Анализ программы для 1 класса «Основы информационной культуры». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ программы для 1 класса «Основы информационной культуры».



Первый подход.

Для реализации фронтальной формы обучения информатике возможно орга­низовать изучение данного предмета в рамках одного урока в неделю в интеграции с предметами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD-ROM-устройством. Также данный компьютер может быть подключен к локальной сети школы и иметь выход в Интернет.

Второй подход.

Для реализации групповой формы обучения информатике возможно органи­зовать компьютерную поддержку урока информатики в рамках одного урока в неде­лю без деления класса на подгруппы в информационном центре школы.

В информационном центре школы можно организовать обучение информати­ке с помощью метода проектов.

Третий подход.

Данный подход реализует индивидуальную форму организации обучения информатике с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока в неделю.

При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный ди­ректором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики

Вопрос 16 Иминова Гульвира

Подходы и принципы к изучению информатики младшими школьниками.

1.Принцип имитации серьёзной деятельности. Работа на уроке должна имитировать профессиональную деятельность человека. Учитель: ”мы сейчас напишем программу, которой будут пользоваться первоклассники”. Очень важным является то, что результатом обучения должна являться оценка этой деятельности, причем оценивать можно по различным качествам. Пример, за правильно выполненное или полностью выполненное задание, за правильно оформленное решение. Следует объяснить детям, что оценка ставится за то, что они сделали сегодня, а не за его способности.

2.Принцип проблемно-игровой. Желательно чтобы тема урока содержала в себе определенную проблему, либо не разрешенную по сей день, либо спец-но сформулир-ую для обсуждения на уроке. Причем само обсуждение не обязательно должно быть построено в форме дискуссии, это м/б и беседа, и диалог, и игра.

3.Принцип предварительного соглашения. В начале курса или блока учитель и дети договариваются, по каким правилам они сегодня играют. Это позволяет проводить урок более эффективно и быстрее, поскольку детский коллектив само организуется.

4.Принцип рефлексии. По ходу урока дети иногда забывают, какую цель они должны достичь. Поэтому время от времени учитель задаёт вопросы. Например: Зачем мы это делаем?, С какой целью?, Почему именно так, а не иначе? и т.д.

5.Принцип гуманизма. В идеале отн-ния на уроке д/ны строится след-им образом: ученик – это человек и следовательно имеет право на ошибку, учитель – это человек и тоже имеет право на ошибку. Не знать и не уметь не стыдно. Стыдно повторять одну и ту же ошибку много раз. Как бы сильно не провинился ученик, всегда найдется то, за что его м/но похвалить.

6.Принцип игровой деятельности. Ведущим видом деятельности для младшего школьника является игра. Поэтому необходимо как можно более активнее включать её в различные этапы урока. Особенно популярны ролевые игры.

7. Принцип сохранения информации. Является одной из характеристик учителя. Учителю важно вести записи не только до урока, но и после него (как прошёл урок, какие моменты вызвали вопросы, на сколько была достигнута цель урока и т.д.), т. к. бывает, что события на уроке развивались гораздо интереснее и эффективнее, чем это было запланировано. При этом возможны вопросы: возможно ли осуществить тоже самое с др. классом, с уч-ся др. возраста, в чем причина того, что урок прошел лучше, чем было запланировано?

8. Организация творческой работы учащихся. Например, когда учащиеся знакомятся с понятиями мышь и клавиатура можно предложить написать короткий рассказ или стихотворение на тему как встретились мышиный и текстовый курсоры. Так же можно провести выставку комп. рисунков и т.п.

14) Руководство учебной деятельностью учащихся на уроках информатики.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся на занятии можно, и при использовании дидактического правила, гласящего, что сначала учитель ставит конкретное задание, которое должны будут выполнять учащиеся в процессе ознакомления с материалом, и лишь затем предлагает им читать учебник, слушать объяснение учителя, вызванного ученика. Подбирая задания к занятию, важно учитывать, что они должны быть посильными для всех учащихся, иначе у них теряется уверенность и ослабляется внимание. Все учащиеся должны обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения задания, в противном случае часть класса не принимает участия в работе. Все учащиеся должны быть уверены в том, что справятся с заданием. Создавая планы уроков, необходимо добиваться того, чтобы планируемые результаты оказывали существенное влияние на повышение качества обучения и более эффективно реализовывали все возможности программы курса. Для этого они должны удовлетворять след. требованиям: быть конкретными, реалистичными и открытыми, т.е. ученик должен понимать, сто от него требуют и как это выполнить. С помощью проверки перед изучением нового материала выявляются знания и умения, которые должны были стать опорными для его полного понимания и усвоения. При объяснении нового материала проверка является «обратной связью» между учениками и учителем, играет важную обучающую роль. Для концентрации внимания учеников на основных вопросах, выделения ими главного в изучаемом материале им задаются нацеливающие вопросы. При повторении и закреплении знаний, умений и навыков проверка играет не только выявляющую, контролирующую роль, но и служит для уточнения и расширения знаний. Практические и самостоятельные работы, зачеты должны стать видом отчетности школьников о своих учебных успехах. Основные виды деятельности учащихся при текущем опросе следующие: составление алгоритмов и программ, выполнение упражнений и практических работ

