Состав и классификация затрат на качество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав и классификация затрат на качество



Как отмечалось выше, затраты на качество во многом обус­ловливают его уровень. Обоснованное формирование затрат на качество и эффективное управление ими являются важными факторами, от которых во многом зависит результативность деятельности по управлению качеством, ее отдача, а также эко­номическая эффективность производства в целом. Управление затратами на качество играет важную роль в ценообразовании, материально-техническом снабжении пищевых производств, рациональном использовании сырьевых ресурсов, позволяет достигать ценовых и качественных конкурентных преимуществ.

Поскольку качество складывается под влиянием множества факторов в процессе разработки, производства и использования продукции, на всех этих стадиях возникают затраты на качество. Они имеют различную природу, экономическое содержание, на­значение, причины и место возникновения. Поэтому анализ зат­рат на качество предполагает исследование различных факторов как производственного, так и непроизводственного характера.

Изучение затрат на качество необходимо начать с опреде­ления их состава. В составе общих затрат на качество выделя­ют три основные группы затрат: превентивные (предупреди­тельные) затраты; затраты на контроль; внутренние и внешние затраты и потери, возникающие вследствие дефектов, брака и несоответствий. Каждая из этих групп включает в себя несколь­ко элементов (рис. 6.1).

 

Рис. 6.1. Состав затрат на качество

ОБЩИЕ ЗАТРАТЫ на качество
Превентивные (предупредительные)
Затраты на контроль
Затраты и потери от дефектов
Внутренние
Внешние
Затраты по управлению качеством
Затраты по управлению процессами
Затраты на проверки и испытания поставляемых сырья и материалов
Затраты на аудит и сертификацию системы качества
Затраты на обслуживание контрольно-измерительного оборудования
Затраты на обеспечение качества поставок
Затраты на обеспечение качества во внешней среде
Затраты на программы по улучшению качества
Затраты на обучение в области качества
Затраты на внутренние проверки и испытания на производстве
Стоимость расходных материалов и образцов для проверок и испытаний
Затраты на исправление брака
Прочие затраты
Затраты на проверку (подтверждение) соответствия
Затраты на прием продукции заказчиком
Потери от снижения сортности
Затраты в связи со снижением уровня допуска по качеству
Затраты на анализ потерь
Потери от неисправимого брака
Прочие затраты и потери
Затраты, потери по вине поставщиков
Прочие затраты
Затраты, потери от возврата продукции
Судебные издержки и возмещение ущерба
Затраты на отзыв и усовершенствование продукции
Затраты на обеспечение гарантийных обязательств
Потери от сокращения рынка сбыта
Прочие затраты и потери

 

 


Раскроем содержание указанных групп затрат и их элементов.

1. Превентивные (предупредительные) затраты (от англ. to prevent — предотвращать) — затраты на предупредительные мероприятия, направленные на недопущение дефектов, брака, несоответствий, исключение условий их возникновения, сниже­ние их числа. Данная группа включает следующие затраты:

1.1. Затраты по управлению качеством:

— затраты на разработку, внедрение и обеспечение функ­ционирования систем качества и безопасности;

— затраты, связанные с применением метода структури­рования функции качества (СФК).

Метод структурирования функции качества (СФК) позво­ляет решать проблемы инженерного воплощения в изделии ка­чественных свойств и характеристик, требуемых потребителем, отвечающих его возможностям по цене. СФК было разработано в Японии в конце 1960-х годов, широко применялся в США. Про­цесс СФК состоит из четырех фаз.

Первая фаза — планирование разработки изделия пред­полагает “перевод” требований покупателей на язык инженер­ного проектирования в соответствующих терминах. Далее осу­ществляется вторая фаза — структурирование проекта, — на которой рассматриваются различные концепции разработки изделия, удовлетворяющие требованиям структурирования, и отбирается лучшая из них. Затем проект детализируют, уде­ляя особое внимание существенным характеристикам изделия, определенным в первой фазе по требованиям потребителей. В третьей фазе — планирования технологического процесса — структурируются детали разработки изделия. Рассматриваются и отбираются наиболее подходящие концепции технологичес­кого процесса, способного производить изделия с учетом струк­турированных характеристик. На заключительной фазе — пла­нирования производства — рассматриваются методы управле­ния процессом. Эти методы должны обеспечить производство изделий в соответствии с их важнейшими характеристиками, определенными на предыдущих фазах. Таким образом, созда­ется изделие, спроектированное и произведенное на основе ин­ женерного воплощения пожеланий потребителей, а значит, удовлетворяющее им. СФК требует знаний и опыта в различ­ных сферах производственной деятельности и осуществляется коллективом специалистов соответствующего профиля.

