Раздел 1. Лекции по психологии телесности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Лекции по психологии телесности



М.В. Рагулина

ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ:

ЛЕКЦИИ И ПРАКТИКУМ

Учебное пособие

 

 

Рекомендовано учебно-методической комиссией университета

в качестве учебного пособия

 

 

Хабаровск

Издательство ДВГГУ

 

 

ББК 88.37 УДК 159.928.23      

 

 

Рагулина М.В. Психология телесности: лекции и практикум: Учебное пособие. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманитар. у-та, 2012. – 89 с.

 

 

В учебном пособии представлены теоретические и практические аспекты нового направления психологической науки и практики – психологии телесности. Рассматриваются проблемы обнаружения, верификации и методологического обоснования предмета данной области научного знания – непосредственно самой телесности. Представлены отдельные концепции и методы практической работы с содержанием сознания через тело человека как его топологического пространства. В учебном пособии представлен учебный практикум, составленный на основе самых известных подходов телесноориентированной терапии.

Учебное по пособие предназначено для студентов вузов, магистрантов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, практических психологов, всех интересующихся проблемами современной психологии.

 

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор С.К. Нартова-Бочавер

кандидат психологических наук, доцент Е.Н. Ткач

 

 

ББК 88.37

УДК 159.928.23

 

 

ãМ.В. Рагулина, 2012.

ãДальневосточный государственный гуманитарный университет, 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…….……………………………………………………………….4

 

Раздел 1. Лекции по психологии телесности…………………………………

 

Лекция №1. Психология телесности как наука. Основные теоретические проблемы предмета психологии телесности. Два типа телесности: образ тела в сознании и тело как самостоятельная субстанция……………………………5

 

Лекция №2. Исторические типы представлений о телесности человека как основа современных телесно-ориентированных психологических практик…

 

Лекция №3. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и ее возможности как теоретико - методологической основы нового подхода к психосоматической проблеме: проблема «культурного тела»……….

 

Лекция №4. Исследование телесности в естественно-научной традиции на основе принципа объективного подхода. Неклассический подход к исследованию телесности как топологического пространства субъективности: проблема границ и возможностей………………………………………………

 

Лекция №5. Сексуальные и гендерные формы объективизации тела. Болезненные формы объективизации (нарушения)……………………………

 

Лекция №6.Физиологический подход по Сандомирскому как интегрирующее методологическое основание в телесноориентированной психотерапии……..

 

Лекция №7. Некоторые концепции телесноориентированного подхода. Анализ характера и вегетотерапия по В.Райху. Основные понятия биоэнергетической концепции А.Лоуэна: е го представления об основных эмоциях и переживаниях человека. Осознавание через движение М. Фильденкрайза…………..

 

Раздел 2. Практикум по психологии телесности………………………………..

 

Список литературы……………………………………………………………

Приложения……………………………………………………………………


ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное учебное пособие составлено на основе лекций и практических занятий в помощь студентам, изучающим дисциплину «Психология телесности». В нем акцент сделан на основные проблемы, которые пытаются ученые решать на основе изучения телесности человека. Но само понятие сегодня не имеет определенного содержания и это тоже составляет проблему нового направления в психологии.

Возникла ситуация, когда телесноориентированные методы существуют и на сегодня их насчитывается около 40 (имеются в виду не просто техники, а именно подходы со своей методологической базой), и возникает вопрос, а возможно ли создание методологической базы и уточнение содержания понятия «телесность» человека.

В лекциях представлены основные концепции отечественных и зарубежных ученых, которые одними из первых обратили внимание на рассогласование внутреннего переживания и его внешнего выражения в теле человека, деформирующее развития и расщепляющее сознание.

Но также затронуты проблемы влияние культуры на поведенческий паттерн не только в патологии, но и в норме.

Представлен учебный практикум для пилотного знакомства студентов с тем, как работают психологи и психотерапевты в разных телесноориентированных методах или используют отдельные приемы в работе с реальным клиентом.

