При Александре I (1801—1825 гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При Александре I (1801—1825 гг.)



В 1802 году было учреждено министерство народного просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Новые принципы в системе образования:

1. бессословность учебных заведений,

2. бесплатность обучения на низших его ступенях,

3. преемственность учебных программ.

Предварительными правилами 1803 г. все учебные заведения были разделены на 4 разряда: 1) одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища, 2) 3-классные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе, 3) 7-летние губернские училища, или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах и 4) университеты.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ, созданное в 1803 г.

Появилось 6 университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.

В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.

В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Появились первые привилегированные средние университетские заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский.

При Николае I (1825—1855)

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения стал составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г. — школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории:

1. для детей низших сословий — одноклассные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).

2. для средних сословий, то есть мещан и купцов — трёхклассные училища (геометрия, география, история).

3. для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

В 1835 г. издаётся новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привёл к установлению полицейского надзора за студентами.

В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось двадцать.

Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало, соответственно, 48 и 223.

В 1810 г. после добавления дополнительной ступени образования в Инженерном училище, которое затем становится Главным инженерным училищем, начался переход к созданию системы высшего инженерного образования в России, сопровождавшийся реальным углублением качества естественно-научной подготовки инженеров. Этот процесс качественных изменений инженерных школ в основном завершился к концу XIX века.

В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. отделены Артиллерийская и Инженерная академии.

Расширилась сеть промышленно-технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. — Архитектурное училище, а в 1832 г. — Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

При Александре II (1855—1881)

Отмена крепостного права Александром II, успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения.

В 1863 г. издается новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.

== Середина

XIX века — 1917 г. (правление Николая II) ==

По данным обследования проведенного в 1894 г. Комитетом Грамотности, начальных училищ и школ грамотности в то время было — 60592 с 2970066 учащимися.[1] Таким образом, охват населения системой образования был очень низкий. Развитие системы школьного образования затруднялось также отсутствием закона о всеобщем обязательном обучении.[2]Необходимо отметить, что к этому времени во многих странах Европы уже давно была преодолена массовая неграмотность населения и было введено всеобщее обязательное обучение. Так законы о всеобщем обучении приняты: в Пруссии в 1717 и 1763, в Австрии в 1774, в Дании в 1814, в Швеции в 1842, в Норвегии в 1848, в США в 1852—1900 гг., в Японии в 1872, в Италии в 1877, в Великобритании в 1880, во Франции в 1882.[2]. Однако, хотя формально Законы о всеобщем образовании были введены в этих странах раньше России, но их принятие сопровождалось длительной полемикой и борьбой. Например, в Англии полный пакет соответствующих законодательных актов был введен в действие между 1870 и 1907 годами.[3] — то есть в течение 37 лет. В России после обсуждений в Гос.думе в 1908\1912 гг реформу планировали завершить примерно в половине губерний России (в европейской части) до 1918 г, а в полном объёме, по всей империи — к концу 1920-х годов. Фактически к 1917 году практически полный охват начальным образованием был обеспечен в европейской части РИ среди мальчиков, но среди девочек — только на 50 %.[3]

Перепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской империи (под грамотностью считалось, как умение читать и писать, так и умение только читать см. формуляры переписи). В Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа грамотность населения составила 22,9 %. Самый высокий процент грамотных, 70-80 %, дали три Прибалтийские губернии. Более скромные результаты дали столичные губернии: Санкт-Петербургская — 55 %, Московская — 40 %. 42 % грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36 % в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30 % умеющих читать.[1] После 1887 года МНП начинает выдавать денежные кредиты земствам на создание школ Но этих средств было недостаточно, что бы существенно повлиять на ситуацию в народном образовании[2].

