Глава 5. Техническое регулирование. Подтверждение соответствия. Основы стандартизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Техническое регулирование. Подтверждение соответствия. Основы стандартизации



Глава 5. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ. ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Техническое регулирование

Техническое регулирование — правовое регулирование от­ношений в области установления, применения и исполнения требований к продукции или к связанным с ними процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации на обязательной и добровольной основе, выполнению работ или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В настоящее время в нашей стране основным нормативным правовым актом в области технического регулирования явля­ется Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ “О тех­ническом регулировании”.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

— применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути­лизации, выполнению работ или оказанию услуг;

— соответствия технического регулирования уровню раз­вития национальной экономики, развития материально-техни­ческой базы, а также уровню научно-технического развития;

— независимости органов по аккредитации, органов по сер­тификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и при­обретателей;

— единой системы и правил аккредитации;

— единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки со­ответствия;

— единства применения требований технических регламен­тов независимо от видов или особенностей сделок;

— недопустимости ограничения конкуренции при осуще­ствлении аккредитации и сертификации;

— недопустимости совмещения полномочий органа государ­ственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

— недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

— недопустимости внебюджетного финансирования госу­дарственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

— недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контро­ля (надзора) за соблюдением требований технических регламен­тов.

Технический регламент — документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования — продукции, процес­сам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути­лизации. Они являются исчерпывающими, имеют прямое дей­ствие на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, в технических регламентах содержатся обяза­тельные требования к правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации объектов технического регулирова­ния, предельные сроки оценки соответствия, требования к тер­минологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Требования, не включенные в технические регламенты, обя­зательного характера не носят.

Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юри­дических лиц, государственного или муниципального имуще­ства, охраны окружающей среды, жизни или здоровья живот­ных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуж­дение приобретателей.

Они устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, биологическую безо­пасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, по­жарную безопасность, промышленную безопасность, термичес­кую безопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, ядерную и радиационную безопасность, электро­магнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, единство измерений.

Технический регламент принимается федеральным зако­ном или постановлением Правительства Российской Федерации в установленном порядке.

Технические регламенты применяются равным образом и в равной мере независимо от страны, места происхождения про­дукции, осуществления процессов производства, хранения, пе­ревозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сде­лок, физических и юридических лиц, являющихся изготовите­лями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Технические регламенты должны быть приняты в тече­ние семи лет со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ “О техническом регулировании”, в том числе до 1 января 2010 г. — первоочередные, среди которых технический регламент “О безопасности пищевых продуктов”.

Обязательные требования к продукции, процессам произ­водства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в от­ношении которых технические регламенты в этот срок приня­ты не будут, по его истечении прекратят действие.

Федеральным органом исполнительной власти в сфере тех­нического регулирования и метрологии в настоящее время яв­ляется Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), находящееся в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ. На него так­же возложены функции национального органа по стандартизации. Ранее головным органом по стандартизации, сертифика­ции и метрологии являлся Госстандарт — Государственный ко­митет РФ по стандартизации и метрологии.

За соблюдением требований технических регламентов на стадии обращения продукции осуществляется государственный контроль (надзор). За нарушение требований технических рег­ламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполня­ющее функции иностранного изготовителя) несет ответствен­ность в соответствии с действующим законодательством Рос­сийской Федерации.

В случае, если в результате несоответствия продукции тре­бованиям технических регламентов, нарушений требований тех­нических регламентов при осуществлении процессов производ­ства, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному иму­ществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изго­товитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подтверждение соответствия

Подтверждение соответствия — документальное удос­товерение соответствия продукции или иных объектов, процес­сов производства, хранения, перевозки, реализации и утилиза­ции, выполнения работ или оказания услуг требованиям техни­ческих регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Подтверждение соответствия продукции и услуг является одной из составляющих механизма оценки их безопасности.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

- удостоверения соответствия продукции, процессов про­изводства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, ра­бот, услуг или иных объектов техническим регламентам, стан­дартам, сводам правил, условиям договоров;

- содействия приобретателям в компетентном выборе про­дукции, работ, услуг;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

- создания условий для обеспечения свободного переме­щения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно- технического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

- доступности информации о порядке осуществления под­тверждения соответствия заинтересованным лицам;

- недопустимости применения обязательного подтверж­дения соответствия к объектам, в отношении которых не уста­новлены требования технических регламентов;

- установления перечня форм и схем обязательного под­тверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

- уменьшения сроков осуществления обязательного под­тверждения соответствия и затрат заявителя;

- недопустимости принуждения к осуществлению добро­вольного подтверждения соответствия, в том числе в опреде­ленной системе добровольной сертификации;

- защиты имущественных интересов заявителей, соблю­дения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

- недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия применяется равным образом и в равной мере независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок, физических и юридических лиц, являющихся изгото­вителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Это означает, что импортируемая пищевая продукция, произведен­ная за рубежом, должна соответствовать российским требова­ниям к продукции такого рода, установленным в ее отношении.