Хотя данное учебное пособие предназначено, прежде всего, для студентов вузов, но может быть интересно, и облегчит знакомство с психологией телесности всем интересующимся телесноориентированными практиками и проблемами современной психологии.


Лекция №4. Исследование телесности в естественно-научной традиции на основе принципа объективного подхода. Неклассический подход к исследованию телесности как топологического пространства субъективности: проблема границ и возможностей.

 

Основной методологический постулат рационального сознания делит возможность исследования на две области исследования, два принципиально не пересекающихся подхода: объективный и субъективный. Объективно все, что вокруг нас и называется материей. То, что не материально, хотя реально, то субъективно и вторично по отношению к материи. Психология как наука исследует сознание через феномен отражения. Поясним, что субъективное есть интерпретация отражаемого сознанием мира, т.е. есть мир и есть картина мира», запечетлённая сознанием субъекта. Это расщепление свойственно для науки, как результат разделения реальности на объективную и субъективную.

Попробуем выделить объект психологии телесности согласно объективной парадигме. В ее рамках изучается реально существующий вещный мир, который можно разделить (расчленить) на более простые сущности. Что и делает медицина как естественно-научная дисциплина.

Подобное членения человеческого тела как вещного материального объекта привело к возникновению ряда научных дисциплин: анатомии человека, анатомии отдельных органов, физиологии. Но это членение приводит к тому, что изучается не живой человек, а труп.

Телесность же – качество живого человека, при таком подходе она исчезает как феномен.

Следующий основополагающий принцип объективного подхода – это субъектность исследователя и пассивность объекта исследования, т.е чем меньше влияние исследователя на объект исследования, тем достоверней само исследование и его результат. Но, сознание исследователя имеет те же универсальные характеристики, что и сознание исследуемого им человека: оно активно, интенциально и продуктивно. Сошлемся на Б.С. Братуся, который замечает, что наука занимается проблемой не истинности, но достоверности, валидности, практического применения. Может быть несколько категорично, но справедливо звучат его слова о том, что «истину не доказывают как теорему, о ней свидетельствуют своим выбором, решением, жизнью».

Объективность психологии именно в субъективности утверждает он. Ученый конструирует «образ мира» и этот процесс не может быть не субъективен.

Попытки преодоления объективного принципа в объяснении некоторых телесных феноменов в медицине, а это:

- сенестопатии – болезненные, мучительные ощущения;

- ипохондрический синдром – представления субъекта, основанные на интрацептивных ощущениях о том, что у него развивается болезнь;

породили понятие «внутренняя картина болезни» - сложное сочетание субъективных ощущений и переживаний самого больного, где есть сенситивная (сенсорно-эмоциональная) часть и интеллектуальная (логическая), причем связь между ними односторонняя от «интеллектуальной» к «сенситивной».

Причем, логический блок имеет информационное и психологическое пространство (личностная надстройка – представления, установки, воображение, мышление, особенности темперамента и т.д.) В целом, в медицине все равно превалирует подход, при котором надстройку необходимо учитывать, но для реальной картины болезни она ничего не дает.

Психиатрия в этом отношении является наиболее показательной областью медицины, где попытка объективного исследования воплощена в принципе «паноптикума». По выражению М. Фуко, психиатрия сама создала свой предмет. На самом деле существуют две проблемы, которые с трудом преодолеваются объективизмом – это определение границ между живым и неживым, и между здоровьем и болезнью. До сих пор нет сколь-нибудь универсальной концепции здоровья, и медицина опирается в своем познании на клинический принцип описания симптомов. Психиатрия в клинической части занимается «коллекционированием» различных отклонений от социальной нормы, а в попытках объяснить их сближается в одной части с физиологией и клинической фармацевтикой, а в другой все сильнее с психологией (в поиске социальных предпосылок и исследовании структуры личности, особенно в «малой» психиатрии, где исследуются неврозы и пограничные состояния психики).