 

Анализ программы для 1 класса «Основы информационной культуры».

 

• Знакомство с компьютерным классом, правилами поведения и техникой безопасности в кабинете информатики;

• Формирование понятий об информации и ее видах: зрительной, вкусовой, обонятельной, осязательной;

• Системный подход к рассмотрению объектов, их свойств, таких, как цвет, форма, состав, одинаковые и противоположные свойства, построение объекта по заданным свойствам, действия объектов;

• Введение понятий последовательности, порядок действий в последовательности;

• Знакомство с понятием «множество», сравнение множеств, классификация множеств;

• Формирование первоначальных навыков работы с мышью, клавиатурой;

• Знакомство с простейшим тренажером.

Анализ программы для 4 класса «Основы информационной культуры».

Основная цель данного курса-как можно раньше начать формирование у детей операционного стиля мышления (логическое мышления), так как психологи отмечают, что для человека в жизни порой важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько развитое мышление, его способность к анализу, обобщению полученной информации и умение принимать решения.

Курс рассчитан на 1 час в неделю в 1-4 классах с общим объемом 136 часов.

В программе каждого класса учтены возрастные особенности учащихся и уровень сформированности общих знаний.

4 класс.

-введение в алгоритмизацию;

-формирование первоначальных представлений об алгоритмах: линейных, разветвляющихся, циклических;

-пропедевтика понятий: «исполнитель», «среда», и «система команд исполнителя»;

-овладение навыками составления простейших алгоритмов;

-введение понятия «Черный ящик»;

-знакомство с простейшими исполнителями: Робот, Перевозчик, Водолей, Кузнечик;

-знакомство с компьютерами сетями и информационной безопасностью;

-отработка клавиатурных навыков.

Способы описания алгоритмов

Словесный- запись на естественном языке

Графический- изображение из графических символов

Псевдокоды- описания на условном алгоритмическом языке

Программный- тексты на языках программирования

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к преподавателю (лаборанту).

При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю (лаборанту).

25. Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, мотивационную. В довершении к этому, посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т.е. игра в данном случае выполняет контрольно-коррекционную функцию.Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.Дидактическая игра – это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.Необходимо обратить внимание на заключительный этап дидактической игры – ее анализа. Анализ дидактической игры должен происходить как на уровне класса, можно в различных формах (устно, поочередно или выборочно, письменно, например, в форме анкетирования), так и на педагогическом уровне, для чего на урок приглашаются другие учителя.Дидактической игрой создаются все необходимые условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций. За счет деятельностных мотивов учащиеся вовлекаются в игру в условиях ее неопределенности, непредсказуемости. В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенности дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде. Конечно, нельзя противопоставить дидактическую игру и урок информатики, но в ситуации дидактической игры усвоение знаний происходит эффективнее. Самое главное – дидактическая задача в дидактической игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем взаимоотношения между учащимися и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.

Тайшыман Айзада

Самостоятельная работа учащихся на уроках информатики

Самостоятельная работа обучающихся на уроках – познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Учитель, наблюдая за работой учеников, может сразу же сделать вывод, как усвоен материал урока. Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредотачиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов. Это позволяет формировать у каждого учащегося умения и навыки самостоятельно добывать знания; развивать самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность; учитывая индивидуальные особенности каждого ученика соответствующие его подготовке и возможностям, осуществлять степень помощи ученику; создать условия для демонстрации успеха каждого учащегося. В ходе выполнения самостоятельной работы у обучающихся формируется самооценка, повышается критичность, рефлективность, обоснованность. Организация самостоятельной работы возможна на всех этапах изучения материала: формирования новых знаний, закрепления изученного материала и обобщения и систематизации знаний. Оптимальное использование самостоятельной работы учащихся на уроке информатики поможет успешно формировать общеучебные знания и умения и воспитать творческую личность. Использование различных видов самостоятельных работ помогает учителю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Класс

· знакомство с некоторыми понятиями алгебры логики: высказывание, истина, ложь, отрицание;

· продолжение знакомства с составом и устройством компьютера;

· расширение представлений об информации и кодировании информации;

· формирование представлений об источниках и приемниках информации;

· введение понятий: «обмен информацией» и «каналы получения информации»;

· знакомство с действиями над информацией;

формирование навыков работы с инструментами графического редактора

Sый вопрос: Рекомендаций по учебной деятельности учащихся по информатике.