Финансирование системы образования шло в основном за счет пожертвований и земств. Так в 1903 г. размер средств содержания начальных школ составлял около 59 млн.руб., из которых: 30,1 млн.руб. приходилось на счет земств, сельских и городских обществ; 15,8 млн.руб. казенное ассигнование; 13 млн пожертвования, средства. от платы за обучение и из других источников.[1] Всего в 1903 г. имелось 87973 начальных школ всех типов и ведомств. Число учащихся в них составило 5088029.[1]

Кредиты на народное образование все время неуклонно росли; с 1894 г. по 1904 г. они более чем удвоились: бюджет министерства народного просвещения увеличили с 22 до 42 миллионов рублей, тогда как кредиты на церковные школы выросли с 2,5 до 13 млн; а одни казенные ассигнования на коммерческие училища (которые получили в дальнейшем широкое распространение) достигли 2—3 млн в год. Примерно в такой же пропорции увеличились за десять лет земские и городские ассигнования на нужды просвещения: к 1904 г., если соединить учебные расходы всех ведомств* и местного самоуправления, сумма ежегодных расходов на народное образование уже превышала 100 млн рублей.[4] (c. 62,89)

С самого начала царствования Николая II ускоренными темпами начало развиваться и женское образование[5] (c.25): «На докладе тульского губернатора о желательности более широкого привлечения девочек в народные школы, Он поставил пометку: „Совершенно согласен с этим. Вопрос этот чрезвычайной важности“. Было утверждено положение о Женском Медицинском Институте (в начале царствования Императора Александра III женские медицинские курсы были закрыты за царивший на них революционный дух). Кредиты на церковноприходские школы были значительно увеличены (почти вдвое)»

 

Заключение


В заключение следует отметить, что в предреволюционные годы культурная, литературная, мыслящая Россия была совершенно готова к войне и революции. В этот период смешалось все: апатия, уныние, упадничество - и ожидание новых катастроф.

Носители русской культуры «серебряного века», критиковавшие буржуазную цивилизацию и ратовавшие за демократическое развитие человечества (Н. Бердяев, Вл. Соловьев и др.), жили в огромной стране, словно на необитаемом острове.

Россия не знала грамоты - в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира.

И в этом смысле русская интеллигенция была хранителем культурного музея человечества, а Россия - Римом упадка, русская интеллигенция не жила, а созерцала все самое утонченное, что было в жизни, она не боялась никаких слов, она была в области духа цинична и нецеломудренна, в жизни вяла и бездейственна.

В известном смысле русская интеллигенция совершила революцию в умах людей до революции в обществе - так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые проекты будущего были начертаны. И революция грянула, оказав неоднозначное влияние на замечательную русскую культуру.

 

28. Социально-экономическое развитие России на рубеже ХIХ- ХХ вв.