Субъект - объектные отношения с миром, в которые вовлечен современный человек можно описать таким образом; каждое событие описывается из двух позиций: «я сделал», «случилось со мной». В первом случае, я - объект воздействия не подчиняющихся мне сил, во втором, я - субъект своих действий. Вопрос в том, как человек отделяет первое событие от второго, является вопросом о топологической границе противопоставления Я и не Я.

Человек есть сам субъективно-объективное образование, но также вовлечен в субъектно-объектные отношения с миром.

Чтобы быть самим собой нужно иметь свое ограниченное место в пространстве, или тело, в этом он является объектом исследования, так как только его тело объективно, «вещно», материально и относительно константно.

Дж Бюджентал так определяет субъективную реальность человека: «Это внутренняя, особая интимная реальность, в которой мы живем максимально подлинно. Содержание этой реальности составляют образы восприятия, мысли, чувства и эмоции, ценности и предпочтения, предвидения и опасения, фантазии и сны, а также все, что бесконечно, днем и ночью, во сне и наяву происходит в нас, определяя таким образом, наши действия во внешнем мире и то, что мы выстраиваем из событий, происходящих с нами в этом мире» (Дж. Бюджентал, 1964)

Как видим из текста, субъективное - не только наш внутренний мир, но и его постоянные интенции во вне, причем интенции преобразующие. Субъективность человека в его уникальности; он способен сам воспроизводить феномены, заполняя ими мир.

Субъективность есть предпосылка существования человека; изначальное условие его существования. С этой точки зрения, всегда что – то в человеке будет находиться за пределами объективного взгляда ученого, потому что объективность (об этом много уже говорили и писали) требует статичной безучастности и стабильности.

В современной психологии давно уже используются топологические категории для описания внутреннего мира человека. Описывая субъективное человека, уже Адлер использовал термин «индивидуальное жизненное пространство», К. Левин пытался описать субъективное личности с помощью сближения естественнонаучного и гуманитарного, вводя такие понятия как поле, сила, валентность, т.е. делая более доступной психологическую реальность, уподобляя ее объективной.

Проявление субъективного (индивидуальности) человека топологически можно представить как его психологическое пространство. Как пишет А. Ленгле (Ленгле, 2005) наше персональное бытие – наша духовная сущность проявляется тогда, когда мы говорим «да», если с чем-то согласны и говорим «нет», в случае необходимости отграничиться от этого; позволим сказать, что таким образом проявляется психологическая граница нашей личности. И здесь граница столь же условна; сама субъективность личности выступает как граница, но не разделяющая, а дающая возможность сравнения и «соотнесения Я и не-Я» по выражению А.Тхостова (Тхостов, 2002).

Обращаясь к идее жизненного мира человека, отметим, что он связан с комплексом физических (тело), социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет. Значимыми эти явления становятся тогда, когда наполняются и сращиваются с личностными смыслами, соответственно «незначимое» существует за границей психологического пространства, которые охраняются различными средствами психологической защиты. Границы подвижны и устойчивы, проницаемы и непроницаемы, способны открываться и закрываться. С.Нартова – Бочавер (Нартова-Бочавер,2003). рассматривает психологическое пространство как устойчивую характеристику личности, где наиболее важным является сохранность его границ, дающая человеку переживание суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру. Серия исследований, проведенных ею среди подростков, показала взаимосвязь депривированности жизненного пространства с высоким уровнем агрессивности, тревожности, низкой самооценкой, т.е. сохранность жизненного пространства и его границ является одним из условий душевного здоровья и комфорта личности.

Трудно сказать, кто ввел понятие психологической границы, но сегодня психологи тоже широко пользуются этим термином. С.К. Нартова – Бочавер выводит следующие свойства «психологического пространства» личности»:

- Человек ощущает пространство как свое, присвоенное или созданное им самим, и поэтому представляющее ценность.

- Человек имеет возможность контролировать и защищать все находящееся и возникающее внутри пространства, таким образом, реализуя свое чувство авторства (то, что не поддается контролю, отторгается и становится объектом вне личного пространства субъекта).

