Жизненные стратегии как объект социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизненные стратегии как объект социологического исследования



В современных обстоятельствах модернизации общества, система общественных отношений так же подвержена изменениям. Взаимодействие между базисными социальными институтами трансформируются, при этом сопровождаются изменениями как в структуре, так и в содержании ключевых функций, в связи с чем мы наблюдаем динамичность приспособления личности к новым условиями и обстоятельствам. Наряду с этим увеличивается интерес к таким составляющим современной системы общественных взаимоотношений, которые меньше всего подвергаются трансформациям и являются устойчивыми целевыми установками. Благодаря им обеспечивается стабильность системы социокультурных отношений и равновесие в социальной структуре общества.

Исходя из этого, в социально-гуманитарной науке наблюдается рост внимания к такому понятию, как «жизненные стратегии».

Анализу этого понятия посвящены работы таких российских ученых, как К.А. Абульхановой-Славской, Т.Е. Резник, Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова и др.

Работа «Стратегия жизни» К.А. Абульхановой-Славской[2] является основополагающей при рассмотрении сущности жизненных стратегий. По мнению автора, стратегия жизни – это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию»[3].

Анализируя жизненные стратегии, К.А. Абульханова-Славская выделяет три признака, влияющих на их формирование. Первый признак заключается в том, что стратегия жизни является выбором человека курса, способа-жизни, определение этапов, целей и способов их достижения. Второй признак - это осуществление планов, решение трудностей, которые могут возникнуть в процессе претворения этих планов в действительность. Творчество является третьей чертой жизненной стратегии[4].

Исходя из этих признаков, можно сделать вывод, что стратегия имеет место в том случае, когда выбор сделан - жизненные позиции определены, цели поставлены. Она представляет собой план реализации этих целей, вы­страивание этапов в их достижении, определение способа их осуществления. Когда этих признаков стратегии нет, говорить о ней не приходится.

Также, представляется важным отметить, что жизненные стратегии включают в себя социальные ориентации (в смысле направленности на достижение желаемого социального положения путем включения в те или иные социальные группы), культурные ориентации (принятие определенных культурных образцов) и личные ориентации. Следовательно, определяют личное, социальное, культурное будущее личности

В современных условиях изменяющегося общества исследование характера социальных институтов, анализ институциональных процессов, структур и механизмов и их влияния на формирование жизненных стратегий, является особенно актуальным.

«Институциональный анализ включает три аспекта:

- выявление типических образцов жизненных стратегий, институционально закрепленных и регулируемых посредством норм (с их дальнейшей типологизацией);

- анализ процесса институционализации жизненных стратегий с точки зрения механизмов их возникновения (выбора), развития и смены;

- объяснение системных связей, как внутри, так и внеличностных (между индивидом и социальным окружением)»[5]

Для социолога предметом изучения выступают институциональные, т.е. устойчивые, эмпирически фиксируемые, типические и организационно-упорядоченные формы стратегического поведения личности. «В этом смысле стратегия жизни — это социально обусловленная система ориентирования личности на долговременную перспективу»[6].

Т.Е. Резник и Ю.М. Резника в своих работах рассматривают социологический аспект понятия «жизненная стратегия». Они говорят о том, что это понятие применяется тогда, когда существует необходимость дать характеристику фундаментальной линии жизненного поведения личности. Жизненная стратегия - это «динамическая система перспективного и долговременного ориентирования актора в будущей жизни с целью ее преобразования в определенном социокультурном пространстве. Жизненная стратегия реализуется в деятельности, поведении личности посредством ее способностей, образцов и ресурсов»[7]. Анализируя это определение, мы можем сказать, что стратегия жизни, это не просто долговременный ориентир, но и механизм организации жизненного пути человеком в целом.

Поскольку стратегии являются элементом системы ориентирования личности, наряду c другими ее составляющими, такими как мотивация, контроль, волевые решения, Т.Е.Резник и Ю.М.Резник говорят о том, что они должны содержать в себе образы, смыслы, ценности, нормы и цели. Исходя из этого, в качестве элементов жизненных стратегий личности они выделяют:

­ перцептивные ориентации - восприятие жизни как целостной или дифференцированной реальности;

­ смысложизненные ориентации — распознавание и понимание образов жизни, определяющих сам способ жизни;

­ ценностные ориентации — оценка и приписывание значений жизненным явлениям;

­ нормативные ориентации — согласование реального или воображаемого поведения с жизненными представлениями;

­ целевые ориентации — определение направленности действий по достижению личностно значимых результатов.

Данные ориентации превращаются в действующие установки, входят в реальную практику индивида в виде стратегий. Авторы подчеркивают идеальность стратегии как таковой, отличая ее от стратегического поведения, под которым понимается внешняя, предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии.

Если говорить о социологическом значении жизненной стратегии, то оно состоит в том, чтобы выделить и проанализировать сложившиеся в конкретном социуме способы достижения жизненно важных целей, которые являются составной частью общей системы мировоззрения и выражают сформировавшееся в рамках определенной культуры отношение к миру.

В социологии в понимании стратегии подчеркиваются два момента. Во-первых, мотивационный компонент, где стратегия - это устойчивая совокупность осмысленных, отрефлексированных действий. Во-вторых, масштабность, долговременность: стратегия не отождествляется с любым рациональным поведением. A это означает, что стратегическое действие – это не просто реакция на текущие событие, a осуществление некого выбора c элементами планирования и осмысления будущих действий.