1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.

2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.

3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам.

4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.

5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.

6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.

Уроки в компьютерном классе рекомендуется проводить совместно с лаборантом.

11.Логико-дидактический анализ понятий важнейших понятий и способов действий в алгоритмическом курсе.

Алгоритмический курс связан с такими понятиями как:

Алгоритм. Слово алгоритм происходит от algorithmi – латинской формы написания имени великого математика IX в. Аль Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий. Первоначально под алгоритмами и понимали только правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. В дальнейшем это понятие стали использовать вообще для обозначения последовательности действий, приводящих к решению поставленной задачи.

 

Анализ примеров различных алгоритмов показывает, что запись алгоритма распадается на отдельные указания исполнителю выполнить некоторое законченное действие. Каждое такое указание называется командой. Команды алгоритма выполняются одна за другой. После каждого шага исполнения алгоритма точно известно, какая команда должна выполнятся следующей. Совокупность команд, которые могут быть выполнены исполнителем, называется системой команд исполнителя.

Свойства алгоритмов:

1. Поочередное выполнение команд алгоритма за конечное число шагов приводит к решению задачи, к достижению цели. Разделение выполнения решения задачи на отдельные операции (выполняемые исполнителем по определенным командам) – важное свойство алгоритмов, называемое дискретностью.

2. Каждый алгоритм строится в расчете на некоторого исполнителя. Для того чтобы исполнитель мог решить задачу по заданному алгоритму, необходимо, чтобы он был в состоянии понять и выполнить каждое действие, предписываемое командами алгоритма. Такое свойство алгоритмов называется определенностью ( или точностью) алгоритма. (Например, в алгоритме указано, что надо взять 3—4 стакана муки. Какие стаканы, что значит 3—4, какой муки?)

3. Еще одно важное требование, предъявляемое к алгоритмам, - результативность ( или конечность) алгоритма. Оно означает, что исполнение алгоритма должно закончиться за конечное число шагов.

4. Универсальность. Алгоритм должен быть составлен так, чтобы им мог воспользоваться любой исполнитель для решения анало­гичной задачи. (Например, правила сложения и умножения чисел годятся для любых чисел, а не для каких-то конкретных.)

Таким образом, выполняя алгоритм, исполнитель может не вникать в смысл того, что он делает, и вместе с тем получать нужный результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.

 

Способы действия:

Способы задания алгоритма:

  • словесный, (недостаток–многословность, возможна неоднозначность–«он встретил ее на поле с цветами»),
  • табличный (физика, химия и т. д.),
  • графический (блок-схемы).

 

Первый подход.

Для реализации фронтальной формы обучения информатике возможно орга­низовать изучение данного предмета в рамках одного урока в неделю в интеграции с предметами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD-ROM-устройством. Также данный компьютер может быть подключен к локальной сети школы и иметь выход в Интернет.

Второй подход.

Для реализации групповой формы обучения информатике возможно органи­зовать компьютерную поддержку урока информатики в рамках одного урока в неде­лю без деления класса на подгруппы в информационном центре школы.

В информационном центре школы можно организовать обучение информати­ке с помощью метода проектов.

Третий подход.

Данный подход реализует индивидуальную форму организации обучения информатике с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока в неделю.

При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный ди­ректором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики

Вопрос 16 Иминова Гульвира

Подходы и принципы к изучению информатики младшими школьниками.

1.Принцип имитации серьёзной деятельности. Работа на уроке должна имитировать профессиональную деятельность человека. Учитель: ”мы сейчас напишем программу, которой будут пользоваться первоклассники”. Очень важным является то, что результатом обучения должна являться оценка этой деятельности, причем оценивать можно по различным качествам. Пример, за правильно выполненное или полностью выполненное задание, за правильно оформленное решение. Следует объяснить детям, что оценка ставится за то, что они сделали сегодня, а не за его способности.