Развитие капитализма в пореформенное время. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы 60-70-х гг. способствовали бурному развитию капитализма в России. К 80-м гг. в ведущих отраслях промышленности завершился промышленный переворот. Увеличивались темпы развития тяжелой промышленности. Кроме Урала, остававшимся главным центром металлургического производства, создавался новый район на юге страны - Донбасс, где были найдены промышленные залежи железной руды и угля. Здесь английский промышленник Д. Юз основал металлургический завод для производства рельсов. Вскоре Донбасс стал первым угольным бассейном. В то же время район Баку стал центром добычи нефти в стране.
Быстрыми темпами развивалось машиностроение: были построены два крупнейших завода - Путиловский в Петербурге (производитель рельсов) и Коломенский в Московской губернии (строительство мостов для железнодорожного транспорта, производство вагонов, паровозов). Наряду с возникновением новых промышленных центров происходило обновление старых центров промышленного производства. Петербург перестраивался на машинную основу. В столице появились сталелитейная, военная, кораблестроительная, паровозостроительная, легкая отрасли промышленности. В Москве успешно развивалась текстильная промышленность. Центры сельскохозяйственного машиностроения возникли в Харькове, Одессе, Бердянске и др. Число машиностроительных заводов с 1860 по 1890 г. увеличилось в 3,5 раза, а число рабочих на них - более чем в 20 раз. Пополнение промышленных рабочих шло за счет крестьян, которые прибывали в город на заработки.
Несмотря на интенсивный рост крупной промышленности, ведущими отраслями промышленного производства оставалась легкая промышленность, особенно текстильная и пищевая.
Рост крупной индустрии, формирование пролетариата, расслоение крестьянства, капиталистическая эволюция помещичьего хозяйства, рост внутренней и внешней торговли - все это было свидетельством развития в пореформенной России капитализма "вглубь". Но одновременно капитализм развивался и "вширь", т.е. его развитие распространялось и на новые территории. Капиталистические отношения втягивали окраины в товарные обращения, способствовали вывозу продукции, миграциям населения.
После присоединения к России в капиталистические отношения постепенно вовлекалась Средняя Азия. Царское правительство стало стимулировать здесь развитие хлопководства. Завозились лучшие сорта американского длинноволокнистого хлопка (местное население часто получало его бесплатно), привлекались зарубежные специалисты по его выращиванию. Первоначально хлопчатобумажное производство ограничивалось начальной стадией обработки хлопка - его очисткой. Этот регион становился источником сырья. Правительство всячески поощряло колонизацию этих мест. Ежегодно в Среднюю Азию прибывало около 50 тыс. человек из российских губерний, Китая, соседних государств. Переселенцев привлекали наличие свободной земли, политическая стабильность, невысокие налоги. В Средней Азии работали тысячи русских рабочих, формировались национальные кадры интеллигенции, пролетариата. В Средней Азии появились первые ростки светского образования. Началось освоение местных природных богатств - нефти Туркестана, угля, цветных металлов. В первые 12 лет после присоединения Туркестанский край был убыточным для России: затраты в 3 раза превышали доходы. Внедрялись новые методы земледелия, распространялись новые сельскохозяйственные культуры, использовалась новая техника. К 1900 г. среднеазиатский хлопок составил более 1/3 общего его количества в России.
В капиталистические отношения втягивалось и Закавказье. Здесь центром крупной капиталистической промышленности стал Бакинский нефтяной район. Другим центром стал Чиатурский марганцевый район. В Ткибульском и Ткварчельском районах зарождалась каменноугольная промышленность, но разработка залежей каменного угля велась в незначительных масштабах. Промышленные предприятия Закавказья обслуживались многонациональным пролетариатом - русскими, армянами, грузинами, персами и др. Капиталистическому развитию способствовало строительство Закавказской железной дороги. Железные дороги протянулись до Тифлиса, Батуми, Баку. В Азербайджане и Армении развивалось хлопководство, и хлопок вывозился в центральные губернии. Отсюда и из Грузии вывозились виноград и другие фрукты.
В пореформенный период активно заселялись Заволжье, Юг, Предкавказье, Сибирь, Дальний Восток. Тысячи русских крестьян переселялись на новые земли и осваивали их. К концу XIX в. степные губернии Новороссии, Предкавказья и Заволжья стали районами земледельческого капитализма.
В 80-е гг. главным районом переселения стала Сибирь. Отсутствие помещичьих хозяйств, огромные массивы свободных земель, слабость феодальных пережитков создавали условия для развития здесь капитализма по американскому пути. Проведение дорог до Челябинска, а после строительства с 1891 г. Великой Сибирской дороги дали толчок росту переселения в Сибирь и ее освоению. За 20 лет сюда переселился 1 млн. человек.
В Сибири капитализм проникал как в сельское хозяйство, так и в промышленность, главным образом в добывающую (золотопромышленность в Иркутской губернии, Забайкальской области и в Амурском крае, добыча каменного угля в Черемховском и Кузнецком бассейнах). В процесс развития капиталистических отношений вовлекались некоторые народы Сибири, в частности якуты, буряты.
По уровню капиталистического развития промышленность Украины и Прибалтики не уступала великорусским губерниям, а в сельском хозяйстве здесь и в Белоруссии, а также в Литве капиталистические отношения были развиты еще в большей степени, чем в великорусском центре.
Таким образом, за короткий срок - 60-е - 90-е гг. - в России произошло экономическое преобразование страны. Наряду со старыми промышленными районами - Центрально-промышленный район, Польский регион, Урал, - к концу XIX в. были созданы новые - Донбасс, Бакинский район, Кузбасс. Особенно бурно развивались новые отрасли производства: электроиндустрия, тяжелое машиностроение, химическое производство, железнодорожный транспорт. За 90-е гг. добыча угля в стране увеличилась в 3 раза, нефти - в 2,5 раза. В 1895 г. Россия стал крупнейшим мировым производителем нефти. В 2 раза в стране выросла сеть железных дорог.
К 80 - 90-м гг. в России окончательно оформляется система капитализма. Капиталистическое преобразование России имело ряд особенностей.