- Психологическое пространство существует естественно и не рефлексируется без возникновения проблемных ситуаций, оно «прозрачно» и потому с трудом поддается позитивному описанию.

- Важнейшей характеристикой психологического пространства является сохранность его границ.

Границы переживаются субъектом как сохранные или нарушенные и это наглядно проявляется в поведенческих реакциях: уход (пассивная защита) или нападение (активная защита). Если реакции являются сообразными ситуации, то они имеют адаптивный или даже оптимальный характер. Но при низкой степени доверия к себе или актуальному окружению психологические границы неадекватно жестко защищаются.

«Прозрачность», неуловимость психологических границ приводит к возникновению методических проблем в их изучении. Исследователи, активно изучающие этот вопрос приблизительно сходятся в своих представлениях.

В психологическом консультировании вошло в устойчивую традицию использовать графический знак как обозначение «Я» (Е.Мира-Лопес, Г.Абрамова, А. Кроник, Б. Поршнев, Э.Эйдемиллер и другие).

 

 

 


а) б) в)

 

 

 


г) д) е)

 

Рис. 3. Примеры демонстрации качества границ психической реальности по Г.Абрамовой.

 

Существование выраженных границ, закрытости, высокой степени сопротивления качеств психической реальности внешнему воздействию показывает рис.3а).

Существование различных видов защит как вариантов сопротивления поясняет рис. 3б).

Существование замкнутого психологического пространства со слабыми, неустойчивыми границами показывает рис. 3 в).

Разрушение границ, появление проницаемости, открытости, которые связаны с нарушением целостности психической реальности отражено на рис. 3 г Проницаемость границ как способность к принятию воздействия, может быть естественным свойством целостности психической реальности, что отражает рис. 3 д).

Возможность исчезновения (умирания) психической реальности как целостного образования показывает рис. 3 е)

Предложенный Г.Абрамовой круг как графическая модель несет следующие обобщения психической реальности как некой целостности человека:

- размеры психологического пространства (через величину круга);

- происхождение «Я» и его активности (понятие данности через построение круга);

- варианты изменения под влиянием разных сил (внешние факторы, деформирующие круг и внутренние факторы);

- качество границ «Я» (сопротивление и его варианты);

- качество «Я» (варианты структурирования, обозначения структурирующих сил).

Использование графики позволяет проявить характер отношений между людьми и степень близости и значимости другого. Это позволяют оценить так называемые «круги отношений», которые использовал в своих исследованиях А.Кроник (Кроник,).

 


 

 

а) б)

 

в)

Рис. 4. Круги близких и приятельских отношений по А.Кронику.

 

 

Расстояние между кругами символизирует психологическую дистанцию. Более значимые отношения и тесные привязанности отмечены меньшей дистанцией и наоборот. Размеры круга в данной методике не имеют значения.

На рис. 4 а) показано существование двух автономных независимых психических реальностей. «У каждого свой мир, своя планета, но все мы живем в одном космическом пространстве», - так интерпретирует этот рисунок Г.Абрамова.

Рис. 4 б) и 4 в) показывают возможность встречи как взаимопроникновение или возникновение очень близких отношений вплоть до ощущения единства бытия.

Как нам представляется, сопоставляя данные графических методов с данными типичных психодиагностических процедур можно получить достаточно ясное представление о границах психологического пространства и способах его защиты.

Механизмы психологических защит, которые определяют плотность границ и общее напряжения «Я» при нарушении границ, феномен, в отношении которого не существует до сих пор более менее систематизированного знания.

Американский психолог Генри Клауд приводит следующее определение границ:

Границы в общем смысле – это линии или сооружения, показывающие ограничения, передел или грань. В психологическом смысле границы – это понимание собственного «я» как отдельного от других. Это понимание своей отдельности формирует основу нашей личности. Границы говорят нам, где мы, а где не мы, что мы можем выбрать, а что не можем, что мы в состоянии вынести, а что нет, что мы чувствуем и чего не чувствуем, что нам нравится и что нам не нравится, чего мы хотим и чего не хотим. Одним словом, границы определяют нас. Точно так же, как физические границы определяют, где начинается и где заканчивается частное владение, духовные и психологические границы определяют, кем мы являемся, а кем не являемся.

