сложная логическая теория – классическая логика предикатов, дающая средства более глубокого анализа рассуждений за счет фиксирования логической формы простых высказываний. Исторически первая логическая теория – силлогистика составляет содержание четвертой темы курса. Здесь изучаются основания правильности построения умозаключений состоящих из простых категорических атрибутивных высказываний: непосредственных, простого категорического силлогизма, сокращенных и сложных силлогизмов. Пятая тема – понятие, посвящена изучению способов образования понятий, операций с их объемами и содержаниями, процедур деления понятия и классификации. В шестой теме исследуется такая незаменимая в научной деятельности и юридической практике операция как определение, рассматриваются виды последней и правила ее осуществления. В завершающей седьмой теме анализируются широко распространенные правдоподобные умозаключения: индуктивные и по аналогии, а также методы установления причинно-следственных связей.

Важное место в структуре курса принадлежит практическим занятиям, которые должны быть не столько обычными семинарами, сколько практическим тренингом, что в наибольшей степени способствует овладению навыками логического анализа. Логика, в силу предельной всеобщности своего предмета, имеет отношение ко всем наукам, но специальные междисциплинарные связи существуют у нее, прежде всего, с философией, психологией и лингвистикой.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения курса логики студент должен овладеть основными понятиями и терминами дисциплины, перечень которых дается в Программе, и научится практически ими пользоваться, то есть уметь осуществлять элементарный логический анализ рассуждений с точки зрения их правильности или неправильности. Не менее важным результатом должно стать овладение приемами и способами логически корректной аргументации.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ (ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

№ п\п Наименование тем Всего часов в том числе Форма контроля
лекции семинары
  Логика как наука        
  Классическая логика высказываний        
  Силлогистика        
  Понятие        
  Определение        
  Правдоподобные рассуждения        
  Итого       зачет

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ (ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

№ п\п Наименование тем Всего часов в том числе Форма контроля
лекции семинары
  Классическая логика высказываний        
  Силлогистика        
  Понятие        
  Итого       зачет

 

1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «__ЛОГИКА__» (_72_ч.)

на 2011__ – 2012__ уч. год.

для студентов __БкЮ-100___ (наименование группы)

 

Наименование тем Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме
Очная форма обучения
Тема 1Логика как наука        
Тема 2 Классическая логика высказываний        
Тема 3 Классическая логика предикатов        
Тема 4 Силлогистика        
Тема 5 Понятие        
Тема 6 Определение        
Тема 7 Правдоподобные рассуждения        
Итого по курсу:       (2 ЗЕТ)
Зачная форма обучения
Тема 1Логика как наука        
Тема 2 Классическая логика высказываний        
Тема 3 Классическая логика предикатов        
Тема 4 Силлогистика        
Тема 5 Понятие        
Тема 6 Определение        
Тема 7 Правдоподобные рассуждения        
Итого по курсу:       (2 ЗЕТ)

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1. ЛОГИКА КАК НАУКА

Основные формы рационального познания как предмет логики. Современная логика как нормативная наука о формах и приемах рационального познания. Познание чувственное и рациональное. Язык как сущностная характеристика рационального познания. Основные формы рационального познания: понятие, высказывание, умозаключение.

Логическая форма. Критерий правильности умозаключений. Определение логической формы. Логические формы умозаключений. Критерии правильности и неправильности умозаключений. Алгоритм использования критерия неправильности умозаключения для доказательства неправильности умозаключения.

Логические законы и логические теории. Понятие логического закона. Выделение класса логических законов как одна из важнейших задач построения логических теорий. Классические и неклассические логические теории. Историческое развитие логики. Значение «Органона» Аристотеля в формировании логической науки и построении исторически первой теории дедуктивных рассуждений – силлогистики. Индуктивная логика Ф.Бэкона и Дж.Милля. Математизация и символизация логики от Лейбница до Рассела. Традиционная и современная логика. Аксиоматический метод, методы формализованных языков и исчислений современной логики.

Логика и язык. Языки естественные и искусственные, объектные языки и метаязыки. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты изучения языка. Знак, его значение и смысл. Знаки описательные и неописательные, пустые и непустые.

Основные категории: рациональное познание, понятие, высказывание, умозаключение, логическая форма, критерии правильности и неправильности умозаключений, логический закон, язык, знак.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.157.35.140 (0.008 с.)