1.2. Затраты по управлению процессами:

— затраты на установление средств управления процессами;

— затраты на изучение характеристик процессов;

— затраты на осуществление технической поддержки при внедрении и поддержании процедур и планов по качеству.

1.3. Затраты на аудит и сертификацию системы менеджмен­та качества:

— затраты на внутренний аудит системы менеджмента ка­чества;

— затраты на внешний аудит и сертификацию системы менеджмента качества.

1.4. Затраты на обслуживание контрольно-измерительного оборудования:

— затраты по проверке, обслуживанию и калибровке конт­рольно-измерительного и испытательного оборудования, приборов;

— затраты по проверке, обслуживанию и калибровке тех­нологической оснастки, приспособлений, шаблонов, образцов, используемых для технологических нужд и оказывающих не­посредственное влияние на формирование и обеспечение каче­ственных свойств продукции;

— затраты на усовершенствование контрольно-измери- тельного и испытательного оборудования, приборов.

1.5. Затраты на обеспечение качества поставок:

— затраты на сравнительную оценку вариантов сырьевого и материально-технического обеспечения и потенциальных поставщиков;

— затраты по технической подготовке проверок и испыта­ний покупных сырья и материалов;

— затраты на техническую поддержку обеспечения каче­ства у поставщиков.

1.6. Затраты на обеспечение качества во внешней среде — затраты, связанные с обеспечением качества вне сферы непос­ редственного управления предприятием, например в сфере пер­вичного оптового распределения, логистики, транспортно-экс- педиционного обслуживания и т.д.

1.7. Затраты на программы по улучшению качества — зат­раты, связанные с внедрением программ улучшения качества, сбором и анализом данных по ним, контролем их исполнения.

1.8. Затраты на обучение в области качества:

— затраты на внедрение, функционирование и развитие программ обучения всех категорий персонала в области управ­ления качеством;

— оплата курсов обучения, консультаций, тренингов, пре­доставляемых сторонними организациями.

1.9. Прочие предупредительные затраты — организацион­ные расходы по предупредительным мероприятиям.

Предупредительные мероприятия могут осуществляться как собственными силами предприятия, так и с привлечением сторонних организаций.

Известно, что увеличение числа проводимых предупреди­тельных мероприятий, повышение превентивных затрат ведут к снижению уровня дефектов и несоответствий, способствуют улучшению качества. Однако результативность предупреди­тельных мероприятий, отдачу от затраченных на них средств не всегда возможно прямо оценить количественно.

Существует определенная сложность в вопросе об отнесе­нии оплачиваемого рабочего времени управленческого и инже­нерно-технического персонала в состав предупредительных затрат на качество. Установить, какая часть отработанного вре­мени сотрудника была целенаправленно потрачена на деятель­ность, связанную с качеством, а какая — на исполнение общих должностных обязанностей, не всегда возможно. Зачастую так­же весьма трудно выработать четкий критерий, позволяющий однозначно определить, относится ли та или иная выполняемая функция, операция именно к деятельности по обеспечению ка­чества или нет.

Важно отметить, что предупредительные мероприятия и затраты на них необходимо осуществлять на основе системного подхода: на всех этапах жизненного цикла продукции и во всех сферах деятельности, как это вытекает из методологии TQM (Total Quality Management).

2. Затраты на контроль — затраты на определение (оцен­ку, подтверждение) фактического уровня качества. Данная группа включает следующие затраты:

2.1. Затраты на проведение внутренних проверок и испы­таний на производстве — оплата труда контролеров, проверя­ющих, инспекторов, испытательного персонала при первичных и плановых проверках производственных, технологических опе­раций и процессов.

2.2. Затраты на проведение проверок и испытаний постав­ляемых сырья и материалов:

— оплата труда контролеров, проверяющих, инспекторов, испытательного персонала по проверке и испытаниям покупных сырья и материалов;

— затраты на проведение лабораторных испытаний и ис­следований, выполняемых для оценки качества поставляемых сырья и материалов;

— оплата труда контролеров, проверяющих, инспекторов, испытательного персонала, проводящих оценку сырья и мате­риалов на производстве поставщика.

2.3. Стоимость расходных материалов и образцов для про­верок и испытаний:

— стоимость расходных материалов, используемых при контроле, тестировании и испытаниях;

— стоимость материалов, образцов, подвергнутых разру­шающему контролю.

2.4. Затраты на прием продукции заказчиком:

— затраты на сборку, монтаж, пуско-наладочные работы на предприятии-производителе, если это необходимо для при­емки продукции заказчиком перед поставкой;

— аналогичные затраты на приемочные испытания продук­ции у заказчика до ее сдачи.

