Проблема выбора жизненных стратегий современных молодых женщин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема выбора жизненных стратегий современных молодых женщин



В современный период, когда российское общество подвержено трансформациям, роль женщины в происходящих процессах так же существенно изменилась. Новые социокультурные и экономические условия изменили систему ценностных ориентиров, определяющих жизненные стратегии молодых женщин.

Для изучения особенностей жизненных стратегий молодых женщин, необходимо рассмотреть молодежь как социально-демографическую группу, в состав которой они входят.

По официальным данным Росстата на 1 января 2014 года в России проживало 30 млн. молодых граждан, в возрасте от 15 до 29 лет[50]. В настоящее время под молодежью в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно[51].

Наиболее распространенным в социологии считается определение понятия молодежь В.Т. Лисовского: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»[52]. Анализируя это понятие, мы можем сказать, что молодежь представляет особую социально-демографическую группу в структуре общества, которая обладает определенными признаками (возраст, интересы, ценности и т.д.).

Нужно отметить актуальность изучения жизненных стратегий молодежи, так как именно этот возрастной период связан c выбором жизненных стратегий и жизненных планов. Именно в это время происходит самоопределение человека, выбор профессиональной деятельности, происходит приобретение новых социальных, экономических, политических, семейных, общественных ролей и связанных с ними интересов и ответственности. Букин В.П. своей работе «Жизненные стратегии молодёжи российской провинции» пишет: «жизненная стратегия молодого поколения рассматривается как динамическая система перспективного ориентирования личности, направленная на сознательное изменение и конструирование своей будущей жизни в соответствии с определённым планом и при помощи соответствующих способностей»[53].

Важной особенностью молодежного возраста, является переход от первичной социализации к вторичной. Понятие «социализация» понимается широко и трактуется по-разному, в общем смысле – это процесс усвоение индивидом социальных норм, ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу, овладение общественными ролями. Принято различать два периода социализации: первичную и вторичную[54]. Стадию первичной социализации индивид проходит в детском возрасте, становясь членом общества, при этом основным агентом здесь выступает семья. Вторичная же социализация осуществляется в формальных группах, агентами социализации являются (школа, институт, армия и т. д.). Вторичная социализация связана с освоением различных социальных ролей, главной из которых является профессиональная. Она напрямую связана c получением образования. Здесь особое внимание нужно уделить высшему образованию, которое в современном российском обществе приобретает всеобщий ценностный ориентир. Поскольку объектом эмпирического исследования является студенческая группа молодых женщин, рассмотрим ее основные особенности.

Студенчество – «социально-демографическая группа, характеризующаяся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особая фаза, стадия социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями»[55]. Т.е. мы можем сказать, что студенчество представляет особую мобильную социальную группу, специфическую общность людей, которая объединена институтом высшего образования. Она имеет характерные, ярко выраженные черты, определяющие ее установки, связанные как с процессом обучения в высшей школе, так и с получением профессионального образования.

Современное студенчество ориентировано на достижение жизненного успеха, и получение высшего образования является важным фактором при этом. Это подтверждают данные социологических исследований. Так молодежь Тульского региона считает качественное образование и востребованную специальность важными факторами при достижении жизненного успеха. К тому же, чуть менее половины опрошенных (44,0 %) полагает, что высшее образование, скорее всего, является залогом получения хорошей работы[56].

Важно отметить, что образование занимает важное место среди факторов, которые являются ведущими для реализации жизненных планов. Так в авторском исследовании Цветковой О.А. 58% опрошенных женщин считают получение хорошего образования одним из главных целей в жизни; и 38% считают хорошее образование важным для достижения успеха в жизни. Также эта тенденция прослеживается и в исследованиях, проведенных среди студентов. По материалам социологического мониторинга – опроса студентов вузов Свердловской области, в реализации намеченных планов образование может помочь 69 % респондентов. Треть опрошенных опирается на социальный ресурс связей и знакомств. Каждый второй может рассчитывать только на свои личностные качества и способности – характер, трудолюбие, обучаемость[57]. Анализируя эти данные, мы приходим к выводу, что получение высшего образования, является важным критерием социального развития студентов, претворению в жизнь намеченных планов и достижению жизненного успеха.