Физическое «я» – это часть личности. Наше тело имеет физические границы, которые определяют, кто мы. Кожа – это яркий пример границы, которая определяет личность. Наша кожа ясно определяет, где начинается «я» и где заканчивается. Кожа естественным образом защищает наши тела, но от нас зависит принятие решения о том, что мы впускаем в свое физическое «я». Мы ответственны за свое тело. Лучше всего мы знаем, в чем нуждается наше тело. Мы чувствуем голод и поэтому едим. Мы чувствуем усталость и поэтому отдыхаем или ложимся раньше спать. Мы чувствуем себя вяло и поэтому идем гулять. Мы испытываем боль и начинаем искать ее причину.
Другие границы работают по этому же принципу. Если я владею домом и садом, я ответственен за то, что находится внутри моих владений. Если я хочу сгрести опавшие листья, я делаю это или нанимаю кого-нибудь, чтобы сделать это, или они остаются гнить на земле. В этом смысле моя ответственность заканчивается там, где заканчивается моя граница. Если двор моего соседа засыпан листьями, я не должен быть настолько самонадеянным, чтобы позволить себе перелезть через забор, разделяющий наши огороды, и начать собирать листья без его на то разрешения. Если я хочу помочь, я должен спросить его, и он решает, открыть ли мне ворота и разрешить ли мне перейти через его границу. Это его и только его решение.

Психологические границы показывают нам, где наши чувства, а где – чувства других людей. Когда не установлены четкие психологические границы, то мы даем другим людям возможность делать нас ответственными за их чувства, можем чувствовать вину за чужой гнев и т.д.

Духовные границы охватывают наши убеждения, ценности, нравственные критерии. Когда нет четких духовных границ, то другие могут навязать нам свои убеждения, заставить сделать что-то такое, что не согласуется с нашей личной этикой. Самые разрушительные результаты отсутствия границ – это физическое и эмоциональное насилие. Люди, которые не установили личных границ, позволяют другим манипулировать собой и даже причинять боль.

Обратимся к тому, что наработано сегодня именно в телесноориентированных психотерапевтических практиках. Г. Тимошенко и Е.Леоненко выделяют следующие этапы становления телесности: этап процессуальности, этап выстраивания границ, этап произвольности, этап осмысления (Тимошенко, Леоненко, 2006).

Этап процессуальности. Все явления, события и хронотопы (события во времени) нашей жизни имеют структуру или она отсутствует. Структура задается конечным результатом или целью. Но есть ряд событий, в которых нет явной обозначенной цели. Например, любование природой, ожидание, сексуальные радости и т.д. Другое дело, что современный человек старается вытеснять из своей жизни неструктурированные события и совершенно «оцелить» все события своей жизни.

На самом раннем этапе своего существования, еще в внутриутробно «Я» человека не сформировано и он не может иметь цели, равно как и желания. Нечто необходимое ему он получает почти беспрепятственно, но в том варианте, количестве и качестве, которое определяется не им, а извне. Соответственно, на этом этапе происходит освоение самой возможности проявлять собственную активность, с другой стороны способность принимать сам факт непредсказуемости мира, способность доверять ему, находясь в контакте со своими потребностями и нуждами. При этом не иметь никакой заранее созданной структуры для соотнесения желаемого и того, что предлагаем окружающий мир. На раннем этапе это связано с отсутствием опыта. Ребенок осваивает две задачи: определить что «хочу» и что «могу».

С самых первых дней жизни человек попадает в условия собственной социализации или усвоения различных ограничений, которая осуществляется в разных формах. Тимошенко и Леоненко выделяют два типа ограничений: через запрет и через долженствование. Как отсутствие ограничений, так и их избыточное использование взрослыми может привести к нарушениям в формировании телесности.