Подтверждение соответствия на территории Российской Фе­дерации может носить добровольный и обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществля­ется в форме добровольной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия может осуще­ствляться для установления соответствия национальным стан­дартам, стандартам организаций, сводам правил, системам доб­ровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, хранения, пере­возки, реализации и утилизации, в отношении которых стан­дартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Подтверждение соответствия на добровольной основе осу­ществляет орган по сертификации по инициативе заявителя, на условиях заключаемого между ними договора.

Орган по сертификации — юридическое лицо или инди­видуальный предприниматель, аккредитованные в установлен­ном порядке для выполнения работ по сертификации. Орган по сертификации выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию, предоставляет пра­во на применение знака соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов.

Для объектов, подлежащих сертификации, может быть со­здана система добровольной сертификации.

Система сертификации — совокупность правил выполне­ния работ по сертификации, ее участников и правил функцио­нирования системы сертификации в целом.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и зарегистрирована федеральным органом исполнительной вла­сти по техническому регулированию. Система сертификации создается для определенного вида однородной продукции, вклю­чающего большие группы товаров, имеющих единое функцио­нальное назначение, принципы работы, методы контроля, ис­пытаний (например, система сертификации пищевых продук­тов и пищевого сырья). Системы сертификации должны иметь:

- определенную установленными объектами сертифика­ции и нормативными документами область распространения;

- организационную структуру и правила взаимодействия участников сертификации;

- единые правила и процедуры проведения сертификации;

- сертификат соответствия;

- знак соответствия — обозначение, служащее для инфор­мирования приобретателей о соответствии объекта сертифика­ции требованиям системы добровольной сертификации или на­циональному стандарту;

- реестр сертифицированных объектов и участников сис­темы.

Обязательное подтверждение соответствия осуществля­ется в формах принятия декларации о соответствии (декла­рирования соответствия) и обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится исключительно на соответствие требованиям технического рег­ламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия мо­жет быть только продукция, выпускаемая в обращение на тер­ритории Российской Федерации.

Выпуск в обращение продукции, подлежащей обязатель­ному подтверждению соответствия, возможен только после его осуществления. Перечни объектов, подлежащих обязательно­му подтверждению соответствия, утверждаются Правитель­ством РФ. Форма и схемы обязательного подтверждения соот­ветствия устанавливаются техническим регламентом.

Схема подтверждения соответствия — перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

Декларация о соответствии принимается производителем (поставщиком) только в отношении продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Перечень такой продукции утверждается Правительством Рос­сийской Федерации. Декларирование соответствия осуществ­ляется как на основании собственных доказательств, так и до­казательств, полученных с участием третьей, независимой от изготовителя и потребителя, стороны (органа по сертификации, аккредитованной испытательной лаборатории, центра).

При декларировании соответствия на основании собствен­ных доказательств заявитель самостоятельно формирует дока­зательственные материалы в целях подтверждения соответ­ствия продукции требованиям технических регламентов. В ка­честве доказательственных материалов используются техни­ческая документация, результаты собственных исследований, испытаний, измерений, другие документы.

При декларировании соответствия на основании собствен­ных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в доказательственные материалы протоколы исследований, испытаний, измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), предоставляет сертификат системы качества.

При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное на территории Российской Федерации юри­дическое или физическое лицо, являющееся изготовителем или продавцом либо выполняющее функции иностранного изгото­вителя.

Декларация о соответствии оформляется на русском язы­ке и должна содержать:

- наименование и местонахождение заявителя;

- наименование и местонахождение изготовителя;

- информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;

-наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

- указание на схему декларирования соответствия;

- заявление о безопасности продукции при ее использова­нии в соответствии с целевым назначением и принятии заяви­телем мер по обеспечению соответствия продукции требовани­ям технических регламентов;

- сведения о проведенных исследованиях, испытаниях, измерениях, сертификате системы качества, других докумен­тах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

- срок действия декларации, определяемый техническим регламентом.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. В роли орга­на по сертификации, как уже говорилось выше, может высту­пать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Орган по сертификации привлекает на договорной основе для проведения исследований, испытаний и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредито­ванные в установленном порядке, осуществляет контроль за объектами сертификации, ведет реестр выданных сертифика­тов соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов.