Поскольку наше исследование посвящено жизненным стратегиям студенток, то стоит отметить и гендерные особенности этой группы. Авторы коллективной монографии «Методологические вопросы экономико-статистического анализа социально-демографических групп населения» указывают на тот факт, что главным фактором, определяющим гендерные различия, является демографический возраст. В своей работе они выделяют несколько возрастных групп среди женщин. Ту группу, которая представляет для нашего исследования наибольший интерес (20-24 года), они описывают, как: «создатели семейного гнезда (возраст покидания родительского дома и создания собственного)»[58]. Но нужно отметить тот факт, что этот возраст не только создания семьи, но и возраст, когда молодые девушки вступают в активную экономическую деятельность. И перед ними встает выбор: реализовать себя в работе или же реализовать себя в семье.

В современных условиях наблюдается стремление женщин к деловой активности, успеху и социальному росту. Женщины хотят быть экономически независимыми и самореализоваться в профессии. Эти стремления особенно четко прослеживаются в жизненных стратегиях молодых девушек. Данная тенденция находит свое подтверждение в работе Цветковой О.А. «Работа и семья в жизненных стратегиях российских женщин: региональный аспект»[59]. Результаты ее социологического исследования, говорят о том, что каждая тринадцатая представительница возрастной группы 18-23 года не стремится в жизни к тому, чтобы создать счастливую семью, и каждая десятая – к тому, чтобы воспитать хороших детей. Более того, почти каждая двенадцатая девушка этого возраста не стремится в своей жизни встретить настоящую любовь. Однако при этом 67% этой группы хотят получить интересную и престижную работу, иметь надежных друзей. Ценности работы и самореализации неоспоримы. Даже в числе тех жизненных ценностей, которые российские женщины считают приоритетными и хотели бы реализовать, но полагают, что сделать это им не удастся, в первую очередь значатся: возможность побывать в разных странах мира (23%), получить хорошее образование (10%), наличие своей отдельной квартиры (52%), наличие собственного бизнеса (27%), сделать карьеру (14%). Остальные цели для более чем трех четвертей опрошенных женщин представлялись либо вполне достижимыми, либо не заслуживающими особого внимания[60].

Исследования, посвященные жизненным планам молодежи, в том числе и интересующей нас группы студенток, говорят о нацеленности молодёжи на работу и профессиональную самореализацию. Это подтверждает социологическое исследование, проведенное в 2009 г., посвященное положению молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. В ходе исследования была опрошена молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, выборка составила 1000 респондентов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. На основании проведенного социологического исследования, в котором они использовали типологию жизненных стратегий, предложенную Ю. Резником, выделив следующие основные жизненные стратегии молодежи: стратегия жизненного благополучия (Ю. Резник), стратегия жизненного успеха (Ю. Резник), семейной самореализации. Преобладание этих стратегий подтверждаются результатами проведенного опроса: основными целями респондентов в ближайшие 10-20 лет являются материальное обеспечение (61,4 %), профессиональный успех (52,0 %), создание семьи (45,9 %)[61]. В нашем исследовании мы делаем упор на два типа стратегий: жизненного успеха (Ю. Резника) и семейной самореализации.

Еще один фактором, который оказывает влияние на жизненные стратегии, является брачное состояние и семейный состав. В полных семьях без детей (брачная пара) на участие женщин в производственной деятельности влияет, помимо прочих факторов, психологический фактор (желание продемонстрировать независимость от супруга). В полных семьях с детьми происходит некое ограничение самостоятельности женщин как работников общественного труда. Когда семья неполная (мать и ребенок, дети), в большинстве случаев женщинам просто необходимо работать для того, чтобы материально обеспечить себя и ребенка[62].

Родительская семья также является важным фактором, оказывающим влияние на выбор жизненных стратегий молодых девушек. Фонд общественного мнения на протяжении 20 лет задавал родителям дочерей один и тот же вопрос, с чем бы они связали будущее своей дочери-подростка: с удачным замужеством или хорошей работой? Результаты этого опроса показали следующие результаты: так в начале 90-х ХХ века две трети респондентов (64%) были склонны связывать будущее своих дочерей с удачным замужеством, и лишь одна пятая – с хорошей работой (остальные затруднялись с выбором). Но с начала ХХI века родители-респонденты массово отказались от патриархальной гендерной модели, согласно которой женщина в первую очередь должна заниматься домом и детьми, а материальное обеспечение семьи должен обеспечивать муж-кормилец. Начиная с 2001 года, только около четверти респондентов (26-27%) стали выбирать для своих дочерей удачное замужество, а подавляющее большинство родителей переориентировались на выбор хорошей работы[63]. Эти данные особенно актуальны, поскольку это поколение современных девочек, воспитанных родителями с ориентацией на независимость и работу.

