Институт информатики и телематики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт информатики и телематики



Институт информатики и телематики

Кафедра Информатики и вычислительной техники

 
 
УТВЕРЖДАЮ Директор Института Информатики и телематики   _________________ Швец С.В.   «» ___________ 20__ г.

 

 


ОПД.Ф.09 «Базы данных»

 

 

Рабочая программа

дисциплины по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»

 

 

Курс 3

Учебный план набора 2007 года

Форма обучения: очная

Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО: 140 часов

 

г. Абакан, 2009 г.


1. Рабочая программа СОСТАВЛЕНА в соответствии с ГОС ВПО по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» утвержденного «» ___________ 20__ г.

 

2. Разработчик рабочей программы

 

Ст. преподаватель кафедры ИВТ ____________ Романюк В.В.

3. Рабочая программа ПРИНЯТА на заседании кафедры «Информатики и вычислительной техники»

 

«» ___________ 20__ г. протокол № ___________

 

Зав. кафедрой _______________________/___________________________________

(подпись) (расшифровка)

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

 

«» ___________ 20__ г. протокол № ___________

 

Зав. кафедрой_______________________/___________________________________

(подпись) (расшифровка)

5. В рабочую программу ВНЕСЕНЫ изменения и дополнения на заседании кафедры.

 

«» ___________ 20__ г. протокол № ___________

 

Зав. кафедрой_______________________/___________________________________

(подпись) (расшифровка)

«» ___________ 20__ г. протокол № ___________

 

Зав. кафедрой_______________________/___________________________________

(подпись) (расшифровка)

 

 


1. Пояснительная записка

«Базы данных» как учебная дисциплина является одной из обязательных для изучения всеми студентами информационных специальностей высшего профессионального образования. Данный предмет включен в федеральный компонент цикла обще профессиональных дисциплин (ОПД.Ф.09.) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования Российской Федерации 27 марта 2000 г. по направлению подготовки дипломированного специалиста 654600 «Информатика и вычислительная техника» реализующего в рамках данного направления, в том числе, специальность 230105 (220400) «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

1.1. Цели и задачи дисциплины

Целью введения дисциплины «Базы данных» в структуру обще профессиональной подготовки специалистов данной специальности является формирование у специалиста способностей проектировать, разрабатывать, использовать и сопровождать различные информационные системы, реализуемые для любых предприятий с любым характером деятельности, весьма актуальных в период формирования и развития информационного общества.

Цель дисциплины – формирование у студента фундамента современной информационной культуры в области создания и развития информационных систем и баз данных с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

· усвоение студентами основных элементов информационной культуры в области создания и развития информационных систем и баз данных, как значимой составляющей их будущей профессиональной деятельности;

· формирование у будущих специалистов умений и навыков практического применения технических и программных средств реализации информационных систем и баз данных.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Будущий специалист должен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики:

Иметь представление:

· о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе;

· о возможностях современных научных методов познания природы;

· об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

· о математических моделях как средствах формального описания и анализа процессов и явлений;

· о тенденциях развития структур данных и алгоритмов их оптимальной обработки;

· об автоматизации моделирования информационных вычислительных систем;

· о составе, структуре, функциях, принципах функционирования и способах применения всех видов системного, инструментального и прикладного ПО;

· об основных методах построения и анализа алгоритмов;

· о направлениях развития методов и программных средств коллективной разработки ПО;

· о проблемах и направлениях развития системных программных средств.

Знать:

· современные информационные технологии, применяемые в сфере профессиональной деятельности;

· технологии и инструментальные средства, применяемые на всех этапах разработки информационных систем и баз данных;

· способы эффективной реализации структур данных, методы и алгоритмы их оптимальной обработки, способы и средства организации файловых систем;

· модели и способы организации баз данных, основные конструкции языков манипулирования данными;

· задачи, методы и приемы аналитической верификации информационных систем и баз данных;

· методы и средства тестирования, отладки и испытаний программных продуктов, использующих базы данных;

· модели жизненного цикла программ, использующих базы данных;

· методы и средства защиты информации в информационных системах и базах данных;

· методы обеспечения надежности и информационной безопасности программ, использующих базы данных.

Уметь:

· на научной основе организовать свой труд;

· поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией информационных систем и баз данных;

· строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

· использовать различные методы разработки и анализа алгоритмов, моделей и структур данных, объектов и интерфейсов;

· использовать методы анализа и проектирования баз данных и знаний;

· использовать методы и средства анализа, для описания и проектирования человеко-машинного взаимодействия;

· использовать современные инструментальные средства разработки пользовательского интерфейса;

· кооперироваться с коллегами и работать в коллективе при создании и использовании больших информационных систем.