  • Особенности российского капитализма:
    • сжатые сроки его развития;
    • высокие темпы: объем промышленной продукции увеличился в 7 раз (в Германии - в 5 раз, В Англии, Франции - 2,5 раза за 40 лет);
    • высокая степень концентрации промышленности и рабочей силы;
    • возникновение крупных промышленных предприятий без мануфактурного развития;
    • многоукладная экономика;
    • бурное строительство дорог;
    • широкое использование иностранного капитала;
    • развитие капитализма "вширь", т.е. распространение его на новые территории.

Переход России к империализму. К началу ХХ в. Россия вышла на одно из первых мест в мире по степени концентрации производства. В новых промышленных районах появились крупные фабрики и заводы, оборудованные по последнему слову техники. Объяснялось это тем, что российская капиталистическая промышленность создавалась в пореформенный период на пустом месте, в то время как западноевропейская возникала постепенно. Российские капиталисты использовали последние технические достижения европейских стран, привлекали зарубежные инженерные кадры. С каждым годом технически оснащенных крупных фабрик и заводов становилось все больше по сравнению с мелкими и средними.
Высокая концентрация предприятий вела к образованию монополий. Владельцы крупных предприятий той или иной промышленной отрасли договаривались между собой о регулировании объемов производства и цен на произведенную продукцию. Подобная договоренность позволяла предпринимателям наладить контроль над рынком и, диктуя потребителю свои условия, получать максимальную прибыль. Первые монополистические объединения в России возникли в 1880-1890-е гг. Монополизация охватила все отрасли промышленности. В 1904 г. в стране существовало до 50 монопольных объединений, а в 1914 г. - до 200.

  • В процессе монополизации российской промышленности можно выделить несколько этапов.
    • В 80-90-е гг. возникли первые монополистические объединения - картели. Участники картеля заключали соглашение о регулировании объемов производства, условий сбыта продукции и найма рабочей силы, сохраняя при этом производственную и коммерческую самостоятельность. Первые картели возникли в 80-90-е гг. в нефтяной и сахарной промышленности. В области легкой промышленности существовали два картеля ситцевых фабрикантов: Московский и Иваново-Вознесенский.
    • Второй этап монополизации связан с промышленным кризисом 1900 - 1903 гг. Кризис в промышленности привел к гибели мелких предприятий и поглощению их крупными. Возникли синдикаты. Члены синдиката сохраняли производственную самостоятельность, но утрачивали коммерческую. Они договаривались о распределении между собой заказов, о закупке сырья и реализации произведенной ими продукции через единую сбытовую контору. Синдикаты в первую очередь охватили важнейшие отрасли тяжелой промышленности: машиностроение, металлургическую, добывающую. В 1902 г. в металлургической промышленности возник крупнейший синдикат "Продамет". Этот синдикат был объединением для сбыта продукции металлургических заводов юга России. В 1910 г. "Продамет" держал в своих руках 80% черного металла и изделий из него: стальных балок, листового железа, рельсов. В 1904 г. возник синдикат "Продвагон". Он контролировал 97% производства вагонов в России. Синдикат "Продуголь" объединил 18 крупных предприятий Донбасса и сконцентрировал в своих руках 75% всего добываемого и продаваемого угля. Были созданы монополии и в легкой промышленности. В пищевой промышленности существовал синдикат "Дрожжи", соляная монополия "Океан", сахарная монополия.
    • Третий этап процесса монополизации промышленности отличался созданием трестов - групп синдикатов "по вертикали". Члены треста утрачивали коммерческую и производственную самостоятельность и управлялись из единого центра - треста. Тресты монополизировали производство и сбыт в определенной отрасли. В нефтяной промышленности монополистическими лидерами были две комбинированные фирмы: "Товарищество братьев Нобель" и группа Ротшильда. В конце ХIХ в. группа Ротшильда совместно с Петербургским международным банком создала торгово-транспортное предприятие "Мазут". В начале ХХ в. была создана фирма "Нобель - Мазут". Она объединила производство, переработку, транспортировку, продажу нефти.
    • В период промышленного подъема (1909 - 1914 гг.) характер монополизации меняется. Создаются высшие монополистические объединения комбинированного характера, соединяющие все процессы производства под финансовым контролем одного или нескольких банков - концерны. Концерны были характерны для нефтяной промышленности.