2.5. Затраты на проверку (подтверждение) соответствия техническим требованиям и условиям:

- затраты на контроль и испытания сырья, материалов, комплектующих, запасных частей, связанные с изменениями технических требований и условий проекта;

- затраты на контроль, испытания и определение возмож­ности использования сырья, материалов с истекшими сроками годности и хранения;

- затраты на подтверждение соответствия продукции тре­бованиям нормативных документов.

2.6. Прочие затраты, связанные с контролем, — организа­ционные расходы по осуществлению операций и деятельности в сфере контроля качества.

О результативности, обоснованности затрат на контроль качества свидетельствует уровень его эффективности: контроль должен обеспечивать выявление дефектных изделий до их ре­ализации потребителю, и лишь в таком случае он оправдан.

Затраты и потери от дефектов обусловлены браком, производством дефектной, не соответствующей установленно­му уровню качества продукции. Они подразделяются на внут­ренние и внешние.

3. Внутренние затраты, потери выявляются на предпри­ятии до реализации продукции потребителю. Они включают:

3.1. Потери, убытки от неисправимого (окончательного) брака:

- затраты на производство дефектной продукции, несоот­ветствия которой не могут быть устранены или их устранение экономически неоправданно;

- затраты на вывоз и утилизацию бракованной продукции.

Если такая продукция может быть реализована для исполь­зования в других целях, величина потерь уменьшается на сум­му выручки от ее реализации.

3.2. Затраты на исправление брака:

- материальные затраты по восстановлению изделий до требуемого уровня качества путем доработки, ремонта, исправ­лений, повторных работ;

- оплата труда по исправлению брака и связанных с этим повторных и сверхурочных работ;

- оплата труда контролеров, проверяющих, инспекторов, испытательного персонала при проведении повторных прове­рок, испытаний, связанных с исправлениями, доработкой бра­ка, сортировкой отбракованных элементов и т.п.

В отличие от окончательного брака, изделия с исправимы­ми дефектами могут быть доведены до кондиционного состоя­ния и реализованы для использования по прямому назначению без снижения цены, поэтому себестоимость производства испра­вимого брака в состав потерь не включается.

3.3. Затраты на анализ потерь — затраты на определение и анализ причин возникновения дефектов и несоответствий тре­бованиям по качеству.

3.4. Затраты в связи со снижением уровня допуска по каче­ству — дополнительные затраты, вызванные вынужденным снижением требований к сырью и материалам, допускаемым в производство, установлением более низкого входного уровня качества сырья и материалов. Они влекут менее рациональное использование ресурсов, увеличение удельного расхода сырья и материалов, снижение выходов готовой продукции.

3.5. Потери от снижения сортности — недополученная вы­ручка от реализации и прибыль в результате снижения цены на продукцию, не соответствующую первоначальным техничес­ким требованиям, в связи с переводом ее в более низкий сорт, класс, категорию.

3.6. Затраты, потери по вине поставщиков — дополнитель­ные затраты и потери, возникающие по вине поставщиков в свя­зи с несоответствием поставленных сырья и материалов перво­начальным техническим требованиям.

3.7. Прочие внутренние затраты и потери от дефектов и не­соответствий — прочие затраты и потери, вызванные дефекта­ми и несоответствиями, обнаруженными на предприятии, а так­же связанные с анализом причин их возникновения.

  1. Внешние потери — выявляются у потребителя после реализации продукции. Они включают:

4.1. Затраты, потери от возврата продукции, не принятой потребителем:

- затраты на исследование и подтверждение причин, выз­вавших отказ принять продукцию;

- затраты на переделки, ремонт или замену возвращен­ной продукции.

4.2. Затраты на обеспечение гарантийных обязательств:

- затраты на замену несоответствующей или не удовлет­воряющей потребителя продукции в течение гарантийного пе­риода;

- затраты на содержание и функционирование сервисных служб, обеспечивающих ремонт и замену продукции с откло­нениями по качеству.

4.3. Затраты на отзыв и усовершенствование продукции — затраты на проверку, восстановление свойств или замену реа­лизованной потребителю продукции в случае появления инфор­мации об обнаружении ошибки проектирования или скрытого дефекта изготовления.

4.4. Судебные издержки и возмещение ущерба:

- оплата судебных издержек по разбирательствам, свя­занным с вопросами несоответствия качества продукции (бра­ка, дефектов), повлекшего нанесение физического и (или) мо­рального вреда потребителю;

- сумма выплаченных потребителям компенсаций.

4.5. Потери от сокращения рынка сбыта — потери от сни­жения объемов реализации продукции в связи с утратой дело­вой репутации предприятия, ухудшением имиджа, снижением доверия потребителей.

4.6. Прочие внешние затраты и потери, связанные с дефек­тами и несоответствиями — прочие затраты, связанные с пре­тензиями и жалобами потребителей по качеству, анализом их причин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.035 с.)