Иметь опыт:

· применения баз данных в работе современных системных программных средств: операционных систем, операционных оболочек, сервисных программ;

· выбора архитектуры и комплексирования современных ЭВМ, систем, комплексов и сетей;

· построения основных моделей информационных технологий и способов их применения для решения задач в предметных областях;

· выбора, проектирования, реализации, оценки качества, анализа эффективности и сопровождения программного обеспечения, использующего базы данных, для решения задач в прикладных областях народного хозяйства.

 

1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Инженер по направлению подготовки специалиста “Информатика и вычислительная техника” в соответствии с требованиями “Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих”, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98, №37 может занимать непосредственно после окончания вуза следующие должности: инженер; инженер - программист; инженер - электроник; инженер по автоматизированным системам управления; инженер по наладке и испытаниям и другие должности, соответствующие его квалификации.

Инженер по направлению подготовки “Информатика и вычислительная техника” может в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

· проектно-конструкторская;

· производственно технологическая;

· организационно-управленческая;

· научно-исследовательская;

· эксплуатационная.

Выпускники могут в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.

Данная дисциплина - «Базы данных» позволяет инженеру проектировать, разрабатывать, использовать и сопровождать различные информационные системы, реализуемые для предприятий с любым характером деятельности.

Обязательное изучение дисциплины «Базы данных» необходимо инженеру по направлению подготовки “Информатика и вычислительная техника” при решении следующих профессиональных задач в зависимости от вида профессиональной деятельности:

1. Проектно-конструкторская деятельность:

· определение целей проектирования, критериев эффективности, ограничений будущей информационной системы;

· системный анализ объектов предметной области, и их взаимосвязей;

· выбор исходных данных для проектирования информационной системы;

· разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности и неопределенности;

· планирование и реализация проекта информационной системы;

· оценка надежности и качества функционирования информационной системы;

· обеспечения условий безопасной жизнедеятельности;

· расчет экономической эффективности;

· разработка, согласование и выпуск всех видов проектной документации.

2. Производственно технологическая деятельность:

· технология разработки различных информационных систем и, в частности, «Баз данных».

3. Организационно-управленческая деятельность:

· организация взаимодействия коллективов разработчика, заказчика и конечного пользователя, а также разработчиков различных специальностей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;

· нахождения компромисса между различными требованиями, таких как, стоимость, качество, сроки исполнения, как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании, и нахождение оптимальных решений;

· оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества объекта проектирования;

· организация контроля качества входной информации.

4. Научно-исследовательская деятельность:

· разработка и исследование теоретических и экспериментальных моделей объектов профессиональной деятельности;

· разработка и исследование методик анализа, синтеза, оптимизации и прогнозирования качества процессов функционирования этих объектов.

5. Эксплуатационная деятельность:

· организация внедрения объекта проектирования в опытную эксплуатацию;

· организация внедрения объекта проектирования в промышленную эксплуатацию;

· сопровождение готовых проектов информационных систем.

1.4. Принципы построения курса дисциплины в рамках модульно рейтинговой системы обучения

Курс дисциплины построен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Цели курса в большей степени сформулированы в терминах «знать и уметь использовать» и «иметь опыт», чем повышена практическая направленность изучаемой дисциплины.

Главной частью курса является изучение основ построения нормализованных моделей реляционных баз данных, и создание на их основе логически-грамотных и экономичных проектных решений, обеспечивающих вооружение будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для разработки программных продуктов, использующих базы данных.

Дисциплина построена на основе модульно рейтинговой системы обучения (МРСО), при которой осуществляется структурирование содержания учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится регулярная оценка знаний и умений студентов в течение семестра.

Все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе изучения дисциплины, оцениваются в рейтинговых баллах. Рейтинговые баллы набираются в течении всего периода обучения по дисциплине, и фиксируются путем занесения в единую ведомость в журнале учёта работы преподавателя в группе, при проведении контролирующих мероприятий.

Положение о МРСО доводится до студента в начале семестра и не может изменяться до его окончания. В начале семестра студенты получают полную информацию о количестве и составе модулей дисциплины на первом семинарском занятии по дисциплине.

Студентам разъясняются принципы формирования рейтинга по дисциплине и сообщаются контрольные сроки выполнения и сдачи заданий и контрольных работ на первом семинарском занятии по дисциплине.