Банковская система России в период империализма. Одновременно с концентрацией производства происходила концентрация банковского капитала. Российская банковская система сложилась в 60-е гг. XIX в. В 1860 г. был создан Государственный банк. В связи с бурным развитием промышленности началось создание коммерческих банков. В 1864 г. возник первый акционерный Санкт-Петербургский Частный коммерческий банк. На 1 января 1889 г. в России уже оперировало более 30 частных коммерческих банков. Монополизация промышленности проходила параллельно с монополизацией банковского дела. В течение первых 10-15 лет нового столетия в России шел процесс слияния банковских и промышленных монополий и формирования финансового капитала.
Возникли крупные банковские монополистические союзы: Московский коммерческий, Петербургский международный, Русский для внешней торговли, Волжско-Камский и др. Каждый из этих банков имел от 50 до 100 филиалов в России и за рубежом. Банки щедро финансировали крупнейшие синдикаты и получали громадные прибыли. Но банки не только финансировали развитие промышленности, но и стали крупнейшими держателями акций предприятий, руководили деятельностью предприятий. Капиталисты А.И. Вышнеградский, А.И. Коновалов, А.А. Бобринский, М.И. Терещенко, П.П. Рябушинский были и крупными промышленниками, и владельцами банков. Например, капиталист А.И. Путилов владел заводом в Петербурге, акциями Сормовского, Невского, Коломенского заводов, судостроительными верфями, возглавлял "Продамет", а также был председателем правления Русско-Азиатского банка. Банки из посредников превратились в хозяев промышленности.
В начале ХХ в. пять крупнейших банков России контролировали основную массу финансовых средств в стране.
Образование монополий, концентрация банковского капитала, складывание финансовой олигархии свидетельствовало о том, что в конце ХIХ в. в России капитализм вступил в новую эпоху своего экономического и политического развития - империализм. Империализм - понятие не только экономическое, но и военно-политическое.

  • В области экономической он характеризуется сменой свободной конкуренции на господство монополий и финансового капитала. Монополистические объединения создаются в разных отраслях промышленности и банковского дела не только в пределах данной страны, но и как объединения межнационального характера, которые делят мир на сферы своего экономического влияния.
  • В военно-политическом плане империализм выражается в усилении борьбы военно-политическими средствами за рынки сбыта и сырья, за передел колониальных владений, в создании военно-политических блоков держав, что приводит к возникновению мировых войн.

Эти основные признаки империализма присущи всем индустриально развитым державам.

Особенности российского империализма. В экономическом отношении Россия одновременно с Западной Европой вступила в стадию империализма. Но вследствие того, что российский империализм не прошел длительный путь внутреннего развития, он обладал рядом особенностей, которые сыграли в судьбе России фатальную роль в начале XX в.:

  • российская буржуазия не научилась пользоваться политической властью в интересах всего общества;
  • большую роль в экономике России играли иностранные инвестиции, поэтому значительная часть прибылей направлялась за границу к иностранным инвесторам, и возможности российской буржуазии в решении экономических проблем российского пролетариата были ограничены;
  • разрыв между уровнем развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве был катастрофичным.