Порядок проведения сертификации. Заявитель подает в орган по сертификации заявку на проведение сертификации. Орган по сертификации рассматривает заявку и принимает ре­шение о проведении (отказе в проведении) сертификации. В слу­чае положительного решения орган по сертификации выбирает схему сертификации.

Схема сертификации — это совокупность и последователь­ность действий, операций, выполняемых независимой стороной для подтверждения соответствия. Схемы сертификации, при­меняемые для определенных видов продукции, устанавливают­ся соответствующим техническим регламентом. При выборе схем сертификации продукции учитываются особенности про­изводства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, затраты заявителя и требуемый уровень доказа­тельности сертификации. Действующие вплоть до принятия соответствующих технических регламентов схемы сертифика­ции приведены в приложении 6.

Далее отбирают образцы (пробы) продукции и направляют их на испытания в аккредитованную испытательную лаборато­рию. Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). В слу­чае, если это предусмотрено схемой сертификации, также мо­жет проводиться оценка производства.

Испытательная лаборатория оформляет результаты испы­таний соответствующими протоколами. Она несет ответствен­ность за их достоверность. Органы по сертификации не вправе предоставлять испытательным лабораториям сведения о зая­вителе. Испытательная лаборатория не имеет права ни толко­вать, ни разглашать полученные в ходе испытаний данные.

Результаты испытаний, оформленные в виде протокола, передаются в орган по сертификации. На основе анализа про­токолов испытаний, результатов оценки производств, сертифи­кации систем качества, анализа других необходимых докумен­тов о соответствии орган по сертификации проводит оценку со­ответствия продукции установленным требованиям путем срав­нения результатов испытаний с требованиями соответствующих нормативных документов.

При положительных результатах сертификации (в случае, если продукция соответствует установленным требованиям) орган по сертификации принимает решение о выдаче заявите­лю (изготовителю, поставщику) сертификата соответствия.

Сертификат соответствия — документ, удостоверяю­щий соответствие объекта требованиям технических регламен­тов, положениям стандартов, сводов правил или условиям до­говоров.

Сертификат соответствия включает в себя:

- наименование и местонахождение заявителя;

- наименование и местонахождение изготовителя продук­ции;

- наименование и местонахождение органа по сертифика­ции;

- информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;

- наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

- информацию о проведенных исследованиях, испытани­ях, измерениях;

- информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации для доказательств соответствия про­дукции требованиям технических регламентов;

- срок действия сертификата соответствия, определяемый техническим регламентом.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обяза­тельного подтверждения соответствия и действуют на всей тер­ритории Российской Федерации.

Сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии необходимо указывать в сопроводительной тех­нической документации и при маркировке продукции.

Продукция, соответствие которой требованиям техничес­ких регламентов подтверждено, маркируется знаком обраще­ния на рынке. Знак обращения на рынке — обозначение, слу­жащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям техничес­ких регламентов. Изображение знака обращения на рынке при­ведено на рис. 5.1.

В то же время вплоть до принятия соответствующих тех­нических регламентов продолжают действовать нормативные документы (ГОСТы, ТУ), содержащие обязательные требова­ния, на соответствие которым проводится сертификация. Про­дукция, прошедшая сертификацию с целью установления со­ответствия их требованиям, также обязана носить обозначение,

 

 

Рис. 5.1. Варианты изображения знака обращения на рынке

 

 

 

 

Рис. 5.2. Варианты изображения знака соответствия

служащее для информирования приобретателей о ее соответ­ствии требованиям государственных стандартов, технических условий, национальных стандартов, системы добровольной сер­тификации — знак соответствия. Изображение знака соответ­ствия приведено на рис. 5.2.

Четырехзначная буквенно-цифровая комбинация внизу изображения знака соответствия обозначает код подразделе­ния (органа), выдавшего сертификат соответствия. Если пред­приятие имеет систему менеджмента качества, сертифициро­ванную в соответствии с требованиями международного стан­дарта ИСО 9001:2000, специальную систему обеспечения каче­ства и безопасности (ХАССП) либо продукция прошла добро­вольную сертификацию, вверху и внизу знака соответствия де­лается соответствующая надпись (“Регистр ИСО 9001”, “ХАССП”, “Добровольная сертификация”).