При отсутствии студента на этом занятии информацию о положении МРСО студент может самостоятельно получить на информационном сервере дисциплины в файле «Методические рекомендации по порядку освоения студентом дисциплины с учётом МРСО.doc»

Подробные сведения о набранных баллах в период изучения каждого модуля заносятся преподавателем в рейтинг-карту дисциплины, которая хранится в журнале группы.

Дисциплина разбита на пять модулей, входной модуль, три базовых модуля, по числу проводимых в институте «Информатики и телематики» контрольных недель плюс один модуль перед аттестационной сессией, и итоговый модуль.

Входной модуль содержит контроль выявления базовых знаний и умений по предшествующим смежным дисциплинам, максимально студент может получить до четырёх баллов.

По окончании изучения каждого базового модуля студентами выполняется контрольная работа. Результаты выполнения каждой из трех контрольных работ оцениваются рейтингом, максимально пять баллов.

Основная задача итогового модуля проконтролировать выполнение студентом всех обязательных для выполнения работ и получения им допуска к аттестационной сессии в установленные графиком учебного процесса сроки.

Освоение содержания дисциплины «Базы данных» предусматривает чтение лекций по темам раздела, проведение семинарских и лабораторных занятий, выполнение студентом курсовой работы, выполнение контрольных работ по итогам модуля.

Посещение лекций не контролируется преподавателем. Студент для восстановления информационного вакуума по пропущенной теме имеет возможность самостоятельно изучить данную тему на основе предложенной учебной и дополнительной литературы, а также курса лекций по дисциплине.

Посещение семинарских и лабораторных занятий обязательно. За работу на семинаре студент может набрать максимально до пяти баллов, а на лабораторном занятии до трёх баллов. В случае отсутствия студента во время данных занятий по уважительной причине, студент имеет возможность самостоятельно получить задание на информационном сервере дисциплины.

Особенностью построения курса является предоставление возможности студенту самостоятельно выбирать прикладную задачу для выполнения курсовой работы, объединяться в группы при решении объемных задач, а также задач требующих сетевых решений. В альтернативном варианте студент выбирает тему из предложенного преподавателем списка и исходя из собственных приоритетов. Но, одна и та же тема не может повторятся в данной группе.

Тема курсовой работы должна быть выбрана студентом и зарегистрирована у преподавателя в течение первых двух недель от начала семестра. Курсовая работа оценивается рейтингом максимально до сорока баллов.

В рамках освоения дисциплины студенту предлагается оформить одну самостоятельную работу по определенной теме в виде реферата. Написание реферата не является обязательным видом работ, но позволяет студенту дополнительно повысить свой рейтинг в рамках МРСО. Максимальный балл за выполнение реферата пятнадцать баллов.

Дисциплина «Базы данных» завершается экзаменом. Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита всех лабораторных заданий, выполнение всех контрольных работ, выполнение и защита курсовой работы по дисциплине.

Экзамен проводится в два этапа, то есть студент выполняет тест, после успешного прохождения которого, студент решает контрольную задачу и защищает её у преподавателя.

По итогам модульно рейтинговой системы обучения студент может не сдавать экзамен, в случае если он набирает за семестр по дисциплине свыше 87 %, что составляет от 87 до 100 баллов, и получает оценку «отлично».

Если студент набирает за семестр по дисциплине от 73% до 86 %, что составляет от 73 до 86 баллов, то он сдает экзамен только по результатам проведения теста.

Если студент набирает за семестр по дисциплине менее 73%, что составляет 73 балла, то он сдает экзамен в установленном порядке, но только после получения допуска.

Расчётная величина максимального рейтинга дисциплины в баллах составляет 100 баллов. С учётом необязательного вида работ 115 баллов.

 

1.5. Организационно-методический план

Таблица 1

Вид учебной работы Количество часов Семестр
I. Аудиторная:    
1.1 Лекции    
1.2. Лабораторные работы    
1.3. Семинары    
1.4. Консультации 3,6  
ИТОГО:    
II. Внеаудиторная:    
2.1. Курсовые работы    
2.4. Самостоятельное изучение тем разделов    
2.6. Проработка и повторение лекционного материала и учебных пособий    
2.7. Подготовка к зачету, экзамену    
ИТОГО:    
III. Итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет):    
Экзамен    
ИТОГО:    
Общая трудоемкость дисциплины    

1.6. Структура учебно-методического комплекса дисциплины.