Русская деревня к концу ХIХ - началу ХХ вв. В конце ХIХ в. преобладающей отраслью экономики России было сельское хозяйство. В нем также были заметны некоторые успехи: увеличивался рост посевных площадей, использовались современные машины и улучшалась агротехника, развивалась районная специализация. Зерновыми районами становились Черноземный центр, юг Украины и Поволжье; на молочном скотоводстве специализировались Северо-Запад и центрально-промышленные губернии; мясное скотоводство развивалось в юго-восточных губерниях; в Нечерноземной полосе выращивались технические культуры - лен, картофель, сахарная свекла. По общему объему сельскохозяйственного производства Российская империя занимала первое место в мире. В 1905-1913 гг. высокими темпами растет применение сельскохозяйственных машин. Потребление машин и улучшенных орудий за 1895-1904 гг. увеличилось в 2,5 раза, за период 1906-1912 гг. - в 3,4 раза. На подъеме почвы использовались деревянные сохи и косули, железные плуги составляли треть сельскохозяйственных орудий. Стали появляться паровые плуги. Заметен прогресс и в уборочной технике. Были задействованы 811 тыс. жатвенных машин, 200 тыс. сенокосилок, 550 тыс. конных и 27 тыс. паровых молотилок.
Тормозом в развитии отечественного земледелия было отсутствие промышленных удобрений, их дороговизна. Минеральные удобрения использовались в большинстве помещичьих хозяйств, и только в 20% в крестьянских. В среднем в России удобрений вносилось 6 кг на 1 га посева, в то время как во Франции - 58 кг, в Германии - 166 кг.
Главным условием развития сельского хозяйства в стране было наличие земли в хозяйстве. После земельной реформы 1861 г. у крестьян была надельная земля, но выкупать ее в личное владение и приобретать новую большая часть крестьян не спешила. Между тем крестьянские семьи росли, из них выделялись новые дворы, вследствие этого наделы крестьян уменьшались. Поэтому одним из следствий крестьянской реформы стала нехватка земли в крестьянском хозяйстве.
Следующим немаловажным следствием крестьянской реформы стало расслоение крестьянства. Стали более четко проявляться бедность одних и богатство других. Главными критериями крестьянского богатства были размер земельного надела и количество лошадей, рабочего скота в хозяйстве. Признаком бедности считалась одна лошадь. К началу ХХ в. около 60% крестьян имели одну лошадь или вообще не имели ее. Такие крестьяне относились к разряду бедняков. Крестьян-середняков было чуть больше - 30%, их земельный надел составлял от 9 до 20 десятин, и они имели в хозяйстве 1-2 лошади. Середняки вели небольшое хозяйство, слабо связанное с рынком, сами занимались местными и отхожими промыслами. Зажиточные крестьяне-кулаки составляли 10% крестьянского населения.Они имели земельный надел более 20 десятин и более 5 лошадей в хозяйстве. Зажиточные крестьяне стремились к росту своих владений и скупали землю у своих односельчан. Поэтому значительная часть крестьян разорялась, голодала. Число малоземельных и земельных крестьян в деревне росло.
Министры-реформаторы Александра II после отмены крепостного права надеялись сохранить общину только первое время. Поэтому в пореформенное время община сохранялась, получив статус сельского общества. Сохранялась общинная собственность на землю, переделы земельных наделов, круговая порука при выплате налогов и выполнении государственных повинностей. Экономическую основу общины составляли мероприятия по распределению и эксплуатации земельного надела. В качестве административной единицы община должна была выполнять налоговые и полицейские функции. Главными органами общинного управления были сельский сход и сельский староста. По существующему закону на сельский сход должны были приходить только главы семейств, но зачастую родители посылали своих 15-17-летних сыновей. В общине существовали общие и частные переделы земли. Во многих местах община занималась вопросами севооборота, устанавливала сроки полевых работ.
Правительство считало, что по мере вовлечения крестьянских хозяйств в товаро-денежные отношения община будет отмирать сама собой. Но обезземеливание крестьян продолжалось, бедных становилось все больше. И неграмотные крестьяне отчетливо поняли для себя, что дальнейшее развитие капитализма в деревне готовит для них страшные перспективы: потерю земли, разорение, голод и смерть. Крестьяне всеми доступными средствами отстаивали сохранение общины, т.к. община гарантировала им социальную защиту: помогала выжить в неурожайные годы, обеспечивала социальное равенство, помогала выстоять против произвола местных властей, в общине находили приют увечные солдаты, сироты, вдовы.
После реформы проблема сохранения общины приобрела особо важное значение для основной массы крестьян. Крестьяне утвердились во мнении, что земля должна находиться не в частной, а в коллективной собственности.

