Полномочия профсоюзов по защите трудовых прав работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия профсоюзов по защите трудовых прав работников



Создание профсоюзов как организации работников для кол­лективной защиты их прав в сфере труда обязывает эту общест­венную организацию действовать во взаимоотношениях с работо­дателями в интересах работников.

Государство, признавая за профсоюзами роль представителей и защитников трудовых прав работников, закрепляет круг полно­мочий, позволяющий им охранять и защищать эти права1.

Основными вопросами, решаемыми с участием профсоюзов, действующих в интересах работников, являются:

1) регулирование трудовых отношений (правотворчество и правоприменение);

2) контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Кроме того, профсоюзы представляют работников, охраняют и защищают их трудовые права, участвуя в соответствии с зако­нодательством в коллегиальных органах управления организацией, в осуществлении приватизации государственного и муниципаль­ного имущества, в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров, оказывая содействие занятости.

Профсоюзы защищают права своих членов свободно распоря­жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельно­сти и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральными законом минимального размера оплаты труда.

Полномочия профсоюзов в регулировании трудовых

Отношений

В области правового регулирования условий труда профсоюзам предоставлены полномочия по участию в установлении общих (кол­лективных) условий труда (правотворчестве) и применении норм трудо­вого права (в том числе установлении индивидуальных условий труда).

На федеральном уровне полномочия профсоюзов в установле­нии общих условий труда выражаются в возможности их участия в правотворческой работе федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Прежде всего это выражается в дея­тельности профсоюзов в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в рамках

1 Общая характеристика правового положения профсоюзов в сфере труда, их прав и обязанностей приведена в главе 5 данного учебника.

которой происходит подготовка проектов многих федеральных за­конов и постановлений Правительства РФ, а также обсуждение проектов, подготовленных сторонами РТК.

На уровне субъектов РФ возможность участия профсоюзов в установлении условий труда нередко шире, чем на федеральном уровне. Помимо участия в региональных трехсторонних комисси­ях по регулированию трудовых отношений, других прав, предос­тавленных федеральным законодательством субъектов РФ, во многих регионах профсоюзы обладают правом законодательной инициативы и активно им пользуются.

На территориальном уровне профсоюзы также участвуют в раз­работке и обсуждении проектов нормативных актов по вопросам труда, принимаемых органами местного самоуправления.

На локальном уровне работодатель принимает решения с уче­том мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 371).

Федеральный закон «О профсоюзах...» предусматривает, что:

а) проекты законодательных актов, затрагивающие социаль­но-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общерос­сийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций);

б) проекты нормативных правовых актов, затрагивающие со­циально-трудовые права работников, рассматриваются и прини­маются органами исполнительной власти, органами местного са­моуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов;

в) профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-тру­довой сферы;

г) участвовать в рассмотрении органами государственной вла­сти, органами местного самоуправления, работодателями, их объ­единениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений (см. пп. 1, 3, 4 ст. 11).

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представ­ляющего интересы работников организации при принятии локаль­ных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, пре­дусматривает ст. 372 ТК РФ, а при расторжении трудового догово­ра с работником по инициативе работодателя — ст. 373 ТК РФ.

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, пред­ставляющего интересы работников организации, при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, состоит из следующих этапов:

1. В случаях, предусмотренных ТК РФ, работодатель перед при­нятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в вы­борный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или

г

 

448 Раздел IV. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

большинства работников данной организации. По смыслу ст. 372 ТК РФ это обязанность работодателя, невыполнение которой долж­но влечь признание неправомерности действий работодателя и от­сутствие юридической силы локального нормативного акта, приня­того без соблюдения указанного выше требования закона.

2. Выборный профсоюзный орган не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного акта направ­ляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Мнение профсоюзного органа должно быть рассмотрено на его заседании и одобрено большинством голосов присутствующих на заседании членов этого органа с соблюдением кворума (присутствия на заседании более 50% избранных в данный орган членов). Мотивы мнения выборного профсоюзного органа должны опираться на зако­нодательство и фактические обстоятельства (экономическую и соци­ально-трудовую ситуацию в организации).

3. Если выборный профсоюзный орган возражает против проекта локального нормативного акта, представленного работо­дателем на его рассмотрение (не содержит согласия с этим ак­том), либо профсоюзный орган вносит предложения по его со­вершенствованию, работодатель имеет право согласиться с необ­ходимостью доработки проекта либо в течение 3 дней после получения мотивированного мнения профсоюзного органа обязан провести дополнительные консультации с выборным профсоюз­ным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.

4. Если согласие не достигнуто, возникшие разногласия оформ­ляются протоколом.

После этого работодатель вправе принять локальный норматив­ный акт, а выборный профсоюзный орган вправе его обжаловать в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру кол­лективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК. РФ.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (за­явления) выборного профсоюзного органа обязана в течение 1 месяца со дня получения жалобы (заявления) провести провер­ку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предпи­сание об отмене указанного локального нормативного акта, обя­зательное для исполнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.008 с.)