Поскольку мы говорим о нацеленности на будущее, то стоит отметить важную категорию при изучении жизненных стратегий, это жизненные планы. «Жизненные планы – это способы символического конструирования жизни, которые определяются жизненной позицией и жизненными целями личности. Жизненные планы отражают усилия личности, направленные на сознательное изменение ей своей будущей жизни в данной социокультурной ситуации».[8] И поэтому мы можем говорить о том, что жизненная стратегия предполагает осознанное и планомерное отношение личности к своей жизни, a также изменение в соответствии c жизненным планом и социокультурными условиями.

Важное значение для исследования жизненных стратегий имеют работы Е.С. Балабановой, которая в состав стратегии включает, во-первых, непо­средственно осуществляемые действия, во-вторых, компонент планирования своей деятельности, в-третьих, представление о должном, т.е. систему общих

взглядов на жизнь и ценностных ориентаций. Такое понимание структуры стратегии акцентирует внимание на ее деятельностной стороне.[9]

Балабанова Е.С. обозначает тот факт, что институциональные изменения, которые происходят в социально-экономической сфере российского общества, не только способствуют увеличению пространства свободы, но и социальных угроз. Этот факт означает, что осуществление независимых жизненных стратегий — не просто желаемый выбор, но и требование, налагаемое экономической реальностью на всех трудоспособных людей. В этой ситуации возможность справиться с противоречиями, жизни зависит от того, насколько человеку удастся мобилизовать собственные ресурсы, насколько он оказывается самостоятельным в решении своих проблем. Полагая, что институциональные условия для всех приблизительно одинаковы, Е.С. Балабанова в структуре стратегий выделяет, прежде всего, обладание ресурсами разного типа, а также установки и ценности людей. Степень зависимости/независимости стратегий, по ее мнению, определяется ресурсами пяти видов: материальными, психологическими, социальными, ресурсом здоровья и ориентацией на достижения (достижительными ценностями).[10]

Несомненным преимуществом, этого подхода является возможность сочетания качественных и количественных методов анализа, при изучении такого сложного многомерного феномена, каким являются жизненные стратегии, выделение разных типов стратегий на основе исследования как вербальных высказываний, так и поведения личности в реальной жизни.

Изучение понятия «жизненные стратегии» невозможно без рассмотрения разных типологий жизненных стратегий.

Наиболее известной является типология, предложенная Т.Е. Резник и Ю.М. Резником. Авторы выделяют три типа стратегии: стратегии жизненного благополучия, жизненного успеха и стратегии самореализации. В основе этой типологии лежит характер социальной активности личности.[11]

В основе стратегии жизненного благополучия находится «рецептивная («приобретательская») активность»[12], направленная на обеспечение комфорта, необходимых благ, достижения спокойствия, размеренности и стабильности в жизни.

«Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает мотивационная («достиженческая») активность»[13], рассчитанная на общественную значимость и признание. Такая стратегия реализуется в деятельной, насыщенной событиями жизни, нацелена на достижение прочного материального положения и преуспевания в делах. Стратегия жизненного успеха связана с ориентацией на высокий профессионализм, мастерство в своем деле, организованность, дисциплину, деловитость и ярче всего проявляется в предпринимательстве.

«Наконец, для стратегии самореализации характерна творческая актив­ность, направленная на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию или непризнанию»[14]. Такие стратегии воплощаются в гармоничной, творческой жизни, нацелены на свободное творчество и развитие своих духовных и физических сил. В стратегиях самореализации проявляются стремление к личностной автономии и творческому состоянию, склонность к поиску альтернатив и самоанализу, избирательное отношение к окружающим, плюрализм жизненной позиции.

Л.С. Егорова выделяет другие типы жизненных стратегий, a именно стратегию выживания и стратегию развития. Стратегия выживания характеризуется высокой степенью зависимости личности от социальных факторов, психологической неготовностью к изменению самоопределения и смене ценностных ориентаций, адаптацией к решению сиюминутных, a не стратегических задач. Стратегия развития предполагает опору на собственные силы в достижении цели, ориентацию на успех, творческое использование своего личностного потенциала, самообеспечения, саморазвития.[15]

Свою типологию жизненных стратегий предлагает Ш.И. Алиев [16]. Он исходит из того, что стратегии разделяются в зависимости от главной цели. «Исходя из этого критерия, жизненные стратегии можно разделить на три большие группы: целерациональные, ценностнорациональные и традиционные»[17]. В основе целерациональных стратегий лежит определенная цель (материальное благополучие, карьера). Ценностнорациональные стратегии подразумевают ориентацию на конкретные ценности (семья, религия). И наконец, традиционные стратегии – это не совсем осознанные стратегии, стратегии по принципу «живу как живу»[18].

Таким образом, работы различных авторов позволяют конкретизировать понятие «жизненной стратегии», выделить его составляющие, рассмотреть различные типологии жизненных стратегий, определить факторы, формирующие стратегию, представить их в виде системы. В качестве таковых, как правило, называются внешняя среда, личностные ресурсы и ценностные ориентации и предпочтения, выступающие как соединительное звено между обществом и личностью. Поскольку жизненные стратегии разных социально-демографических групп будут отличаться, нам необходимо рассмотреть специфику и особенности категории женщин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.60.35 (0.015 с.)