Понятие финансового контроля как предметы финансового права. Его задачи, направления, пути совершенствования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие финансового контроля как предметы финансового права. Его задачи, направления, пути совершенствования.



Финансовый контроль (ФК) – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов МСУ в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. ФК –важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи ФК:

· проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами МСУ организациями и гражданами;

· проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хоз. ведении или оперативном управлении;

· проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

· выявлении внутренних резервов производства;

· устранении и предупреждении нарушений фин. дисциплины.

Виды ФК:

1) общегосударственный (осуществляется ФНС РФ, Федеральным казначейством в отношении объектов независимо от их ведомственной подчиненности);

2) ведомственный:

· внутриведомственный – осуществляют федеральные службы, управления администраций субъектов РФ и другие субъекты по отношению к подведомственным им организациям;

· внутрихозяйственный – проводится в самой организации специальными службами – бухгалтериями, финансовыми отделами унитарных предприятий

ФК подразделяется по форме проведения:

1) обязательный (производится компетентными органами в соответствии с требованиями законодательства);

2) инициативный (назначается по решению хозяйствующих субъектов при наличии в том потребности)

ФК подразделяется в зависимости от той сферы финансовой деятельности государства, в которых он имеет место:

1) бюджетный контроль;

2) налоговый контроль;

3) контроль за денежной массой;

4) валютный контроль;

5) страховой контроль.

ФК в зависимости от органов, его осуществляющих:

1) ФК представительных (законодательных) органов власти;

2) ФК Президента РФ;

3) ФК исполнительных органов власти общей компетенции;

4) ФК исполнительных органов власти специальной компетенции.

Формы ФК (закреплены в БК РФ):

1) предварительный контроль – осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов формирования и использования государственных средств (направлен на недопущение возможности незаконного, нерационального или неэффективного использования государственных финансовых или материальных ресурсов);

2) текущий контроль – ведется на стадии совершения хозяйственных и финансовых операций по формированию и использованию государственных средств органами государственной власти, юридическими и физическими лицами на основе данных первичных документов, оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения;

3) последующий контроль – осуществляется по итогам хозяйственных операций с государственными средствами органами государственной власти, юридическими и физическими лицами) (по результатам мероприятий составляются акты, имеющие юридическую силу.

Методы ФК (используются для конкретной реализации контрольных мероприятий):

1) Ревизия (комплексная проверка) – взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации, максимально возможное сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности (рациональности и эффективности) хозяйственных и финансовых операций.

Участники ревизионной группы (исходя из программы ревизии) самостоятельно определяют необходимость и возможность применения ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных в целях обеспечения надежной возможности сбора требуемых сведений и доказательств.

2) Проверка – контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации (представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации).

3) Обследование – оперативное выявление положения дел по определенному вопросу финансово-хозяйственной деятельности в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения ревизии или проверки (базируется на предварительном изучении документов, изъятых или имеющихся в ревизуемой организации с целью решения вопроса о необходимости или документальной возможности проведения намечаемой ревизии или проверки).

4) Экспертиза – метод предварительной оценки принятия финансовых решений с целью определения их экономической эффективности и юридических последствий.


15.2. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета РФ.

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий.

Первая стадиясоставление проекта бюджета (ей предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов).

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ). Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета.

Вторая стадия – это рассмотрение и утверждение бюджета. Одновременно с проектом ФЗ о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в ГД проекты ФЗ (до 1 августа):

· о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах;

· о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;

· о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.

После принятия соответствующего проекта ФЗ к рассмотрению ГД он должен направляться в СФ РФ, комитеты ГД, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. ГД рассматривает проект ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в ГД – обсуждается его концепция, основные характеристики федерального бюджета (доходы, дефицит, расходы). В случае отклонения в первом чтении проекта ФЗ о федеральном бюджете ГД может: передать указанный проект в согласительную комиссию, включающую представителей Думы, СФ и Правительства; вернуть указанный проект в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ (ст. 196, 198-204 БК РФ).

1) В первом чтении (в пределах 30 дней с даты внесения проекта Правительством в ГД) обсуждаются основные хар-ки проекта:

· доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;

· распределение доходов от федеральных налогов и сборов между фед. бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

· дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита бюджета;

· общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Во втором чтении ГД рассматривает законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении (ст. 205 БК РФ) – утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении.

Происходит конкретизация показателей бюджета, утвержденных в первом чтении. Утверждаются:

· расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении;

· размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

В третьем чтении законопроект рассматривается в течение 25 дней со дня его принятия во втором чтении (ст. 206 БК РФ). ГД рассматривает законопроект в четвертом чтении в течение 15 дней со дня его принятия в третьем чтении – утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главными распорядителями средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам.

Утверждаются основные показатели бюджета:

· расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета;

· распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

· основные показатели государственного оборонного заказа;

· расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ и прочих программ.

При рассмотрении в четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. ФЗ должен быть принят ГД до 1 декабря текущего года (ст. 207 БК РФ).

Принятый ФЗ о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится 14 дней. В течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации ФЗ направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ст. 208-210 БК РФ).

Третьей стадиейисполнение бюджета (до 31 декабря).

Четвертая, завершающей, стадия – подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.


Билет № 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.011 с.)