Также необходимо отметить, что семья в жизненных ценностях занимает приоритетное значение. Это подтверждает результаты социологических исследований. В Иркутске было проведено исследование, целью которого было выяснение базовых жизненных ценностей студенчества. Для выявления базовых ценностей студентам было предложено проранжировать 16 ценностей. Исследования показали, что приоритетными жизненными ценностями для студентов являются индивидуально-личностные: семья (41 %), здоровье и жизнь (40 %), любовь (32 %), образование (30 %), качества личности (25 %)[64].

Таким образом, мы рассмотрели основные особенности жизненных стратегий современных молодых женщин, в том числе представительниц студенческой группы. Изучили их жизненные планы и цели, ценностные ориентации. Проанализировали факторы, оказывающие влияние на формирование жизненных стратегий этой группы. Рассмотренные исследования говорят о существовании противоречий в выборе жизненной стратегии молодых женщин, что обуславливает актуальность нашего эмпирического исследования.


[1] См.: Население / Женщины и мужчины России. 2014: Стат. сб. // Федеральная служба гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_50/Main.htm (дата обращения: 19.04.2015).

[2] См.: Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991. - С. 299.

[3] Там же. С. 245.

[4] См.: Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991. - С.31.

[5] Резник Т.Е, Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. № 12. С. 101.

[6] Там же.

[7] Там же. С. 102.

[8] Алиев Ш.И. Понятие и типы жизненных стратегий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2012. № 1. С. 4.

[9] См.: Балабанова Е.С. Стратегии совладания с жизненными трудностями: самостоятельность или зависимость? // Экономическая социология. 2002. № 3. С. 59.

[10] Там же. С. 59 - 62.

[11] См.: Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. № 12. С. 103.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Там же. С. 104.

[15] См.: Егорова Л.С. Жизненные стратегии: гендерный аспект. – Иваново, 1999. С. 29.

[16] См.: Алиев Ш.И. Понятие и типы жизненных стратегий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2012. № 1. С. 7.

[17] Там же.

[18] Там же.

[19] Тулузакова М.В. О социальном потенциале женской социально-демографической общности // Социальная политика и социология. 2004. № 2. С. 165.

[20] Золотарева О.А. Методология статистического исследования гендерных групп населения // Методические вопросы экономико-статистического анализа социально-демографических групп населения / Карманов М.В.[и др.]. – М.: Изд-во МЭСИ, 2010. С. 177.

[21] См.: Золотарева О.А. Методология статистического исследования гендерных групп населения // Методические вопросы экономико-статистического анализа социально-демографических групп населения / Карманов М.В.[и др.]. – М.: Изд-во МЭСИ, 2010. С. 177.

[22] Тулузакова М.В. О социальном потенциале женской социально-демографической общности // Социальная политика и социология. 2004. № 2. С. 165-166.

[23] Там же. С. 166.

[24] Кондря Т.И. Влияние гендерной социализации на формирование жизненных стратегий женщин современной России: автореф. дисс... канд. соц. наук. Иркутск, 2007. С. 12.

[25] См.: Население / Женщины и мужчины России. 2014: Стат. сб. // Федеральная служба гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_50/Main.htm (дата обращения: 19.04.2015).

[26] См.: Кондря Т.И. Влияние гендерной социализации на формирование жизненных стратегий женщин современной России: автореф. дисс... канд. соц. наук. Иркутск, 2007. С. 20.

[27] Там же. С. 12.

[28] Кондря Т.И. Влияние гендерной социализации на формирование жизненных стратегий женщин современной России: автореф. дисс... канд. соц. наук. Иркутск, 2007. C. 12.

[29] См.: Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический проект, 2000. – С. 79.

[30] См.: Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод и назначение. - М., 1995. С. 200.

[31] См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Прогресс, 1991. – С. 18.

[32] См.: Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках // Женщина, мужчина, семья. THESIS, № 6, 1994. С. 12-37.

[33] Там же. C 13.

[34] Цит. по кн.: Золотарева О.А. Методология статистического исследования гендерных групп населения // Методические вопросы экономико-статистического анализа социально-демографических групп населения / Карманов М.В.[и др.]. – М.: Изд-во МЭСИ, 2010. С. 187.

[35] См.: Кондря Т.И. Влияние гендерной социализации на формирование жизненных стратегий женщин современной России: автореф. дисс... канд. соц. наук. Иркутск, 2007. С. 14.

 

[36] См.: Кондря Т.И. Влияние гендерной социализации на формирование жизненных стратегий женщин современной России: автореф. дисс... канд. соц. наук. Иркутск, 2007. С. 15.