 

 

Таблица 1

Вопросы для самоанализа

- Проанализируйте, как работает принцип объективности в исследовании телесности человека.

- Выделите принципы неклассического подхода в исследовании телесности.

- Поразмышляйте о том, что такое психологическое пространство личности и его границы.

- Как формируются представления у человека о собственных границах? Как вам кажется, психологические границы существуют в переживаниях или представлениях?

 

 


Вопросы для самоанализа

 

- Обозначьте основные культурные установки, определяющие требования в полоролевому и сексуальному поведению мужчин и женщин.

- Определите есть ли разница в европейской культурной традиции взаимоотношения мужчин и женщин и азиатской.

- На основе предложенной Леонард типологии образов феминности, попробуйте составить опросник анкету для выявления ведущей установки.

- По аналогии с данной типологией могли бы вы предложить типологию образов современной маскулинности.

 


Вопросы для самоанализа

 

- Перечислите основные концепции, включающиеся в физиологический подход телесноориентированной психотерапии. Вспомните в чем заключаются их основные идеи.

- Изучите более детально подход Сандомирского и опишите с помощью каких техник и как осуществляется психотерапевтом физиологическая возрастная регрессия.

- Как происходит формирование в бессознательном кинестетического образа-символа?

 


Лекция №7. Некоторые концепции телесноориентированного подхода. Анализ характера и вегетотерапия по В.Райху. Основные понятия биоэнергетической концепции А.Лоуэна. Его представления об основных эмоциях и переживаниях человека. Осознавание через движение М.Фильденкрайза.

Вегетотерапия В. Райха.

 

Вильгельм Райх - основатель телесно-ориентированной психотерапии. Один из первых и лучших учеников З.Фрейда, отделившийся от него и создавший новый метод – вегетотерапию. Вильгельм Райх, используя свой новый метод, впервые начал работать с телом, что противоречило всем правилам и нормам классического психоанализа. В психоанализе полностью исключался любой физический контакт между психоаналитиком и пациентом. Вильгельм Райх первым из психоаналитиков сидел напротив пациента, наблюдал за ним и при необходимости производил различные манипуляции с телом пациента.

В 1939 году Вильгельм Райх открыл оргонное излучение, и вскоре термин «вегетотерапия» был заменен им на термин «оргонная терапия». Суть метода заключается в том, что у любого человека в течение жизни формируется характер-панцирь. О формировании такого панциря Вильгельм Райх в своей книге «Анализ характера» писал: «Характер заключается в хроническом изменении эго, которое можно назвать ригидностью. Это — основа хронической характерной модели поведения человека. Смысл такого поведения — защита эго от внешних и внутренних опасностей. Защитный механизм, который стал хроническим, правильнее было бы назвать панцирем, неизбежно снижающим общую психическую мобильность». Вильгельм Райх показал, что заключение характера в панцирь связано с мышечным панцирем и не допускает проявления чувств и ощущений органов, в особенности страха, ярости и полового возбуждения. Вильгельм Райх установил, что мышечный панцирь имеет сегментарное строение. Сегменты панциря, или панцирные кольца расположены перпендикулярно позвоночнику. Панцирь состоит из семи сегментов и каждый из них в определенных жизненных ситуациях сдерживает реакции отреагирования на эти ситуации. Панцирь сдерживает следующие реакции:

1. Глаза - плач. Глазной сегмент (включает круговые мышцы глаз, мышцы глазного яблока, височную мышцу, лобную мышцу и затылочную мышцу, которые соединяются сухожильным шлемом). Внешне глазной блок выглядит в виде неподвижных, лишенных выразительности глаз и неподвижного лба. Броня глазного сегмента возникает в детстве и в течение жизни значительно упрочняется. По глазам можно многое узнать о человеке, по тому, как человек плачет, грустит, сердится, лжет, отстраняется, пугается, стыдится, смеется и т.д. Недаром глаза называют зеркалом души. Наверное, каждый, когда то слышал фразу: «Смотри в глаза». Если ребенок не справляется с видом лица взрослого, искаженного гневом и не смеет отвести глаза, он делает взгляд, который называется «смотреть сквозь», превращая взрослого в привидение.