Таблица 2

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
1. Программный элемент
1.1. Рабочая программа учебной дисциплины.doc Романюк В.В. Базы данных. Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
1.2. ГОСТ ВПО по направлению 654600 – ИВТ по специальности 220400.doc ГОСТ ВПО по направлению 654600 – ИВТ по специальности 220400 - Москва. Министерство образования российской федерации, 2000 (рукопись, электронная версия) Кафедра ИВТ
1.3. Выписка из стандарта БД 230105 - 220400.doc   Кафедра ИВТ
1.4. Карта УМКД.doc   Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2. Теоретический элемент
2.1. Основная литература  
2.1.1. Коннолли, Томас, Бегг, Каролин. Базы данных. Проектирование, реализация, и сопровождение. Теория и практика. 3-е издание.:Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 1440 с.: ил. – Парал. тит. англ. Библиотека ХГУ
2.1.2. Роб П., Коронел К. Системы баз данных: проектирование, реализация и управление. – 5-е изд., перераб. и доп.: Пер. с англ. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.-1040 с.: ил. Библиотека ХГУ
2.1.3. Коннолли, Бегг, Базы данных, 3-е издание.pdf Коннолли Томас. Базы данных. Проектирование, реализация, и сопровождение. Теория и практика [Электронный ресурс] / Коннолли, Томас, Бегг, Каролин. – электрон. дан. –. 3-е издание.:Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 1440 с.: ил. – Парал. тит. англ. - Режим доступа к дан.: Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.2 Дополнительная литература  
2.2.1. Гарсиа М.Ф. Microsoft SQL Server 2000. Справочник администратора. /М.Ф. Гарсиа, Дж. Рединг, Э. Уолен, С.А. ДеЛюк /Пер. с англ. – М.: Издательство ЭКОМ, 2002. – 976 с.: ил. Библиотека ХГУ  
2.2.2. И.А. Харитонова. Microsoft ® Access 2000./ Харитонова И.А., Михеева В.Д. – СПб.: БХВ - Петербург, 2001. – 1088 с.: ил. Библиотека ХГУ  
2.2.3 MS Access 2002. Шаг за шагом.pdf Microsoft Access 2002. Русская версия. Шаг за шагом: Практ. Пособ. [Электронный ресурс] /Пер. с англ. – М.: Издательство ЭКОМ, 2002. – 352 с.: илл. Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.2.4. MS SQL Server 2005.Реализация и обслуживание.pdf Microsoft SQL Server 2005. Реализация и обслуживание. Учебный курс Microsoft. [Электронный ресурс] /Пер. с англ. – М.: «Русская Редакция», СПб.:»Питер», 2007. – 768 стр.: ил. Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.2.5. Андерсен В. MS Access Проблемы и решения.pdf Андерсен В. Базы данных Microsoft Access. Проблемы и решения: Практ. Пособ. [Электронный ресурс] /Пер. с англ. – М.: Издательство ЭКОМ, 2001. – 384 с.: илл. Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.2.6. Виллариал Б. Программирование на Access в примерах.pdf Виллариал Б. Программирование Access 2002 в примерах: [Электронный ресурс] Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.-496 с. Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.2.7. Райордан Р. Основы реляционных баз данных.pdf Райордан Р. Основы реляционных баз данных [Электронный ресурс] /Пер. с англ. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2001. – 384 с.: ил. Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.3 Курс лекций  
2.3.1 Роль БД среди других разновидностей информационных систем Романюк В.В. Роль БД среди других разновидностей информационных систем. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). - Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.3.2 Модели данных первого уровня Романюк В.В. Модели данных первого уровня. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). - Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.3.3 Модели данных второго уровня Романюк В.В. Модели данных второго уровня. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.3.4 Пост реляционные модели данных. Объектно-ориентированные и объектно-реляционные базы данных Романюк В.В. Пост реляционные модели данных. Объектно-ориентированные и объектно-реляционные базы данных. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.3.5 Построение проекта базы данных Романюк В.В. Построение проекта базы данных. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.3.6 Практическая реализация проекта на СУБД MS Access 2003 Романюк В.В. Практическая реализация проекта на СУБД MS Access 2003. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). - Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.3.7 Защита баз данных Романюк В.В. Защита баз данных. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.3.8 Администрирование проекта базы данных Романюк В.В. Администрирование проекта базы данных. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.3.9 Реляционная алгебра и реляционное исчисление отношений Романюк В.В. Реляционная алгебра и реляционное исчисление отношений. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). - Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.3.10 Язык SQL Романюк В.В. Язык SQL. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). - Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.4. Актуальная публицистика  
2.4.1. Коннолли, Бегг, Базы данных, 2-е издание.pdf Коннолли Томас. Базы данных. Проектирование, реализация, и сопровождение. Теория и практика [Электронный ресурс] / Коннолли, Томас, Бегг, Каролин. – электрон. дан. –. 3-е издание.:Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 1111 с.: ил. – Парал. тит. англ. Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
2.4.2. История информатики (Гладких) Гладких Б.А. Информатика. Введение в специальность: Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] – Томск: Изд-во научно-техн. литературы, 2002. -350 с., илл. – 1000 экз. Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
       