[37] См.: Горбачёва Т.Л. Гендерная статистика в России: Курс лекций. - М.: Akademia, 2004. - С. 20.

[38] См.: Кондря Т.И. Влияние гендерной социализации на формирование жизненных стратегий женщин современной России: автореф. дисс... канд. соц. наук. Иркутск, 2007. С. 16.

[39] См.: Захаров. С. Куда движется супружество в России? URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0545/tema02.php (дата обращения: 23.03.2015)

[40] См.: Население / Женщины и мужчины России. 2014: Стат. сб. // Федеральная служба гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_50/Main.htm (дата обращения: 19.04.2015).

[41] См.: Обследование "Семья и рождаемость" проведено под руководством Росстата осенью 2009 г. в 30 регионах России.

[42] См.: Золотарева О.А. Глава 5. Методология статистического исследования гендерных групп населения // Методические вопросы экономико-статистического анализа социально-демографических групп населения / Карманов М.В.[и др.]. – М.: Изд-во МЭСИ, 2010. С. 195.

[43] См.: Римашевская Н.М. Гендерные стереотипы и логика социальных отношений / Гендерные стереотипы в современной России. Ред.: И.Б. Назарова, Е.В. Лобза. – Москва: МАКС Пресс, 2007. С. 9.

[44] См.: Римашевская Н.М. Гендерные стереотипы и логика социальных отношений / Гендерные стереотипы в современной России. Ред.: И.Б. Назарова, Е.В. Лобза. – М.: МАКС Пресс, 2007. C. 11.

[45] Римашевская Н.М. Гендерные стереотипы и логика социальных отношений / Гендерные стереотипы в современной России. Ред.: И.Б. Назарова, Е.В. Лобза. – М.: МАКС Пресс, 2007. C. 13.

[46] См.: Занятость, безработица и заработная плата / Женщины и мужчины России. 2014: Стат. сб. // Федеральная служба гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_50/Main.htm (дата обращения: 21.04.2015).

[47] См.: Силласте Г.Г., Г.Ж. Кожамарова. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа.//Социологические исследования. 1997. №7. с. 118-120.

[48] См.: Римашевская Н.М. Положение детей и качество человеческого потенциала в России // Народонаселение. 2002. № 3. С. 4-11.

[49] См.: Население / Женщины и мужчины России. 2014: Стат. сб. // Федеральная служба гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_50/Main.htm (дата обращения: 21.04.2015).

 

[50] См.: Распределение населения по возрастным группам / Российский статистический ежегодник - 2014 г. //Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/IssWWW.exe/Stg/d01/04-06.htm (дата обращения: 14.04.2014).

[51] См.: Постановление ВС РФ от 3.06.93 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в российской федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, № 25, 1993. ст. 903.

[52] Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб., 2000. C. 52.

[53] Букин В.П. Жизненные стратегии молодёжи российской провинции // Власть. 2009. №.1. С. 51.

[54] См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 212-213.

[55] Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 1. С.17.

[56] См.: Шашкова С.Н. Трансформация функций высшего образования в современной России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2008. № 1. С. 122.

[57] См.: Студент – 2012: Материалы шестого этапа социологического мониторинга (декабрь 2011 – январь 2012) / отв. ред. Ю. Р. Вишневский. – Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2012. С. 166.

[58] Золотарева О.А. Глава 5. Методология статистического исследования гендерных групп населения // Методические вопросы экономико-статистического анализа социально-демографических групп населения / Карманов М.В.[и др.]. – М.: Изд-во МЭСИ, 2010. С. 196.

[59] См.: Цветкова О.А. Работа и семья в жизненных стратегиях российских женщин: региональный аспект: дисс. … канд. соц. наук. Новочеркасск, 2010. С. 155.

[60] Там же. С. 93.

[61] См.: Акулич М.М., Пить В.В. Жизненные стратегии современной молодежи // Вестник тюменского государственного университета. 2011. № 8. С. 37.

[62] См.: Золотарева О.А. Глава 5. Методология статистического исследования гендерных групп населения // Методические вопросы экономико-статистического анализа социально-демографических групп населения / Карманов М.В.[и др.]. – М.: Изд-во МЭСИ, 2010. С. 194.

[63] См.: Права женщин в России // Фонд общественного мнения. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/soc_gr/lady_man/dd010830 (дата обращения: 16.04.2015)

[64] См.: Копылова Г.В. О жизненных ценностях студенческой молодежи (опыт эмпирического исследования) // Культура. Наука. Образование. 2010. № 3. С. 135.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.052 с.)