В случае отрицательных результатов сертификации при­нимается решение об отказе в выдаче сертификата соответ­ствия. Продукция, не прошедшая сертификацию, не может ре­ализовываться на российском рынке.

В дальнейшем орган по сертификации осуществляет инс­пекционный контроль в целях подтверждения того, что про­дукция продолжает отвечать требованиям, соответствие кото­рым установлено при проведении сертификации.

Он проводится в течение срока действия сертификата со­ответствия и может быть организован в виде периодических (не реже одного раза в год) и внеплановых проверок. Критериями для определения периодичности инспекционного контроля слу­жат степень потенциальной опасности продукции, стабильность ее производства, объем выпуска, наличие системы качества и ДР-

По результатам инспекционного контроля, в случаях, ког­да установлено несоответствие продукции требованиям норма­тивных документов либо внесены изменения в конструкцию, состав, комплектность продукции, технологию ее производства, орган по сертификации вправе приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на право при­менения знака обращения на рынке или знака соответствия.

В целях обеспечения доказательности результатов прове­денной сертификации образцы, прошедшие испытания, хранят­ся в течение срока годности продукции или срока действия сер­тификата.

Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.

Основные издержки заявителя, связанные с проведением этих работ, складываются из оплаты работ органа по сертифи­кации, испытаний, оценки системы качества (при необходимос­ти), оценки и анализа производства, инспекционного контроля. Величина оплаты работ по подтверждению соответствия опре­деляется на основе расчетов и зависит от выбранной схемы сер­тификации, сложности продукции и примененного метода ис­пытаний.

Затраты по оплате работ, связанных с проведением под­тверждения соответствия, сертификации относятся заявителем на себестоимость продукции.

Если срок действия сертификата соответствия или декла­рации о соответствии истек либо их действие приостановлено или прекращено, реализация такой продукции должна быть приостановлена или прекращена.

Производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических рег­ламентов, должно быть приостановлено.

Юридические лица или индивидуальные предпринимате­ли, выступающие в качестве органа по сертификации, для вы­полнения работ по сертификации должны быть аккредитованы в установленном порядке.

Аккредитация — официальное признание органом по ак­кредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соот­ветствия.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

- подтверждения компетентности органов по сертифика­ции и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

- обеспечения доверия изготовителей, продавцов и при­обретателей к деятельности органов по сертификации и аккре­дитованных испытательных лабораторий (центров);

- создания условий для признания результатов деятель­ности органов по сертификации и аккредитованных испытатель­ных лабораторий (центров).

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе следующих принципов:

- добровольности;

- открытости и доступности правил аккредитации;

- компетентности и независимости органов, осуществля­ющих аккредитацию;

- недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

- обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

- недопустимости совмещения полномочий на аккредита­цию и подтверждение соответствия;

- недопустимости установления пределов действия доку­ментов об аккредитации на отдельных территориях.

Основы стандартизации

Стандартизация — деятельность по установлению пра­вил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции. Объектами стандартизации могут также выступать услуги, работы, производственные про­цессы.

Целями стандартизации являются:

- повышение уровня безопасности жизни и здоровья граж­дан, имущества физических и юридических лиц, государствен­ного и муниципального имущества, объектов с учетом риска воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

- обеспечение конкурентоспособности и качества продук­ции (работ, услуг), единства измерений, рационального исполь­зования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совме­стимости, сопоставимости результатов исследований (испыта­ний) и измерений технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

- содействие соблюдению требований технических регла­ментов;

- создание систем классификации и кодирования техни­ко-экономической и социальной информации, систем каталоги­зации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принци­пами:

- добровольного применения стандартов;

- максимального учета при разработке стандартов закон­ных интересов заинтересованных лиц;

- применения международного стандарта как основы раз­работки национального стандарта;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг;

- недопустимости установления стандартов, противореча­щих техническим регламентам;

- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в об­ласти стандартизации;

- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и со­циальной информации;

- стандарты организаций;

- своды правил.

Участники работ по стандартизации, а также национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономи­ческой и социальной информации, правила их разработки и при­менения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации. Информация о них и их разработке должна быть доступна заинтересованным лицам.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристи­ки продукции, правила осуществления и характеристики про­цессов производства, хранения, перевозки, реализации и ути­лизации. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образ­цов, требования к терминологии, символике, упаковке, марки­ровке или этикеткам и правилам их нанесения.

Различают международные стандарты — стандарты, принятые международными организациями, например ИСО (ISO), МЭК (IEC), и национальные стандарты — стандарты, утвержденные национальным органом по стандартизации. Меж­дународные стандарты должны, а национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве осно­вы для разработки проектов технических регламентов.