Очень часто клиенты с глазным блоком страдают различными глазными болезнями, головными болями, а также затрудняются выражать свои чувства плачем.

 

2. Рот - плач, крик, гнев. Оральный сегмент. Рот (мышцы челюсти, подбородка, горла, круговая мышца рта, мышцы затылка). Напряжение мышц этой области сдерживает наши возникшие еще в младенчестве желания, чувства и реакции, такие как крик, плач, гнев, гримасничанье, кусание и сосание. Рот наш, как правило, закрыт, челюсти постоянно сжаты и очень часто даже во сне.

 

3. Шея - гнев, крик, плач. Шейный сегмент включает глубокие мышцы шеи и мышцы языка. Здесь панцирь сдерживает гнев, крик и плач, эмоции как будто проглатываются («комок» в горле). Блок возникает в раннем детстве из-за запрета плакать, кричать, гневаться.

 

4. Грудь, плечи, руки — смех, ярость и гнев, печаль, любовь и страстность. Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Райх заметил, что грудной сегмент выражается через позу вдоха – сдерживания дыхания, поверхностного дыхания и неподвижность грудной клетки. А, как известно задержка дыхания - один из основных инструментов подавления любой эмоции, что здесь и происходит. В грудном сегменте закованы самые человеческие чувства по Райху «необузданная страсть», «душераздирающие рыдания», «вопли» или «нестерпимое томление». «Эти естественные эмоции недоступны человеку, закованному в панцирь. Его страсть «холодна», он считает, что плакать «не по-мужски», что это «ребячество» или нечто «неподобающее», а испытывать «страстное влечение или томление» — «мягкотелость» и «отсутствие характера». Люди с блоком в грудном сегменте безынициативны, постоянно себя контролируют, сдерживают и ограничивают. Блокирование в грудном сегменте портит осанку человека. Райх считал грудной сегмент центральной частью всего мышечного панциря и одним из самых важных сегментов влияющих на жизнь человека и его здоровье: «Хроническое расширение грудной клетки может сопровождаться склонностью к повышенному кровяному давлению, дрожью и тревогой, в особо тяжелых случаях может развиваться гипертрофия сердечной мышцы. Разные сердечные заболевания возникают непосредственно из-за хронического расширения грудной клетки и косвенно — из-за синдрома тревоги. Легочная эмфизема — это результат хронического расширения грудной клетки, отсюда же предрасположенность к пневмонии и туберкулезу.

Грудной панцирь проявляется в неловкости рук и выражается в «жесткости» и «неприступности». Жизнь таких пациентов характеризуют отсутствие инициативы и нарушение дееспособности, основанные на их неспособности свободно пользоваться руками. У женщин из-за грудного панциря часто пропадает чувствительность в области сосков; отсутствие или недостаточность сексуального удовлетворения и отвращение к грудному вскармливанию также представляют собой непосредственный результат этого панцирного сегмента» (Райх, 1999).

Грудной зажим проявляется несколькими симптомами, такими, как затрудненное дыхание, напряженные, влажные и холодные руки, напряженно поднятые или безвольно опущенные плечи, впалая или расширенная грудь, отсутствие гибкости тела.

 

5. Диафрагма — сильный гнев, ярость, социальные страхи, а так же отвращение, брезгливость и неспособность к рвоте или наоборот частые приступы тошноты. Диафрагмальныйсегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Защитный панцирь выражается лордозом, т.е. изгибом позвоночника, обращенным выпуклостью вперед (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте или наоборот страдают от постоянного чувства тошноты). Также человек с диафрагмальным блоком испытывает трудности с дыханием, особенно с выдохом.