  Практический элемент
3.1 Основные виды работ
3.1.1 Состав семинарских занятий по модулям и темам Романюк В.В. Состав семинарских занятий по модулям и темам. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
3.1.1 Состав лабораторных работ по модулям и темам Романюк В.В. Состав лабораторных работ по модулям и темам. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
       
3.2 Дополнительные виды работ
3.2.1 Темы курсовых работ Романюк В.В. Темы курсовых работ. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия) Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
3.2.2 Темы рефератов Романюк В.В. Темы рефератов. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
   
  Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации для ассистентов
4.1.1 Методические рекомендации для преподавателей   Романюк В.В. Методические рекомендации для ассистентов при проведении семинарских занятий. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
4.2 Методические рекомендации для студентов
4.2.1 Методические рекомендации по самоподготовке студентов Романюк В.В. Методические рекомендации по самоподготовке студентов к семинару по темам модуля. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия). Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
  Модульно рейтинговая система обучения
5.1. Журнал 2009 ХГУ 17.xls Романюк В.В. Электронный журнал по учёту успеваемости и посещаемости группы №17. – Абакан. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия) Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
5.2. Шкала рейтинговых оценок.doc Романюк В.В. Шкала рейтинговых оценок по дисциплине «Базы данных» по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» в группе №17. – Абакан. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия) Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины
5.3. Методические рекомендации по порядку освоения студентом дисциплины с учётом МРСО.doc Романюк В.В. Методические рекомендации по порядку освоения студентом дисциплины с учётом МРСО – Абакан. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия) Кафедра ИВТ, информационный сервер дисциплины

2. Структура и содержание дисциплины

Дисциплина разбита на пять модулей, входной модуль, три базовых модуля, по числу проводимых в институте «Информатики и телематики» контрольных недель плюс один модуль перед аттестационной сессией, и итоговый модуль.

Входной модуль содержит контроль выявления базовых знаний и умений по предшествующим смежным дисциплинам. Базовые модули содержат основной объём изучаемой дисциплины. Основная задача итогового модуля проконтролировать выполнение студентом всех обязательных для выполнения работ и получения им допуска к аттестационной сессии в установленные графиком учебного процесса сроки.

 

2.1. Тематический план

Таблица 3

Наименование разделов и тем курса Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа студента
Лекции Семинары Лабораторные работы
           
Входной модуль. Входное тестирование.          
Модуль 1.Модели данных для построения информационных систем          
Тема 1.1. Роль БД среди других разновидностей информационных систем          
Тема 1.2. Модели данных первого уровня          
Тема 1.3. Модели данных второго уровня          
Тема 1.4. Пост реляционные модели данных          
Модуль 2. Практическая реализация проекта базы данных          
Тема 2.1. Построение проекта базы данных          
Тема 2.2. Практическая реализация проекта на СУБД MS Access 2003          
Тема 2.3. Защита баз данных          
Тема 3.3. Администрирование проекта базы данных          
Модуль 3. Реляционная алгебра и язык SQL          
Реляционная алгебра и реляционное исчисление          
Язык SQL          
Итоговый модуль.          
Курсовая работа          
Экзамен          
Итого          

Освоение содержания дисциплины «Базы данных» предусматривает чтение лекций по темам раздела, проведение семинарских и лабораторных занятий, выполнение студентом контрольных работ по итогам модуля и защита реферата.

Самостоятельная работа студента включает выполнение под руководством преподавателя курсовой работы, подготовку к контрольным работам и семинарским занятиям, оформление отчётов по лабораторным работам, написание реферата.

В рамках самостоятельного освоения дисциплины студенту предлагается оформить одну самостоятельную работу по определенной теме в виде реферата. Написание реферата не является обязательным видом работ, но позволяет студенту дополнительно повысить свой рейтинг в рамках МРСО.