2.Принцип проблемно-игровой. Желательно чтобы тема урока содержала в себе определенную проблему, либо не разрешенную по сей день, либо спец-но сформулир-ую для обсуждения на уроке. Причем само обсуждение не обязательно должно быть построено в форме дискуссии, это м/б и беседа, и диалог, и игра.

3.Принцип предварительного соглашения. В начале курса или блока учитель и дети договариваются, по каким правилам они сегодня играют. Это позволяет проводить урок более эффективно и быстрее, поскольку детский коллектив само организуется.

4.Принцип рефлексии. По ходу урока дети иногда забывают, какую цель они должны достичь. Поэтому время от времени учитель задаёт вопросы. Например: Зачем мы это делаем?, С какой целью?, Почему именно так, а не иначе? и т.д.

5.Принцип гуманизма. В идеале отн-ния на уроке д/ны строится след-им образом: ученик – это человек и следовательно имеет право на ошибку, учитель – это человек и тоже имеет право на ошибку. Не знать и не уметь не стыдно. Стыдно повторять одну и ту же ошибку много раз. Как бы сильно не провинился ученик, всегда найдется то, за что его м/но похвалить.

6.Принцип игровой деятельности. Ведущим видом деятельности для младшего школьника является игра. Поэтому необходимо как можно более активнее включать её в различные этапы урока. Особенно популярны ролевые игры.

7. Принцип сохранения информации. Является одной из характеристик учителя. Учителю важно вести записи не только до урока, но и после него (как прошёл урок, какие моменты вызвали вопросы, на сколько была достигнута цель урока и т.д.), т. к. бывает, что события на уроке развивались гораздо интереснее и эффективнее, чем это было запланировано. При этом возможны вопросы: возможно ли осуществить тоже самое с др. классом, с уч-ся др. возраста, в чем причина того, что урок прошел лучше, чем было запланировано?

8. Организация творческой работы учащихся. Например, когда учащиеся знакомятся с понятиями мышь и клавиатура можно предложить написать короткий рассказ или стихотворение на тему как встретились мышиный и текстовый курсоры. Так же можно провести выставку комп. рисунков и т.п.

14) Руководство учебной деятельностью учащихся на уроках информатики.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся на занятии можно, и при использовании дидактического правила, гласящего, что сначала учитель ставит конкретное задание, которое должны будут выполнять учащиеся в процессе ознакомления с материалом, и лишь затем предлагает им читать учебник, слушать объяснение учителя, вызванного ученика. Подбирая задания к занятию, важно учитывать, что они должны быть посильными для всех учащихся, иначе у них теряется уверенность и ослабляется внимание. Все учащиеся должны обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения задания, в противном случае часть класса не принимает участия в работе. Все учащиеся должны быть уверены в том, что справятся с заданием. Создавая планы уроков, необходимо добиваться того, чтобы планируемые результаты оказывали существенное влияние на повышение качества обучения и более эффективно реализовывали все возможности программы курса. Для этого они должны удовлетворять след. требованиям: быть конкретными, реалистичными и открытыми, т.е. ученик должен понимать, сто от него требуют и как это выполнить. С помощью проверки перед изучением нового материала выявляются знания и умения, которые должны были стать опорными для его полного понимания и усвоения. При объяснении нового материала проверка является «обратной связью» между учениками и учителем, играет важную обучающую роль. Для концентрации внимания учеников на основных вопросах, выделения ими главного в изучаемом материале им задаются нацеливающие вопросы. При повторении и закреплении знаний, умений и навыков проверка играет не только выявляющую, контролирующую роль, но и служит для уточнения и расширения знаний. Практические и самостоятельные работы, зачеты должны стать видом отчетности школьников о своих учебных успехах. Основные виды деятельности учащихся при текущем опросе следующие: составление алгоритмов и программ, выполнение упражнений и практических работ

 

Анализ программы для 1 класса «Основы информационной культуры».

 

• Знакомство с компьютерным классом, правилами поведения и техникой безопасности в кабинете информатики;

• Формирование понятий об информации и ее видах: зрительной, вкусовой, обонятельной, осязательной;

• Системный подход к рассмотрению объектов, их свойств, таких, как цвет, форма, состав, одинаковые и противоположные свойства, построение объекта по заданным свойствам, действия объектов;

• Введение понятий последовательности, порядок действий в последовательности;

• Знакомство с понятием «множество», сравнение множеств, классификация множеств;

• Формирование первоначальных навыков работы с мышью, клавиатурой;

• Знакомство с простейшим тренажером.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.046 с.)