 

6. Живот - злость и неприязнь. Спина и поясница - страх нападения, страх быть застигнутым за каким ни будь занятием. Брюшной сегмент включает в себя широкие мышцы живота, мышцы поясницы и спины. При наличии брюшного блока, человек испытывает упадок сил, вялость и апатию, часто страдает расстройством пищеварения. Раскрытие верхних сегментов, позволяет достичь расслабления брюшного блока достаточно легко.

 

7. Таз – сдерживает естественную потребность в получении удовольствия, ощущение сексуального возбуждения и удовлетворения и спонтанное выражение гнева. Тазовый сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз выглядит бесчувственным и несексуальным. Этот блок возникает ранее других блоков и считается самым сложным. В. Райх в своей книге «Анализ характера» описывает достаточно много патологических симптомов, связанных с наличием тазового сегмента:

«Имеют место запоры, люмбаго, различные виды опухолей прямой кишки, воспаления яичников, маточные полипы, доброкачественные и злокачественные новообразования, раздражимость мочевого пузыря, вагинальная нечувствительность, нечувствительность поверхности пениса с раздражимостью уретры. У мужчин тазовая аноргония вызывает эрективную импотенцию или преждевременную эякуляцию. У женщин можно обнаружить полную вагинальную нечувствительность или спазм вагинальной мускулатуры (Vaginismus). Часто имеют место бели, а анализы показывают наличие микроорганизмов в вагинальном эпителии (Trichomonas vaginaüs).

Существуют специфическая тазовая тревога и специфический тазовый гнев. Как и плечевой сегмент панциря, тазовое кольцо накапливает эмоции тревоги и гнева. Оргастическая импотенция порождает вторичный импульс к достижению сексуального удовлетворения при помощи силы. Когда импульс к половому акту начинает соответствовать биологическому принципу удовольствия, происходит следующее: приятные ощущения неизбежно оборачиваются импульсами гнева, потому что панцирь препятствует развитию непроизвольных конвульсивных движений этого сегмента; возникает болезненное чувство «необходимости прорваться», которое нельзя назвать иначе, как садистским. Как везде в сфере живого, сдерживаемое в тазовой части удовольствие оборачивается гневом, а обуздываемый гнев — мышечными спазмами. В ходе клинических исследований можно увидеть, что независимо от того, насколько продвинулось разрушение тазового панциря и насколько подвижным стал таз, в этой области тела не возникнет приятных ощущений, пока тазовая мускулатура не высвободит гнев» (Райх, 1999). С точки зрения Райха, пережить положительные чувства невозможно, пока не произошла разрядка отрицательных эмоций.

В течение жизни, за счет сдерживания, панцирь все более и более укрепляется, становясь крепкой броней, которая тормозит движение жизненной энергии, движение энергии оргона в теле и не дает человеку жить полной, насыщенной жизнью, как физической, так и духовной.

Поэтому воздействие на мышечный панцирь приводит к отреагированию индивида на языке тела и может быть инструментом решения психологических проблем, и как следствие психосоматических проблем человека.

Интересно, что китайское учение об энергетических меридианах тела, по которым течет космическая энергия Ци или, а так же индийское учение об энергетических каналах, которые связывают семь основных чакр, с помощью которых человек поглощает жизненную космическую энергию Прану имеют те же принципы, что и учение Вильгельма Райха, а именно то, что торможение протекания космической энергии или недостаток этой энергии в теле человека приводит к психологическим проблемам и физическим болезням. И основной задачей является гармоничное насыщение космической энергией тела человека и восстановление беспрепятственного течения этой энергии в организме.

 

Биоэнергетика Лоуэна.

 

Биоэнергетический анализ (биоэнергетика) — метод телесно-ориентированной психотерапии, разработанный в 1940—50-х годах американским психотерапевтом Александром Лоуэном.

Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Вильгельмом Райхом системе оргонотерапии, которой Александр Лоуэн занимался в 1945—1953 гг., и непосредственно связана с ней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 2285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.093 с.)