Тематический план дисциплины, разбитый по модулям и темам, отражен в таблице 3, а содержание теоретических разделов в пункте 2.2. рабочей программы.

 

2.2. Содержание теоретических разделов дисциплины

Теоретические разделы дисциплины распределены на модули, каждый из которых содержит некоторое количество тем. Приведём состав теоретических разделов:

Тема 7. Защита баз данных.

Определение проблем, связанных с защитой баз данных. Основные угрозы, которым может подвергнуться информационная система предприятия. Компьютерные и некомпьютерные средства защиты информационной системы предприятия. Способы защиты информационной системы в популярных системах MS Access и Oracle. Установка пароля. Защита на уровне пользователя. Привилегии. Решение проблем защиты информационных систем в Web. Прокси-сервер. Брандмауэр. Цифровые подписи и сертификаты. Средства защиты Java и ActivX.

Тема 10. Язык SQL.

Язык QBE. Использование QBE в MS Access. Язык SQL. Краткая история создания и стандартизации языка. Особая роль SQL. SQL DML – язык манипулирования данными. Операторы Select, Insert, Update, Delete.Конструкции операторов From, Where, Order By, Group By. Использование диапазонов Between и Not Between. Условия поиска с проверкой принадлежности к множеству In и Not In. Условия поиска с указанием шаблонов Like и Not Like. Использование значений Is Null и Is Not Null. Агрегирующие функции Count, Sum, Avg, Min, Max. Конструкция Having. Подзапросы. Ключевые слова Any, All, Some. Многотабличные запросы. Соединение. Внешние соединения. Левое и правое внешние соединения. Полное внешнее соединение. Ключевые слова Exists, Not Exists. Операции Union, Intersect, Except. Добавление новых данных в таблицу. Конструкции Insert … Values, Insert … Select. Модификация данных в таблице. Удаление записей из таблицы. Оператор Delete. SQL DDL – определение данных. Типы данных. Boolean, Varchar, Char, Bit, Bit Varying, Numeric, Decimal, Integer, Smallint, Float, Real, Double, Precision, Date, Time, Timestamp, Interval, Character, Binary, Large, Object. Средства поддержки целостности. Определение данных. Создание таблиц.Create Table. Модификация определения таблиц. Alter Table. Удаление таблиц. Drop Table. Создание индекса. Create Index. Удаление индекса. Drop Index. Представления. Создание представлений. Create View. Удаление представлений. Drop View. Использование транзакций. Управление доступом к данным. Grand. Revoke.

2.3. Содержание практического раздела дисциплины.

Практический раздел дисциплины обеспечивается лабораторным практикумом и планами семинарских занятий. Оба документа приведены в данном файле с указанием количества часов и рейтинговых баллов, которые студент может набрать на каждом занятии.

Лабораторный практикум

Посещение лабораторных занятий студентом обязательно. За выполнение и защиту лабораторных работ студент может получить до трёх баллов. В случае отсутствия студента во время данных занятий по уважительной причине, студент имеет возможность самостоятельно получить задание на информационном сервере дисциплины. Лабораторные отчёты должны быть выполнены и защищены студентом в полном объёме. При невыполнении данного вида работ студент не может быть допущен к сдаче экзамена по данной дисциплине, вне зависимости от его рейтинга.

Состав лабораторного практикума, разбитый по модулям и работам модуля, приведен в таблице 4. Лабораторное занятие № 6, проводимое в конце второго модуля, отличается от остальных, как по содержанию, так и по его оцениванию. На этом занятии проводится контрольная работа № 2, которая имеет практический характер. Во время данного занятия студент должен показать степень его овладения навыками создания по заданному набору сущностей мини проекта базы данных. Студент, по выданному варианту, должен за это занятие создать требуемую структуру нормализованных таблиц, схему данных, требуемое количество форм и один отчёт. При успешном выполнении и защите данной лабораторной работы студент может получить за неё до пяти рейтинговых баллов, которые зачитываются в рейтинг карте в раздел контрольных работ (КР), а не в раздел оценки лабораторных работ.

Планы семинарских занятий.

Посещение семинарских занятий обязательно. За работу на семинаре студент может набрать максимально до пяти баллов.

В случае отсутствия студента во время данных занятий по уважительной причине, студент имеет возможность самостоятельно получить задание на информационном сервере дисциплины.


Планы семинарских занятий.

Таблица 5

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.064 с.)