Национальный стандарт применяется на добровольной ос­нове равным образом и в равной мере независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок, физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, при­обретателями. Применение национального стандарта подтвер­ждается знаком соответствия национальному стандарту.

В национальных стандартах, сводах правил могут указы­ваться требования технических регламентов. Применение на добровольной основе национальных стандартов, сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соот­ветствующих технических регламентов.

Разработка национальных стандартов может также исполь­зоваться в целях стимулирования научно-технического прогрес­са, инвестиционной активности, регулирования внешнеторговой деятельности и т.д. (стандарты с прогрессивными показателя­ми и отложенным сроком введения в действие).

Общероссийские классификаторы технико-экономичес­кой и социальной информации — нормативные документы, рас­пределяющие технико-экономическую и социальную информа­цию в соответствии с ее классификацией и являющиеся обяза­тельными для применения при создании государственных ин­формационных систем и информационных ресурсов и межве­домственном обмене информацией. Они представляют собой систематизированные своды группировок определенных объек­тов классификации, содержащие их цифровые коды и наиме­нования, и разрабатываются на продукцию, услуги, производ­ственные процессы и их элементы, имеющие общенародное хо­зяйственное значение.

В настоящее время действуют следующие общероссийские классификаторы: стандартов (ОКС), услуг населению (ОКУН), информации по социальной защите населения (ОКИСЗН), про­дукции (ОКП), управленческой документации (ОКУД), изделий и конструкторских документов (ЕСКД), основных фондов (ОКОФ), валют (ОКВ), единиц измерения (ОКЕИ), информации

о населении (ОКИН), деталей, изготавливаемых сваркой, пай­кой, склеиванием и термической резкой (ОКД), деталей маши­ностроения и приборостроения (ОТКД), сборочных единиц ма­шиностроения и приборостроения (ОТКСЕ), стран мира (ОКСМ), информации об общероссийских классификаторах (ОКОК), ор­ганов государственной власти и управления (ОКОГУ), объек­тов административно-территориального деления (ОКАТО), предприятий и организаций (ОКПО), форм собственности (ОКФС), организационно-правовых форм (ОКОПФ), террито­рий муниципальных образований (ОКТМО), видов экономичес­кой деятельности, продукции и услуг (ОКДП), экономических регионов (ОКЭР), видов экономической деятельности (ОКВЭД), специальностей по образованию (ОКСО), специальностей выс­шей научной квалификации (ОКСВНК), начального професси­онального образования (ОКНПО), занятий (ОКЗ), профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ), видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ), гидроэнергетических ресурсов (ОКГР).

Стандарты организаций могут разрабатываться и утвер­ждаться ими самостоятельно исходя из необходимости их при­менения для общих целей стандартизации, для совершенство­вания производства и обеспечения качества продукции, работ, услуг, а также для распространения и использования получен­ных в различных областях знаний результатов исследований, испытаний, измерений и разработок. Порядок разработки, ут­верждения, учета, изменения и отмены стандартов организа­ций устанавливается ими самостоятельно.

В случае отсутствия национальных стандартов примени­тельно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения со­блюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам производства, хранения, пе­ревозки, реализации и утилизации разрабатываются своды пра­вил.

Свод правил — документ в области стандартизации, в ко­тором содержатся технические правила и (или) описание про­цессов производства, хранения, перевозки, реализации и ути­лизации продукции и который применяется на добровольной основе.

Национальным органом по стандартизации в настоящее время является Федеральное агентство по техническому регу­лированию и метрологии (Ростехрегулирование), находящееся в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ.

Национальный орган по стандартизации утверждает наци­ональные стандарты, принимает программу их разработки и организует экспертизу их проектов, обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам националь­ной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу, осуществляет учет нацио­нальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомен­даций в этой области, обеспечивает их доступность заинтересо­ванным лицам, организует опубликование национальных стан­дартов и их распространение, утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам.

Национальный орган по стандартизации представляет Рос­сийскую Федерацию в международных организациях, осуще­ствляющих деятельность в области стандартизации, участвует в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии.

Теоретической базой стандартизации является система предпочтительных чисел.

Предпочтительными числами называются числа, которые рекомендуется выбирать как преимущественные перед всеми другими при установлении величин параметров изделий (напря­жений электрического тока, чисел оборотов двигателей, мощ­ности, производительности и др.).

Ряды предпочтительных чисел должны удовлетворять сле­дующим требованиям:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.098 с.)