Социальное развитие Российской империи в конце ХIХ - начале ХХ в. В 80-е гг. ХIХ в. окончилось территориальное формирование Российской империи. Это была огромная мировая держава, существенно влиявшая на ход мировых дел. Российская империя являлась одним из немногих абсолютистских государств в Европе, власть ее правителя не ограничивалась никакими выборными органами. Самодержавная монархия и ее институты были наследием феодальной эпохи, между тем в стране развивался капитализм. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Высшим законодательным органом оставался Государственный совет, наделенный законосовещательными функциями. Он состоял из лиц, назначаемых царем, и министров. Компетенция Государственного совета состояла в том, чтобы обсуждать законопроекты, вносимые по инициативе монарха и при его согласии и разработанные в соответствующих министерствах. Главным органом административной власти являлся Комитет министров, который возглавлял председатель. В состав Комитета министров входили не только министры, но и главы департаментов и государственных управлений. На рассмотрение Комитета выносились дела, требовавшие одобрения разных министерств. К началу ХХ в. в России действовали 15 министерств, наиболее важными из которых были министерства иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, юстиции, финансов, земледелия и государственных имуществ, путей сообщения, народного просвещения и др.
Император считался главой суда и судебного управления и весь суд осуществлялся от его имени. Свой надзор за судом царь осуществлял через Правительствующий Сенат, наблюдавший за тем, чтобы распоряжения верховной власти исполнялись на местах.
Царь являлся главой Русской Православной Церкви, но непосредственно делами церковного управления ведал Святейший Синод, учрежденный еще при Петре I.
В административном отношении Россия делилась на 78 губерний, 18 областей и остров Сахалин. В составе Российской империи с 1809 г. находилось и Великое княжество Финляндское, главой которого был российский император и которое имело широкую внутреннюю автономию: собственное правительство, внутреннюю таможню, свою денежную единицу. Губернии делились на уезды, а области - на округа. Уезд являлся низшей административной единицей. В конце XIX в. земское управление было введено в 34 губерниях, а в остальных районах делами местного хозяйства ведали правительственные органы.

Социальный состав населения. В 1897 г. в России была проведена первая Всероссийская перепись населения. Проведение переписи было вызвано потребностями экономического развития и стало выдающимся событием в жизни страны.
По данным переписи населения 1897 г., оно составляло 125 640 тыс. чел. (без Финляндии). В городах в год переписи населения проживало 16,7 млн. чел., или 13%. Свыше 1 млн. жителей насчитывали Петербург (1267 тыс. чел.) и Москва (1035 тыс. чел.). (См. дополнительный хрестоматийный материал.) В 1916 г. было уже 29 городов с населением свыше 100 тыс. чел. Происходила концентрация городского населения в наиболее крупных городах. Городское население увеличивалось в основном за счет выходцев из деревни.
Средняя продолжительность жизни из-за высокой детской смертности в начале ХХ в. составила 33 года.

  • По сословному положению население России распределялось следующим образом:
    • 99,8 млн. (81%) составляли крестьяне;
    • 13,4 млн. чел. (10,7 %) - мещане;
    • 1,7 млн. (1,5%) - потомственные и личные дворяне;
    • 624 тыс. (0,5%) - купцы и почетные граждане;
    • 589 тыс. (около 0,5%) - духовенство;
    • около 10 млн. (8%) - "прочие" ("инородцы", деклассированные элементы, не указавшие своей сословной принадлежности).

Дворянство оставалось главным привилегированным сословием. Дворяне по закону пользовались перед другими сословиями преимуществами при занятии гражданских и военных должностей. На рубеже XIX - ХХ вв. 75% чиновничества и 90% офицеров армии и флота составляли дворяне. Дворяне занимали все государственные посты.
Однако капитализм стал размывать многие традиционные социальные схемы, внедрял новые социальные институты, иную шкалу ценностей и приоритетов. Общественную значимость определяли уже не сословная принадлежность, а имущественное положение конкретного лица и род занятий. Капитализм разрушал сословную обособленность, и хотя сословное деление сохранялось вплоть до 1917 г., в сфере частного предпринимательства оно уже мало что определяло.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.021 с.)